19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния.
Канун восстания
28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. явилось выступление крестьян в Чем-барском и Керенском уездах Пензенской губернии, распространившееся также и на соседние уезды Тамбовской губернии. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния. 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России.
Крестьянская реформа 1861
3 марта 2021 года - 160 лет отмене крепостного права в России - Российское историческое общество | Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. |
События 1861 года | 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. |
1861, 19 февраля Отмена крепостного права, начало реформ
Нессельроде 1780—1862 , назначенного главой внешнеполитического ведомства еще в 1814 г. С именем этого «живого реликта» связывали многие дипломатические неудачи и провалы царствования Николая Павловича. Завершив войну, перед царем и его правительством встали проблемы внутреннего порядка. Особое место в этом ряду занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Обратите внимание Учреждались различные комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки. Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения отражал волеизъявление всей нации.
Однако некоторая часть дворянства не хотела перемен. Александр II имел возможность превозмочь эти настроения и единым волевым актом перевернуть темную страницу истории. Для этого у него имелось достаточно и сил, и средств. Однако он не хотел этим оскорблять первое сословие, так много сделавшее для монархии и империи. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Это была одна часть проблемы, объясняющая столь продолжительный подготовительный период. Другая диктовалась самой сутью планируемого преобразования, затрагивавшего в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной империи. Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные деятели не из правительственных кругов.
К концу 1860 г. Выступая в Государственном совете при его обсуждении, Александр II сказал, что «счастлив свидетельствовать об этом перед потомством». В феврале 1861 г. Это была великая и благотворная мера. Если бы даже в царствование Александра II больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно бы в памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем. Он пошел на то, на что даже его отец, император Николай I, сильный и властный правитель, не отважился. Важно Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными владельцами земельных угодий. Благополучие первого, или так называемого «благородного сословия», дававшего основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.
Правительство, приступая к выработке преобразовательных мер, стремилось, с одной стороны, предоставить свободу простым «черносошным» крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного существования, а с другой — защитить интересы дворянства. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание «свободных сельских обывателей». Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично к мировым судьям. Совет Помещики сохраняли право на всю принадлежащую им землю, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьян «усадебную оседлость» землю около крестьянского подворья , а также полевой надел сельскохозяйственные угодья за пределами поселений. За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк деньгами или продуктами.
Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми «уставными грамотами», для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года. Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами в которой ведали собрания сельских старост и особые выборные от сельских обществ. На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные управленческие , но и полицейские обязанности. Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права. Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, должна стать их полной собственностью. Обратите внимание Так как большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, то деньги за них вносило государство.
Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предоставлялась возможность погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название «выкупных платежей». Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно общество, а крестьянин не мог бросить просто так свой надел и уехать в другое место. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, так как платежи являлись общей повинностью. Это называлось «круговой порукой». Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили.
Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй. Личная свобода крестьян, полученная в результате реформы, заключалась в следующем: Полностью прекратилась купля-продажа крестьян помещиками. Для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, более не требовалось дозволения помещиков. Крестьяне получили право увольнения из сельских обществ, при условии отказа навсегда от участия в мирском наделе, с соблюдением правил, установленных в местных положениях, и сдачи состоявшего в их пользовании участка земли. В том, что касается пользования наделами — крестьянская реформа не привела к одномоментному изменению положения крестьян, однако создала условия для постепенного прекращения крепостной практики в последующие годы. Первым серьёзным исследованием реформы стал труд историка и врача Александра Скребицкого «Освобождение крестьян в царствование Александра II». В нём автор скрупулёзно собрал и представил все имеющиеся материалы по подготовке реформы. Работа вышла в Бонне в 1860-е годы [28]. В дальнейшем историки, изучавшие крестьянский вопрос, по-разному комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Покровский , вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении в первые годы после реформы ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. Такого же мнения придерживался, например, историк Н. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе. Как указывал историк П. Известный общественный деятель либерального направления Ю. Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 года, означавшие юридическую отмену крепостного права в юридических терминах второй половины XIX в. Иными словами, согласно данному мнению высказываемому, например, историками Б. Литваком и Л. Захаровой , они запустили или ускорили процесс исчезновения крепостного права [31] [32]. Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII века как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин крепостное право появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств Смута 1598 — 1613 годов , экономический кризис, разруха и так далее. Лишь в течение первой половины XVII века окончательно — в Уложении 1649 года крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле [33]. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения конец XVI — начало XVII вв. Соответственно, и после реформы 1861 года, вплоть до 1906 г. Миронов пишет о постепенном ослаблении крепостничества в течение нескольких десятилетий после 1861 года [34]. Выкуп земли[ править править код ] Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н. Рожкова и Дж. Блюма в нечернозёмной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5—6 раз [35] [36]. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 года, включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договорённости с последним. Такой вывод делают, в частности, историки Дж. Блюм [37] и П. Зайончковский [38]. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя. Как писал П. Зайончковский, условия выкупа земли имели «наиболее грабительский характер». Соответственно, по условиям реформы крестьяне были по существу принуждаемы к выкупу земли, которую М. Покровский называет «принудительной собственностью». Как указывает П.
