Трудовой подвиг, совершенный в ночь на 31 августа 1935 года, в одночасье сделал Стаханова всесоюзным героем. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са.
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя)
С первых дней Великой Отечественной войны партийные организации поддерживали почин омичей: «Все для фронта, все для победы!». Главная → Дополнительные страницы → Великая Отечественная война 1941-1945 годов → Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. Участнику Великой Отечественной войны, почетному гражданину г. Мценска, отличнику народного просвещения Лидии Васильевне Петровой исполнилось 90 лет. С первых дней Великой Отечественной войны партийные организации поддерживали почин омичей: «Все для фронта, все для победы!». Народная, священная война.
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
Василий Егорович, добрый день! Калининский район — самый молодой район города Новосибирска, но тем не менее и он был славен в годы Великой Отечественной войны. Василий Горбунов: Наш Калининский район — молодой, в октябре 2015 года он отметил юбилей, 35 лет. Сейчас население Калининского района 196 тысяч человек, из них пенсионеров 51 тысяча человек. Среди пенсионеров участников Великой Отечественной войны, то есть воевавших в 1941-1945 годах, 187 человек, тружеников тыла 1647 человек, блокадников Ленинграда 43 человека, бывших малолетних узников фашистских концлагерей 35 человек. Во время войны у нашего населения был единственный лозунг «Всё для фронта, всё для победы». Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. Василий Егорович Горбунов и ведущий программы Андрей Жирнов. Он ведет свою историю с 1942 года. Летом и осенью 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, удалось переместить на восток страны 46 крупных заводов по выпуску боеприпасов: взрывчатых веществ, патронов, гранат и мин.
В спешном порядке организовывались предприятия местной промышленности, артельных промысловых коопераций, учебных мастерских техникумов и ФЗУ. Учитывая напряженную обстановку производства боеприпасов, Центральный комитет ВКП б и Совет народных комиссаров 16 сентября 1941 года принял постановление о строительстве завода пиротехнического профиля в окрестностях города Новосибирска. В первые дни под Сталинград были направлены гранаты, которые собирали вручную: гранаты Ф1 — 925 тысяч, гранаты ручные — 6 млн 540 тысяч, тротиловые шашки, мины для минометов — более 8 миллионов штук. Андрей Жирнов: Вы сами сказали, что ручной труд, и люди — это главное достояние. Василий Горбунов: Вручную собирали гранаты, работали по 12-14 часов без выходных. Большую роль сыграла работа тружеников тыла в районе, таких как Власенко Николай Петрович. Андрей Жирнов: расскажите о Героях Социалистического Труда, о тех, кто работал во время Великой Отечественной войны в тылу. Когда началась война, ему было 19 лет. Во время войны он работал слесарем-инструментальщиком на заводе.
Сейчас помогает нам в патриотическом воспитании молодежи. В 1948 году была награждена медалью «Серп и Молот» за обеспечение фронта продовольствием. Общий стаж работы Марии Петровны — 45 лет. Ей скоро исполнится 94 года, но она очень подвижная, любит патриотическую работу. Ее общий стаж работы 51 год. Андрей Жирнов: Раиса Силантьевна — легенда!
Историко-архивная справка подготовлена сотрудниками Централизованной городской библиотечной системы Ивановной Натальей Викторовной и Чупиным Валерием Александровичем для Российской академии наук с целью присвоения Тюмени почетного звания «Город трудовой доблести». В основу справки легли архивные материалы. Тюмень — первый русский город Сибири, основанный в 1586 году, город со славной трудовой историей, крупный транспортный узел транзитной торговли, с которого начиналось судоходство по рекам всей Сибири. В XIX — начале ХХ века он славился кожевенным производством, судостроением, колокольным литьем, был одним из самых богатых и динамично развивавшихся городов Урала и Сибири. Продукция тюменских предприятий была неоднократно отмечена на местных и всероссийских выставках, удостоена главных наград на Всемирных промышленных выставках в Брюсселе и Париже. К началу 1940-х годов Тюмень представляла собой небольшой провинциальный город, районный центр в составе Омской области в 1935-1944 гг. В предвоенные годы предприятия Тюмени производили речные суда, деревообрабатывающие станки, фанеру и другую продукцию. Административным центром Тюменской области город стал 14 августа 1944 года. Несмотря на то, что Тюмень находилась в глубоком тылу, жизнь города с началом Великой Отечественной войны изменилась кардинально. Не дожидаясь мобилизации, только за первый день войны было подано около 500 заявлений добровольцев. Всего с 1941 по 1945 год на фронт ушли более 11 тысяч тюменцев. В Тюмени были сформированы три стрелковые дивизии, две отдельные истребительно-противотанковые артиллерийские бригады. Три военно-пехотных училища, располагавшиеся в Тюмени, за годы войны подготовили 12 тысяч офицеров, более 30 тысяч ушли на фронт курсантами. В 23 эвакогоспиталях, размещенных на юге нынешней Тюменской области, получили квалифицированную медицинскую помощь более 70 тысяч раненых бойцов. Пятнадцать из этих госпиталей находились в Тюмени. В первые месяцы войны в Тюмень было эвакуировано 30 промышленных предприятий и производств, для размещения рабочих и оборудования в кратчайшие сроки были созданы необходимые условия. В годы войны Тюмень производила для нужд фронта торпедные катера, мотоциклы, планеры, электроаппаратуру для автомобилей, танков, мотоциклов и самолетов, медицинские препараты и саноборудование, авиафанеру, корпуса фугасных мин, смолы, цепи Галля, лыжи и лыжные установки, пароконные повозки, сани и многое другое. В Тюмени были сконструированы и изготовлены: торпедный катер 123-бис «Комсомолец», уникальный «крылатый танк» — планер «Крылья танка — 60» КТ-60 конструкции О. Антонова, новый вид мотоцикла. Торпедные катера и малые десантные планеры А-7 в годы Великой Отечественной войны производились только на тюменской земле. Важнейшие задания выполняли работники железнодорожного и водного транспорта: перевозка военнослужащих, оборонной продукции, оборудования эвакуированных предприятий, эвакогоспиталей. Тюменские речники на судах, не приспособленных для морского плавания, по заминированным водам Карского моря и Обской губы перевозили топливо, продукты питания для рыбаков и охотников Заполярья, доставляли рыбу для комбинатов, вывозили зерно и лес. Трудовой подвиг тюменцев В первые месяцы Великой Отечественной войны на фабриках и заводах города мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и несовершеннолетние. По данным Тюменского горкома ВКП б , только за два года 1941-1942 в промышленность и на транспорт влилось 10 620 новых, необученных рабочих, преимущественно домохозяек и подростков, которые, получив квалификацию, стали работать на предприятиях, выпускавших продукцию для фронта. Тысячи подростков обучились в школах фабрично-заводского обучения ФЗО , и в 15-16 лет становились токарями, сборщиками, слесарями. Женщины освоили такие профессии, как электромонтер, кочегар, слесарь, ремонтник промышленного оборудования. Вернулись на производство многие из тех, кто находился на пенсии. Передовые работники предприятий перевыполняли свои производственные задания на много сотен, тысяч и более процентов. Среди комсомольцев широко развернулось стахановское движение. Уже в сентябре 1941 года комсомольцы на производстве стали выполнять по две и три нормы за смену. Из 2 532 тюменских комсомольцев 528 стали стахановцами, 503 — ударниками, 101 — отличниками. В дни битвы под Москвой в Тюмени, по инициативе молодежи, появилось движение фронтовых и гвардейских молодежных бригад, девизом которых стали слова «В труде — как в бою! В состав фронтовых и гвардейских бригад входили лучшие стахановцы военного времени — многостаночники, многосотники и тысячники. Число комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, достигших высокой производительности труда, росло гигантскими темпами. Так, если в 1942 году их было 12, то уже в 1943 году стало 415 бригад. Тюменские школьники собирали цветные металлы, заготавливали дрова, помогали семьям ушедших на фронт, участвовали в сборе средств на производство военной техники, помогали колхозам в сборе урожая. Только в сентябре 1941 года было создано 59 бригад из учащихся города, в которых работали 2 057 мальчиков и девочек. В октябре 1942 года на Тюменском фанерокомбинате, по инициативе 11-летнего школьника Бори Ильинского, была создана фронтовая пионерская бригада. В бригаде Бори Ильинского пять пионеров выполняли норму взрослого рабочего. Уже через месяц, при задании — 8 920 корпусов для мин ЯМ-5, ребята сделали 11 тысяч 843 штуки. Почин Б. Ильинского подхватили сотни тюменских школьников. Бригадир школьной бригады Борис Ильинский был награжден Почетной грамотой Наркомата лесной промышленности. Согласно материалам переписи эвакуированного населения, на 1 февраля 1942 года в Тюмень приехало более 20 тысяч человек. Были приняты срочные меры по расселению эвакуированных жителей, организации питания, медицинского обслуживания, выросшего почти вдвое населения города. Тюменский городской Совет депутатов трудящихся вынужден был установить норму жилой площади на одного человека, равную 4 кв. Предписывалось, в случае необходимости, вселять в одну комнату, разделенную ширмой или перегородкой, две семьи. Находясь в глубоком тылу, Тюмень стала военно-медицинским центром. Развертывание эвакогоспиталей началось уже на 3-4 день начала войны. Под госпитали освобождались здания музея, пединститута, некоторых школ, дома санитарного просвещения и других учреждений — всего 26 самых вместительных и самых красивых зданий города. Тюмень в каком-то смысле превратилась в город-лазарет. Госпитали были переполнены.
В выступлениях звучала непоколебимая вера в победу. Советская интеллигенция, видные ученые также заявили о своей беззаветной преданности Родине и уверенности в победе над врагом. Герой Социалистического труда академик С. Чаплыгин, академики В. Вернадский, В. Хлопни, П. Маслов, Ф. Наштаянц заявили: «Мы защищаем священную землю страны Советов, ограждаем от варварского нашествия передовую науку, прогресс, свободу. Сегодня советские ученые идут плечом к плечу со всем народом…» [11]. Против фашистских варваров гневно выступали профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского института им. Сталина в Симферополе. Высказывая мысли и чувства всего коллектива института, профессор Торгуев заявил: «…Каждый из нас готов по первому призыву партии и правительства вступить в ряды Красной Армии. Но и находясь на своем посту, мы сейчас будем работать особенно самоотверженно и организованно, как этого требует переживаемый нами исторический момент. Враг посмел нарушить спокойствие наших рубежей, и он понесет за это такое наказание, которое останется в веках, как яркое свидетельство несокрушимой мощи первого в мире социалистического государства. Наш народ уверен в Победе, и эту Победу мы завоюем» [3]. Эти слова оказались пророческими. В единый патриотический строй со всем советским народом встали с первых дней Великой Отечественной войны железнодорожники. Каждый из них самоотверженно трудился на своем посту. Один из лучших машинистов Витебского узла Белорусской железной дороги Колбек в ночь с 22 на 23 июня 1941 г. Паровозная бригада в составе машиниста Сорокина и его помощника Парых быстро и качественно формировала поезда. Высокие образцы стахановского труда по формированию поездов показал машинист Колосов и его помощник Карнакова. Все выступающие заявили, что они будут работать лучше и тем самым окажут помощь нашей доблестной Красной Армии. Свои слова смена сдержала! Отличились бригадиры Иващенко и Козлов, которые, работая по-стахановски, каждый поезд формировали скоростным методом. Не отставали и грузчики. Хлеб и Победа — неразрывное целое во все времена. Советские колхозники уже с первых дней Великой Отечественной войны заявили о своей преданности Отечеству. В принятой резолюции колхозниками колхоза «Новые Сурачи» на Витебщине говорилось: «В ответ на развязанную германскими фашистскими заправилами войну против страны Советов мы решили широко развернуть подготовку к уборочной компании и провести ее как никогда организованно. Ни одна фашистская гадина не будет топтать нашей священной земли. Наше дело правое — враг будет разбит» [2]. С высоким патриотическим подъемом на полях работали труженики колхоза им. Буденного Буденновского сельсовета Гомельской области. К середине июля 1941 г. Среди передовиков были 70-летний Григорий Кузьмич Гробок, который ежедневно скашивал от 0,5 до 0,55 гектаров, Герасим Григорьевич Федорович, ответственный за стогование сена. Колхозники, которые работали под руководством Федоровича, постоянно перевыполняли нормы выработки.
