Священные имена Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла Во время войны подвиги совершались не только.
Ковали Победу
Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны. Звание Героя Социалистического Труда было утверждено ещё до начала Великой Отечественной войны. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Важно понимать, что трудовые подвиги Великой Отечественной войны не менее важны, чем фронтовые, так как без тыла не было бы оружия.
Трудовой подвиг на войне
Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Ханты-Мансийск внес значительный вклад в достижение победы во время Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. С первых дней Великой Отечественной войны партийные организации поддерживали почин омичей: «Все для фронта, все для победы!».
Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны
Летом 1941 года на полях Саратовской области зрел богатый урожай. На колхозных и совхозных полях трудились и стар и млад. Саратовская область в 1941 году сдала государству 940212 тонн хлеба. Поделиться в соц.
Они несут овощи для посылки: кто морковь, кто лук. Материалы по теме «Мы здесь больше не чужие» Как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда Посылали и другого рода посылки. Среди сотрудников проходила подписка на госзайм в размере месячного заработка и выше. Так им удалось собрать 42 тысячи рублей на постройку танковой колонны и 58 тысяч рублей на постройку самолета «За счастливое детство», за что красноярские детсады получили личную благодарность Сталина.
Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам.
The data bank contains 12. OBD "Feat of the People" is filled with new information every year. In 2015 alone, 6 million records were added with regard to the medals for Defense, liberation, the taking of cities and territories, for the victory over Germany and Japan. This made it possible for the descendants themselves to reconstruct the battle route of their relatives, who fought in the Great Patriotic War. In 2015, 19 million records were digitized from the award handout protocols and the stubs of the provisional certificates of awards stored in the Central archive of the Defense Ministry of the Russian Federation. This information revealed 500 thousand awards which were not handed to their owners during the Great Patriotic War. Thus the historical truth and justice are being gradually restored. At present, the purpose of the project is to provide public access to the full information about the combat decorations awarded for the feats during the Great Patriotic War, available in the Russian archives.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Отвагу и стойкость проявили в дни Великой Отечественной войны и женщины, пришедшие работать на транспорт. Знатный машинист, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк с первых дней войны достойно несла боевую вахту. Елена Чухнюк подвозила к линии фронта эшелоны с войсками, транспорты с боевой техникой. Первое боевое крещение Чухнюк приняла в самом начале войны. Руководствуясь одним только желанием-доставить во что бы то ни стало груз к месту назначения, Елена Чухнюк умело вывела состав из-под обстрела. Вагоны во многих местах были пробиты пулями, осколки бомб сорвали обшивку, пробоины появились и на паровозе, но ценный груз был спасён. Не дрогнула Елена Чухнюк и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от линии Сталинградского фронта, был разбит прямым попаданием вражеских бомб тендер паровоза. В трудных условиях советская патриотка сумела уберечь паровоз от гибели. Умелым манёвром она освободила состав от горящих вагонов и приняла участие в ликвидации пожара.
Для выполнения важных государственных заданий паровоз Елены Чухнюк был переброшен на Северо-Печорскую дорогу. В 50-60-градусные морозы по недавно проложенной трассе стала водить поезда славная женщина-машинист. У коллектива Северо-Печорской дороги остался в памяти один из первых рейсов Елены Чухнюк. Тогда ещё никто из паровозников не преодолевал пути от Ижмы до Княж-Погоста быстрее, чем за три дня. Елена Чухнюк обязалась доставить тяжеловесный состав в более короткий срок, без дополнительного набора топлива. Своё обязательство она выполнила. Рейс был совершён ею за 11 часов. Эта победа женщины-машиниста сыграла большую роль в борьбе за скоростное продвижение поездов на Северо-Печорской дороге.
Так, как Елена Чухнюк, трудились многие советские женщины-работницы. Мужественно защищали они своё любимое социалистическое Отечество, великие завоевания Октябрьской революции, которая освободила их от гнёта капитала, подрезала корни социального неравенства и неравноправного положения с мужчиной так глубоко, как ни одна революция в мире. Советским женщинам впервые в истории человечества были созданы все условия для их культурного-и политического роста. Великая Отечественная война показала всему миру замечательный моральный облик советской женщины, её величественную простоту, пламенное сердце, неутомимость труженицы и матери, а в час смертельной опасности для Советского государства - гнев и силу мужественного воина. Великая Отечественная война выявила в советских женщинах готовность к самопожертвованию, геройство, какого не знала история, безграничную любовь к социалистической Отчизне, к великой Коммунистической партии. Сколько в нашей литературе и в истории нашей страны имён женщин, показавших высокие образцы морального духа! Но, разумеется, всё предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом». Молодеж - вперед!
Высокое сознание своего долга и несокрушимую волю к победе проявили в годы Великой Отечественной войны и молодые рабочие. Война явилась суровой проверкой духовных и физических качеств советской рабочей молодёжи и её передового отряда - комсомола. Эту проверку комсомольцы и вся советская молодёжь выдержали с честью. Воспитанные Коммунистической партией и ленинско-сталинским комсомолом в духе ленинизма и беззаветного служения народу, молодые рабочие явились достойными преемниками славных боевых и трудовых традиций рабочего класса СССР. Как на фронте, так и в тылу рабочая молодёжь с полным сознанием своего долга перед Родиной отдавала все свои силы и уменье для того, чтобы приблизить час победы над коварным врагом. Лозунг Коммунистической партии «Всё для фронта, всё для победы над врагом! Трудности и опасности не пугали её. Они поклялись быть верными сынами Коммунистической партии.
Эту клятву комсомольцы и рабочая молодёжь Советского Союза выполнили. Молодые рабочие героически сражались в рядах Советской Армии. Блестящую страницу в историю комсомола и рабочей молодёжи вписали молодой рабочий-комсомолец Александр Матросов, закрывший своим телом амбразуру дзота; воспитанник ремесленного училища Юрий Смирнов - верный сын своей Родины, чью стойкость не сломили ни издевательства, ни жестокие пытки, которым его подвергали гитлеровские изверги; молодой слесарь Александр Покрышкин-лучший лётчик советской авиации, трижды Герой Советского Союза; одесская работница комсомолка-пулемётчица Нина Онилова и многие другие, не жалевшие ничего и даже самой жизни для счастья любимой Родины. Молодая работница московского завода «Динамо» Катя Елина в первые же дни войны, откликнувшись на ними в бой, приняла на себя весь огонь наступавшего врага, дав тем самым возможность отряду уйти в глубь леса. Но сама она с отрядом уйти не смогла. Пули немецкого автоматчика перебили ей обе ноги. Партизаны разыскали Катю и доставили её в ближайший госпиталь. Из госпиталя Катя послала заводской молодёжи письмо, в котором писала: «Родные мои друзья и товарищи!
Подлая фашистская пуля вывела меня из строя воинов Отечественной войны. Но разве это выведет меня из славной семьи молодых патриотов... Я видела этих двуногих зверей.
В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, в машинно-тракторные станции - 5 тысяч тракторов. Летом 1941 года на полях Саратовской области зрел богатый урожай. На колхозных и совхозных полях трудились и стар и млад.
Саратовская область в 1941 году сдала государству 940212 тонн хлеба. Поделиться в соц.
Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения. Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии. Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны. За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов.
Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт. Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных. В 1942 году было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. По неполным данным из прифронтовой полосы в восточные районы было перемещено 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 0,2 миллиона свиней, 0,8 миллиона лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и другого продовольствия. Предприятия надо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию. Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные, имеющиеся на Урале, в Сибири, Поволжье и Средней Азии. Но многие производственные площади строили заново. В июле 1941 года были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью Не столько страх перед наказанием, сколько осознание того, что от их работы зависит судьба страны, помогло труженикам тыла преодолеть многочисленные трудности, решить организационные и технологические проблемы и дать армии достаточное количество качественного вооружения.
К концу 1942 года СССР превзошел Германию в выпуске военной техники не только в количественном, но и во многом в качественном отношении. К 1943 году советская военно-промышленная база была уже полностью развернута. Одновременно была осуществлена и операция по спасению от врага ресурсов сельского хозяйства. Колхозы и совхозы восточных районов страны приняли во втором полугодии 1941 г. Первостепенную роль в осуществлении беспрецедентного в истории перемещения производительных сил сыграл самоотверженный труд коллективов эвакуированных предприятий и учреждений. Люди работали с громадным напряжением, по нескольку суток не уходя с эвакуируемых объектов, чтобы своевременно и как можно полнее демонтировать и погрузить оборудование и другие материальные ценности. В прифронтовой зоне это происходило в обстановке постоянных вражеских ударов с воздуха и обстрелов. Нужны были исключительная выдержка, мужество, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу.
Пищевая промышленность Для победы над врагом было необходимо бесперебойно обеспечивать армию и тыл продуктами питания, перестроить работу пищевой промышленности в соответствии с требованиями военной экономики. Война нанесла серьезный ущерб народному хозяйству нашей страны и в значительной мере отразилась на развитии пищевой промышленности. Была подорвана ее сырьевая база. На территории, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, в 1941 г. Уменьшились ресурсы сырья для мясной и молочной промышленности Было полностью разрушено 4490 мясокомбинатов и молочных заводов; разрушены или серьезно пострадали 5500 предприятий системы Наркомата промышленности продовольственных товаров. В ее отдельных отраслях потери были еще более значительными. Начальный период Великой Отечественной войны был особенно труден. К концу 1941 г.
База сельскохозяйственного производства пищевой промышленности резко сократилась. За годы войны у населения оккупированных территорий СССР было отобрано 17 млн. Оккупанты отправили в рабство 4978 тыс. Партия и правительство оказывали большую помощь пищевой промышленности в быстрейшей переброске предприятий на восток и в организации производства на новом месте.
Трудовой подвиг советского народа Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, освоении новых профессий. Война повлекла серьезные изменения в трудовых ресурсах страны. Миллионы советских людей ушли на фронт. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной врагом территории.
В результате численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР резко сократилась и к концу 1941 г. Обеспечение кадрами основных отраслей экономики осуществлялось посредством установления нового трудового режима, мобилизации и перераспределения рабочей силы, ее планомерного использования. Уже в конце июня 1941 г. В декабре 1941 г. В важнейших отраслях экономики, немалая часть квалифицированных рабочих и специалистов освобождение от призыва в армию на тот или иной срок бронирование.
Трудовой подвиг советского народа 1941-1945 г.г.
Вскоре фашисты стали её бомбить. После бомбёжки меня без сознания сняли с телеграфных проводов, мой помощник Василий Курышев погиб». А вот что вспоминал машинист Лащук из специального паровозного батальона : «Три сталинградских месяца я запомнил на всю жизнь. Ездили по кольцу Петров Вал — Филоново и до Таловой. Сколько было вдоль путей паровозов, вагонов разбитых. А станции — сплошные руины. Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный.
Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом». О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим.
Немецкий самолёт вывел из строя оба паровоза и поджёг одну цистерну. В это время на станцию Засимовка прибыл на своём паровозе Сериков. Оценив обстановку, он отцепил свой паровоз от состава, выехал на перегон к остановившемуся поезду с горючим. Отцепив состав с бензином от загоревшейся цистерны, машинист Сериков вывел его в Засимовку. Машинист депо Поворино Максим Иванников в июне 1943 года по нескольку суток не покидал машину: отдыхал минутами, перекусывал на ходу. Под обстрелом проводил эшелоны с ранеными, спасая жизни.
Машинист первым был занесён в дорожную «Книгу трудовой славы». По правилам огонь нужно было потушить, котёл охладить и только после этого заменить колосники. Но на станции простаивал эшелон. Котельщики Коровин, Григорьев, Колегаев, отказавшись от обеда, взялись за работу. Горевший в топке уголь они отодвинули в сторону, забросали его слоем свежего угля.
В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен.
Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов.
Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе. Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки.
Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов. Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его.
Не доезжая до Бутурлиновки остановились.
Его сестра Надя в 1943 году писала ему письмо, но оно вернулось. За всю войну известий о Коле не было, родители писали запрос в Министерство обороны после войны и получили извещение, что Коля пропал без вести в июле 1942 года. Не веря в его смерть, папа, мама, сестра, брат, а потом и их дети — я и мой двоюродный брат Коля — ждали Николая с войны, поскольку семья никуда не уезжала, не переезжала, живет по тому же адресу. По номеру полевой почты на письме сестры я определила его воинское подразделение — 157-я курсантская бригада, воевавшая, а вернее сказать, практически полностью полегшая за две недели под Старой Руссой.
