1. «Идиот» — второй роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». Великое пятикнижие Достоевского — это одно из самых известных творений в истории русской литературы. В четвёртом романе «пятикнижия» «Подросток» Достоевский направляет силу художественной мысли к теме семьи. Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского).
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма
Это их авторское восприятие-прочтение. Каждый холст — единый образ одного из романов «великого пятикнижия» Достоевского, в который входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Главный образ — глаз: взгляд художника внутрь себя, восприятие сути романов через свой личный опыт.
Иной раз, перелистывая страницы книги, и правда ощущаешь невольный холодок во всем теле. Классик умел писать так, что, читая, молниеносно переносишься в эпицентр событий, а именно — в тоскливый и мрачный Санкт-Петербург, где даже вкрапления желтого цвета не становятся вестниками радости и счастья. Не каждый может выдержать такое давление. В произведениях разбираются глубинные душевные порывы человека, причем не всегда добрые. Вспомнить хотя бы сцену убийства старухи-процентщицы. В ней детально описывается, как Раскольников проломил череп Алены Ивановны, как растеклась кровь по полу и как она липла к рукам убийцы. Момент расправы занимает две страницы, — поделилась Ирина Марюхина. В связи с этим многие читатели разделились на два лагеря: кто-то автора обожает, а кто-то терпеть не может и утверждает, что даже не прикоснется к книгам Достоевского.
Она соответствует запросам времени и даже необходима читателю. Мир агрессивен к человеку. Пусть лучше ребенок выработает мнение и отношение по поводу сложных сторон жизни через искусство, а не столкнувшись с проблемой лицом к лицу. Нам не нужно проживать бесконечное число жизней, наступая на одни и те же грабли, — мы сможем понять какие-то моменты благодаря истории книжного персонажа, — отметила Наталья Свитенко. Вопросы добра и зла В этом «Преступление и наказание» дает читателю колоссальный опыт. Судьба Сонечки Мармеладовой, например, показывает, что счастливым может быть любой человек. Девушка чиста перед Богом и собственной совестью, а потому спасает других героев. Раскольников же становится доказательством того, что интеллект в отрыве от сердца ничего не значит.
Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест.
Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время!
Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся. И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...
Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь. В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского. Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года. Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова. Достоевскому представлялось важным не только раскрыть содержание и смысл нашумевшего события, но и выявить его подоплёку, определить почву, питающую подобную идейную практику. Убийство студента воскресило в сознании писателя воспоминания молодости, когда в кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на подобный поступок: «Нечаевым я не мог бы сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... В дни моей юности». Художественный замысел романа, по выражению самого Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев».
Идейно-художественный замысел «Бесов» требовал такого изображения единичного события, чтобы в нём отразились основные тенденции бытия современного общества, раскрылись связи настоящего с будущим, проявились бы отчётливые переходы высокого в низкое, извращённое и растленное. Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории. Ему необходимо было создать литературный тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на Сергея Нечаева, однако должен был вполне соответствовать совершённому злодейству и будущим злодейским замыслам под видом активной деятельности «на благо народной революции». В образе Петра Верховенского и его сообщников по революционной «пятёрке», в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения мнимых борцов «за справедливое переустройство общества». Достоевский показывает, каким ужасным бумерангом может вернуться и возвращается нигилистическое стремление уничтожить социальные формы и установления, через которые из века в век, от поколения к поколению передавались общественные ценности, морально-нравственные идеалы, традиции. Воинствующее безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории — эти духовно-психологические предпосылки развращающе действуют на душу и формируют «ум без почвы и без связей — без нации и без необходимого дела».
Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И, несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
Новые галереи
- ДОСТОЕВСКИЙ. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ.
