Спектакль Беркович и Петрийчук ставился с воспитательный целью и призывал к примирению, а в словах Силантьева эксперты видят чуть ли не предвестие еврейских погромов. Ксению Собчак обрадовала новость о том, что обвинённую в оправдании терроризма Женю Беркович привезли проститься с умершей бабушкой Ниной Катерли. Режиссерка и руководительница театра «Дочери СОСО» Женя Беркович в тридцать четыре года неожиданно для себя стала мамой двух девочек-подростков.
Вплотную занялись театральной тусовочкой: «режиссёрке» грозит срок за оправдание терроризма
Издание «Новая газета» запустило петицию в поддержку режиссерки Жени Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук, задержанных 4 мая по делу об оправдании терроризма из-за спектакля «Финист — Ясный сокол». 31 июля Мосгорсуд отклонил апелляции Беркович и Петрийчук, оставив в силе решение суда о продлении ареста. 5 мая Замоскворецкий суд постановил арестовать на два месяца режиссера Женю Беркович. Ксению Собчак обрадовала новость о том, что обвинённую в оправдании терроризма Женю Беркович привезли проститься с умершей бабушкой Ниной Катерли. Стихотворение «Февраль» опубликовано Женей Беркович 3 февраля 2023, премьера песни на состоялась 27 февраля 2023 на концерте в «Гнезде глухаря» в Москве. Хамовнический районный суд Москвы на заседании 30 июня продлил арест режиссёра Жени Беркович Евгения Беркович и драматурга Светланы Петрийчук до 10 сентября.
Социальные сети публикуют стихи Жени Беркович*, написанные в СИЗО
Женя Беркович: «Место, где ты родился, уже не свято». Биография театрального режиссера Жени Беркович: образование и творчество, постановки спектаклей, театральный проект «Дочери Сосо». Режиссерку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук подозревают в «оправдании терроризма». Режиссерка Женя Беркович — о насилии в театре, феминитивах и приемных детях. Беркович стала известна, когда удочерила двух девушек-подростков, но не скрывала любовь к стакану.
Театр одного абсурда: в деле Беркович и Петрийчук возник антисемитизм
Мы затормозили и сделали спектакль достаточно комфортным. Всех всё устраивает, никто не ругается, гораздо меньше получилось людей расковырять, чем хотелось даже. У нас, вообще, недопуримшпиль. Если делать по-настоящему, то там должна быть очень жёсткая политическая сатира. Я два года назад оказалась на Пурим как раз в Тель-Авиве и просто офигела: никакой гей-прайд или карнавал в Рио-де-Жанейро рядом не стояли. Даже собаки в костюмах. Я спрашивала, есть ли у них какие-то табу насчёт костюмов: конечно, в Гитлера никто не оденется, насколько я поняла, но в остальном полный треш, даже в детских садах. А уж если говорить про традиции подпольного пуримшпиля, в Советском Союзе в том числе, то там Ахашверош, например, был Брежневым. Если бы мы делали на полную, то надо было Путина с Жириновским изображать. А какую реакцию тебе бы хотелось от них получить?
Мне хочется, чтобы люди говорили не «Надо, чтобы это не повторилось», а «Надо, чтобы это не повторялось». Оно уже повторилось, и повторилось, и повторилось, и повторилось, и каждый день повторяется. Там было ужасно, это очевидно, но всё продолжается. Мы живем этой 75-летней победой, как будто всё, всех фашистов наказали, теперь ничего страшного не происходит. С тех пор уже был десяток войн, жертв, геноцидов, катастроф. Не говоря уже о бытовом национализме и ксенофобии. Должны ли, на твой взгляд, быть какие-то правила здесь? Начнём с того, что извиняться — это хорошо. Кажется, никому ещё не было плохо от того, что он сказал: «Ладно, мы были неправы и больше так не будем, простите».
Меня удивляет, что все вокруг кричат про новый этический рейх , мол, придут злые одноногие чернокожие лесбиянки, всё нам запретят и заставят за всё извиняться. Возможно, где-то такая страшная угроза и существует, но не в том мире, где я живу. У нас, наоборот, проблема, что никто не умеет извиняться, всегда этого избегает до последнего, никогда не чувствует ни своей вины, ни своих ошибок. В России ещё часто говорят про какие-то извинения, что они неискренние. Да не надо искренние! Нужно просто всем подумать головой — от государства до маленького цветочного ларька. Вот они тебе продали фиговые цветы, ты им пишешь сообщение. В этот момент они не должны вступать с тобой в сложные личные отношения. Им просто стоит сказать: «Уважаемая Алина, нам очень жаль.
К сожалению, мы не проследили за качеством нашего продукта, вот вам промокод на следующую покупку. Мы отправим вам букет и постараемся больше так никогда не делать». Может, они в это время сидят у себя в кабинете и кидают дротики в твой портрет. Зато в итоге всем будет лучше. Мне кажется, нужно сначала научиться признавать свои ошибки, а потом уже разбираться, погибнем ли мы в этическом рейхе. Я часто слышу мнение, что это как раз и есть их промокод и это унизительно. Например, тех, кто уезжал в 1990-е. То же самое с этническими немцами, которых вообще-то совсем не они у нас тут уничтожали. Это опять же про какое-то дополнительное добро.
Всё, зло уже случилось, теперь нужно производить добро дальше.
Актриса Юлия Ауг добавила, что задержания связаны со спектаклем «Финист ясный сокол», который Беркович поставила по сценарию Петрийчук в 2020 году. Спектакль «Финист ясный сокол» посвящен женщинам, которые решили «виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию». В основе постановки использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В 2022 году спектакль получил «Золотую маску» — главную государственную театральную премию — в номинациях «Лучшая работа драматурга» и «Лучшая работа художника по костюмам». Еще раз: лауреат высшей государственной театральной премии, — написала Ауг.
Не пастор, не лидер, не вечный завет нам, Не речь нам, не меч нам, Что делать с тобою, таким неприметным, Таким безувечным, Ты создан ни мужем, ни девой, ни тенью, И что ты принёс нам, Кому ты тут нужен, что толку в значенье Твоём переносном, Когда мы готовы к горящим машинам, И к танкам, и к бою, Чего тебе надо, что делать, скажи нам, Что делать с тобою, Ведь все, что ты знаешь, Бездарный, безлирный,.
Могу только материться от отчаяния и писать этот текст. Ты чудесная. Прости, что учил вас не быть ссыкливыми блядями, а быть художниками. Это сейчас считается преступным. Если убийцам говорить, что они убийцы, то они, конечно, ответят… Вот уже ответили. Не будем тешить себя иллюзиями, Жень. Все ху.. Он кровавый и преступный. И гордится, и кичится своей кровавостью. Доносчики подняли голову, мерзавцы получили право голоса. Их время, Женя. И нам ничего с этим не поделать, придется просто ждать. Но даже это слово не может описать то, во что превратили эти мерзавцы нашу страну. Страну, которую ты, Женька, и твои соратники бесконечно любите и за которую вы страстно боролись и боритесь до сих пор, оставаясь в ней и продолжая говорить правду. Ты будешь держаться, я знаю, ты сильная. Тебе надо пройти через ад, а потом будет легко. Вот все так и есть — сначала больно, очень больно, а потом — легче. Вера в то, что ты права и ни в чем не виновата, спасает в самом кромешном аду.
На арест "Жени" "Беркович"
А в апреле 2022 года были подведены итоги главной государственной театральной премии страны — «Золотая маска». В двух из них постановка победила, Светлана Петрийчук и Ксения Сорокина стали лауреатами «Золотой маски». К вечеру 4 мая драматург Светлана Петрийчук была задержана в аэропорту Внуково — и тоже из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Обеих доставили для допроса в следственное управление Центрального административного округа Москвы, где они стали подозреваемыми по делу об оправдании терроризма статья 205. RU По словам адвоката Петрийчук Юлии Кузнецовой, из материалов дела следует, что 27 января 2023 года было проведено некое лингвистическое исследование, причем не текста пьесы «Финист Ясный Сокол» или спектакля, а опубликованного на YouTube-канале «Независимый фестиваль Любимовка» в 2019 году видеоролика с читкой этой пьесы. Видеоролик снабжен дисклеймером, в котором говорится, что «на фестивале современной драматургии "Любимовка" пьесы представляются в авторской редакции, а дискуссии ведутся открыто и без цензуры». Зрителя предупреждают, что в записи читки пьесы могут содержаться ненормативная лексика, описание сцен секса и насилия, а религиозные, социальные или политические темы могут «подаваться в конфликтном ключе». За три года этот ролик посмотрели 3600 раз. В январе до него добрались эксперты из Московского государственного лингвистического университета, чтобы провести лингвистическое исследование. Имена экспертов в постановлении не уточняются, текст экспертизы от 27 января адвокату не предоставили. Но в материалах дела, по словам Юлии Кузнецовой, содержится другой, не менее любопытный документ, датированный 3 мая 2023 года.
Это «комплексная деструктологическая экспертиза».
И себя. С другой стороны, если бы я была со всем опытом, который есть сейчас, я бы в это просто не вписалась. То было абсолютное слабоумие и отвага. Мы туда прыгнули.
Мариэтта, бедная, до сих пор, по-моему, не оправилась, на ней, помимо эмоционального, творческого и так далее, висела административная часть. Должны были летом проводить, но и хорошо, что нет, уже не было никаких сил и ресурсов. Через какое-то время надо будет к этому вернуться, хорошо все переосмыслив. Это один из самых крутых, счастливых, потрясающих опытов в моей жизни. У нас пять детей в семьи попали после этого проекта — ну ни хрена себе, ты сделал театральный проект, после которого люди нашли маму и папу.
У нас был потом фестиваль в Москве в сотрудничестве с фондом «Арифметика добра» благотворительный фонд помощи детям-сиротам. ТД , там был день, когда приезжали к ребятам знакомиться кандидаты в приемные родители. Мы их звали на спектакль — ты можешь прийти посмотреть на ребенка, не вгоняя его в жуткий стресс. Ты пришел как зритель, он понятия не имеет, кто там в зале сидит, нет этого ужаса котят на выставке. Как это вышло?
Там была маленькая девочка Кира, которая совершенно попала мне в сердце. Я была уверена, что не буду тем человеком, который ездил-ездил [в детские дома], а потом взял [приемного ребенка], казалось, я по-другому устроена. Я понимала, что рано или поздно стану приемной мамой, но вообще не сейчас. Через год мы решили поискать ей семью. Нашлась мама, которая ее взяла, в этой семье еще была одна девочка Аня, тоже приемная.
Кира и Аня не сестры, но вместе были в одной семье. Буквально через несколько месяцев приемная мама очень сильно заболела. Так получилось, что некому было их перехватить, они оказались обратно в приюте. Я случайно об этом узнала. Нужен был человек, который может срочно оформить временную опеку, чтобы их оттуда вынуть.
Я пошла и забрала, это все должно было быть временно, и еще временно, а потом еще временно, а потом стало понятно, что Лена не сможет юридически восстановить опеку, потому что у нее серьезные проблемы со здоровьем. До их 18-летия, вероятно, уже и не сможет. Дальше мне сказали: «Евгения Борисовна, решайте, срок подходит». Либо я иду оформлять документы окончательно, либо моя бумажка превращается в тыкву, а они возвращаются в систему. Ну это же невозможно, это же жесть.
Но ты не можешь взять двух людей и запихать их обратно в детский дом. Там такая степень ужаса, стресса, кошмара… Если бы я начала им искать новых маму-папу, они бы не дошли до этих мам и пап, у них просто крыши поехали бы. Какие с подростками бывают отношения? На американских горках мы катаемся. Главное, что с тобой происходит, когда становишься приемным родителем, — это не знакомство с детьми, это знакомство с собой.
Из тебя вылезает все говно, которое может вылезти. Начинаешь говорить: «А если все из окна прыгнут, ты тоже прыгнешь? Господи, где во мне это сидело? Когда я первый раз, варя суп, повернулась и крикнула: «Дети, идите обедать». Я так с ложкой и зависла: то есть это я сейчас говорю, а не мне?
Абсолютное ощущение, что мне до 34 лет было все время 14, потом в 34 сразу стало 34. Ты вынужден меняться со страшной скоростью в невероятных направлениях. Я перестала бухать. Потому что это могло очень плохо закончиться: невозможно совмещать никакую зависимость, даже в лайтовом богемном виде, потому что ты должен быть не просто взрослый, а супергипервзрослый перевзрослович взрослый во всех смыслах. Это процесс.
Ты просто ищешь способ. Как ты научился прыгать через полутораметровый забор, когда за тобой гнались десять ротвейлеров? Ну как-то научился. С ором, только я руку не поднимала, один раз шлепнула, и то по попе. Испугалась очень за нее.
Она больше меня размером, ей это не нанесло никаких физических травм, но это абсолютно нельзя, недопустимо, я очень извинялась. Притом что я была очень хорошо подготовлена. Все, что ты можешь сделать не так, ты сделаешь не так. Я не горжусь этим вообще. Мне очень хорошо!
Не дай бог снова 18. Это о чем? Обостренное чувство справедливости? Семья состоит из журналистов, правозащитников, писателей, учителей, диссидентов. Я состою из этого, мы выросли из книжек, в восемь лет нам показали «Обыкновенный фашизм».
Мы знали, что Листьев и Светлана Сорокина хорошие, а Невзоров нам не очень нравился. Мое обостренное чувство справедливости — в бо-о-ольших кавычках — связано с раннесоветской детской подростковой литературой: «Дорога уходит в даль», «Два капитана». Родись я на 100 лет раньше, я бы как раз была такой еврейской девочкой… — Еврейской девочкой-революционеркой? Кого-нибудь взорвала бы? Я понимаю, кажется, что там с этими чуваками происходило.
У меня бы, наверное, крыша съехала, когда все это начало бронзоветь. Для тебя это важно? Часть моей идентичности, которая не то чтобы главная, но неотменяемая.
В основе постановки использовались реальные приговоры и протоколы допросов таких женщин в России, Казахстане и Узбекистане. В 2022 году спектакль получил «Золотую маску» — главную государственную театральную премию — в номинациях «Лучшая работа драматурга» и «Лучшая работа художника по костюмам».
Вот что рассказывают о происходящем наши коллеги из « Фонтанки »: Звонок в дверь квартиры писательницы Нины Катерли в Санкт-Петербурге раздался около половины одиннадцатого утра 4 мая. Хотят провести в квартире обыск из-за спектакля, который внучка поставила в Москве, — рассказала 88-летняя писательница «Фонтанке», когда неожиданные посетители уже вошли в квартиру. Я не знаю, какое отношение обыск в моем доме имеет к спектаклю в Москве. Дочь Нины Катерли — правозащитница Елена Эфрос тем временем безуспешно пыталась дозвониться ее внучке и своей дочери — театральному режиссеру Жене Беркович. Но телефон был отключен.
Как станет известно позднее, Евгению примерно в эти минуты задерживали в Москве. Феминистка и говорить о себе предпочитает феминитивами: режиссерка, драматургесса. Первым спектаклем, который Женя Беркович поставила с этим коллективом, и стал «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светланы Петрийчук о женщинах, «решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию», как говорится на сайте проекта. В феврале 2022 года Беркович получила 10 суток административного ареста за одиночный пикет с плакатом пацифистского содержания у станции метро «Аэропорт» в Москве. Затем в социальных сетях начали репостить стихотворение Беркович, в котором рассказывается, как парню по имени Сергей является призрак его воевавшего деда и просит о нём забыть: не писать о нём в соцсети и «не носить на парад».
Она организовывала театральный фестиваль для детей из детских домов. Помню, в интернете на неё начали нападать, что они, мол, с коллегами-театралами в сирот поиграются и всё. А я как раз была модератором в той группе, ну и вступилась за нее. Потом мы с ней начали общаться, и я предложила, чтобы мы во время фестиваля попробовали этим детям найти приемных родителей. Ну и кому-то из детей нашли мою, кстати, старшую приемную дочь я тоже с этого же фестиваля домой «в подоле принесла». Так мы начали с Женей общаться. И когда она рассказывала про Киру, у всех, а не только у меня, обычно была первая реакция: «Женя, а ты почему сама не хочешь? Но потом, к сожалению, у нее случились серьезные проблемы со здоровьем, и девчонок нужно было срочно временно куда-то «пристроить», чтобы их не забрали в детский дом. Так они временно оказались у Жени.
И когда уже стало ясно, что это не временно, Женя приняла единственно возможное для нее в той ситуации решение — оставить девчонок вместе и у себя. Еще одно перемещение, отказ, предательство а именно так дети часто воспринимают разлучение со своими близкими могло стать для их психики фатальным. И для девчонок, которым было очень сложно поверить очередному взрослому в их жизни, и для Жени, которой пришлось поменять вообще все и резко стать мамой двум подросткам, пусть и прекрасным, но с очень непростой судьбой. И ведь тут вот какая штука — к маленькому ребенку у нас очень легко и естественно возникает чувство жалости, сопереживания. А когда это уже большой подросток, который ругается, что-то ломает, хамит, посылает тебя, тут сложно оставаться эмпатичным, осознанным. Но Женьке удалось стать для них самой настоящей мамой, которая всегда была на их стороне. Это было и в каких-то очень значимых вещах — что касается здоровья и обучения, и в мелочах — например, Ане нравились котики, и Женя Ане покупала подушку с котиками, чехол для телефона с котиком, все вокруг было в котиках и даже котики домашние были котиками.
Социальные сети публикуют стихи Жени Беркович*, написанные в СИЗО
Она не пыталась скрыться или воспрепятствовать производству по делу, а допрошенные по делу свидетели «дают оправдывающие ее показания». В ней защитники напоминали, что ранее предлагали районному суду за Беркович залог, а также представили ряд поручителей. Они назвали вынесенное районным судом решение формальным, произвольным, необоснованным и «нарушающим права человека». В ходе слушания адвокат подсудимой Ксения Карпинская приобщила ряд документов, в частности о состоянии двух приемных дочерей Беркович 17 и 18 лет. Адвокат рассказала, что их уже несколько раз брали и возвращали в другие семьи. По ее мнению, существует вероятность, что из-за отсутствия матери девочки могут получить «серьезные нарушения психоэмоционального состояния». Поводом стал спектакль «Финист — Ясный сокол», поставленный режиссером Евгенией Беркович по пьесе Петрийчук. В нем рассказывалась история о женщинах, решивших заочно выйти замуж за представителей радикального ислама и переехать в Сирию. Авторам постановки предъявили обвинение в «публичном оправдании терроризма или пропаганде терроризма с использованием СМИ или интернета» ч.
Статья предполагает наказание от штрафа в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей до реального лишения свободы на срок от пяти до семи лет заключения. Свою вину они не признали. По словам авторов и участников спектакля, постановка, по сути, является документальной и при написании пьесы использовались материалы уголовных дел россиянок , в частности бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой. Спектакль, «открывший глаза» Касаясь содержания спектакля, адвокат Ксения Карпинская сказала, что следствие неверно трактует его смысл. В нем женщина писала, что спектакль «Финист — Ясный сокол» «открыл глаза» ее сестре и та не поехала к парню в Сирию. Большую же часть заседания защита посвятила разбору комплексной деструктологической экспертизы. Ранее эксперт и его коллеги пришли к выводу о том, что видеоролик на YouTube с читкой пьесы, который они исследовали, содержит высказывания, выражающие оправдание выезда из страны молодых женщин с целью принять участие в деятельности запрещенной в РФ и признанной террористической организации «Исламское государство».
Как любое художественное произведение, он говорил со зрителем на языке метафор и по законам искусства — с помощью конфликта разных векторов поведения героев, но этическая позиция его авторов считывалась однозначно. Причем до ареста Беркович и Петрийчук живую постановку в маленьком зале успели увидеть несколько десятков человек, а после того как началось следствие и в открытом доступе появилась его видеоверсия, виртуальных зрителей стало в сотни раз больше. При этом защита и сами арестованные неоднократно на апелляционных судах заявляли, что следственных действий с ними почти не проводится. Теперь назначена дополнительная экспертиза материалов спектакля. Однако, по мнению адвокатов, в постановлении суда до сих пор отсутствуют мотивированные выводы, почему обвиняемые, находясь на свободе, могли бы воспрепятствовать производству по делу. Дело основано на экспертизе деструктуролога Романа Силантьева. Именно он нашел в спектакле «оправдание терроризма и радикального феминизма». Адвокат Беркович Ксения Карпинская считает, что эти тезисы изначально противоречат друг другу.
Тобой надо гордиться: такие люди в культуре любой нормальной страны — редкость, чудо, гордость. Но в России — все теперь наоборот… Ты честная, жертвенная, уникальная. Ты сразу выступила против войны в самый первый день, ещё утром — тебя повинтили ещё до начала вечерних митингов. Это ж надо было такую х.. Обвиняют в этом твой спектакль, который с этим самым терроризмом борется, который кричит об этой боли. Вообще, ощущение глобального дежавю. Аресты, обыски, суды. Помнишь, как ты прикольно выступала у меня в суде? Потом уже из-за долбое.. Уверен, тобой занимается тот же кабинет. Они хоть и мудаки, но вкус на хороший театр им не изменяет. С этим я тебя искренне поздравляю. Отчего они к тебе прицепились? Сама знаешь, отчего. Кто то захотел повышения звания, кому то не понравились твои красивые глаза, кто-то завидует твоей свободе, кому-то нужно отработать бюджет и тд. Могу только материться от отчаяния и писать этот текст. Ты чудесная. Прости, что учил вас не быть ссыкливыми блядями, а быть художниками.
Первым спектаклем, который Женя Беркович поставила с этим коллективом, и стал «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светланы Петрийчук о женщинах, «решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию», как говорится на сайте проекта. В феврале 2022 года Беркович получила 10 суток административного ареста за одиночный пикет с плакатом пацифистского содержания у станции метро «Аэропорт» в Москве. Затем в социальных сетях начали репостить стихотворение Беркович, в котором рассказывается, как парню по имени Сергей является призрак его воевавшего деда и просит о нём забыть: не писать о нём в соцсети и «не носить на парад». Как бы то ни было, скандал не вышел за пределы блогов и личных страниц. А в апреле 2022 года были подведены итоги главной государственной театральной премии страны — «Золотая маска». В двух из них постановка победила, Светлана Петрийчук и Ксения Сорокина стали лауреатами «Золотой маски». К вечеру 4 мая драматург Светлана Петрийчук была задержана в аэропорту Внуково — и тоже из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Обеих доставили для допроса в следственное управление Центрального административного округа Москвы, где они стали подозреваемыми по делу об оправдании терроризма статья 205. RU По словам адвоката Петрийчук Юлии Кузнецовой, из материалов дела следует, что 27 января 2023 года было проведено некое лингвистическое исследование, причем не текста пьесы «Финист Ясный Сокол» или спектакля, а опубликованного на YouTube-канале «Независимый фестиваль Любимовка» в 2019 году видеоролика с читкой этой пьесы. Видеоролик снабжен дисклеймером, в котором говорится, что «на фестивале современной драматургии "Любимовка" пьесы представляются в авторской редакции, а дискуссии ведутся открыто и без цензуры». Зрителя предупреждают, что в записи читки пьесы могут содержаться ненормативная лексика, описание сцен секса и насилия, а религиозные, социальные или политические темы могут «подаваться в конфликтном ключе». За три года этот ролик посмотрели 3600 раз.
Запись 39. Женя Беркович Не помогло
Ближайшие два месяца (новый суд по мере пресечения назначен на 04 июля 2023 года) драматург Светлана Петрийчук и режиссер, поэтесса Евгения Беркович проведут по решению суда в СИЗО. Ближайшие два месяца (новый суд по мере пресечения назначен на 04 июля 2023 года) драматург Светлана Петрийчук и режиссер, поэтесса Евгения Беркович проведут по решению суда в СИЗО. Зимотворенье во дворе, Метельный заверт. А ты, как муха в янтаре, Навеки заперт. И ты молчишь, и он, и я, И с ним, и с нею, Чтоб не услышали друзья, Врагов. Уголовное дело на режиссера Евгению Беркович об оправдании терроризма возбуждено за публикацию читки пьесы на YouTube, передает корреспондент РИА Новости из зала Замоскворецкого суда Москвы. Арест режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, осмелившихся написать и поставить на сцене пьесу «Финист ясный сокол», якобы оправдывающую терроризм, остается одной из главных тем в российских социальных сетях. Издание «Новая газета» запустило петицию в поддержку режиссерки Жени Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук, задержанных 4 мая по делу об оправдании терроризма из-за спектакля «Финист — Ясный сокол».
Театр одного абсурда: в деле Беркович и Петрийчук возник антисемитизм
Режиссерка Женя Беркович — о насилии в театре, феминитивах и приемных детях. один я не в курсе что за режиссер такой Женя Беркович? ИА Невские Новости.
Стихотворение «Режиссера и поэта Женю Беркович арестовали»
Тобой надо гордиться: такие люди в культуре любой нормальной страны — редкость, чудо, гордость. Театральные критики и театроведы в своих комментариях в соцсетях рассказывали о сути и структуре спектакля, и в связи с этим обращали внимание на абсурдность формулировки обвинения. С ней согласна театральный критик, театровед Алла Шендерова. Тем не менее, в основу обвинения легла экспертиза, которое утверждает другое. Щенниковой и В. Петрийчук режиссера Е. Беркович, увиденный нами 19 мая 2021 года, является инструментом информационной войны против безопасности России. Мы просим правоохранительные органы обратить на него внимание! Беркович — режиссерка, либреттистка, переводчица и поэтка; именно так, с применением феминитивов, она предпочитает говорить о себе.
Занимает последовательную антивоенную позицию; с начала боевых действий в Украине написала и опубликовала в своих социальных сетях несколько стихотворений об этом, получивших широкую известность.
То есть имена артистов, режиссеров, музыкантов, высказавшихся против войны, с афиш убирали, концерты и спектакли отменяли, гастроли срывали, но чтобы посадить двух молодых женщин в клетку непосредственно за спектакль — этого, кажется, еще не бывало. Правда, эксклюзивность долго не продержалась: целые театры тоже еще не опечатывали, и вот, пожалуйста, на дверях МДТ, красы и гордости Питера, да и всей России, — зловещая бумажка Роспотребнадзора. И звезда МДТ, Данила Козловский, выступивший против войны еще в том проклятом феврале, конечно, ни при чем, просто швабры промаркированы неправильно, ничего личного. И еще пол неровный. На самом деле главный театрал в России — это власть. То, что они сейчас делают с Женей Беркович и Светланой Петрийчук, с опечатанным МДТ, с запретом на профессию для артистов и режиссеров, которым не нравится, когда бомбят Харьков и Днепр, — это театр.
Ну, мир не мир, а широка-страна-моя-родная — точно. Женя Беркович. Мне все время хочется повторять это имя. И смотреть на это лицо. Собственно, никаких текстов можно не писать — достаточно просто посмотреть на эту ее черно-белую фотографию, на эти черты удивительной яркости и чистоты. Это лицо — сама правда, и она обличает. Так хочется подбежать, обнять, закричать: Женя, не бойся!
Спектакль рассказывал о завербованных радикальными исламистами российских женщинах и содержал в том числе мотивы реального «дела Варвары Карауловой», отправившейся в Сирию за мужем-террористом. Пьеса имеет сказочную форму. В ней не называются впрямую никакие террористические группировки. А ее пафос заключен в прямо противоположной версии следствия идее. Обман, в который попадают женщины силками сладкоречивых игиловцев ИГИЛ — запрещенная в РФ террористическая организация , оборачивается катастрофой. В то же время показано, как уязвимость героинь, давшая почву для внушения, произрастает из многолетнего социального прессинга.
Спектакль — в его финале звучал приговор суда — по сути, являлся инструкцией о том, как не надо делать, и выступал в качестве профилактики преступлений. Как любое художественное произведение, он говорил со зрителем на языке метафор и по законам искусства — с помощью конфликта разных векторов поведения героев, но этическая позиция его авторов считывалась однозначно.
Спор о том, чьи же это мальчики, принял в последнее время эпический характер, но, во-первых, если они не наши, то чьи же, а во-вторых, если они не наши, то где же тогда наша ответственность за страну, которая бомбит и убивает украинцев? Просто напрашивается вопрос, где мы были не то что 8, а 20 лет. Новые каноны — они же конъюнктура — вырастают поверх логики, и горе тому, кто не впишется.
Этот адский котел плещется внизу, под ногами, а сверху, конечно, театр. И тут уж случай Жени Беркович выглядит эксклюзивным — все-таки за спектакль у нас судят впервые. То есть имена артистов, режиссеров, музыкантов, высказавшихся против войны, с афиш убирали, концерты и спектакли отменяли, гастроли срывали, но чтобы посадить двух молодых женщин в клетку непосредственно за спектакль — этого, кажется, еще не бывало. Правда, эксклюзивность долго не продержалась: целые театры тоже еще не опечатывали, и вот, пожалуйста, на дверях МДТ, красы и гордости Питера, да и всей России, — зловещая бумажка Роспотребнадзора. И звезда МДТ, Данила Козловский, выступивший против войны еще в том проклятом феврале, конечно, ни при чем, просто швабры промаркированы неправильно, ничего личного.
И еще пол неровный. На самом деле главный театрал в России — это власть. То, что они сейчас делают с Женей Беркович и Светланой Петрийчук, с опечатанным МДТ, с запретом на профессию для артистов и режиссеров, которым не нравится, когда бомбят Харьков и Днепр, — это театр. Ну, мир не мир, а широка-страна-моя-родная — точно. Женя Беркович.
"Каждый раз получается День сурка". Евгения Беркович прочитала речь в стихах после продления ареста
Зимотворенье во дворе, Метельный заверт. А ты, как муха в янтаре, Навеки заперт. И ты молчишь, и он, и я, И с ним, и с нею, Чтоб не услышали друзья, Врагов. Первым спектаклем, который Женя Беркович поставила с этим коллективом, и стал «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светланы Петрийчук о женщинах, «решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию». Женя Беркович: «Место, где ты родился, уже не свято». Антивоенное стихотворение Жени Беркович к 9 мая читает Артур Смольянинов. * Феминистка Евгения Беркович написала стихи, которые призывали все начать с нуля и забыть стариков, которые воевали с фашистами, «отпустить их».
4. Театральное дело № 2: режиссера и драматурга арестовали за пропаганду терроризма
Она просто была, есть и будет. И зло есть и будет, но любви всё равно больше. С Женей мы познакомились ещё до того, как она стала приёмным родителем. Она организовывала театральный фестиваль для детей из детских домов. Помню, в интернете на неё начали нападать, что они, мол, с коллегами-театралами в сирот поиграются и всё. А я как раз была модератором в той группе, ну и вступилась за нее.
Потом мы с ней начали общаться, и я предложила, чтобы мы во время фестиваля попробовали этим детям найти приемных родителей. Ну и кому-то из детей нашли мою, кстати, старшую приемную дочь я тоже с этого же фестиваля домой «в подоле принесла». Так мы начали с Женей общаться. И когда она рассказывала про Киру, у всех, а не только у меня, обычно была первая реакция: «Женя, а ты почему сама не хочешь? Но потом, к сожалению, у нее случились серьезные проблемы со здоровьем, и девчонок нужно было срочно временно куда-то «пристроить», чтобы их не забрали в детский дом.
Так они временно оказались у Жени. И когда уже стало ясно, что это не временно, Женя приняла единственно возможное для нее в той ситуации решение — оставить девчонок вместе и у себя. Еще одно перемещение, отказ, предательство а именно так дети часто воспринимают разлучение со своими близкими могло стать для их психики фатальным. И для девчонок, которым было очень сложно поверить очередному взрослому в их жизни, и для Жени, которой пришлось поменять вообще все и резко стать мамой двум подросткам, пусть и прекрасным, но с очень непростой судьбой. И ведь тут вот какая штука — к маленькому ребенку у нас очень легко и естественно возникает чувство жалости, сопереживания.
Неоднократно становилась победителем и финалистом различных конкурсов и фестивалей, в числе коих международный конкурс "Ремарка", конкурс-фестиваль "Первая читка" в рамках фестиваля "Пять вечеров" им. Ведёт мастер-классы по драматургии, совместно с худруком казахстанского фестиваля современной драматургии "Драма. Мейерхольда и худрука собственного театра "Июльансамбль". Дело об оправдании терроризма возбуждено именно из-за спектакля "Финист Ясный Сокол". Поначалу Беркович и Петрийчук находились в статусе свидетелей. Вскоре названы подозреваемыми и задержаны. Тут никто ничего не понимает", - заявил Андриевич. Причём «ясный сокол» — это типа вербовщик, неуловимый сказочный принц, в которого они повлюблялись, а теперь страдают. Такие — Дарьи Треповы предыдущей, ваххабитской, повестки. Хотя… В нынешних обстоятельствах звучит всё это вполне себе актуально, так что — да, это был спект про деконструкцию мотиваций и последующее оправдание террористок.
Неважно — потенциальных «невест Аллаха», или треповых, вовк и прочих убийц. Допустим, что независимый драматург имеет право писать всё, что в голову придёт, а «независимый» опустим про деньги Михаила Прохорова фестиваль в подвале имеет право награждать, кого хочет. Это — уровень квартирника с расстроенной гитарой. А вот дальше — следите за руками. На деньги Минкульта, которые из бюджета получает на «поддержку и развитие театра» Союз театральных деятелей Александра Калягина, эту пьесу ставит «режиссёрка» Евгения Женя Беркович — «Жене» уже хорошо под сорокет, но так уж принято в определённых кругах, «Люся» Улицкая 80 лет не даст соврать. Спектакль в «Боярских палатах» СТД, который к тому моменту успело посмотреть аж человек 200 стремительно назначается «событием». Таким, что получает аж две! Потом в жизни Беркович было много всякого — и кривые, но нашумевшие стихи про «Бессмертный полк», и драматическая история про стеклянный член , и бан на всех государственных площадках, и прочая «моя борьба». Справедливости ради — нам не попадались афиши спектакля про террористок после убийства Даши Дугиной, после теракта с Владленом Татарским. Поэтому мы наивно полагали, что у Жени Беркович на тех местах, где у нормальных людей располагается душа и сердце или, хотя бы, мозг , есть что-то кроме говна и овсянки.
Но нет, ошибались. И да, что-то подсказывает, что у «Золотой маски» наличие которой у Беркович уже начали использовать недоэксперты в качестве «аргумента» тоже наступают тяжёлые времена. Возможно, последние. Для той её версии «Ревякина-Лоевский», перед которой все в театре уже так привыкли стоять на коленях.
Но к тому моменту мы уже четко понимали, что все разовые поездки в детский дом со всякими театральными штуками — это хрень полная, что этого не нужно делать, это ничего детям не дает. Детям не нужно такого вот: мы к вам приехали и устраиваем развлекалово, делая вид, что оно страшно полезное, а через неделю мы уедем и больше никогда не вернемся.
Я изо всех сил отказывалась от такого, но директор фестиваля «Территория» Катя Якимова — спасибо ей большое за мой дергающийся глаз — она очень упрямый человек, поэтому мы поехали. Фото из личного архива А почему это не имеет смысла? Это неполезно детям по множеству причин. Про это писали миллион раз, но миллион первый тоже важно повторить. Все эти приезды волонтеров с песнями, танцами, мастер-классами и подарками для детей, которые живут как в зоопарке, у которых нет личного пространства, у которых вообще мало понимания, что такое отношения. Что такое взрослый, где чужой, где свой.
К этим детям приезжают чужие дяди и тети, начинают с ними фоткаться, трогать их, обнимать, дарят дорогие подарки. Это история не только про ценность вещей, когда на детей с неба падают айфоны и театральные мастер-классы, а в восемнадцать они выходят из детского дома и понимают, что никому не нужны! И это в лучшем случае. А в худшем — они нужны людям, которым очень удобно общаться с подростками, которым можно без разрешения что-то дать и забрать, которых можно потрогать и сделать с ними вообще все, что угодно. Если очень коротко, то это чудовищное нарушение границ живых людей, у которых с этими границами и так все очень плохо. Это банально вопрос будущей безопасности ребенка: домашних детей как минимум учат не принимать подарки от незнакомых, чужих взрослых.
Почему отправлять подарки в детские дома — не лучшая идея Про подарки и объятия мне понятно. А чем плох мастер-класс? Дети видят другую жизнь, им открываются новые горизонты… Они как открылись, так и закрылись. Взрослые уехали, а они остались там же, где были. И от того, что мы им показали тот же театр, да хоть что-то более реальное — хоть бухгалтерию показали детям, которые даже в обычный колледж не поступят, не то, что в театральный… Это не имеет никакого смысла ни для их настоящей, ни для будущей жизни. А что имело бы смысл?
Какая помощь? Есть три критерия, которые должны соблюдаться при взаимодействии с детьми в детских домах. Это регулярность, адресность и польза. Если есть все три, то это чудо, и встречается крайне редко. Это то, что делают наставники, когда ты с конкретным ребенком или маленькой группой долго и регулярно общаешься и учишь их чему-то полезному. Причем не обязательно физически полезному — забивать гвозди.
А навыкам общения, навыкам социализации. Большие дети могут бывать у тебя в семье, видеть разные модели взаимодействия. Просто элементарно ходить вместе с тобой по магазинам. Это вообще идеально! Но понятно, что на такое есть ресурсы не у очень большого количества людей. И что же делать?
Пусть будет хотя бы два из трех: например, регулярность и польза. Это группа волонтеров, которая в течение года-двух раз в месяц приезжает в детский дом, собирает тех, кому это интересно, и рассказывает им, допустим, про финансовую грамотность. Или учит девочек заплетать косички. Или готовить. Только действительно готовить, а не то, как это происходит для картиночки для спонсоров: мы тут красиво полепили печеньки! Какие печеньки?!
Они макароны варить не умеют! Или это может быть вещь довольно бесполезная, но регулярная и адресная. То есть ты просто приходишь регулярно к одному-двум детям и ходишь с ними в кино, гулять. Болтаешь, секретничаешь, учишь их какому-то взаимодействию, показываешь нормальные отношения. Можно помогать адресно и полезно, но нерегулярно. Например, можно помочь какому-то конкретному Васе поступить в колледж.
Оплатить ему репетиторов, свозить его в ближайший областной город, пройти с ним по всем комиссиям, чего он сам сделать не сможет… Тоже дело! Даже, если есть хотя бы один пункт из трех, то это тоже может сработать. Есть ребята-байкеры в регионах, которые регулярно приезжают в один детский дом, врубают музыку, катают детей на этих штуках и едят шашлыки. Это довольно бессмысленно и безадресно. Но это регулярно и это важно. Дети знают, что приедут эти конкретные ребята, ждут их, чувствуют, что они кому-то нужны.
А когда приезжает театральная лаборатория? Когда приезжают волонтеры с мастер-классом по шоколатье или театру — это ни одно, ни второе и ни третье, это для фоточек. Дети прекрасно понимают, что они больше никогда тебя не увидят, что их опять бросили. Кроме того, ты никогда не понимаешь, пришел ребенок добровольно на занятия или его за ухо привели. Так что если ты не можешь дать ни регулярности, ни адресности, ни пользы, то просто дай денег проверенным фондам, которые понимают, как обеспечить это первое-второе-третье. Фото из личного архива Пришел маленький мальчик по имени Кира, и я подумала: «Какой славный чувачок!
Да, мы туда поперлись, прекрасно понимая, что это детям не нужно и что мы давно уже идеологически стараемся такого не делать. У меня был чудовищно плохой период в жизни, я только что рассталась с мужчиной, бухала, страдала, плакала, вообще не понимала, зачем мне жить, как мне жить. Так что мне была что воля, что Дзержинск — пофиг. На первое занятие пришел маленький мальчик по имени Кира, и я подумала: «Какой славный чувачок! Очень маленький, сидит такой в капюшоне. На второй день обнаружилось, что это девочка Кира.
Тут у меня что-то где-то чуть-чуть екнуло — не в том смысле, чтобы удочерить.
Ты в мир воплотился бескрылым и голым, Ты отрок, ты инок, Ты стебель, рождённый осиновым колом У трёх апельсинок, Без первого вздоха, дырявый, как тёрка, Сырой, как бумага, Ты ангел лейтёха, ты ангел шестёрка, Ты ангел салага. Ни кровью, ни тушью, ни углем, ни маслом, Беспалым, бесполым, Ты в мир воплотился каким-то мемасом, Каким-то приколом, Щенячьим комочком, и плачем, и бездной, И веткой омелы, Чем может помочь нам такой неуместный, Такой неумелый?