Найди верный ответ на вопрос«Расскажите о роли Зосимова в рассказе "Преступление и наказание". Тема падения и духовного возрождения человека (по роману «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе «Преступление и наказание» — это психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального. В романе "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников пробует себя в качестве литератора и однажды пишет очень любопытную статью под названием "О преступлении". Цитата из книги«Преступление и наказание» Федора Достоевского — «Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, ».
Зосимов в романе «Преступление и наказание»
Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Роль образа Разумихина в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что этот персонаж является антиподом Раскольникова, главного героя этого произведения. Идея преступления и наказания возникла у Достоевского летом 1865 года.
Преступление и наказание
Не на волю ж выпустить твоего красильщика? У них уж и сомнений нет никаких… — Да врешь; горячишься. Ну, а серьги? Согласись сам, что коли в тот самый день и час к Николаю из старухина сундука попадают серьги в руки, — согласись сам, что они как-нибудь да должны же были попасть? Это немало при таком следствии. Как попали? Неужели не видишь, с первого же разу, что все, что он показал при допросах, святейшая правда есть? Точнехонько так и попали в руки, как он показал. Наступил на коробку и поднял!
Однако ж сам признался, что с первого разу солгал? Слушай внимательно: и дворник, и Кох, и Пестряков, и другой дворник, и жена первого дворника, и мещанка, что о ту пору у ней в дворницкой сидела, и надворный советник Крюков, который в эту самую минуту с извозчика встал и в подворотню входил об руку с дамою, — все, то есть восемь или десять свидетелей, единогласно показывают, что Николай придавил Дмитрия к земле, лежал на нем и его тузил, а тот ему в волосы вцепился и тоже тузил. Лежат они поперек дороги и проход загораживают; их ругают со всех сторон, а они, «как малые ребята» буквальное выражение свидетелей , лежат друг на друге, визжат, дерутся и хохочут, оба хохочут взапуски, с самыми смешными рожами, и один другого догонять, точно дети, на улицу выбежали. Теперь строго заметь себе: тела наверху еще теплые, слышишь, теплые, так нашли их! Если убили они, или только один Николай, и при этом ограбили сундуки со взломом, или только участвовали чем-нибудь в грабеже, то позволь тебе задать всего только один вопрос: сходится ли подобное душевное настроение, то есть взвизги, хохот, ребяческая драка под воротами, — с топорами, с кровью, с злодейскою хитростью, осторожностью, грабежом? Тотчас же убили, всего каких-нибудь пять или десять минут назад, — потому так выходит, тела еще теплые, — и вдруг, бросив и тела и квартиру отпертую и зная, что сейчас туда люди прошли, и добычу бросив, они, как малые ребята, валяются на дороге, хохочут, всеобщее внимание на себя привлекают, и этому десять единогласных свидетелей есть! Разумеется, невозможно, но… — Нет, брат, не но, а если серьги, в тот же день и час очутившиеся у Николая в руках, действительно составляют важную фактическую против него контру — однако ж прямо объясняемую его показаниями, следственно еще спорную контру, — то надо же взять в соображение факты и оправдательные, и тем паче что они факты неотразимые. А как ты думаешь, по характеру нашей юриспруденции, примут или способны ль они принять такой факт, — основанный единственно только на одной психологической невозможности, на одном только душевном настроении, — за факт неотразимый и все обвинительные и вещественные факты, каковы бы они ни были, разрушающий?
Нет, не примут, не примут ни за что, потому-де коробку нашли, и человек удавиться хотел, «чего не могло быть, если б не чувствовал себя виноватым! Вот капитальный вопрос, вот из чего горячусь я! Постой, забыл спросить: чем доказано, что коробка с серьгами действительно из старухина сундука? Теперь еще: не видал ли кто-нибудь Николая в то время, когда Кох да Пестряков наверх прошли, и нельзя ли это чем-нибудь доказать? Стало быть, всего только и есть оправдания, что тузили друг друга и хохотали. Положим, это сильное доказательство, но… Позволь теперь: как же ты сам-то весь факт объясняешь? Находку серег чем объясняешь, коли действительно он их так нашел, как показывает? Да чего тут объяснять: дело ясное!
По крайней мере, дорога, по которой надо дело вести, ясна и доказана, и именно коробка доказала ее. Настоящий убийца обронил эти серьги. Убийца был наверху, когда Кох и Пестряков стучались, и сидел на запоре. Кох сдурил и пошел вниз; тут убийца выскочил и побежал тоже вниз, потому никакого другого у него не было выхода. На лестнице спрятался он от Коха, Пестрякова и дворника в пустую квартиру, именно в ту минуту, когда Дмитрий и Николай из нее выбежали, простоял за дверью, когда дворник и те проходили наверх, переждал, пока затихли шаги, и сошел себе вниз преспокойно, ровно в ту самую минуту, когда Дмитрий с Николаем на улицу выбежали, и все разошлись, и никого под воротами не осталось. Может, и видели его, да не заметили; мало ли народу проходит? А коробку он выронил из кармана, когда за дверью стоял, и не заметил, что выронил, потому не до того ему было. Коробка же ясно доказывает, что он именно там стоял.
Вот и вся штука! Нет, брат, это хитро.
У него возникают разногласия с Раскольниковым, и они ссорятся. А Разумихин и Зосимов, выйдя из коморки, замечают, что Родион ни на что не реагирует, кроме убийства. Оставшись один, Раскольников отправляется бродить по улицам. Идти домой он уже не намерен, не желая возвращаться к прежней жизни.
Его охватывает желание поговорить с кем-то, но никто Родиона будто не замечает. Он встречает Заметова, секретаря полицейского участка и говорит с ним о фальшивомонетчиках. Когда заходит речь об убийстве, Родион начинает говорить о том, как бы он поступил на месте убийцы. Заметов считает Раскольникова сумасшедшим. В этот же вечер Родион возвращается на место преступления и обнаруживает, что там переклеивают обои. Герой враждебно воспринимает новые стены.
Рабочие интересуются, что ему нужно. Родион дёргает за колокольчик и говорит, что на прошлой неделе тут целая лужа крови была, а теперь всё вымыли. Рабочие и другие служащие решают, что лучше не связываться с сумасшедшим и гонят его прочь. По пути в коморку Раскольников встречает толпу, обступившую раздавленное тело пьяницы Мармеладова. Родион решает помочь семье бывшего чиновника и доставляет тело домой. Все оставшиеся деньги отдаёт вдове.
Соня Мармеладова прощается с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Дома Родион застаёт мать и сестру Дуню. Они радуются встрече. Разумихин обещает взять все заботы о матери и сестре друга на себя. Он давно уже влюблён в Дуню. Та, в свою очередь, чувствует, что на него можно положиться и говорит об этом матери.
Раскольников сближается с Соней Мармеладовой. В ней он чувствует родственную душу, также нарушившую одну из главных заповедей. Тем временем окружающие начинают подозревать Раскольникова в преступлении. Он решает самостоятельно явиться к следователю Порфирию Петровичу, чтобы отвести от себя подозрения. Следователь встречает Родиона и заводит с ним разговор о статье, написанной Раскольниковым под названием «О преступлении» и опубликованной в газете два месяца назад. Он просит автора разъяснить свою теорию о людях великих и о «тварях дрожащих».
Согласно этой теории, люди высшие имеют дар нового слова, им дозволено всё, они разрушают старое во имя благой цели, даже если для этого требуется переступить мораль и закон. Людям низшим это не дозволено. Такие рассуждения не оставляют в Порфирии Петровиче сомнений, что перед ним находится убийца. Но следователь решает не давить на преступника и предвидит, что Раскольников сам придёт к нему с повинной, когда совесть и доброта победят в нём временное помутнение рассудка. По дороге домой Раскольников встречает Разумихина и говорит, что у следователя недостаточно фактов, чтобы обвинить его в убийстве. Разумихин возмущён обвинениями в адрес своего друга.
Раскольникова всё больше посещают мысли о том, что он «тварь дрожащая», а не «властелин» мира сего, потому что терзает себя от убийства какой-то старухи, не может забыть о морали и нравственности. Для него это преступление было и проверкой на принадлежность к людям высшего разряда, и акт справедливости, ведь старуха брала большие проценты и была безжалостна по отношению к должникам, попавшим в беду. В Петербург тем временем приезжает Свидригайлов. Жена его умерла при странных обстоятельствах, наталкивающих на мысль о его виновности в произошедшем. Свидригайлов знакомится с Раскольниковым, они находят общие темы для разговора. За первым уже прочно закрепился статус мошенника, шулера.
Но это совсем не мешало ему наслаждаться жизнью. Эта способность жить дальше, вопреки совершённым преступлениям, и привлекла Родиона. Лужин навещает Дуню с матерью и за обедом клевещет на Раскольникова и Соню, будто бы Родион отдал деньги, отправленные ему бедной матерью, на низменные услуги Мармеладовой. Но обман не удаётся, и Лужин с позором уезжает прочь. А Дуня с матерью сопереживают девушке с нелёгкой судьбой. Раскольников, терзаясь содеянным, и чувствуя себя чуждым среди близких, посещает Соню.
Она молится Богу. Просит прочитать её Евангелие о воскрешении Лазаря. Соня надеется на чудесное спасение. Раскольников пытается увлечь Соню за собой идеей о власти над «всем муравейником» и «дрожащей тварью». Он обещает ей рассказать, кто убил старуху-процентщицу. Раскольников снова решается пойти к Порфирию Петровичу.
Им движет страх и желание открыться. Опытный следователь поворачивает разговор в сторону психологии преступника. У Раскольникова случается нервный срыв. Он едва ли не оказывается разоблачён. Однако неожиданно в преступлении сознаётся Миколка. Он говорит, что Соня украла сторублёвую ассигнацию и даже находит бумагу в кармане несчастной.
Писатель и сам имел духовный опыт, который переживали многие его персонажи. Будучи в Сибири на каторге, Достоевский вспоминал доброго мужика Марея, которого знал в детстве, и писал по этому поводу: «И как этот мужик Марей трепал меня по щеке и гладил по головке. Эти воспоминания дали мне возможность пережить в каторге». Благодаря этим воспоминаниям он также смог увидеть окружающую его действительность в новом свете. Старец Зосима, таким образом, по мнению Накамуры, предстаёт перед читателем одним из множества двойников самого писателя [7]. Зосима не первым среди персонажей Достоевского переживает духовное возрождение, но его образ стал для писателя «новым и исключительным», так как все персонажи до него изображались только до момента преображения. О судьбе героя после подобного преображения обычно не известно ничего [8]. О Зосиме же после преображения и до событий романа известно, что он путешествовал по стране, собирая пожертвования для монастыря. Монах говорит о «соприкосновении с природой», которое позволяет глубоко проникнуться её красотой.
Ночуя вместе с рыбаками на берегу реки, Зосима осознаёт принадлежность и реки, и земли вокруг к созданному Богом миру, чувствует приобщённость к жизни и испытывает от этого радость. Накамура отмечает, что таким образом Достоевский хотел донести мысль о высшей цели человека, заключённой в общении с природой [9]. Внешность[ править править код ] На момент событий романа старцу Зосиме шестьдесят пять лет, и он чувствует, что скоро умрёт [10]. Его внешность заурядна. Всё лицо его, впрочем очень сухенькое, было усеяно мелкими морщинками, особенно было много их около глаз. Глаза же были небольшие, из светлых, быстрые и блестящие, вроде как бы две блестящие точки. Седенькие волосики сохранились лишь на висках, бородка была крошечная и реденькая, клином, а губы, часто усмехавшиеся, — тоненькие, как две бечевочки. Нос не то чтобы длинный, а востренький, точно у птички» [11]. Накамура отмечает, что несмотря на исходящий от него свет, Зосима «не производит впечатление особой торжественности и чистоты», не умеет «подать» себя.
В событиях романа[ править править код ] К Зосиме в монастырь приходит множество людей, так как разговоры старца приносят им непосредственную помощь. Зосима внимательно выслушивает каждого и старается дать точный и простой ответ без теоретизирования и «дешёвого» утешения. В отличие от многих других персонажей Достоевского, в Зосиме нет «актёрства и шутовства» [12]. Потерявшей третьего ребёнка женщине после молитвы старец велит вернуться к мужу [12] , так как по его мысли после смерти ребёнка самый факт его существования в прошлом продолжает связывать родителей незримой связью [13]. В этот момент впервые в романе возникает тема смерти невинного ребёнка. Беспокоящейся за мужа говорит, что Бог всегда простит того, кто покается в своих грехах [12]. Зосима готов выслушать любого и постараться помочь ему. Он проявляет «откровенную холодность» к «отвратительному и законченному шуту» Фёдору Карамазову , но соглашается принять участие в его семейных проблемах [11]. Зосима призывает Фёдора Карамазова, нравственное безобразие которого преступило все дозволенные границы, «образить себя», то есть восстановить в себе человеческий образ [14].
В отношении атеиста Ивана Карамазова, восстающего против гармонии, купленной ценой страданий человечества, и неспособного любить ближнего своего, старец замечает, что у него «сердце высшее, способное такою мукою мучиться», и он находится в поисках истины. Причём, замечает Зосима, если Иван не поверит в Бога и бессмертие души, то и в обратную сторону этот вопрос он не решит [15]. Алёше Карамазову , который стал одним из его послушников, он велит идти в мир, тем самым показывая, что не призывает каждого затвориться в монастыре и служить Богу [11]. Зосима чувствует, что скоро умрёт, поэтому перед смертью рассказывает своим ученикам, почему стал монахом, и оставляет поучения [10].
Доктор; приятель Разумихина. Было ему лет двадцать семь. Почему Раскольников разочаровался в своей теории? Нищенский образ жизни в совокупности с бездельем породили в его разуме множество странных, грешных мыслей. Так и родилась теория Раскольникова о «власть имеющих» и «тварях дрожащих». Он полностью разочаровался в своей теории, признав для себя самого, что не является тем, кого можно назвать «власть имеющим». В чем заключается суть теории Раскольникова? Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни — муравьи из муравейника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Как Раскольников признается Соне в убийстве? Фрагмент с признанием Раскольникова Соне можно найти в части 5 глава IV романа. Это было краткое содержание эпизода с признанием Раскольникова в убийстве Соне в романе "Преступление и наказание" Достоевского. Что является самым страшным наказанием для Раскольникова?
Заметов преступление и наказание характеристика.
В романе "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников пробует себя в качестве литератора и однажды пишет очень любопытную статью под названием "О преступлении". Таким образом, персонаж Зосимов важен не только для развития сюжета, но и для эволюции и трансформации главного героя романа «Преступление и наказание». Характеристика Зосимова в романе "Преступление и наказание", образ, описание. Зосимов и Разумихин еще с бо’льшим любопытством принялись его оглядывать, и он видимо наконец сконфузился.
Достоевский "Преступление и наказание". Расскажите, как ведет себя герой с Разумихиным и Зосимовым?
Ведь философская идея «малых дел» самого Разумиха состоит в том, что молодежь должна работать учителями, юристами, врачами и агрономами, чтобы каждый на своем месте служил благу. И ей необходимо помогать в юриспруденции, экономике и просвещении, а также содействовать покупке земель крестьянами, организовывать страхование, народные кредиты и улучшать земледельческие орудия. Именно таким образом Разумихин видел, как постепенно преодолевалась пропасть социального неравенства. По его мнению, именно этим можно было отвлечь общественные передовые молодые силы от революционной деятельности и всякого насильственного улучшения жизни. Описание Разумихина Вообще, вся суть этой идеи заключалась в том, что все «великие дела» надо оставить на потом, до лучших времен, а сейчас надо начинать действовать каждому на своем месте и тихо вести культурную работу. Раскольников же оправдывал любое кровопролитие, если кто-то вставал на пути к какому-нибудь благородному делу или великому открытию, или если кто-то очень сильно страдал от какого-нибудь нехорошего человека. Этими рассуждениями и наполнил Достоевский свой роман «Преступление и наказание». Разумихин же в нем играет немаловажную роль и полностью выражает взгляды самого автора. Характеристика Разумихина достаточно интересна.
Достоевский представил нам типаж эдакого мужлана, грубого буяна, сильной натуры, но очень благородного и великодушного русского человека, который полностью подчиняется Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Ведь он буквально млеет и принижает себя перед этой хрупкой и изящной красавицей. Почвенничество С первого взгляда может показаться, что Разумихин является прагматиком, но это не так. В своих рассуждениях он все же опирается на теорию «почвенничества», что представляло собой русское общественное течение мысли религиозно-философского направления, похожее на славянофильство, противопоставленное западничеству. Оно было ориентировано на самобытность России, что и отличало ее от западной культуры. Он критикует дореформенные порядки и юриспруденцию.
Свидригайлов уходит в дикую часть города на теперешнюю Петроградскую сторону , идет в гостиницу.
Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову. Глава 7 Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает.
Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного: «… я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю. И что мне все тычут со всех сторон: "преступление, преступление! Просто от низости и бездарности моей решаюсь, да разве еще из выгоды.. Но он не смог обрести эту желанную независимость от совести. Глава 8 Раскольников вновь отправляется к Соне. Верующая девушка дарит ему кипарисовый крестик и говорит пойти на перекресток дорог, встать на колени и, поцеловав землю, произнести вслух «Я убийца» — ему должно стать легче.
Раскольников выполняет сказанное, а затем идет в участок, он слышит, как обсуждают самоубийство Свидригайлова. Сильно взволнованный, на пределе возможностей Раскольников признается в убийстве ему протягивают стакан воды, думая, что он нездоров : «Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил» признание Родиона Эпилог Глава 1 Раскольникова приговорили к восьми годам каторги вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен. Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын — убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство.
Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло. Глава 2 Раскольников заболевает и попадает в лазарет. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он стыдился.. Ему снится сон, в котором аллегорически передается суть его идеи: на мир двинулась странная и страшная эпидемия, которая пришла из Азии и захватила всю Европу. Микроскопические существа, трихины , вселялись в тела людей и внушали им свои болезненные идеи, призванные разобщить человечество.
Они внушали людям непомерную гордость: «Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований» сон Раскольникова друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Спасение ожидало лишь некоторых избранных, чистых душой. Им было уготовано начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Когда Раскольников выздоравливает, в нем что-то меняется, и в первую очередь это проявляется в отношении к Соне. Странно злобный до этого, он теплеет к ней и однажды даже бросается перед ней на колени в слезах.
Она понимает, что он любит, бесконечно любит ее. В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога: «… начинается …история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью» финал романа — раскаяние Родиона Раскольникова.
Он очень совестливый и рассудительный, имеет жену и детей. Вместе с супругой любит литературу. В конце романа именно на него попадает Раскольников и признается ему в содеянном преступлении.
По корням она немка, что подчеркивает ее фамилия. С дурным и склочным характером, плохо разговаривающая на русском языке. У Амалии очень непростые отношения с Катериной Мармеладовой. Они откровенно ненавидят друг друга, Катерина ее называет пьянью и чухонской. Неприязнь к хозяйке обусловлена тем, что Мармеладова не любила иностранцев.
Амалия Ивановна все же помогала Катерине, она организовала похороны и накрыла стол. Госпожа Зарницына Хозяйка квартиры, в которой живет Раскольников, с самого приезда в Петербург, на протяжении трех лет. Она вдова, муж ее был чиновником. Родион Раскольников ухаживал за дочерью Прасковьи Павловны и хотел на ней жениться. Свадьба не состоялась, потому что невеста умерла от тифа.
Пока ее дочь была в отношениях, хозяйка позволяла жить Родиону в долг у нее. После того как он перестает вообще оплачивать каморку, госпожа Зарницына перестает его кормить и убирать комнату. Позже Родион получает повестку в полицию, в связи с неуплатой долга хозяйке квартиры. Девушка очень болезненная, внешне некрасивая, но добродушная и честная. Она олицетворяет хорошие стороны Родиона и он ей открывается.
Она была верующая, хотела уйти служить в монастырь. Всегда подавала милостыню бедным людям. Наталья хотела выйти замуж за Раскольникова, но скончалась от тифа. Разумихин не понимает почему Родион хотел жениться на столь некрасивой девушке. Ее мать была против, да и приданого она не имела.
Вахрушин Афанасий Иванович является купцом, а так же он друг умершего отца Родиона Раскольникова. К Чарушину обращается мать Раскольникова, чтобы попросить деньги в займы на обучение сына. У Вахрушина есть в губернии своя лавка с товаром. Для этого человека карьера главное в жизни, но он старается пользоваться чужими заслугами и успехами. Это легче, чем самому стараться и добиваться чего-то.
Семья так же важна для Вахрушина, он не способен предать родных и делает все для благополучия своих детей и внуков. Лавиза Ивановна Луиза Ивановна пышная обрусевшая немка, заправляет борделем, дом терпимости. Находящийся в районе, где жил Раскольников. Первая их встреча произошла как раз в полицейском участке, куда ее вызвали из-за драки в барделе. Дарья Францевна Хозяйка еще одного непристойного дома в Петербурге.
У нее работают бедные отчаявшиеся девушки. Так она нашла Соню, она долго ее переманивала в свой дом и та в итоге сдалась и начала работать в борделе. Дарья Францевна обижается на Соню, за то, что та работает без ее покровительства. Доносит на нее в полицию, где девушке выписывают желтый билет. Мадам Ресслих Мадам Гертруда Карловна мелкая процентщица иностранка.
Старая знакомая Свидригайлова, у которой он арендует жилье. Был слух, что Ресслих била свою глухонемую племянницу, а Свидригайлов в итоге вообще ее убил. Миколка Молодой человек, крестьянин родом из Зарайского уезда. Простой парень, старовер. Красил подъезд в доме, где жила старуха-процентщица, в момент ее убийства.
Попал из-за этого под подозрения полиции, так как заложил украденные серьги, которые обронил Раскольников. Миколка узнав, что он под подозрением пытается повеситься. Позже он врывается во время допроса Родиона Раскольникова и кричит что он убийца, тем самым чуть не сбив следствие с толку. Следователь быстро понимает что крестьянин клевещет на себя. Мещанин Мещанин сосед Старухи-процентщицы, ему за пятьдесят и одевается он в халат.
Работает он изготавливая кожаные и меховые вещи, это ремесло переходило из поколения в поколение. Он очень много пьет, о чем знают все вокруг. Когда Раскольников вернулся на место преступления, мещанин увидев молодого человека, предложил сообщить в полицию. Дворник его остановил, посоветовав не связываться с ним. Главным героем романа выступает Родион Раскольников.
Несмотря на внешние выдающиеся характеристики, описанные автором, жизнь в нищете толкнула его на преступную стезю. Он ставит себя выше окружающих за свой незаурядный и острый ум, но все его амбиции рушатся о реальность и безденежье. У Родиона нет возможности оплатить учебу в высшем учебном заведении, не хватает средств на квартплату. Одежда изрядно поношена, чем привлекает внимание окружающих во время немногочисленных прогулок. Единственным выходом из положения Раскольников считает убийство старухи-процентщицы.
Ставшая известной фраза Родиона «Тварь я дрожащая или право имею», подтолкнула его на преступление. Однако все пошло не по плану, в ходе чего погибает невиновная женщина. После совершенных злодеяний Раскольникова мучают угрызения совести, с которыми, частично, ему помогает справиться Соня. Именно любовь этого, в чем-то, тоже несчастного создания помогает Родиону оправиться. Ему предстоит задуматься о ценности жизни, о правах сильной личности.
Думая о собственной судьбе, Раскольников приходит с повинной, перед этим попытавшись спасти любимую от бесчестия. Все повествование ведется от лица Раскольникова, но в произведении мы видим и других действующих лиц. Через общение главного героя с второстепенными лицами можно лучше понять мысли и чувства Родиона. Второстепенные персонажи Несмотря на важность для сюжета Родиона Раскольникова, раскрыть его мысли и антураж вокруг без взаимодействия с другими персонажами было бы невозможно. Поэтому мы уделим внимание анализу характера второстепенных героев.
Соня Мармеладова — герой, сильно повлиявший на внутренний мир Раскольникова. Именно она пробудила в нем никогда прежде не испытанные чувства. Хрупкая молодая девушка с сильным духом и внутренним стержнем. Способна на все, чтобы помочь семье и близким людям. Ради финансового благополучия семьи она занимается проституцией.
Будучи верующим человеком, Соня знает, что однажды ее мучения будут вознаграждены, и она обретет счастье. Семен Мармеладов — отец Сони. Увольнение со службы переживает тяжело, забывается алкоголем. Многодетный отец оказался не в силах справиться с обстоятельствами, в результате чего поддался искушению. Считает, что лучше забыться в алкогольном бреду, чем попытаться решить проблемы.
Семья вынуждена бедствовать, и даже деньги, заработанные дочерью, уходят на выпивку. Этот персонаж вызывает жалость, как слабохарактерный человек, сломавшийся под гнетом обстоятельств. Дуня Раскольникова внешне похожа на своего брата Родиона. Она «замечательно хороша собой», чем привлекает внимание мужчин. В отличие от брата, Дуня способна много трудиться для достижения своих заветных целей.
Верно принятые решения помогают ей избежать непоправимых ошибок, и устроить свою жизнь. Любит Родиона так сильно, что готова была выйти за человека лишь потому, что тот способен обеспечить брата. Дмитрий Разумихин — противоположность Раскольникова, хоть они и друзья. Дмитрий, имея скудное финансовое состояние, находит разные способы зарабатывать на жизнь, не бросая учебы. Имеет большие планы на будущее, искренне старается помочь другу, сильно любит Дуню.
Порфирий Петрович — 35-летний умный следователь, разоблачивший в Раскольникове убийцу.
Ему рассказали и спросили, что можно давать. Супу, чаю...
Грибов да огурцов, разумеется, не давать, ну и говядины тоже не надо, и... Оно бы и сегодня... Хоть бы на диване полежал между нами!
Ты-то будешь? Что ты там устроил? Пирог подадут: свои соберутся.
Я его, впрочем, люблю. Порфирий Петрович придет: здешний пристав следственных дел... Да, ведь ты знаешь...
Что вы поругались-то раз, так ты, пожалуй, и не придешь? Заметов человек чудеснейший. Я говорил, что он в своем роде только хорош!
Да я уверен, что за меня тогда, совсем с требухой, всего-то одну печеную луковицу дадут, да и то если с тобой в придачу!.. Остри еще! Заметов еще мальчишка, я еще волосенки ему надеру, потому что его надо привлекать, а не отталкивать.
С мальчишкой вдвое осторожнее надо. Эх вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете, себя обижаете...
А коли хочешь знать, так у нас пожалуй, и дело одно общее завязалось. Уж мы его вытащим! А впрочем, теперь и беды никакой.
Дело совсем, совсем теперь очевидное! Мы только пару поддадим. Аль нет?
Да, бишь, я тебе только начало рассказывал... А вот... Она всё время оставалась в комнате, прижавшись подле двери, и слушала.
Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила. Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок , с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: сколько в нем листиков, какие на листиках зазубринки и сколько черточек?
Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок. Та вздохнула и замолчала. А впрочем, именно по улике, да улика-то эта не улика, вот что требуется доказать!
Это точь-в-точь как сначала они забрали и заподозрили этих, как бишь их... Коха да Пестрякова. Как это всё глупо делается, даже вчуже гадко становится!
Пестряков-то, может, сегодня ко мне зайдет... Кстати, Родя, ты эту штуку уж знаешь, еще до болезни случилось, ровно накануне того, как ты в обморок в конторе упал, когда там про это рассказывали... Зосимов любопытно посмотрел на Раскольникова; тот не шевелился.
Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются. Я Порфирия уважаю, но...
Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Вот ведь их логика. Кстати: я ведь этого Коха встречал; он ведь, оказалось, у старухи вещи просроченные скупал?
Он и векселя тоже скупает. Да черт с ним! Я ведь на что злюсь-то, понимаешь ты это?
На «рутину их дряхлую, пошлейшую, закорузлую злюсь... А тут, в одном этом деле, целый новый путь открыть можно. По одним психологическим только данным можно показать, как на истинный след попадать должно.
Ты дело-то подробно знаешь? Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет, и тридцатирублевую вещь не для того, чтоб «преставить», у Миколая подтибрил. Просто струсил.
Ну, да к черту, слушай; продолжает Душкин: «А крестьянина ефтова, Миколая Дементьева, знаю сызмалетства, нашей губернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские. А Миколай хоть не пьяница, а выпивает, и известно нам было, что он в ефтом самом доме работает, красит, вместе с Митреем, а с Митреем они из однех местов. И получимши билетик, он его тотчас разменял, выпил зараз два стаканчика, сдачу взял и пошел, а Митрея я с ним в тот час не видал.
Пошел я к ним в дом и стал осторожно про себя узнавать, тихими стопами, и перво-наперво спросил: тут ли Миколай? И сказывал Митрей, что Миколай загулял, пришел домой на рассвете, пьяный, дома пробыл примерно десять минут и опять ушел, а Митрей уж его потом не видал и работу один доканчивает. А работа у них по одной лестнице с убитыми, во втором этаже.
Сел на лавку, молчит. А опричь него в распивочной на ту пору был всего один человек посторонний, да еще спал на лавке другой, по знакомству, да двое наших мальчишков-с. Я этта ему рассказываю, смотрю, а он за шапку и начал вставать.
Тут я и сумления моего решился, потому его грех, как есть... Конца слушай! Пришел он туда, снял с себя крест, серебряный, и попросил за крест шкалик.
Погодя немного минут, баба в коровник пошла и видит в щель: он рядом в сарае к балке кушак привязал, петлю сделал; стал на обрубок и хочет себе петлю на шею надеть; баба вскрикнула благим матом, сбежались: «Так вот ты каков! Ну, его с надлежащими онерами и представили в такую-то часть, сюда то есть. Вопрос: «Как работали с Митреем, не видали ль кого по лестнице, вот в таком-то и таком-то часу?
Впервой от Афанасия Павлыча, на третьи сутки, в распивошной услыхал». Ну, да черт!.. Ну, так жали его, жали, нажимали, нажимали, ну и повинился: «Не на панели, дескать, нашел, а в фатере нашел, в которой мы с Митреем мазали».
И бегу этта я за ним, а сам кричу благим матом; а как с лестницы в подворотню выходить, набежал я с размаху на дворника и на господ, а сколько было с ним господ, не упомню, а дворник за то меня обругал, а другой дворник тоже обругал, и дворникова баба вышла, тоже нас обругала, и господин один в подворотню входил, с дамою, и тоже нас обругал, потому мы с Митькой поперек места легли: я Митьку за волосы схватил, и повалил, и стал тузить, а Митька тоже, из-под меня, за волосы меня ухватил и стал тузить, а делали мы то не по злобе, а по всей то есь любови, играючи. Стал я собирать и жду Митрея, авось подойдет. Да у дверей в сени, за стенкой, в углу, на коробку и наступил.
Смотрю, лежит, в гумаге завернута. За дверями лежала? За дверями?
Что с тобой? Чего ты так? Все помолчали немного.
Только что он увидал серьги, как тотчас же, забыв и квартиру, и Митьку, схватил шапку и побежал к Душкину и, как известно, получил от него рубль, а ему соврал, что нашел на панели, и тотчас же загулял. А про убийство подтверждает прежнее: «Знать не знаю, ведать не ведаю, только на третий день услыхал». Ну, вот и вся история.
Теперь, как думаешь, что они отсюда извлекли? Не на волю ж выпустить твоего красильщика? У них уж и сомнений нет никаких...
Ну, а серьги? Это немало при таком следствии. Как попали?
Неужели не видишь, с первого же разу, что всё, что он показал при допросах, святейшая правда есть? Точнехонько так и попали в руки, как он показал. Наступил на коробку и поднял!
Однако ж сам признался, что с первого разу солгал? Лежат они поперек дороги и проход загораживают; их ругают со всех сторон, а они, «как малые ребята» буквальное выражение свидетелей , лежат друг на друге, визжат, дерутся и хохочут, оба хохочут взапуски, с самыми смешными рожами, и один другого догонять, точно дети, на улицу выбежали. Теперь строго заметь себе: тела наверху еще теплые, слышишь, теплые, так нашли их!
Разумеется, невозможно, но... Нет, не примут, не примут ни за что, потому-де коробку нашли и человек удавиться хотел, «чего не могло быть, если б не чувствовал себя виноватым! Постой, забыл спросить: чем доказано, что коробка с серьгами действительно из старухина сундука?
Теперь еще: не видал ли кто-нибудь Николая в то время, когда Кох да Пестряков наверх прошли, и нельзя ли это чем-нибудь доказать? Стало быть, всего только и есть оправдания, что тузили друг друга и хохотали. Положим, это сильное доказательство, но...
Позволь теперь: как же ты сам-то весь факт объясняешь? Находку серег чем объясняешь, коли действительно он их так нашел, как показывает? Да чего тут объяснять: дело ясное!
По крайней мере дорога, по которой надо дело вести, ясна и доказана, и именно коробка доказала ее. Настоящий убийца обронил эти серьги. Убийца был наверху, когда Кох и Пестряков стучались, и сидел на запоре.
Кох сдурил и пошел вниз; тут убийца выскочил и побежал тоже вниз, потому никакого другого у него не было выхода. На лестнице спрятался он от Коха, Пестрякова и дворника в пустую квартиру, именно в ту минуту, когда Дмитрий и Николай из нее выбежали, простоял за дверью, когда дворник и те проходили наверх, переждал, пока затихли шаги, и сошел себе вниз преспокойно, ровно в ту самую минуту, когда Дмитрий с Николаем на улицу выбежали, и все разошлись, и никого под воротами не осталось. Может, и видели его, да не заметили; мало ли народу проходит?
А коробку он выронил из кармана, когда за дверью стоял, и не заметил, что выронил, потому не до того ему было. Коробка же ясно доказывает, что он именно там стоял. Вот и вся штука!
Нет, брат, это хитро. Это хитрее всего! Кто это вас сейчас шампанским-то наливал?
Всем пользуетесь! Напрасно вышли… — А я вам странным кажусь? Что это вы, газеты читаете?
Разве нельзя спросить? Что вы все… — Послушайте, вы человек образованный, литературный, а? Ax ты, мой воробушек!
С пробором, в перстнях — богатый человек! Фу, какой миленький мальчик! Тот отшатнулся, и не то чтоб обиделся, а уж очень удивился.
Врешь, воробушек!.. Так я странен? Ну, а любопытен я вам, а?
Ишь ведь сколько нумеров велел натащить! Подозрительно, а? Так даю показание, что читал, интересовался, отыскивал… разыскивал… — Раскольников прищурил глаза и выждал, — разыскивал — и для того и зашел сюда, — об убийстве старухи чиновницы, — произнес он, наконец, почти шепотом, чрезвычайно приблизив свое лицо к лицу Заметова.
Заметов смотрел на него прямо в упор, не шевелясь и не отодвигая своего лица от его лица. Страннее всего показалось потом Заметову, что ровно целую минуту длилось у них молчание и ровно целую минуту они так друг на друга глядели. Что ж в том?
Что, теперь понимаете? Что… «понимаете»? Неподвижное и серьезное лицо Раскольникова преобразилось в одно мгновение, и вдруг он залился опять тем же нервным хохотом, как давеча, как будто сам совершенно не в силах был сдержать себя.
Что «или»? Ну, что? Ну, скажите-ка!
Оба замолчали. После внезапного, припадочного взрыва смеха Раскольников стал вдруг задумчив и грустен. Он облокотился на стол и подпер рукой голову.
Казалось, он совершенно забыл про Заметова. Молчание длилось довольно долго. Остынет, — сказал Заметов.
Пожалуй… — Раскольников глотнул из стакана, положил в рот кусочек хлеба и вдруг, посмотрев на Заметова, казалось, все припомнил и как будто встряхнулся: лицо его приняло в ту же минуту первоначальное насмешливое выражение. Он продолжал пить чай. Целое общество было.
Подделывали билеты. Я еще месяц назад читал, — отвечал спокойно Раскольников. Это дети, бланбеки, а не мошенники!
Целая полсотня людей для этой цели собирается!
Зосимов в романе «Преступление и наказание»
Краткие содержания других частей романа " Преступление и наказание": ЧАСТЬ 1. Зосимов — высокий полный молодой человек 27 лет, медлительный. Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Роль образа Разумихина в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что этот персонаж является антиподом Раскольникова, главного героя этого произведения.
Зосимов преступление - фото сборник
Смотрите: Характеристика Зосимова в романе "Преступление и наказание" Господин Зосимов является молодым, начинающим врачом. Александр Григорьевич Заметов – герой второстепенного плана романа «Преступление и наказание». Господин Зосимов является одним из ярких второстепенных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. В этой статье читайте цитатную характеристику Зосимова из романа "Преступление и наказание", образ и описание персонажа.