Она создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Законодательное ограничение крепостного права Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права сделал Павел I в 1797 году. Он подписал « Манифест о трехдневной барщине » — об ограничении подневольного труда. В 1803 г. Александр I подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Указ прописывал правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Александр I одобрил проект А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но этот проект реализован не был. Тем не менее в 1816—1819 гг. Однако земельные наделы крестьянам не предоставили. Проекты отмены крепостного права К приходу на трон Александра II 1855-1881 необходимость кардинальных преобразований в жизни страны стала очевидна. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, могла бы способствовать оживлению экономической жизни страны и повышению доходов государства. Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола. Это была треть населения страны. Милютин Николай Алексеевич В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику. Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего. С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Самарин Юрий Фёдорович Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович 19 февраля 3 марта 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Первоначальный текст был составлен товарищем министра внутренних дел Н.
Только так можно было предотвратить ложные слухи и возможные волнения, вызванные ошеломляющей новостью. Специально для этой цели напечатали огромное количество экземпляров манифеста. Так, только лишь для Московской губернии изготовили 4 250 печатных копий для извещения помещиков и крепостных крестьян и еще 3 000 экземпляров для чтения в церквях. Подобным путем надеялись сохранить тишину и спокойствие как в сельских местностях, так и в городах. Реакция у различных представителей населения отличалась. Многие крестьяне плакали при оглашении вести в церквях, а вот городские жители вели себя иным образом.
Дата отмены крепостного права в России
•19 Февраля 1861 года. •19 Февраля 1861 года. С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. Главная» Новости» 19 февраля 1861 года событие.
19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.
Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать.
Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни.
Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет.
Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя.
Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви.
Правда, глава семейства, будучи крепостным, все же имел право заниматься торговой деятельностью. Старший сын Василий обучился строительному делу, превратился в крупного подрядчика. Немалую часть своих доходов он вложил в обучение младших братьев - Александра и Николая. В итоге Александр стал крупным учёным-физиком, профессором Московского университета, который одним из первых исследовал фотоэффект. Через некоторое время эти работы нашли широкое практическое применение.
Николай избрал военную карьеру, дослужился до звания генерал-лейтенанта, участвовал во многих кампаниях. Он был одним из руководителей обороны Шипки, фактически создал болгарскую армию. В Болгарии Столетова при жизни избрали почётным гражданином знаменитого города Габрово. После реформы 1861 года в России начинают развиваться капиталистические отношения, и некоторые из бывших крепостных, наделённые энергией и предприимчивостью, занялись предпринимательством. Скажем, из крестьян Калужской губернии вышли банкиры и владельцы целой сети текстильных фабрик Рябушинские. Рабство существовало по …традиции Попытки отменить крепостное право предпринимались в России на протяжении полутора веков. Об этом задумывался еще Петр Великий. Но император быстро осознал: проводить такую реформу в ситуации, когда у бояр и дворян и так отобраны многие права и привилегии, опасно.
Поскольку это может спровоцировать мощное противостояние. Кстати, основатель Северной столицы пытался также выяснить, когда и каким законом было учреждено само крепостное право? И тут выяснилось, что никакой правовой базы нет: крепостничество в России существует и держится на традиции. Правнук Петра Алексеевича император Павел I ограничил барщинную повинность до трёх дней в неделю. Но многие помещики не подчинялись царской воле, заставляя крестьян горбатиться и по пять, и по шесть, и по семь дней. В Эстляндии крепостничество было упразднено в 1816 году, в Курляндии — в 1817, в Лифляндии — в 1819. То есть, в период правления императора Александра I.
Реформа 1861 года наделила помещиков правом при определении земельных участков отбирать у крестьян, так называемые «излишки». В результате у крестьян осталось только по 3,5 десятины 1 земли на ревизорскую душу 2. До реформы земли было 3,8 десятины. При этом помещики отбирали у крестьян лучшую землю, оставляя тем только неплодородные земли. Самое парадоксальное в реформе 1861 года заключается в том, что дата отмены крепостного права известна точно, но все остальное весьма туманно. Да, манифест формально наделил крестьян землей, но фактически же земля осталась во владении помещика. Крестьянин получал лишь право выкупить тот земельный участок, который назначен ему помещиком. Но при этом сами помещики наделялись правом самостоятельно определять разрешить или не разрешить продажу земли. Выкуп земли Не менее странно определялась и сумма, по которой крестьяне должны были выкупить земельные участки. Эта сумма высчитывалась исходя из оброка, который получал помещик. Например, богатейший вельможа тех лет Шувалов П. Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей.
Но есть один момент. По данным статистики 1860-х годов. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки. Получалось, что мужик работал в минус. При таких условиях, согласно подсчётам тогдашних экономистов, окончательный выкуп земли откладывался до 1955 года. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. Восставшие требовали предъявить "настоящий Манифест государя", который должен был дать "настоящую волю". Не мог же царь-батюшка так нагло обмануть!
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА | В статье раскрывается правовое содержание Крестьянской реформы 1861г., ее причины и последствия для развития российского общества, государства и права. |
Заблуждения и факты о крепостном праве в России | С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. |
Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка | 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. |
Улица 19 февраля
Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г. | В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. |
19 февраля 1861 года - "Бездненское восстание" - Русский Исполин | ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. |
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Падение крепостного права в России: Документы и материалы.
Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе. Как указывал историк П. Известный общественный деятель либерального направления Ю. Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 года, означавшие юридическую отмену крепостного права в юридических терминах второй половины XIX в. Иными словами, согласно данному мнению высказываемому, например, историками Б.
Литваком и Л. Захаровой , они запустили или ускорили процесс исчезновения крепостного права [31] [32]. Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII века как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин крепостное право появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств Смута 1598 — 1613 годов , экономический кризис, разруха и так далее. Лишь в течение первой половины XVII века окончательно — в Уложении 1649 года крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле [33]. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения конец XVI — начало XVII вв.
Соответственно, и после реформы 1861 года, вплоть до 1906 г. Миронов пишет о постепенном ослаблении крепостничества в течение нескольких десятилетий после 1861 года [34]. Выкуп земли[ править править код ] Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н. Рожкова и Дж. Блюма в нечернозёмной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5—6 раз [35] [36].
Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 года, включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договорённости с последним. Такой вывод делают, в частности, историки Дж. Блюм [37] и П. Зайончковский [38]. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.
Как писал П. Зайончковский, условия выкупа земли имели «наиболее грабительский характер». Соответственно, по условиям реформы крестьяне были по существу принуждаемы к выкупу земли, которую М. Покровский называет «принудительной собственностью». Как указывает П.
Зайончковский, за пользование помещичьей землёй «временнообязанные крестьяне» были обязаны отрабатывать барщину или платить оброк, которые даже выросли по итогам реформы в расчёте на десятину земли крестьянина. Они не имели права отказаться от предоставленного им помещиком надела и соответственно, от «феодальных повинностей» по крайней мере, в первые девять лет. В последующие годы отказ от земли был ограничен рядом условий, затруднявших осуществление этого права [41]. А после 1881 года выкуп земли и вовсе стал обязательным. Лосицкого, всего порядка 5,262 млн десятин , которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежавших выкупу.
Как указывал Н. Рожков, раздел земли был специально проведён помещиками таким образом, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землёй от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов… [В результате] они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях» [42]. Покровский , — луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определённое количество десятин» [43]. В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, указывал историк, эта практика отрезков описывалась как повсеместная — практически не было помещичьих хозяйств, где бы не существовало отрезков. В одном примере помещик «хвастался, что его отрезки охватывают, как кольцом, 18 деревень, которые все у него в кабале; едва приехавший арендатор-немец в качестве одного из первых русских слов запомнил atreski и, арендуя имение, прежде всего справлялся, есть ли в нём эта драгоценность» [43].
На то же значение отрезков как результата крестьянской реформы указывал П. Зайончковский [44].
В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.
Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную. Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин. Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин.
Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории.
Дата отмены крепостного права в России
19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. Крестьянская реформа 1861 года отменила крепостное право. 19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.