Новости советский тыл

В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов.

Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу

Евгений Спицын: Так и называлась эта книжка — "Говорят сталинские наркомы". Булат Нигматулин: Это было интересно, потому что как раз их воспоминания успел собрать он, больше 10 человек. Он собрал вот этот драматизм живых людей, которые принимали участие, непосредственное участие… Дмитрий Лысков: В организации всего этого, в логистике, в управлении. Булат Нигматулин: В организации, в управлении всего вот этого экономического хозяйства. Дмитрий Лысков: Это, конечно, огромнейший пласт. Алексей Юрьевич… Евгений Спицын: Я прошу прощения. Дмитрий Лысков: Да, прошу вас, конечно.

Евгений Спицын: У меня у отца его отец а мой дед, соответственно , он в Сокольниках здесь работал на минометном заводе. Был создан специальный Наркомат минометного вооружения, возглавил его генерал-полковник Паршин. И вот они создавали там знаменитые "Катюши". Он дважды просился на фронт, и ему под угрозой расстрела вообще запретили впредь даже заикаться об этом. Дмитрий Лысков: И, кстати сказать, это отдельная трагедия людей, которые работали на предприятиях, которые просились на фронт, но их не отпускали. Они чувствовали, естественно, вину перед теми, кто сражался на фронте.

Но они тоже делали совершенно несравнимое дело. Евгений Спицын: Ну, это были высококлассные инженеры, которые… Кстати, его старший сын погиб на фронте в Сталинградской битве 20 ноября 42-го года, на второй день Сталинградского наступления. И воевал он в войсках 5-й гвардейской танковой армии, генерал-полковник Романенко, и похоронен там, на хуторе Блиновский. Ну, это я так… Извините. Личное воспоминание. Дмитрий Лысков: Нет, огромное спасибо вам за эти воспоминания.

Алексей Юрьевич, вы снимали документальный фильм, посвященный эвакуации. Понятно, что наркомов было найти проще. А вот героев для вашего фильма просто ли было найти? Алексей Ханютин: Ой, это была целая эпопея. На самом деле мы снимали этот фильм 10 лет назад, и тогда еще очень многие непосредственные свидетели и участники этого процесса были живы. К сожалению, наркомы и высшее руководство к тому времени уже ушли из этой жизни.

Но были те, кто стояли у станков. Были те, кто эвакуировались из Москвы и Ленинграда, из Украины. То есть на самом деле свидетелей живых было очень много. Сейчас, к сожалению, они уходят. Это уходящая натура. И конечно, я рад, что нам удалось снять этих людей и их свидетельства, которые будут представлять некую объективную ценность и помимо нашего фильма.

Дмитрий Лысков: Что больше всего поразило? Наверняка был какой-то факт, который зацепил настолько, что до сих пор остался в памяти? Алексей Ханютин: Вы знаете, это огромная панорама. Поразило, наверное, то, что люди рассказывают какое-то огромное количество всяких ужасов про то, как голодали, про то, как обокрали, как утянули карточки, про то, как еле выжили, а "все-таки люди тогда были добрее". Вот это какая-то очень интересная аберрация, свойственная человеческой памяти, когда объективная картина часто бывает драматическая, трагическая и вообще ужасная, но что-то заставляет вспоминать с какой-то теплотой. Наверное, каждый отдельный случай, когда кто-то вернул эти карточки, кто-то обогрел или кто-то помог — они на этом фоне воспринимались, так сказать, очень ярко.

А Оливер Стоун в одном из своих фильмов назвал эвакуацию промышленности "второй индустриализацией Сталина". Вот как такие оценки, с точки зрения современной исторической науки? Михаил Мухин: Ну, про "вторую индустриализацию" не скажу. Это, по-моему, на мой взгляд, очень натянуто. А то, что событие, которое выиграло войну — да, согласен. Именно вот таким нестандартным ходом — ходом, который в Берлине никто предусмотреть не смог, — в общем-то, в значительной степени Советский Союз… Не могу сказать "выиграл войну", но скажем так: в первые недели войны Советский Союз войну едва не проиграл, ситуация на фронте действительно была катастрофической.

Но вот таким нестандартным ходом Советский Союз, по крайней мере, отодвинул неизбежное поражение. Это дало Советскому Союзу шанс на то, чтобы выиграть в дальнейшем. И надо сказать, что именно экономическая победа, которая была обеспечена эвакуацией, и обеспечила победу Советского Союза в целом. Видите ли, некоторое время тому назад было очень модно рассуждать, что Советский Союз победил, завалив неприятеля трупами. Так вот, я хотел бы подчеркнуть, что Советский Союз победил, завалив неприятеля сталью, свинцом и взрывчаткой. Советский Союз произвел больше самолетов, чем Рейх.

Советский Союз произвел больше танков, чем Рейх. И так далее, и так далее, и так далее. И вот за счет этого победили. Дмитрий Лысков: В современных войнах не воюет население, а воюет оружие. Это справедливо. Михаил Мухин: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один очень важный момент.

Это была победа, с точки зрения классической геоэкономики, практически невозможная, потому что на 1940 год Рейх с учетом присоединенных и поставленных под его контроль государств производил приблизительно в 2,5 раза больше стали, выплавлял приблизительно в 3,5, а может, даже в 4 раза больше алюминия, производил приблизительно в 2,5 раза больше электроэнергии. То есть, с точки зрения классической геоэкономики, Советский Союз войну уже проиграл. Тем не менее он ее выиграл, и именно экономически. Дмитрий Лысков: Господа, я прошу прощения. Давайте сейчас посмотрим небольшую справку, чем же все-таки была эвакуация промышленности, и продолжим нашу дискуссию. На рубеже 30-х и 40-х годов из аграрной страны СССР превращается в мощную индустриальную державу.

Только в период с 1938 по 1941 годы было пущено в строй около 3 тысяч новых крупных заводов и фабрик. При этом в местах предприятий-гигантов в разных районах страны строятся средние по величине предприятия-дублеры. Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации.

В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза. Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов.

Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику. Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее.

И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток?

Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства.

И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало.

Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были.

Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет.

И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу.

Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали?

Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда.

Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани.

Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал.

Женщины, старики и дети при почти полном отсутствии сельскохозяйственных машин вынуждены были выполнять все тяжелые работы. Все это привело к падению валового сбора сельскохозяйственных культур. Если в 1940 г. В июле 1941 г. Количество людей, охваченных государственной карточной системой, к 1945 г. Главная тяжесть производства сельскохозяйственной продукции легла на восточные районы, менее пригодные по природно-климатическим условиям для выращивания основных продовольственных и технических культур. Уже на начальном этапе войны были приняты меры по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане, на Урале, Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии и Закавказья. Дополнительный урон сельскому хозяйству страны нанесли две волны эвакуации населения и материальных средств колхозов и совхозов: осенью — зимой 1941 г. Правительством были приняты меры к интенсификации сельскохозяйственного труда. В колхозах была увеличена минимальная обязательная норма выработки трудодней. Во время сева и уборки на работу в полях направлялись горожане, учащиеся. В целях улучшения снабжения населения городов в 1942 г. В том же 1942 г. Всячески поощрялось развитие коллективного и индивидуального огородничества. Все перечисленные меры позволили улучшить обеспечение продовольствием жителей городов, хотя уровень потребления продуктов продовольствия населением в годы войны был значительно ниже предвоенных лет. Патриотическое движение Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. По масштабам их распространения период Великой Отечественной войны не знал себе равных. Патриотическое движение народа в помощь фронту возникло уже в первые дни войны. По инициативе трудящихся был создан Фонд обороны, советские граждане вносили собственные сбережения на строительство для действующей армии танковых колонн, авиаэскадрилий, посылали на фронт теплые вещи, подарки для воинов Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны военные расходы, начиная с 1942 г. Как и в довоенное время, основу государственного бюджета в период войны составляли поступления от государственных предприятий и организаций. Вместе с тем существенным источником пополнения бюджета были добровольные поступления денежных средств от населения, прежде всего военные займы. За годы войны было выпущено четыре военных Государственных займа. Их размещение проходило активно, при широком освещении периодической печатью.

Имя этого великого композитора, гениального пианиста и талантливого дирижера прозвучало как одно из самых крупных и ярких имен русского искусства. Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника. Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить. Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность. В жизни Рахманинова было немало судьбоносных встреч.

Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом. Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал. Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева. Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г. Все железные дороги оказались забитыми товарными составами, поездами, вагонами. Буквально остановились Ярославская, Северная, Казанская железные дороги. И это происходило в период контрнаступления наших войск. Всемогущий приближенный Сталина нарком путей сообщения Лазарь Каганович не докладывал в Государственный комитет обороны о назревающей железнодорожной катастрофе в масштабе всей страны. Многократно возросшие перевозки по стальным магистралям создали пробки в сотни километров длиной. Казалось, не было никакой возможности уже разрешить эту проблему. А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства. В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков. В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность. Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки. Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов. Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами. Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие. Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. Вот только наиболее грандиозные. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная Армия смогла бы на этих запасах контратаковать врага. Во время Сталинградской битвы построили рокадные железные дороги и по ним обеспечили войска всем необходимым. Без миллионов тонн боеприпасов, вооружений, продовольствия, обмундирования, наверное, вряд ли бы устояли наши войска на Волге, а потом разгромили группировку фельдмаршала Паулюса и погнали танки и мотопехоту генерал-полковника Манштейна по заснеженным степям. Весьма ярко о работе тыла Российской армии в разговоре отметил Герой России, боевой генерал-полковник Геннадий Трошев: "Тыл нужен солдату не только на войне, но и в повседневной жизни. Не накормишь солдата три раза в сутки, не помоешь, не вылечишь - это не солдат. Не смажешь колесо автомобиля - и не поедет машина. Мы вспоминаем о тыле, когда хотим кушать, когда донельзя истрепана полевая форма. А мы о тыле должны помнить всегда". Замечу, что это отметил генерал, прослуживший в армии 38 лет, воевавший в Чечне. Так же отозвался в разговоре о Тыле и тыловиках полковник в отставке, Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов. Кстати, он, будучи заключенным, копал в 1942 г.

«Советский тыл в годы войны»

Советский тыл в годы войны. 10 часть. | Пикабу Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью.
Тыл в годы войны В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов.

Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134

Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу.

Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную

Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы.

Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»

В Барнауле был построен завод АТЗ, который во время войны оказался единственным, выпускавшим трактора для фронта и тыла. Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести. Для тружеников тыла существовали награды. Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим.

Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени.

В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня". Все фотографии на выставках снабжены QR-кодами для перехода на страницу с уникальным подкастом-аудиогидом "Освобождение", что позволяет посетителям не просто посмотреть экспозицию, но и послушать информацию о событиях.

Как отметил ректор Самарского университета им. Королёва, председатель регионального отделения общества "Знание" Владимир Богатырев, вуз с гордостью принял участие в проекте. Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году.

Перед ним стояла сложнейшая задача — подготовить в краткие сроки кадры — инженеров для предприятий авиационной промышленности. Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения.

Как рассказывает писатель Владимир Карпов, в феврале 1943 г. Сталин вызвал к себе начальника Тыла Красной Армии и наркома путей сообщения Андрея Хрулева и спросил, сколько времени потребуется для переброски войск Донского фронта и нескольких армий Сталинградского фронта под Курск и Осташков. Тогда уже шла подготовка к знаменитому сражению на Курской дуге. Предварительно Хрулев уже подсчитал, что для переброски войск потребуются 75 тыс. Кроме того, войска находились вдали от железных дорог, которые были до основания разрушены в ходе недавних боев.

Предстояла гигантская работа, которую Хрулев намеревался завершить за 2-3 месяца. Сталина такие сроки явно не устроили. И он назначил уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозке войск под Курск Берию, а под Осташков Маленкова. На эту операцию Сталин отвел всего две недели. Берия не принял все точно просчитанные возражения Хрулева. В результате авантюра Берии завершилась полным провалом. В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом. Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска.

Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г.

Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны.

Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам. Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы. В 1947 г. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева. Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г. Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь.

Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. Только в 1957 г. Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести. Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены.

В годы войны в Советском Союзе развернулось мощное патриотическое движение по оказанию всемерной помощи фронту. Опираясь на эти традиции, в наши дни страна помогает участникам СВО, организуя масштабные акции, такие как «100 миллионов для Победы».

