Новости свадебные обычаи и традиции в россии

"Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе.

Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит

Сегодня же многие люди не придерживаются этой традиции, и совершенно напрасно. Ведь если отец не дал благословения на создание семьи, то своего потенциального жениха нужно пересмотреть, быть может, он не так хорош. Молодые должны были вступать в брак только после того как родители им позволят это и скажут: «Бог благословит! Проводился свадебный обряд в русских традициях согласно церковным правилам — с иконами, хлебом-солью и рушником. Так как это было церковное мероприятие, то участвовать в нем разрешалось только крещеным людям. Не все браки на Руси благословлялись родителями, и поэтому иногда молодые вступали в брак без благословения, так как любили друг друга. Чаще всего в подобных семьях отношения с родителями после такого прекращались. Сегодня же многие люди придерживаются традиции благословения. Даже если молодые и венчаются, то в храм можно входить и некрещеным людям. Кстати, чаще всего браки, которые не получили благословения одобрения родителей, распадаются или являются несчастливыми.

Похищение невесты и туфелька Если сегодня похищение невесты носит только развлекательный характер, то ранее это было мероприятие, которое не казалось смешным никому. Перед празднованием свадьбы невесту могли похитить, и первая брачная ночь у нее в этом случае должна была состояться с барином или купцом. Конечно, сие мероприятие вряд ли понравится жениху, и он будет сопротивляться! Невесту крали и силой вели к барину. Но если жених был состоятельный, то он мог откупиться деньгами от подобной процедуры воровства. Традиция похищения невесты Бокал-туфелька невесты Сегодня многие на свадьбах воруют туфельку у невесты, хотя в прошлом веке она сама должна была отдать туфельку на примерку своим подружкам. Той девушке, которой подошла туфелька по размеру, приходилось требовать у жениха выкуп. Еще одна традиция, связанная с туфелькой невесты, происходит уже в самом разгаре праздника. Тамада просит невесту снять туфельку и наливает в нее водки до самых краев.

Жених должен испить «колдовского зелья», и тогда все неприятности, которые только могут случиться на жизненном пути молодой пары, будут ему по плечу! Свадебное платье и фата Многие русские обычаи свадебного тожества связаны с нарядом невесты. Свадебное платье может быть любым: пышным, длинным, коротким, белоснежным, кремовым. Выбор наряда зависит от предпочтений невесты и традиций. Очень редко невесты соглашаются надевать платье, в котором уже кто-то выходил замуж. Но бывают и исключения, к примеру, следующие: Из-за традиции семьи невесте приходится выходить замуж в мамином платье. Но стоит отметить, что мамино платье нужно надевать только, если у нее счастливый брак и вы хотите повторить ее судьбу. В связи с высокой ценой на свадебную атрибутику и наряды не каждый человек может себе позволить купить их новыми, поэтому иногда невесты приобретают чьи-то платья. Если невеста не первый раз выходит замуж.

Согласно традициям, платье невесты должно быть новым и белым. Этот цвет символизирует невинность и юность. Многие, выходя замуж второй раз, надевают платье оттенка, отличного от белого, если их брак был несчастным. Но это неверный поступок. Светлое платье символизирует также, что после вступления в законный брак у супругов должна начаться новая, безоблачная жизнь. Традиция надевать на свадьбу именно белое платье пришла из Европы. Ранее же на русской свадьбе можно было увидеть невест только в красных нарядах, так как этот цвет символизирует продолжение рода. Современное платье с длинной фатой Русский свадебный наряд с фатой Фата невесты — это незаменимый атрибут, которому более 2 000 лет. Обычаи русской свадьбы говорят о том, что фату на праздник должны надевать только невесты, которые выходят первый раз замуж.

Если же брак второй, то фату можно заменить шляпкой или вовсе обойтись без нее, сделав красивую прическу. Некоторые невесты, вступая в брак повторно, пренебрегают традициями и надевают белую фату, но такое поведение всегда находит осуждения и нелестные отзывы в адрес виновницы торжества. Дело в том, что, женщина, которая ранее имела близость с мужчиной, в старину считалась «нечистой», такая невеста не имела права надевать фату. Сейчас, конечно же, времена изменились, и интимные отношения любящей пары до свадьбы совершенно не осуждаются, а наоборот, приветствуются. Но тем не менее, многие помнят и чтят традиционный символ невинности девушки — белую фату. Кольца Церемония бракосочетания в России не обходится без обмена кольцами. Это старая традиция, без которой сложно представить этот праздник. Выбирать нужно классические кольца без камней и украшений, так как, согласно поверьям, все неровности, имеющиеся на кольце, — это несчастья, которые могут встретиться на пути у молодоженов.

Раньше для этого использовали зерно, хмель, деньги. Смысл остаётся тот же — защита молодых от злых сил, плодородие и большое будущее. А традиция разбивания бокалов впервые упоминается в конце XV века, когда дочь великого князя московского Ивана III выходила замуж за великого князя литовского Александра. Выставку дополнили документы из Тульского государственного архива. Экспозиция интерактивная: можно увидеть и сватовство, и послушать свадебные песни, и узнать свадебные воспоминания жителей разных губерний. Вести-Тула Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий.

По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь. Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе — родители жениха ехали после сватов к родителям невесты. В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь. Обручение в русской традиции Благословение невесты Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» — отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам». Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Существовала, к примеру, раньше такая свадебная традиция, по которой свадебное платье невеста получала от своей матери. Считалось, что, надев такое свадебное платье, невеста будет в дальнейшем очень счастлива в браке. Традиции свадебного букета Уже давно в России существуют традиции свадебного букета. Многие считают, что это исключительно американская свадебная традиция, однако это не так. Американцы этот обряд переняли у еврейского народа. Однако подобная традиция свадебного букета существовала и на Украине. Невеста выкидывала свой свадебный букет в толпу своих подружек, и считалось, что та, которая поймает следующей выйдет замуж. Эта традиция достаточно популярна сегодня, ее можно даже назвать современной свадебной традицией. Свадебные традиции кольца Существует свадебная традиция, связанная с обручальными кольцами. Жених и невеста обмениваются кольцами на венчании, и это символизируют то, что они дают друг другу обед верности на всю жизнь. Эта свадебная традиция с кольцами связанная возникла в Древнем Египте, и уже в те времена это означало, что жених и невеста, вступающие в брак, заключают друг с другом союз до самой смерти. Эта традиция существует и сегодня.

Свадебные традиции и обычаи в 2024 году

Свадебные традиции и обычаи в России В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси — Русская вера необычайно красивых, торжественных, трогательных мероприятий.
Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры.
Современная русская свадьба хранит исконные традиции. О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина.

Русская свадебная традиция

  • Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
  • Какие форматы свадеб существуют?
  • Русская свадьба - традиции и современность
  • Русская свадьба — традиции и обряды -
  • Современные свадебные традиции и обряды
  • Заключение

Русская свадьба

Из голливудских фильмов в российские свадьбы пришла традиция проводить церемонию с клятвами. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х».

О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

Возможность выбирать, где именно стать мужем и женой, привлекает очень многих, ведь это позволяет свадебному торжеству стать по-настоящему индивидуальным для каждой пары. Кто-то выбирает регистрацию в стенах роскошного дворца, кто-то предпочитает природные ландшафты, а некоторые решают отпраздновать свадьбу за границей. И благодаря специалистам агентства IMarry любая фантазия влюбленных превращается в реальность без лишних хлопот. Также обряд практиковался у народов, живших небольшими закрытыми общинами, где к потенциальным женихам-чужакам относились с недоверием. Сегодня этот обряд, исключительно в качестве игрового элемента, любят многие, ведь он вносит разнообразие и веселье в свадебное торжество. Друзья жениха «похищают» новобрачную во время свадьбы, а жених должен пройти конкурсы-испытания, чтобы вернуть возлюбленную. После регистрации брака, гости осыпают молодоженов цветочными лепестками, рисом, монетами. Эти дары — символическое пожелание плодородия, материального изобилия и достатка. А открывал этот бал вальс, который танцевали новобрачные.

Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха.

Они разделяли его между всеми присутствующими. Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение. В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками — дарением друг другу платков. Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье это слово стало синонимом «сговора».

Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник. Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие. В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты. Во время помолвки совершалось первое благословение на брак. Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать — хлебом с солью. Гравюра с картины И. Середина XIX в. В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду.

Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый. После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые».

Дарили ли на Руси кольца? Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено. Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд.

На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада. Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки. В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз — дома во время предсвадебного цикла, и второй раз — в церкви перед венчанием. Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных.

Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением. В 1647 г. В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной как бывает у героев голливудских фильмов. Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой. Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца. Глава 3.

Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества. Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты. Подготовка велась в соответствии с многочисленными правилами и поверьями.

Обязательно присутствовали подружки, которые на протяжении смотрин развлекали присутствующих песнями; Рукобитие, или запой. Русский свадебный обычай, рукобитие, проводился за несколько дней до празднества.

После него отказаться от свадьбы уже было нельзя. Будущий супруг практически каждый день приезжал в дом невесты со сватами и дружками, которые всё говорили и делали за него. Невеста, в свою очередь, причитает, охает и плачет, прощаясь с девичеством; Причёска молодой. После венчания волосы супруги сплетались в косы и покрывались платком. С этого момента девушка как бы переходила во власть мужа: никто больше не мог видеть её волосы, кроме избранника, укрытые платком.

В противном случае, девица обвинялась в измене; Раскрывание новоиспечённой супруги. Также здесь идёт речь и об интимном моменте — первой ночи новобрачных; Отводины. Или прощание с отчим домом.

Подавляющее большинство молодых людей не поддерживают интрижки на стороне Свадебные традиции в России — 2024: выкуп невесты Выкуп невесты — это исключительно русская традиция, которая пришла к нам от древних славян. Наши предки считали, что после свадьбы родители невесты теряют дочь и хозяйку, так как молодая жена переходила в дом мужа, поэтому вправе расчитывать на компенсацию. Плату вносили сваха, жених и его дружки. Чем богаче был жених, тем больше был выкуп. Сейчас, когда молодые могут сами выбирать, где им жить после бракосочетания, подобный обряд носит скорее символический характер. Выкупают невесту обычно цветами, конфетами, деньгами и шампанским сам жених при помощи свидетеля и друзей. Подружки невесты выступают «продающей» стороной.

Их задача — как можно дороже отдать невесту. Поэтому для жениха придумываются всевозможные загадки и испытания. Первые препятствия ждут его уже на подходе к дому. Там несколько соседей, друзей и родственников невесты требуют первый выкуп.

О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. «В России в каждой деревне есть свои обычаи, но в целом можно провести линию между севером и югом. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». По традиции жених должен был поучаствовать в постановочной драке с родней невесты и проиграть, тем самым показав уважительное отношение к будущим родственникам.

Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах

Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась. С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов.

Свадебные обычаи и традиции в России

современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY. Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов. О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру.

Как знакомились жених и невеста

  • Современные свадебные традиции и обряды
  • Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба | Русские традиции
  • Современные свадебные традиции и обряды
  • Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку | Femmie

Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба

В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу.

Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов.

Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком.

Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе.

Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса.

При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания.

При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник.

Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями.

Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться.

Сегодня решение о свадьбе влюбленные принимают сами. Только после этого родители и другие родственники узнают о грядущем событии. Конечно, сватовство во многих семьях проводится и по сей день как определенная дань уважения к старинным традициям, родителям. Именно во время этого предсвадебного обряда родители невесты могут получше разглядеть и узнать жениха. Сегодня сватовство проводится в упрощенной форме. Сваты не устраивают театрализованных сценок, мало поют и не говорят прибауток. Жених, зайдя в дом невесты, одаривает всех присутствующих женщин цветами. Сваты приносят фрукты, алкогольные напитки, сладости. Невеста получает от жениха и будущих свекра и свекрови ценный подарок.

Чаще всего это ювелирное изделие, но может быть и старинная семейная реликвия. Родителям невесты преподносится недорогой подарок, но со смыслом: подкова оберег для жилья , красивая свеча для уюта и тепла в доме , фотоальбом для хороших воспоминаний и другие. Как только произошел обмен подарками и взаимные приветствия, все присутствующие приглашаются к столу, где происходит обсуждение деталей будущей свадьбы. Чтобы сватовство не превратилось в скучный вечер, нужно правильно выбрать сватов. Самый подходящий вариант — разговорчивые натуры, которые не обременены стеснением, комплексами, которые могут увлечь всех за собой. Жених, пришедший вместе со сватами, должен хранить молчание. Красноречием должны блистать именно сваты. Поприветствовав всех присутствующих и сообщив о цели визита, сваты могут придумать для невесты целый калейдоскоп шуточных испытаний и каверзных вопросов. Такие же задания, заботливо подготовленные родней невесты, ждут и жениха. Особняком посреди сватовства с характерными шутками-прибаутками стоит момент предложения руки и сердца.

В этот миг и жених, и родители невесты должны быть очень серьезными, но искренними. Просить родителей выдать дочь за него жених может в самом начале встречи или за столом. После того как всем было объявлено о состоявшейся помолвке, начинались основные свадебные хлопоты. Невеста, наряду с домашними делами, должна была готовить себе приданное и шить свадебное платье. В глухих деревеньках даже существовал обычай выходить каждый день на крылечко отчего дома, рыдать и причитать о боязни вступления в новую жизнь. В наши дни подобный ритуал уже не соблюдается. Кроме этого, накануне свадьбы проводился девичник. Сегодня в России девичник отмечается очень пышно и громко, в старину же это был достаточно тихий вечер с грустными песнями. Подружки невесты заплетали ей косу, вплетая атласные ленты, затем расплетали. Считалось, что таким образом невеста прощается с прежней незамужней жизнью.

Сама невеста плакала и причитала. Ленты из косы невесты считались наделенными смыслом: подружки их разбирали и хранили на счастье и скорейшее замужество. Предсвадебная подготовка со стороны жениха заключалась в выпечке огромного расписного каравая, украшенного цветами, фигурками и интересными узорами из теста. Вся женская половина дома под каравайные песни занималась созданием этого кулинарного шедевра до рассвета. Жених накануне свадьбы проводил мальчишник.

Женщинам, к примеру, больше нравится бросание букета. А вот мужчины больше любят выкуп невесты и бить бокалы. Возраст тоже влияет на свадебные предпочтения россиян. Чем молодожёны моложе, тем меньше они хотят использовать классические обряды вроде конкурсов с тамадой или зажжения очага. Вообще, такие классические традиции чаще соблюдают в малых городах.

Москвичи больше любят бить бокалы и выпускать голубей. Впрочем, соблюдать традиции готовы не все.

Что бы вы ни решили, на нашем сайте вы найдете любые идеи для вашего праздника : свадебные обычаи и традиции, узнаете все о венчании и сможете выбрать сценарий для празднования годовщины свадьбы. Свадебные обычаи и традиции.

Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды

Свадебные традиции Русская свадьба – это интересный симбиоз старинных свадебных традиций в России, веяний советского времени и элементов западного стиля.
Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру.

Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде

Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов. От некоторых свадебных традиций давно пора избавиться. О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе.

Sorry, your request has been denied.

Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах Свадебный фотограф Мадина Сафарян рассказала о русских обычаях, которые все реже и реже соблюдают на свадьбах.
Свадебные традиции и обычаи Свадебные обычаи и традиции в России.
Современные свадебные традиции и обряды Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов.

Свадебные традиции

Знание этих традиций составляет наш культурный код. Они наполняют нас знанием своего прошлого и пониманием своего настоящего». Со временем архаические свадебные обряды переставали исполняться. Так, когда Пётр I женился в первый раз на Евдокии Фёдоровне Лопухиной, то свадебные ритуалы были упрощённые. Народ же хранил свадебные традиции и до середины ХХ века. В деревнях свадьбы почти всегда были красочными, театрализованными, наполненными различными ритуалами, обрядами и суевериями. Русскую свадьбу гуляли три дня, каждый из которых имел свои обряды.

Алкоголь на свадьбе Свадебный каравай Что происходит чаще всего, когда гости встречают молодожёнов перед банкетом? Конечно же каравай! Который потом грустно черствеет за ненадобностью. А какие прекрасные фотографии получаются, когда жених с невестой пытаются откусить свой кусок! Макияж невесты? Подумаешь вся помада осталась на каравае с начала праздника. Свадебный макияж у хорошего мастера ведь такой дешевый. Про вывихнутые челюсти во время этой традиции вообще молчим, такое тоже частенько случается!

Возвращаемся к отдельному ужину с родственниками, где они смогут исполнить все свои ритуалы. Свадебный каравай «Горько» на свадьбе Горько! Когда все покушали и начинаются поздравления, то каждый раз это нервный тик, когда понимаешь, что тост заканчивается. Все кричат «горько» и кайфуют, а вам с этим разбираться на протяжении нескольких часов. Поэтому многие пары ставят табу на данную традицию и уведомляют всех гостей об этом заранее, например, в приглашениях. Даже вводят штрафную систему — вот до чего доводят! Программа на банкет Качественная программа с движем и конкурсами? Тут могу лишь посоветовать тщательнее подходить к выбору ведущего и не нарваться на тамаду.

Кстати, хороших ведущих разбирают заранее! Поэтому лучше подумать об этом минимум за пол года, чтобы на вашу дату был понравившийся вам человек! По поводу звукового сопровождения туда же, профессиональные ведущие всегда работают сразу со своими проверенными диджеями, с которыми так же можно заранее обсудить плейлист. Ведущий на свадьбе Кража невесты Надеемся, что кража невесты уже канула в лету, но если есть такие мыслишки, то пожалуйста не надо! Время, настроение и атмосфера будут категорически нарушены. Гадание на мальчика или девочку А гадания на мальчика и на девочку в наше время вводят гостей в ступор. В крайнем случае, не трясите деньги с гостей!

Сегодня первый танец жениха и невесты — это возможность выразить и показать историю своей любви в танце, проявив свой творческий потенциал. Его начинают репетировать за несколько недель до торжества, и результат всегда стоит затраченных усилий, находя восторженное отражение в глазах гостей. Невеста, повернувшись спиной к незамужним подругам, бросает букет назад.

Поймавшая девушка — следующая, кто будет играть свадьбу. Мужчинам-холостякам аналогичным образом бросает подвязку жених. Голубь, символ чистоты, любви и мира, ассоциируется также со счастливым браком, ведь известно, что эти птицы выбирают себе пару один раз и на всю жизнь. Так, жених и невеста держат в руках белых птиц и одновременно выпускают их в небо. Есть несколько примет, связанных с этим обрядом. Например, если обе птицы стремительно и быстро взлетели вверх — союз будет долговечным и очень счастливым.

Если девушка давала согласие на свадьбу, она разрезала каравай на кусочки и раздавала всем присутствующим, начиная с родителей. Каравай необходимо было съесть до последнего кусочка — тогда будущий брак считался успешным и счастливым. Рушник Этот атрибут использовался для перевязывания сватов, если девушка дала согласие на свадьбу.

Сваты преподносили рушник в качестве подарка от родителей невесты родителям жениха. Сегодня рушник используется на сватовстве в качестве блюда под каравай. После сватовства — хранится до торжественного дня. Существовали определенные даты и даже дни, когда исход сватовства мог закончиться наиболее удачно. К таким числам относились 3, 5, 7 и 9 число каждого месяца, а также 14 октября. Особенно значима была последняя дата, так как на нее приходился праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Нельзя было свататься 13 числа любого месяца. Среди дней недели для сватовства лучше всего подходили выходные, вторник и четверг. Сваты, попав в дом будущей невесты, никогда открыто не заявляли о цели своего посещения.

Они разговаривали с хозяевами дома на отвлеченные темы, а затем издали подходили к сути. Родители невесты принимали гостей радушно, угощали напитками их подавала будущая невеста. В это время сваты присматривались к девушке, начинали выспрашивать о ней и нахваливать жениха. Если жених получал отказ, то, как правило, это был очень лаконичный ответ: «Не налилось еще наше яблочко», «Не продается наш товар», «Приданного еще достаточного не скопили» и другие. Если итоги сватовства были положительными, то после обсуждения организационных вопросов, невеста давала суженому залог — носовой платок. Кусочек каравая заворачивали в платок, и сват нес его, подняв вверх, дабы все видели, что сватовство прошло удачно и скоро состоится свадьба. Сегодня решение о свадьбе влюбленные принимают сами. Только после этого родители и другие родственники узнают о грядущем событии. Конечно, сватовство во многих семьях проводится и по сей день как определенная дань уважения к старинным традициям, родителям.

Именно во время этого предсвадебного обряда родители невесты могут получше разглядеть и узнать жениха. Сегодня сватовство проводится в упрощенной форме. Сваты не устраивают театрализованных сценок, мало поют и не говорят прибауток. Жених, зайдя в дом невесты, одаривает всех присутствующих женщин цветами. Сваты приносят фрукты, алкогольные напитки, сладости. Невеста получает от жениха и будущих свекра и свекрови ценный подарок. Чаще всего это ювелирное изделие, но может быть и старинная семейная реликвия. Родителям невесты преподносится недорогой подарок, но со смыслом: подкова оберег для жилья , красивая свеча для уюта и тепла в доме , фотоальбом для хороших воспоминаний и другие. Как только произошел обмен подарками и взаимные приветствия, все присутствующие приглашаются к столу, где происходит обсуждение деталей будущей свадьбы.

Чтобы сватовство не превратилось в скучный вечер, нужно правильно выбрать сватов. Самый подходящий вариант — разговорчивые натуры, которые не обременены стеснением, комплексами, которые могут увлечь всех за собой. Жених, пришедший вместе со сватами, должен хранить молчание. Красноречием должны блистать именно сваты.

Свадьбы народов России

Почему важны традиции и обычаи Соблюдение свадебных традиций и обычаев повелось еще давно, многие из них придумывались и широко использовались при проведении любого свадебного торжества. А в основе большинства традиций и обычаев лежит ценный опыт семейной жизни. Придерживаться традиций следует из уважения к старшему поколению, их советы и напутствия как никогда нужны молодой паре, вступающей в брак. Традиции России на свадьбе отличаются от многих других традиций. В основе этих традиций лежит российская культура, которая за годы своего существования накопила бесценный опыт. На традициях и обычаях строятся многие конкурсы и другие неотъемлемые элементы свадебного торжества.

У немцев же была традиция подавать новобрачным так называемую «брачную» или «любовную» жареную курицу. У русских с XV века существовала традиция подносить в первый день бракосочетания молодоженам жареную курицу, а также украшать фигурками птиц свадебный каравай. Обряд, который на первый взгляд кажется чисто русским, - надевание кокошника на новобрачную, разделение косы на две и заплетание — на самом деле является заимствованием у татар. На голову татарской невесты, перед выездом на венчание, надевали покрывало с полукруглой налобной частью, напоминавшей по форме кокошник. Русские невесты стали надевать кокошник по аналогии. Это привело к тому, что за новобрачных начало вступаться духовенство. Например, церковный статут Ярослава, относящийся к XI веку, требовал уплаты пени с родителей невесты в пользу архиерея, если невеста, выданная замуж против своей воли, кончала с собой. Это право распоряжаться судьбой детей по своему усмотрению поддерживалось силами обрядов.

Так, например, высоко было значение сватов и свах, которые засылались родителями жениха к невесте. Этот обычай засылания сватов сохранился вплоть до ХХ века, но видоизменился. Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки. Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха. При этом разрешение на брак давали родители невесты, даже если сама невеста была против. Невеста могла быть вообще не знакома с женихом, это не имело никакого значения для успешного сватовства. Журавлев Ф.

Перед венцом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успешное сватовство завершалось росписью приданого — так называлось составление списка того, что давалось в приданное невесте. В эту роспись включалось все движимое и недвижимое имущество. Составленная роспись передавалась родителям жениха через сватов. Жених не мог увидеть эту роспись до того момента, когда заключался сговор, то есть принималось решение о браке. Жених не имел право, и видеться с невестой до сговора. Обязанность посмотреть на невесту возлагалась на так называемых смотрильщиц. Эти женщины приходили в дом невесты, родители показывали им свою дочь, а смотрильщицы осматривали ее, проводили беседу, после чего сообщали жениху, достойна ли его невеста.

Этот обряд существовал во всех слоях общества, но дольше всего продержался у простонародья. О том, что обряд сватовства поддерживался всеми классами, свидетельствует история сватовства древлянского князя Мала к княгине Ольге, поскольку не сам князь приехал к Ольге просить ее стать его женой, а послал послов, чтобы они посмотрели на невесту и убедили ее выйти замуж: «Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава , древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал, женился на вдове Игоря: ибо они, платя дань государям киевским, имели еще князей собственных. Двадцать знаменитых послов» древлянских приплыли в ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках.

