с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Новотроицк Новости Новости религииКак отмечать и можно ли колядовать? Колядовать ходят в Рождество, с 6 на 7 января. Но когда ходят колядовать и можно ли это делать вечером 7 января, знают не все. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины (а вот щедровать — уже девочки).
Как правильно колядовать на Рождество: когда нужно ходить по домам и петь колядки
Когда нужно колядовать. Ходить по дворам с песнями во славу родившегося Христа полагается с 7 до 19 января. По сей день колядовщики ходят с символизирующей небесное светило звездой на длинном шесте. В старину колядовать ходили, в основном молодые парни и мальчики: переодевшись в специальные костюмы, ходили от двора ко двору и пели веселые песенки-пожелания — колядки.
Когда ходить колядовать в 2024 году: даты, традиции праздника +15 колядок
Прежде чем начать колядовать, в дом стучатся и спрашивают разрешения. Положительным ответом хозяева зазывают в дом все хорошее. Для колядок нужна компания из минимум трёх человек, один из которых будет «звездарём», который несет звезду, второй же назначается на роль «мехоноши», он будет носить мешок для угощений. Кстати: Если православные христиане приходят в дома, чтобы спеть традиционные славящие Христа колядки, в этом нет ничего плохого: в некоторых храмах для прихожан в честь праздника также иногда поют рождественские колядки учащиеся воскресной школы или церковный хор, а иногда и духовенство.
Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно.
Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки. Часто водили козу, которая символизировала плодородие и богатство, — в этом случае исполнялись особые песни про козу. Коза при этом танцевала и в какой-то момент падала, притворяясь больной или мёртвой, а чтобы поставить её на ноги, колядовщики выпрашивали у хозяев колбасу, сало и другие лакомства. Когда хозяева выносили угощение, коза вскакивала и продолжала плясать, а колядовщики допевали песню и желали процветания отзывчивому хозяину.
Где коза ходит — там жито родит, Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза ногою — там жито копною, Где коза рогом — там жито стогом. Колядовщики могли собрать столько угощений, что их приходилось возить на телеге, — так сильно каждый хозяин хотел улучшить свой достаток в наступившем году.
Начнем с ряжения.
Это древний его упоминания есть в 12 веке славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц например, сажей и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа: нечистой силы ведьмы, русалки и т. Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато.
Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам. Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками особенно маска и из природных материалов.
Чаще всего использовали: бересту; кусочки меха и мочалки; и так далее, на что хватит фантазии. Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка.
Но такова задумка. Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь.
Вот, всякие духи и не только добрые в наш мир и заходят. Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».
Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным под личиной , то он мог вести себя достаточно раскрепощенно без фанатизма, конечно. Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело.
Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием. Обряд колядования на Руси В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.
В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать? Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.
Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.
После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую: Кто не даст пирога — мы корову за рога! Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота. Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей как можно больше , рассказывать сказки и загадывать загадки как можно более сложные. Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» первая и вторая недели после Рождества соответственно.
В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа». Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо.
Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди Продолжение следует История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось.
Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли. После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни. Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне.
Коляда – праздник славян. Какая дата в 2023?
перед Рождеством, 6 января. Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). Когда ходят колядовать. Многие называют колядки «магическими формулами».
Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать?
Говорят, что в старинные времена, если ряженых не вознаграждали за их труд, они могли навредить хозяевам жилища. Зимние Святки 2024. Когда начинаются и заканчиваются Из года в год зимние святки проходят в одно и то же время. И 2024 не станет годом исключением: праздник начнется 6 января в Сочельник перед Рождеством Христовым в момент появления первой звезды на ночном небосклоне , а закончится 17 января перед великим Крещением после того как в православных храмах закончится освящение воды. Недаром в православном мире называют эти дни «праздник от звезды до воды». Дни между Рождеством и Крещением называются святочными. Колядовать обычно начинали поздно вечером 6 января. Характер празднования: народные гуляния, которые продолжаются в течение 2-х дней и полностью завершаются 8 числа. Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками период проведения святок: с 6 и до 17 января. Коляда 2024 закончится в субботу 8 января. Православная церковь не признает гадания.
История праздника. Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками.
В основном, колядовать отправляются молодые парни и девушки. Раньше отдельно колядовать могли ходить мужчины, девушки или дети — бывали и смешанные группы. Основные традиции колядования остаются неизменными и на сегодняшний день.
Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства. На Руси и позже у традиции колядования была чёткая схема. Сначала колядующие собирались в одном месте: определяли, кто будет ответственным за распределение полученных подарков и денег, назначали роли. Затем шумной компанией все отправлялись ходить по домам. Шествие было шумным: колядующие пели, кричали, звонили в колокольчики, танцевали. Подойдя ко двору, колядующие звали хозяина.
Когда хозяин выходил, предводитель компании спрашивал, можно ли колядовать и уточнял, дадут ли колядующим подарки. Угощение и деньги могли вручить во дворе или пригласить всех в дом.
Также определите звонаря. Он будет оповещать колокольчиком о том, что к дому приближаются колядующие. Третье главное лицо в группе колядовщиков — мехоноша, человек, который будет нести яркий красивый мешок с подарками. В ответ на ваше приветствие те положат в ваш мешок дары пироги, конфеты, игрушки. А вы следуйте далее, радуя своими песнопениями других празднующих людей. Видео по теме Обратите внимание Колядовать петь колядки , щедровать петь щедровки и засевать обсыпать зерном любят в Украине, Белоруссии и в России.
Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением. Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым. Наши предки представляли Коляду ребёнком.
Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь. Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка.
Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы. Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши.
Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток. Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь.
Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили.
Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать. Приготовления к такой игре начинались ещё осенью.
Как правильно колядовать на Рождество: когда нужно ходить по домам и петь колядки
Мы идем колядовать, Будем дружно поздравлять! Но прежде чем отправляться колядовать, стоит узнать — откуда взялась такая традиция, когда идти колядовать в 2023 году и что нужно делать по традиции. Ходят колядовать обычно с 6 января (рождественский Сочельник) и 19 января (Крещение). В старину колядовать ходили, в основном молодые парни и мальчики: переодевшись в специальные костюмы, ходили от двора ко двору и пели веселые песенки-пожелания — колядки. В нашей статье мы расскажем кто должен колядовать на Рождество 2023 и во сколько начинаются колядки. Представление о том, как правильно на Рождество колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев. По традиции колядовать (щедровать) ходили либо отдельно взрослые и дети, мужчины и женщины, либо смешанные группы.
Когда начинаются Колядки в 2023 году.
Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства. Как и когда колядуют ряженые, какие традиции сохранились до наших дней, характер и символика старинного православного праздника. Щедровать ходят под Старый новый год, 13 января, а колядуют — перед Рождеством, 6 января. Накануне с наступлением темноты молодёжь ходит из дома в дом колядовать с пением колядок и различными магическими действиями, призванными обеспечить благополучие, урожай и здоровье в наступающем году.