А.В. Щусев. Проект Казанского вокзала в Москве. Выставка позволит взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. Куратор фестиваля и архитектор выставки – бюро ATRIUM, коллектив которого вот уже почти 30 лет создает вдохновляющие пространства и живую среду в самых разных типологиях и географических точках. Щусев создал ряд знаковых построек столицы: не только Мавзолей и Казанский вокзал, но и легендарную гостиницу «Москва», Марфо-Мариинскую обитель, Большой Москворецкий мост.
Музей Архитектуры
А.В. Щусев. Проект Казанского вокзала в Москве. Выставка позволит взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. В Москве открылась выставка фотографий в рамках фестиваля «Первозданная Россия». Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве: сайт, выставки, афиша, стоимость билетов, режим работы, гостиницы рядом, фото, видео, как добраться на общественном транспорте и такси.
Выставка эскизов Алексея Щусева продлится до 10 марта 2024 года
Русский музей собрал на выставке 100 лучших образцов графики и акварели XIX века Отмечается, что выставка посвящена 150-летию со дня рождения Щусева и 170-летию со дня рождения Шухова. Экспозиция состоит из двух исторических разделов. Так, в первой части представлены эскизы знаменитых сооружений Щусева, в частности, Казанского вокзала в Москве и храма Сергия Радонежского на Куликовом поле.
Селиванова призналась, что осуществить задуманное оказалось довольно сложно. Экспонаты и материалы приходилось собирать буквально по крупицам. Мы привлекли дизайнеров, художников, архитекторов, чтобы иметь возможность показать в объеме, в цвете, в пространстве все то, что делали студенты. И чтобы поделиться ощущением не музейной сухости шедевров, расставленных на постаменты, а каким-то живым, очень динамичным ощущением, которое было в ВХУТЕМАС", - добавила куратор.
Мне очень нравится это определение Татьяны Мавриной. Он просуществовал всего десять лет, но он оказал огромное влияние на наш дизайн, на нашу архитектуру, на наше искусство всего XX века. И след этот есть и по сей день", - заключила Селиванова. Вместе с Селивановой над выставкой работали десять сокураторов - искусствоведы, историки архитектуры, дизайна. Экспозиция включает несколько разделов. Первый посвящен предыстории мастерских и реформе художественного образования, второй - основному направлению и его дисциплинам пространство, объем, графика, цвет.
Значительная часть выставки отведена истории производственных факультетов - полиграфического, текстильного, керамического и других.
Выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности» в Центре Гиляровского представит более 250 уникальных эскизов, фрагментов авторской графики, фотографий и документов из архива наследников архитектора, большая часть из которых ранее не экспонировалась. Алексей Щусев — выдающийся архитектор XX века, как никто другой умевший виртуозно работать в самых разных стилях — от историзма до модерна, — и глубоко постигать их суть. В экспозиции можно будет увидеть конкурсные эскизы зданий Библиотеки имени Ленина, Дома Советов в Иваново-Вознесенске, Народного комиссариата земледелия СССР Наркомзема , Химического института, а также макет Мавзолея Ленина, письменный стол, за которым работал Алексей Щусев, и другие предметы из частных и музейных коллекций.
Это фрагмент полотна "В забое", созданного после поездки художника в угольные шахты в Донбассе. Неизвестно, почему после успешной выставки Общества художников-станковистов в 1925 году, ДАйнека решил разделить полотно и из трех фигур шахтеров оставить только одну. Эта картина оставалась в мастерской художника до конца его жизни. Торги русского искусства в Лондоне состоятся 28 ноября.
Архитектор, который умел все: в Москве открылась выставка к 150-летию Алексея Щусева
Реальное» — проект, который одинаково важен как для самой Москвы и москвичей, так и для профессионалов отрасли. Сергей Кузнецов главный архитектор Москвы «То что вы видите сейчас на выставке, — это квинтэссенция работы тысяч людей, которые принимают участие в создании архитектурных объектов. И для того, чтобы мы с оптимизмом смотрели в будущее, крайне важно создавать систему координат признания и поощрения и вообще заметности архитектурных результатов. Для меня тема заметности того, что происходит в городе, — одна из ключевых: Москва огромна, но даже те проекты, которые представлены на выставке, не говоря уже о тех, которые на нее не попали, — это, вообще-то, очень много для одного города за столь короткий отрезок времени. Это настоящий новый культурный слой, возникший буквально здесь и сейчас. Тем не менее даже это большое количество растворяется в гигантском мегаполисе, становится незаметным, и, может быть, даже не наше, а уже другое поколение признает: какое же интересное время было в эти двухтысячные! Поэтому один из ключевых посылов выставки — давайте все-таки попробуем заметить архитектурные процессы, происходящие на наших глазах». В целом, по мнению главного архитектора столицы, каждый представленный на выставке объект — это настоящий объект наследия, точнее, станет таковым лет через 50.
Летом работы выставлялись в Музее архитектуры, а теперь украсили Никитский бульвар. Организаторы — Москомархитектура и Правительство Москвы. Куратором проекта выступила директор Музея архитектуры имени А.
Щусева Елизавета Лихачева. Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская: «На выставке мы рассказываем о современной архитектуре с помощью фотографии — просто и доступно. Представленные объекты были реализованы в Москве за последние десять лет. С одной стороны, это достаточно большой срок, чтобы можно было давать оценку, с другой — мы только в начале пути, и предпринимаемые городом шаги приведут к еще большему расцвету современной архитектуры в городе».
События Выставка «Алексей Щусев» в МУАРе В пространствах «Анфилада» и «Аптекарский приказ» Музея архитектуры открылась первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося русского архитектора Алексея Викторовича Щусева 1873 — 1949 8 ноября 2023 А. Щусев в мастерской на Казанском вокзале. Архив наследников А. Фото архивы пресс-служб Алексей Щусев — архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
Проект Казанского вокзала в Москве. Перспектива главной башни, 1913. Государственный музей архитектуры имени А. Фото архивы пресс-служб В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные проекты к главным творениям — Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В.
Фотовыставка, посвященная Щусеву и Шухову, открылась на бульваре в центре Москвы 17 октября 202315:51 Редакция НСН Поделиться Фотовыставка, которая посвящена архитекторам Владимиру Шухову и Алексею Щусеву, открылась на Гоголевском бульваре в центре Москвы, она будет длиться до 6 ноября.
Об этом сообщается на официальном сайте мэра российской столицы. Русский музей собрал на выставке 100 лучших образцов графики и акварели XIX века Отмечается, что выставка посвящена 150-летию со дня рождения Щусева и 170-летию со дня рождения Шухова.
Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству
Музей архитектуры им. Адрес: Москва, Воздвиженка, д.5/25. Музей архитектуры им. Адрес: Москва, Воздвиженка, д.5/25. Выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949). Выставку к 150-летию отечественного архитектора и художника Алексея Щусева представили в Государственной Третьяковской галерее, передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва» с пресс-показа выставки. На выставке-форуме АРХ МОСКВА 2023 будет представлена их персональная экспозиция – павильон «Интерполяция», представляющая собой общественное интерактивное пространство, в котором посетители могут получить уникальный игровой опыт. выставка Щусева Экспозиция открывает своеобразный «выставочный марафон», посвященный юбилейной дате.
Музей Архитектуры
Щусева состоялось торжественное открытие выставки «Алексей Щусев. Часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Также в экспозиции представлен образ «Спаса Нерукотворного — эскиз мозаики западного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия.
Экспозиция занимает несколько залов на первом и втором этажах и разделена по хронологии, мавзолею при этом посвящена отдельная зона.
Гостям представлены не только воплощенные, но и конкурсные проекты, которые так и не были реализованы, а также художественные эскизы архитектора. Выставка архитектурных эскизов мастера из семейного архива внесет существенный вклад в изучение его творчества», — поделилась куратор выставки, директор Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ Марианна Евстратова.
Основные поиски пришлись на 1920—1925 годы. Первый зал открывают более ранние работы Алексея Щусева.
Например, до революции, в 1916 году, он принял участие в конкурсе проектов дешевого жилья для рабочих — уже тогда чувствуя тенденции времени. Архитектор вообще активно участвовал в конкурсах на протяжении всей карьеры — его мысль требовала постоянного труда, разработки новых идей. Частный музей Бардыгиных в Егорьевске 1917 года — первый проект, в котором Щусев отошел от классических приемов музейного пространства, поместив круглую винтовую лестницу в центре круглого зала. В этом неосуществленном музее-башне посетитель поднимался бы по винтовой лестнице и попадал на разные уровни в выставочные залы — так Алексей Щусев хотел гармонично разместить разноплановые экспонаты от одежды и посуды до старопечатных книг, деревянных, медных и железных изделий , которых на тот момент в частной коллекции насчитывалось около 10 тысяч.
На выставке можно увидеть разные эскизы, метаморфозы идеи — сначала здание было прямоугольным, потом круглым, затем добавились каннелюры. Столицу в это время перенесли из Петрограда, и надо было решить множество задач: Москва еще не была приспособлена для нового статуса. Только градостроительным планированием дело не ограничивалось — архитекторы обращались и к конкретным постройкам. Одна из идей Щусева — театр Южина, спроектированный в конструктивистском духе на Советской площади.
Эту задачу архитектор решал вместе Александром Южиным, театральным деятелем, который рассчитал, сколько в новой столице должно быть театров с условием посещения театра два раза в месяц. На эскизах можно увидеть новаторство Щусева и Южина — сцену-полусферу, отличавшуюся от традиционных прямоугольных с экранами-декорациями, как бы объединенную со зрительным залом. Возможно, это стало прототипом синтетического театра Мейерхольда. Генеральный план «Новая Москва» тоже представлен на выставке, но вынесен отдельно.
В 1920-е годы архитекторам давали задание, чтобы они разработали план определенного района. В первом зале разместили фотографии шести из них, а на втором этаже в фильме показаны все районы. Эти фотографии уникальные — планировки, скорее всего, нигде не сохранились. На данный момент подлинные фотографии есть только в частном архиве.
Сохранился и единственный конструктивистский эскиз кустарного павильона для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, которая прошла на месте современного Парка Горького. Щусев был ее главным архитектором и переделывал под кустарный павильон цех завода братьев Бромлей в итоге строение выполнили уже в другом стиле. Не менее примечателен и эскиз шпиля для этой постройки — его буквально спасли во время реставрации и намеренно не стали восполнять утраченные фрагменты чертежа.
Выставку, которую должны были по очереди показывать в обеих столицах, поделили на две части. Так, в Москве будут рассказывать, как под влиянием вполне миролюбивых импрессионистов рождался грозный советский авангард.
В Галерею искусства стран Европы и Америки привезут картины из Третьяковки, Русского музея и региональных музеев. Среди прочих будут Татлин, Малевич и Гончарова. Пушкина конец апреля — конец августа 2023 Потенциально самая остроумная выставка сезона и точно must для всех ходоков по музеям — хотя бы для того, чтобы узнать у лучших, как такие проекты делаются. В конце XVIII века в музеи в основном в Лувр регулярно ходил французский философ, великий остряк и выдающийся борец за права культуры Дени Дидро — о своих походах он писал колонку в журнал «Литературная корреспонденция», которую раз в две недели получал весь просвещенный мир в том числе и императрица России Екатерина II. Именно его критические заметки о выставках тогда современного искусства станут ядром проекта Пушкинского.
Кроме них — популярные художники XVIII века в аутентичной многоярусной развеске по жанрам, и скульптура того же времени — всего около 150 работ. Москва Музей русского импрессионизма 8 июня — 24 сентября 2023 года Долгожданная выставка, посвященная одной из первых профессиональных галеристок в отечественной истории, которая совершенно незаслуженно не стала звездой вроде Костаки. Надежда Добычина, биолог по образованию, в 1911 году организовала «Художественное бюро Н.
«Фальконье. Архитектура света»: гид по выставке в Музее Архитектуры
Вечером 26-го мая в Амфитеатре Гостиного Двора состоялась церемония награждения победителей и призеров выставки-форума АРХ МОСКВА 2023. В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка фотографий современной архитектуры Москвы. Выставка-инсталляция «Сочинилъ Архитекторъ Щусевъ» создана к 150-летию выдающегося отечественного архитектора А.В. Щусева, открывается 12 сентября 2023 г. и продлится до 14 января 2024 г.
Выставка «АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. 150» в Москве
Title or id | Выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949). |
Выставка «Алексей Щусев. 150» в музее архитектуры — | Выставка посвящена 150-летию со дня рождения Алексея Щусева — одного из крупнейших отечественных архитекторов, блестящего рисовальщика, оригинального музейного куратора. |
Sotheby’s представил выставку русского искусства в Москве | ART Узел | Участник выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в музее современного искусства «Гараж» (Москва) в составе группы APXIV. |
Выставка «Алексей Щусев» в МУАРе | myDecor | В. Щусева проходит выставка, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 1949), приуроченная к его 150-летнему ка «Алексей Щус Москва События в Москве no@ed. |
Пресня: выставка моей памяти — мероприятие в Центре Зотов | Выставка «Алексей Щусев. 150». Первая за полвека столь крупная экспозиция с работами Алексея Щусева. |
"Сити": экспозиция в честь 150-летия Алексея Щусева в Музее архитектуры
Новости. Выставка Александра Черкасова и Валерия Кустова открылась в Центральном Доме архитектора. На выставке поместили около 600 экспонатов и более 200 эскизов, созданных Щусевым за 50 лет карьеры. 11.02.24- прочитать описание, купить билеты, подробнее на сайте и по телефону: 8(800)350-86-20.
Музей Архитектуры
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка фотографий современной архитектуры Москвы. Новости. Выставка Александра Черкасова и Валерия Кустова открылась в Центральном Доме архитектора. 7 апреля – 20 августа 2023 г. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Фальконье. В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась «Москва. Реальное» — выставка фотографий современной архитектуры, а точнее, самых интересных, самых впечатляющих, знаковых столичных объектов. В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась «Москва. Реальное» — выставка фотографий современной архитектуры, а точнее, самых интересных, самых впечатляющих, знаковых столичных объектов.
На Гоголевском бульваре открылась фотовыставка в честь Щусева и Шухова
Гольца, А. Архитектурные проекты дополняет историческая кинохроника, которая дает объективное представление о масштабе выставки и реальных размерах павильонов. ВСХВ сыграла огромную роль в развитии архитектуры и искусства на заре становления советского государства. Ее наследие и по сей день не утратило своего значения, поскольку содержит богатейший практический и теоретический опыт. Авторы проекта «Рождение новой архитектуры. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Официальное открытие выставки состоится 15 декабря 2023 года в 14:00 Читальный зал Музея архитектуры и дизайна, II этаж В программе открытия — лекция известного искусствоведа, исследователя истории архитектуры Анри Юрьевича Каптикова «Архитектор А. Щусев в поисках русского стиля». Вход свободный. Горького, 4а,.
Гостям представлены не только воплощенные, но и конкурсные проекты, которые так и не были реализованы, а также художественные эскизы архитектора.
Выставка архитектурных эскизов мастера из семейного архива внесет существенный вклад в изучение его творчества», — поделилась куратор выставки, директор Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ Марианна Евстратова. Что интересно, все работы Щусева помещены в рамки без паспарту, так что каждый может рассмотреть «заметки на полях» черновых работ и попытаться вникнуть в замысел творца.
Экспозиция включает в себя уже реализованные проекты, строящиеся и только принятые к реализации. В её основе — крупноформатные фотографии, большая часть которых впервые показывается широкой публике. Летом работы выставлялись в Музее архитектуры, а теперь украсили Никитский бульвар. Организаторы — Москомархитектура и Правительство Москвы. Куратором проекта выступила директор Музея архитектуры имени А. Щусева Елизавета Лихачева. Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская: «На выставке мы рассказываем о современной архитектуре с помощью фотографии — просто и доступно.
Как попасть на эту выставку и получить скидку на билеты на другие выставки Музея Москвы Выставка пройдет в Центре Гиляровского по адресу: Москва, Столешников переулок, 9, стр. Экспозиция будет работать с 30 ноября 2023 года по 10 марта 2024 года. Генеральный партнер выставки «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности» — Домклик. Также сервис недвижимости помог в создании раздела экспозиции, посвященного периоду с 1925 по 1930 годы.
Пресня: выставка моей памяти
«Вооруженный зреньем»: в Москве открылась выставка Андрея Есионова | До января 2024 года открыта выставка «Алексей Щусев. |
"Сити": экспозиция в честь 150-летия Алексея Щусева в Музее архитектуры | Выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949). |
🔥Открытие выставки в Москве🔥 4 октября 2023! Музыка,застывшая в камне. | 31 октября во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева представил предаукционную выставку "Шедевры русского искусства на осенних аукционах". |
Выставка «АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. 150» в Москве | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | В Музее архитектуры имени Щусева открылась юбилейная выставка "Алексей Щусев. |
Выставка к юбилею архитектора Щусева откроется во Всероссийском музее декоративного искусства
«Фальконье. Архитектура света»: гид по выставке в Музее Архитектуры | Точка Арт | Экспозицию составят архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. |
«Сказки» архитектора Алексея Щусева вывернули наизнанку | Музей «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева» по адресу Москва, улица Воздвиженка, 5/25с1, метро Александровский сад, показать телефоны. |
АРХ МОСКВА :: Лауреаты выставки-форума АРХ МОСКВА 2023 | В Москве он представляет новую выставку «Польза, прочность и красота крестьянской архитектуры». «Сложная, геометрически сложная такая пространственная конструкция – это обычный угловой замок, где бревна стыкуются в углу». |
«Сказки» архитектора Алексея Щусева вывернули наизнанку - МК | Для нас посещение выставки «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции», приуроченная к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева стало "открытием.". |
Выставка эскизов Алексея Щусева продлится до 10 марта 2024 года
Ленина — одного из ключевых произведений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века в целом. Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки имени В. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы. Великолепное умение мастера адаптироваться к быстро меняющимся стилевым направлениям демонстрируют варианты проекта Дворца советов, представленные на разные этапы конкурса. Перспектива со стороны реки при ночном освещении. Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им.
Алишера Навои в Ташкенте — одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва» — гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров — напоминают одновременно о высоком уровне художественного оформления здания и о его трагическом разрушении в 2004 году. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе — свидетельства любви Алексея Щусева к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии. Проект гостиницы «Москва».
На эскизах можно увидеть новаторство Щусева и Южина — сцену-полусферу, отличавшуюся от традиционных прямоугольных с экранами-декорациями, как бы объединенную со зрительным залом. Возможно, это стало прототипом синтетического театра Мейерхольда. Генеральный план «Новая Москва» тоже представлен на выставке, но вынесен отдельно. В 1920-е годы архитекторам давали задание, чтобы они разработали план определенного района. В первом зале разместили фотографии шести из них, а на втором этаже в фильме показаны все районы. Эти фотографии уникальные — планировки, скорее всего, нигде не сохранились. На данный момент подлинные фотографии есть только в частном архиве.
Сохранился и единственный конструктивистский эскиз кустарного павильона для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, которая прошла на месте современного Парка Горького. Щусев был ее главным архитектором и переделывал под кустарный павильон цех завода братьев Бромлей в итоге строение выполнили уже в другом стиле. Не менее примечателен и эскиз шпиля для этой постройки — его буквально спасли во время реставрации и намеренно не стали восполнять утраченные фрагменты чертежа. Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького Мавзолей Мавзолею Ленина на Красной площади посвящен отдельный небольшой зал. Это одна из ключевых построек Щусева. На выставке можно проследить этапы трансформации идеи. Вот как сам Алексей Щусев писал о начале работы: «Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного.
Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так» Первый деревянный мавзолей просуществовал буквально около месяца-двух. Изначально архитектор возвел строение с двумя входами и завершением в виде колонны. Следующий мавзолей, снова деревянный, был уже большей площади, в виде усеченной пирамиды с центральным входом — эскизы демонстрируют, как Щусев пробовал разные идеи и формы. В 1929 году приняли решение разрабатывать каменный мавзолей. Сейчас эта стадия у архитекторов отсутствует, они перестали делать зарисовки на бумаге.
Он все время искал — и в итоге пришел к тому, к чему пришел: к минимализму, гениальным гармонии и пропорциям. Эскизы Щусева настолько хороши, что они сами по себе — произведения искусства. Процесс — самое интересное в архитектуре», — отмечает Марианна Евстратова. В этом же зале создатели выставки разместили эскизы интерьеров мавзолея, сделанные самим Щусевым, а также нагрудный знак, который архитектор разработал для участников строительства. Зрелый конструктивизм Начало нового периода в конструктивистском творчестве Алексея Щусева можно датировать 1925 годом.
Его открывает конкурсный проект Центрального телеграфа на улице Горького ныне Тверская. Осуществлен он не был — для строительства выбрали промежуточный вариант архитектора Ивана Рерберга, но с этого момента Щусев считается посвященным в зрелый конструктивизм. Если говорить о Константине Мельникове или Иване Жолтовском, то они выработали стиль и в нем работали всю жизнь, они узнаваемы. Щусев же получал новый заказ — и начинал новый поиск. Многие обвиняли его в том, что он приспосабливался к власти, но ничего подобного.
Он никогда не интересовался политикой и как настоящий действующий архитектор решал поставленную задачу — пробовал разные стили и разные способы», — говорит Марианна Евстратова. С 1926 по 1928 год Щусев был директором Третьяковской галереи, и его откомандировали для ознакомления с современными музейными зданиями за рубежом. Он встречался с архитектором Ле Корбюзье, представителем модернизма и функционализма. Щусеву было интересно все — и новое, и старое, он буквально впитывал идеи. На выставке есть неосуществленный проект конструктивистского здания Третьяковки на Волхонке.
А в качестве главного архитектора галереи 1928—1929 он спроектировал здание в Малом Толмачевском переулке, бережно реконструировал близлежащие владения. Щусев вообще с большим вниманием относился к сложившейся исторической застройке, стремился все сохранить и даже предлагал музеефицировать исторический центр Москвы. На некоторых планах видно, как он старается вписать в свои проекты существующие храмы, и это потом ставили ему в вину. На втором этаже можно также рассмотреть множество конкурсных эскизов Алексея Щусева: здания Госбанка сначала на Охотном Ряду, а затем на Неглинной , Дворец Советов все четыре конкурсных тура , театр Всеволода Мейерхольда проект позже передали Дмитрию Чечулину, который завершил его совершенно не в конструктивистском духе , Ленинская библиотека, комбинат газеты «Правда», генеральный план и жилая застройка города Туапсе, маяк Колумба в Санто-Доминго. Очень многие проекты Щусев прорабатывал подробно, вплоть до мелочей.
Среди эскизов дома для артистов сохранились детально прорисованная дверная ручка и перила.
Авторские проекты будут дополнены живописными работами, архивными фотографиями, хроникой и личными вещами Алексея Щусева, что позволит взглянуть на великого зодчего не только как на лауреата Сталинских премий и автора мавзолея, но и как на человека, художника, градозащитника, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.