Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Без источника новость обесценивается Если новостью является мнение, дать его в лиде кратко косвенной речью, а во втором абзаце полностью и в кавычках Дать краткую характеристику. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними. Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему, стилистическим.
Композиция публичной речи
Пушкина Н. Это понятие сложнейшее, многоаспектное, не сводимое к статичным представлениям о вступлении, средней части и заключении. Известно, что знаменитый оратор древности Демосфен огромное значение придавал вступлению, после него осталось несколько десятков задуманных, но не использованных в речах вступлений. Другой не менее знаменитый оратор, Цицерон, большее внимание уделял заключению речи.
Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт. Новостные факты можно будет размещать так, как сочтет нужным составитель материала. При этом порядок новостных фактов в лиде-анонсе совсем не обязательно должен совпадать с их порядком в корпусе. Читатель, со своей стороны, если ему не нужна сопутствующая информация например, ему известна предыстория , сможет сразу пройти по гиперссылке к интересующему его факту. Нередко высказывается мнение, что для возможности соблюдения принципа «перевернутой пирамиды» необходимо, чтобы сообщение было соответствующего жанра например, заметка. И в том и в другом случае место расположения главной новости мало зависит от автора материала. Считается, что даже близкий по функциям жанр статьи не годится для составления новостного сообщения.
И это закономерно, поскольку именно данный жанр является наиболее привычным и удобным как для передачи, так и для восприятия новостной информации. Высказанные нами предложения по формированию хедлайна и лида позволяют быстро приводить практически любой новостной материал к требуемой композиции. Библиография Лащук О. Лащук О. СМИ и реалии нового века». Редактирование информационных сообщений: Учеб. Шанхай, 2011б. Вторичное редактирование новостного интернет-текста на примере материалов агентства Lenta. Lashchuk О. Format of mass-media: term definition.
Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция означает «составление, сочинение». Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец.
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.
Какими бы разными ни были интернет-издания, их начальные информационные блоки имеют общие моменты. В каждом издании они имеют стандартную форму и характеризуются функциональной связанностью. Просмотрев их, часто можно получить представление об имеющихся новостях, не читая весь текст. Комбинация изображения, заголовка и лида обычно дает ответы на основные вопросы новостной заметки. Можно выдвинуть предположение, что начальный блок в интернет-СМИ выполняет ту же функцию, что и лид со структурой «перевернутой пирамиды» в традиционных печатных изданиях. Формальная и семантическая структура информационного текста Несмотря на всю специфику построения электронных текстов, структура «перевернутой пирамиды» не исчезла полностью со страниц онлайн-изданий, как это предсказывали некоторые исследователи [6]. Focus Online как сайт, ориентированный, в основном, на материалы информационных агентств и новости, помещает тексты, имеющие традиционную композицию информационного текста, будь то краткая заметка или лид развернутой информации. На большинстве же сайтов «перевернутая пирамида» не является превалирующей структурой или не имеет четко выраженной формы.
Начальный информационный блок, как правило, повторяется в начале полной версии материала. Большинство текстов интернет-изданий можно отнести к жанру развернутой информационной статьи Bericht. Анализ данных текстов показывает, что они имеют по преимуществу традиционную формально-семантическую структуру информационного текста: лид содержит основную информацию о событии W-Fragen , далее следует не очень важная информация. Однако «перевернутая пирамида» имеет менее выраженный характер, чем это имеет место в печатных СМИ: если ее основание четко оформлено, то сужение к вершине происходит под менее острым углом, так как степень важности последующих фактов не всегда очевидна, они скорее могут быть равными по важности. В новостях о событиях, развернутых во времени и имеющих продолжение, в конце текста не дается краткая информация о начале развития события, как это делалось прежде в печатных СМИ вершина пирамиды. Автор рассчитывает на то, что читатель находится в соответствующем информационном дискурсе и благодаря этому сможет понять его текст. Автор текстов электронных изданий может быть в этом еще более уверенным благодаря тому, что всегда есть возможность сделать ссылку на прежние тексты по теме, или текст находится непосредственно в соответствующем тематическом окружении. Вероятно, это одна из причин, почему лид не имеет в электронных информационных текстах строгой формы.
Он может иметь классическую форму 1 , или же давать сжатую информацию о содержании статьи как в текстах крупной формы 2 или содержать информацию, привлекающую внимание 3. Nur Moskau will das Ergebnis anerkennen www. Выводы Несмотря на такие существенные структурные особенности текстов в онлайн-СМИ, как нелинейность и мультимодальность, тексты новостей имеют преимущественно прежнюю жанровую композиционную и структурную специфику. Традиционная структура «перевернутой пирамиды» сохраняется, но имеет менее четкое оформление, что может объясняться тесными интертекстуальными связями - как непосредственно в форме гиперссылок и в виде текстового окружения, так и связями в общем дискурсе новостной информации. Жанр информационного материала в интернет-изданиях, а значит, и его специфическая форма, не является существенным фактором для ориентирования читателя в общей структуре издания. Более важную роль здесь играет временной и тематический критерий. Ориентирующую функцию новостной пирамиды в традиционных печатных СМИ в электронных изданиях берет на себя начальный информационный блок, состоящий из заголовка, лида, а также визуального материала, привлекающего внимание и дополнительно информирующего читателя. Москальская О.
Грамматика текста : учеб. Burger, M. Gerhardt R. Gerhardt - 6. Meyer W. Auszug aus der Loseblattsammlung.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Поэтому начало и конец речи, т.
Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело.
Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А.
Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.
Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями Ссоры между супругами обычно дело. Демонстрация какого-либо предмета Вот книга, но в ней нет ни слова правды. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...
Цитирование знакомого или знаменитости. Исторический эпизод Мы все довольно плохо знаем историю, и уроки прошлого нас мало чему учат. Знаете ли вы, что...
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Вчера в газете, программе... Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором. Совет Д.
Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты.
Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме. Риторическое обращение Начнем, коллеги.
Дамы и господа! Технические приемы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания: — произнесение намеренно громкой фразы; — совершение необычного действия например, долго искать что-либо в портфеле ; — включить свет, произвести стук например, хлопнуть в ладоши. Нельзя во вступлении: — говорить, что Вы не оратор; — начинать с извинений; — начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного.
Если коммуникативный прием например, стремление понравиться аудитории будет расшифрован, то его действие будет равно нулю и он ухудшит коммуникативную позицию оратора. Общие принципы построения основной части публичного выступления. Принцип краткости — аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу".
Принцип последовательности — последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую. Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме. Принцип целенаправленности.
Заключается в наличие следующих обязательных элементов: Проблема — заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей. Тема — аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тезис — главная мысль.
Формулируется в виде утверждения, которое должно быть однозначно понимаемым.
Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание.
Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи; 6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.
Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли.
При этом, как считает Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы поблагодарить аудиторию за внимание. Речевые формы заключения: - заострить проблему, усилить впечатление от речи - повторить основные этапы развития темы - показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие - выдвинуть конкретное предложение Общие принципы построения выступления [39]: 1.
Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения; 3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4.
Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств; 5.
Композиция публичной речи
Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. Как использовать композицию речи для конструктивного выступления Композиция речи — это искусство правильного построения выступления таким образом, чтобы зрители не только. Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты.
8. Композиция речи.
Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова.
В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем.
Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем.
Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!
Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост.
Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно». Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: «Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол». И призыв к действию как конечная точка: «Так выпьем же за нашего именинника! Аудитория следует за призывом к действию.
То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию. Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю. Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны.
Задача первого этапа — любой ценой привлечь внимание слушателей, иначе остальная часть лекции может пройти впустую. Взволнуйте зрителей. Обозначьте основные проблемы, связанные с темой вашего доклада. Приведите конкретные примеры, которые вызовут у слушателей чувства конфликта, волнения и даже страха. Предложите эффективное решение проблем, обозначенных в предыдущем пункте.
Объясните его простоту и элегантность, назовите цену.
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: - цитата;.
Но в любом случае рекомендуется придерживаться нескольких принципов композиции: последовательность; органическое единство; экономия. Все последующие части текста должны вытекать из предыдущих. А наращивать убедительность нужно постепенно, чтобы слушателю было интересно. Правильно сконструированный материал поможет оратору добиться своей цели, ведь выступление должно донести что-то важное до аудитории. И при этом текст лучше сделать лаконичным. Так оратор сможет кратко и доступно изложить свои мысли и добиться отдачи от слушателей. Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов.
Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции. Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная. Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями.
Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра». Это торжественные или ритуальные выступления. Они предназначаются для широкой аудитории или узкого дружественного круга.
Русский язык. 11 класс
Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей2. Основная часть. Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала. Примеры топов общих мест : род и вид риторика и академическое красноречие. Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал.
Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный чаще используется в агитационных речах , дедуктивный используется в пропаганде , метод аналогии в академическом красноречии , концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала — это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания если ожидание обманывается, интерес к оратору растет. Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.
Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.
Так, хедлайн сообщения NEWSru. Вторая — менялась. Данный подход представляется рациональным и его можно рекомендовать для подобного редактирования. Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы. По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое. В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах. Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн. В то же время он должен оставаться узнаваемым. Поэтому рерайтер, предполагая, что начатый им материал может оказаться длящимся, должен дать ему двучастный хедлайн. Естественно, она должна иметь достаточно общий, «стратегический» характер, который не изменится в процессе онтогенеза. В принципе первый вариант такого сообщения может иметь хедлайн в виде только «постоянной части». Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15. Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале. Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения. Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова. Указанный подход к составлению лида выгоден еще по одной причине. Однако соблюдение этого правила, хотя и выделяет главный факт, зачастую препятствует его пониманию.
И призыв к действию как конечная точка: «Так выпьем же за нашего именинника! Аудитория следует за призывом к действию. То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию. Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю. Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны. Задача первого этапа — любой ценой привлечь внимание слушателей, иначе остальная часть лекции может пройти впустую. Взволнуйте зрителей. Обозначьте основные проблемы, связанные с темой вашего доклада. Приведите конкретные примеры, которые вызовут у слушателей чувства конфликта, волнения и даже страха. Предложите эффективное решение проблем, обозначенных в предыдущем пункте. Объясните его простоту и элегантность, назовите цену. Призыв зрителей к действию call-to-action — главный пункт, в котором вы подводите итоги публичного выступления. Как повысить эффективность публичного выступления Преимущества грамотной речи Речь спикера занимает ключевое положение в выступлении, и никакие вспомогательные элементы не могут этого изменить. Правильно структурированная речь имеет следующие преимущества: Аудитория запомнит вас как хорошего оратора. Слова приобретут больший вес и значимость. Логичная, последовательная и аргументированная структура речи вызывает доверие.
Композиция выступления
Композиция речи, Публичные выступления. Презентация, материалы. Русский язык онлайн. Бесплатно. | Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро. |
Ответы : Композиция с точки зрения частей ораторской речи. | Композиция речи играет важную роль в любом тексте, помогая автору передать свои мысли и чувства с максимальной эффективностью. |
Как написать понятный новостной текст и не только | Агентство копирайтинга – АПТекст | Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. |
Композиция публичного выступления | Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. |
Композиция речи
Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в. Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. Такое же построение имеет вводное предложение так называемый лид в развернутой информационной статье Bericht , который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с. Текст в интернет-изданиях и в печатных СМИ Первоначально текст в периодических изданиях предполагал линейное прочтение. Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца. Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя необычные заголовки, иллюстративный материал и различные способы навигации заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр. Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность.
Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с. Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации. Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение. Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста.
С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра. Информационный текст в общей структуре издания. Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом. Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с. Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации.
Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя. Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии. Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала. Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи. Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу. Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор.
От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото.
Риторическое обращение Начнем, коллеги. Дамы и господа! Технические приемы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания: — произнесение намеренно громкой фразы; — совершение необычного действия например, долго искать что-либо в портфеле ; — включить свет, произвести стук например, хлопнуть в ладоши. Нельзя во вступлении: — говорить, что Вы не оратор; — начинать с извинений; — начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного. Если коммуникативный прием например, стремление понравиться аудитории будет расшифрован, то его действие будет равно нулю и он ухудшит коммуникативную позицию оратора. Общие принципы построения основной части публичного выступления. Принцип краткости — аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу". Принцип последовательности — последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую. Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме.
Принцип целенаправленности. Заключается в наличие следующих обязательных элементов: Проблема — заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей. Тема — аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тезис — главная мысль. Формулируется в виде утверждения, которое должно быть однозначно понимаемым. Аргументы — доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Цель — доказательство тезиса при помощи аргументов. Принцип усиления — речевое воздействие на слушателей должно увеличиваться к концу выступления за счет — расположения материала по значимости; — усиления эмоционального накала изложения; — усиления интенсивности изложения. Принцип результативности — публичное выступление обязательно должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению, сформулированные словами. Способы подготовки к выступлению.
Выбор способа подготовки зависит от подготовленности оратора и ответственности выступления: 1. Экспромт — выступление без подготовки. План-конспект выступления — используют опытные лекторы. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все». Текст выступления, который читается — используют менее подготовленные и менее уверенные в себе ораторы. Воспроизведение наизусть по памяти — используют ораторы, которые боятся аудитории. Возможны комбинированные способы подготовки. Подготовка выступления начинается с обдумывания. Советы по обдумыванию выступления: — не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению; — не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии.
Публичное политическое выступление имеет большое значение и должно иметь продуманную композицию, в нём должна быть определённая последовательность компонентов композиции речи. Структура речи складывается как последовательность компонентов композиции речи, когда один компонент сменяется другим, повторяется, комбинируется с другими различным образом. Компоненты композиции речи — «это крупные риторические аргументы, средства доказывания» [1, с. Кохтев определяет композицию речи как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех компонентов композиции выступления. Следуя античным канонам, большинство авторов П. Сопер, Е. Ширяев, Н. Кохтев, Х. Леммерман, Е. Зарецкая, А. Васильева, Е.
Тот, кто обладает ораторским даром, красноречием. Дискуссия — публичное групповое обсуждение вопроса, проблемы. Тезис — Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. Основная и дополнительная литература. Основная литература: Власенков А. Русский язык. Власенков, Л. Юфа — Манн, Иванов и Фербер, 2017 - 264 с. От Сократа до Джобса. Терешиной — Эксмо, 2014 - 384 с. Культура речи. Петрякова, — М. Русская риторика и культура речи: учеб. Голуб, В. Теоретический материал для самостоятельного изучения. Спонтанность, разговорная лексика и просторечия - всё это не характерно для качественной публичной речи, но, например, эмоциональность, большое количество вопросительных и восклицательных предложения - эти черты мы встретим как в дружеской беседе, так и в речи оратора.
29. Композиция выступления
Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними. Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс». Как использовать композицию речи для конструктивного выступления Композиция речи — это искусство правильного построения выступления таким образом, чтобы зрители не только.