Заступничество маршала Г. Жукова за Валентина Михайловича Ковальчука спасло его от наказания за разглашение секретных сведений, помогло учёному продолжить важнейший труд его жизни.
Выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку открыли памятную доску
В здании Санкт‑Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице открыта мемориальная доска советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. "Сегодня мы в день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады отдаем дань памяти выдающемуся ученому, крупному военному историку, заслуженному деятелю науки Валентину Михайловичу Ковальчуку. «Валентин Михайлович Ковальчук – человек, который посвятил себя изучению истории блокады Ленинграда. Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. Валентин Михайлович Ковальчук родился 22 июля 1916 г. в Петрограде.
Галерная улица
С оперативным дежурством совмещал исследовательскую работу, занимая должности историографа, научного сотрудника и учёного секретаря Главного морского штаба. На основе архивных документов составил секретную хронику боевых действий Черноморского флота. После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Ленинград и начал преподавать в Военно-морской академии. В 1954 году защитил диссертацию «Защита морских коммуникаций осаждённого Севастополя», став кандидатом военно-морских наук. Работал на должностях от младшего до главного научного сотрудника , был заведующим Отделом истории советского общества ныне — Отдел истории современной России.
За книгу «Ленинград и Большая земля.
И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана.
Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы.
Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы.
Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна.
Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал.
Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю. Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся.
Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий. А как подсчитать, сколько ещё погибло при строительстве, обороне и восстановлению магистрали мужества! Поезда водили машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах.
В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр", — председатель Российского исторического сообщества Сергей Нарышкин. Сейчас в это трудно поверить, но до середины 60-х годов тема блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города, рассказал наш корреспондент Игорь Максименко.
За книгу «Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В 1978—1983 годах преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета.
За исследование истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени 2006 и памятной медалью Правительства Санкт-Петербурга, нагрудным знаком «Участник Дороги жизни» награда Совета ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии. Ответственный редактор четырёхтомника «В тылу врага» о партизанском движении в Ленинградской области. Вице-президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны. Председатель секции исторических памятников Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Говорова Законодательного собрания Санкт-Петербурга за книгу «Магистрали мужества» [3].
Валентин Ковальчук
Мероприятие приурочено к 80-летию освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. В своем выступлении на заседании, посвященном памяти Валентина Михайловича Ковальчука, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил огромную значимость научных трудов Валентина Михайловича для отечественной истории. Его исследования о количестве жертв блокады в своё время стали прорывными и не теряют актуальности на сегодняшний день. Здесь сформировалась его широко признанная научная школа, были воспитаны несколько поколений благодарных учеников и подготовлены важнейшие научные труды. Как настоящий историк-профессионал, Валентин Михайлович говорил, что основа истории — это факты. В своё время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору официально, едва ли не на треть меньше реальных цифр. По данным, на которые сегодня опирается историческая наука, количество мирных граждан, ставших жертвами немецко-фашистских захватчиков, установивших блокаду Ленинграда, насчитывает более 1 миллиона человек. Эта цифра не только надёжно подтверждена архивными источниками, но и закреплена юридически — соответствующим судебным решением», — сказал он.
После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Ленинград и начал преподавать в Военно-морской академии. В 1954 году защитил диссертацию «Защита морских коммуникаций осаждённого Севастополя», став кандидатом военно-морских наук. Работал на должностях от младшего до главного научного сотрудника , был заведующим Отделом истории советского общества ныне — Отдел истории современной России.
За книгу «Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В 1978—1983 годах преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета.
За исследование истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени 2006 и памятной медалью Правительства Санкт-Петербурга, нагрудным знаком «Участник Дороги жизни» награда Совета ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии. Ответственный редактор четырёхтомника «В тылу врага» о партизанском движении в Ленинградской области.
Я видел, как Даниил Александрович искренне обрадовался звонку питерского историка. У него даже голос потеплел, а с лица не сходила улыбка. Когда разговор закончился, Гранин посоветовал мне познакомиться с книгами Ковальчука и был обрадован, узнав о нашем творческом сотрудничестве. Удивительно, но с Ковальчуком у нас никогда не было споров. Были дискуссии. Споры чаще всего порождают взаимные упреки, после чего собеседники нередко долго обижаются друг на друга. У нас такого не было.
Валентин Михайлович всегда оставался на редкость деликатным человеком. Он обязательно выслушивал собеседника до конца, затем аргументированно мог возразить, но никогда не делал этого в резкой форме. Я не помню случая, чтобы он обиделся на мои замечания, касавшиеся оценки его произведений. А замечания или пожелания, естественно, возникали, как у каждого человека, занимающегося аналогичной исторической темой. Но сора из избы мы старались не выносить. Мы обсуждали материал, дискутировали о нем и, чаще всего, приходили к общему выводу. Так это было, например, при обсуждении его книги «900 дней блокады. Ленинград 1941—1944», вышедшей в издательстве «Дмитрий Булавин» в 2005 году. Честно скажу, давно не получал такого удовлетворения от знакомства с хорошей и нужной книгой.
Хотя вначале, когда взял ее в руки, она показалась мне перегруженной цифрами и написанной казенным языком. Рад, что ошибся.
Кроме преподавательской работы он занимается здесь и наукой — подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную защите морских коммуникаций осаждённого Севастополя. С этого момента вся моя исследовательская деятельность стала связана с историей Ленинградской битвы», — рассказывал Валентин Михайлович. Вот что вспоминает об этом периоде жизни Валентина Михайловича его друг — директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАМН, почётный гражданин Санкт-Петербурга А. Он чувствовал, что его призвание — наука, и дорос до очень больших высот». Валентин Михайлович выбирает непроторенные пути — изучение истории битвы за Ленинград, блокады, Дороги жизни… Именно он стоял у истоков научного изучения этих вопросов, решение которых стало смыслом его жизни. Много сил уделил Валентин Ковальчук глубокому и всестороннему изучению Дороги жизни. За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг.
В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг. Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются.
И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы.
Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог.
«В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку»
Историку Ковальчуку открыли мемориальную доску в Петербурге. Скромная церемония, полная достоинства и уважения, – открытие экспозиции, посвященной Валентину Ковальчуку, который проработал в этом здании более 50 лет. По мнению главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, Валентин Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт?Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. В здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице состоялась церемония открытия мемориальной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку.
Ковальчук Валентин Михайлович
Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука».
Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Один из немногих, получил доступ к секретным материалам.
Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», - сказал губернатор. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде. Эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до исследований Валентина Ковальчука.
Одним из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — отметил губернатор. Александр Беглов особо отметил, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о людях, погибших в блокадном Ленинграде. До его исследований считалось, что их 600 тысяч, однако историк настаивал, что погибших в эти страшные дни было намного больше.
Этот факт показывает, как трудно историкам было узнать и рассказать правду о блокаде, слишком политизированным вопрос — о жертвах, о голоде, о снабжении города. В Петербурге отдают дань памяти профессору Валентину Ковальчуку, ленинградцу, фронтовику. Человеку, который полвека посвятил этой сложной теме.
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
Попытка уточнения количества погибших в блокадный период ленинградцев, предпринятая авторами в статье, привела к выводу о том, что официальные данные, озвученные на Нюрнбергском процессе, — 632 253 погибших от голода человека — занижены. Анализ статистических материалов вывел новую цифру — около 800 000 погибших, приведенную в статье. Публикация вызвала резонанс в общественной, научной и партийной среде. Многие, в т. Жуков, приветствовали открытие исследователей, но были и критические высказывания. Павлов, занимавший в 1941 г.
Суслову, отвечавшему за идеологию в стране. В результате Главлит по полученному партийному распоряжению обязал редакторов всех центральных издательств не публиковать какой-либо информации о численности погибших ленинградцев, за исключением официальных данных, оглашенных на Нюрнбергском процессе. Вплоть до 1980-х гг. В 1966 г. Коллективу составителей удалось выявить более трех тысяч документов, изучить ряд материалов, которые ранее были засекречены, и опубликовать их.
Параллельно историк возглавлял работу по созданию пятого тома «Очерков истории Ленинграда», посвященного периоду Великой Отечественной войны. Помимо В. Дзенискевич, Г. Соболев, А. Цамутали, В.
Шишкин и др. Созданный ими фундаментальный научный труд стал значительной вехой в историографии, долгое время он являлся наиболее полным исследованием практически всех аспектов истории осажденного Ленинграда. В 1970 г. Военный опыт помог В. Мерецковым, адмиралами Н.
Кузнецовым и Ю. Пантелеевым, главным маршалом авиации А. Новиковым, генералами армии М. Поповым и И. Федюнинским, генералами Г.
Одинцовым и Б. Бычевским и др. Благодаря стараниям историка, их воспоминания были опубликованы в сборнике «Оборона Ленинграда.
Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — рассказал глава города. Губернатор напомнил, что до публикации исследований Валентина Ковальчука официальная статистика признавала лишь чуть больше 600 тысяч павших в период блокады. По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», — подчеркнул Александр Беглов. Губернатор с сожалением констатировал, что после войны был уничтожен Музей обороны и блокады Ленинграда. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру.
По случаю знаменательной даты в городе проходят памятные мероприятия с участием первых лиц государства. А оттуда поехал на Пискарёвское мемориальное кладбище для возложения венка к монументу "Мать-Родина". Церемония состоялась в Гатчине. На Дворцовой площади выстроилась очередь из желающих увидеть, как выглядела пайка хлеба для жителей осаждённого города. Лента новостей.
Согласно его исследованиям, трагическая цифра превышает 600 тысяч и составляет более миллиона погибших.
Такие данные подтверждены судебными решениями и стали объектом признания. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Валентин Ковальчук предлагал, чтобы музей был возрожден на старом месте в Соляном переулке, и он был открыт в 1989 году.
В Петербурге увековечили память историка блокады Валентина Ковальчука
Основные труды: «Непокоренный Ленинград» 1970 и др. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. Ленинград 1941-1944» 2005. Составитель и редактор ряда сборников, в том числе «900 героических дней» 1966 , «Оборона Ленинграда. Воспоминания и дневники участников» 1968 , «Ленинградская эпопея: организация обороны и населения города» 1995 , «Страна - Ленинграду. В 1965 году в декабрьском номере журнала «Вопросы истории» совместно с Г. Соболевым опубликовал небольшую статью «Ленинградский «реквием», в которой впервые обосновал новые, более масштабные данные о смертности жителей Ленинграда в годы блокады. Награжден тремя орденами.
История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В 1978—1983 годах преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета. За исследование истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени 2006 и памятной медалью Правительства Санкт-Петербурга, нагрудным знаком «Участник Дороги жизни» награда Совета ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии. Ответственный редактор четырёхтомника «В тылу врага» о партизанском движении в Ленинградской области. Вице-президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны. Председатель секции исторических памятников Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Новости 27 января, 14:59 На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков Мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку установили в здании Санкт-Петербургского института истории РАН с участием городского руководства. Об этом сообщает пресс-служба Смольного, позиционирующая его как выдающегося ученого, исследователя ленинградской блокады, который имел доступ к засекреченным документам.
В церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, сын ученого Михаил Ковальчук, ученые и журналисты. Об этом сообщает Коммерсант. В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр», — сказал господин Нарышкин.
Выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку открыли памятную доску
Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт?Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петербурге. Её установили в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, где работал учёный. "Сегодня мы в день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады отдаем дань памяти выдающемуся ученому, крупному военному историку, заслуженному деятелю науки Валентину Михайловичу Ковальчуку. Главная • Валентина Ковальчук. Выставка-ярмарка «Отдых» впервые собрала вместе все районы Беларуси. В годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице открыли мемориальную доску советскому и российскому историку Валентину Михайловичу Ковальчуку (1916-2013).
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
Историк и исследователь Валентин Ковальчук боролся за историческую правду, благодаря его трудам миру стали известны факты о Великой Отечественной войне. "Сегодня мы в день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады отдаем дань памяти выдающемуся ученому, крупному военному историку, заслуженному деятелю науки Валентину Михайловичу Ковальчуку. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку Он ввел в научный оборот множество документов о жизни Ленинграда. ↑ В Петербурге ушёл из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук (неопр.).