Новости иудейская пасха

Евреи всего мира скоро начнут отмечать Песах — самый важный иудейский праздник, посвященный исходу из Египта и освобождению евреев от рабства в Древнем Египте. Перед Песахом еврейские семьи, соблюдающие религиозные традиции, должны полностью очистить дом от хамца. Песах, или еврейская Пасха — самый древний праздник еврейского народа, который продолжается целую неделю и имеет свои традиции. Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеем помазать кровью ягнят косяки дверей и ангел смерти прошел мимо.

Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. у тех, кто проживает в Израиле. Иудейская Пасха фактически открывает череду главных празднований у различных конфессий. Наш сервис будет недоступен первые 2 дня Песаха, в Шаббат Песах, а также последние 2 дня празднования. Песах, или иудейская Пасха начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю — это первый месяц библейского года в еврейском календаре. Песах – самый древний из еврейских праздников и особо почитаемый. Его учредили в память о летописных событиях – освобождении народа из 400-летнего египетского рабства и обретении.

Иудейский Песах начнется сегодня с заходом солнца

В преддверии самой страшной, десятой казни, когда в одну ночь были умерщвлены первенцы египетского народа, Всевышний велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья перед казнью зарезала ягненка и пометила входную дверь его кровью, чтобы мор обошел стороной. В награду за самоотверженность, вопреки опасности быть побитыми египтянами камнями за убийство священных животных, в ночь пятнадцатого нисана Бог «прошел мимо» домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. Фараон, ужаснувшись случившемуся с первенцами смерти не избежал даже его собственный сын , все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Традиции и запреты Готовиться к Песаху начинают задолго до его наступления. Евреи тщательно убирают свои дома, избавляются от хамца это продукты, прошедшие процесс брожения: пиво, хлеба и прочие. В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его. Можно есть мацу — это пресные хлебцы из пшеничной муки.

Запрет связан с исходом из Египта.

По другой версии яйцо — символ круговорота жизни рождение-жизнь-смерть или просто надежда на новую, счастливую жизнь. Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие пятнышки. По традиции каждый съедает яйцо, предварительно окунув его в подсоленную воду.

Соленая вода олицетворяет слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Свежая зелень или ботва корнеплодов, иногда и они сами сельдерей, вареный картофель, репчатый лук, свекла — символ надежды и обновления. Зелень также окунают в соленую воду перед тем как съесть. От слова "мар", в переводе с иврита — "горький".

Это горькие травы, символизирующие жестокость, с которой обращались с евреями, когда они были рабами в Египте. Часто используется кресс-салат, свежие листья которого обладают приятным терпким и острым вкусом, напоминающим хрен или редьку; эндивий и все разновидности салата латука с чуть горьковатым вкусом — конкретный вид определяется местной традицией. На иврите это слово означает "хрен". Обычно его измельчают или натирают на терке.

Он олицетворяет раствор, скреплявший блоки при строительстве пирамид. Поскольку хрен — забористый корень, его смешивают с харосетом и готовят сэндвич из мацы, добавляя его туда. Терпкий вкус хазерета, как и марор, напоминает о горечи рабства в Египте. Смесь яблок, груш, вина, грецких орехов и корицы.

Некоторые для приготовления харосета используют финики и инжир. Эта часть кеары обозначает блоки, ставшие основой при строительстве пирамид. Харосет — буквально "глина", поэтому ценится, если цвет смеси близок к натуральному цвету глины. Три куска мацы укладывают на отдельную тарелку.

Средняя маца ломается на две части, и одну половину не едят. Она — афикомен, то есть ломтик, который кладут под подушку, на которую опирается глава семейства. Для поощрения интереса детей к пасхальному седеру стали позволять им тайком таскать афикомен из-под подушки и возвращать лишь в обмен на подарок. Найденный афикомен съедается по окончании праздничной трапезы.

