Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день.
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу.
Борьба за права женщин
Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации. В Древней Руси прав у женщин было мало, замуж выдавали, предварительно выкрав невесту из семьи, а наследства женщинам и вовсе не доставалось.
Женское образование в России: с чего все начиналось?
Кто-то считал, что делить знания по половому признаку - пережиток прошлого, а кто-то выступил о полном запрете высших учебных заведений для женщин. Вторых было большинство, поэтому, когда в правительстве устроили голосование по данному вопросу, было решено не допускать ни в коем случае женщин к занятиям. Решение считалось правильным, так как противники заявляли, что девушки превращают храм науки в выставку «фей с декольте», да и не должны женщины забивать свои головы ненужной им информацией. Поэтому в 1863 году в университетский устав ввели запрет на посещение занятий посторонними. Так что россиянкам, жаждущим знаний, ничего не оставалось кроме как получать образование за рубежом. Тогда самым популярным считался университет Цюриха, где еще с 1840 года пускали девушек на лекции. Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова.
После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин. Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола. Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками.
Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты. Изначально курсы были поделены на несколько отделений, которые со временем собрали в историко-филологический и физико-математический факультеты. А уже в 1906 году к ним добавили еще и юридический факультет. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - один из самых популярных российских историков XIX века, который возглавил первые Высшие женские курсы Управлял Бестужевскими курсами специальный Комитет Высших женских курсов, а занятия проводили различные ученые, среди которых даже был выдающийся Д. Помимо всего этого появилось Общество для доставления средств Высшим женским курсам, участники которого также не получали заработной платы.
Контент доступен только автору оплаченного проекта История женских прав в России Рассмотрение ключевых моментов и этапов развития прав женщин в России, начиная от древних времен до современности, включая важные реформы и движения.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права в XV-XVI веках Исследование изменений в правах женщин в XV-XVI веках, включая увеличение количества прав и возможностей для женщин в различных обществах. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и феминизм Связь между борьбой за права женщин и феминистским движением, их взаимодействие, цели и методы достижения равенства. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и международные нормы Анализ влияния международных норм и конвенций на защиту прав женщин, включая роль ООН и других международных организаций. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и образование Исследование взаимосвязи между образованием женщин и расширением их прав, влияние образования на эмансипацию и равноправие. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и трудовая деятельность Роль женских прав в сфере трудовой деятельности, борьба за равные возможности на рынке труда, преодоление дискриминации. Контент доступен только автору оплаченного проекта Женские права и политическое участие Значение женских прав для политического участия женщин, их представительство в правительстве, парламенте и других органах власти.
Они выходили на публичные форумы, организовывали книжные клубы и обсуждали важные вопросы роли женщин в обществе. Женщины начали требовать равенство перед законом, право на образование и профессиональную деятельность, а также право голоса на выборах. В 1848 году в Сенека-Фоллс, США, было проведено историческое собрание, известное как «Конгресс феминисток», на котором была подана декларация прав и требований женщин. Женщинам были предоставлены все больше политических и социальных прав, включая право голоса, доступ к образованию и профессиональной карьере, право на участие в политической жизни и принятие участия в выборах. Женщины занимают важные положения в различных сферах деятельности и активно участвуют в принятии решений на государственном уровне. В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин. Благодаря активной борьбе за свои права и гендерное равенство, женщины постепенно стали приобретать больше свободы и возможностей для самореализации. Основные причины возникновения движения за права женщин Возникновение движения за права женщин связано с рядом основных причин: Патриархальная система Веками женщины были подвержены дискриминации и ограничениям, связанным с патриархальной системой, которая установила главенствующую роль мужчин в обществе.
Ограниченные возможности Женщины были лишены равных условий в образовании, трудоустройстве, политическом участии и других сферах жизни, что ограничивало их возможности и самореализацию. Инспирация другими движениями Возникновение движения за права женщин в значительной степени было вдохновлено успехами и идеалами других социальных движений, таких как движение за равноправие рас и движение за гражданские права. Несправедливые законы и нормы Женщины сталкивались с несправедливыми законами и нормами, которые лишали их свободы, автономии и возможности принимать участие в общественной и политической жизни. Образование и осознание Распространение образования и осознание своих прав и потенциала стали ключевыми факторами для возникновения движения за права женщин. Движение за равноправие Движение за права женщин было частью более общего движения за равноправие и социальную справедливость, которое проникало в различные сферы общества.
Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин. Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола.
Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками. Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты. Изначально курсы были поделены на несколько отделений, которые со временем собрали в историко-филологический и физико-математический факультеты. А уже в 1906 году к ним добавили еще и юридический факультет. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - один из самых популярных российских историков XIX века, который возглавил первые Высшие женские курсы Управлял Бестужевскими курсами специальный Комитет Высших женских курсов, а занятия проводили различные ученые, среди которых даже был выдающийся Д. Помимо всего этого появилось Общество для доставления средств Высшим женским курсам, участники которого также не получали заработной платы. Его исполнительным органом стал Комитет из двенадцати человек, среди которых была известная первая женщина-математик С. А на пост распорядителя выбрали Н. Стасову, известную как борец за права женщин.
С начала 1880-х годов курсам, как частному учебному заведению, начали выдавать три тысячи рублей ежегодно от Городской думы Петербурга, но это было ничтожно мало в сравнении с расходами - около ста тысяч. Чтобы изыскать необходимые средства, комитет собирал членские взносы и пожертвования, а также организовывал различные акции, платные лекции выдающихся профессоров и концерты с популярными певцами. Благодаря этому уже в начале 1910-х годов бюджет общества ежегодно собирал около восьмисот тысяч.
Юридические права женщин в истории
Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию. В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н. История педагогики.
Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв. Иваново, 1997. Учебное пособие. Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3.
Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.
В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.
Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.
Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.
Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. В 1828г. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России.
В институт принимались девочки от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам. Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках.
Потом так же происходило в университете и на работе. Дома у нас, конечно же, ничего такого не было. Помню, как, вдохновленные школьной жизнью, мы с одноклассницей отправились в магазин, попытались купить своим папам по бутылке вина, вино нам не продали, тогда купили… ну конечно же, носки. Не знаю, как у подружки, но мой папа был явно удивлен.
А я всегда удивлялась и даже немного возмущалась — почему он никогда не поздравляет с 8 марта ни меня, ни маму? Позже, конечно, поняла, что в нашем — и не только в нашем — доме существовало и существует отторжение от официальных праздников.
Однако, некоторые женщины не просто смирились с этим фактом, а решили бороться за свои права и равенство. Одной из первых борчих за права женщин была Олимпия де Гуж.
Француженка в 1790 году написала «Декларацию женщин и гражданок», в которой требовала политическое равенство для женщин. Её декларация стала одним из первых манифестов феминизма. В США права женщин начали обсуждаться в середине 19 века. Елизавета Кэди Стэнтон и Сьюзен Б.
Энтони основали Национальную ассоциацию по правам женщин. Они боролись за право женщин голосовать и иметь образование. В 1893 году в Новой Зеландии стали первым государством, которое дало женщинам право голосовать на выборах. В 1918 году, женщины в Великобритании получили право голосовать в парламентских выборах.
В 1920 году в США был принят 19-й поправка к Конституции, которая гарантировала женщинам право голоса.
В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе. Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы. Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин. О сексуальной революции - для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола. О месте женщины в мире - часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве. Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании.
Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет. Клепальщица Рози Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем! Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах. В сороковые годы в США огромной популярность пользовался образ "клепальщицы Рози" - женщины, вышедшей на производство, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Правда, в сороковые и пятидесятые бейсболистки выходили на поле в юбках и были обязаны красить губы помадой. Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей.
Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием. В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар.
Право на обладание своим телом
- Первая борьба и первые жертвы
- Древняя Русь и первые попытки
- Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
- Женское образование в России: с чего все начиналось?
Страна разумного феминизма: как Россия первой защитила права женщин
Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол. 100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит Евро. Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. Правда, что в СССР у женщин были все права? Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Мужское / Женское на канале «Первый канал» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:05, длительностью 00:41:26 на видеохостинге RUTUBE. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. #женские права #избирательное право #равноправие #феминизм.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
К концу XIX века женщины освоили профессии телефонисток, конторских и торговых служащих, медсестер, учительниц младших классов, работниц общественного питания, розничной торговли. В 1885 году вступили в силу правила «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах», которые запрещали работать роженицам, матерям младенцев, не достигших возраста четырех недель, несовершеннолетним девушкам, а также в местах, причиняющих вред женскому организму и связанных в основном с работой с вредными веществами и переносом тяжких грузов. На протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. По количеству женщин, учившихся в вузах, Россия до 1917 года занимала первое место в Европе Образование девочек и вообще женское образование, вопреки большевистским лозунгам, не являлось завоеваниями советской власти. Образование женщин еще в Российской империи было предметом внимания со стороны государства, однако обучение мальчиков и девочек велось раздельно, несколько различались предметы и объемы нагрузок. Ученицы Смольного института благородных девиц. Фото: Карл Булла После 1895 года создаются многочисленные крупные женские политические структуры, которые ставили перед собой цель — улучшение юридического и политического положения женщин. Итогом борьбы стало принятие в 1911 году закона, позволяющего женщинам участвовать в земских волостных выборах. Николай Ярошенко.
Каждый супруг распоряжался своим имуществом самостоятельно, вступал в деловые отношения лично и не нес ответственности по долгам супруга. Так была заложена основа полной эмансипации супругов. Но все же в обязанности мужа входило предоставлять жене пропитание и содержание В том же году году комплексом законодательных актов было введено страхование болезни и несчастных случаев на производстве. За счет больничных касс на всех предприятиях обеспечивалась первая врачебная помощь и амбулаторное лечение, оплачивались лекарства на срок до четырех месяцев, больным выдавалось денежное пособие. Ранний СССР и права женщин Первая конституция советского периода закрепила юридическое равенство мужчин и женщин, это правда. Но задача ставилась куда шире — «реформирование базисных семейных и общественных отношений в русском обществе и по ликвидации частной собственности как одна из причин неравноправия полов». Демонстрация петроградских работниц за равные с мужчинами избирательные права. Женщины, желающие вступить в брак, могли теперь без чьих-либо разрешений и благословений «словесно объявить» или подать письменное заявление в отдел записей браков и рождений. Брак отныне расторгался по просьбе обоих супругов в органах ЗАГС или по просьбе одного из них в суде, сложные процедуры расторжения религиозных браков в духовных консисториях были отменены.
В целом к проблеме сочетания общественных и семейных ролей женщины советская власть этого периода подошла весьма упрощенно путем отказа от чего-либо «личного» в отношениях. Предпринимались попытки доказать вымирание и ненужность института семьи в молодом социалистическом обществе. Напомню комичное и весьма показательное из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Сейчас я, кажется, холост. Еще недавно старгородский ЗАГС прислал мне извещение о том, что брак мой с гражданкой Грицацуевой расторгнут по заявлению с ее стороны». Вот так легко отныне можно было как вступить в брак, так и расторгнуть его. Итоги не заставили себя ждать. Впервые утвержденная обязанность каждой женщины работать, ликвидация частной собственности, девальвация семейных ценностей привели к потере женщинами уверенности в своем будущем и ослаблению семейных связей. Уязвимое положение женщин как итог этих реформ и обязанность женщин работать наравне с мужчинами привели к падению рождаемости: к 1930-м годам в среднем на женщину приходилось менее одного ребенка. Так что те свободы и блага, которые поспешила даровать женщинам молодая советская власть, обернулись тем, что воспитывать женщинам в общем-то было некого.
А в дальнейшем, уже в период становления и развития этого праздника, большую роль в его судьбе сыграла Надежда Константиновна Крупская. Коллонтай к тому времени уже была послом в Мексике, поэтому, естественно, влиять на формирование праздника она не могла. Но тем не менее она оказала большое влияние на женский день в его первом формате, даже выпустила несколько брошюр, посвященных 8 Марта. Самым важным моментом здесь, наверное, является то, что Россия не просто ввела 8 Марта после Октябрьской революции, а стала первой страной в мире, которая полностью уравняла женщин в правах с мужчинами — политических, экономических и социальных. Мимозы от Крупской и «мифический» марш — Значит, в России эмансипация победила раньше, чем на Западе! А вы можете привести какие-то наиболее яркие примеры равноправия полов, которые возникли в то время? У нас же она получила это право сразу же по Конституции 1918 года! То же касается права подачи заявления на развод: многие страны Европы пришли к этому только после Второй мировой войны, а у нас женщина имела право инициировать развод тоже уже в 1918 году наравне с мужчиной.
Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Большую роль здесь, конечно, сыграла и Клара Цеткин, которая в этот момент тоже активно сотрудничала с российской партией большевиков и Владимиром Лениным, и уже упомянутая Коллонтай, как непосредственный член правительства, поскольку и в 1918 году, и в течение всего периода Гражданской войны она входила в высшее руководство страны и влияла на многие решения. Это связано с тем, что, будучи заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, Крупская курировала в том числе и процесс создания праздников. Существует мнение это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы. Согласно этой легенде, однажды к ней обратилась одна из работниц фабрики с вопросом, как можно поздравить женщин в этот день. Надежда Константиновна ответила: «Женщины больше всего любят цветы! И выяснилось, что единственные цветы, которые можно найти в этот период, когда еще, как правило, держатся заморозки, — это мимоза. Так этот цветок оказался «внедрен» в праздник 8 Марта.
Но опять же, мы знаем об этом только из воспоминаний, поэтому, насколько это достоверная история, сказать сложно. Я читала, что все началось с так называемого «марша пустых кастрюль», который 8 марта 1857 года провели текстильщицы Нью-Йорка.
Советское правительство предприняло эти меры, чтобы производить качественную рабочую силу из представителей обоих полов.
