Как подготовиться к Пасхе с соблюдением всех религиозных правил?
Праздник праздников! Рассказываем о Пасхе простыми словами
Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Пасха, которую отмечают вовсе не один день, а 40 дней, символизирует переход от смерти к вечной жизни со Христом. Мероприятие продолжилось рассказом о теме Пасхи в произведениях русских поэтов и писателей.
Праздник праздников! Рассказываем о Пасхе простыми словами
Он имеет свои традиции и обычаи. Об истории праздника, о том, как праздновали Пасху в старой Руси, как подготовиться к празднику, какие блюда приготовить, как украсить пасхальные яйца - обо всем этом поведала библиотекарь Алина Михеева. Ребята и сами рассказали, как в их семье готовятся к празднованию Пасхи, чем они помогают своим родителям.
Из такого рациона нужно выходить постепенно и вводить новые продукты с небольших доз. Резкий выход из постов и длительных строгих ограничительных рационов часто приводит к проблемам с желудочно-кишечным трактом. В частности, к возникновению или обострению панкреатита, холецистита, появлению таких неприятных симптомов, как тяжесть в желудке, тошнота, диарея или запоры", — рассказала специалист. По словам диетолога, строго соблюдавшим пост не рекомендуется есть творожную пасху и куличи, а стоит ограничиться одним яйцом в течение пасхальной недели. А те, кто питается сбалансированно и не имеет проблем со здоровьем, могут съедать по 2-4 яйца в день, но не за один прием пищи.
Также можно полакомиться пасхой и куличами в умеренном количестве, отметила Трускова. По ее словам, важно смотреть на состав праздничной выпечки, даже если вы не страдаете избыточным весом или сахарным диабетом. Получается далеко не диетическая выпечка, перенасыщенная жирами в сочетании с быстрыми углеводами сахар, цукаты, сухофрукты , что нагружает ферментные системы, а также увеличивает риски набора веса", — утверждает Трускова. Кроме того, диетические рецепты творожной пасхи и кулича не всегда могут быть истинно здоровой альтернативой, заметила эксперт. Например, в аналоговые рецепты могут добавлять сахарозаменители, сладкие сиропы, мед, что дает ощущение безопасности продукта. Однако не всегда это так. В числе безвредных сахарозаменителей врач назвала эритритол или стевию, но их содержание должно быть умеренным.
В ритуальной жизни людей, близких природе, такие места играли особую роль в течение года. В среднерусской полосе Красная горка была одним из последних сроков встречи весны. Калужане закликали весну с соломенным чучелом, которое крепилось на длинный шест и ставилось на горку. Закликальщики, мужчины и женщины, пропев веснянки, садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей.
Вечером чучело сжигалось. Закликание весны в Тульской губернии совершалось при восходе солнца: девушки под предводительством женшины-хороводницы вдовы, выбранной «миром» обучать девушек хороводам, играм, песням поднимались на холм или пригорок и составляли круг хоровод. Известно, что у хороводницы, которая, по-видимому, руководила кругом, в одной руке был круглый хлебец, а в другой - красное яйцо. С хлебом и яйцом встречали весну и солнце.
Встречая весну, взрослые девушки и парни обливались водой на восходе солнца. Самые смелые купались в реках. Если в Тульской губернии круг водили на пригорке, то в Переславль-Залесском крае его составлялся в середине села. Девушки становились парами «по ровням» то есть пары составляли «погодки» , все в одинаковых белых платках, шли против солнца вокруг церкви, возвращались на середину села и расходились, чтобы переодеться для нового круга.
Так повторялось несколько раз. И это тоже называлось встречей весны. Материалы XIX в. Однако исполнялись и хороводы вокруг села.
В этом случае хоровод имел охранное и магико-репродуктивное значение. В отличие от хороводов, опахивания в сферу своего ритуального воздействия включали значительную территорию, захватывая селения со всеми крестьянскими угодьями. Обрядом опахивания сопровождалась встреча весны на Красную горку в Инсарском уезде Пензенской губернии с. Весну «закликали» девушки и молодые женщины.
Когда же наступала полночь, они шли за околицу, где с помощью сохи обводили бороздой село. Впереди шли старухи с иконой Казанской Божией Матери и молились, чтобы село не постигли никакие беды и напасти, чтобы все несчастья останавливались перед бороздой. Проложив борозду вокруг села, возвращались назад и устраивали пирушку, в которой могли принять участие и парни. Пирушка продолжалась до «третьих петухов», после чего «гулять считалось грехом».
Опахивание здесь играло магико-предохранительную роль. Оно как бы предваряло возможность повторения обряда, к которому зачастую приходилось прибегать крестьянам, в прошлом сильно страдавшим от опустошительных эпидемий и эпизоотий. Встреча весны проходила на фоне таких красивейших хороводных игр, как горелки, уточка, Борис. Хороводы Красной горки, или «радуницкие», чаще водились на пригорках, холмах, на берегах рек, в местах более открытых.
Бытописатель первой половины прошлого века И. Снегирев предполагал, что эти хороводы в старину сопровождались зажиганием огней. Такими материалами располагал известный хореограф К. Голейзовский: «Колхозница села Исады на Волге, старуха Витюлева, рассказала, что в дни ее юности игра в «Горелки» совершалась ранним утром на высоких местах между кострами из старой соломы».
Играли в горелки при появлении солнца наверху холмов. Девичьи весенние хороводы исполнялись от Благовещения и Красной Горки до Троицы и Всесвятского заговенья. В традиционном укладе жизни они были важнейшими ритуальными фрагментами «картины мира». Весенние хороводы, сопровождаемые кострами - символы весеннего солнца, весеннего движения времени.
Повсеместно на Красную горку разыгрывались свадебные хороводы «А мы просо сеяли», «Заплетайся, плетень», «Заинька». Особенно популярной была хороводная игра «А мы просо сеяли». Этот хоровод был одновременно земледельческим и свадебным. В некоторых местах например, с.
Свинчус Касимовского уезда Рязанской губ. Свадебные хороводы на Красную горку не случайны. В старом быту Красная горка считалась последним сроком для сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Кто упустил свадебный зимний мясоед, не должен был «теряться» на Красную горку.
Легенда о красном яйце После воскресения Иисуса Христа его ученики и последователи начали посещать разные страны, возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Христос воскрес и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любил он. Последовательница Христа Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с благой вестью. По закону, если на прием приходил бедный человек, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо. Мария принесла обычное яйцо, и, рассказав о Христе, вручила его императору. Тиберий рассмеялся. Он ответил, что как не может яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть. Каково же было его удивление, когда яйцо налилось красным цветом! Увидев чудо, Тиберий поверил Марии.
С тех пор и мы в день Светлого Христова Воскресения дарим друг другу яйца, окрашенные в красный цвет, со словами: «Христос Воскресе! Принимающий дар отвечает: «Воистину Воскресе! Есть три вида яиц на Пасху — крашенки крашеные яйца , писанки расписные и драпанки покрытые воском, узор на них наносят острой иглой. По традиции принято бить крашеные яйца друг об друга три раза. Два человека берут по яйцу и три раза ударяют одним об другое. Треснувшее яйцо съедают, а крепкое сохраняют. По поверью, оставшееся целым яйцо принесет в дом счастье. Как отмечают Пасху за рубежом Католики считают Пасху семейным праздником и обязательно собираются в этот день за праздничным столом.
Час интересных сообщений "Как праздновали Пасху на Руси" в отделе по работе с детьми
В 2024 году православная Пасха отмечается 5 мая. За много сотен веков в народе сложились определённые пасхальные традиции. Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Пасха Христова: история и традиции праздника
О Пасхе Христовой Пасху празднуют не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который бабушка печет лишь раз в год. Пасха - это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет — это тоже воскресение. А Пасха — оживление души каждого из нас. Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства.
Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства. Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть.
В этот день принято говорить: «Христос воскресе!
Название Пасха происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Праздник Пасха Дата празднования Пасхи В христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Пасха всегда отмечается только в воскресенье, но выпадает на разные даты. Великий Пост предшествует Пасхе Празднованию Пасхи в Хрестианстве предшествует Великий пост — самый продолжительный и строгий период воздержания от многих видов пищи и развлечений.
Но вот их-то точно нарушать не рекомендуется — опасно, чревато. Пасха — время, отведенное для радости о победе Христа над смертью. Предупреждают, мол, грех, нельзя работать. Но ведь есть врачи, военные, люди, снабжающие нас электричеством, водой, едой… Они не только могут, должны нести трудовую вахту.
Дар рассуждение, Божий дар, всегда почитался добродетелью. Смотрите, запреты самой Церкви неслучайны, всегда обоснованы, их меньше, чем вам сообщат в Сети, их формулировка не может быть угрожающей — вспомним, как звучат Заповеди: Господь уважает свободу воли человека. Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника. О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники.
Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа. Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро.
Горечь потери оживает в нашем сердце, что естественно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день — Радоница 3 мая.
Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника. Задумаемся о том, что мы подразумеваем, когда говорим об аде и о нисхождении в него Христа. Слово «ад» в Новом Завете соответствует древнееврейскому «шеолу», темному, невидимому царству мертвых. В Ветхом Завете ад представлялся как некое пространство в недрах земли. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть - после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обезсилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола. Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв.
Иоанна Златоуста, которое читается за Пасхальной Литургией. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Далее говорится, что со смертью Христа на кресте ад, приняв смертное тело, оказался перед Богом, приняв землю-прах, встретил небо, приняв то, что видел, то есть человеческое тело, человеческую природу, был побежден тем, чего не видел, то есть Божеством. Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» Ис. Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» - чтобы показать тюрьму безсильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется - не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.
Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества. Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» Еф. Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло для того, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспровержена держава смерти. Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны были найтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось и наполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви: «Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли». Иоанн Дамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается». День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством находилась в аду, а тело пребывало во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти, считается Православной Церковью великим днем, поскольку соединяется с днем Воскресения. В литургических текстах седьмой день творения, в который Бог после творения мира и человека «почил от всех дел Своих», сопоставляется с днем Великой Субботы, в который и Христос почил от всего, что было сделано для спасения человека. Поэтому мы поем: «сия же есть благословенная Суббота».
Из книги Бытия мы знаем, что после того как Бог за шесть дней периодов времени создал весь мир и человека, в седьмой день Он почил от дел, которые творил Быт. Поэтому Моисеем было определено, чтобы в седьмой день - субботу, которая означает «покой», иудеи отдыхали и посвящали этот день Богослужению и молитве Исх. Существует толкование, согласно которому заповедь об оставлении работы в субботу была дана Богом, прежде всего, для воссоздания и обновления человека, что должно было произойти посредством смерти Христа на Кресте и Воскресения. Начало воссоздания и обновления было положено в день Великой Субботы, однако очевидное, осязаемое начало пакибытия открылось в день Воскресения. Поэтому и мы, хотя и чтим субботу «как день нашего воссоздания», более почитаем воскресный день. Субботство в православном Предании имеет еще и другое значение. Оно является успокоением человека, утихомириванием, так называемым священным безмолвием исихией во всей полноте этого смысла. Апостол Павел, упомянув, что субботство остается обязательным для народа Божия, указывает: «итак, постараемся войти в покой оный... Святой Григорий Палама говорит, что когда человек удалит от своего ума всякий помысел и когда посредством настойчивости и непрестанной молитвы ум возвратится в сердце, тогда он погрузится в Божественное упокоение, то есть в Боговидение, в созерцание Бога.
Этот покой, это безмолвие не есть бездействие, как можно было бы подумать, но великое делание. Как Бог, Который хотя и почил в седьмой день, все равно продолжал управлять миром, так и человек, пребывая в состоянии духовного созерцания, творит величайшее дело - соединяется с Богом, а затем любит то, что любит и Бог. Поэтому можно сказать, что всякий может пережить Воскресение Христово из своего упокоения, из такого способа жизни. Насколько кто-либо входит в Божественное субботство, в Божественный покой, настолько он переживает воскресение. Пожелание «счастливого Воскресения», должно сопровождаться пожеланием «счастливого покоя». Воскресенье в так называемом недельном круге является первым днем, с которого берет начало отсчета вся неделя, однако одновременно он является также и днем восьмым, поскольку следует сразу же за субботой - седьмым днем. Первый день творения Моисей не называет первым, но одним. И Василий Великий, толкуя эти слова, говорит, что святое воскресенье, в которое воскрес Христос, Моисей называет одним днем, чтобы направить наш разум к будущей вечной жизни. Сейчас воскресенье является прообразом будущей жизни, а тогда оно уже будет самим «восьмым днем» веком.
Если задуматься над тем, что недельный круг символизирует собой человеческую жизнь и что воскресенье - это прообраз будущего восьмого дня, тогда этот век действительно является одним и единственным днем. Василий Великий называет Воскресенье «истоком дней», «ровесником свету». В воскресенье, в первый день создания, был сотворен свет. В Воскресение Христа, в первый день воссоздания, явился свет Воскресения, он же является Светом Преображения и Пятидесятницы. Человеческая природа Христа сбросила с себя смертность и тленность. Помимо этого, воскресный день называется также днем святым и нареченным, так как именно в этот день произошли все великие Господские праздники. Отцы Церкви полагают, что Благовещение Богородицы, Рождество Христово и Воскресение - основные события жизни Христа - произошли в один и тот же день недели. В этот же день должно произойти и Второе Христово пришествие и, конечно же, всеобщее воскресение мертвых. Поэтому христиане придают воскресному дню столь огромное значение и важность, а также стремятся его всячески освящать.
Помимо ежегодной Пасхи существует и Пасха недельная - так называемая малая Пасха, светоносный день воскресения. После Своего воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Некоторые задаются вопросом: почему Христос не явился всем людям, а главное, распявшим Его и отрицавшим Его Воскресение, чтобы те уверовали в Него? Человек, знакомый с православным преданием, не может ставить подобные вопросы, потому что он знает, что явление Христа никогда не происходит для зрелищности и принуждения человека. Христос никого не принуждает верить. Кроме того, явление Бога человеку - это критический момент в жизни последнего. В будущей жизни, после Второго пришествия Христа, Его увидят все. Для подготовленных и очищенных явление Бога станет откровением Царства радости, в то время как для нечестивых оно же будет адом. То же самое произошло бы и в данной ситуации.
Поэтому Бог по Своей любви и человеколюбию не явился к отрицавшим и распинавшим Его. Однако явление Христа Своим ученикам после Воскресения не было событием, произошедшим исключительно для них. Все, кто прошел соответствующую стадию излечения и очищения, удостаиваются участвовать в Христовом Воскресении и видеть Воскресшего Христа. В этой перспективе мы должны рассматривать и случай с апостолом Павлом, которому также явился Воскресший Христос: «А после всех явился и мне, как некоему извергу», - пишет апостол. Тем не менее известно, что ап. Павел во время Воскресения был иудеем-зилотом ревнителем , ко Христу он обратился лишь после Пятидесятницы, когда и произошло явление ему Воскресшего Христа. Случай с апостолом Павлом показывает, что явление Воскресшего Христа напрямую зависит от духовного состояния человека. Несмотря на то, что Христос воскрес в определенный день и час, всегда на протяжении веков существуют свидетели Его Воскресения. В текстах Священного Писания приводится одиннадцать явлений Воскресшего Христа, из которых десять произошли в промежутке между Воскресением и Вознесением и одно после Пятидесятницы.
Вполне возможно, что существовали и другие явления Воскресшего Спасителя. Характерны слова Евангелиста Луки из Апостольских Деяний: «Которым ученикам и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» Деян. Церковь в своих песнопениях свидетельствует, что Ангел Господень благовествовал Богородице о воскресении Христа: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся...
Рассказ о празднике пасха кратко
Весной, в период иудейской Пасхи, Пасха была особенно торжественной, потому что именно на иудейскую Пасху произошли распятие и Воскресение Христовы. Доклад на тему истории и традиций праздника позволяет лучше познакомиться с особенностями этого дня. День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Предложенная автором творческая исследовательская работа по истории "История и традиции праздника Пасха" содержит в себе справочную информацию об истории праздника Пасхи, о традиции украшения пасхальных яиц, приготовления пасок и куличей, а также описание. Светлое Христово Воскресение, или Пасха, празднуется через 48 дней Великого поста, в 2023 году этот день придется на 16 апреля.
Традиции и обычаи Пасхи
Мероприятие продолжилось рассказом о теме Пасхи в произведениях русских поэтов и писателей. Какого числа празднуется Пасха в 2024 году, как ее правильно отмечать, что в этот день нельзя делать и на какие народные приметы стоит обратить внимание, читайте в материале «Царьграда». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа; тем самым ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской[12].