Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. Именно в этот день 80 лет назад благодаря успешной наступательной операции «Искра» удалось прорвать блокаду Ленинграда и укрепить веру жителей в полное освобождение города.
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. Главный тренер СКА Роман Ротенберг после победы над "Северсталью" (4:1) сравнил окончание пятиматчевой серии неудач армейцев с прорывом блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда
В ее ходе советские войска уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили их на 60—100 километров от Ленинграда. Блокада Ленинграда Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.
Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Вспыхнули около 200 пожаров — один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью.
Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами.
Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады.
Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко.
Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома.
Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров.
Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда? За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года. Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий.
Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера. Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении. Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года.
И пусть город ещё был в кольце, люди гибли от голода и холода, но появилась надежда, что этот ад скоро закончится. Полностью Блокада была снята только через год, в конце января 1944-го. В Санкт-Петербурге сегодня праздник и я хочу просто присоединиться к поздравлениям. Не так уж и много сейчас осталось живых свидетелей тех событий. Я прошу вас, осмотритесь вокруг, помогите им чем можете. Им не нужны большие деньги и красная икра в бочках.
Да, и ещё. Я знаю, что слово "блокада" пишется с маленькой буквы. Так диктуют правила русского языка. Но я всегда пишу слово "Блокада" применительно к Ленинграду только с большой.
Здесь работают совсем другие правила. Этот подвиг простого ленинградца, эта трагедия простого ленинградца заслуживает, думаю, такого правописания.
Петербург — город решений. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2024
С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги... Каждый день мясное - баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное - лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день... Я и еще двое товарищей получаем дополнительный завтрак: пару бутербродов или булочку и стакан сладкого чая... Война почти не чувствуется. О ней напоминает лишь громыхание орудий...
Данные о количестве продуктов, ежедневно доставлявшихся в Ленинградские обком и горком ВКП б в военное время, недоступны исследователям до сих пор. Как и информация о содержании спецпайков партийной номенклатуры и меню столовой Смольного. Заготовку и переработку травы вел фасовочно-пищевой комбинат. Были созданы пункты по приему растений. Сборщикам выдавали дополнительные карточки на хлеб за не менее чем 25 кг травы.
Траву продавали в Елисеевском магазине на Невском. Ленинградский Ботанический институт выпустил брошюру с перечнем съедобных растений, которые можно было найти в городских парках и садах, и рецептов блюд из них - например, салат из одуванчиков, суп из крапивы, запеканка из сныти. Люди умирают как мухи, а мер против этого никто не принимает". Из справки Управления НКВД по Ленинградской области о смертности населения по состоянию на 25 декабря 1941 года: "Если в довоенный период в городе в среднем ежемесячно умирало до 3500 чел. В течение декабря смертность возрастала: с 1 по 10 декабря умерло - 9541 чел.
В феврале в среднем за сутки умирало 3 тыс. В феврале того же года за каннибализм было осуждено более 600 человек, в марте - более тысячи. О, подлецы, подлецы! В документе сказано, что "... По данным кладбищ города, далеко не точным, ими за период с 1 июля 1941-го по 1 июля 1942-го захоронено более миллиона человек.
Точный учет умерших не велся до 1943 года. Только на Пискаревском кладбище погребено более 400 тысяч ленинградцев. Сохранившаяся фрагментарная статистка дает преставление о масштабах трагедии - 15 февраля 1942 г. После снятия блокады в 1944 году сводить воедино и обнародовать данные о смертности в Ленинграде было строжайше запрещено. Впервые данные о количестве погибших названные "точными" появились в книге бывшего уполномоченного ГКО по продовольствию в Ленинграде Дмитрия Павлова: 641 803 человека.
Эта информация вплоть до 90-х годов считалась "единственно правильной". В действительности же это число погибших от голода с ноября 1941 г. Согласно же современным данным, число жертв блокады - от одного миллиона двухсот тысяч, до полутора миллионов человек. Уже после первой блокадной зимы партийное руководство города пыталось направить в "нужное" русло коллективную память ленинградцев. Решено было сделать фильм о блокаде.
На всех этапах работы над фильмом - от написания сценария до выпуска его на экран - шла непрерывная работа по изъятию слоя за слоем фрагментов, свидетельствовавших о глубине ленинградской трагедии и проявившейся при этом слабости власти. В обсуждении подготовленной к показу документальной картины "Оборона Ленинграда" в студии кинохроники приняло участие все руководство города. Общее мнение выразил председатель горисполкома Петр Попков: "Насчет покойников. Куда их везут? Причем их очень много показано.
Впечатление удручающее... Я считаю, что много не нужно показывать - зачем вереница?.. Или, скажем, идет человек и качается. Неизвестно, почему он качается, может быть, он пьян.
Более того, с лета 1942 года немецкие войска имели четкое указание взять Ленинград, и эта задача не снималась вплоть до окончательного решения об отводе войск зимой 1944 года на линию «Пантера».
До этого с августа 1941-го до лета 1942 года командование вермахта ставило задачу только на окружение города по ближайшему периметру. Однако нам не хватало тяжелой гаубичной артиллерии, необходимой как раз для разрушения долговременных огневых точек противника. В «бутылочном горле» оборону держали три немецкие дивизии. Опытные, обстрелянные, боеспособные. Против Волховского фронта оборону держали две дивизии - 227-я, обжившая эти позиции еще с 1941 года, и 1-я пехотная, которая считалась ударной силой группы армий «Север» с 1941 года.
Но была существенная проблема: к январю 1943 года 18-я армия оставалась практически без резервов. В ходе боев немцы перебросили в «бутылочное горло» несколько батальонов 61-й пехотной дивизии, а также 5-й горнострелковой дивизии. Еще с ноября 1942-го в докладах штаба 18-й армии постоянно звучало, что советское наступление, скорее всего, будет предпринято именно в этом месте, и у вермахта нет сил, чтобы отразить удар. В декабре немцы уже точно знали, что наступление ожидается в январе. Увы, были перебежчики со стороны Ленинградского и Волховского фронтов.
В немецких документах есть протоколы их допросов. Так что вопрос был только в датах. Первоначально ведь операция «Искра» назначалась на 1 января, и на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Зима выдалась относительно мягкой. И потери были очень большие...
Причем потери были в значительной степени обусловлены тем, что немецкая артиллерия вела уничтожающий огонь. Это был шквал огня, которому мы не могли ничего противопоставить. Увы, контрбатарейная борьба Ленинградского и Волховского фронтов оказалась недостаточно эффективной. Причины - недостатки разведки, нехватка орудий большого калибра. Однако в целом немецкое командование в этот раз недооценило русских.
Понадеялось, что получится, как обычно. Что удастся отбить все атаки и устроить противнику «кровавую баню» на льду Невы. А Ленинградский фронт смог сразу захватить достаточно большой плацдарм на левом берегу Невы - от Марьина до нынешних южных границ города Кировска, который послужил очень хорошим трамплином. Другое дело, что 13 января ситуация здесь оказалась критической. Во второй половине дня немцы предприняли контратаку.
Попавшая под удар 268-я стрелковая дивизия полковника Семена Борщева на южном флаге 67-й армии понесла потери и отступила. Положение спас выдвинутый на левый берег Невы истребительно-противотанковый дивизион капитана Николая Родионова. Для него это был первый бой. Дивизион сражался практически без пехоты, помог отразить немецкую контратаку, ведя огонь практически прямой наводкой. Сам Родионов погиб в бою, посмертно был награжден орденом Красного Знамени.
В остальном все уже стало понятно 14 - 15 января. Было ясно, что задача по прорыву блокады может быть решена в ближайшие два-три дня, вопрос был только в том, сколько еще сил и крови она потребует. Ожесточенные бои развернулись за прорыв немецкой обороны в районе опорного пункта «Роща Круглая». За ее взятие 327-я стрелковая дивизия стала гвардейской. Отдельно стоит сказать о действиях танкистов.
Даже такие машины, как легкие танки Т-60, могли оказываться эффективным оружием в умелых руках. Известен эпизод, когда утром 18 января 1943 года экипаж Дмитрия Осатюка из 61-й легкотанковой бригады, которая взаимодействовала с дивизией Симоняка, был вынужден вступить в бой с двумя тяжелыми немецкими танками. Наша машина никакого существенного вреда им нанести не могла, однако механик-водитель Осатюка так маневрировал, что не дал противнику поразить себя, а немцы в итоге сами попали под огонь советских артиллеристов... У противника не оставалось уже на этом участке фронта серьезных сил, даже за счет переброски подкреплений. Советского наступления он в любом случае сдержать уже не мог.
И очень важной, потому что без прорыва блокады о стабильном положении Ленинграда говорить не приходилось. Впервые за все время войны Ленинградский фронт сумел окружить серьезные силы противника, заперев его в Шлиссельбурге. В ночь с 17 на 18 января немцы попытались прорваться из окружения через 5-й Рабочий поселок. Они выходили несколькими колоннами. Как минимум одна была разгромлена полностью, остальные частично просочились.
В немецких документах фиксируется очень большое количество пропавших без вести. Для немцев эта ситуация была катастрофой.
Здесь бойцы Красной армии завершили разгром Петергофско-Стрельнинской группировки немецких войск. За пять дней 131-я дивизия продвинулась на 20 км, освободив несколько населённых пунктов. За успешные действия приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина дивизии была объявлена благодарность и присвоено наименование «Ропшинская». Все её полки получили наименования «Нарвских», а сама дивизия была награждена орденом «Красное Знамя». Полковнику Петру Романенко за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм присвоили высокое звание Героя Советского Союза. Пётр Логвинович вместе с дивизией участвовал в Нарвской операции и в освобождении Нарвы, в Таллинской наступательной операции и в Моонзундской десантной операции. Там в мае 1945 года он встретил весть о Победе. После окончания Великой Отечественной генерал-майор Романенко остался в строю.
Окончил Высшую военную академию имени Климента Ворошилова и остался преподавать в ней. С февраля 1954 года командовал стрелковым корпусом в составе Группы советских войск в Германии. В 1956-м он был назначен на должность заместителя начальника по учебной и научной работе Высших офицерских курсов «Выстрел». В этом учебном заведении, которое проработало до 2009 года, обучали тактике, стрелковому делу, методике тактической и огневой подготовки офицеров и высшего командного состава армий всех стран Варшавского договора и других государств мира, таких как Китай, Вьетнам, Монголия, Индия, Египет, Сирия, Алжир, Ангола, Куба, КНДР. В разные годы выпускниками курсов были маршалы Советского Союза Василевский, Крылов, маршал бронетанковых войск Катуков и другие военачальники.
Её целью было наступление в районе Ладожского озера. По плану к началу сентября 1942 г. Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. У нее была менее масштабная задача, чем в прошлое наступление.
Она должна была лишь обеспечить возможность железнодорожного сообщения с Ленинградом. Основная тяжесть опять легла на Волховский фронт. Полоса немецкой обороны проходила по лесисто-болотистой местности. Укрепления представляли собой заборы из кольев и колючей проволоки высотой под 2,5 метра и такой же ширины. Перед ними находились глубокие траншеи, заполненные болотной водой. Прорыв таких укреплений стоил больших жертв. При этом советское командование ничего не знало о планах немецкого «Северного сияния» и начало наступления Красной армии совпало с прибытием сюда крупных немецких подразделений, предназначенных для штурма советских позиций. Это дало немцам возможность не только остановить советское наступление, но и разгромить войска Волховского фронта, окружив их в нескольких локальных котлах. Общие потери советских войск составили здесь 130-160 тысяч человек.
Следующая попытка спасения города относится к ноябрю 1942 года. В это время немецкая группа армий «Север» оказалась в очень непростом положении. Шла Сталинградская битва, массово поглощавшая резервы у обеих воюющих сторон.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде
Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.
О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю.
На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.
До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.
Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.
Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост».
К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий.
Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая.
Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов.
Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами.
С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником.
Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990.
Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г. Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января. Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г.
Одновременно были установлены сигналы взаимного опознавания при встрече, а также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи. Ворошилов доложил И. Столь оптимистическое заверение насторожило Верховного Главнокомандующего. Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г. Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда.
Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо.
Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом.
А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока.
Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко.
Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках.
Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью».
Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.
Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника.
Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.
О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!
Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки.
Оборона Ленинграда
Немцы полагали, что отрезав город от суши, смогут воспользоваться бедственным положением людей из-за нехватки пропитания. Об этом писал в дневнике 18 сентября 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер : "положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод". К чему стремился враг? После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта... Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года. За время блокады по городу было выпущено 148 тысяч снарядов, которые унесли жизни около 10 тысячи мирных граждан. Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда?
Жуков, координировавший взаимодействия фронтов. Это была воистину выстраданная радость»!
В тот же день Жукову, первому из полководцев Великой Отечественной войны, было присвоено звание Маршала Советского Союза. К вечеру был освобожден Шлиссельбург и вся южная оконечность Ладожского озера.
Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить».
Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону.
Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады.
Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков.
Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам.
Кольцо блокады площадью в 5 тыс. В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс. С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение. Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства.
Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского.
Оборона Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию. Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. История талантливых инженеров и бесстрашных женщин, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году.