Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850-1880 годов.
Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст имеет?
Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. «Тургеневские девушки» — это уникальное явление не только русской культуры (от века XIX до века XXI), но и русской науки и критики, способное вобрать в себя образы, порой очень сильно отличающиеся друг от друга. Тургеневская девушка – это образ идеальной женщины, который представлен в произведениях Ивана Тургенева.
Тургеневская девушка как идеал красоты в прозе И. С. Тургенева
Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Вопрос знатокам: кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать С уважением, Владимир Дорохов Лучшие ответы Игорь:Скромная, воспитанная, культурная, тактичная то есть полная противоположность большинству Шок:скромная. «Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. В нашем новом выпуске смотрите, как писателю Ивану Тургеневу удалось создать в своих повестях и рома Смотрите видео онлайн «Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?» на канале «Минутная История» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15. Видеопрезентацию «Образ тургеневской девушки как литературное явление в русской классике» предлагают к просмотру библиотекари Октябрьской библиотеки № 2 им. Н. К. Жернакова.
Кто такая «тургеневская барышня» и почему это давно не комплимент
Ася, Наталья, Елена Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо. Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей. Тургеневская девушка в современном мире Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей — например, у Чехова или Булгакова.
С тургеневскими героинями они имели довольно много общего.
Но Тургенев — человек с удивительно здоровой душой и крепкой психикой, поэтому таинственное и страшное у него — синоним поэтического. Они связаны, потому что тайна есть предмет поэзии. Тургенева волнует тайна. Ему интересно иррациональное движение души, поэтому его излюбленный жанр — сон. Лучшие сны написаны у Тургенева в рассказах «Сон», «Насекомое», в «Стихотворениях в прозе». Самый страшный сон в русской литературе — из «Клары Милич». Это произведение о страшной сущности любви, о том, что любовь порабощает человека. О том, что сохранить себя в любви невозможно — поэтому тургеневские герои так боятся любви. Тургенев не мрачен, он лишь подчеркивает, что все значительное в жизни имеет обаяние тайны.
Если тайны нет, то нет ни любви, ни поэзии. Об этом «Песнь торжествующей любви», один из самых страшных готических рассказов Тургенева. Лучшую жизнь в русской литературе прожил Тургенев. Пусть это была жизнь на краю чужого гнезда, но сильными страстями и отважными борцами лучше любоваться издали, любить Россию лучше всего из Европы. Пожалуй, Тургенев с большим основанием, чем Григорий Сковорода, мог сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал». Литература Максим Горький. Лев Толстой. Антон Первушин. Виссарион Белинский. Собрание сочинений в трех томах.
Под общей редакцией Ф. Николай Добролюбов. Собрание сочинений в 9 т. Дмитрий Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859—1864 гг. Полную расшифровку лекции можно прочитать на сайте Библиотеки-читальни им. Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого. Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его. Ася дана в повести через восприятие господина Н. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь.
Дескать, такая никогда не побежит «налево», все свое счастье видит в семье и детях, а мужа боготворит настолько, что готова ежедневно «мыть ему ноги и пить затем эту воду». Но этот образ мало похож на образ Аси — той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению «тургеневской девушки». Тургеневская Ася — натура открытая, пылкая, благородная. Да, она скромна и застенчива, очень скованна и замкнута в обществе, но не потому, что общество ей не по душе — просто вся ее предыдущая жизнь проходила в других условиях, и она еще не нашла своей манеры поведения в новом для себя амплуа — дамы света. Она боится показаться смешной, ведь Ася самолюбива. Она мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику.
«Тургеневской девушки» никогда не было в России
И кульминационным выражением этого родства, гармонии человека и природы стало желание спеть вместе русскую народную песню «Вниз по матушке…». Но музыкального единения не получилось, вышла «разноголосица». Оказалось, что Инсаров совсем «не умел петь», но он единственный из мужчин «умел грести» и без лишних слов защитил девушек от приставаний пьяных гуляющих. Мужественность Инсарова, поэзия его гражданских идеалов, патриотизма и определила выбор Елены. Конец этой главы намечает начало любви Елены к Инсарову. Трое других претендентов отвергнуты, потому что они не смогли соответствовать интимности сада, парка и ее души в конечном итоге.