- Великий грешник и святой. Книжный мир Достоевского таит много открытий
- Достоевский Ф.М - 200 лет & "Великое пятикнижие" [1] - Конференция
- Достоевский. Великое пятикнижие - Челябинская областная библиотека для молодежи | 2024
Поиск по сайту
- «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Пятикнижие» Игоря Волгина на ММКЯ
- Непознанный Достоевский: почему сегодня в школах проходят один крупный роман писателя
- Пятикнижие Достоевского - Управление культуры и молодежной политики Администрации г. Новокузнецка
- Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия
- Достоевский изгоняет бесов. Какие пророчества русского гения сбываются в XXI веке
Фёдор Михайлович Достоевский: пятикнижие
Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет? Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Комплект из 5-ти книг» (Достоевский Федор Михайлович) в Интернет-магазине
Великое пятикнижие Ф. Достоевский
Людмила Сараскина: Я хорошо помню это высказывание. Был задан вопрос: годится ли капитализм для России с ее народной ненавистью к богачам и верой в нравственное превосходство бедных. В ответ на эту безусловную подначку и разразился своей тирадой главный приватизатор России. Но ни тогда, ни теперь, по прошествии 17 лет, признание господина Чубайса меня не удивило и не удивляет: оно совершенно типично для русского либерала-западника, каким его видел и описал Достоевский: "Они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся". Подобных высказываний у Достоевского десятки.
Приведу еще только одно: "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить". Но меня поразил избранный вид смертной казни. Даже Ленин, который тоже не был расположен к "архискверному Достоевскому", был много мягче и деликатнее. Ильича всего-навсего стошнило, когда он прочитал сцену в монастыре из "Братьев Карамазовых". Ну, запретил бы издавать книги, изучать в школе... Но чтобы разорвать...
Наверное, все же господин Чубайс имел в виду не палаческую экзекуцию над физическим телом писателя. Скорее всего, речь шла о стране, которую либералы-западники видят третьестепенной, распавшейся разорванной! Кажется, он сильно недооценил и тот факт, что люди больше не позволят никаким "железным дровосекам" экспериментировать с их страной и ни за что не отдадут на растерзание своего главного писателя. Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" 1969. Фото: Киностудия им. Горького Да, Чубайс погорячился...
Хотя если говорить о бедных и не бедных, то Федора Михайловича, конечно, нельзя заподозрить в роскошной жизни. Труженик был невероятный, а получал от Каткова гонорары меньше, чем Тургенев и Толстой, при этом выплачивал долги умершего брата, которые взял на себя. Зато Тургенев и Толстой были помещиками и явно не бедствовали. Горький снимал виллы на Капри и в Сорренто, а его особняк в Москве и сегодня поражает своей архитектурной роскошью. Да и у Чехова было имение в Мелихово и две дачи в Крыму. Но это отдельная тема.
У меня вот какой вопрос. Достоевский назвал пушкинскую Татьяну Ларину "апофеозом русской женщины". Она выходит замуж за пожилого генерала, продолжает любить Онегина, но она "другому отдана" и будет "век ему верна". В контексте современной гендерной революции это звучит архиархаично. Что значит "отдана"?! Она - вещь, раба?
Думаю, феминистки сегодня подали бы на него в суд "за оскорбление чести и достоинства". Людмила Сараскина: Между "Она отдана" и "Я отдана" лежит пропасть. Достоевский, обладая абсолютным слухом, оценил двойное "Я" как непреложный факт, что Татьяна выражает свою свободную волю, свой выбор. Вчуже его можно принимать или отвергать, уважать или презирать. Можно желать ей соединиться с Онегиным, бежать в Италию и стать Анной Карениной со всеми последствиями, включая поезд. Но героиня Пушкина выбрала иной путь - и, к счастью, гендерная революция пока не вмешивается в право замужней дамы на жизнь без адюльтера.
Феминистки как личности, уважающие чужую свободу, должны принять это обстоятельство во внимание и сосредоточиться на себе. Какие мифы о Достоевском самые вредные и опасные? Людмила Сараскина: Самые опасные и зловредные мифы - это те, что основываются на заведомой лжи, на клеветническом вымысле, сочиненном ради громкого скандала, "идейного" или "клубничного".
Тбилиси, 1984. Данилов В. Достоевский Ф. Касаткина Т.
Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского. Кощунство или богословие любви? Молдован А. Киев, 1984. Новикова Е.
Соня и софийность роман Ф. Топоров В. Тарту, 1971. Саранск, 1973.
Sandoz E. Political Apocalypse.
Baton Rouge, Louisiana State University, 1971. Schweitzer A. Die Mystik des Apostels Paulus. References Agamben D. Ostavsheesia vremia. Belousov I.
Ushedshaia Moskva. Danilov V. Dostoevskii F. Freidenberg O. Gamkrelidze T. Indoevropeiskii iazyk i indoevropeitsy.
