Отшельница Агафья Лыкова – последняя из оставшихся в живых представительница семьи староверов, обнаруженной в Западных Саянах в конце 1970-х годов, – написала письмо президенту РФ Владимиру Путину. Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат. Агафья Лыкова живёт на территории Хакасского государственного природного биосферного заповедника.
70 лет полной изоляции: история затворницы, прожившей всю жизнь в тайге
После кончины отца в 1988 году Агафья Лыкова осталась абсолютно одна. Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Агафья Лыкова живёт на территории Хакасского государственного природного биосферного заповедника. Агафья Лыкова не отмечала свой день рождения, ведь у старообрядцев идёт Великий Пост — период, когда верующие уделяют много времени молитве.
Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА
Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. Агафья Лыкова живёт на территории Хакасского государственного природного биосферного заповедника. В правительстве добавили, что Агафья Лыкова в подробностях рассказала Цивилеву о том, как ей досаждает медведь, и пожаловалась, что у нее болит рука. документальный фильм об Агафье Лыковой, снятый телеканалом RT (Russia Today). читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Песков не знает, сможет ли Путин навестить отшельницу Агафью Лыкову Дом отшельницы Лыковой восстановили в Хакасии после пожара. Отшельнице Агафье Лыковой уже 80 лет и у нее весьма состоятельные покровители, которые помогают ей с ее проблемами.
Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна
Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» — цитирует Агафью «Комсомольская правда». Как прославились лесные робинзоны По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки. Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой — заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы. От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить. Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии.
Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.
Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи. Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано.
Агафья Лыкова говорила, что считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Правда, некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии. Она указывала: «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился.
Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. Некоторое время с ней на заимке жил Ерофей Седов умер в 2015 году. В 2015 году красноярские тележурналисты передали Агафье мобильный телефон. Просили не звонить по пустякам.
Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Семья Агафьи происходила из староверов часовенного согласия. Часовенное согласие в начале 1920 годов было присоединено к белокриницкой иерархии. Дед Агафьи был священником белокриницкой иерархии, его в начале 1920-х замучили до смерти безбожники, устанавливавшие в тех краях советскую власть: старика засунули в бочку с гвоздями на стенках и начали катать по земле пока он не умер.
Ее родители с конца 1930 годов бежали в таежную глушь из-за гонений на веру. Семья жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, так, ей поручали ведение домашней церковной службы.
Агафья Лыкова в молодости О том, что в тайге живет такая семья, стало известно в 1978 году, когда на заимку Лыковых совершенно случайно вышли геологи, которые исследовали этот район Сибири. В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Появились и другие статьи, книги, подчас полные небылиц, слухов о сибирских робинзонах. Агафья Лыкова с отцом В момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек.
В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились.
Моряк — мореплаватель в результате кораблекрушения оказался на необитаемом острове. И прожил там немного — немало целых 28 лет. Казалось бы, в таких экстремальных условиях человек обречен на смерть, потому что вокруг него сплошные опасности. Или в лучшем случае может стать дикарем. Но Робинзон Крузо не только выжил, не только не одичал, а, напротив, благодаря постоянному общению с природой вернулся к людям нравственно возрожденным. Конечно, читатели воспринимали роман как увлекательную интересную сказку, не более. А о том, что в наш цивилизованный век такие «робинзониады» тоже могут случаться, никто и мысли не допускал.
Но… В 1982 году в газете «Комсомольская правда» известный советский писатель и журналист Василий Песков рассказал историю семьи староверов Лыковых, бежавших от сталинских репрессий 30—х годов в тайгу и на протяжении сорока лет, вплоть до 1978 года, живших почти в абсолютной изоляции от всего мира. Эта история стала самой громкой сенсацией союзного масштаба начала 80—х. А после того, как Песков издал книгу «Таежный тупик», переведенную на несколько иностранных языков, она приобрела мировой характер. Сегодня в живых из большой семьи Лыковых осталась одна — Агафья Лыкова. Но она по-прежнему продолжает жить в таежном уединении. Приводим подробности этой «робинзианы». Как это было?