В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны. Фото пресс-службы губернатора Тюменской области Митинг на Базарной площади Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч.

Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном».

Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень.

Советский тыл в годы войны

Основным поставщиком служила деревня... К сожалению, это повлекло ожидаемый кризис сельского хозяйства, но откровенно говоря, надеется больше было просто не на что. Если бы не поднялась промышленность, растить хлеб пришлось бы уже не для себя, а для немцев! В селах постоянно набирали трудовые команды из молодежи предпризывного возраста. Молодые селяне составляли основную массу мобилизованных для работы в тылу. Изымались все телеги и лошади, не говоря о грузовиках и тракторах. Именно это стало причиной того, что женщины часто вынужденно пахали на себе, как это ни горько. Сегодня люди слишком слабо представляют себе, что значит отправить 16-летнего сына в город, когда труд большей частью ручной, а мужики на войне.

Его работа никуда не денется и это же почти взрослый мужчина! А работать-то за него будут младшие дети и женщины. Люди не то что плакали-выли в голос, но работали. Часть техники поставляли советские заводы, но очень мало. Все, что выпускало хоть что-то на гусеницах-делали танки и комплектующие. Крепко выручал "лендлиз". Можно сказать, что советский тыл во многом достиг своих успехов благодаря ему.

Нужно учитывать, что эта техника приходила обязательно с комплектами запчастей, то есть ремонт был лишь относительной проблемой. Именно поэтому она очень ценилась, а не из-за некоего "комфорта", на который, уж скажем прямо, всем было откровенно плевать в тех условиях. СССР положился на союзников в плане "мирной продукции", переключив все усилия на военную сферу. Как бы мы ни относились к ним, Британия и США свои обязательства выполняли. Каждый регион постоянно отправлял заявки на технику, материалы и людей. Все они обрабатывались в профильных Наркоматах и подавались "наверх". Мало, надо 700.

Тогда дайте нам 300 станков, 500 грузовиков и 1000 людей". С учетом этого делались заявки союзникам, строились новые заводы, велась геологоразведка, распределялись ресурсы. Даже такая "мелочь", как заготовка дров требует тщательной организации. Казалось бы, чего проще-отправь десяток телег с мужиками в лес и все. А вот нет, понимаете?!?!?! Ни телег нет, ни мужиков, а дров нужно очень много... Каждая телега-это "непривезенные" снаряды или продукты, каждый мужик-это "невыточенное" орудие для фронта.

Поэтому часто приходилось прибегать к "внутренним резервам". Отработав смену у станка, мужики покрепче брали пилы с топорами и "в свободное время" шли в лес или строить бараки. А завтра всем на работу... Эвакуированные заводы во многом строили сами рабочие этих предприятий. Это плохо, когда слесарь или токарь вынужден мешать бетон или толкать по бревнам станок, а не работать на нем, но других рабочих рук просто не было, СОВСЕМ! Другим важным "советским аргументом" стали сырьевые базы Урала и Сибири. До войны производство базировалось в основном в западной части, это традиционные районы промышленности.

Но еще до войны было разведано множество месторождений полезных ископаемых за Уралом. Их не разрабатывали по причинам чисто экономическим. Основные производства далеко на западе, условия добычи трудные, в целом нецелесообразно. Особенно учитывая, что каждый рублю был тогда на счету. Но в войну почти все эти производства переместились на восток и ситуация резко поменялась. Сырьевые базы Сибири и Урала оказались в непосредственной близости от предприятий переработки. Не надо думать, что эвакуация заводов происходила наобум, лишь бы утащить подальше.

Наоборот, тяжелейшие условия заставили работать максимально эффективно. Возле месторождения как можно ближе ставим перерабатывающий завод. Рядом размещаем предприятия, которые будут потреблять этот металл и выпускать из него продукцию. Не некие "гениальные планы", а жестокая нужда заставила так работать! Более того, при колоссальном дефиците транспорта, только такая работа и возможна в принципе. То есть заводы приезжали не "в голое поле", а в заранее обоснованный район, где для их будущей работы были оптимальные условия. Если "готового" перерабатывающего завода не было, он строился с нуля, обязательно "обрастая потребителями".