Считается, что во время праздничного ужина каждый еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига Египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…": "Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие" Исход, 6:6 - 6:8. Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха Илии , который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье — Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение: 40 дней по православной традиции; 50 дней согласно католическим представлениям. Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды». Когда отмечают праздник Песах в Израиле Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть — но только за пределами собственно Израиля. А вот на территории страны Израиль праздник Песах отмечают ровно неделю. То есть иудейская Пасха в Израиле в 2024 году будет с вечера пятницы 22 апреля до вечера пятницы 29 апреля. Если обычный григорианский календарь является солнечным, то есть ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана только в новолуние. А фактически выпадает на разные даты — преимущественно в марте и апреле. Одно торжество — и 4 названия в иудаизме Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так: Песах — слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей — египтян, державших евреев в рабстве. Хаг а-Мацот — переводится как «праздник опресноков».

Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, то есть пресными лепешками мацой , состоящими только из муки и воды. Хаг а-Херут — «праздник свободы». Комментарии излишни.

В этот праздник нельзя есть и даже хранить дома любые продукты из злаков, при изготовлении которых в тесте мог произойти процесс брожения. Такая пища называется "квасное" или "хамец". К ней относится не только хлеб, но печенье, пирожные, вермишель, овсянка и многие другие продукты. Даже блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха, считаются не подходящими для еды во время праздника. Такое же условие распространяется на пять видов злаков - пшеницу, ячмень, полбу, рожь и овес. Седер со вкусом горечи Первые два вечера Песаха евреи проводят специальную трапезу - седер. Стол обязательно украшает особое блюдо - кеара.

Оно состоит из основных символов праздника: зажаренное мясо на кости - зроа, как символ пасхальной жертвы; вареное яйцо - символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат марор - горькие травы говорят о горечи рабства; смесь из тертых яблок и орехов харосет , они напоминают глину и рабский труд; лук или картофель карпас - символ возрождения и плодородия.

Путин поздравил живущих в России евреев с праздником Песах

Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецем не становится. Тем не менее, запрещается замешивать тесто в Песах даже таким образом, поскольку существует опасение, что в него попадет хоть немного воды, или же по какой-либо причине произойдет задержка, тесто не попадет в печь вовремя и таким образом превратится в хамец, а его хозяин нарушит заповеди Торы. Пресный пасхальный хлеб — маца. Эта круглая маца — ручной выпечки. Именно такую мацу многие считают предпочтительной для Седер Песах Запрещается не только есть хамец в Песах, но и пить его размоченным в любой жидкости. Запрещен он и для любого иного употребления. Обнаруженный в Песах хамец должен быть сожжен или полностью уничтожен каким-нибудь другим способом. Любое, даже сколь угодно малое количество хамеца запрещено в Песах. Более того, запрещена любая его примесь: даже если ничтожно малое количество его смешается в Песах с тысячу или в миллион раз большим количеством разрешенного вещества, хамец не аннулируется, и вся смесь окажется запрещенной. Однако, если некоторое количество хамеца смешается с иным веществом до Песаха, то есть в то время, когда хамец разрешен к употреблению, он аннулируется, если объем иного вещества в 60 раз превосходит объем хамеца. В таком случае эта смесь разрешена к использованию в Песах при условии, что хамец «растворился» в разрешенном веществе и стал невидимым и неразличимым.

Запрещено употреблять в пищу хамец начиная с полудня то есть с седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто делает это даже до наступления Песаха , преступает заповедь Торы, в которой сказано: «Не ешьте при этом квасного» Дварим, 16,3. Это значит, что хамец запрещен уже тогда, когда приносится пасхальная жертва. Еврейская традиция формулирует этот запрет так: запрет накладывается на хамец с того момента, когда можно приносить пасхальную жертву, то есть с полудня начала седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Но это еще не все. Наши мудрецы запретили есть хамец с начала шестого часа для того, чтобы никто не мог по ошибке затянуть трапезу и нарушить запрет Торы. Поэтому уже с начала шестого часа запрещено не только есть хамец, но и использовать его каким бы то ни было образом — в течение шестого часа из-за постановления мудрецов, а затем — из-за запрета Торы. На пятый солнечный час наложено более слабое ограничение: в него уже не едят хамец, но еще можно использовать его иным образом. Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым. Мы уже подчеркивали, что речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня.

Тот, кто преднамеренно съедает кезайит хамеца в Песах — начиная с вечера 15-го Нисана и до конца дня 21-го Нисана, — подлежит тягчайшему наказанию — карету духовному смертному приговору, вынесенному Небесами — исключению души провинившегося из еврейской общины. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» Шмот, 12,15. Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использованию навсегда. Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника. Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца не распространяющийся на другие запрещенные продукты. Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец. Не следует пренебрегать дополнительными запретами, связанными с законами праздника Песах, которые накладывает на себя та или иная еврейская община, даже если эти запреты не относятся непосредственно к запрещенному Торой хамецу, поскольку еврейский обычай — это неотъемлемая часть Торы. Даже если кто-то наложит лично на себя особые ограничения, связанные с Песах, к этому следует относиться с уважением.

Необходимо позволить таким людям исполнять свои обычаи, даже если вытекающие из них ограничения весьма далеки от того, чтобы предотвратить реальное нарушение заповеди. Несмотря на то, что наши мудрецы заповедали нам любовь к ближнему, как самое высокое человеческое качество, и учат, что нет благословения тому, кто лишает своего ближнего малейшей радости, в Песах многие замечательные люди ведут себя как бы вразрез с этими правилами. Они устраивают каждый для себя отдельные трапезы, едят отдельно друг от друга и даже не обмениваются посудой — несмотря на то, что все они Б-гобоязненные люди, тщательно исполняющие заповеди. Наши мудрецы постановили, что не следует осуждать тех, кто ведет себя таким образом в Песах, ибо они поступают так не из высокомерия. Почему наши мудрецы столь снисходительны? Из-за особой строгости запретов, связанных с законами праздника Песах. Великий Ари писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года. Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца.

Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19.

Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15. Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди. Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах. Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана!

Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях. Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам. Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме. Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях?

На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть. Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться».

Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях? Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить. А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером. Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков.

Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен. Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается. Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней. Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете. Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света. В таких комнатах территория, примыкающая к окнам, изучается при солнечном свете — однако лишь при условии, что все окна распахнуты настежь и не покрыты даже стеклом. Тот, кто не произвел поиски днем 14-го Нисана вплоть до момента, когда уже запрещается есть хамец, то есть до полудня, должен произвести их позже, когда владение хамецем уже запрещено, или даже непосредственно праздничным вечером при свете свечи.

Весь найденный хамец в таком случае должен быть уничтожен и аннулирован. Тот, кто не произвел поиски до Песах или в Песах, должен сделать это после окончания праздника; весь хамец, оставшийся с предпасхального времени, должен быть сожжен или уничтожен другим способом, чтобы ни один человек не мог использовать его каким бы то ни было образом — поскольку любое использование хамеца, «пережившего» Песах, запрещено. Тот, кто отправляется в далекое плавание или путешествие, не планируя вернуться до окончания праздника Песах и не оставив дома никого, кто мог бы произвести поиски хамеца, должен произвести их сам при свете свечи в вечер, предшествующий отъезду, — если этот отъезд состоится менее, чем за 30 дней до Песаха. Если отъезд происходит более, чем за 30 дней до Песаха, он не обязан искать хамец. Если он планирует вернуться до Песаха, то обязан произвести поиски хамеца даже если уезжает более, чем за 30 дней до начала праздника, поскольку существует опасение, что он вернется незадолго до его начала, и у него не будет времени произвести поиски. Если же он не планирует вернуться до конца праздника, то если он уезжает более, чем за 30 дней до него, он не обязан производить поиски — хотя по мнению некоторых законоучителей он все-таки обязан уничтожить хамец, о существовании которого в доме ему известно. Тот, кто съезжает с квартиры менее, чем за 30 дней до Песаха, и не убежден, что в эту квартиру еще до Песаха вселится другой еврей, который произведет поиски хамеца, должен произвести их сам накануне отъезда. Естественно спросить, почему поиски хамеца ограничены сроком в 30 дней до начала праздника? Галаха утверждает: «Уяснение законов Песаха начинается за 30 дней до праздника». Поэтому заповедь искать хамец обязывает нас именно с этого момента.