Не ожидавшие сопротивления немцы бросились врассыпную, причём Овчаренко ещё успел догнать и зарубить второго офицера, после чего с их документами и своей повозкой вернулся в часть. За свой подвиг рядовой Овчаренко был награждён звездой Героя Советского Союза. В январе 1945 года погиб в Венгрии. Трое кавалеристов врукопашную против автоколонны 18 октября 1944 года старший сержант Василий Огурцов с двумя другими бойцами находился в разведывательном дозоре. На дороге они обнаружили двигавшуюся автоколонну из 30 машин, сопровождавшую три самоходные артиллерийские установки САУ. Большая часть немцев, не зная численности советских солдат, бежала с поля боя. Экипажи самоходок вступили в перестрелку. Огурцов с бойцами сумели забросать гранатами две САУ и вывести их из строя. С экипажами САУ они схватились в жестокой рукопашной схватке. Сначала Огурцов орудовал прикладом автомата, пока тот не сломался. Тогда он стал биться сапёрной лопаткой, а одному из противников, как отдельно отмечено в наградном листе, перегрыз горло зубами. На подмогу колонне приехал немецкий танк, однако Огурцову удалось забросать его гранатами, укрывшись за одной из САУ. Экипаж подбитого танка также был уничтожен. В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что Огурцов лично уничтожил 8 солдат противника и подбил танк. А трофеями трёх кавалеристов стали 30 автомобилей, перевозивших продовольствие и боеприпасы, а также три САУ и подбитый танк. К сожалению, сам Огурцов до награждения так и не дожил.
Правительство Саратовской области
Ещё и ткала, и пряла, и скатерти вышивала. Всему этому ее научила бабушка. В годы войны пришлось трудно. Таисия Флегонтовна была и разнорабочей, и конюшила. После войны работала дояркой в колхозе «Красный показатель». А затем перешла работать дояркой в совхоз «Ильинский».
Везде, где бы она ни работала, отмечали её добросовестный труд. В 1963 году Таисия Флегонтовна награждена премией за хорошее качество молока, в 1965 году ей объявили благодарность за достигнутые успехи в труде, в 1966 году — благодарность за добросовестное отношение к труду, в 1967, 1968 годах — благодарности за успехи в работе. Таисия Флегонтовна также награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Александра Григорьевна Сидорова Александра Григорьевна родилась 19 сентября 1929 года в крестьянской семье в деревне Шорохово. Отец Ефим Гаврилович Чесноков работал в колхозе трактористом и комбайнёром.
Мама Евдокия Ефримовна Бедарёва была разнорабочей в колхозе «Смычка». В семье было пятеро детей: четыре сына и дочка. Девичья фамилия Александры Григорьевны была Бедарёва. Окончила она всего два класса, и с 9 лет пошла работать в колхоз. Всю войну проработала в колхозе.
Полола хлеб, убирала картошку. В деревне не было ни света, ни радио. Для освещения использовали керосиновые лампы. Жили трудно. И питались во время войны скудно: ели тошнотики из замёрзшей картошки, на трудодни давали хлеб.
Хорошо, что держали коров, и молоко было своё. Одежды не хватало. На базаре с мамой продавали молоко, а на вырученные деньги покупали ситец на платье. Бидон молока стоил тогда 3 рубля. После войны в 1956 году встретила Александра Григорьевна, свою любовь, и вышла замуж.
Переехала жить в Ильинку. Здесь она устроилась на ферму дояркой. Проработала дояркой 3 года и перешла работать в школу техничкой. Позже трудилась в детском саду няней.
В восточные районы страны были эвакуированы 473 ремесленных и железнодорожных училищ и 242 школы ФЗО. Война внесла изменения в работу этих учебных заведений. Были пересмотрены программы, формы и методы подготовки квалифицированные рабочих кадров рабочих из числа подростков и молодежи, сокращены сроки обучения до 4 -5 месяцев. В результате принятых мер в 1941 и 1942 годах было подготовлено 6537 тыс.
Также проводилась большая работа и по подготовке инженерно-технических кадров. Работа на новом месте Период с июня по декабрь 1941 года вообще был самым тяжелым и критическим для советской военной экономики. Объем валовой продукции промышленности уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, а производство шарикоподшипников, необходимых для самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз! Выпуск же проката цветных металлов, без которого невозможно военное производство, прекратился почти полностью. Все эвакуируемые предприятия в силу объективных причин почти полностью прекратили военное производство и выпуск готовой продукции, так как находились в пути, разгружались или только монтировались. Возникла реальная опасность срыва производства вооружения и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Да и на местах при восстановлении эвакуируемых промышленных предприятий пришлось преодолевать неимоверные трудности: не хватало квалифицированных специалистов, часть эшелонов оборудованием попала под бомбежки вражеской авиации, работы по монтажу цехов и оборудования производились зимой при дефиците строительной техники, не хватало сырья, тяжелыми были и жилищно-бытовые условия работников. В промышленности боеприпасов, например, остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов.