Tbilisi, 1984. Kasatkina T. Sviashchennoe v povsednevnom: dvusostavnyi obraz v proizvedeniiakh F. Meerson O. Bibleiskie interteksty u Dostoevskogo. Koshchunstvo ili bogoslovie liubvi?
Moldovan A.
Достоевский и истина Прежде чем начать говорить про романы, которые написал Достоевский пятикнижие , хочется сказать несколько слов о личности автора. Невозможно отрицать масштабы фигуры Федора Михайловича Достоевского. Его творчество вот уже сто пятьдесят лет остаётся неисчерпаемым источником для научных исследований и открытий языковедов, литературных критиков, философов, психологов, кинематографистов и многих других.
Всё это говорит о гениальности писателя, но ещё больше — о том, что до сегодняшнего дня так и не разгадана какая-то главная тайна его личности, души и особенно его слов. Впрочем, она не будет, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней сокрыта истина, вершина которой, как у плавающего айсберга, открыта взору, а подводная часть непостижима. Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу.
После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним. Это ли не откровение Божье? Главные идеи Продолжаем говорить о произведениях, которые написал Достоевский пятикнижие. Что объединяет эти романы?
Пятикнижие Достоевского — 6 книг
Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием. Не только российские, но и западные интеллектуалы причисляют творчество Фёдора Достоевского «к вершинам человеческого духа», отметила Валентина Матвиенко в своем блоге. Пять главных романов Достоевского даже называют «Великим пятикнижием». Не только российские, но и западные интеллектуалы причисляют творчество Фёдора Достоевского «к вершинам человеческого духа», отметила Валентина Матвиенко в своем блоге.
Портал правительства Москвы
Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Великое пятикнижие, нетерминологическое обозначение пяти романов Ф. М. Достоевского 1860–1870 гг., указывающее на их идейно-тематическое и. Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Нужно сказать, что пятикнижие появилось только благодаря встрече Фёдора Михайловича со своей будущей второй женой Анной Григорьевной Сниткиной. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Фёдора Михайловича Достоевского. Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Пятикнижие Достоевского
очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. В пятикнижии Достоевский продолжает исследование темы вины и искупления, которая является одной из основных в его творчестве. Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Информационно-просветительский проект «Пятикнижие Достоевского» с 16 ноября по 30 ноября 2021, Центр культуры «Орджоникидзевский» в Екатеринбурге. это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных его романов.
Новые галереи
- Добавить комментарий
- События музея у вас в почте
- Поиск по сайту
- «Пятикнижие» Достоевского
"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"
Мочульский, «Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного». В произведении мы можем встретить все типажи героев, встречающиеся в предыдущих романах «пятикнижия». Семейство Карамазовых состоит из Фёдора Павловича Карамазова, сладострастного отца, неоднократно изменявшего уже умершей жене; его сыновей: Дмитрия, отставного военного двадцати восьми лет, конфликтующего с отцом из-за Аграфены Светловой; Ивана, 23-летнего образованного молодого человека, пытающегося найти ответ на «вечные вопросы» и порой говорящего афоризмами; Алексея, 20-летнего послушника в монастыре на момент начала романа , очень доброго человека, не сомневающегося в искупительной жертве Бога. Главным событием романа становится убийство Фёдора Павловича Карамазова четвёртым, незаконнорожденным сыном Павлом Смердяковым, прислуживающем при доме. В следующих за тем разбирательствах главным становится не поиск виновного, а нравственные характеристики и мотивации поведения героев. Не выдерживающий угрызений совести Павел Смердяков вешается, хотя в глазах общества, склоняющегося к фигуре Дмитрия Карамазова, он не считался виновным. Присяжные заседатели признают полностью виновным в убийстве отца Дмитрия Карамазова и приговаривают его к двадцати годам каторги. Сюжет произведения служит иллюстрацией философских убеждений героев и их психологического состояния. Вопрос, кто виновен в убийстве Фёдора Павловича Карамазова, не получает правдивого ответа.
Но каждый из героев в силу внутреннего закона совести обретает к концу романа соответствующие внешние обстоятельства. Сладострастие, чрезмерная «жажда жизни» Фёдора Павловича Карамазова оказывается несовместимой с существованием. Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий каждый по-своему «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия». Мысль Ивана часто подытоживается афоризмом «Если Бога нет, то всё дозволено», хотя именно в таком виде она отсутствует в романе. К концу романа автор приводит героя к состоянию психического расстройства, оставляя противоположные идеи в состоянии борьбы. Алеша «убеждён в существовании Бога и бессмертии души» и решает для себя «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не приемлю». В конце романа Алёша — единственный остающийся живым, свободным и здоровым член семейства Карамазова. По замыслу автора, он один находится в ладу с собственной совестью.
Старший брат Дмитрий, хотя верит в Бога, не чужд сомнений: «А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? Что, если прав Ракитин, что эта идея искусственная в человечестве? Тогда, если Его нет, то человек шеф земли, мироздания. Только как он будет добродетелен без Бога-то? Я все про это». К концу романа невиновный в преступлении, но совершивший ряд других неблаговидных поступков Дмитрий отправляется на каторгу за тем, чтобы искупить их и начать новую жизнь.
Творческий мир Достоевского — малая модель божественного мира. В нём живут персонажи с самыми различными убеждениями, нравственными устоями и психологическими особенностями. Это ещё раз доказывает, что мир Достоевского полон свободы, в которой рушатся любые общественные конструкции, оставляя на виду только ненаносное, естественное. В терминологии писателя оно получает наименование «живой жизни».
Касаткина Т. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского. Кощунство или богословие любви? Молдован А.
Киев, 1984. Новикова Е. Соня и софийность роман Ф. Топоров В. Тарту, 1971. Саранск, 1973. Трубецкой С. Гайденко; прим. Гайденко, Д.
В 2007 году в Японии вышел восьмой перевод романа «Братья Карамазовы», сделанный ректором Токийского института иностранных языков Икуо Камэямой. Он стал бестселлером и вызвал бум Достоевского, который продолжается до сих пор. По рейтингу редакции «The Guardian» роман «Братья Карамазовы» занимает 29-е место среди 100 величайших романов всех времен. Право имею? В России отношение к великому писателю никогда не было однозначным из-за глубины его мысли и сложности политических и духовных взглядов. До революции его считали гением. Владимир Ленин назвал его «архискверным». Творчество Достоевского расценивалось как антикоммунистическое, поскольку писатель выступал против революции и проповедовал христианство. В 1930 е годы его произведения исключили из школьной программы. Только в 1956 году, когда «успех Достоевского на Западе перевесил его идейные грехи против советской власти», писатель был реабилитирован и разрешен на родине. Георгий Тараторкин в черно-белой драме по роману Достоевского. Год производства 1969. Страна — СССР. Режиссер — Лев Кулиджанов. Сейчас учителя и филологи ведут споры о том, нужен ли Федор Михайлович в школьной программе. Звучат предложения оставить только краткую статью о нем в учебнике по литературе, а чтение «Преступления и наказания» и других романов оставить для взрослых. В пользу этого предложения говорит сложность Достоевского для подростков и молодежи. Может быть, кто-то, задав себе вопрос «Тварь я дрожащая или право имею? Но дело в том, что такой вопрос, только в примитивном варианте, подростки задают себе сами. Без Достоевского у них просто не будет возможности увидеть, к какой трагедии приводит вседозволенность. Весь мир учится думать у русского писателя. Странно не делать этого его соотечественникам.
В черновиках к роману Аркадий произносит: «Все считают меня подростком». Он искренне возражает против этого: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет? Незаконнорождённый Аркадий оказывается в обстоятельствах, которые делают проблему жизненного выбора неизбежной и полной возможностей. Возможности — в его юности, незавершённости процесса становления, а неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской предрешённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже в первых набросках к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ этого определения. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет? Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы, тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит». Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы». Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания. В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «... Роман «Братья Карамазовы» 1879-1880 гг. Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича Достоевского. В итоговом произведении по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом. Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии. Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского. Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости. Есть также известное сходство между моим отцом, каким он был, вероятно, во второй период жизни, между каторгой и длительным пребыванием в Европе после второй женитьбы, и Дмитрием Карамазовым.
«Великое пятикнижие Достоевского» — шесть видеопрограмм к юбилею писателя
Великий грешник и святой. Книжный мир Достоевского таит много открытий | Не только российские, но и западные интеллектуалы причисляют творчество Фёдора Достоевского «к вершинам человеческого духа», отметила Валентина Матвиенко в своем блоге. |
Федор Достоевский: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Комплект из 5-ти книг | Похожие. Следующий слайд. Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг Эксмо. |
«Великое пятикнижие Достоевского» — шесть видеопрограмм к юбилею писателя | Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского). |
Великое пятикнижие | Статьи и тексты «Буквоед» | К сожалению, чаще всего на этом знакомство с творчеством Достоевского заканчивается, хотя пятикнижие только началось. |
Поговорили о пятикнижии Достоевского
Произведения, созданные Достоевским за его долгую творческую жизнь, принесли ему заслуженную всемирную славу. Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Великое пятикнижие — встречающееся в научном и литературно-критическом обиходе факультативное, нетерминологическое обозначение «больших» романов Достоевского. Влияние религии на пятикнижие достоевского Религиозные мотивы и темы играют важную роль в пятикнижии Достоевского.
Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского
«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского | Произведения, созданные Достоевским за его долгую творческую жизнь, принесли ему заслуженную всемирную славу. |
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма | Как отмечал Достоевский, его роман – это психологический отчет одного преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху процентщицу. |
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского | Государственная библиотека Югры | Итак, мы рассмотрим пятикнижие Достоевского и «Записки из Подполья» как пролог к ним — как систему либертарного социализма. |
Великое пятикнижие в цитатах и стоп-кадрах. К 200‑летию Достоевского
Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает... Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую", - Прим.
Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности. Ведь тем не менее юбилей отмечают широко?
Людмила Сараскина: Отмечают - празднуют! Известия приходят из мест, где, казалось бы, есть только свои кумиры. Особенно приятно сознавать, что юбилей считают долгом отметить все без исключения российские музеи писателя, многие институты и университеты - выставками, конференциями, семинарами, "круглыми столами".
Прошла Международная конференция "Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века" в Государственном институте искусствознания, где я служу, с обширной географией участников - от Мельбурна и Ланкашира до Севастополя. И можно ли не назвать в череде юбилейных торжеств замечательный проект - чтение "Преступления и наказания" на 22 языках, прозвучавшее от Буэнос-Айреса до Токио?! Кажется, мы сильно рассорились с Европой...
Что сказал бы в связи с этим Федор Михайлович? Ведь он считал, что русские даже больше европейцы, чем сами европейцы.
Дополнительно Все книги автора Федор Михайлович Достоевский.
Пятикнижий-то много. Почему бы не говорить, к примеру, "Хамсэ Достоевского" - как у Низами? Или уж своё,исконно арийское: Панчатантра Достоевского!
Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии". Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель.
Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает... Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую", - Прим. Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности. Ведь тем не менее юбилей отмечают широко? Людмила Сараскина: Отмечают - празднуют! Известия приходят из мест, где, казалось бы, есть только свои кумиры. Особенно приятно сознавать, что юбилей считают долгом отметить все без исключения российские музеи писателя, многие институты и университеты - выставками, конференциями, семинарами, "круглыми столами". Прошла Международная конференция "Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века" в Государственном институте искусствознания, где я служу, с обширной географией участников - от Мельбурна и Ланкашира до Севастополя.
И можно ли не назвать в череде юбилейных торжеств замечательный проект - чтение "Преступления и наказания" на 22 языках, прозвучавшее от Буэнос-Айреса до Токио?! Фото: Телефильм Кажется, мы сильно рассорились с Европой... Что сказал бы в связи с этим Федор Михайлович? Ведь он считал, что русские даже больше европейцы, чем сами европейцы. Людмила Сараскина: Предвидения автора "Дневника писателя" о будущих взаимоотношениях России и дальнего Запада, России и славянского мира поистине ошеломительны. Он был зорким свидетелем: "Взгляните, кто нас любит в Европе теперь особенно? Даже друзья наши, отъявленные, форменные, так сказать, друзья, и те откровенно объявляют, что рады нашим неудачам. Поражение русских милее им собственных ихних побед, веселит их, льстит им. В случае же удач наших эти друзья давно уже согласились между собою употребить все силы, чтоб из удач России извлечь себе выгод еще больше, чем извлечет их для себя сама Россия". Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия Россия не сегодня рассорилась с Европой; прежде Достоевского об этой вековой вековечной?
Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть! Спустя столетие с лишним ничего не изменилось - Федор Михайлович мог бы с прискорбием повторить свой диагноз. В России к Федору Михайловичу неоднозначное отношение. Когда-то Анатолий Чубайс заявил: "Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Сейчас уже стало общим местом обвинять Чубайса во всех бедах России, с чем я, кстати, не согласен. В сущности, он выразил мнение большинства "эффективных менеджеров", которые сегодня составляют в России особый класс. С кем же России по пути? Людмила Сараскина: Я хорошо помню это высказывание.
Был задан вопрос: годится ли капитализм для России с ее народной ненавистью к богачам и верой в нравственное превосходство бедных. В ответ на эту безусловную подначку и разразился своей тирадой главный приватизатор России. Но ни тогда, ни теперь, по прошествии 17 лет, признание господина Чубайса меня не удивило и не удивляет: оно совершенно типично для русского либерала-западника, каким его видел и описал Достоевский: "Они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся". Подобных высказываний у Достоевского десятки. Приведу еще только одно: "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить".
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма
Главный образ — глаз: взгляд художника внутрь себя, восприятие сути романов через свой личный опыт. На вечере будут представлено драматическое действо «Станьте солнцем», исполнители — Даниил Коробейников и Екатерина Павлова. Достоевского, 2 На творческом вечер художника Дария Асадуллаева будет представлена однодневная выставка цикла картин по главным романам Ф.
Никита Самойлов Достоевский - очень неровный писатель. С одной стороны, есть у него определенные "неровности" простите за такое слово и "пожалейка" некоторых персонажей, а также ощущается иногда некоторая нервозность. Вот Вам пример. В романе "Подросток" он вводит в повествование грудного младенца и так его нежно описывает и дает нам как читателям, так и самому главному герою Аркадию "проникнуться" этим ребеночком, а потом... Сами почитайте этот момент и поймете мое негодование. В то же время этот роман "Подросток" просто какая-то кладезь отличных цитат.
Для оформления подписки требуется авторизация. Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН» Всего подписок: 0, всего просмотров: 365 Оценка читателей: голосов 0 1. Агамбен Д. Оставшееся время. Белоусов И. Ушедшая Москва. Ветловская В.
Поэтика романа "Братья Карамазовы". Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Гамкрелидзе Т. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2 ч. Тбилиси, 1984.
Данилов В.
Князь Мышкин считается совершенным человеком, добрым, невинным и искренним. Он проявляет любовь ко всем людям, проявляет доверие, сострадание и принимает каждого, независимо от его статуса или социального положения. В его образе заключается вера Достоевского в то, что каждый человек изначально носит в себе доброе и светлое начало. Роман «Идиот» был экранизирован множество раз в разных странах мира, начиная с 1910 года. В России наиболее известными экранизациями стали фильм Петра Чардынина, снятый в 1910 году, и киноверсия Ивана Пырьева, выпущенная в 1958 году с Юрием Яковлевым в главной роли.
Однако наибольшей популярностью пользуется фильм Владимира Бортко, снятый в 2002 году с Евгением Мироновым в роли князя Мышкина. Кроме того, существуют и нестандартные интерпретации романа, такие как фильм Романа Качанова и современная версия под названием «Даун Хаус», который вышел в 2001 году и получил разнообразные отзывы от критиков. В основу романа легло громкое дело об убийстве студента Ивана Иванова, совершенное революционными террористами под руководством Сергея Нечаева. Достоевский изучал это дело через газетные статьи и корреспонденцию, связанную с Нечаевым и его группировкой. Поначалу писатель планировал написать небольшой памфлет, но сюжет и идея романа усложнились в процессе работы, и в результате получился трагический и глубокий роман. Роман подтвердил свою актуальность в исторических событиях, таких как русская революция и диктаторские режимы Гитлера и Сталина.
Однако, помимо социальной критики, Достоевский предлагает метафизическую трактовку событий, подчеркивая разложение и гибель души человека. Он обращает внимание на необходимость исцеления души и способности различать добро и зло, отвергая теории о переустройстве мира, которые могут привести к безумию, если утрачивается человеческая мораль. Он затрагивает тему взаимоотношений между отцами и детьми.