Если 14-е Нисана приходится на субботу, поиски хамеца сдвигаются на день раньше — на ранний вечер 13-го Нисана. Потому что невозможно ввести факел в узкую щель; кроме того, использование факела может стать причиной пожара, и тот, кто ищет хамец при его свете, будет более всего опасаться пожара и потому искать менее тщательно. Поэтому тот, кто все-таки искал хамец при свете факела, должен еще раз произвести поиски при свете свечи, но уже без благословения. Поиски не производятся при свете сальной свечи, поскольку в таком случае ищущий боится капнуть салом на кашерную посуду сало, скорее всего, некашерно , равно как и при свете жировой свечи — из-за опасения капнуть жиром на молочную посуду, или при свете масляного светильника — из-за опасения запачкать одежду. Это опасение может помешать произвести тщательные поиски кроме того, невозможно подобраться с такими свечами к узким щелям и отверстиям. Поэтому поиски следует осуществлять при свете восковой или парафиновой свечи, дающей яркий свет. Воск или парафин, капающий с такой свечи, не пачкает и не портит вещи. Однако тот, кто произвел поиски при свете сальной, жировой или масляной свечи, не должен начинать все сначала. Тот, у кого нет восковой или парафиновой свечи, должен производить поиски при помощи той свечи, которая у него есть — но ни в коем случае не при помощи факела. Масляный светильник с несколькими фитилями приравнивается к факелу.

Это же относится к двум восковым свечам, соединенным или даже слепленным вместе — поскольку у них два горящих фитиля, они приравниваются к факелу, поиски при свете которого не решают проблемы и не засчитываются как уже было отмечено, их нужно произвести заново — но без благословения. Многие перед этим совершают ритуальное омовение рук — нетилат ядаим. Тот, кто приступил к поискам, забыв произнести благословение, произносит его во время поисков — вплоть до самого их окончания. Вот какова формула благословения: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, царь Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел уничтожать хамец». Хотя в ходе поисков хамец еще не уничтожается — не только определенное его количество оставляется для утренней трапезы, но и обнаруженный в ходе поисков ненужный хамец откладывается для сжигания назавтра, — поиски считаются первым этапом уничтожения. Ведь сразу после окончания поисков хозяин аннулирует и объявляет никому не принадлежащим весь не обнаруженный хамец, находящийся во его владении. Это аннулирование и именуется «уничтожением» — поэтому и произносится упомянутое благословение на «уничтожение хамеца». Это благословение распространяется и на завтрашнее уничтожение — сожжение — хамеца, в ходе которого вновь аннулируется весь хамец, который, быть может, остался в его владении. Почему перед поисками хамеца мы не произносим благословение Шегехеяну произносимое тогда, когда мы исполняем заповедь первый раз в году? Потому, что эти поиски — часть подготовки к празднику Песах, и мы ограничиваемся благословением Шегехеяну, произносимым перед Кидушем в праздничную ночь.

Это благословение распространяется на все заповеди, связанные с подготовкой к празднику Тур. Есть и другое объяснение: Шегехеяну произносится только перед исполнением заповедей, приносящих радость и физическое удовлетворение. Поиски хамеца к ним не относятся — ведь они связаны с материальными потерями — уничтожением найденного хамеца Абудрагам. Запрещено разговаривать на какую бы то ни было тему после произнесения благословения и до начала поисков — так как запрещается делать перерыв между благословением и началом исполнения заповеди. Тот, кто, в нарушение этого правила, заговорил после произнесения благословения и до начала поисков на тему, связанную с ними то есть непосредственно с исполнением заповеди , не должен повторять благословение. Однако тот, кто заговорил на постороннюю тему, должен произнести благословение еще раз. Следует остерегаться любых разговоров во время поисков. Однако тот, кто разговаривал во время поисков даже на постороннюю тему , не должен повторять благословение. Если в поисках участвуют несколько человек, они должны собраться вместе, выслушать произносимое главой семьи благословение и произнести Амен, рассматривая это благословение как произнесенное и за них. Соответственно, благословляющий должен иметь в виду, что он произносит благословение за всех присутствующих.

Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально. Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами. Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение. Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных. Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение. Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха.

Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах. Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены. Где следует искать? Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно. Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках. Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно. Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы. Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец.

Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски. Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать. Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы. Синагоги и ешивы должны быть обследованы. Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов. Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец. Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец. То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать.

Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы. Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки.

Дата проведения Песаха по светскому календарю каждый год меняется. В 2023 году празднование начнется вечером 5 апреля и закончится вечером 13 апреля.

Первую съедают сразу, вторую — под конец вечера; Следом идет второй бокал вина; Затем проводится еще одно омовение рук. В это же время все собравшиеся наслаждаются общением друг с другом. Яд Вашем - мемориал жертвам холокоста Мемориальный комплекс Яд ва-Шем располагается в Иерусалиме В последующие дни праздника евреи стараются посвящать как можно больше времени общению с родными и друзьями — ходят в гости, устраивают пикники, отправляются в совместные путешествия. В праздничную неделю жители страны или отдыхают, или работают неполный день.

Еда на Песах Каждый продукт, который вкушают на еврейской Пасхе, служит символом событий, связанных с Исходом израильтян из Египта. Мы уже поговорили о значении пресной мацы. Вместе с ней на столе также присутствуют: Зроа небольшой кусок мяса ягненка с косточкой, выступающий напоминанием о жертвенных агнцах, кровь которых спасла первенцев евреев от Ангела Смерти Соленая вода она символизирует слезы израильтян, пролитые за долгие века угнетения. В нее принято обмакивать мацу Вино символ долгожданной свободы, обретенной израильским народом Горькая зелень марор дань уважения той горечи, которой пришлось испытать евреям из-за жестокости египтян Харосет сладкая паста из фруктов и орехов. По своему внешнему виду она напоминает строительный раствор, который использовался израильскими рабами для возведения зданий в Египте Яйца символ траура и праздничных иерусалимских жертвоприношений Запреты на Песах На еврейскую Пасху запрещены любые виды работ, в том числе разведение огня, работа в саду, стирка белья, написание текстов, включение электроприборов и гаджетов. Все приготовления к празднику необходимо выполнить заранее. Также в течение всего праздника нельзя обсуждать личные проблемы, решать деловые вопросы и загадывать желания. Несмотря на непростую историю Песаха, во время него нельзя предаваться унынию — ведь в итоге он символизирует освобождение от страданий.

Что означают четыре чаши вина? Нет, сегодня такие жертвы не приносятся. Это связано с тем, что жертвенник, на котором проводилось заклание ягнят, был разрушен римской армией вместе с Иерусалимским Храмом Как по-другому называется Песах? На еврейскую Пасху принято надевать самую лучшую и дорогую одежду, какую только можно позволить.

Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил «песах» на иврите дома евреев.

Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода. Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов и который не погиб, как скот египтян , молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов.

А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом. Во время седера на столе должны быть определенные продукты Фото: diligent, по лицензии Shutterstock. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.

Суть праздника: чем Песах отличается от Пасхи

  • Песах в 2024 году — когда отмечают
  • Еврейская Пасха – День республики
  • Песах - иудейская Пасха
  • Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета
  • Еврейская Пасха – День республики

Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать

Этот светлый день символизирует стремление людей к свободе, учит чтить свою историю». По словам губернатора, веками представители еврейского народа проживают на астраханской земле, храня и передавая свои традиции из поколения в поколение. На сегодняшний день иудейская община Астрахани работает над возрождением языка, культуры и духовности еврейского народа, совершенствует религиозное и светское образование.

Заметить их и изгнать из своего сердца - значит, сделать шаг к своей свободе. Стремиться к добру, нравственной чистоте, справедливости - значит, делать шаг к Всевышнему", - передает слова Александра Бороды ТАСС 21 апреля. Он пожелал верующим, чтобы праздник был наполнен теплыми встречами и радостными событиями, а в их доме царила гармония и благополучие.

По традиции израильские праздники, как и шаббат каждую неделю, начинаются с вечера. В первой половине этого же дня все работают, но после обеда начинают закрываться учреждения и магазины, а израильтяне пораньше возвращаются домой. Песах - не исключение. Слово Песах происходит из библейской истории о 10 казнях, которые Бог послал египтянам за то, что они не желали освобождать евреев из рабства. История Песаха записана в Библии, 12-я глава книги Исхода. Моисей попросил фараона освободить израильтян, чтобы они отправились в Землю обетованную, но тот отказался. Тогда фараона предупредили, что Египет постигнут ужасные беды. Так и случилось, но эти страшные события миновали евреев отсюда слово "песах" - "миновать", "обойти стороной". Фараону пришлось уступить, и евреи под предводительством Моисея вышли из Египта. У праздника 4 названия: Песах, Хаг а-Херут праздник свободы , Хаг а-Мацот евреи питались мацой в годы рабства , Хаг а-Авив праздник весны.

Что запрещено в праздник Песах На праздничном столе, а также во всем доме на протяжении всей наступившей недели запрещено держать блюда, которые готовят при помощи процесса брожения. Это хлеб, макароны и различная выпечка. Как отметил Листенгорт, такие продукты называются хамец. От них избавляются накануне. Для этого в домах проводят тщательную уборку. Даже неверующие евреи проводят эту работу именно в это время Александр Листенгорт публицист и эксперт по иудаизму По преданию, во время исхода из Египта евреи не успели сделать закваску для хлеба и взяли с собой только пресные лепешки, то есть мацу. Поэтому употреблять в пищу все квасное во время Песаха строго запрещено. РИА «Новости» Еще один запрет касается первого и последнего дня празднования. В эти дни евреям строго запрещено работать. Остальные дни недели в Израиле считаются «праздничными буднями», то есть время на службе люди проводят по сокращенному графику. В чем разница между Песахом и Пасхой Эксперт по иудаизму отметил, что называть Песах еврейской Пасхой в корне не верно. Эти праздники между собой никак не связаны, хотя и имеют похожие названия. Смыслы и традиции у них разные. Песах посвящен исходу евреев из Египта, а Пасха — воскрешению Иисуса Христа, сына Бога, принявшего смерть за грехи всего человечества. То есть это разные праздники», — подчеркнул эксперт.

Игорь Бабушкин поздравил еврейские общины с праздником Песах

Выражаясь словами мудрецов, Песах – это «Зман херутейну», «Время нашего освобождения». Смотрите видео онлайн ««ПЕСАХ И ПАСХА!» Прямой эфир из Иерусалима» на канале «ТБН — Христианское телевидение» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 апреля 2023. Во вторник, 23 апреля, в день начала Песаха мировые лидеры традиционно поздравляют Израиль и евреев с праздником свободы. Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта.

«ПЕСАХ И ПАСХА!» Прямой эфир из Иерусалима

Евреев это несчастье обошло, так как Бог повелел иудеям помазать кровью ягнят косяки дверей, и ангел смерти прошел мимо. Песах – самый древний из еврейских праздников и особо почитаемый. Его учредили в память о летописных событиях – освобождении народа из 400-летнего египетского рабства и обретении. Бережно сохраняя многовековую культуру своего народа, передавая из поколения в поколение подлинные ценности иудаизма, еврейская община вносит значимый вклад в сохранение. Разобрали, когда отмечается еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история, традиции, чем отличается от Пасхи, что нельзя делать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий