Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии
БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.
Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
Волнения в селе | «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. |
Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию | Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». |
Дали вольную – крестьяне недовольные | Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. |
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена" | Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. |
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии - Россиеведение (Россика) | Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. |
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна».
За землю и волю, за лучшую долю. Правовые расследования РАПСИ
Ужесточение внутреннего распорядка вызвало недовольство студентов Петербургского университета. В сентябре начались волнения, которые привели к временному закрытию учебного заведения. Такой демонстрации город еще не видел. Реакция властей была суровой.
Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 чел. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей.
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Советская историческая энциклопедия: Выступление крестьян Казанской губ.
Бездны, и как только кто начинал вразумлять крестьян, толпа поднимала крики « воля, воля» , желая уничтожить этим всякую возможность привести к повиновению даже тех из них, которые могли бы образумиться. Видя такое положение дел, я немедленно написал предписание командиру 4-го резервного батальона Тарутинского пехотного полка, расположенного в гор. Тетюшах, прислать 2 роты в с. Никольское, отстоящее от с. Бездны в 7 верстах, сам же с уездным предводителем дворянства отправился в с.
Бездну, чтобы испробовать меры кротости и увещания. Приехав в контору, я послал исправника сказать собравшейся в деревне толпе, чтобы она пришла в контору селения, куда приехал адъютант государя императора, обязанный разъяснить им все встретившиеся недоразумения, на что они отвечали: « Не пойдем, а пусть сюда идет сам» , и потом по обыкновению начался общий крик « воля, воля». После чего отправился к ним уездный предводитель дворянства и также убеждал их без сопротивления идти за ним для объяснений к приехавшему адъютанту государя, представляя им все ужасные последствия их неповиновения властям и средства, к которым должно будет прибегнуть правительство для приведения их в повиновение: но, получив от крестьян тот же ответ, что они не пойдут, предводитель дворянства объявил им, что адъютант государя гр. Апраксин будет их ждать еще полчаса, и если они не одумаются, то он примет строгие меры к обузданию их непослушания. Ответом на это было повторение крика « воля, воля». Прождав безуспешно более часа, я поехал в с. Никольское, решившись не предпринимать ничего противу крестьян с. Бездны до прибытия требуемого мною войска, между тем как из полученных мною известий я узнал, что в с. Бездне собралось и собирается еще огромное число крестьян из окрестных деревень, почем для усиления ожидаемых 2 рот я сейчас послал предписание к начальнику инвалидной команды гор.
Спасска привезти в с. Никольское 11-го числа вечером 231 человека войска, я решился действовать с ним на другой же день, потому что прибытия еще 2 рот из г. Чистополя, двинутых по распоряжению начальника губернии, я не мог ожидать ранее 4 или 5 дней; оставлять же в таком положении дело было опасно, потому что скопище людей в с. Бездне возрастало с неимоверною быстротою, властей никаких уже не признавали. Назначив своих распорядителей по указанию Антона Петрова из крестьян, хвалились, что выгнали из деревни исправника и уездного предводителя дворянства, и в продолжение всей ночи на 12-е число толпы крестьян, конные и пешие, направлялись в с. Бездну, где тот же Антон Петров давал волю, землю, назначал начальствующих лиц, говоря, что в скором времени он совершенно освободит 34 губернии. Вновь прибывающим толпам его не показывали, говоря, что он занят перепискою с в [ашим] в [еличеством]. Видя это, я двинул собранную мною команду в 5 часов утра в с. При мне находились в это время уездный предводитель дворянства, исправник и 2 адъютанта губернатора, поручик Половцев и ротмистр Златницкий.
Во все время перехода войск толпы народа продолжали сбираться в с. При входе в начале селения мы увидели небольшой стол с хлебом и солью и 2 стариков, стоявших без шапок, которых я спросил: « Для кого это хлеб и соль приготовлены? На что они отвечали нерешительно: « Для вас, по приказанию начальства». Начальство же было назначено бунтовщиками. Но между тем впоследствии объяснилось, что это было сделано для встречи приезжающих записываться в соучастники Антона Петрова. Я приказал убрать стол и старикам идти домой. Дойдя до церкви, стоявшей в середине села, я призвал священника, чтобы еще раз испытать меры кротости, причем он объяснил мне, что неоднократно увещевал народ, но безуспешно и что упорство, возбужденное в нем, так сильно, что едва ли остается какая-нибудь надежда к вразумлению его словами и убеждением, но я хотел испытать еще раз те же меры и лично убедиться в бесполезности их, рассчитывая при настоящем случае на моральное действие присутствия войск, почему и просил его идти с отрядом. Впереди нас почти что на конце улицы, около дома Антона Петрова и во всю ширину оной, стояла сплошная масса, числом до 5000 человек. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком « воля, воля».
Адъютанты возвратились, предупредив крестьян,что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свои крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказал выдать Антона Петрова или разойтись, ни ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: « Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: « Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но видя, что никто не уходит и толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа все же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец толпа рассеялась и послышались крики о выдаче Антона Петрова, который, между тем, хотел скрыться из селения задами, но был предупрежден 2 казаками, захватившими приготовленную для него лошадь. Тогда Антон Петров из дома перед войско, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор. После выдачи Петрова приступлено было к уборке тел и поданию помощи раненым. По поверке оказалось убитых 51 человек и раненых 77. Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры.
Она была необходима для водворения спокойствия уездов Казанской губ. Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в [ашего] и [императорского] в [еличества] полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: « Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать! Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плесу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратился уже с совершенною волею. По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. В источниках приводятся разные цифры жертв расстрела в с.
Один из высших сановников того времени писал позже о годах, предшествовавших реформе: «Недовольные дворяне только потому не учинили переворот, что боялись нас еще больше, чем мы их». И все равно, в ночь накануне обнародования Манифеста царь провел ночь не в своих покоях, а в покоях сестры — память об ударе табакеркой, прервавшем жизнь его деда, императора Павла, сохранялась.
Дальнейшие события показали, что опасность дворянского заговора была сильно преувеличена властями. Практика раздаривания поместий с крепостными за верную службу прекратилась в начале XIX века. За исключением гвардейских полков и части высшего офицерства остальная часть офицеров представляла собой служилое дворянство, рассчитывая лишь на жалованье и будущую пенсию от государства. А помещики, разбалованные «вольностями» времен императриц Елизаветы и Екатерины, хотели служить все реже. Их недовольство дальше салонных бесед с руганью правительственных реформ не шло. Да и оказалось, что обижаться на царя «белой кости» не за что: хотя бывшие крепостные получили личную свободу, земля осталась за прежними владельцами — дворянами! И даже та ее часть, которая отводилась под крестьянские наделы, покупалась государством по ценам, завышенным в 2-6 раз — для помещиков это было подарком судьбы. Хотя для некоторых владельцев крепостных предоставление бывшим рабам личной свободы было, что называется, поперек горла.
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн. Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии.
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Советская историческая энциклопедия: Выступление крестьян Казанской губ. Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т.
Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учреждённого по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России.
Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».
Слева на снимке — дом Швецовой Московская ул. Эхо расстрела в Бездне Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Местный крестьянин Антон Петров по-своему истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В частности, один из пунктов грамоты о том, что «после 10-й ревизии отпущено на волю» столько-то крепостных, он интерпретировал так: царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрыли. Поэтому он считал, что вся земля принадлежит крестьянам, а хлеб, собранный и проданный за два года, нужно взыскать с помещиков. В село стали стекаться крестьяне, и вскоре их численность достигла 10 тысяч. Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам расстрела.
После этого начались репрессии её участников. В Вятку сослали выпускника Казанского университета Николая Беневицкого. Здесь же оказались и два мятежных крестьянина — Алексей Бехтев и Пётр Чегадаев. В целом за «неприятие уставных грамот» и сопротивление реформе в начале 1860-х в губернию выслали крестьян из Симбирской, Саратовской, Самарской губерний и других регионов Поволжья. Григорий Мясоедов. Картина 1873 г. Составление уставных грамот в Вятской губернии было закончено к 1865 году. После их подписания и заключения выкупных сделок из крестьянской жизни был наконец исключён помещик.
Бывший крепостной, у которого ранее землевладелец мог отнять всё его состояние, а затем продать, подарить или заложить, теперь получил возможность свободно распоряжаться своей личностью.
Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян. Таким образом, можно сделать выводы: 1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 2. Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее. В первой четверти ХIХ в. Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян» О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса « Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела» и либеральные органы « Отечественные записки», «Русский вестник», « Русское слово ».
Первое сообщение в крестьян в Бездне. Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами. Однако, «Колокола» распространившегося по всей России, вынудило самодержавие выступить с официальной версией бездненских происшествий». Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и Петрова. Выступая лишь против помещиков - «хозяев», крестьяне чаще всего ограничивались своими «барами», не объединяясь. После подавления Бездненского волнения крестьянское движение в Казанской губернии не прекращалось и продолжалось в течение всего периода проведения реформы.
В 1861-1866гг. Классовая борьба крестьян, усиливаясь с осени 1861 г. В 1861-1866 гг. Крестьяне не хотели также выполнять обременительных издельных повинностей и оброков, фиксированных в грамотах. Свой протест крестьяне проявляли отказами от выполнения текущих повинностей на помещиков. Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей. Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке.
Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях. Из приведенных материалов вытекают следующие выводы: 1. Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян. Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 4.
Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают. Белинский В.