Хотя реальность такова, что не всем женщинам были предоставлены эти права, они стали опорой традиционных систем российского империалистического прошлого. Для наблюдения за этим кодексом и женскими свободами Всероссийская коммунистическая партия большевики создала в 1919 году специальный женский отдел Женотдел. Отдел производил пропаганду, побуждающую больше женщин становиться частью городского населения и коммунистической революционной партии.
В 1920-е годы произошли изменения в городских центрах семейной политики, сексуальности и политической активности женщин. Создание «новой советской женщины», самоотверженной и преданной революционному делу, проложило путь ожиданиям будущих женщин. В 1925 году, когда количество разводов увеличилось, Женотдел создал второй семейный план, предложив гражданский брак для пар, живущих вместе.
Однако год спустя правительство приняло закон о браке в качестве реакции на фактические браки, которые приводили к неравенству женщин. В результате проведения политики новой экономической политики НЭП 1921—1928 годов, если мужчина уходил от фактической жены, она не могла получить помощь.
Ситуация исправилась лишь в послевоенном 1946 году — 17,12 новорожденных на 1000 человек.
На фронт во время Великой отечественной войны, по разным оценкам, были призваны около полумиллиона советских женщин — были и те, кто воевал в партизанских отрядах, в подполье в тылу, трудился в госпиталях. В совокупности с катастрофическими мужскими потерями в войне эти обстоятельства, мягко говоря, не способствовали повышению рождаемости. Солдатки на марше в Москве.
Чтобы стимулировать вступление в брак и повысить рождаемость, государство урезало размеры пособий одиноким матерям Хотя объяснили эту меру увеличившейся покупательной способностью рубля. Вводилась иерархия граждан по их репродуктивному вкладу: медаль Материнства, орден Материнской славы и почетное звание матери-героини, при которой каждое очередное рождение, начиная с первого, приносило «поощрение». Советская семья.
За пятерых детей присуждалась медаль Материнства II степени, за шестерых — I степени. При рождении десятого ребенка женщине присуждалось почетное звание «Мать-героиня». Не так давно в нашей стране о звании «Мать-героиня» заговорили вновь.
Его реанимировали, чтобы улучшить рождаемость и поощрить социально ответственный тип семьи и высокий уровень заботы о детях. За период с 1945 по 1968 год в СССР родилось более 15 млн внебрачных детей, но специалисты разнятся в оценках того, явилась ли эта цифра прямым результатом указа 1944 года. Количество зарегистрированных статистикой разводов в это время было небольшим, но в реальности стабильность брачных отношений была только на бумаге.
На деле фактические брачные отношения без официальной регистрации были распространенным явлением, велика была доля матерей-одиночек в тяжелых материальных условиях. Суд по делу о разводе. Но и доля трудящихся женщин трудоспособного возраста после войны также неуклонно росла.
В 60—80-е годы государство перестало жестко регулировать жизнь и установки женщин. Вместе с тем женщине было трудно делать карьеру, оплата труда была ниже, чем у мужчин. Виниченко И.
Советская повседневность от «оттепели» до «застоя»: гендерное прочтение советского вкуса в моде и потребительской культуре Идеальная женщина того времени — это работающая мать, ухаживающая за мужем в доме и заботящаяся о детях, — так называемое тройное бремя для женщин. Все это привело к постепенному оттеснению женщин из руководства и престижных профессий в сторону рядовых должностей и домашней работы. Заводские работницы.
Уникальность советских работающих женщин была в чрезвычайно высоком образовательном уровне: согласно переписи населения 1979 года, работающих женщин с высшим образованием было больше, чем мужчин. Общая либерализация советского режима в 80-е годы привела к образованию новой волны активисток в борьбе за женские права, они старались доказать, что «опыт решения женского вопроса в СССР» был негативным. С другой стороны, начало рыночных реформ 1991—1993 гг.
При этом работающая мать все равно осталась центральной фигурой, как и была в советское время. Но и быть домохозяйкой стало нормально. Примечательно, что в период с 1990 по 2001 год действовало правило, согласно которому женщина могла находиться в отпусках по уходу за ребенком до трех лет, в сумме не более девяти лет.
100 лет борьбы за женские права: что изменилось
Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. 200 тысяч детей поздравили женщин. Недавно появились мнения о том, что, помимо таких отрицательных последствий, как снижение продолжительности жизни, женский алкоголизм и рост числа разводов, эмансипация женщин приводит к постепенному ухудшению генотипа человечества и сокращению числа населения. Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет.
Появление прав женщин в России
- Музей Победы примет на вечное хранение семейные реликвии героев войны
- Права женщин в Советском Союзе
- Вы точно человек?
- Женщины у власти
- Ключевые слова