Как гармоничный аккорд звучит описание восхода солнца, которое освещает успокоенную душу Елены и предвосхищает принятое ею решение: «Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвратились на свою квартиру. Солнце еще не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная последняя звезда» С. У некоторых других тургеневских героинь сохраняются лишь отдельные черты созданного им культурно-исторического типа. Женские персонажи некоторых повестей «Переписка», «Фауст» находятся на начальной если уместно так выразиться стадии развития «тургеневской девушки». Повесть можно назвать экспериментальной площадкой Тургенева для выработки его романных сюжетов и характеров.
А вот Асю, наиболее часто «эксплуатируемую» в этом качестве в школьных сочинениях, вряд ли можно считать репрезентативным типом. Она не только совсем еще юное, не сформировавшееся существо, но к тому же внебрачная дочь дворовой крестьянки и барина. Первые девять лет ее жизни проходят на скотном дворе, после смерти матери она четыре года живет в доме нелюдимого, «почти разучившегося говорить» барина-отца, а в тринадцать лет переходит под покровительство своего сводного брата. Вряд ли можно говорить о том, что ее формирует усадебный топос. Вряд ли она научилась поэтично воспринимать и понимать природу.
В ней существует «фундаментальный дисбаланс», или деформированность сознания, дисгармоничность личности. Специалист по психоанализу, С. Зимовец, утверждает: Ася «живет в клиническом пространстве любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронарративов» [13]. Конечно, Ася вызывала и вызывает сочувствие и симпатии как критиков например, Н. Чернышевского , так и читателей разных эпох, а также и самого автора, потому что она подкупает своей нравственной чистотой, поэзией своего первого любовного чувства.
Но можно согласиться и с мнением специалиста, что «чувство Аси не мотивировано и внезапно»: «Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция» [14]. По-видимому, следует вычленять в созданных Тургеневым женских характерах особый тип «тургеневской девушки», доминантными чертами которого являются не только юность, невинность, нравственная чистота, но и цельность, гармоничность, стремление к развитию, поиску высокой любви и одновременно идеальной цели служения. Она хочет любить достойного мужчину, стремящегося к гражданским идеалам. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье без тлетворного влияния света, города , чистая, скромная и образованная.
Она — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Она имеет сильный характер, который может быть сначала незаметен. Она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигает намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи. Можно ли назвать «тургеневской девушкой» героиню последнего романа Тургенева Новь? Ответ на этот вопрос вновь будет отрицательным.
Действие произведения происходит в богатой усадьбе крупного государственного деятеля Бориса Андреевича Сипягина. Завязка усадебного сюжета — появление в усадьбе главного героя романа Алексея Дмитриевича Нежданова совпадает с подробным «представлением» сада. Ни в каком другом тургеневском романе сад не описывается так подробно, как в этом произведении, посвященном новому поколению русских интеллигентов — народникам. Создается впечатление, что писатель словно замедляет действие, прощаясь с садом, который был главным структурообразующим компонентном его усадебных романов. Он с любовью описывает многие его локусы.
Сад был разбит по единой планировочно-пространственной схеме, свойственной садово-парковой архитектуре классицизма. Вместе с тем, следуя меняющейся моде, сад Сипягиных тоже изменялся. Если его центральная часть вполне соответствовала саду классицизма и голландского барокко цветник , то прилегающие к ней части представляли собой ландшафтный романтический сад, распахнутый в «дикую» природу. В романе такой сад органично переходит в березовую рощу. Нежданов чутко воспринимает все движения природы, разные описания сада сопровождают его переживания.
Его восприимчивость напоминает состояние Елены Стаховой, которая словно разговаривала с садом через открытое окно: «Он подошел к окну и стал глядеть на сад. Герой взаимодействует с садом так же глубоко и чутко, как тургеневские девушки; он понимает и чувствует все оттенки окружающих красок и звуков, которые находят прямой отклик в его душе: «Нежданов отправился в сад, а из сада перешел в березовую рощу, которая примыкала к нему с одной стороны. Что касается Марианны, то внешний ее портрет соответствует типу тургеневских девушек: она не красавица, но не лишенная миловидности: «Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.
Ноги и руки у ней были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки XVI века; двигалась она стройно и легко» С. Однако прогулки Марианны с Неждановым в саду не приводят к развитию любовного сюжета. Девушка выказывает абсолютное равнодушие к окружающей красоте пейзажа. Весенняя природа, любовно выписанная Тургеневым, вызывает нелогичное поведение девушки: «Над головами обоих тихонько покачивались длинные пачки висячих веток, покрытых мелкими весенними цветочками. Однако возможность взаимного влечения Марианна разрушает прозаическими размышлениями о местной церковно-приходской школе.
Еще более показательно второе свидание, которое девушка назначает Нежданову в роще. Вновь Тургенев, по-видимому, специально, дает романтическое описание природы, чтобы оттенить совершенно различное психологическое состояние героев: «Роща, куда послала его Марианна, состояла из сотни высоких, старых, большей частью плакучих берез. Но вот одно пролетело — и всюду , внезапно, яркие пятна света мятежно колыхались снова; они путались, пестрели, мешались с пятнами тени… Шум и движение были те же; но какая-то праздничная радость прибавлялась к ним. С таким же радостным насилием врывается страсть в потемневшее, взволнованное сердце… И такое именно сердце принес в груди своей Нежданов» С. Нежданов испытывает чувства, свойственные тургеневской девушке.
А вот Марианна совершенно не замечает окружающей красоты, все ее помыслы заняты идеей «служения народу». Вся встреча, по остроумному замечанию В.
В своих произведениях практически Сегодня все больше людей ищут здоровый образ жизни. Жизнь в городе наносит большой ущерб нашему здоровью: постоянный стресс, загрязнение воздуха и сидячая работа имеют вредные последствия Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем.
С самого начала — ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?! Многие из нас думают, что это романтическая девушка, нежная и душевная барышня, немного несовременная, этакая старомодная особа; Она слаба, плаксива, сентиментальна,абсолютно неприспособленна к жизни; поэтична, нежна , как правило влюблёна, фигурой изящна; мгновенно краснеющая и смущающаяся по любому поводу.
Говоря современным языком -"не в тренде". Но на самом то деле все оказалось не так! Иван Сергеевич Тургенев из произведения в произведения рисовал образ , который со временем сформировался литературный стереотип : замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в глухом поместье без тлетворного влияния светской и городской жизни , чистая, скромная и неплохо образованная. Она -явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью.
Яркой красотой она не отличается, часто может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства. Иногда в романах влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества.
Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен окружающим; она ставит перед собой цель и стремится к ней, преодолевая преграды, и порой достигает намного большего, чем мужчина её круга; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания.
Но все было напрасно — Виардо была замужем и любила супруга. Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность Воспитание Любимые героини Тургенева растут вдали от светского общества с его развращающим влиянием.
Их воспитание проходит не в Москве и Петербурге, а в уединенном дворянском поместье. Из-за этого тургеневские девушки близки к природе и народу и чутко воспринимают красоту окружающего мира. Они очень образованны и начитанны. Как выглядит тургеневская девушка?
Какой характер у тургеневской барышни? Она замкнута и мечтательна, тяжело сходится с людьми, но обладает богатым внутренним миром.
То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.
Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы. Самое захватывающее, на мой взгляд, произведения Тургенева — его повесть «Ася».
Несмотря на хрупкость, она способна занять место рыцаря и спасти мир от бед. Пример образа Аси Ярким воплощением тургеневской барышни является Ася из одноименной повести, написанной в 1857 году. Горькая судьба семнадцатилетней героини связана со сложными социальными отношениями, непростым укладом жизни общества. Дочь помещика и горничной долго жила в деревенской семье. Переехав в господский дом, она так и осталась с больным самолюбием и израненной душой. Не понимая своего места в мире, где много неравенства, героиня старалась искать пути к счастью. Писатель описывает Асю миловидной и грациозной девушкой, в которой много личного обаяния и внутреннего света. Она поразила господина Н. Многое в ее поведении объяснялось происхождением и двойственностью положения, которое она хорошо понимала. Богатый внутренний мир Аси раскрылся во время бесед с автором произведения. Девушка была уверена, что при желании человек способен на все. Романтичная и деятельная, она всего добивалась сама и не ждала даров от судьбы. Любовь к автору окрыляла, вдохновляла, придавала ей сил. Однако счастью героев не суждено было сбыться. Главный герой усомнился в своих чувствах, побоялся осуждения света, отказался от высшего дара — любви чистой девушки. За это Тургенев оставил его несчастным: до конца жизни Н. Он искал девушку, но безуспешно. Образ тургеневской девушки Аси, преданной близким человеком, получился идеален. В современном мире Услышав в свой адрес сравнение с тургеневской девушкой, современные молодые женщины и девочки порой не знают, как реагировать — обижаться или принимать это за комплимент.
К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка — бессловесная клуша, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своей непорочностью, и отсутствием вредных привычек, и желанием найти своего единственного, готовая любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки. Вот только представления о мужской половине человечества у них остались прежними — мужчины ведь тоже изменились. Современный молодой человек уже и выглядит, и говорит, и думает совсем по-другому. И хорошо, если современная Ася сумеет вовремя понять это и разглядит за неромантичной внешностью своего Принца. Ее ждет награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира.
Если в такой момент она сумеет найти такого человека, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Она будет любить его пылко и страстно, всей силой нерастраченной любви.
В процессе создания женского портрета Тургенев следует очерёдности: указание возраста — как правило, 17 или 19 лет; описание внешности, роста, телосложения; психологическая характеристика; более детальное изображение внешности с акцентом на личностных качествах. Все героини Тургенева «ясные», «простые», «простодушные», «добрые». В целом женские образы эстетизированы автором, опоэтизированы его представлениями о красоте естественного, природного начала. В портретах нет парадности, фигуры лишены эффектных поворотов, поз, они подчеркивают загадочность, сложный внутренний мир героини. Каждая деталь тщательно продумана. В частности, указание возраста героини направлено на репрезентацию социального подтекста.
В этом возрасте русские барышни еще жили в родительских домах, однако их воспитание уже было окончено. Соответственно, все женские персонажи выступали невестами, определяя дальнейшее развитие сюжета.
Традиции этого писателя, его влияние на литературу ХХ века изучались многими учеными в разные десятилетия.
Однако постмодернистическая поэтика наложила свой отпечаток на современное видение образа писателя, его судьбы, его произведений. Цель нашей работы: рассмотреть образ «тургеневских девушек» через современную прозу Предмет исследования: произведения Галины Петрушевской «Пограничные сказки про котят» и Марии Галиной «Спруты». Актуальность состоит в том, чтобы через прочтение литературы ХХI века приблизить современного читателя к литературе XIX века, увидеть и интерпретировать образ «Тургеневских девушек» в современном прочтении.
Новизна исследовательской работы заключается в следующем: необычным способом раскрыть образ «Тургеневских девушек» через сказки и мистический рассказ современных писательниц. Задачи исследования: 1. Изучить критические статьи о «Тургеневских девушках» в творчестве И.
Выявить черты «Тургеневских девушек» через взаимоотношения героев в современной прозе Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, типологический, структурно-семантический Основная часть 1 Образ «Тургеневских девушек» в творчестве И. Тургенева Изучение тургеневской традиции в русской литературе ХХ века становилось темой многих исследований: указания на это можно найти в работах Г. Курляндской, Ю.
Лебедева, В. Маркович, М. Храпченко, С.
Данную проблему освещали в диссертациях Т. Куделько «Тургенев и современная литература на примере произведений Паустовского и Солоухина » и некоторые другие. Установление писательского диалога, взаимообусловленность творческих поисков указывают на общность литературного процесса, а также на степень понимания писателями ХХ и ХХI веков своего предшественника, их интерес к личности Тургенева и его произведениям.
Уже почти два века среди литературоведческих терминов существует понятие - «Тургеневская девушка», которое появилось на основе образов и характеров героинь великого писателя-классика Тургенева. Красота «Тургеневских девушек» заключается в уникальности героинь, сам писатель писал: «Красота разлита повсюду…Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности». Так какими же представлены «Тургеневские девушки» в произведениях классика и в чём их индивидуальность?
А в книге «Приокские рудники» 1977 года совсем всё удивительно. Там якобы по свидетельству горожан рассказывается, что в момент освобождения Орла на месте памятника Тургеневу видели девушку в гимнастерке и с автоматом на груди: «С лицом суровым, но честным она поспешила за отрядом. Не в монастырь, не к ликам святых, а в зарево мирового пожара уходила новая Лиза, чтобы в огненном смерче защитить право на чистые и глубокие порывы». Тургенев бы наверняка очень удивился, что Лиза Калитина представилась людям такой. Если же попытаться натянуть эту цитату на исторический контекст, получается еще более любопытная картина.
Годы войны всем известны. Памятник появился в 1968 году. Книга — почти на десятилетие позже. И в ней зафиксирована, по сути, городская легенда, которая совершенно не бьется с фактами, потому что в годы войны в Орле этого памятника еще не было. Но дело, конечно, не в фактах, а в рецепции образа.
Иллюстрация: Пётр Боклевский, «Дворянское гнездо» В 1977-м на высказывания о тургеневских девушках уже накладывает отпечаток советская школьная программа. Тургеневских героинь в ней представляли как деятельных девушек, которые борются со всем плохим. Их вписывали в пантеон революционных борцов, а затем превращали в трансляторов норм поведения. Методисты даже придумали градацию тургеневских девушек по степени революционности их настроений: Наталья Ласунская — еще только стремящаяся к общественной деятельности, Елена Стахова — уже нашедшая себе полезное дело, но на чужбине, и Марианна Синецкая — участница революционного движения. Произведения Тургенева стали школьным каноном, а все литературные образы, которые подвергаются канонизации, со временем шаблонизируются и мельчают, перестают иметь что-то общее с реальным текстом.
Эти героини стали ответственны, например, за презентацию того, как девушки одевались в XIX веке, хотя по текстам писателя заметно, что мода, в том числе женская, не особо его интересует. Помню, когда я была совсем маленькая, к маме ходили аспирантки: их было несколько, но все сплошь на одно лицо, с косами на затылке, с открытыми лбами и опущенными глазами. Здесь понятие «тургеневские женщины» вообще становится близким «простым советским женщинам». В этом, конечно, есть особый шарм. XXI век.
Современная тургеневская девушка С течением времени количество негативных контекстов, связанных с тургеневскими девушками, увеличивалось — во всяком случае, по моим подсчетам, в которых, конечно, может быть учтено далеко не всё. Так, например, Павел Курсанов в рассказе «Другой» пишет: «Я не обиделся, но мстительно подумал, что по повадкам она похожа на тургеневскую девушку, год отработавшую на панели». Кажется, что тут автор опять определяет тургеневскую девушку по внешним признакам, по повадкам, по облику, а не по характеру. Тургеневские девушки появляются не только в книгах, но и на телевидении, в кино и сериалах. В отличие от массовой печати, где можно наблюдать прежнее пренебрежение к этому образу, создатели отечественных сериалов подчеркивают его востребованность.
Журналист Андрей Бабицкий пишет: «Постепенно на нашем ТВ стал возрождаться уже подзабытый жанр отечественного телевизионного сериала, и возникла необходимость в новых типажах... Тургеневские девушки обосновались в моде и в современном искусстве — и тут их внешний вид оказался основным фактором. А бельгийский фотограф Филипп Эрбе, снимавший в 2010-е серию фото про девушек, напоминавших ему героинь Тургенева, отмечал в интервью, что тургеневские — это девушки с тонкими манерами и твердыми моральными принципами, скромные, романтичные, женственные, «хотя и без макияжа». Не вульгарные, не сексуальные, одетые в винтажную одежду, увлекающиеся литературой, классической музыкой, играющие на музыкальных инструментах, говорящие на нескольких языках часто на французском и итальянском , танцующие вальс. Фото: Филипп Эрбе В книгах 2021 и 2022 года — «Тоске по окраинам» Анастасии Сопиковой и «Ибупрофене» Булата Ханова — я тоже нашла два интересных примера того, как теперь бытует тургеневский текст.
Примечательно, что авторы — из поколения 30-летних, то есть это интерпретации молодых писателей. Оба делают отсылку к повести «Ася». В «Тоске по окраинам» есть рассказ «Друг Джонатан», где герой — собственно, Джонатан — рассказывает про свою влюбленность в девочку Асю.
К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
определение, описание и характеристика образов. Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. «Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Под «тургеневскими барышнями» и «тургеневскими девушками» ошибочно подразумеваются типично «романтические» героини. Сегодня подмена идеи служения респектабельной «самореализацией» или поисками «драйва» в молодежной субкультуре невиданно усугубляет конфликт поколений, а тургеневскую девушку и многодетную заботливую мать делает белыми воронами.
Понятие тургеневской девушки в литературоведении
Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте определение, описание и характеристика образов.
Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ
В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, а как же именно выглядят эти тургеневские дамы!
И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно». Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи».
Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку. Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила! Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец». Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей.
Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии. Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека: «Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась… «Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила его на землю» Кадры из турецкого сериала "Эртогрул". Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая" Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию" «Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу. Место погребения его супруги, царицы Бурлэ, показывают у крепости Урмия. Говорят, что могила в 40 футов длиной. Жители утверждают, что эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние» Хивинский историк 17 века Абу-ль-Гази отмечает, что жена Казан-бека из племени салор Салор-Казан-алп имела высокий рост и была одной их семерых женщин захвативших власть в тюркском государстве иль , видимо речь опять идет о Бурла-хатун. Абу-ль-Гази 1603-1664 «Родословная туркмен» «Знатные люди и бахши из туркмен, сведущие в истории, рассказывают: семь девушек, подчинив себе весь огузский иль, много лет были беками.
Она подумала, что враг разбит; с лезвием меча в крови она пришла в шатер». Более чем вероятно, что основа женского головного убора у туркменских племен - гупба, имеющее форму верхушки боевого шлема, действительно, является его декоративной копией, призванной оставить память о том, что когда-то тюркские женщины носили защитное вооружение. Это татарское женское украшение стало основой для российской Шапки Мономаха, я делал об этом специальный пост. Отрывки из каракалпакского поэтического сказания «Сорок девушек» «Кырк Кыз» Поэма рассказывает о борьбе богатырши Гулаим и ее женской дружины с джунгарами и персидским Надир-шахом в 18 веке.
Не просто служба у него должна быть, а служение.
Такому тургеневская девушка посвятит жизнь. Только где его найти? Казалось бы, все во власти автора. Создал женщину — сотвори ей достойную пару. Беда в том, что герои Тургенева словно слеплены из разного теста.
Кажется, будто женщины порождены силой творческого воображения Ивана Сергеевича, который их откровенно идеализировал. А мужчин он просто взял из реальной жизни со всеми их недостатками. Да, чистая, волевая, целеустремленная девушка может полюбить слабохарактерного, неспособного к такому же сильному чувству молодого человека. Но вслед за этим неизбежно отрезвление и разочарование. Наталья расстается с Рудиным, восторженная и добрая Лиза Калитина уходит в монастырь, Ася бежит от нерешительного Гагина.
Даже достойный счастья Инсаров, одержимый идеей освобождения своей родной Болгарии, умирает, так ничего для нее и не сделав. К тургеневским девушкам сразу сформировалось полярное отношение. Одни ими восхищались. Вот, например, слова великого русского писателя Льва Толстого: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это —верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни».
Действительно, герои романов и повестей обычно имеют прототипов. Но возможен и обратный путь: со страниц книги — в реальную жизнь. Придуманный, но талантливый образ зовет к действию, будит все лучшее в человеке, заставляет быть нравственней, целеустремленней.
В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина «Дворянское гнездо» находит успокоение только в монастыре. Героиня Тургенева обязательно чему-то служит.
Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость. Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю. Внутренняя сила Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом.
Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой — непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко». Лиза Калитина Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо».
Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха.
Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка". Термин «тургеневская барышня» давно укоренился в современной культуре. Так принято называть девушек, отличающихся аристократичной красотой и тонкими чертами лица. Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая. Автор – Ольга Поварова Модель – Мария Шилова Говоря об образе тургеневской героини, мы представляем, как правило, нежную и искреннюю, немного застенчивую, но решительную в самые ответственные моменты своей жизни Асю.
То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»
Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ | Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка". |
Тургеневская девушка как идеал красоты в прозе И. С. Тургенева | А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант. |
Тургеневская девушка | Библиотеки Архангельска | Кто такая тургеневская девушка? |