В 1978 году, делая разведывательный геологический облет Саянской тайги в Хакасии в предгорье Алтая, в совершено диком и далеком от цивилизации лесу, летчики заметили кусок обработанный земли, в излучине горного притока реки Еринат. Сверху кусок земли напоминал огород с продольными грядками. Возникло предположение, что тут живут люди. Позже к этому месту была направлена группа пеших геологов, которые обнаружили 3—х людей: мужчину и 2—х женщин, живших в абсолютном уединении. Позже, только во время 5—ой встречи выяснилось, что людей всего пятеро. Это была семья староверов Лыковых. За 17 лет до прибытия геологов семья была полной.
Еще была жива жена и мать Акулина Карповна, которая не смогла пережить неурожай и голод, случившейся в 1961 году. В результате церковной реформы 17 века, в Русской Православной Церкви случился религиозный раскол, получивший название «Никоновский раскол» по имени патриарха Никона, инициировавшего реформу вместе с русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. В результате гонений на христиан, не принявших церковных перемен, многие бежали подальше от властей и организовывали отдаленные поселения, где сохраняли старые обряды, быт и верования. В одном из таких поселений в глухой тайге на реке Абакан, где проживало несколько семей староверов и жила семья Лыковых. Однако в конце 20—х годов прошлого века, туда добралась советская власть и Карл Осипович принял решение уйти еще дальше в леса. Вместе с женой Акулиной и двумя детьми: старшему Савину на тот момент едва исполнилось 11 лет, а его сестре Наталии было всего 4 года. Лыковы предпринимают попытку уйти по Еринату, притоку Абакана на лодке.
Лодку, груженную скарбом тащили по воде бичевой, как бурлаки. Двое других детей: Дмитрий и Агафья родились уже на месте их отшельничества, где спустя еще 40 лет их обнаружили советские геологи. Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В 1981 году умирает сразу три человека, оба брата и старшая сестра, которая, как утверждается, не перенесла горя утраты. Спустя еще 7 лет умирает отец Карл Осипович. Доктор Игорь Павлович Назаров, наблюдавший за семьей почти с самого момента их повторной встречи с цивилизацией утверждает, что Лыковы не имели необходимого иммунитета, ввиду отсутствия контактов с внешним миром и оказались неспособны противостоять обычным заболеваниям. Сначала Лыковы наотрез отказываются от плодов цивилизации, соглашаясь принять только соль.
Они так же категорически отказываются фотографироваться, что объясняет практически полное отсутствие качественных фотографий членов их семьи. Все фото делаются украдкой. Отказываются они и от возвращения в цивилизацию, объясняя это запретом веры: «в миру нам не можно». С 1988 года, самая младшая из семейства Лыковых Агафья остается одна. К тому моменту, вопреки воле отца, она все же решится на путешествие в цивилизацию и увидит как живут современные люди. Это приведет к их размолвке с уже больным отцом и ускорит его кончину. Особое впечатление на Агафью произведет поезд — «дом на колесах».
После смерти отца и используя кое—какой инструментарий, привезенный людьми она собственными силами строит новое жилище.
Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву
Признается, что ей уже тяжело одной управляться, поэтому она не против принять к себе на заимку помощницу, желательно женщину и верующую старообрядку или желающую принять веру. Она бы ее окрестила, рассказал журналист. Агафья и раньше робко высказывала пожелание, чтобы с ней в тайге поселилась физически крепкая женщина, с которой можно было бы разделить хозяйственные и религиозные обязанности. Но пока вместо реальной помощи Агафье столичные журналисты предлагают участие в реалити-шоу. Естественно, она отказалась. Как и отказалась от эвакуации во время запуска космического аппарата с Байконура. Специалисты считали, что ступени могли упасть в районе заимки.
С тех пор пресса регулярно навещает Агафью, а она сама стала объектом интереса не только журналистов, но и других людей. Не отшельница, а — молитвенница Одним из таких гостей стал бизнесмен Али Узденов, который поделился последними новостями об отшельнице. Он утверждает, что называть Агафью отшельницей не совсем верно, так как она скорее молитвенница. Много времени она проводит в молитвах, часто спит сидя, а весь ее дом украшен иконами. Такая религиозность, по-видимому, традиция, сохранившаяся от предков.
Каждое утро у Лыковых начиналось с молитвы. Затем, все без исключения, отправлялись заниматься хозяйством. Дела привычные: дрова наколоть, сухой травы для скота набрать, коз подоить, огород полить и урожай собрать. Но Агафья уже с 1988 года живет по большей части одна. И хотя к женщине время от времени приезжают волонтеры и помощники, ей приходится несладко. Тем не менее Агафье удается сохранять позитивный настрой, и она никогда не жалуется на тяготы своей жизни. Более того, последняя из рода Лыковых не хочет оставлять родительский дом и познакомиться с благами цивилизации. В 90-е даже поехала в монастырь и приняла постриг. Но уже через несколько месяцев вернулась, плохо себя почувствовала. Да и отец ей завещал не покидать их землю. И как бы Агафье ни хотелось увидеть Иерусалим, она приняла решение остаться на заимке до конца своих дней в окружении кошек, собак и коз.
Как и отказалась от эвакуации во время запуска космического аппарата с Байконура. Специалисты считали, что ступени могли упасть в районе заимки. Как живет сейчас Агафья Лыкова На сегодняшний день Агафья Лыкова держит коз, выращивает овощи, собирает кедровые орехи. Каждый день она проводит в молитвах к Спасителю, молится не только за себя, а и за всех людей. Старушке много раз предлагали перебраться в город, чтобы хотя бы последние годы своей жизни прожить спокойно, однако она наотрез отказывалась. Жизнь в городе Агафья Лыкова называет страшной. Ныне у старушки есть помощник — Гурий.
Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году
Карп и Акулина в молодости жили в поселении староверов. После разгрома домов общины, состоявшегося в 1923 году, вместе с несколькими другими семьями Лыковы предприняли поход в горы. Там пара и обосновалась. Они жили открыто, но не шли на контакт с людьми намеренно.
Осенью 1945 года Лыковых заметил патруль, преследовавший дезертиров, и семья перебралась в более глухое место, вдали от посторонних. Вместе со взрослыми Агафья занималась земледелием и делала заготовки из рыбы и дичи, которые приносил отец и братья. Лыковы существовали согласно старообрядческим традициям и ревностно относились к собственной вере, исключая возможность давления на нее со стороны.
Агафья и другие дети знали грамоту благодаря стараниям матери. Семья вела счет времени и регулярно осуществляла домашние богослужения. Когда геологи познакомились с семейством Лыковых, оно состояло из 5 человек.
Мать Агафьи скончалась еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру. До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом.
После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.
Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным.
Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Это трагическое событие никак не сказалось на вероисповедание семьи Лыковых, а лишь сильнее укрепило ее. После смерти матери ответственность за составление и ведением церковного календаря легла на Савина, он по прежнему точнейшим образом высчитывал пасху, дни поста и прочие религиозные праздники. Молились по старопечатным книгам, имевшимся в семье, не зависимо от занятости семьи молебен осуществлял строго в отведенное время. Опять Агафью нашли в тайге 33 года о семье лыковых не было ничего слышно, и лишь в 1978 году на их жилище случайно наткнулись охотники, и с тех пор был установлен контакт с цивилизацией. К ним начали приезжать различные экспедиции, исследовавшие быт и культуру таежных отшельников. Но уже спустя три года семейство Лыковых начало вымирать один за другим. Первым умер младший брат Агафьи Карповны - Дмитрий в октябре 81го года, еще через три месяца в декабре 1981 года умирает старший брат Савин, а следом за ним спустя 10 дней умирает Наталия Карповна.
Через 7 лет Агафья становится сиротой, 16 февраля 1988 года и отец Карп Лыков. Живя в дали от цивилизации, семья отшельников была лишена защиты от простых болезней и вирусов лишь потому, что в тайге их не было, и организмы старообрядцев были не приспособлены бороться с этими недугами. По мнению ученых именно принесенный из вне вирус поразил всю семью Лыковых. Духовность и затворничество Агафьи В пятилетнем возрасте Агафья прошла обряд крещения, существовавший до раскола церкви в 17 веке, а также выучила церковный устав того времени. Единственным способом, по мнению женщины, сохранить душу и тело - это уединение с природой и отречение от цивилизации. Несмотря на запреты старообрядческой веры по употреблению картофеля, Агафья Карповна Лыкова употребляет его в пищу. Хотя она чтит законы духовенства и верит, что жизнь остановится без церковнослужителей и все человечество сгинет с лица земли. Тяжелая жизнь в таежном лесу среди гор и рек только укрепила ее веру бога. Основными продуктами пропитания отшельницы являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, выращенные на собственном огороде. В рацион Агафьи входит и рыба, пойманная ей лично, а также мясо местных животных.
Добывать зверя ее научил отец, от него же и осталось старенькое охотничье ружье. О том, как выращивать и хранить выращенные культуры, в семье Лыковых передавалось из поколения в поколения. Одежду Агафья делает своими руками из пряжи собственного производства, которую она прядет из конопляного волокна. В семье именно она занималась ткачеством и обеспечивала всех одеждой, особенно после смерти матери. Живя в дали от благ цивилизации, приходится рассчитывать только на собственные силы, чтобы обеспечить себя всем необходимым. В хозяйстве бабушки Агафьи есть козы, куры, собака и даже две кошки. Не смотря на свое затворничество, она с удовольствием принимает подарки от охотников и различных туристов, навещающих пожилую женщину в тайге.
Пресс-служба заповедника сообщила, что им стал Николай Седов, сын Ерофея Седова, который когда-то был в составе геологической экспедиции, обнаружившей в тайге семью Лыковых, а затем и сам жил на заимке. В 2015 году Ерофей Седов умер. Новый дом отшельницы освятил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
При запуске с космодрома Восточный ракет, трассы которых пролегают над Хакасией, создавая возможную хотя и с мизерной вероятностью опасность падения отделяющихся частей, Агафью неизменно посещают представители ЦЭНКИ , оповещая о пуске, сообщая о возможности эвакуации от которой Агафья неизменно отказывается и заодно привозя «подарки, медикаменты, продукты и предметы, необходимые для жизни в суровом климате и удалённой локации» [5]. Воззрения[ править править код ] Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии. Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете.
В дикой тайге семье удалось скрыться от правительства и полностью изолироваться от цивилизации. Их поселение было обнаружено исследователями случайно только в 1978 году. На тот момент у супругов было четверо детей, двое из которых родились и выросли в глухом лесу. Случайное открытие Семья жила в лесу вдали от общества на протяжении нескольких десятков лет, и никто даже не догадывался об их существовании. После случайной встречи с военными топографами в 1946-47 годах семье пришлось переехать еще дальше — в самую глубь таежного леса. Только летом 1978 года советские геологи на вертолете, которые искали место для посадки, обнаружили семью Лыковых — они увидели освещенный забор там, где не должно было быть ничего, кроме леса. Небольшая постройка послужила доказательством того, что район был заселен, хотя у советской власти не было никаких данных по проживающим. До ближайшего города — 250 километров: никому и в голову не могло прийти, что на неисследованном участке дикого леса могут жить люди. Четыре геолога, которые прилетели изучать тайгу, были поражены открытием и решили установить контакт с местными жителями. Причем ученые под руководством Галины Письменской приготовили не только подарки, но и оружие — никто не знал, что их могло ждать впереди. На фото: Галина Письменская с семьей Лыковых 1978 На берегу горного притока реки Еринат геологи обнаружили хижину. Маленькое сооружение с крошечным окошком размером с ладонь совсем не походило на жилой дом. Геологов встретил старый человек, который проводил путников в свое скромное жилище.
Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России
Агафья лыкова. Что произошло у сибирской отшельницы. Как живут старообрядцы. Агафья Лыкова – единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне. Вечерняя Москва. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Песков не знает, сможет ли Путин навестить отшельницу Агафью Лыкову Дом отшельницы Лыковой восстановили в Хакасии после пожара. Кузбасская староверка Полина Илларионова, которая пожелала переехать на таежную заимку в соседнюю Хакасию, чтобы помогать известной отшельнице Агафье Лыковой, в РИА Новости, 06.11.2008.
Агафья Лыкова
Вечерняя Москва. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода ее родной реки Еринат. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. 75-летняя Агафья Лыкова – последняя из рода старообрядцев, обосновавшихся много лет назад в сибирской тайге, просит прислать ей помощницу. Агафья Лыкова – отшельница, единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, которые жили в хакасской тайге с 1937 года. Агафья Лыкова, фото.