— С нашей экономикой происходит то, что и должно, когда ею управляет человек, производящий впечатление слепоглухонемого. те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. Как что происходит с российской "экономикой" Евгений, она закономерно тонет! Самые важные и актуальные новости экономики в журнале Эксперт.
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023
Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан. Ежедневный ёмкий обзор мировых, российских и региональных новостей экономики. Временный перегрев: экономика России превысила свои потенциальные показатели. Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. «В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев.
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
Предложение содержится в новой версии законопроекта о майнинге, который уже внесен в Госдуму. Документ направлен прежде всего на легализацию добычи криптовалюты. Профессиональным майнерам нужно будет попасть в специальный реестр и передавать номера кошельков финансовым регуляторам для отслеживания операций. При этом законопроект серьезно ограничивает или вовсе запрещает другую деятельность, связанную с криптовалютой. В тексте говорится, что на территории России не допускается «организация оборота цифровых валют». О том, что это значит, рассуждает блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Во-первых, запрещается в принципе любая организация обращения цифровой валюты на территории РФ за исключением майнинга.
Ставится крест на всех возможностях по интеграции каких-то децентрализованных протоколов. Во-вторых, цифровая валюта, которая получена в результате этого майнинга, может быть отчуждена только с использованием зарубежной информационной инфраструктуры.
А еще более творческими бывают варианты ее трактовок. Какие для меня будут несомненные индикаторы роста доходов населения? Стабильный рост среднего класса. То есть числа тех, кто зарабатывает более 200 тысяч рублей в месяц. Рост числа тех, кто приобретает товары длительного пользования. Рост среднего чека в магазине и ресторане, обгоняющий инфляцию.
Рост количества населения, позволившего себе нормальный отдых. Прирост числа квадратных метров на душу населения. Снижение процента ветхого жилья. Наконец, верный индикатор — повышение темпов рождаемости. Все это, я помню — было у нас в начале-середине 2000-х.
Выступая недавно в Туле, являющейся центром российской военной промышленности, он сообщил о том, что, согласно оценкам Всемирного банка, российская экономика обошла всю Европу за исключением двух стран по показателю ВВП по паритету покупательной способности. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному курсу.
Но российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям. Вызвано это снятием двухгодичного моратория на банкротства, что произошло в условиях, когда фирмы сталкиваются с ростом процентных издержек. Не следует забывать и о том, почему были введены санкции. Российская военная операция на Украине стала одним из самых наглых нападений на суверенное государство после окончания Второй мировой войны при этом автор статьи игнорирует наглый обман со стороны НАТО, которая обещала не расширяться на восток; обман со стороны Запада и Украины, которые не соблюдали Минские соглашения; и преступления киевского режима в Донбассе. По этой причине Запад должен был подать мощный сигнал о последствиях, с которыми столкнется Россия. А именно, если страна не соблюдает правила международного порядка, она не имеет права на льготы и привилегии. Я поддерживаю замечание бывшего сенатора-республиканца Джона Маккейна о России, которое он сделал в начале 2015 года после присоединения Крыма.
В интервью CNN он назвал Россию "бензозаправкой, которая притворяется страной".
Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде.
Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне. Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы.
Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением. Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор. Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости.
Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции. В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке.
Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки.
Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики. Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям.
Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства.
На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС.
Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях.
Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса.
Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий.
Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов.
Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль.
Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований.
Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила.
Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков.
Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года.
Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога.
Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции.
С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте.
Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга.
В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот.
Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом.
Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики.
Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста.
Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья.
Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование.
Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда.
Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены.
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023
Чтобы вводить в строй новые месторождения, требуются технологии и финансовые ресурсы. Это достаточно дорогое мероприятие. Эта идея изначально была глубоко порочная. Динамика импортозамещения определенно есть, но время было потеряно за счет этой идеи. Поэтому сегодня будут потенциально проблемы с добычей нефти и газа. В определенной степени дефицит бюджета будет покрываться за счет заимствований и ремиссии. Минфин занимает у Центробанка, ЦБ печатает деньги. На сегодня у нас 300 млрд долларов золотовалютных резервов. И еще у нас есть 70 трлн средств юридических лиц на депозитах в России — это 1 трлн долларов. Это же неприкосновенный запас.
Могут встать вопросы: «Что планирует делать государство с этой денежной массой? Хочет ли государство предложить какой-то инструмент инвестирования? Например, ту же потребкооперацию. Причем, если все это будет делаться под гарантией государства, это будет интересный вариант и большое оживление нашего фондового рынка. Как эти трансформации в данных секторах экономики могут повлиять на благополучие республики? Что в одном месте убудет, в другом прибудет. Можно назвать плюсы для того же «КАМАЗа»: ушли поставщики из недружественных стран, рынок в какой-то степени стал более свободным для того, чтобы «КАМАЗу» заполнить его своей продукцией. Но, с другой стороны, уменьшилась возможность по покупке определенных комплектующих для производства автомобилей, оборудования, станков. Это затормозит предполагаемый сценарий импортозамещения.
То же самое и по добыче нефти, нефтепереработке. Определенные продукты завозились из-за рубежа по импорту, а что-то мы сами отправляли на экспорт. И тут две задачи — как сделать так, чтобы мы сами производили то, что завозили по импорту, и чтобы то, что мы поставляли по импорту в один сектор, направить, например, на Восток или Юг. Поэтому логистика сейчас должна быть отработана по-новому. Будет определенный спад на этапе налаживания этих цепочек. Но перспектива здесь есть для того, чтобы стабилизировать ситуацию, конечно, с большими издержками, это неизбежно. Как будет выстраиваться это межбюджетное отношение регионов и центра сейчас, учитывая дефицитный бюджет РФ? Есть регионы-доноры, есть регионы-получатели финансовых средств. Согласно последней статистике, в республике было собрано налоговых платежей на сумму около 900 млрд рублей — В общегосударственном масштабе достаточно странно выглядело бы, если в Татарстане учителя получали один уровень зарплаты, а в Чувашии, например, в два раза меньше.
Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде. Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне.
Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы. Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе.
Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением. Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор. Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости.
Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции.
В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке. Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров.
Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки. Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики.
Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям.
Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты.
В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах.
С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка.
Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях.
Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения.
Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен.
Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы.
Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов.
Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств.
Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению.
Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики.
Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила.
Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели.
В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса.
Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование.
У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога.
Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства.
Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1.
Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития.
Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга.
В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства.
С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов.
Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов.
Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики.
Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос.
Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан.
Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков.
Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование.
Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий.
Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений.
Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников.
Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях.
Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено. Нажмите на кнопку «Правовая информация», чтобы узнать больше. Правовая информация.
В том числе мелкому и среднему предпринимательству», — приводит мнение ученого « Российская газета ». Литвиненко полагает, что опасения либералов в переходе ресурсов под полный контроль государства в случае переориентирования страны на мобилизационную экономику чрезмерны. По его мнению, миссия правительства в таких обстоятельствах должна заключаться в выработке прозрачных нормативов и требований, выгодных всем участникам рынка — и самому государству, и бизнесу, а также в «надзоре за их надлежащим исполнением с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования без участия государства в производстве».
Ученые предлагают сделать нефтепереработку частью системы мобилизационной экономики. Фото: Midjourney Это, по его словам, «даст возможность максимально эффективно эксплуатировать наши сырьевые и интеллектуальные ресурсы для противодействия внешним угрозам», — полагает ученый. В основе новой экономики должна лежать глубокая высокомаржинальная переработка природных ресурсов и энергоресурсосберегающая стратегия, которая позволит в течение ближайших 2-3 лет удвоить ВВП.
В качестве успешного примера такой модели он привел систему, действующую на территории КНР. С мнением ректора, прославляющего мобилизационную модель, не согласились многие пользователи соцсетей, напомнившие, что такая система была ядром существования СССР с колоссальным перекосом трат на нужды армии, при этом на долю населения оставались пустые полки магазинов, очереди и набитые голодающими провинциалами поезда, отправлявшимися «в Москву за колбасой». Пустые полки советских магазинов периода мобилизационной экономики.
Фото: Репортер Приоритеты меняются Памятуя о рисках возврата к такому прошлому, еще в декабре прошлого года первый вице-премьер Андрей Белоусов заявлял , что создавать мобилизационную экономику в России нет смысла, поскольку для решения актуальных задач «есть другие рычаги».
Экономика и бизнес
«Фундаментальная экономика России слабее, чем экономика США. Экономика и финансы в России и в мире: последние новости, события, прогнозы, мнения экспертов, интервью с ведущими экономистами и специальные репортажи. Наши коллеги из решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. Риски перегрева экономики России: новости к утру 18 апреля. — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление.
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб. или поддержание текущих темпов восстановления экономики. Главными рисками России в среднесрочном горизонте является «иранизация» с перспективой стать вассалом Китая на фоне отсутствия внутреннего стратегического планирования. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. Почему Россия свернула не туда и что с этим делать. Как что происходит с российской "экономикой" Евгений, она закономерно тонет! Широкое применение антикризисных инструментов создает риск того, что в России в 2024 году фактически сложатся «две экономики», считает Антон Табах.
Владимир Путин в ходе экономического совещания призвал открывать новые производства
- Новости экономика
- Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
- Экономика России пока едет на бюджетных вливаниях, долго это продолжаться не может
- "Новости Экономики"- Последние новости экономики сегодня в России и мире
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. Самые свежие новости часа на О том как экономика РФ спаслась и чего ожидать от нее в ближайшем будущем, корреспонденту Общественной службы новостей рассказали ведущие эксперты в данной сфере. "Если раньше правительство РФ и Центральный банк полностью отсекали политику количественного смягчения, то сейчас очевидно финансовое стимулирование экономики, поддержка конечного спроса за счёт кредитования, низких процентных ставок. Как что происходит с российской "экономикой" Евгений, она закономерно тонет! Новости и события в сфере экономики и финансов в России и мире сегодня.
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям
Ученые предлагают сделать нефтепереработку частью системы мобилизационной экономики. Фото: Midjourney Это, по его словам, «даст возможность максимально эффективно эксплуатировать наши сырьевые и интеллектуальные ресурсы для противодействия внешним угрозам», — полагает ученый. В основе новой экономики должна лежать глубокая высокомаржинальная переработка природных ресурсов и энергоресурсосберегающая стратегия, которая позволит в течение ближайших 2-3 лет удвоить ВВП. В качестве успешного примера такой модели он привел систему, действующую на территории КНР. С мнением ректора, прославляющего мобилизационную модель, не согласились многие пользователи соцсетей, напомнившие, что такая система была ядром существования СССР с колоссальным перекосом трат на нужды армии, при этом на долю населения оставались пустые полки магазинов, очереди и набитые голодающими провинциалами поезда, отправлявшимися «в Москву за колбасой». Пустые полки советских магазинов периода мобилизационной экономики. Фото: Репортер Приоритеты меняются Памятуя о рисках возврата к такому прошлому, еще в декабре прошлого года первый вице-премьер Андрей Белоусов заявлял , что создавать мобилизационную экономику в России нет смысла, поскольку для решения актуальных задач «есть другие рычаги».
Думаю, что мобилизационную экономику нам создавать сейчас в таком плане смысла никакого нет, просто не получится это сделать. Но у нас есть достаточно большое количество резервов и рычагов, которые мы можем задействовать, чтобы решить те задачи, которые ставили президент и сама жизнь», — сказал первый вице-премьер. Между тем, в последнее время риторика госчиновников начала меняться.
В 2022 году Россия установила рекорд: она стала страной, подвергшейся наибольшему количеству санкций в мире. Ее "обложили" 13 тысячами ограничений. Поначалу многие обозреватели, давая свои оценки, полагали, что удар по российской экономике будет очень сильным. Самым заметным показателем стало резкое падение курса рубля в период с марта по июнь 2022 года.
Во второй половине года рубль подрос, а в начале 2023-го снова ослаб, когда Евросоюз ввел потолок цен на российскую экспортную нефть. Есть общепринятое объяснение хороших показателей российской экономики, и состоит оно в том, что Москва уклоняется от санкций. Бывший первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Энн Крюгер Anne Krueger признает, что с введением санкций появились многочисленные посредники, по сути дела, занимающиеся отмыванием денег от продажи российской нефти и прочих товаров. Наряду с этим, хотя нефтяные трейдеры были вынуждены обеспечивать танкеры надлежащей страховой защитой, цены на черное золото не опустились ниже 60 долларов за баррель. Более того, они почти все это время находятся на гораздо более высоком уровне. По мнению Крюгер, эффективность санкций со временем снижается, а нагрузка на вводящие их страны увеличивается.
К ним можно отнести нефтегазовую промышленность, деревообработку, фармацевтику и сельское хозяйство. Возможности этих отраслей в значительной степени сдерживаются санкционными ограничениями, а значит, потенциал опережающего роста в будущем для них достаточно высок.
Плеханова «Если мы проанализируем структуру российской экономики, то увидим, что в отдельных ее секторах и отраслях произошел резкий скачок. Во-первых, налицо рост оборонно-промышленного комплекса, предприятия которого сегодня функционируют с максимальной загрузкой и им не хватает рабочих», — считает экономист Леонид Хазанов. Во-вторых, по его мнению, набирает темп выпуск электронной и электротехнической продукции, что отчасти может быть связано с государственным оборонным заказом, отчасти однозначно обусловлено уходом с внутреннего рынка иностранных игроков. И, в-четвертых, увеличивается производство автомобилей и железнодорожной техники», — подчеркнул Леонид Хазанов.
Помимо этого, экономика и отрасли должны переходить на принципы платформенного управления — на основе данных. Прежде всего это управление инфляцией не только и не столько через снижение спроса, но и через предложение, пояснил он. Несмотря на ставку на развитие предпринимательства, главными инвесторами, судя по выступлению, станут бюджет и банки под поручительство ВЭБа, полагает эксперт.
Банк России тоже «уже подписался» на послабления для банков, которые будут финансировать проекты по структурной трансформации экономики, напомнил Тунев. Элементы СДТ действительно, видимо, нашли место в представлениях о новой экономической модели, согласился главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Но ее базу, судя по всему, составляют все же классические и протестированные прежними кризисами принципы: консервативный бюджет, независимая денежная политика, сохранение открытой финансовой системы и промышленная политика с акцентом на импортозамещение, отметил он. При этом если после 2014 г. Создавать экономику предложения будут в первую очередь крупные компании, которые начнут привлекать на бирже капитал институциональных и розничных инвесторов, полагает экономист. Ограниченные доходы и растущие расходы бюджета, а также конечный размер ФНБ логически приведут правительство к необходимости рекомендовать компаниям финансировать инвестиции путем размещения акций и публичного долга, прогнозирует Исаков. В течение 2—3 лет мы увидим размещение на бирже выкупленных у нерезидентов иностранных компаний, организаций из ОПК, крупных госкомпаний, которые пока не размещались на рынке, продолжил он.
Но инвестором последней инстанции продолжит оставаться федеральное правительство, которое будет с помощью субсидий и грантов финансировать инвестиции в инфраструктуру, резюмировал он. Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ — идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» New Deal Даниил Григорьев. В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный структурный, потенциальный темп роста экономики зависит только от совокупного предложения — от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт.
В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность.
The Hill: экономика России превзошла все ожидания вопреки санкциям
Что происходит с российской экономикой? | Новости и события в сфере экономики и финансов в России и мире сегодня. |
Когда отменят санкции и что будет с экономикой России | Финтолк | Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие? |
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023 | те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. |
Экономика — последние новости России и мира сегодня | Аргументы и Факты | — С нашей экономикой происходит то, что и должно, когда ею управляет человек, производящий впечатление слепоглухонемого. |
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику | На сайте в рубрике «Экономика» всегда свежие новости за день и неделю. |
Последние новости экономики в России и мире
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям | В 2024 году стоит ожидать роста российской экономики, но не мирного договора между Россией и Украиной, полагает доктор экономических наук Владислав Иноземцев*. |
Новости экономики России и мира сегодня | Самые важные новости экономики России и мира. |
Экономику России ожидает холодный душ / Экономика / Независимая газета | Эксперты с Уолл-стрит предсказывали, что экономика России рухнет после того, как страна вторгнется в Украину. |
The Hill: экономика России превзошла все ожидания вопреки санкциям | Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. |
Эксперты рассказали, как российская экономика будет расти дальше | Мы решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. |
Экономика – последние новости
Новости экономики — последние экономические новости России и мира на РЕН ТВ | Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости. |
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике | те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. |
Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич | Что ждет экономику РФ в 2023-м. |
Экономика сегодня – Telegram | Все новости Политика Экономика Общество Ситуация в Белгороде В мире Криминал Технологии Здоровье Культура Спорт Однако Погода. |
Экономика и бизнес - ТАСС | По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб. или поддержание текущих темпов восстановления экономики. |