Несмотря на то, что в случае с княгиней Ольгой , сватов ждала смерть, вообще на Руси сваты всегда пользовались большим уважением. Они одаривались подарками, в случае если сватовство прошло удачно, им отводились почетные места на свадебном пиру. О таком отношении свидетельствует, в частности, описание свадьбы дочери князя Всеволода III Верхуславы с сыном Рюрика Ростиславом: «князь Рюрик сыграл сыну своему Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси» и что «Якова — свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великою честию, одаривши их богато». Поиск хороших сватов считался залогом удачного сватовства, а потому этот поиск требовал значительных усилий. Сваты и свахи обязательно должны были быть женатыми и замужними — это свидетельствовало об их опыте в подобных делах и серьезности намерений. Они обязательно должны были уметь красиво говорить, быть обходительными, располагать к себе людей. Приход свахи в дом сопровождался большим количеством обрядовых действий. Зайдя в дом, она проходила к печи и грела руки у огня — это, по представлению русского народа, служило залогом успешного сватовства.

Перед сватовством практиковались гадания с участием свахи. Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения.

С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован.

Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты.

В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям.

После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники.

Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз.

Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна».

В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску.

От сватовства до помолвки Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов? С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим. Пойди за меня — я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами. Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают. Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители. Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам. Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы. Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков. Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи — ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого «дело выгорит», и сватовство будет удачным. Его называли сватом. Обычно это был дядя жениха который нередко потом становился «тысяцким» , реже назначали родственницу. Этот человек и вёл переговоры. Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение. А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек? А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали». Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими. Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение. В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками — дарением друг другу платков. Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье это слово стало синонимом «сговора». Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник. Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие. В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты. Во время помолвки совершалось первое благословение на брак. Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать — хлебом с солью. Гравюра с картины И. Середина XIX в. В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый. После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные».

Собирать средства на такую свадьбу дагестанцы начинают с рождения дочери и сына. Обязателен калым, который в современных реалиях теперь равен целому состоянию. Ну и, конечно, особый колорит мусульманской свадьбы в музыке и танцах — лезгинку учат и мастерски танцуют с детства. Чеченская Особенностью чеченского сговора является то, что это полностью обязанность женской половины клана — о будущей свадьбе договариваются матери будущих молодоженов, а когда согласие получено, это сообщается патриархам. Старейшины берут на себя ответственность за судьбу невестки, входящей в семью и очень строги с женихом на протяжении всей жизни. Еще одна традиция — собирать чемоданы с приданым. Тут участвует вся родня невесты. Каждая семья из клана считает своим долгом подарить молодой дорогой подарок — одежду, драгоценности, утварь. Штамп в паспорте для чеченской пары необязателен. Главное — пройти Никах с имамом. Современный обряд теперь требует обязательной справки о здоровье — нация и лидер уделяют огромное внимание к здоровью граждан и будущим детям. Якутская Суровый северный народ перенес черты своего характера и в семейную жизнь. Например, тюркская культура настаивает выбирать спутника жизни для дочери с момента ее рождения из сверстников детей. Оценивается семья будущего мужа — удачливость отца, его умение обеспечить семью, навыки в хозяйстве, охоте, рыбалке, даже в кулачных боях. Считается, что мальчик обязательно переймет эти качества. Сговор также осуществляется между семьями без участия детей. Якутскую свадьбу благословляет шаман. Выглядит это колоритно, и современная свадьба действительно получится нетривиальной. В качестве калыма семье невесты ведут оленей, дарят натуральные шкуры и меха. Сама нареченная должна выглядеть богато — свадебный наряд расшивается драгоценными пуговицами и стразами узорами в этнических мотивах. Край холодный даже весной, поэтому натуральная шуба и шапка — традиционный аксессуар для выхода. Цыганская Яркие наряды, песни и многочисленность гостей никак не вяжется с суровостью свадебных традиций у цыган. Глава — Барон. Без его ведома и согласия на проведение венчания и торжества ничего не случится. Главным критерием одобрения главы клана будущего брака является меркантильный интерес — жениху отказывают, если его община недостаточно богата, равно как и сватам от невесты. Если во время сговора Барон позволяет поставить каравай и бутылку шампанского на стол, это считается согласием. Свадебное платье передается по женской линии, пока «не истлеет». В наряде жениха обязательно присутствует красный цвет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий