Новости богиня морана в славянской мифологии

Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы

Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков. Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

С одной стороны, она символизирует собой плодородие, начало жатвы, но одновременно часто предстает в роли самой Смерти, царицы зимы, холода и ночи. При этом она является покровительницей колдовства, магии и справедливости. Есть несколько версий ее происхождения. По одной Богиня Мара — дочь властелина царства мертвых. По другой — она вместе с Ладой и Живой появилась на свет из искр, вылетавших из-под молота Сварога. По третьей — она дочь Прекрасной Лады, а по четвертой — ее полный антипод. Если по поводу происхождения славянской Богини Мораны есть сомнения, то по поводу образа, в котором представала Морена людям, и в каком ее старались запечатлеть, никаких вопросов не возникает. Это высокая, очень красивая женщина со светлой кожей и темными, часто посеребренными, как будто заснеженными длинными волосами. Глаза у нее черного цвета, полны достоинства и гордости. Одеяния всегда длинные, всегда волнистые, всегда светлые, как будто высечены изо льда. Несмотря на красоту и обаяние, не смогла Богиня Мара найти свое счастье.

Весьма увлекательным является то, как выглядит Морена. Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини.

За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Заточенная в своей крепости Морена царствует в мире людей лишь четыре месяца. В конце осени силы повелительницы зимы слишком велики, и никто из богов не может помешать ей свободно гулять по Яве. Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле.

И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави. Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон.

В прошлом день этого славянского народного обычая приходился на четвертое воскресенье Великого поста. Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое. Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением.

Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне. Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала. Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая. Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, — это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию. В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами. Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке.

Однако без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть — это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. В день весеннего равноденствия современное название — Масленица, языческое название праздника — Комоедицы славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги — Мары. Мары — это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть.

Самый известный дух из мар — это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган. В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы.

Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно молодцы с девицами , держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей В неоязычестве Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии. Её наделяют такими символами — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть Мора- Кикимора , принадлежащая к свите тёмного божества. Капище Марены На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани незамёрзшей трясине , чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей. День Марены День Марены — 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной.

Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти

Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Другие теории связывают богиню Мару с германским и славянским злым духом «кобылой», который, как полагали, вызывает ночные кошмары и сонный паралич. Вам может понравиться: Самые распространенные страшные сновидения — ТОП-10. Слово «мара» означает «сон» на украинском и белорусском языке. Но термин также может интерпретироваться как «видение» или «галлюцинация». Сжечь или утопить?

На территории Польши, Словакии, Литвы и Чехии существовал традиционный ритуал утопления и сжигания чучела Марены в конце зимы. Этот языческий обряд присутствует и сегодня. В прошлом день этого славянского народного обычая приходился на четвертое воскресенье Великого поста. Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое. Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены.

По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением.

В назначенный час она обрезает нити жизни и сопровождает умерших на ту сторону Калинового моста. Кроме того, образ символизирует справедливость и воздаяние.

Серп в руке богини обозначает жатву, что связано с плодородием и хорошими урожаями, а также — с вечными циклами перерождения. Ее влияние на сознание людей велико: Морана заставляла помнить о быстротечности времени и неизбежности смерти, не позволяя тратить отпущенный срок впустую. Известную колдунью Моргану также ассоциируют с Мореной. Нетрудно заметить созвучие со словами «мор», «морок», «морочить», а также связь с такими понятиями как «смерть» и «тьма». Внешний вид В зависимости от времени года Марену описывают в двух ипостасях.

Начиная с осени, это красивая девушка с бледной кожей, длинными волосами и глазами цвета ночи. Одета она в белоснежное или лазурное платье. В конце зимы богиня обретает вид ветхой старушки в черных одеждах. Место проживания Морена обитает в царстве потустороннего. В культуре древних славян его называют «навью».

С конца осени и до начала весны богиня властвует в нашем мире, который именуют «явью». Способности Кроме вышесказанного Морена связана с болезнями и их исцелением. К ней часто обращались с просьбами о выздоровлении, особенно — от сезонных зимних заболеваний. Также, эта богиня способна остановить заморозить любой процесс. Когда негативная ситуация набирала обороты и беды сыпались снежной лавиной, Морану просили это прекратить.

Помимо основного, встречаются и такие: Мара; Морана; Морена. Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др. Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее. В умах людей она имеет такие характеристики внешнего вида: Стройная молодая дева. Значительно выше любой смертной девушки. У нее длинные черные волосы с серебреными прядями. Кожа бледная, покрытая инеем. Глаза у нее невероятного цвета — насыщенно-голубые.

Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка. Изображают ее верхом на белоснежной кобыле. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса. Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости. Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел. Место проживания В легендах славян встречается информация, согласно которой Мара большую часть времени обитает на границе двух миров Нави и Яви. Она может свободно перемещаться между мирами по Калиновому мосту, который перекинут через реку Смородину.

Она не является заложницей Нави в отличие от Чернобога. Богиня обитает на границе миров Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей.

Покровительство Поклоняются богине Морене те, кто желает познать тайны неизведанного. Они не боятся мира Нави и верят в божественную защиту своей покровительницы.

Славянская богиня Марена

Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Богиня Морана в славянской мифологии. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла. Мара в славянской мифологии. Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы.

Мара — кто она?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. В статье рассказывается о девяти русских Богинях, которые часто встречаются и известны из славянской мифологии. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.

Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти

Морана. Славянская богиня 6 класс презентация, доклад В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год.
Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г). славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму.
Морана, Morana Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь.
Славянская Богиня Мара - Богиня Смерти. Мифология, Символы и Ритуалы В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы.

Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти

Богиня Мара Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. [1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции [2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах.

Богиня Морена — темный образ славянской мифологии

Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния.

Мара — вовсе не антипод Ладе, и по красоте она ей не уступает, Мара не противостоит Живе, хотя воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в восприятии как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила во дворце из чистого, искристого небесного льда, и ей подчинялись все духи воды и холода. Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и энергиями. Мара — богиня справедливости и правосудия, она неоднократно спасала мир, но и множество раз практически губила его. Она воспринималась как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло».

Мара — это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло. По одной из версий крест — один из изначальных символов Мары. Вещь, на которой изображают крест, символизирует жертву Маре, взамен чего получают ее благословение и присмотр.

Полезные видео Символика Марена — величественная хозяйка зимы, смерти и потустороннего мира. Ее образ славяне ассоциируют с темной силой, но не воспринимают как абсолютное зло. Эта богиня воплощает универсальный принцип мироздания, необходимый для общего равновесия и развития. Сфера влияния Согласно славянской мифологии, Морена приносит зиму и погружает все в сон до начала весны. Таким образом она позволяет природе отдохнуть и восстановиться.

Для людей и других живых существ она является проводником в мир смерти. В назначенный час она обрезает нити жизни и сопровождает умерших на ту сторону Калинового моста. Кроме того, образ символизирует справедливость и воздаяние. Серп в руке богини обозначает жатву, что связано с плодородием и хорошими урожаями, а также — с вечными циклами перерождения. Ее влияние на сознание людей велико: Морана заставляла помнить о быстротечности времени и неизбежности смерти, не позволяя тратить отпущенный срок впустую. Известную колдунью Моргану также ассоциируют с Мореной. Нетрудно заметить созвучие со словами «мор», «морок», «морочить», а также связь с такими понятиями как «смерть» и «тьма». Внешний вид В зависимости от времени года Марену описывают в двух ипостасях.

Начиная с осени, это красивая девушка с бледной кожей, длинными волосами и глазами цвета ночи. Одета она в белоснежное или лазурное платье. В конце зимы богиня обретает вид ветхой старушки в черных одеждах. Место проживания Морена обитает в царстве потустороннего.

Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя. Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена — это символ Зимы, часть времени года. Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность. Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности. Посмотрите обереги Богини Морены Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной. Чаша из черепа человека. Особый артефакт, которой сделан из черепа человека, чью душу она забрала первой. Существуют легенды, согласно которым колдуны и волхвы испив из этой чаши, обретали немыслимое могущество. Но для простых людей она была губительна. Стоило им выпить из нее, как их душа навсегда оставалась в царстве Морены. Волки и вороны составляли свиту богини. Заслышав зимой тоскливых вой животных в чаще леса или увидев стаи птиц, люди понимали, что идет Мора, а вместе с ней метель и стужа.

Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.

Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии ... | Discovery | Фотострана | Пост №2545957941 ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.
Мара | Древнерусский словарик Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса.

Славянская богиня Марена

Фото из открытых источников К излету зимы Мора сильно старела и обнашивалась превращаясь в древнюю старуху. Фото из открытых источников Зима и ночь — главные физические проявления Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над землей, населенной славянами, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы наши предки праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. В весенних обрядах славян Марой или Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти мора и зимы, которое топили разрывали, сжигали во время празднования древнего праздника Масленицы, имевшего языческие корни, а также в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай. Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Надеюсь, что мои прогулки по темному и загадочному миру верований древних славян на этом закончены. Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых идей и приключений, а нас всех поздравляю с приближением исконно русского праздника - старого Нового года! Спасибо, что дочитали статью до конца! Если плоды моих трудов и моя статья нашла отклик в душе, поставьте, пожалуйста, лайк, а если зацепила, то не сочтите за труд закомментировать и поделиться своим мнением!

Богата наша история на предания и поверья! Очень интересно!

Когда негативная ситуация набирала обороты и беды сыпались снежной лавиной, Морану просили это прекратить. Иногда ее именем закрепляли обещания и сделки. Покровительство В культуре древних славян Морена считалась покровительницей ведовства и целительства. Она помогала любознательным людям получать ответы из мира нави. Богиня благоволит смелым и целеустремленным — оказывает помощь в достижении успеха, а также способствует исцелению от излишней гордости.

Обереги Самый известный оберег, связанный с Мореной — это символ косого креста. Его особенность — в четырех дополнительных черточках, которые пересекают концы основных лучей. Иногда эти окончания стилизовано изображают в виде трилистников. Перечеркивающие линии символизируют запрет и остановку процесса — они не дают лучикам расходиться в бесконечность. С помощью данного знака Морана может «заморозить» любую ситуацию. В качестве оберега его использовали от колдовства, наведения порчи и другой темной магии. Кроме того, он укреплял и стабилизировал энергетику владельца, придавая уверенности и сил.

Талисман с этим символом помогал избавиться от переживаний и сожалений, относящихся к прошлому. Человек больше не тратил энергию впустую и мог сосредоточиться на сегодняшнем дне, будущих целях и полезной деятельности. Легенды и мифы Согласно легенде, данная богиня — одна из дочерей Сварога и Лады-Богородицы. У нее есть две сестры: Леля — весна и Жива — лето. В славянской культуре известна история о Скипер-Звере — посланнике Хаоса, который похитил всех троих и превратил в темных чудовищ.

Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде.

О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей и пакостить главным героям. Но неизменно добро побеждает зло, и Морана оказывается проигравшей. Мара — вовсе не антипод Ладе, и по красоте она ей не уступает, Мара не противостоит Живе, хотя воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в восприятии как другими богами, так и людьми. Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами.

Эти существа несли функции страха и болезней, что указывает на рассмотрение смерти не только как естественного процесса. Места поклонения богине Морене — древние капища — располагались в лесах и болотах. В них сохранились каменные стелы и идолы с символикой богини, а также церемонии посвящения. Эти археологические находки раскрывают духовные традиции древних обществ.

Символика и Образы Символика богини и Атрибуты богини несут глубокий смысл и символизм. Черная луна связана с понятием смерти и загробного мира. Она указывает на путь души после кончины. Ворон как вестник беды связан с предвидением несчастий, но и выполняет роль посредника между мирами.

Серп означает неизбежность смерти и предопределенность человеческой судьбы. Черный лебедь символизирует загадочность и неизбежность конца жизни. Грифон может быть стражем духовного мира. Символичны животные — коза, а также растения — можжевельник, сосна, ель.

Они могут олицетворять жертву и вечность жизненной силы за пределами физического. Мара также ассоциируется с молодостью в загробном мире, совмещая в себе роль начала и конца. Ритуалы и Праздники, Посвященные Богине Древние славяне почитали богиню как покровительницу зимы и судьбы. Ей были посвящены различные ритуалы и праздники, связанные с естественным циклом смены времен года.

С ноября до ночи на 21-25 числа в ее честь проводились молитвы и приносились дары. Особо чтилась Мара 13 января, когда верующие обращались к ней через домового. В феврале праздновалась Громница, ознаменовавшая уход зимы и приход весны.

Морана – богиня смерти

Его особенность — в четырех дополнительных черточках, которые пересекают концы основных лучей. Иногда эти окончания стилизовано изображают в виде трилистников. Перечеркивающие линии символизируют запрет и остановку процесса — они не дают лучикам расходиться в бесконечность. С помощью данного знака Морана может «заморозить» любую ситуацию. В качестве оберега его использовали от колдовства, наведения порчи и другой темной магии. Кроме того, он укреплял и стабилизировал энергетику владельца, придавая уверенности и сил. Талисман с этим символом помогал избавиться от переживаний и сожалений, относящихся к прошлому. Человек больше не тратил энергию впустую и мог сосредоточиться на сегодняшнем дне, будущих целях и полезной деятельности.

Легенды и мифы Согласно легенде, данная богиня — одна из дочерей Сварога и Лады-Богородицы. У нее есть две сестры: Леля — весна и Жива — лето. В славянской культуре известна история о Скипер-Звере — посланнике Хаоса, который похитил всех троих и превратил в темных чудовищ. Верховные боги одержали победу над злом и расколдовали сестер, однако сердце Мораны не оттаяло полностью. Она предпочла остаться в нави и стала женой Чернобога его ассоциируют с царем Кощеем. В древнегреческих мифах похожая ситуация произошла с Персефоной — образы этих богинь также взаимосвязаны. Дочерей Мараны называют Лихоманками или Марями — их считают духами болезней и тьмы.

Ночью они бродят под окнами домов и шепчут имена обитателей и те, кто отзываются на шепот, вскоре заболевают. Одна из них гласит, что богиня вышла замуж за подземного царя по расчету — в обмен на темную силу и исполнение некоторых желаний.

Управляет холодом и метелями. Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок. Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной. Морена в северной традиции гадания и магии На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше.

Номер Резы — 21. Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям. К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни. Обряды, обращенные к Морене, Богине Смерти, нужно проводить с особой осторожностью, как и любые другие обряды, обращенные к Богам Нави. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания.

Одни уверяют в том, что Мара — дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня — дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная. Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.

Кощей Бессмертный По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине Бабе Яге и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы. Она предложила себя взамен красавиц.

Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима.

Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной.

Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя.

Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена — это символ Зимы, часть времени года. Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность. Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности.

Посмотрите обереги Богини Морены Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной. Чаша из черепа человека.

Особый артефакт, которой сделан из черепа человека, чью душу она забрала первой. Существуют легенды, согласно которым колдуны и волхвы испив из этой чаши, обретали немыслимое могущество.

Наконец персидский Мортихорас — бог зла и эманация Аримана, как будто соединяющий в своем имени оба корня мор и хор, может служить нам намеком на их восточное происхождение. То же самое двойственное значение получает она под именем Марцаны, как богиня смерти животных. В этом от- ношении она, доставляя человеку богатые плоды звероловства, уподобляет- ся благодетельной Диане. Однако же Морена как богиня осени и зимы, удер- жала свое первоначальное значение временной смерти природы, что ясно видно из уцелевших еще обычаев хоронить изображение Моры при насту- плении весны, олицетворяя в этой церемонии не только окончание зимних холодов, но и смерть прошедшего года. Александр Афанасьев в трехтомной книге Поэтические воззрения славян на природу 1865—1869: 556 упоминает поджигание чучела на масленицу, с интер- претацией что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Этнолингвист Анатолий Журавлев в исчерпывающем анализе веро- ваний и заблуждений Афанасьева пишет об отличиях чучел западных славян — чехов Марена, Маржена, Морана , словаков Морена , поляков Мажена , ко- торых как олицетворение смерти сжигали либо топили, в обычаях, связанных с куклой масленица [Журавлев 2005]. Обрядовое уничтожение чучел которое у западных славян может носить имена с корнями мар- или мор- описанo этно- графами и фольклористами и представляет собой отбрасывание и прощание с зимой как неплодородной частью года.

Вода, как мы уже заме- чали, есть стихия и благодетельная, и убийственная; она оживляет, освежа- ет, поддерживает бытие и прекращает его; и дает плодородие, и разрушает его; сообразно этому двойственному характеру в природе и в поэтической символике народа вода имеет как светлое, веселое, так равно и мрачное, пе- чальное значение. Близость моря и смерти заметна во многих чертах народ- ной поэзии Костомаров 1994: 270. Труды восточнославянских мифологов, которые очень любили общеславян- ские обобщения, распространялись между славянофилами в средине и конце XIX века. Уже в конце века существующие более критические тексты Сумцова, А. Веселовского, Н. Нодила еще не получили огласки в тени менее критических предшественников. В художественной литературе На переломе XIX и XX веков, на волне возвращения мифологии славянского язычества в стиле модернизма-сецесcии, в разных точках Австро-Венгерской монархии, в стихах некоторых поэтов встречаются Славянские боги. Хорватский поэт Владимир Назор и украинец Василь Пачовский в свои поэтические циклы включают и богиню Морану. Назор в своей первой книге Славянские легенды Slavenske legende 1900 г.

Морана пугает и угрожает девушкам, которые вступают во взрослую жизнь, а Лада, как их защитница, требует от них, чтобы любовь, которой они предадут- ся, принесла плод, рождение новой жизни. Лада и Марена противоставляются как любовь и смерть. Василь Левицкий в критике 1913 г. Левицкий 1913. В прозе Поляка Владислава Оркана Drzewiej мир природы переплетается с любовью героев и существами низшей и высшей славянской мифологии, оли- цетворяющих психологические состояния и желания. Czy to Przywida zjawy? Czy krwi oczu bolesnych. Мара-Марена в сказочном Посолонье является символом преодоления смерти. Перемены в мировоззрении славян после упадка коммунистического атеиз- ма усилились в конце XX и в начале XXI века и отразились в возвращении к забытому славянскому язычеству.

Возобновляются старые критические и не- критические издания о мифологии, широко распространяется Книга Велеса, усиленно публикуются литературные тексты с образами богов, энциклопедии и сайты, пропагандирующие неоязычество. Особенное объединение тех двух типов текстов использует польский писатель и сценарист Чеслав Бялчиньский. Бялчиньский склонен к заполнению многочисленных пробелов в знаниях о славянских богах и созданию масштабной систематизации мифоло- гического мира. Он вводит порядок в поколения богов, объединет высшую и низшую мифологии, добавляет новые существа, опирается на якобы этимоло- гию, связывает разных персонажей с легендами, их отношениями, простран- ством, символами. Каждый из разделов содержит в начале повествование о существах и событиях, а потом комментарии источников с ссылками на обос- нования верований или культ, связаный с ними. Некоторые из эпизодов явля- ются интересными компиляциями, как напр. У Мажаны и Мора есть доч- ка, слабее их, — Змора. Мор — это бог Заразы и Уничтожений. Таким способом компилятор-поэт не исключет ни речную, ни морскую природу Моров.

В графическом представле- нии всей мифологической системы Моры находятся в пятом кольце, они обо- значены серым цветом, их месяц — февраль, а знак гороскопа — Рыбы. Мара как защитница Птицы скрывает от неверного отца Стрыба рождение дочки, и в одной бездетной семье людей из города Львова, на их радость, прячет девочку Мальву. На первый взгляд обык- новенная девочка, Мара в романе Корний обладает вечной мудростью, а так- же тайной рождения и смерти. Книга насыщена славянской неоязыческой ми- фологией с многочисленными мирами. С этим даже темные в конце кон- цов согласились, чтобы их потомки не потеряли, разозлив Мару — возможность жить вечно. Почетное посвящение в бессмертные сопроваждается вручением Марой-Повелительницей смерти Переменника, который она передает и для де- вушки Мальвы, дочки Птахи и Стрыба. Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие. Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами. Об этих поисках и рассказывают две книги Д.

Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы. В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него. Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий. Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет. Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий