13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. А история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна, когда-то была известна всему миру.
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин.
Стране нужен Север
- «Челюскин» начало
- Стране нужен Север
- Тайна экспедиции «Челюскина» | Образовательная социальная сеть
- Стране нужен Север
- О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига! * Комитет Челюскинцы
- Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть
4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак.
Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4.
Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо.
Дальше простиралась ледяная пустыня. Челюскин из собак покрепче собрал три упряжки. Сотникова решил отправить в зимовье. Не решились идти вперед эвенки. Челюскин и его помощники взялись за работу. Часто останавливались. Выбрав подходящее место, вырубали яму во льду, ставили бревно-репер. Брали пеленги, измеряли расстояния мерительными цепями. Не всегда могли раздобыть дрова. Обходились без кипятка. Заветное бревно, самое последнее, берегли. Следом шли голодные волки. Вскоре выехали на большой мыс, далеко вдавшийся в море. Пурга немного утихла. И Челюскин увидел, что дальше к западу берег все больше заворачивает к югу! Прошло семь лет с того дня, как отплыли они на разукрашенном вымпелами дубель-шлюпе из Якутска. Дошел он один. Солдаты вырубили в промерзшей земле неглубокую яму и поставили маяк «потомкам для известия» — как раз то самое «драгоценное» бревно. В общем, 20 мая 1742 года штурман Великой Северной экспедиции Семен Челюскин вместе с двумя оставшимися солдатами впервые достиг самой северной точки материка Евразия. К 100-летию экспедиции мыс был переименован в его честь из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин. Назвали и пароход, штурмовавший Севморпуть. Имени русского полярного первопроходца, сына простого служилого человека, выбившегося из простых крестьян в эпоху Смуты, все-таки воздали должное...
Библиотекарь Н. Яковлева рассказала об истории легендарного «Челюскина» и челюскинцев.
Воронина и профессора О. Шмидта застряло во льдах и после нескольких месяцев дрейфа было раздавлено льдами и затонуло в Чукотском море 13 февраля 1934 года. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации.
Подвиг челюскинцев
Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза». 27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». Интерес к Челюскинской эпопее не угасает до сих пор еще и потому, что актуальным остается целый ряд вопросов: был ли поход «Челюскина» авантюрой начальника Главсевморпути O.Ю. Шмидта или закономерным событием в освоении Арктики.
День в истории: Как спасали челюскинцев
Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом.
Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева. Отто Шмидт в лагере.
Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках. Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед».
Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы.
Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана.
На судно под командованием капитана В.
Воронина и начальника экспедиции О. Шмидта возлагалась ответственная задача — отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Пароход, на трудных участках сопровождаемый ледоколами, дошёл до Берингова пролива, но ледяная обстановка не позволила выйти на чистую воду. Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля.
Также в мероприятии участвовали потомки исследователей Севера, учёные, путешественники, общественные деятели. Предстоящее в 2024 году 90-летие спасения «челюскинцев» является одной из приоритетных тем РИО. Российское историческое общество направило обращение в адрес губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с предложением установить монумент «челюскинцам» в Удельном парке, который с 1934 по 1991 годы носил название Парк Челюскинцев. Данное предложение было поддержано, в настоящий момент вопрос об установке памятника прорабатывается. Текст: Анастасия Димитриева.