Потребность в меди, олове и алюминии по сравнению с довоенным уровнем возросла в несколько раз. Эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда, а также потеря Донбасса с развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ. С августа по ноябрь1941 года прекратили свою работу 303 предприятия, производивших боеприпасы. Тем не менее, несмотря на все трудности, экономика страны шаг за шагом переводилась на военные рельсы. Тракторные заводы переключались на производство танков. Металлургические комбинаты начали осваивать производство новых марок стали, в частности, Магнитогорский завод за первый год войны освоил свыше 40 новых марок сталей, а Златоустовский — 163 марки качественных сталей. Автомобильные заводы в Москве, Горьком и Ярославле перешли на выполнение заказов танковой и авиационной промышленности. И опять приходится говорить о рекордных сроках восстановления промышленных предприятий, которые не были прописаны ни в одном документе.
Так, например, строительство карбюраторного завода в Запорожье в мирное время велось в течение 30 месяцев, а на восстановление этого завода, эвакуированного в Ташкент, было затрачено всего 5 месяцев [12]. Металлурги также били все мыслимые и немыслимые рекорды. Доменная печь с полезным объемом в 1 300 куб. В течение сентября-декабря 1941 года были приняты важные постановления по становлению и развитию индустриальной базы в восточных регионах страны: «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени», «О мероприятиях по строительству электростанций и сетей в Новосибирске и Кузбассе», «О восстановлении производства предприятий черной металлургии, эвакуированных на Урал и в Сибирь», «Об обеспечении электроэнергией предприятий Поволжья, Урала и Сибири и плане ввода новых мощностей по каждой электростанции», «О развитии добычи угля в восточных районах СССР» и т. И в этих условиях, без внешних инвестиций, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, удалось сделать, казалось бы, невыполнимое: промышленность не только была восстановлена, но стала выпускать продукции даже больше, чем в довоенный период. Например, в Поволжье производство металлорежущих станков увеличилось с 4404 шт. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Западной Сибири в 1942 году выпустила продукции в 7,9 раза больше, чем в 1940 году. Источники экономической Победы Очевидно, что без успешно проведенного перевода экономики на военный лад не было бы и Победы в 1945 году.
При этом надо отметить, что история не знает примеров столь масштабного перемещения промышленной инфраструктуры и переселения такого количества квалифицированных специалистов в отдаленные районы в сжатые сроки. В результате колоссальных усилий Советский Союз уже к середине 1942 года располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить нужды фронта. Естественно возникает вопрос, а каковы составляющие успешной реализации этого проекта? Советские историки объясняли это в первую очередь ролью компартии и социалистическим способом производства. В новейшее время превалирующей стала точка зрения, что именно поставки по ленд-лизу стали решающим фактором нашей Победы над фашизмом. Нисколько не умаляя значение поставок по ленд-лизу, с последним утверждением все же трудно согласиться, поскольку именно в самый тяжелый для СССР период 1941-1942 годы помощь по ленд-лизу была самой незначительной. Не претендуя на полное исследование данной проблемы, нельзя не отметить следующее: перевод экономики на военные рельсы и создание слаженного военного хозяйства стал возможен благодаря нескольким факторам, которые имеют значение только при рассмотрении их в неделимой совокупности. Итак: 1.
Выдающиеся организаторские способности членов руководства страны, в первую очередь, отвечающих за проведение эвакуационных мероприятий. И здесь следует назвать Н. Вознесенского, который возглавил Госплан СССР в 38 лет, и целой плеяды народных комиссаров, которые возглавляли основные наркоматы: А. Шахурин авиационной промышленности , В. Малышев среднего машиностроения, а затем и танковой промышленности , Д. Устинов вооружения , П. Паршин минометной промышленности , Б. Ванников боеприпасов , А.
Ефремов станкостроительной промышленности , И. Тевосян черной металлургии , В.
Они появились ещё до войны и были вручены нескольким десяткам тысяч человек. Орден Трудового Красного Знамени. Орден Героя Социалистического Труда. После ВОВ были учреждены медали за восстановление металлургических и угольных предприятий юга страны. По факту процесс восстановления начался в 1943 году. Условия, в которых совершались трудовые подвиги, можно охарактеризовать так: Уникальная, по мировым меркам, эвакуация промышленности и разных объектов народного хозяйства в 1941-1942 годах. Предприятия были вывезены во внутренние районы и там налажена их работа.
Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок. Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4]. Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7]. Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте? Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс. Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля. Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга. Железнодорожники своим героическим трудом обеспечивали нужды фронта и тыла, несмотря на регулярные налеты немецкой авиации на важнейшие железнодорожные узлы, станции, мосты, воинские эшелоны и поезда. Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают. Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8]. К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9]. Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток! В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения. Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов. Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны. Так, для увеличения добычи угля планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт и заложить еще 23 угольные шахты и 3 разреза. Броневую сталь для танков выпускал Мариупольский завод имени Ильича, чей самый мощный в СССР бронепрокатный стан «1250» был эвакуирован в Магнитогорск еще в июле. К производству танков были также подключены Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Сормовский судостроительный завод. Ряд предприятий привлекались к выпуску танковых двигателей, бронекорпусов, башен. Московские предприятия на военный график работы были переведены уже 23 июня, но только 14 октября ГКО принял решение об эвакуации всех оборонных предприятий. Одним из первых в Новосибирск по особому распоряжению Л. Берии был эвакуирован Московский завод цветных металлов. К концу ноября было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. Для их перевозки потребовалось около 71 тыс. Ленинградские предприятия раньше других столкнулись с необходимостью эвакуации, поскольку немцы уже 12 июля вышли к Лужскому укрепрайону.
Правительство Саратовской области
Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги.
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. Трудовой подвиг дрезненцев в годы Великой Отечественной войны. Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Кажется, о Великой Отечественной войне мы знаем очень много, но в то же время мы не знаем о ней почти ничего. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны.
Не отдали врагу
- «Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали / Фоторепортажи /
- Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото
- Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан
- Курсы валюты:
- Танкист-рекордсмен
- Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Их подвиг равен фронтовому
трудовые подвиги человека во время великой отечественной войны (1 человека). В годы Великой Отечественной войны Ижевск был единственным городом в стране, где производили абсолютно все виды советского стрелкового оружия. Благодаря упорному труду, патриотическому настрою тружеников села в годы Великой Отечественной войны в районах области был увеличен валовой сбор зерна, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличилась продуктивность скота. За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись.
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
С первых дней люди опережали поставленные задачи. Война только началась, а активность рабочих уже взлетела в разы. На «Красном инструментальщике» ударно работала Мария Белова, она выполняла по 4 нормы в смену! Комсомолка Аня Сорокожердьева на Белохолуницком машиностроительном ежедневно перевыполняла поставленные нормы в 2-2,5 раза. Огромный вклад в победу над фашизмом был сделан женскими руками. Тысячи домохозяек и пенсионерок добровольно устраивались на заводы. В области развернулось патриотическое движение женщин под лозунгом: «Заменим мужей, сыновей, отцов и братьев на производстве! Коллектив практически каждого завода на две трети состоял из представительниц слабого пола, хотя после такого слабым полом их назвать язык не поворачивается. Комсомольцы готовят оборудование для отправки в г. Раиса Ивановна Попова, работница комбината им.
Коминтерна рассказывает: - В дни войны на производство пришло 350 женщин. Они работали во всех цехах, заменяя мужчин, ушедших на фронт. У нас была очень дружная бригада. Трудились по 11-12 часов, бывало, и спали тут же, у рабочего места. Но никто из девчат и женщин не жаловался на трудности. Домой не уходили до тех пор, пока не справлялись с боевым заданием… Работали по-стахановски, хотя паек у тружеников лёгкой промышленности был скуднее, чем в тяжёлой. В столовой коминтерновцы получали овсяный или перловый суп, завариху и чай без сахара. Так как весь транспорт находился на фронте, приходилось носить на плечах рулоны с кожей от станции Долгушино, с заменителем - с комбината «Искож», тянуть на ремнях по узкоколейке вагонетки с торфом, которые часто опрокидывались в глубокий снег. Женщины вновь поднимали их на рельсы и двигались вперед… Ушедших на фронт грузчиков заменили женщины.
Вклад Кировской области в Победу в цифрах В 1941-1945 годах объём продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 6,3 раза.
Великое переселение заводов Вскоре все заводы Кирова начали работать над выпуском изделий оборонной промышленности. Бесконечным потоком шли эшелоны с промышленным оборудованием и теплушки с рабочими, инженерами, членами их семей в Кировскую область.
К нам перебазировались следующие заводы: паровозостроительный из Коломны, «Красный инструментальщик» из Ленинграда, им. Ленина, машиностроительный им. Январского восстания из Одессы, часть Ярославского шинного и Тульского оружейного, Владыкинский машиностроительный, Наркомата мясо-молочной промышленности, деревообрабатывающих станков им.
Кагановича из Ворошиловграда, Московский металлургический завод «Серп и молот». Лепсе Валентина Подыниногина за станком. Советские и партийные органы области делали всё, чтобы заводы начинали работать, буквально сойдя с поезда.
Это было непросто, так как не хватало помещений для размещения станков, но самое главное - не хватало жилья для семей рабочих К примеру, Коломенский паровозостроительный завод приютили на производстве МСЗ им. Но с заводом, только представьте, прибыло 15 тысяч рабочих и их семей. Это два маленьких города.
Многим кировчанам пришлось потесниться и переехать в районы области, чтобы в их квартирах могли расположиться рабочие. Кстати, на «машинке» расположился ещё и одесский завод им. Январского восстания.
Всем предприятиям нашлось место. Пусть не обустроенное, пусть где-то на задворках, но выпуск продукции был налажен в кратчайшие сроки. Несмотря на трудности, работа не прекращалась ни на минуту.
На занятии всеобщего военного обучения на заводе им. Оборонная промышленность развивалась не только за счёт эвакуированных предприятий, но и за счёт нового строительства. Первый кирпич был заложен ещё в 1939 году, но строительство велось медленно.
Вместе с группой минеров он первым переправился на правый берег Днепра, установил Красное знамя, а затем пять суток участвовал в боях по расширению плацдарма. Ему неоднократно приходилось переправляться обратно на левый берег с важными документами для штаба. Умер 18-летний Цариков от пули немецкого снайпера, не мучаясь.
Мария Брускина «Дорогая мамочка! Больше всего меня терзает мысль, что я тебе доставила огромное беспокойство. Со мной ничего плохого не произошло...
Если сможешь, передай мне, пожалуйста, мое платье, зеленую кофточку и белые носки. Хочу выйти в хорошем виде.. Когда в Минск вошли немецкие войска, Брускина стала работать в подполье.
Ей, еврейке по национальности, пришлось покрасить волосы перекисью водорода, чтобы казаться блондинкой. Маша носила узникам концлагеря «Дрозд» еду и воду, а затем устроилась медсестрой в лагерный госпиталь, там находились советские военнопленные. Она смогла передать в госпиталь фотоаппарат для изготовления фальшивых документов, а за это полагался расстрел.
Также юная Брускина передавала раненым сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и доставала гражданскую одежду. В октябре 1941 года Мария Брускина была арестована, и повешена вместе с 16 другими подпольщиками. Немцы хотели устроить показательную казнь, но девушка гордо отвернулась от камеры, когда на нее набрасывали петлю.
Александр Бородулин Один из пионеров-героев Великой Отечественной войны в детстве мечтал стать летчиком. Но война внесла в его планы свои коррективы. Вместо неба Сашу ждал партизанский отряд, а за выполнение опасных заданий он был награжден орденом Красного Знамени.
Когда партизан выследили каратели, и нужно было прикрыть отход отряда, 16-летний Саша вызвался добровольцем. Вместе с 4 товарищами он принял бой, а когда остался один, то позволил фашистам окружить себя, выхватил гранату, и взорвал себя вместе с врагами. За этот подвиг он был повторно уже посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Марат Казей Марат вместе со старшей сестрой Ариадной осиротели, когда их мать была убита немцами за помощь минскому подполью. Ребята присоединились к партизанам, и Марат стал разведчиком. И хотя в 1943 году им предложили обоим отправиться в глубокий тыл у Ариадны были отморожены обе ноги , 14-летний Марат предпочел остаться в отряде.
Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе.
Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов.
Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его. Не доезжая до Бутурлиновки остановились. Танки разгрузили. Они своим ходом пошли к линии фронта. Станция Бутурлиновка вся была забита эшелонами с войсками и техникой.
Леонид Голиков
- Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
- Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
- Шефство и гуманитарная помощь
- Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны | В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. |
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах | О трудовом подвиге забайкальцев в годы Великой Отечественной войны. |
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну | Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. |
Шефство и гуманитарная помощь
- Что еще почитать
- 60-летие Победы
- Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан
- Трудом ковалась Победа