Новости восстание в твери против щелкана

Визит в Тверь Чолхана. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды. Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды.

Тверское восстание 1327

Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Князь понимал, что изгнание, а тем паче убийство Щелкана не избавят Тверь от татарского владычества; более того, повлечёт новые разорения. Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. Визит в Тверь Чолхана. 1327. Восстание в Твери против татаро-монгольских завоевателей. Жители Твери восстали против татаро-монгольских угнетателей в 1327 году. Накануне чингизиды зверствовали в городе и довели местное население до точки кипения. Православное восстание в Твери. Впрочем, об этом в третьем очерке, а пока перейдем к эпизоду номер три так никем и не отснятого исторического блокбастера «Москва против Твери»12.

Тверское восстание 1327

Причины и предпосылки Находясь под властью Золотой Орды, жители Руси в целом и города Твери в частности страдали от необходимости постоянно платить высокую дань, подчинятся насилию, проявляемому баскаками, терпеть унижение и боль. Баскаками в то время называли монгольско-татарских воинов, которые производили поборы на русской земле и подавляли местных жителей. В 1326 году великий князь Александр Михайлович, получив от представителя Золотой Орды Узбека ярлык на княжение Владимирское, вступил во власть в тверском княжестве. Спустя время, в город Тверь приехал родственник Узбека — Щелкан, являющийся его двоюродным братом. Также он известен под именем Чолхан.

Хан решил поселиться во дворце Великого князя. Сам князь тверского княжества — Александр Михайлович был вынужден покинуть свой собственный дом. Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие. Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни.

В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве. Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич.

Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя. Вспыхнуло народное восстание в Твери.

Увы, произошло худшее. О предстоящей казни Александру сообщили за три дня. В день своей смерти князь помолился, исповедался, причастился, сделал распоряжение насчёт своей вотчины. По-видимому, он ещё рассчитывал на помилование. Разъезжал на коне, «собирал вести о своей участи», даже посылал к ханше, полагаясь на мягкость женского сердца. Ничего не помогло. Александр и Феодор были убиты, а их тела бояре и слуги привезли в Тверь и «положиша» в соборе Святого Спаса.

Великое княжение осталось за московскими князьями, а Тверью по смерти Александра вновь стал править Константин. Для тверитян это должно было стать сильным ударом... Вскоре Иван Данилович умирает, и великим князем становится его сын Симеон. Вместе с ним и другими князьями Константин ездил в Орду, но на великокняжеский стол не претендовал: своё бы княжество удержать. Как уже было сказано, в Твери Константин княжил тихо и мирно, однако последний год его жизни 1345 г. Видимо, Константин, подобно другим князьям, хотел усилиться и обогатиться за счёт родственников и соседей и начал притеснять вдовствующую княгиню и Всеволода. В чём выражалось это притеснение? Скорее всего, в том, что Константин стал отбирать волости Всеволода, грабить его бояр. Между тем сын Александра не захотел терпеть дядиного произвола и уехал в Москву, к Симеону.

Константин же отправился в Орду, где в то время правил сменивший Узбека Джанибек. Но хан не успел рассудить повздоривших родственников-князей: Константин Михайлович умер в Орде.

Неудивительно, что этому событию русские летописи уделили особое внимание. В 1327 году хан Узбек послал в Тверь собрать дань своего двоюродного брата Чолхана. В народе его прозвали Щелканом Дудентьевичем.

Отцом Чолхана был Дудень, ханский родственник. В 1293 году он разорил 14 русских городов и подошёл к Твери. В 19 километрах от Твери на реке Тьме и сейчас стоит деревня Дуденево, своим древним названием напоминающая о приходе Дуденя.

Тверские жители неоднократно жаловались своему князю Александру Михайловичу и просили защитить их, а тот призывал народ к смирению. Чаша народного терпения переполнилась, и тверичи восстали.

Волнения в городе начались ранним утром по ничтожному, казалось бы, поводу. Татары отняли лошадь у одного дьякона.

Бунт Твери против Орды

На защиту священника поспешили многочисленные жители города. Начался погром иноземцев во всем городе, в результате которого был уничтожены все монголо-татары в Твери, включая самого Хана Щелкана. Он был сожжен заживо во дворце Великого князя Александра. Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия. Ход событий Надо отметить тот факт, что между Москвой и Тверью длительное время существовало соперничество за власть. Золотая Орда использовала в своих политических целях вражду между князьями, постоянно обостряя их противостояние. Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду.

Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов. Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук.

В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города.

Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан.

А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках.

Народный гнев выплеснулся на улицы. Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев. Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу.

Гнев народа Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный.

Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан. К вечеру народ осадил дворец и поджёг его. Сам хан и вся его свита были сожжены заживо.

К утру в Твери не осталось ни одного живого ордынца. Так происходило Тверское восстание 1327. Князь понимал, что мало просто уничтожить татар.

Поэтому начал подготовку к отходу из Твери. Москва Через короткое время вся Русь узнала, что произошло Тверское восстание 1327. Московский князь Калита увидел в этом выгоду.

Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство. Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу. За короткое время он собрал войско.

Ему в помощь хан Узбек выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество.

Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен.

Почти все поселения были разорены. Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии. Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города.

Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там. Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь.

Новый ставленник был двоюродным братом хана Узбека. В русских летописях его чаще всего называют Щелканом. Новый наместник разместился в княжеских палатах. Его люди вели себя нагло, занимались грабежом и избиением местного населения. В городе стали говорить, что Щелкан стремится устранить тверского князя, а самостоятельно править городом. Горожане боялись, чтобы их не принуждали к принятию ислама. Безоговорочным толчком для начала восстания стало столкновение татар с дьяконом Дудко, произошедшее 15 августа 1327. В летописях сказано, что он пошел напоить своего коня на Волгу. Там его подстерег одним из окружения Щелкана, захотевший отобрать у дьякона кобылицу.

Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития. Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время. Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия.

На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были. Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам.

После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей.

Объединенное войско разгромило и разорило Тверское княжество, причем пострадал не только стольный град на Волге, но и окрестности, в том числе Кашин. Вот только и после окончания ордынского ига беды нашего города не закончились. Возможно, вы слышали словосочетание «Государев разгром». Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь. Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь.

Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов. Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время. Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии. Канули в Лету целые слободы вроде Волкуши , а западная часть Затьмацкого посада использовалась в основном в хозяйственных целях, то есть, к примеру, в качестве пахотной земли. А место, где сегодня располагается стадион «Центральный», еще в XVIII веке было известно как «выгон животинный» — попросту пастбище. Бывший «выгон животинный» в апреле 2024 года. Фото: Сергей Савинов Тьма перед рассветом Шли годы, истерзанная Смутой Тверь восстанавливалась, но долгое время была деревянным заштатным городом Русского царства.

Горела в очередных пожарах и получила толчок к развитию, как мы с вами знаем, при Екатерине Великой. Именно тогда Тверь стала вторым в империи городом с регулярной застройкой после Петербурга , а потом и административным центром — сначала наместничества, затем одноименной губернии. Затьмачье же из хаотично застроенной слободы превратилось в регулярный квартал, развивающийся по правилам городских генпланов. Осталось в истории Тверское сражение, прогремевшее в июле 1609 года у стен западного острога — приблизительно в районе нынешних Головинского и Советского валов, а также улиц имени революционера Пухальского и Карла Маркса. Потерялись во времени церкви Параскевы Пятницы, что в Кожевках, и святого Климента. Исчезли затьмацкие монастыри вроде Воздвиженского, который располагался примерно на территории безымянной слободы у западной границы посада. Где-то здесь супостаты атаковали Затьмацкий посад.

Фото: Сергей Савинов Потом наступила еще одна Смута — череда революций, гражданская война, разруха и отчаянная борьба новой советской власти с неугодным прошлым. Борисоглебская площадь возле одноименного храма стала площадью в честь террориста Каракозова, Предтеченское кладбище было уничтожено, и теперь на его месте безымянный сквер, а также окрестные дороги. Безымянный сквер на месте уничтоженного Предтеченского кладбища.

Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря

Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь. Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстания из-за злоупотреблений ордынского сборщика податей, что вызвало очередной ордынский карательный поход.

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

«Повесть о Шевкале» рассказывает о вспыхнувшем в 1327 г. в Твери восстании против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана). Во время восстания Чол-хан был убит и перебиты все ордынцы, находившиеся в это время в Твери. В г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан (Щелкан) пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи.

Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги

Антиордынское восстание в твери, подавленное московским князем иваном калитой В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана.
Тверское восстание — Рувики Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды.
Что, если бы не было Тверского восстания В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия.
Восстание в Твери 1327 года: причины, ход событий, итоги и последствия Иван Калита (1325-1340).

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие.

Это был татарин, принявший христианство. Монголы вторглись на территорию тверского княжения и разорили ее, как и саму столицу.

Тверской князь уехал в Великий Новгород. Разгром повстанцев Восстание получило общенародный характер. Отмечается, что в нем приняли участие все слои народа. Есть мнение, что движение возглавил сам князь Александр Михайлович. Он не предпринимал мер по его усмирению. В результате монголы, Чолхан и его окружение были перебиты. Движение против захватчиков продолжалось в течение осени. Александр Михайлович обратился к другим русским князьям с просьбой поддержать борьбу. Однако на него призыв не откликнулись.

Он участвовал в разгроме тверского восстания против Чолхана. Было отправлено крупное по некоторым сведениям около 50 тысяч человек войско на подавление движения.

Практически все ордынцы были перебиты. Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были.

Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. Тверскую землю по выражению летописца "сделали пусту".

Осенью 1327 года в Тверь прибыл знатный ордынец Чолхан, двоюродный брат хана Узбека. С ним прибыли свита и караван восточных купцов. Он выгнал князя из княжеского дворца и сам в нём разместился. Свита Чолхана вела себя в городе так, как будто захватила его, начались грабежи и избиения горожан.

Кто-то пустил слухи, что Чолхан сам хочет стать тверским князем и обратить своих новых подданных в ислам. Датой начала восстания является 15 августа 1327 года. В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу. Чолхана и его окружение заперли в деревянном княжеском дворце и сожгли. Восстание в Твери 1327 год.

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

Узнав об этом, подался к хану и Калита. Деньгами ли, наветами, но Иван Данилович склонил Узбека на свою сторону. Участь тверского князя была предрешена. Хан, очевидно, опасаясь, что Александр вновь покинет Тверь, приказал звать его «не с яростию и жестокостию, но с тихостью и кротостью». Александру сказали, чтобы он шёл в Орду: «хан сотворит всю волю твою, и ты примешь от него великое княжение и честь велию». Тверской князь, хотя и догадывался о гневе Узбека, в 1339 г. Провожали его княгиня с детьми, епископ и священники, бояре, простые жители. Константин брата не провожал — был тяжело болен. В Орде Александр встретил сына Феодора, раздал ордынским сановникам подарки.

Кто-то из татар говорил, что Александра ждёт великое княжение, другие предрекали ему: «убьет тебя царь». Увы, произошло худшее. О предстоящей казни Александру сообщили за три дня. В день своей смерти князь помолился, исповедался, причастился, сделал распоряжение насчёт своей вотчины. По-видимому, он ещё рассчитывал на помилование. Разъезжал на коне, «собирал вести о своей участи», даже посылал к ханше, полагаясь на мягкость женского сердца. Ничего не помогло. Александр и Феодор были убиты, а их тела бояре и слуги привезли в Тверь и «положиша» в соборе Святого Спаса.

Великое княжение осталось за московскими князьями, а Тверью по смерти Александра вновь стал править Константин.

Но в то же время во второй версии сохраняется вступление к рассказу вполне фольклорного типа, отражавшее носившиеся а народе в связи с приездом Шевкала тревожные слухи. Сохраняется и точная дата события - 15 августа, на праздник Успения. Для этой второй летописной версии о восстании 1327 г. Эта особенность рассматриваемого рассказа позволяет выяснить время его возникновения. Повествование о Шевкале нашло вторичное отражение в том же Тверском сборнике, в его последней части - "Летописце княжения Тферского благоверных великих князей тферьских", составленном по инициативе князя Бориса Александровича3. Задачей этого произведения, возникшего в 1455 г.

Центральной фигурой "Летописца" является князь Михаил Александрович, которому посвящен обширный текст. Приступая к биографии князя Михаила, автор упоминает о его отце, а в связи с этим рассказывает и историю о Шевкале. Шевкал представлен как "притеснитель православного града Твери", "христианский губитель" и "церковный боритель". Александр выступает защитником православия. Напротив, пришедший с татарами "Иван Московский... Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5.

Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века. Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в.

С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту.

Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод.

Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь". Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим".

Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск. Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах.

Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К. Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста. Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг. По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2. Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар.

Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью. Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3.

Одновременно были перебиты все татары, проживавшие в Твери. Эти события были использованы московским князем Иваном I Калитой для устранения своего соперника тверского князя Александра Михайловича. По поручению ордынского хана Иван Калита возглавил карательную операцию, которая жестоко расправилась с тверичанами. Под влиянием нараставшего на Руси освободительного движения золотоордынские ханы отказались от сбора дани откупщиками и баскаками.

Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины.

Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил

Восстание в твери 1327 Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества.
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан).

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Куликовская битва. Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью. Союз с литовским князем Ягайлом и Олегом Ивановичем Рязанским. Повели войска на Русь, а потом вернулись назад ой!

Княжеские дружины и ополчение — в Коломне. Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их. Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там.

Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя. Начало — в 4 утра. Туман рассеялся в 11 утра.

Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского 1360-63 гг. Другим случаем совместного выступления древнерусских княжеств против соперника с привлечением на свою сторону татар стало подавление восстания в Смоленске в 1340 году. В литературе.

Ярлык давал право на сбор дани Тверское восстание — следующий акт этой драмы. Хан Узбек, стремившийся к уравнению конкурентов, в 1326 году отдал ярлык именно Александру. И все шло хорошо, пока в Тверь не приехал с визитом ханский родич Шелкан или Чолхан. Дальше началась типичная средневековая дичь. Чолхан поселился в княжеском дворце, а его законно хозяина выставил, устроив то, что летопись называет «великим гонением на христиан».

Отношения ордынцев с тверичами накалились до предела, а 15-го августа произошел взрыв. Люди Чолхана пытались отобрать кобылу у дьякона Дудко. Возмущенные жители города вступились за своего. Так и началось восстание. Как и положено восстанию, было оно бессмысленным и беспощадным.

Перебили не только людей Чолхана, но просто всех ордынцев, каких нашли, включая постоянно живших в Твери купцов. Самого же Чолхана сожгли вместе с княжеским дворцом. Роль Александра Михайловича в этой истории до конца не понятно. Князь то ли сам все это организовал, то ли присоединился к восставшим лишь тогда, когда понял, что бунт уже не остановить. В любом случае, как говориться в летописи: «сотворена была смута великая».

Иван Калита, узнав о событиях в Твери, поступил в духе своего брата. Князь отправился в Орду, объяснил Узбеку, что в Твери произошел не просто бунт, а полноценный подрыв авторитета Орды и, получив ханское благословение, выступил в карательный поход. Узбек послал на помощь Калите рать Федорчука монгола, принявшего христианство , поддержал Москву и Суздаль. Восстание было подавлено, Александр Михайлович ударился в бега. Митрополит Феогност отлучил мятежного князя от церкви.

Впрочем, это все мелочи по сравнению с главным последствием этой истории. Ярлык перешел к Москве на следующие 33 года. Великокняжеский престол московские правители потеряют лишь в 1360, но всего на три года. Могло ли быть иначе?

Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом".

Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в.

Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года.

Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро.

Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь". Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим". Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск.

Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах. Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К.

Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста. Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг. По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2. Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар.

Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью. Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3. Народное возмущение против татар накапливалось в Твери ещё задолго до восстания 1327 г.

Сообщение летописи о Дюденевой рати 1293 г. Тогда велика бысть печаль Тферичем, понежь князя их Михаила не бяше в земли их, но в Орде, и Тферичи целоваша крест, бояре к черным людем, такоже и черныя люди к бояром, что стати с единого, битися с Татары; бяше бося умножило людей и прибеглых в Тфери и из иных княженей и волостей перед ратью". Тем временем подоспел князь Михаил, и татары, узнав об его прибытии, "не поидыша ратью к Тфери", свернув на Волок. Однако зимой того же 1293 г. Тверь не избежала расправы карательного отряда "царя Токтомеря" хана Тохты за попытку князя Михаила завязать связь с ордой хана Ногзя4. Текст подчёркивает единство низов и боярских кругов города в стремлении сопротивляться татарам; это находит отклик в "Песне о Щелкане", где Борисовичи - тысяцкий Михайло Шетнев вместе с братом - являются участниками расправы над Шевкалом.

Приведённые факты показывают, что в этой напряжённой обстановке в Твери особенно внимательно следили за деятельностью татар. В народных массах слагались рассказы на эту тему. Одно из таких народных сказаний - о баскаке Ахмате - было лаже внесено в великокняжеский свод 1305 г. Естественно, что взрыв народного гнева - восстание 1327 г. По своей форме и стилю "Песня о Щелкане", бесспорно, стоит в начале развития данного жанра русской устной словесности: при краткости и собранности изложения она носит характерные зля былинного эпоса черты повторения, общие места, былинная ритмика, эпический характер повествования об убийстве Шевкала Но вместе с этим её "зачин" уже носит облик исторического ввеления к конкретной тверской теме "Песни" - в обобщённых формулах дано верное определение "старой, богатой Твери" и любовно сохранено родовое отчество героев 1327 г. Борисовичей - тысяцкого Михаила Фёдоровича с братом.

Примечательными и характерными чертами "Песни" являются выраженные в ней глубокий оптимизм и вера в конечную победу над угнетателями. Напомним, что и рассказ, внесённый в Тверскую летопись, заканчивается 1 K. Secret diplomatic history... London 1889.

Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды

Как Тверь попыталась сбросить ордынское иго - Новости по истории России Православное восстание в Твери.
Как Тверь попыталась сбросить ордынское иго - Новости по истории России В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия.
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи.
Бунт Твери против Орды В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий