Новости александр невский святой

В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск. Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? Государственный Эрмитаж начал передачу раки святого благоверного князя Александра Невского РПЦ.

Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского

В пятницу 6-й седмицы Великого поста, 26 апреля 2024 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невкой Лавры епископ Кронштадтский Вениамин, совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Современные чудеса святого Александра Невского

Александр восстал из гроба и стал невидим. После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. В 1491 году, во время владимирского пожара, сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но мощи Св. Александра, в это время уже местно прославленные и перенесённые из гробницы в открытую раку, у которой совершались многие чудеса, сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась нетронутой. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир.

Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено. Александра Невского были изъяты из Троицкого собора Александро-Невской лавры и возвращены в собор лишь в 3 июня 1989 года. Александра с 1790 по 1922 год, были возвращены монастырю Эрмитажем и помещены в верхнем храме Благовещенской церкви лавры, посвященном святому князю Александру Невскому. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому.

Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Тропарь блгв. Александру Невскому, глас 4-й Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений, Егоже моли спасти град сей, и державе Российстей богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим. Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга.

Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем.

Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море.

Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».

Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось?

Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила! Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России».

Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! Разделяете ли Вы данную оценку и, если да, чем она обусловлена? Семен Борзенко Уважаемый Семен, мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так св. Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной Церкви, в его честь совершаются торжественные богослужения. Впрочем, Церковью почитаются и другие святые князья, например — Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого». Полагаю, что такое именование могло быть также усвоено князю потому, что он при жизни благоволил к Церкви и покровительствовал ей. Вы сами, лично голосовали на сайте Имя России?

За Александра Невского или еще за кого-то? Dew К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остаётся времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя России», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону. Потомков Рюрика разгромил 1241 , борясь за власть в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал 1252 , собственноручно новгородцам глаза выцарапывал 1257. Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану? Иван Незабудко Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св. Александр — тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом.

Это и политическая обстановка в государстве — вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму. Что касается приводимых Вами фактов из жизни св. Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более — дать им однозначную оценку. Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существуют много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В. Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией — «додумал» то, чего на самом деле не было.

Так считал, в частности, Н. Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес Хану, что менший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, дает им только часть дани и проч. История государства Российского. Многие историки сегодня склонны придерживаться иной, нежели Татищев, точки зрения. Андрей, как известно, проводил независимую от Батыя политику, опираясь при этом на соперников хана. Как только Батый взял власть в свои руки, он тотчас разделался со своими оппонентами, отправив отряды не только на Андрея Ярославича, но и на Даниила Романовича. Мне неизвестен ни один факт, который мог хотя бы косвенно свидетельствовать о том, что почитание святого Александра Невского является поводом для церковного раскола. В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других Поместных Православных церквях. Наконец, не будем забывать, что, принимая решение о канонизации того или иного человека, Церковь учитывает такие факторы, как молитвенное почитание народом и совершаемые по этим молитвам чудеса.

И то, и другое во множестве имело и имеет место в связи с Александром Невским. Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то, и особенно другое присутствовало в жизни благоверного князя, как присутствовало и в жизни таких грешников, ставших святыми, как Мария Египетская, Моисей Мурин и многие другие. Уверен, что если Вы внимательно и вдумчиво прочитаете житие святого Александра Невского, то поймете, почему он был причислен к лику святых. Как Русская Православная Церковь относится к тому, что князь Александр Невский выдал на расправу татарам своего брата Андрея и угрожал войной сыну Василию? Или это так же соответствует канонам, как освящение боеголовок? Алексей Караковский Алексей, в первой своей части Ваш вопрос перекликается с вопросом Ивана Незабудко. Что же касается «освящения боеголовок», то мне неизвестен ни один подобный случай.

Церковь всегда благословляла своих чад на защиту Отечества, руководствуясь заповедью Спасителя. Именно по этим причинам с древних времен существует чин освящения оружия. Мы за каждой Литургией молимся о воинстве нашей страны, понимая, сколь тяжкая ответственность лежит на людях, с оружием в руках стоящих на страже безопасности Отечества. Не получается ли так, Владыка, что выбирая Невского Александра Ярославича мы выбирем миф, кинообраз, легенду? Уверен, что нет. Александр Невский — это совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Исторические источники позволяют нам достаточно определенно узнать о его жизни и деятельности. Конечно, за время, прошедшее со дня кончины святого, людская молва привнесла в его образ некий элемент легенды, что лишний раз свидетельствует о том глубоком почитании, которое всегда воздавалось князю русским народом, но, убежден, этот оттенок легенды не может служить препятствием к тому, чтобы мы сегодня воспринимали святого Александра как реальный исторический персонаж. Уважаемый Владыка.

На какие, на Ваш взгляд, качества русского героя святого благоверного Александра Невского могла бы обратить внимание, а, по возможности, и перенять их нынешняя российская власть? Какие принципы управления государством актуальны и по сей день? Виктор Зорин Виктор, святой Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти — это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством. Уважаемый Владыка, ответьте, близок ли Александр Невский душам людей нынешней современной России, а не только Древней Руси. Особенно нациям, исповедующим Ислам, а не православие? Сергей Крайнов Сергей, я уверен в том, что образ святого Александра Невского близок России во все времена.

Несмотря на то, что жил князь несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны? Разве могут они быть присущи только православным и быть чуждыми мусульманам, буддистам, иудеям, которые с давних пор мирно, бок о бок проживают в многонациональной и многоконфессиональной России — стране, никогда не знавшей войн на религиозной почве? Что же касается собственно мусульман, то приведу Вам лишь один пример, который говорит сам за себя — в передаче «Имя России», показанной 9 ноября, прозвучало интервью мусульманского лидера, который выступил в поддержку Александра Невского потому, что именно святой князь заложил основы диалога востока и запада, христианства и ислама. Имя Александра Невского равным образом дорого всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальной или религиозной принадлежности. Почему Вы решили принять участие в проекте «Имя России» и выступить в роли «адвоката» Александра Невского? На Ваш взгляд, почему сегодня большинство людей выбирают именем России не политика, учёного или деятеля культуры, а именно святого? Вика Островерхова Вика, к участию в проекте в качестве «защитника» Александра Невского меня подвигли сразу несколько обстоятельств. Во-первых, я убежден в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России.

В своих выступлениях я многократно аргументировал свою позицию. Кто, как не святой, может и должен быть назван «именем России»? Святость — это понятие, не имеющее временных границ, простирающееся в вечность. Если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно. Во-вторых, этот святой очень мне близок. Мои детство и юность прошли в Петербурге, где почивают мощи святого Александра Невского. Мне посчастливилось иметь возможность часто прибегать к этой святыне, молиться святому князю в месте его упокоения. Во время учебы в Ленинградских духовных школах, которые находятся в непосредственной близости от Александро-Невской лавры, все мы, тогдашние студенты, явно ощущали благодатную помощь, которую Александр Невский оказывал тем, кто с верою и упованием призывал его в своих молитвах.

У мощей святого князя я получил рукоположение во все степени священства. Поэтому с именем Александра Невского у меня связаны глубоко личные переживания. Уважаемый Владыко! Проект называется «Имя России». Впервые слово Россия прозвучало через без малого 300 лет после успения князя! При Иоанне Грозном. Так какое отношение к России имеет Св. Александр Невский? Самое непосредственное.

В своем вопросе Вы затрагиваете принципиально важную тему. Кем мы считаем себя сегодня? Наследниками какой культуры? Носителями какой цивилизации? С какого момента истории должны мы отсчитывать своё бытие? Неужели только лишь со времен правления Иоанна Грозного? От ответа на эти вопросы зависит очень многое. Мы не имеем права быть иванами, не помнящими своего родства. История России начинается задолго до Иоанна Грозного, и достаточно открыть школьный учебник истории для того, чтобы в этом убедиться.

Это первый этап: музей передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег в Лавру. Остальной комплекс гробницы будет передан после завершения реставрации.

День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

Реликвия попала в Эрмитаж в 1920-е годы во время изъятия церковных ценностей советским правительством. Гробница была изготовлена по указу императрицы Елизаветы и ранее находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, оставив княжить своего сына Александра в Новгороде. Князь Александр возглавил русские войска в борьбе с монгольской ордой. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера.

За эту победу народ назвал князя Александра Невским. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. За свою жизнь Александр Невский не проиграл не одного сражения. Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель.

Православная Церковь прославила князя за служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний. Князь нашел дипломатические способы избежать войны с монголо-татарами, однако от мира и предложения союза от крестоносцев отказался.

Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович направил возглавить сопротивление своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре уже побеждавшего с их войсками Александра. Князь выбивает крестоносцев из новгородской крепости Копорье, входит в захваченный ими Псков, освобождает только что потерянную Псковскую землю, а затем переносит войну на территорию противника.

Там, на берегу Чудского озера, разыгрывается главная битва кампании — Ледовое побоище, исход которой не оставляет шансов ордену. Русские и западные источники разнятся в описании сражения, но согласны, что крестоносцы оставили поле боя, а Александр возвратился в русские княжества с победой, имевшей долгосрочные последствия: на обозримое будущее нападения ордена прекратились. Именно практический итог выигранной Александром войны важнее деталей о Ледовом побоище, восстановить которые спустя столетия практически невозможно. Западные и русские свидетельства находятся в непримиримом противоречии между собой: согласно первым, жизни на озерном льду лишились 26 рыцарей, согласно вторым — 400, что значило бы: после встречи с русскими орден потерял большинство своих воинов.

Иностранные авторы, отдавая предпочтение латинским хронистам, ставят значение битвы под сомнение. Но невозможно оспорить главное достижение Александра — изгнание крестоносцев из Пскова и освобождение территорий, по своей площади сравнимых с западноевропейским королевством. Победив ливонцев, как до того шведов, князь возвратился на родину с триумфом. Матерь римская Политика Александра во второй половине 1240-х привела к его канонизации православной церковью как защитника восточного христианства — на языке средневековой культуры благоверного князя.

Это значило: в ходе переписки с папой Иннокентием IV, убеждавшим его принять католицизм, Александр от этой возможности отказался. Предложение папа делал ему в таких словах: "Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому". Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы Александр ответил не сразу. Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием - принял католицизм перед смертью: "Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника.

И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни". Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде.

Основные торжества, по традиции, пройдут 12 сентября. День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 1724 год - день Ништадтского мира 1721 год закреплен в городском законе «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге». Дополнительное чтение на портале «Культура Петербурга»:.

«Александр Невский – Святой защитник Отечества»

Святой Александр Невский занимает особое место как покровитель нашей страны и законной власти, как великий пример жертвенного служения народу. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. её земли и культуры.

Современные чудеса святого Александра Невского

Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? - Узнай Россию Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора.
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых последние новости сегодня на
ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Барнаула Алтайская митрополия Русская Православная Церковь Московский Патриархат Россия православие молодежь Слово батюшки миссионер религия.
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)».
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель.

Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы

Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат.

Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.

Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».

Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол.

После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского.

Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью.

Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением.

Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам.

Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж.

Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена.

В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке.

Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь.

Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!

Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.

Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.

Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению.

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью.

По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов.

Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей.

Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться.

В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так!

Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании.

Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя.

Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.

Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь.

И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств.

Состоялись два крестных хода: большой общегородской по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора до площади Александра Невского и малый — с мощами святого из Александро-Невской церкви Лавры на площадь Александра Невского, где установлен памятник небесному покровителю Петербурга. Кульминацией православного праздника сегодня стала церемония освящения саркофага Александра Невского, который до этого находился в Эрмитаже.

Непосредственно рака с мощами Работа представляет собой пятиярусную пирамиду, на которой изображены сам Александр Невский и барельефы со сценами из его жизни. Также в ансамбль входят два пьедестала с военными трофеями и два подсвечника. Старую, малую, раку поместили внутрь новой. Батальные барельефы на раке Рака была не только святыней для верующих, но и важной достопримечательностью города, на которую обращали внимание иностранные путешественники. Раку вскрыли и передали в Эрмитаж в советское время Демонтаж изголовья раки в 1922 году Общественное достояние После революции, в 1922 году, в рамках антирелигиозной кампании и изъятия церковных ценностей гробницу Александра Невского публично вскрыли. Чиновники рассчитывали не только изъять драгоценности, но и развеять чудотворный ореол вокруг раки.

Саму же серебряную конструкцию и вовсе хотели отправить на переплавку. Вывоз из Александро-Невской лавры церковных ценностей на фото малую раку достали из большой Общественное достояние Однако музейные работники убедили большевиков сохранить раку как памятник мирового художественного значения, и ее передали в Эрмитаж, где она и находилась в постоянной экспозиции с перерывом лишь на эвакуацию во время Второй мировой войны. Сами мощи после революции были переданы в музей религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе Петербурга, но в 1989 году возвращены в Александро-Невскую лавру.

Сен 12, 2023 Библиотека , Святыни Икона святого благоверного князя Александра Невского хранится в алтаре монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы и выносится для всеобщего поклонения в дни празднования памяти святого. Она передана обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря. С самого начала княжения ярко проявились черты его характера — благоразумная твердость, рассудительность и в то же время милосердие и обходительность в обращении с людьми. Князь был очень красив внешне, что удачно сочеталось с его внутренней красотой: иностранные посланники называли этого русского князя вторым Иосифом Прекрасным. Он принял благословение на ратное и княжеское служение от епископа Симона Суздальского. В пятнадцать лет Александр становится князем вольного и свободолюбивого Новгорода. В самом начале княжения Александра Ярославича с Запада двинулись на Русь рыцари-крестоносцы, стремившиеся захватить русские земли и «огнем и мечом» обратить Русь в католичество.

Рыцари пользовались тем, что на Русь с Востока наступали несметные монгольские орды.

Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев

Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы Государственный Эрмитаж начал процедуру перемещения гробницы Благоверного Князя Александра Невского в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где рака будет соединена с мощами святого.
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее.

С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского

При императоре Петре I святой Александр Невский был прославляем прежде всего как непобедимый полководец, а не как «инок Алексий», каким его изображали ранее. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов.

Современные чудеса святого Александра Невского

Состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию в 2024 году 300-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Святой благоверный князь Александр Невский за свою короткую жизнь сделал так много для Руси, что этого с лихвой хватило бы на несколько жизней. Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение.

Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра

Эта победа не только защитила на долгие годы Русь от посягательств с Запада, но и обеспечила независимость Русской Православной церкви и русского народа от римской католической церкви. В выборе приоритетных направлений внешней политики Князь Александр Невский проявил себя как прозорливый государственный деятель, одаренный полководец и дипломат. Жестко пресекая попытки западных государств завоевать Русь и уничтожить православную веру, Князь заложил основы приемлемых взаимоотношений с Золотой Ордой, правители которой не посягали на духовное достояние русского народа. Благодаря Александру Невскому Русь была избавлена от жестоких монголо-татарских набегов и это явилось началом пути к освобождению от монголо-татарского ига. Князь Александр Ярославич Невский всегда благоговейно почитался русским народом. В этот период Россией правили три Императора, небесным покровителем которых являлся святой благоверный Князь Александр Невский.

Во времена язычества князь Александр проповедовал православную культуру. Умер великий князь 27 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду. Где находятся мощи святого Через неделю после смерти, 6 декабря 1263 года тело Александра Невского похоронили в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. Только через более чем 100 лет, мощи Александра Невского были открыты для местного поклонения. Хранятся мощи Александра Невского в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. О чем молятся Александру Невскому 12 сентября в Санкт-Петербурге, каждый год проводится величественный крестный ход, который посвящен Александру Невскому. На это событие собираются тысячи верующих, как местных, так и паломников. Это символизирует глубочайшее почитание этого святого в нашей Имперской столице, одним из Небесных покровителей которой является именно благоверный князь Александр Невский, в схимническом постриге — Алексий. Люди верят, что Александр Невский является охранников и защитником северных и восточных границ Российского государства.

В 1242 году немецкие рыцари захватили Псков. Выступив в зимний поход, Александр освободил этот древнерусский город, называемый Домом Пресвятой Троицы. А весной 1242 года, 5 апреля, он дал сражение рыцарям Тевтонского ордена на льду Чудского озера, где наголову разбил их войско. После Ледового побоища о русском князе Александре заговорил весь мир. Таким образом, Русь была ограждена с запада. В эти годы страшного порабощения Руси монголо-татарскими ордами святой князь умел оградить свои владения и с востока, спасая подданных от гнева раздраженных татар. И скончался он, возвращаясь из четвертого изнурительного путешествия в Сарай — столицу Золотой Орды. Нетленные мощи благоверного князя Александра были открыты в 1380 году, перед Куликовской битвой, и тогда же установилось местное почитание святого.

Ранее Минкультуры подписало соответствующий приказ о передаче гробницы. Изначально она находилась в Свято-Троицком соборе лавры. В Эрмитаж ее передали в 20-е годы прошлого столетия, когда советское правительство изымало церковные ценности. Гробницу, на изготовление которой потратили порядка полутора тонн серебра, вовсе хотели отправить на переплавку. Но представителям Эрмитажа и Русского музея удалось отстоять памятник искусства. Теперь экспонат доступен для всех прихожан церкви.

Благодарные потомки

  • Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
  • Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
  • Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? - Узнай Россию
  • 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского
  • Обращение к зрителям после завершения гостиной
  • Благоверный князь Александр Невский | 05.12.2023 | Московский Данилов монастырь

Первый шаг к возвеличиванию

  • Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
  • Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
  • Где находятся мощи святого
  • С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского

Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Жестко пресекая попытки западных государств завоевать Русь и уничтожить православную веру, Князь заложил основы приемлемых взаимоотношений с Золотой Ордой, правители которой не посягали на духовное достояние русского народа. Благодаря Александру Невскому Русь была избавлена от жестоких монголо-татарских набегов и это явилось началом пути к освобождению от монголо-татарского ига. Князь Александр Ярославич Невский всегда благоговейно почитался русским народом. В этот период Россией правили три Императора, небесным покровителем которых являлся святой благоверный Князь Александр Невский. Более ста лет во имя святого Князя воздвигались храмы с благодарением и молитвой о небесном заступничестве, о мире и благоденствии российского народа. Это событие происходило в третью годовщину заключения Ништадтского мира, установившего «вечный ненарушимый мир на земле и воде… истинное согласие» между Россией и Швецией.

Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. Архимандрит Гавриил Бужинский впоследствии епископ Рязанский , составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Более ста лет во имя святого Князя воздвигались храмы с благодарением и молитвой о небесном заступничестве, о мире и благоденствии российского народа. Это событие происходило в третью годовщину заключения Ништадтского мира, установившего «вечный ненарушимый мир на земле и воде… истинное согласие» между Россией и Швецией. Святой благоверный Князь стал небесным покровителем города, защитником Отечества и российской государственности, а перенос его мощей освятил преемственность государственной власти от Рюриковичей к Императорскому Дому Романовых. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Его кавалерами являлись видные государственные деятели России и зарубежья, таким образом, с именем святого благоверного Князя укреплялось дружественное общение между Россией и иностранными государствами. В год 800-летия со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля Фондом "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" была подготовлена передвижная стендовая выставка "Святой благоверный Князь Александр Невский - небесный покровитель русских Императоров".

Благодаря железной дороге поселок довольно быстро разросся до масштабов города. В 1995 году жители Кривощеково начали ходатайствовать о строительстве в поселке большой церкви, которая сразу была задумана как храм-памятник императору Александру Миротворцу, почившему годом раньше. И освятить ее собирались во имя небесного покровителя императора святого благоверного князя Александра Невского. В связи с этим Кривощековский поселок даже начали называть Александровским — по одним сведениям в честь усопшего императора, по другим — во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра Миротворца. Однако вскоре жители поселка подали прошение Томскому губернатору о переименовании поселка в Ново-Николаевский — в честь нового Государя Императора Николая II, спустя годы канонизированного Русской Православной Церковью в лике страстотерпца. Строительство церкви шло высокими темпами. Уже в 1899 году огромный по тем временам поселковый храм — 24 метра в высоту! Это было вообще первое каменное здание в поселке. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Ново-Николаевск-Новосибирск имеет сразу трех небесных покровителей — святого князя Александра Невского, святого Царя-страстотерпца Николая II и святителя Николая Чудотворца, в честь которого был назван последний российский император. И кстати, в правом пределе собора находится особо чтимая прихожанами икона святителя Николая Чудотворца афонского письма. И вот что в связи с этим интересно. В 1937 году собор был закрыт. Новосибирский облисполком передал здание собора в пользование Новосибирскому епархиальному управлению в 1989 году. Храм находился в плачевном состоянии, предстоял большой объем реставрационных работ. В 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находившийся в это время в Новосибирске с Первосвятельским визитом, совершил полное освящение восстановленного собора. В храме начались регулярные богослужения. Однако Церкви собор вернули значительно позже. Безвозмездная передача в собственность Новосибирской митрополии здания собора и прилегающую к нему территорию состоялось только в 2012 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий