Теодор Курентзис – популярный российский дирижер, актер, музыкант и поэт. Венский Концертхаус на время приостановил сотрудничество с бывшим художественным руководителем Пермского театра оперы и балета Теодором Курентзисом. Российский ансамбль musicAeterna под руководством дирижера Теодора Курентзиса выступит сегодня в Дортмунде (Германия) без ряда артистов — их отстранили за поддержку проводимой Россией специальной военной операции, сообщают немецкие СМИ.
Эффект кукушонка: Теодор Курентзис как мнимая и реальная угроза петербургскому культурному болоту
Знаменитый дирижер Теодор Курентзис отказался руководить Пермским театром оперы и балета. Вот и популярный дирижер Теодор Курентзис — грек, живущий в России с 1994 года, — признал, что сталкивался с трудностями за границей, хотя имя его известно каждому, кто когда-либо бывал в опере. Греческий и российский дирижёр Теодор Курентзис получил известность благодаря работе в Пермском театре оперы и балета. По харизме Теодор Курентзис нисколько не уступает худруку Мариинки, а по мировому признанию, если и отстает, то совсем чуть-чуть. Наш гость — главный дирижер Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодор Курентзис.
Курентзиса – последние новости
До тех пор, пока дирижер не обозначит четко свою позицию по поводу российско-украинского конфликта. Выступления бывшего худрука Пермской оперы на Венском музыкальном фестивале в июне 2023 года будут последними на нынешнем этапе сотрудничества. При этом руководство Зальцбургского фестиваля планирует продолжать работать с Теодором Курентзисом. Интендант Маркус Хинтехойзер в ответ на запрос Kleine Zeitung сообщил, что не видит причин менять своё уважительное отношение к дирижёру.
С одной стороны, к качеству игры претензии предъявлять бессмысленно: высокий тонус, увлеченность и вдохновение были совершенно очевидны.
Что в пышной импрессионистической звукописи «Жар-птицы», в которой молодой Стравинский отдал дань французской оркестровой традиции в той же степени, что и заветам новой русской школы. Что в поразительно красивых зарисовках природы в «Дафнисе и Хлое» Равеля, где птицы щебечут, приветствуя торжественный восход солнца, за которым следуют причудливые танцы и роскошный финальный апофеоз. А уж беспроигрышный бис — «Болеро» Равеля — обеспечил оркестру и дирижеру восхищенный рев зала вместе со стоячей овацией. В общем, все довольны.
С другой стороны, как-то неловко составлять программу с таким явным и прямым расчетом на бурный отклик: сплошные симфонические хиты, каждый заканчивается на фортиссимо, чтобы воодушевить публику и сорвать аплодисменты. На музыкантском жаргоне такой прием называется «верняк». Но простим Курентзису и его новому коллективу такое откровенное желание понравиться: Utopia отчаянно нуждается в признании и, что греха таить, в хорошей кассе. Ведь часть поступлений от продажи билетов идет на содержание оркестра.
Дальше больше, Борисов, клянясь в верности учению Теодора, начинает заявлять о необходимости смены управленческой модели в театре. Теперь он должен превратиться в театр интендантский, в котором всем будет распоряжаться директор, руководствуясь наставлениями идеологического вождя. Это западная модель, где вся ответственность — и административная, и художественная — сосредоточена в одних руках. Интендант оперного театра — это человек, который знает ситуацию в музыкальном и театральном мире, знает дирижёров и режиссёров, спектакли и фестивали. Он должен обладать художественной интуицией, острым ощущением вызовов времени» Андрей Борисов Опять западная модель, опять распоряжение судьбой театра, а значит, и его артистами, как личной собственностью — в духе царского крепостничества. Благо верный «курентзивец» Борисов снисходительно соглашается взять всю ответственность на себя и стать этим самым интендантом. Леонид Гайдай.
СССР А вы думаете нам царям легко? В таких условиях, если они будут поддержаны властью, вся критика, от которой страдал Курентзис последние годы, перекладывается на плечи не только Борисова, но и руководства края. Слово маэстро Теодор Курентзис известен своим умением себя продать: голый торс на страницах глянцевого издания, духи с ароматом слез, красные шнурки и экстравагантный наряд — все это выдумано с целью создания определенного имиджа, источающего таинственность и шарм. Так и кампания по его якобы уходу из Перми была проведена крайне грамотно, с максимальным информационным эффектом. Сперва вопли адептов о том, что мы потеряли гения, который оказался евреем из известного анекдота, который прощается, но не уходит. Потом подтянулись эксперты, сослуживцы и прикормленная клака, наперебой стенающая о том, чего еще не произошло, уверяющая всю страну в любви к гению, желающая ему успехов на новом месте работы, проклинающая элиту и серые народные массы за то, что они не способны постичь дарований греческого дирижера. Выждав подходящий момент, когда обсасывание одной новости уже наскучило, Теодор публикует свое прощальное послание, наполненное, как и ожидалось, нагромождением пафоса и лицемерия.
Именно лицемерие и убило в нем весь пафос, а главная мысль умещается всего в нескольких строчках, раскрывающих истинные причины изгнания Курентзиса. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти — не понимать». Теодор Курентзис Карл Павлович Брюллов. Гений искусства фрагмент. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности». Теодор Курентзис От скромности данный субъект точно не умрет.
С одной стороны, мысль, конечно же, правильная. Искусство не может быть оценено финансами, однако политика — вещь намного более сложная, чем это представляется дирижеру. Чиновники, распоряжаясь краевым бюджетом и предоставляя тепличные условия, вылетающие в копеечку, одному гению, вынуждены отказывать другим. Поэтому, когда речь идет о «цене Курентзиса», говорится не о безразличии к культуре, а о том, что в Перми есть много чего другого, что также требует средств. А в условиях бесконечных, преимущественно зарубежных, гастролей маэстро получается, что Пермь спонсирует культуру за рубежом, забывая о местной культуре. Не понимаете вы, маэстро, депутата заксобрания, вы не способны его понять в принципе, потому что для вас Пермь — это лишь бюджет, выделенный на ваши проекты.
Первый, молодой, с придыханием, неторопливо, велеречиво, будто боясь спугнуть духа на спиритическом сеансе, задавал вопросы о том, что такое «петербургское музыкальное пространство».
Второй на экране, словно по контрасту, отвечал очень бодро, живо и не без иронического прищура. Поводом к созданию «Глупой лошади» из пятнадцати стихотворений Вадима Левина, по словам Кнайфеля, стало 15-летие дочери Анны: «Она очень похожа на эту лошадь и по гороскопу — огненная лошадь». Композитор рассказал о возможных вариантах вокального тембра в этом сочинении — от сопрано до контратенора. Сборник забавных стилизаций знаменитых английских лимериков, созданных поэтом Левиным, стал для Александра Кнайфеля импульсом к написанию экзистенциальных детских исповедей. Мир ребенка быстро становится непостижимой тайной для взрослого, который ребенком и сам был еще вчера. В этом мире удивление и радость открытий могут быстро сменяться испугом, агрессией и злостью, порыв подарить что-то — желанием обидеть. Когда читаешь оглавление цикла «Глупая лошадь» с «Уики-уэки-уоки», «Бычком», «Джо Биллом», «Маленькой песенкой о большом дожде», «Грустной песенкой о слоненке» и прочими нежностями, настраиваешься на беспечные эмоции.
Но стоит начать слушать произведение Кнайфеля, понимаешь, о каких запутанных коридорах детского подсознания композитор ведет свою историю. В ней тщательно отобранными музыкальными средствами остро передан хрупкий, пугливый и пугающий, прекрасный мир переживаний ребенка.
Теодор Курентзис взялся за Utopia: дирижер выступил с новым оркестром (Коммерсантъ)
По крайне мере так развивали описанную Данте сцену многие великие потомки, например, Дмитрий Мережковский писал: «…смерть — ничто, ничто для нас — могила, и нам не жаль потерянного рая, и муки в рай любовь преобразила... Музыка Чайковского созвучна этим строкам, она волнообразна — то возвышает и дает смутную надежду, то уносит вихрем в адское пламя. Курентзис увеличивает накал этих полярных эмоций, ускоряя темп сочинения раза в полтора. Дирижер не стоит за пультом, а всем телом задает движение музыке, то подпрыгивая, то подаваясь вперед.
Кажется, его быстрые пальцы закручивают невидимые винтики в воздухе, играют на нерве. Он то и дело заглядывает кому-то из музыкантов даже не в глаза, а, кажется, в душу, чтобы вырвать тот самый пронзительный звук. Невероятный темп и предельная энергичность подхода погружают адский мрак — боль Франчески и Паоло ощущаются буквально на физическом уровне.
А следующим пластичным движением Курентзис залечивает его, доставая из духовых просвет надежды, чтобы через секунду цепким движением «отжать» струнные и снова загнать в беспросветный мрак. Пожалуй, никто до Курентзиса не исполнял эту фантазию Чайковского столь драматично. Последовавшее за этим Итальянское каприччио лишь на секунду показалось облегчением — и тут дирижер вынул из мелодии максимальную драму.
Ностальгическое произведение Чайковского, начатое композитором в Риме, а законченное уже в России, в руках Курентзиса приобретает непривычную жесткость и остроту. Он словно выжигает всю лирику итальянских народных мотивов, из которых соткано сочинение, и достает на поверхность горечь от потери любимой Италии Чайковский провел там несколько лет и был очарован этим краем. В финальной увертюре «Ромео и Джульетта» дирижер снова ускоряет темп, придавая ярости музыкальный иллюстрации вражды двух родов Монтекки и Капулетти двойную мощь.
Хазельбёк, Хр. Хогвуд, А. Мустонен, Р.
Дубровски, А. Любимов, А. Рудин, и др.
Участники коллектива владеют игрой как на современных, так и на исторических инструментах, что определяет огромный стилевой и хронологический диапазон их репертуара — от ранней музыки до новейших сочинений ныне живущих авторов. Коллектив выступает на лучших концертных площадках Москвы залы Московской консерватории, зал «Зарядье» и других городов в том числе оркестр был приглашен Т. Курентзисом на Дягилевский фестиваль в Пермь.
За плечами Симфонического оркестра Московской консерватории, возглавляемого профессором Анатолием Левиным, несмотря на студенческий статус коллектива, также есть опыт работы с именитыми дирижёрами — такими, как Ю. Темирканов, В. Гергиев, В.
В 2014 году он получил российское гражданство. Когда и кто решил, что он гений? Профессионалам все стало понятно, еще когда Курентзис был студентом — его педагог, Илья Мусин, сказал когда-то: «У меня было много одаренных учеников, и только один гений» а Мусин выпустил, между прочим, Юрия Темирканова и Валерия Гергиева. Когда его любимец не прошел во второй тур Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева, Мусин, в знак протеста, вышел из состава жюри. Но с гениями в России, сами знаете, как — их мало кто любит, с ними слишком сложно. Поэтому было время, когда Курентзис не мог найти работу.
Только один удивительный человек, Владимир Спиваков разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром». Где мы могли его слышать? Например, в Москве, где он работал в начале нулевых, и откуда началась его слава: Курентзис работал в «Геликон-опере» у Дмитрия Бертмана, и в Национальном филармоническом оркестре у Владимира Спивакова. Но уже в 2003-м он в первый раз выступил в качестве дирижера в Новосибирском театре оперы и балета, остался там, а потом «эмигрировал» в Пермь.
С собой Курентзис привез и часть музыкантов оркестра Musica Aeterna Ensemble. Культурная революция в Перми закончилась, а Курентзис так там и остался.
Сегодня он художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Почему билеты на его московские концерты стоят так дорого? Сегодня ажиотаж на его московские концерты немного спал: за месяц билеты можно купить по адекватной для Курентзиса цене — 7000 рублей. Но в начале 2017 года это было нереально: даже за 20000 рублей купить билет на его выступления было проблематично уже за несколько месяцев до выступления. В интервью изданию "Собака. Мы не имеем отношения к организации столичных гастролей, но и отказаться от них не можем — для нас это единственная возможность показать столичной публике то, что делает пермская опера.
Все, что я в данном случае могу предложить, — пригласить всех в Пермь, где можно бесплатно посещать все репетиции, дневать и ночевать в театре, быть рядом. Да и съездить в Пермь дешевле, чем сходить на концерт в Москве". Для справки: билеты на концерт Курентзиса в Перми стоят от 100 до 15000 рублей. Объясняют критики: Ярослав Тимофеев, музыкальный критик, главный редактор журнала "Музыкальная академия" "Менеджеры Курентзиса говорили, что причина экономическая. Например, чтобы вывести его оркестр а иногда и хор в Москву и отвезти обратно в Пермь, нужно оплатить по 100-150 авиабилетов, плюс авиабилеты для музыкальных инструментов. Ну, конечно, другие оркестры умудряются сделать это с более дешевыми авиабилетами, но тут еще законы капитализма работают — пока эти билеты покупаются, а они покупаются, то они будут стоить 25-30 тысяч.
Спрос рождает предложение". Петр Поспелов, музыкальный критик, шеф-редактор издательства "Композитор" "Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много. Курентзис никогда не импровизирует, не играет с листа, он всегда очень тщательно готовит концерты к исполнению. Это значит, что музыканты должны прилететь в Пермь из разных стран Европы, где они живут и работают, долгое время там жить, готовить программу, потом с этой программой лететь в тот город, где будут выступать, — из Перми, например, в Москву или в Петербург. Все это требует больших затрат, нежели если бы оркестр был стационарным, работал где-то в одном городе, там же выступал". Вадим Журавлев, кандидат искусствоведения, автор блога "Сумерки богов" "Сегодня билеты на концерты оркестра Musica Aeterna под управлением Теодора Курентзиса уже плохо продаются: вплоть до последнего дня вы можете купить любой билет, ну кроме самых дешевых.
Теодор Курентзис — концерты
Архивы Теодор Курентзис - Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» | В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал почему он выбрал Россию в качестве своего дома. |
Теодор Курентзис: биография, личная жизнь и творчество, интервью, жена и дети | Теодор Курентзис / Teodor Currentzis Теодор Курентзис – российский дирижер. |
Эффект кукушонка: Теодор Курентзис как мнимая и реальная угроза петербургскому культурному болоту | Афиша концертов Теодора Курентзиса и musicAeterna. Купить билет на концерт Теодора Курентзиса. |
Теодор Курентзис: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу | musicAeterna и Теодор Курентзис отметили 200-летие Брукнера в свой день рождения. |
Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку"
Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку" | Венский фестиваль отменил выступление российского дирижера греческого происхождения Теодора Курентзиса после требований украинских "коллег" музыканта. |
Конфликты, деньги и новая сцена. Пермскую оперу покидает Теодор Курентзис | Дирижер Теодор Курентзис В графике выступлений Курентзиса в Сочи нет изменений, сообщил оргкомитет. |
Места в тренде
Теодор Курентзис, самый востребованный дирижер страны, мировая звезда, — вернулся в Северную столицу, свой второй дом. Теодора Курентзиса Теодор Курентзис пройдет с 22 июня по 2 июля в Перми. Один из самых известных современных дирижеров Теодор Курентзис уходит с поста худрука Пермского театра оперы и балета. Наш гость — главный дирижер Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодор Курентзис. Теодор Курентзис (Teodor Currentzis) — неординарный дирижер, наделенный особенным талантом по-новому интерпретировать даже самую известную публике музыку.
Четырех артистов ансамбля Курентзиса отстранили от работы в Германии за поддержку СВО
В июне под руководством Теодора Курентзиса состоится традиционный Дягилев-фест в Перми, закрепивший за собой статус одного из главных оперных фестивалей страны. Теодор Курентзис, самый востребованный дирижер страны, мировая звезда, — вернулся в Северную столицу, свой второй дом. ЗАЛЬЦБУРГ, Австрия — Теодора Курентзиса почитают как один из самых оригинальных голосов классической музыки, бунтарского дирижера, способного вдохнуть новую жизнь в хорошо известные произведения.