Когда появился сайт Министерства обороны ОБД «Мемориал», я на карте местности отмечала, где были бои, где хоронили погибших воинов, — и таким образом очертился треугольник в два квадратных километра, где может лежать мой дядя… Время от времени я заходила на объединенный сайт — информационный проект «Память народа». Вдруг выпали сведения, что не «пропал без вести», а умер и похоронен! Были введены новые документы! Есть могила, что не лежит Коля средь полей и болот… Единственное, что было неверно — это его отчество, машинистка повторила по ошибке отчество вышеуказанного бойца. С вопросом об уточнении надписи на памятнике я обратилась в управление Минобороны по увековечиванию памяти погибших.
Там согласились с моими доводами. Затем, кроме сканов с «Памяти народа», я запросила архивные справки в медицинском архиве в Санкт-Петербурге, получив их, вместе с указанием Минобороны об исправлении Ф. Там снова все проверили… Через год, к 9 мая 2019-го на кладбище погибших воинов установили плиту с верным именем. И не только имя моего дяди было внесено, но и имена еще нескольких бойцов. Так что не теряйте надежды, ищите своих родных!
Хочется поклониться Отец моего мужа, Бобков, пропал без вести во время Отечественной войны. Ушел на фронт в июне 1941 года с Московского завода технических изделий раньше он назывался «Красный дубитель». В День Победы мы с детьми приезжали к этой доске, чтобы поклониться их памяти, положить цветы. В ельцинские времена завода не стало. И доски тоже нет.
Некуда приехать, чтобы вспомнить Ивана Сергеевича. Он пропал без вести в декабре 1941 года. Воевал в 245-й стрелковой дивизии 904-го стрелкового полка, в 3-й пулеметной роте. Письменная связь с ним оборвалась в октябре 1941 года. Хотелось бы узнать, где воевал его полк в октябре—декабре 1941 года, чтобы проехать по этим местам, поклониться родному человеку.
Может, кто-то прочтет мое письмо и сможет нам что-то подсказать? Татьяна Немченко. Сын своего времени Виктор Семенович Свистунов, генерал-лейтенант внутренней службы, родился 15 июля 1924 года в Приуралье. Виктор после окончания военно-пехотного училища в течение трех лет проходил службу в рядах Красной армии в качестве полкового разведчика, дважды был тяжело ранен. Он участник восьми крупнейших военных операций, от Волги до Одера.
В 1945 году участвовал в форсировании Днепра и захвате Букринского плацдарма, получил тяжелое ранение, осколок от немецкого «Тигра» давал о себе знать на протяжении всей жизни. Никогда не делали денег на обмане, на страхе и на ненависти, — писал отец в книге «Сыновья своего времени». В 1986 году он стал участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — получил II группу инвалидности, был участником ликвидации последствий кораблекрушения «Адмирала Нахимова». В течение многих лет, будучи на пенсии, отец курировал Колледж полиции как ветеран МВД России в качестве наставника молодых курсантов и кадетов, передавая свой огромный жизненный и профессиональный опыт. С особым вниманием и теплом относился он к семьям и детям сотрудников внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, искренне переживал за их судьбу, поддерживал и помогал.
А для своей семьи он всегда был крепкой опорой и поддержкой, помощником во всем. Вот таким был наш незаменимый дедушка, любимый папа, замечательный муж, верный сын, надежный брат, отзывчивый коллега, настоящий мужчина и друг — неординарный, неповторимый и удивительный человек с чистой совестью. День Победы был для него самым значимым праздником, самым главным и дорогим в жизни. Чудом остались живы Мой отец, Косицын Виктор Максимович, 1918 года рождения, перед войной служил в Забайкалье под Читой в авиаполку, был авиационным техником. Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев.
Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь. В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром. И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет».
Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста. Самолет улетел, не дождавшись. Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника. Успели развернуться в лес.
Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел! Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории. Все, кто находился в самолете, были расстреляны. Что стало причиной вынужденной посадки?
За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе. Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар.
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
«Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Во время Великой Отечественной войны были задействованы представители самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных. Во время Великой Отечественной войны и в период восстановления мы, женщины и подростки, работали днем и ночью, особенно в период уборки хлебов, картофеля и льна. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу. В годы Великой Отечественной войны Челябинская область представляла собой важнейшую часть Уральского экономического региона, ставшего арсеналом фронта, опорным краем всей державы.
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах
Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Священные имена Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла Во время войны подвиги совершались не только. Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Во время Великой Отечественной войны т. Веселов вновь вернулся в строй и занял своё место у плавильных горнов в литейном цехе. В Нижегородской области вспоминают подвиг учительницы Матрёны Вольской. Операция, которой она руководила, стала самой масштабной акцией по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны.
2. Трудовой подвиг советского народа
Василий Егорович, добрый день! Калининский район — самый молодой район города Новосибирска, но тем не менее и он был славен в годы Великой Отечественной войны. Василий Горбунов: Наш Калининский район — молодой, в октябре 2015 года он отметил юбилей, 35 лет. Сейчас население Калининского района 196 тысяч человек, из них пенсионеров 51 тысяча человек. Среди пенсионеров участников Великой Отечественной войны, то есть воевавших в 1941-1945 годах, 187 человек, тружеников тыла 1647 человек, блокадников Ленинграда 43 человека, бывших малолетних узников фашистских концлагерей 35 человек.
Во время войны у нашего населения был единственный лозунг «Всё для фронта, всё для победы». Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. Василий Егорович Горбунов и ведущий программы Андрей Жирнов. Он ведет свою историю с 1942 года.
Летом и осенью 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, удалось переместить на восток страны 46 крупных заводов по выпуску боеприпасов: взрывчатых веществ, патронов, гранат и мин. В спешном порядке организовывались предприятия местной промышленности, артельных промысловых коопераций, учебных мастерских техникумов и ФЗУ. Учитывая напряженную обстановку производства боеприпасов, Центральный комитет ВКП б и Совет народных комиссаров 16 сентября 1941 года принял постановление о строительстве завода пиротехнического профиля в окрестностях города Новосибирска. В первые дни под Сталинград были направлены гранаты, которые собирали вручную: гранаты Ф1 — 925 тысяч, гранаты ручные — 6 млн 540 тысяч, тротиловые шашки, мины для минометов — более 8 миллионов штук.
Андрей Жирнов: Вы сами сказали, что ручной труд, и люди — это главное достояние. Василий Горбунов: Вручную собирали гранаты, работали по 12-14 часов без выходных. Большую роль сыграла работа тружеников тыла в районе, таких как Власенко Николай Петрович. Андрей Жирнов: расскажите о Героях Социалистического Труда, о тех, кто работал во время Великой Отечественной войны в тылу.
Когда началась война, ему было 19 лет. Во время войны он работал слесарем-инструментальщиком на заводе. Сейчас помогает нам в патриотическом воспитании молодежи. В 1948 году была награждена медалью «Серп и Молот» за обеспечение фронта продовольствием.
Общий стаж работы Марии Петровны — 45 лет. Ей скоро исполнится 94 года, но она очень подвижная, любит патриотическую работу. Ее общий стаж работы 51 год. Андрей Жирнов: Раиса Силантьевна — легенда!
К числу передовых судоремонтников относятся: бригадир ремонта флота, капитан судна «Стахановец» И. Грасмик, судоплотник С. Рашев, мотористы Е.
Звягин, М. Колов, Ф. Шекунов, Антипин, плотник судоремонта П.
В дни Предмайского социалистического соревнования коллектив строителей добивается новых успехов в своей работе. Нет ни одной бригады, звена, рабочего, не включившихся в Предмайское соревнование. Пример боевой работы показывает бригада А.
Барыкина, выполняющая дневной график на 120 и более процентов.
С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудованияпочти 80 промышленных предприятий всего в область около 100 предприятий из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны. Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования около 6 тыс. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования.
Харьковский завод «Серп и молот» 384 единиц оборудования обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г.
В 1941-1945 гг. В 1942 г. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г. Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. Большая часть заводов, выпускавших товары народного потребления были переделаны уже в начале 1941 года, под выпуск патронов, снарядов, мин и другой военной атрибутики, необходимой для фронта.
Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 директор В. Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации.
В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. За время войны завод выпустил почти 18 млн. Кирова директор Б.
Майоров , осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. А до этого все второе полугодие 1943 г. Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов.
В конце 1941 г. Только в 1942 г. В 1944 г. В 1985 г. До 1944 г. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов.
Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе.
Крупской было пошито 1,3 млн. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В августе 1942 — феврале 1943 гг. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров.
От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. Осенью 1942 г. За короткий срок было изготовлено 1 млн. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. Ленина, судоремонтного и др. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями.
Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города.
Немецко-фашистские войска прорвали наш фронт и хлынули на Кавказ. Остро встала задача эвакуации фронтовых госпиталей. Отец — начальник транспортного отдела РЭП-31, это его задача. Уже была информация: захватывая военные госпитали, гитлеровцы уничтожают и раненых, и медперсонал. Такая угроза возникла над одним из госпиталей, а нужного транспорта нет. Точнее, есть санитарный поезд, но нет паровоза — его увел один крупный местный чин, чтобы эвакуировать свое имущество под видом «важного государственного». Отец нашел этого «чина», пытался объяснить ему ситуацию — не воспринимает, ругает матом «зарвавшегося интендантишку», угрожая ему трибуналом. Угомонился только тогда, когда отец достал пистолет: — Да лучше я тебя здесь пристрелю, чем у меня целый госпиталь погибнет! Санитарный поезд отец привел в город, уже оставленный нашими частями. Передовые отряды немцев входили в город, а готовый к эвакуации госпиталь ожидал санитарного поезда на железнодорожной станции. Погрузка шла споро. И тут отца окликнул мальчишка, окровавленный, с оторванной ногой, лежавший на траве: — Дядя Яша, спасите меня, я с вашим Витей во дворе играл! Мальчика погрузили в поезд, который ушел из-под носа у немцев. А отца долго била дрожь от мысли, что на месте этого мальчишки мог оказаться я. Получи, фашист, гранату! Наш отец Яков Сергеевич Елистратов на третий день войны добровольцем пошел на войну и проявил себя в боях под Москвой, о чем рассказал военный журналист и писатель Симонов. В октябре 1941 года утром вся страна услышала его рассказ по радио и в кинохрониках о том, как под Москвой фашистский танк близко подошел к траншее, где находились наши бойцы. Немец открыл люк танка и стал осматривать позиции. В это мгновение в люк влетела граната, брошенная нашим отцом Яковом Сергеевичем. Экипаж немецкого танка был уничтожен. Среди наших бойцов нашлись умельцы, которые могли управлять танком. Они развернули танк в сторону врага и нанесли ему большой урон. За это отец был награжден. Он неоднократно был на передних рубежах. В 1943 году, во время Корсунь-Шевченковской битвы отец уже был в звании капитана и возглавлял отдельный учебный стрелковый батальон, подчинявшийся непосредственно маршалу Коневу. Батальон сыграл решающую роль в этой битве. Яков Елистратов был приставлен к высокой награде. Во главе батальона в звании майора отец дошел до Вены, где в бою был ранен. А всего у него было 27 ранений. После госпиталя под Веной он был назначен комендантом в одном из районов Австрии. Домой отец вернулся в 1946 году. Боевые друзья за него отомстили Хочу рассказать о моем дяде Анатолии Васильевиче Веселове. Он был штурманом на бомбардировщике. Война для него началась в Киеве, на аэродроме Борисполь. Первые бомбы были сброшены немцами 22 июня 1941 года именно на этот аэродром. Как рассказывали боевые товарищи дяди в письме, они совершали боевые вылеты в Донбасс, Курск, за что Анатолий был награжден орденом Красной Звезды. Потом их полк был переведен под Мичуринск, откуда они летали бомбить вражеские колонны немцев в Сталинградскую битву. И вот после одного такого вылета, уже отбомбившись, Анатолий был тяжело ранен в голову. По прибытии на аэродром ему тут же была сделана операция, но спасти его не удалось. Его товарищи дали обещание отомстить за него. И отомстили во время Сталинградской битвы. Похоронили Анатолия с почестями и с оркестром на кладбище около аэродрома вместе с другими летчиками их части под Мичуринском, в селе Прилучье. Местные школьники ухаживают за могилами, приезжают еще живые родственники летчиков. Вот и в День Победы хотелось бы навестить могилу, но сейчас это не получится. Но мы всегда помним о нашем герое и гордимся им. Еще как пригодился! Мой отец — Василий Бачинский был непризывной. В детстве повредил ногу. Но когда началась война, упрямо ходил в военкомат, просился на фронт. Ему говорили: «Молодой человек, подождите, может, и пригодитесь». Когда он жил в Казахстане и там начали формировать Панфиловскую дивизию, призывали много казахов. В то время мало кто из них знал русский язык. А мой отец вырос в селе, среди казахов, свободно общался с ними.
Павлова: Трудовой подвиг татарстанцев на войне навсегда останется в нашей памяти
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Трудовой подвиг женщин в тылу во время Великой Отечественной войны. Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла. В Нижегородской области вспоминают подвиг учительницы Матрёны Вольской. Операция, которой она руководила, стала самой масштабной акцией по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны.
3.4 Трудовые подвиги - старшего поколения, женщин, молодежи и детей
Работники трудились без отпусков и выходных по 10-12 часов в сутки. Фото музея «Городская Дума» Тем не менее, Великая Отечественная вызвала большой патриотический подъем, в промышленности широко развернулось социалистическое соревнование. Движение двухсотников переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников… Фото музея «Городская Дума» Многие мужские профессии в годы войны вынужденно освоили женщины. Овладев профессией машиниста паровоза, тюменки водили поезда на тюменском отделении железной дороги. Непотопляемые: тюменские торпедные катера Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота — выпуск торпедных катеров. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке».
В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Тюменские корабелы построили четыре головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт.
В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе».
Эти успехи стали основой Победы. Вы увидите, как проходила эвакуация предприятий, пройдетесь по цеху завода по изготовлению ППШ, узнаете о достижениях советской медицины, партизанском сопротивлении и московских ополченцах.
Билеты по ссылке.
Подвиг кировских колхозников в годы Великой Отечественной войны С самого начала войны фронт забирал самых крепких и трудоспособных мужчин. Вятские деревни осиротели, обезмужичили. Из 18 тысяч механизаторов в области остались 4 тысячи, половину которых составляли женщины. Помимо этого ежегодно свыше 200 тысяч человек в порядке мобилизации привлекались к бесплатной работе на лесоповале, на заготовке торфа. На одну треть сократилось количество рабочих лошадей в колхозах.
Приходилось выполнять мужскую работу: конюшить, перевозить грузы. В то время работали сутками, не зная усталости. Так и проработала вплоть до 1952 года, а потом перешла в Ильинскую участковую больницу работать санитаркой и трудилась там до пенсии. Екатерина Васильевна вместе с мужем воспитали пятерых детей. За самоотверженный труд в годы войны Екатерина Васильевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 1985 году была награждена медалью «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Окончила 4 класса Ильинской школы, а дальше учиться не пришлось. Стала помогать маме по хозяйству. С 15 лет начала работать в колхозе «Красный показатель». В 1937 году отца репрессировали, и остались они втроём: мама, Пелагея и младшая сестра Надежда. В годы войны в колхозе выполняла разные работы: работала на ферме, возила горючее, работала в поле. После войны продолжила трудиться в родном колхозе, а затем — в совхозе «Ильинский». За самоотверженный труд в годы войны награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Выросла в сиротстве, воспитывала её чужая бабушка. Окончила четыре класса Ильинской школы и с 14 лет начала работать: возила молоко, была свинаркой. В колхозе начала трудиться с 1933 года. В зимнее время работала разнорабочей, дояркой. А летом — в детском саду. Нужно было и постирать, и помыть за пятьюдесятью детьми. Всё успевала. Ещё и ткала, и пряла, и скатерти вышивала. Всему этому ее научила бабушка. В годы войны пришлось трудно. Таисия Флегонтовна была и разнорабочей, и конюшила. После войны работала дояркой в колхозе «Красный показатель». А затем перешла работать дояркой в совхоз «Ильинский». Везде, где бы она ни работала, отмечали её добросовестный труд. В 1963 году Таисия Флегонтовна награждена премией за хорошее качество молока, в 1965 году ей объявили благодарность за достигнутые успехи в труде, в 1966 году — благодарность за добросовестное отношение к труду, в 1967, 1968 годах — благодарности за успехи в работе. Таисия Флегонтовна также награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Александра Григорьевна Сидорова Александра Григорьевна родилась 19 сентября 1929 года в крестьянской семье в деревне Шорохово.