Даже если "потребители" вводились в строй раньше. Лучше пару месяцев напрягаться и возить металл "за тридевять земель", зато потом "через забор можно перекидывать"... Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Масштаба катастрофы конечно никто не предполагал, но нельзя говорить, что все произошло "само собой". Предположим, что у вас загорелся утюг. Кто-то выбежит на улицу и вызовет пожарных. Кто-то использует доступные средства к тушению пожара.

СССР использовал все доступные ему средства по максимуму, он не изобретал уникальный огнетушитель при начавшемся пожаре! Никакого чуда не было. Другое дело, что механизмы эффективного управления он направил на военные нужды. Условно можно выделить следующие пункты некоей "универсальной программы советского чуда". Хотя она была уникальной не только для каждой республики, но и для каждого завода. Определение объемов военной необходимости в танках, пушках и тд. Определение оптимального района производства в тылу.

Подсчет необходимых ресурсов и средств, распределение по районам страны. Подготовка местным руководством строительства или принятия завода. Мобилизация трудоспособного населения в районе. Обеспечение функционирования завода электричество, вода, материалы и тд. Размещение людей и их быт жилье, продовольствие и тп.

Read the Privacy and Cookie Policy I accept 11. Советский тыл в годы войны Великая Отечественная война 1941—1945 гг. В отличие от экономики гитлеровской Германии, милитаризованной задолго до нападения на СССР, перестройка работы советского тыла на военный лад проходила в сложнейших условиях начавшихся боевых действий. Преимущество Германии в экономической подготовленности к войне состояло в том, что ее промышленная база, включая экономический потенциал завоеванных до июня 1941 г. После потери Советским Союзом в начальный период войны значительных территорий превосходство увеличилось в 3—4 раза.

Поэтому с первых дней войны перед страной встала неимоверной трудности задача в кратчайший срок ликвидировать это отставание. Уже через неделю после начала войны был принят мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г. Перестройка промышленности Важнейшей частью перестройки экономики стала эвакуация на Восток из западных и центральных районов страны людей, промышленных предприятий, материальных ценностей. Эвакуация осуществлялась одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Запада, а позднее и из Центрального промышленного района. Приходилось преодолевать огромные трудности в перемещении производственных сил в тыловые районы страны. Зачастую оставалась не вывезенной значительная часть готовой продукции. Почти целиком достались противнику и некоторые заводы. Часть ценного оборудования была утрачена. Однако, невзирая на чрезвычайно сложную обстановку, в которой приходилось проводить эвакуацию, из прифронтовой зоны во второй половине 1941 г. Наряду с перемещением на Восток промышленных предприятий, оборудования, рабочей силы с первых дней войны шла перестройка предприятий, выпускавших до 1941 г.

На производство танков, например, были переведены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные предприятия, в том числе эвакуированные из прифронтовой зоны. Так, при слияния трех предприятий — базового Челябинского тракторного, ленинградского Кировского и Харьковского дизельного был создан крупнейший танкостроительный завод — «Танкоград» в Челябинске. Уже в июне 1941 г. Из всех отраслей индустрии самый тяжелый урон понесла в начале войны металлургия. Выплавка стали и чугуна, выпуск проката черных металлов сократились более чем в три раза. Была резко ослаблена сырьевая база отрасли: около 70 процентов добычи железной руды приходилось на долю оккупированных врагом юго-западных районов страны. В апреле 1942 г. Столь же сложная ситуация сложилась в угольной отрасли. В декабре 1941 г.

Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году. Перед ним стояла сложнейшая задача — подготовить в краткие сроки кадры — инженеров для предприятий авиационной промышленности. Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения. Выставка "Освобождение. Путь к Победе" поможет зрителям понять, какой ценой обеспечивалась освободительная борьба нашего народа", — отметил Владимир Богатырев. То, что Самара — один из особенных городов для проекта, подчеркнула на открытии и начальник управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель спецпроекта "Освобождение. Путь к Победе" медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина. Вторая столица, где начиналась история агентства, где работал Юрий Левитан.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

Шесть тысяч героических историй тружеников тыла

В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу. Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою. В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой.

Материалы рубрики

  • Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
  • Подвиг советского тыла
  • «Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
  • Тыл оказывает поддержку фронту
  • Читайте также:

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий