толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.
Значение слова Тиун
Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролирова. Ответ на вопрос: Тиун это что такое?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Тиун и ябетник Русской Правды наряду с вирником и метельником образовывали административно-судебный блок служилых чинов дружинного периода Древней Руси. Тиун. Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а.
Тиун это что такое?
В Российском государстве 11 — 17 вв. Малый академический словарь: тиун -а, м. Название различного рода должностных лиц на Руси в 11—17 вв. Орфографический словарь Лопатина:.
В якутской версии культуры тиун — это своего рода энергетическая сущность, живущая во всем, что нас окружает: в воздухе, воде, земле, а также в душе каждого человека. Как понятие, тиун не может быть точно определен и описан словами, его можно только почувствовать и познать на личном уровне. Он представляет из себя нечто магическое и мистическое, что переходит все границы рационального мышления.
Из приведеннаго свидетельства стоглаваго собора видно, что обязанности архиерейских приставов, как и царских, главным образом состояли в том, чтобы призывать на суд тяжущихся и свидетелей.
Дело это обыкновенно производилось так: как скоро к архиерею и его боярам подавался какой либо иск, то за обвиняемым и свидетелями посылался чередной пристав — недельщик с приставною памятью 2 , в которой обозначался самый иск, цена иска, имя истца и ответчика, и которая, за подписью дьяка, передавалась приставу для вы- ------------ 1 А. Получив приставную память, пристав сам пли его помощник отправлялся за обвиняемым, при чем предъявлял ему приставную память и назначал срок для явки к суду. Если казалось сомнительным, чтобы обвиняемый явился в назначенный ему срок к суду, то пристав обязан был отдать его па поруки, при чем поручители обязывались заплатить известный штраф, если обвиняемый не явится к суду в назначенный ему приставом срок. В том случае, если за обвиняемаго не было поручителей, или, если он оказал сопротивление и насилие приставу, тот обязан был немедленно его арестовать и держать под арестом до самаго решения суда. По предъявлении приставом ответчику приставной памяти и по сдаче его на поруки, пристав доносил об исполнении своего поручения боярам, а те архиерею. По определению суда пристав производил расправу над виновным и брал с него следующия ему пошлины под именем хоженаго и езда, которыя он получал за позыв на суд ответчика и свидетелей. Различие между хоженым и ездом состояло в том, что если ответчик жил в городе, то пристав ходил за ним и получал плату за свой труд под именем хоженаго; если же ответчик жил вне города, то пристав за ним ездил, за что получал езд. Количество хоженаго и езда судебник определяет: хоженое недельщику в городе 10 денег, а на правду вдвое,— а езд недельщиком имати, по деньге на версту, а на правду вдвое 2.
Выражение «на правду вдвое» означает то обстоятельство, когда пристав во время самаго суда призывал новаго, общаго для обеих тяжущихся сторон свидетеля, за что и получал двойную плату 3. Из запрещения различных грамот и Стоглава брать приставам от порук и поклоннаго можно заключить, что штрафы с поручителей за не явку ---------- 1 О приставных памятях и обязанностях пристава см. X, ст. Татищева, пар. XX, ст. До стоглаваго собора, как это видно из его определений, приставы отдавали на поруки и назначали срок явки к суду единолично, вследствие чего они допускали множество злоупотреблений: назначали большия пени с поручителей, писали сроки или очень короткие, или назначали время для явки к суду самое неудобное для ответчиков и свидетелей. На некоторыя их злоупотребления указывает и Стоглав, когда говорит: «а которые тиуны и недельщики стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составляти и продажу чинити священническому и иночьскому чину и всем православным Христианом, от поруки и поклоннаго денги имати, или что насильством возмут» 2 и пр. В виду таких злоупотреблений недельщиков стоглавый собор постановил, чтобы они попов и дьяконов отдавали на поруки не иначе как перед десятскими священниками, а мирских людей пред земскими старостами или десятскими.
В случае их злоупотреблений и поборов собор повелевает святителям «доправливати без суда взятое втрое» и немедленно отставлять их от должности. В виду указанных злоупотреблений недельщиков архиереи между прочим давали такия привилегии церквам и монастырям: недельщик мог позвать на суд пожалованныя лица только в определенные грамотами сроки. Так например, в жалованной грамоте м. Дионисия Кириллову монастырю об освобождении от пошлин покровской церкви 1585 года сказано: «а коли кто по того попа взведет моего митрополича пристава, с Москвы, и пристав мой пишет ему перед меня два срока в году, в той же день по крещеньи Христове, да в той же день по Петрове дни, а опричь тех сроков пристав мой иных сроков не записывает» 3. В других грамотах назначался один срок в году, в который недельщики должны были ставить обвиняемых перед святителем, при чем в грамотах обыкновенно писалось: «а кто на них и накинет срок, или безсудную на них возмет, не потому их сроку, как в сей нашей гра- ---------- 1 В одной грамоте новгородскаго архиепископа 1577 года говорится: «и недельщики и доводчики своих хоженых и от поруки у них не емлют ничего». Впрочем, в духовных делах недельщики обязаны звать были к суду всех духовных лиц во всякое время, когда только требовали этого обстоятельства, почему в грамотах всегда писалось: «а кому будет до того игумена или попа каково наше духовное дело, и мои недельщики и заезщики дают их в тех духовных делех на поруки, а срок им чинят стати перед меня.... Кроме обязанности предъявлять ответчикам приставную память, отдавать их на поруки, или держать под арестом до судебнаго разрешения дела, производить взыскание по определению суда, на приставов возлагались иногда и другия обязанности. Выражение Стоглава ездить недельщикам с приставными и на правду и на обыск о всяких делех, так же свидетельство окружнаго царскаго наказа об обязанностях поповских старост «коли приедут владычни недельщики и десятильничьи с суда на обыск» 3 , показывають, что на приставов возлагались еще обязанности судебнаго разследования какого либо дела, так что они являлись иногда в качестве судебных следователей, разследывавших, по поручению суда, дело на месте.
Кроме этого на недельщиков возлагались еще и такия поручения, которыя вовсе не имели никакого отношения к суду и судебным следствиям,— они являлись иногда просто в роли разсыльных, посылаемых в епархию с различными архиерейскими предписаниями для сообщения их духовенству известнаго округа 4. Со времени учреждения Приказов, они постоянно находились при них и обязаны были, кроме рас- ---------- 1 А. I, 296 и др. В памяти митрополичих дел Матвею Лобанову о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять играми в Устюжском и Соль-Вычегодском уездах повелевается ему по всем волостям и погостам названных уездов попам и дьяконам и всем православным христианам вычитать святительский указ «по многие дни», «и с памяти велеть им списывать списки, и заказ учинить крепкой, чтоб отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков отнюдь не было». Кроме обыкновенных приставов или недельщиков существовали еще, так называемые, «даные приставы». Они давались князьями и царями иногда епископам и особенно монастырям. Так, в царской жалованной грамоте суздальскому епископу Варлааму 1576 года сказано: «такоже семи пожаловал епискупа Варлаама: дал есми ему даного пристава, кому будет чего искати на его детех боярских и на крестьянех, и пристав мой даной наметывает на них срок, а чинить им один срок в году Рожество Христово; а опричь того моего даного пристава, наши недельщики и площадные и дворцовые, владычных детей боярских и крестьян на поруки не дают, и сроков на них не наметывают» 1. С своей стороны и сами епископы назначали тем или другим церквам и монастырям своих «даных приставов».
Так, в жалованной грамоте новгородскаго архиепископа Александра селам Сергиева монастыря сказано: «а в духовных делех дают их на поруки из великаго Новгорода наши даные недельщики, кого аз Архиепископ пошлю» 2. Обязанности даных приставов очень определенно высказаны в одной грамоте новгородскаго архиепископа 1573 года: «кому будет до того игумена и до братьи, и до всего причта церковнаго и до их слуг и до их крестьян монастырских, и до их прикащиков, каково дело, и аз дал им недельщика своего Никиту Леонтиева сына Кондакова, и мой недельщик даной въезжает к тому игумену и к братьи, и ко всему причту церковному, и к их слугам, и к прикащиком, и к их крестьяном по государеве Цареве и великаго князя грамоте, и дает их на поруку в каких делех, да срок им чинит стати в Великом Новгороде пред мною Архиепископом, один в году, на сборное воскресенье, а от поруки от них не емлет ничего. А будет на того игумена и на весь причет церковный каково дело духовное, и мой недельщик даной дает их в тех делех на поруки, да срок им чинит стати перед меня архиепископа в Великом Новгороде всегды» 3. Следовательно --------- 1 А. О данных приставах монастырям говорится во многих грамотах: А. В XVII веке даные приставы уже не встречаются. Приставы или недельщики при архиереях были уничтожены после собора 1667 года вместе с другими светскими архиерейскими чиновниками.
Название различных должностных лиц в древней России. Руси и русских княжествах 11-15 вв. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср. Тиунить быть тиуном.
Слово «Тиун»
На каждый погост был назначен тиун - ответственный сборщик налогов. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. В дальнейшем функция сборщика дани за тиуном не сохранилась. Тиун в Древней Руси — это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название — дворцовый, нёс ответственность за дом, двор.
Их таланты и усиленная работа являются неоценимым ресурсом, способным преобразить мир и сделать его лучше. Происхождение термина «тиун» Термин «тиун» происходит от тюркского слова «тюн». В переводе оно означает «сон».
В историческом контексте «тиун» относится к методу лечения с помощью гипноза, путем воздействия на подсознание пациента. Термин широко распространен в некоторых тюркских народах, таких как татары, башкиры и другие. Считается, что тиун был использован в древности как способ лечения различных заболеваний. Гипнозист-тиун в тюркской культуре считался священным человеком, обладающим особыми способностями. Он мог не только вызывать искусственный сон, но и предсказывать будущее, восстанавливать память и облегчать страдания пациентов. С течением времени понятие «тиун» приобрело более широкий смысл и начало использоваться для обозначения любого специалиста, способного выполнять гипнотические методики и воздействовать на психику человека. В современной популярной культуре термин «тиун» используется для обозначения гипнотизера в целом.
Основные особенности тиуна Командный характер. Тиун — это игра командная, где участники должны слаженно работать в команде, чтобы достичь победы. Использование тиуна — специальной шайбы, которую необходимо протолкнуть через ворота соперника. Шайба может двигаться только ударом по ней битой, или путем передачи между игроками. Важность физической подготовки. Участники тиуна должны быть физически готовыми, чтобы выдерживать напряжение и быстро передвигаться по полю во время игры. Игровая площадка.
Тиун играется на специальной открытой площадке с газоном или искусственным покрытием, ограниченной стенами или бордюрами. Площадка имеет размеры 60 на 30 метров. Время игры.
Тиун — родовое название для некоторых категорий частных слуг князей и бояр и для некоторых государственных административно-судебных должностей Древней Руси. Среди княжеских и боярских слуг упоминаются Т. В большинстве случаев это были княжеские или боярские холопы: по "Русской Правде" принятие должности тиуна само по себе делало человека холопом, если только он не заключал при этом особого условия — "ряда" — о сохранении свободы. Несмотря на принадлежность к холопскому состоянию, общественное положение княжеских Т. За убийство княжеского сельского или ратайного Т. Суд Т.
На суде Т. Вознаграждение Т. Правительственная деятельность Т. Летописи сообщают о восстаниях населения на ненавистных ему Т.
Толковый словарь Ушакова. Наименование различных должностных лиц: управляющего хозяйством княжеским или барским , судьи низшей инстанции и т.
Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.
тиун это в древней руси определение кратко
Что такое Тиун? Значение слова Тиун в историческом словаре | Тиун:— княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве. |
Тиун — Википедия с видео // WIKI 2 | Главная» Новости» Что такое тиун. |
Значение слова "Тиун" | ТИУН, княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. |
Новая школа: подготовка к ЕГЭ с нуля | Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. |
Слово «Тиун»
Тиун - это слуга князя или боярина | ТИУН, тивунь стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде Русск. есть тиун сельской и тиун дворский. |
тиун это в древней руси определение кратко | Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по добро. |
Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874 | тиун (тиун это, что такое тиун) «Т.Ф. Ефремова Новый словарь тиун: тиун м. Наименование некоторых должностных лиц (на Руси XI-XVII вв.)., Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. |
Тиун это что такое?
в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. На Руси термином «тиун» обозначалась группа привилегированных княжеских и боярских слуг участвовавших в управлении феодальным хозяйством. Тиун:— княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве. В статье рассмотрим "Тиун это что такое?", относится к Вопрос-ответ.
Что такое тиун и что это означает
Характеристика тиуна обычно связана с ленивостью, отсутствием ответственности и склонностью к проведению бессмысленного времени. Тиун - Наименование некоторых должностных лиц. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун); их жизнь защищала 12-гривенная вира[6].