узников концлагерей. сетях сообщили, что 29 января пройдет историческая реконструкция событий 27-31 января 1945 года, когда нацисты прогнали «Маршем смерти» порядка 7 тыс. человек из Кенигсберга (ныне Калининград) в Пальмникен (в настоящее время — Янтарный) к месту их казни. Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт.
История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)
Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт. b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_press-reliz_ 31 января 2016 года состоится траурное мероприятие, посвященное 71 годовщине Марша Смерти. Несколько тысяч человек, выживших после «Марша смерти», загнали в море и расстреляли. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Трагедию, 75 лет назад разыгравшуюся около нынешнего поселка Янтарный, называют теперь «Маршем смерти» и считают последним актом Холокоста.
Памятник жертвам Холокоста в Янтарном
Памятник жертвам Марша смерти расположен на берегу Балтийского моря в посёлке Янтарный Калининградской области. Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Несколько тысяч человек, выживших после «Марша смерти», загнали в море и расстреляли. Памятный маршрут стартовал от посёлка Русское, где захоронены советские солдаты, пытавшиеся пробиться и помешать маршу смерти. "Марш жизни" в память о жертвах холокоста прошел в воскресенье под Калининградом, сообщили ТАСС в администрации Янтарного городского округа, выступающего организатором ежегодной акции. Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко.
Марш смерти и кровавый янтарь
Кажется, в сторону леса». Подхватив собаку, полицаи ушли в указанном направлении. Вечером в угольный погреб пришёл муж госпожи Хардер, Альберт, и сказал женщинам: «Выходите! Наши лагерные лохмотья она сожгла. Начиная с этого времени, и до того как нас освободила Красная Армия, мы жили у них в квартире».
Когда советские войска заняли село Зоргенау, женщины заявили им, что они узницы-еврейки. Но военные не хотели этому верить: «Все евреи погибли в море! Благодаря этим женщинам, пережившим трагедию на янтарном берегу, оказавшись на «волосок от смерти», мы через много лет смогли узнать о ней. После окончания войны они разлетелись по миру.
Почти все из них оказались в Израиле и Америке. Последняя из них, 98-летняя Мария Блитц Зальц , недавно скончалась здесь. Она успела при жизни издать автобиографическую книгу, по которой в 2008 году в Германии был снят документальный фильм «Янтарный край — марш смерти в Восточной Пруссии» режиссёр Юлия Бургетт. Пальмникен сразу же вошёл в состав бывшего Советского Союза, а после его распада — стал частью России.
Уже через два дня, 17 апреля, была создана комиссия по расследованию массового убийства, под руководством генерала-майора Данилова. К этому времени эсесовцам уже удалось скрыть следы собственных злодеяний. Кроме арестованных нескольких членов Гитлерюгенда, которых приговорили к 25 годам принудительных работ в Сибири, найти виновных тогда не удалось. Многим пронацистски настроенным свидетелям трагедии из числа местных жителей также удалось сбежать, спасая жизни.
Главным обвиняемым был командующий маршем смерти, обершарфюрер Фриц Вебер. Его арестовали, потом выпустили, объявив, что он, якобы, «всё сделал, согласно приказу». Его нашли снова только почти через двадцать лет, в марте 1964 года в городе Киле. Он и не думал скрываться.
Добропорядочный отец двоих детей, он был прилежным работником Министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн. Благоверный христианин, он исправно делал пожертвования в местной церкви и вступил в члены правящей партии ХДС. Вебера арестовали снова в 1965 году. Его показания были на редкость уклончивы: «Я не могу сказать, сколько евреев было расстреляно во время марша из Кёнигсберга в Пальмникен до прибытия на янтарный комбинат, так как не могу взять на себя ответственность за достоверность».
Он признавал, что привёл колонну в Пальмникен на расстрел, но сам, якобы, не стрелял. В 1945 году до прибытия русских Вебер хотел убежать, как сделали другие его подельники, например, руководитель группы Тодт, который, желая спастись, сбежал, вызвавшись самостоятельно дойти до Пальмникена, чтобы «выяснить обстановку». Вебер не решался на это, зная, что за дезертирство в СС заплатят свободой или жизнью его родные. В Германии у него оставались жена и дети.
Он думал о них. Вскоре после ареста в ночь с 20 на 21 января 1965 года Вебер сам вынес себе приговор и сам же привёл его в исполнение, повесившись в тюремной камере. Начальник конвоя, Карл Отто Кнотт, бывший садист-фельдшер, уничтожавший евреев концлагеря Штуттгоф с особой жестокостью, вообще не понёс никакого наказания за свои преступления. В декабре 1964 года на судебном процессе против эсэсовцев Штуттгофа он был оправдан.
По делу пальмникенской трагедии были допрошены более сотни свидетелей в России, Германии и Израиле. Всего по этому делу было заведено 13 томов уголовного расследования, но никто из палачей не понёс наказания. В 2005 году копии материалов уголовного расследования были переданы из Германии в Калининградскую еврейскую общину, а оттуда — в Государственный архив Калининградской области. Во рву оказались 204 трупа женщин и 59 трупов мужчин в возрасте от 16 до 35 лет.
Несмотря на всё это, их приняли за «советских» людей, а информацию о том, что там были найдены евреи, решили не предавать огласке. Поставили красные звёзды и сделали надписи: «Вечная память советским людям, павшим от рук немецко-фашистских захватчиков». Сначала за братскими могилами ухаживали, потом перестали. Сегодня уже вообще неизвестно, где эти захоронения находятся.
С июля 1947 по апрель 1953 года в соседнем Приморске находился лагерь для перемещённых лиц, где содержалось около 2700 местных жителей, занятых на производстве янтаря. Все те, кто, рискуя собственной жизнью, спасал бежавших под покровом ночи узниц-евреек, оказались в этом лагере. В их числе оказались и супруги Хардер, спасшие жизнь трём молодым женщинам. Летом 2011 в Янтарном был установлен грандиозный памятник на месте расстрела.
Его создание финансировал местный еврейский меценат Владимир Кацман. Он же возглавил общественную инициативу по увековечению памяти жертв Холокоста «Пальмникен-45». Автором памятника стал Франк Майслер, израильский скульптор, потерявший в Аушвице родителей.
Мраморный 10-метровый памятник представляет собой воздетые к небу человеческие руки, символизирующие мольбу погибающих людей о помощи. На руках выбиты лагерные номера.
Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи.
Прожил я там всего два года, потом в 18-летнем возрасте еще раз приехал на день, и все. Думал, что никогда уже там не побываю. Но история, которую узнал не так давно, как магнитом стала притягивать меня к Янтарному. Рассказал мне ее мой хороший знакомый — писатель Арно Зурмински из Гамбурга. В бывшей Восточной Пруссии этот населенный пункт назывался Пальмникен. Поздним вечером 31 января 1945 года он стал свидетелем одного из преступлений нацистов.
Когда Красная армия приближалась к границам рейха, нацисты переправили в Кенигсберг около шести тысяч узниц польского и венгерского происхождения из концлагеря Освенцим. Затем пятьдесят километров полураздетыми по снегу их пешком гнали в Пальмникен. Ослабевших и больных женщин охранники добивали выстрелами. Но и оставшихся узниц — свыше двух тысяч — ждал трагический конец. Колонну погнали вдоль побережья Балтийского моря на юг. Отойдя несколько километров от Пальмникена, эсэсовцы стали загонять узниц группами по полсотни человек в ледяную морскую воду, а затем расстреливали их из автоматов.
Участникам предложили не только «пережить» и «прочувствовать» трагедию 1945 года, пройдя часть «дороги смерти», но и пообещали всем желающим помочь загримироваться и выдать желтую звезду. Он прокомментировал доклад аналитического центра RAND деятельность признана нежелательной на территории РФ , заказанный одной из структур Пентагона. В докладе проводится анализ исторических примеров падения великих держав, таких как Римская империя, Османская империя и Советский Союз, передает Lenta. Автор доклада отмечает, что все эти империи пали из-за внутренних проблем, таких как политическая нестабильность, экономический спад и социальные волнения. Игнатиус пишет, что США сейчас также сталкиваются с этими проблемами. Когда великие державы теряли позиции превосходства или лидерства из-за внутренних факторов, они редко обращали эту тенденцию вспять», — указал автор. Игнатиус добавил, что Соединенные Штаты все еще могут поменять тенденцию и удержать свой статус великой державы.
Однако он подчеркнул, что для этого «американцам необходимо объединиться» для решения проблем и найти новых политических лидеров, которые могут объединить страну. Ранее журналист Такер Карлсон также предупреждал, что США может грозить судьба Римской империи, поскольку одной из причин ее падения стало присутствие неграждан в легионах. Отмечается, что этот ответ является стандартным за все время расследования инцидента. За последние более чем полтора года официальные ведомства ФРГ не обнародовали никакую информацию о ЧП.
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти»
Скопировать ссылку Казань, 31 января, «Татар-информ». В поселке Янтарный Калининградской области главный раввин России Берл Лазар принял участие в открытии памятника «Жертвам марша смерти в Пальмникене», сообщает пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер. В данном мероприятии также приняли участие Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Калининградской области Николай Цуканов, представители дипломатического корпуса Польши, Литвы и Германии в Калининграде. Памятник, созданный израильским скульптором Франком Майслером, был открыт на берегу Балтийского моря, на льду которого в конце января 1945 года нацистами были расстреляны несколько тысяч еврейских узников лагерей и гетто.
И самое страшное, что до сих пор нет полного списка погибших в этой трагедии.
У нас есть коллега, который занимается установлением и идентификацией имен, чтобы мы могли как можно больше установить жертв трагедии. Обращу ваше внимание на две нижние таблички. Махча и Рухча Мильнер. Это две сестры, их сестра Хения Пташник выжила и продолжила путь от Пальмикена до Пиллау.
Освенцим, Бабий Яр, Пальмникен — это не просто географические названия. Каждое из них до сих пор заставляет сжиматься сердце любого человека. Сотни людей в траурную дату приезжают в Янтарный, чтобы принять участие в марше жизни, вспомнить безвинно погибших, зажечь свечу в память о тех, чьей кровью пропитан песок балтийского побережья. Это еврейская традиция — приносить их на могилы умерших.
Ведь камень символизирует вечность. Выездные конференции научно-просветительского центра «Холокост» проводятся в Калининградской области уже 25 лет накануне каждой годовщины Хрустальной ночи. В этом году она проводятся в режиме онлайн и офлайн. На будущее они ставят перед собой задачу найти имена тех жителей Восточной Пруссии, которые несколько месяцев укрывали у себя 13 выживших в Пальмикенской резне, чтобы присвоить им звание праведников народов мира.
Эти 15-летние мальчишки, прочёсывали близлежащие лесные массивы и деревни, ходили по домам в поисках спрятавшихся. Расстреливать безоружных женщин было легко, и многие «зухкомандос» делали это с удовольствием. Местные жители очень опасались пускать к себе в дом евреек, уцелевших при расстреле. Некоторые спасали из «шкурных» соображений, ожидая благодарности от приближающейся Красной Армии. Об этом свидетельствует Ружа Крайковска-Айзенберг: «Я убежала во время ночного марша.
Перешла шоссе, покрытое трупами. На другой стороне шоссе стояло несколько домов. Вошла в один из них. Приняла меня к себе женщина с двумя детьми. Она просила меня, чтобы я рассказала русским, когда придут, что она меня спасла».
Однако, находились и те, кто спасал их, рискуя собственной жизнью, проявляя мужество и человечность. Гелина Маленцевич рассказывает: «… И вот после блужданий по снегу мы увидели дома какого-то селения. Дверь открыла женщина, госпожа Фосс. Увидев нас, насмерть перепугалась и побежала за мужем. Он спросил: «Что вам здесь нужно?
На девятый день он позвал их вниз. Женщины стояли перед ним без обуви в грязных лохмотьях. Между тем немецкие войска отбросили захватчиков, и я рискую своей жизнью, если вы останетесь здесь». Одна из женщин вдруг заметила угольный погреб. Они быстро зарылись в кучу угля так глубоко, что трудно было дышать.
За ними наблюдала соседка, госпожа Хардер. Угольный погреб принадлежал ей. Вскоре по сигналу Фосса на место пришли полицейские с собакой, которая тут же рванувшись к погребу, почуяла след. Она, прикрикнув на собаку, ответила: «Да, я видела трёх оборванок, но куда они ушли, сказать не могу. Кажется, в сторону леса».
Подхватив собаку, полицаи ушли в указанном направлении. Вечером в угольный погреб пришёл муж госпожи Хардер, Альберт, и сказал женщинам: «Выходите! Наши лагерные лохмотья она сожгла. Начиная с этого времени, и до того как нас освободила Красная Армия, мы жили у них в квартире». Когда советские войска заняли село Зоргенау, женщины заявили им, что они узницы-еврейки.
Но военные не хотели этому верить: «Все евреи погибли в море! Благодаря этим женщинам, пережившим трагедию на янтарном берегу, оказавшись на «волосок от смерти», мы через много лет смогли узнать о ней. После окончания войны они разлетелись по миру. Почти все из них оказались в Израиле и Америке. Последняя из них, 98-летняя Мария Блитц Зальц , недавно скончалась здесь.
Она успела при жизни издать автобиографическую книгу, по которой в 2008 году в Германии был снят документальный фильм «Янтарный край — марш смерти в Восточной Пруссии» режиссёр Юлия Бургетт. Пальмникен сразу же вошёл в состав бывшего Советского Союза, а после его распада — стал частью России. Уже через два дня, 17 апреля, была создана комиссия по расследованию массового убийства, под руководством генерала-майора Данилова. К этому времени эсесовцам уже удалось скрыть следы собственных злодеяний. Кроме арестованных нескольких членов Гитлерюгенда, которых приговорили к 25 годам принудительных работ в Сибири, найти виновных тогда не удалось.
Многим пронацистски настроенным свидетелям трагедии из числа местных жителей также удалось сбежать, спасая жизни. Главным обвиняемым был командующий маршем смерти, обершарфюрер Фриц Вебер. Его арестовали, потом выпустили, объявив, что он, якобы, «всё сделал, согласно приказу». Его нашли снова только почти через двадцать лет, в марте 1964 года в городе Киле. Он и не думал скрываться.
Добропорядочный отец двоих детей, он был прилежным работником Министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн. Благоверный христианин, он исправно делал пожертвования в местной церкви и вступил в члены правящей партии ХДС. Вебера арестовали снова в 1965 году.
Командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд вмешался в план уничтожения, заявив: «Мы не ведем войну против женщин и детей». Вскоре, ощутив свою беспомощность, он покончил жизнь самоубийством.
После митинга состоялся «Марш жизни», который проводится ежегодно на протяжении 20 лет. В мероприятии традиционно принимают участие государственные чиновники, деятели науки и культуры, члены Еврейской общины Калининграда.
Калининградцы прошли Маршем смерти
Мы вспоминаем то, что произошло 70 лет назад. И, к большому сожалению, таких мест как это много во всей Европе и в моей Литве. Это место, где проявилось человеческое безумие. Безумие, порождённое таким грубым национализмом или фашизмом, как мы говорим. Не так давно, несколько дней назад в Аушвице, в Освенциме собрались мировые лидеры собрались, чтобы почтить память нескольких миллионов евреев, которые там были убиты. Погибли, конечно, и представители других народов. И было сказано, что в Европе не должны появиться новые агрессоры, новая волна национализма, волна, которая хочет захлестнуть всех, кто мыслит по-другому, молится по-другому, живёт по-другому, желает для другой жизни в отличии от тех, кто делает плохие дела». Консул Польши Збигнев Заремба подчеркнул в своей речи важность воспитания молодёжи в духе демократии и мира: «Мы стоим на том месте, где произошло чудовищное презрение к человеку и к его достоинству. Эта годовщина носит особый характер, ведь в этом году мы чтим память уже в семидесятый раз. Но, несмотря на то, что после этих чудовищных событий прошло уже 70 лет, наша память о них не ослабевает. Что сегодня для нас память о Холокосте?
Прежде всего, для нас это память о необходимости защиты наших ценностей свободы, справедливости, толерантности, поэтому нашей задачей является воспитание молодого поколения в духе мира». Среди выступающих был и узник гетто Яков Суховольский, свидетель преступлений нацизма против человечества. Получилось так, что я остался смертью позабытый. Я остался один, сейчас, когда я слушаю отрицателей Холокоста о том, что Холокоста не было.
Узнать об этом страшном событии в Калининградскую область приехали люди со всей страны. Лариса Прокудина — педагог из Энгельса.
Говорит, что даже погода скорбит вместе с людьми. Порывистый ветер словно пытается рассказать об ужасной трагедии. И даёт почувствовать собравшимся то, что пришлось пережить жертвам фашизма перед смертью. Потому что это даёт возможность рассказать историю, такую, какой она была на самом деле и память, которую я смогу перенести в детские сердца, она останется у них. Официальной датой окончания холокоста считается 27 января 1945 года день освобождения «Освенцима» советскими войсками. Но убийства продолжались.
Когда началось наступление Красной Армии в Восточной Пруссии в январе 1945 года, фашисты решили ликвидировать находящиеся в этом районе перевалочные лагеря. В ночь с 31 января на 1 февраля колонну из семи тысяч человек, в основном польских евреев и бывших узников Вильнюсского гетто голодных и больных погнали из Кенигсберга в Пальмникен. Многие погибли во время марша смерти. Тех, кто дошел до берега, согнали в море и расстреляли. Чудом выжило 13 человек.
По словам Симоновой, наряжать сытого обывателя узником концлагеря — это нормально, а одевать детей на День Победы в пилотки и гимнастерки образца Великой Отечественной войны, возмутительно… В виртуальную «комендатуру концлагеря» входит режиссер и сценарист короткометражных фильмов Анжелика Фоминых, выпускница двухмесячных курсов Высшей школы кино «Арка». Участие этой девушки в проекте предполагает, что пародия на «марш смерти» будет документальным или художественным фильмом. За «военную подготовку» в «комендатуре» отвечает калининградский сценарист к военным любительским фильмам Денис Поляков, представляющийся офицером запаса. В «комендатуре» есть настоящий военный моряк в отставке Вячеслав Земляк, занимающийся бизнесом в сфере пиротехники. За воспитательную работу отвечает Кирилл Зубрин — «соорганизатор военно-спортивных и патриотических мероприятий, занимается патриотическим воспитанием молодёжи», как представили Зубрина в «комендатуре». Иллюстрация: palmnickenmarch. В числе своих партнеров реконструкторы «марша смерти» назвали еврейскую общину Калининграда — тем самым оклеветав местное еврейство. Еврейская община опровергла свое соучастие в действии, осудила действие как кощунство над памятью жертв нацизма. Администрация Янтарного заявила, что осуждает реконструкцию, не давала и никогда не даст разрешения на ее проведение. Наличие в качестве «коменданта» историка-архивиста не сказалось на исторической достоверности справки о реальном «марше смерти». Справка изобилует грубейшими фактологическими ошибками, за которые на истфаке отправляют на пересдачу. К примеру, в справке указывается, как немецкий мальчик из Пальмникена, выйдя во двор своего дома, видит, как эсэсовец во дворе убивает случайно забежавшую во двор заключенную. Шаг в сторону из колонны карался расстрелом на месте. Как «клюква» смотрится извещение, что покончивший с собой впоследствии командир кенигбергского фольксштурма — ополчения из гражданских немцев, якобы, мог предотвратить массовый расстрел узников Штутхофа в Янтарном. Этот командир, майор вермахта в отставке, не имел полной власти и над своим подразделением. Все, что касалось концлагерей, решалось на уровнях командования СС и местных властей. Решение о ликвидации в Пальмникене узников из Штутхофа и его филиалов принимал, в частности, обер-президент Восточной Пруссии Эрих Кох, местный царек. Фольксштурм в Пальмникене, как и в других городах Германии, подчинялся гауляйтеру региона и командованию местных СС. Что мог сделать для спасения узников какой-то отдельный командир фольксштурма? Прикажи он своим подчиненным напасть на эсэсовский конвой «марша смерти» и освобождать заключенных, мог бы сам после этого получить пулю от кого-то из фольксштурмовцев. В фольксштурм нацисты призывали подростков, которые были готовы слепо выполнять любые преступные приказы, так как в силу возраста не знали никакой Германии, кроме гитлеровской. В справке говорится, что Штутхоф был «лагерем для гражданских военных и заключенных».
Имя этой гряды — прусское слово «alk», «священный», «священное [место]» — связано не только с тем, что на вершинах этих холмов в до-орденские времена было немало святилищ, но и с тем, что саму гряду самбийские пруссы почитали, как обиталище богов, и местом, лежащим где-то посередине между их миром и миром людей. На западе Альк выходит почти к побережью, и замыкается огромным холмом всего в нескольких километрах от берега моря. Это гора Хаузен, а точнее Гросс-Хаузен нем. На современных картах этот холм обозначается как «гора Большая» или просто как «высота 88». В дороге всех путешественников в сторону западного побережья привлекают живописнейшие виды, особенно волшебно просматриваются красоты этих мест заснеженными — великолепно раскрывается причудливая графика рельефа, читаются изящные контуры деревьев. Интерес к жемчужине западной части Калининградской области — Земландскому полуострову, у некоторых вызван с глубокой стариной, древними жителями этой земли — балтами, пруссами. Многие путешественники ищут волшебные места Пруссии, волшебные до сказочности. Сам факт существования на горе Хаузен прусского языческого святилища очень высокого ранга подтвержден археологически, но археология далеко не все может нам рассказать о жизни наших предков. Однако известно, что огонь занимал важнейшее место в духовном мире и культовой практике пруссов. Нередким жертвоприношением огню у пруссов был янтарь; примеры жертвенного сжигания янтаря известны и в историческое время, а в прошлом такой обряд реконструируется по многочисленным находкам остатков жжёного янтаря в жертвенных кострищах прусских святилищ. Одной из типичных черт прусской истории является обилие миграций, как волны, накатывавшие на Янтарный берег. Постоянные этнические передвижения сделали Пруссию подлинным котлом народов и культур. И объясняется это очень просто: издревле природные богатства Янтарного края привлекали к нему пришельцев из самых разных уголков Европы и Азии. Эти берега привлекали древних странников своими богатейшими запасами рыбы. Редкие группы местного населения юго-восточной Балтики занимались охотой и не мешали переселенцам. Уже в классическую эпоху эллины познакомились с янтарём. Этот интерес у них переняли римляне, около 70 года н. Одновременно на Янтарном берегу появляются кельтские мастера-литейщики, торговцы из Среднего Подунавья и небольшие группы древнегерманских воинов, очевидно — из юго-восточной Скандинавии как свидетельствуют некоторые черты погребального обряда Самбии. В эпоху Великого переселения народов отсчётом служат приход гуннов в 375 году в Европу, падение Рима в 475 году и похолодание климата — позднеантичный малый ледниковый период с 535 по 750 годы, а вместе с ним неурожаи из-за наводнений, долгих заморозков, и эпидемии , в гуннских войнах на рубежах Римской Империи рядом с германцами воевали балты. К этому времени группы восточных и северных германцев уже покинули Янтарный берег, частично переместившись в Поднепровье, частично отправившись на римский лимес рубежи в качестве таможенного контроля на границах Римской Империи. Возвращаясь от границ Империи после участия в гуннских войнах, балтские дружины к середине V века занимают опустевший Янтарный край. В ходе кровавых бурь эпохи Великого переселения народов деятельность янтарного пути, пролегавшего по бассейну р. Вислы, прервалась. Долгие десятилетия мы считали вслед за Карлом Марксом, что «К концу 13 века цветущая страна пруссов была превращена в пустыню…, жители были частично перебиты, частично уведены, частично вынуждены выселиться в Литву». Уместно пояснить, что Литва того периода состояла из огромного числа русских городов, к моменту смерти Витовта после Грюнвальда, на 1430 год литовская держава находилась на пике могущества, её границы простирались от Балтийского до Чёрного морей. Не случайно в Великом Новгороде на монументе к 1000-летию образования Руси, поставленном Александром II в 1862 году, скульптурно изображены исторические деятели, в числе которых и литовские князья — Ольгерд, Кейстут, Витовт. Финальную же точку в истории Пруссии поставила Красная Армия в апреле 1945 года. Теперь на просторах северной части этого исторического региона раскинулась Калининградская область России, а в 1947 году решением стран-союзниц в войне государство Пруссия юридически перестало существовать. Тем временем мы подъехали к месту первой остановки и осуществили погружение в Янтарный — цвет, историю места, судьбу… а начали мы на подступах к посёлку Янтарный — в посёлке Русское. Посёлок Русское расположен на перекрёстке дорог, что дало сформироваться в своё время бывшему поселению Гермау, благодаря своему выгодному географическому положению. Любопытно было узнать, почему посёлок получил своё «Русское» имя? Вариант, что, переименовывая второпях, наскоро, решили так: «Был Гермау — стал Русским», типа: «Было ваше — стало нашим» — не проходит. Нам известно из истории о двух крупных прусских восстаниях, которые тевтонцы именовали «вероотступничествами». После первого прусского восстания к 1252 году ситуация на территории, захваченной Тевтонским орденом стабилизировалась, и он приступил к дальнейшему продвижению вглубь прусских земель. Пришел черед Самбии. Зимой 1252 — 125З годов комтур Христбурга и он же вице-магистр Пруссии Хайнрих Штанге во главе отряда, пройдя по косе Фрише-Нерунг, переправился через существовавший тогда пролив у Витландсорта Лохштедт и, продвигаясь на север, по пути разоряя местность и попросту грабя, вышел к прусской деревне Гирмове Гюрмов. Здесь он столкнул со значительным войском самбов. В завязавшемся сражении орденский отряд потерпел поражение и его остатки начали отступать. Для покорения страны понадобился сильный отряд. Военачальники в отряде короля никак не могли договориться друг с другом о тактике захвата Замланда. Они не имели сведений о расположении прусских крепостей, путях подхода к ним, и не знали, какими силами располагает противник. Никто не хотел повторить печальную участь христбургского комтура. Не обошлось без очередного предательства. В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune. Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами. Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу. Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты. Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау». С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден. Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда. Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии. Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию. Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте. Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата. Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию. Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо. Споры ведутся о его предках. В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли. В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы. Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца. Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии. Прусская улица многократно упоминалась в летописях. Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых. После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы. Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России. Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы. Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают». Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус. Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей. Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет. На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена. Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд. Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным. Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось. Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой. Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн. Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение. А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог. Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо. После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством. Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве. Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно. Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году. Фактически в эти годы Тевтонский орден продолжил и завершил завоевание Пруссии, покорив племена надровов, скаловов и судовов ятвягов. В 1284 году тевтонцы начинают войну уже с Литвой. Летом этого года ландмейстер Конрад фон Тирберг совершил набег на Гродно и сжёг город. В Гродно было обнаружено много бартов, бежавших из Пруссии. Пётр из Дусбурга особо отмечает, что в волости Гродно был убит тот самый барт, который во время Третьего вероотступничества взял в плен комтуров Христбурга и Эльбинга с их дружинами, а затем бежал из Погезании. Также Пётр из Дусбурга отметил, что два барта, некие Нумо Наум? По их просьбе всем бежавшим из Пруссии бартам и жёнам их было разрешено вернуться в Пруссию и поселиться в пустующей после разорения 1275 года области Погезания. Вполне вероятно, что в числе вернувшихся мог быть и Гландус Кабилло. Пётр из Дусбурга отмечает, что самбийский фогт Дитрих высказывал опасения, что это снисхождение к мятежникам приведёт к неприятностям. Итак, после 1284 года бежавшим в Гродно бартам было разрешено вернуться в Пруссию, в опустошённую Погезанию. При этом знатные барты могли получить от Тевтонского ордена наделы и оформить их ленными грамотами. Какое-то время заняло переселение бартов в Погезанию, проверка их лояльности Тевтонскому ордену, оформление статуса прусской знати. Мы видим, что в 1290 году некий Гландус Кабилло должен был получить ленную грамоту на имение Налабен в приходе Петервальде возле города Мельзак. И вот здесь следует обратить внимание на то, что Пётр из Дусбурга упомянул в своей «Хронике земли Прусской» ещё про Четвёртое вероотступничество, на которое нынешние историки обычно внимания не обращают вовсе… На второй год после возвращения бартов из Гродно, как сообщает Пётр из Дусбурга, во время строительства замка Раганита с апреля 1289 года было раскрыто дело. Так как орденский хронист не назвал конкретных имён лиц, получивших «заслуженную кару», с большой уверенностью можно предположить, что они смогли скрыться. Надо понимать так, что Гландус Кабилло обязан был быть видным участником Четвёртого вероотступничества, а потому после получения известия о раскрытии заговора бежал. Ленная грамота, очевидно, так ему на руки выдана и не была. Осталась пылиться в архиве. Бежать пришлось на восток, но уже не в Гродно. Вряд ли там приняли бы беженцев по второму разу. Один раз их приютили, а они обманули и вернулись во владения Тевтонского ордена, поэтому доверять им литовцы теперь не могли. Бежать надо было туда, где Тевтонский орден не достанет, и начинать жизнь на новом месте, без надежды вернуться в Пруссию. Бежать надо было на Русь! Надеемся, что ставшее в 1946 году Русское из Гермау настроило вас более внимательней перечитать тексты хроник Тевтонского ордена, а мы в свою очередь обращаем внимание и на имя русского историка Василия Арсеньева, и на его глубокое расследование о происхождении дома Романовых из Прусской земли. Замок располагался на холме, окруженном с запада и юга болотом. Рядом с замком протекал ручей, на нем соорудили запруды и поставили мельницу. Образовавшийся каскад прудов прикрывал замок с севера и с востока. В 1330 — 1340 годах, несколько западнее прежних укреплений, был построен каменный замок. Рядом находился форбург. В южном флигеле располагались ремтер орденская кухня , замковая часовня, служебные и жилые помещения. В 1610 году флигель перестроили, превратив его в приходскую церковь.
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
Он отметил, что эти люди не забыты, им делают памятники, к ним приезжают, молятся. И души этих людей все равно здесь, с нами. И этим мы хотим показать, что у Гитлера ничего не вышло. Евреи живут, евреи помнят все, что было. И они будут продолжать жить", — сказал он. Ирина Коваленко, одна из участниц марша, поделилась, что приезжает сюда уже пять лет.
И над пляжем пустынным и скорбным, День и ночь были стоны слышны. А юнцы уходящего рейха Там, в карьерах янтарь стал краснее... Как застывшая кровь тех казненных. Море помнит погибших — жалеет, В этот край беззаветно влюблённых. Как их души здесь чайки летают, Своим криком к стене нас зовут... Пусть все смотрят, пусть помнят и знают — С этой памятью вечно живут! Предыдущая новость.
В траурном митинге, посвященном 70-летию этой скорбной даты, состоявшемся в поселке Янтарный, приняли участие Губернатор Калининградской области Николай Цуканов и глава Калининграда Александр Ярошук. В Калининградской области есть еще одна скорбная дата — 1 февраля. В 1945 году в этот день на побережье Балтийского моря в районе Пальмникена поселок Янтарный произошло массовое убийство узников-евреев. На побережье их гнали из концлагеря Штутгоф, многие умерли в дороге.
Участникам предложили не только «пережить» и «прочувствовать» трагедию 1945 года, пройдя часть «дороги смерти», но и пообещали всем желающим помочь загримироваться и выдать желтую звезду. Он прокомментировал доклад аналитического центра RAND деятельность признана нежелательной на территории РФ , заказанный одной из структур Пентагона. В докладе проводится анализ исторических примеров падения великих держав, таких как Римская империя, Османская империя и Советский Союз, передает Lenta. Автор доклада отмечает, что все эти империи пали из-за внутренних проблем, таких как политическая нестабильность, экономический спад и социальные волнения. Игнатиус пишет, что США сейчас также сталкиваются с этими проблемами. Когда великие державы теряли позиции превосходства или лидерства из-за внутренних факторов, они редко обращали эту тенденцию вспять», — указал автор. Игнатиус добавил, что Соединенные Штаты все еще могут поменять тенденцию и удержать свой статус великой державы. Однако он подчеркнул, что для этого «американцам необходимо объединиться» для решения проблем и найти новых политических лидеров, которые могут объединить страну. Ранее журналист Такер Карлсон также предупреждал, что США может грозить судьба Римской империи, поскольку одной из причин ее падения стало присутствие неграждан в легионах. Отмечается, что этот ответ является стандартным за все время расследования инцидента. За последние более чем полтора года официальные ведомства ФРГ не обнародовали никакую информацию о ЧП.
«Отрицание Холокоста может иметь необратимые последствия»: репортаж из Калининградской области
жертвах «Марша смерти» - последнего акта холокоста Второй мировой войны. Этот последний «Марш смерти» удалось выдержать лишь половине заключенных. сетях сообщили, что 29 января пройдет историческая реконструкция событий 27-31 января 1945 года, когда нацисты прогнали «Маршем смерти» порядка 7 тыс. человек из Кенигсберга (ныне Калининград) в Пальмникен (в настоящее время — Янтарный) к месту их казни. Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Съёмки мемориального комплекса «Марш смерти» в посёлке Янтарный.
Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод. Узники же — голодные, больные, полураздетые. Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги. Четыре дня их держали на комбинате по добыче янтаря.
В пределах границ современной Калининградской области с августа-сентября 1944 года по 20-е числа января 1945 года функционировало пять внешних трудовых лагерей СС - филиалов концлагеря Штуттгоф, а именно: лагеря на аэродромах люфтваффе в районах населенных пунктов Езау , Гердауен , Хайлигенбайль и Зеерапен и лагерь на территории вагоностроительного завода Штайнфурта в Кёнигсберге. Всего в этих пяти лагерях содержалось 5250 заключенных, в том числе 1000 мужчин и 4250 женщин, все - еврейской национальности. Скорее всего, именно эти узники были уничтожены в районе Пальмникена.
В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей… Провела классный час экскурсовод, жительница Янтарного Лучникова Валентина Васильевна. Урок прошёл на одном дыхании, дети узнали подлинную историю происходящего преследования и уничтожения народа с 1933 по 1945 гг. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев, русского народа, а также это Катастрофа всего человечества. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам.
Он был открыт на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. На митинге выступили представители других государств, религиозных общин и общественных организаций, администрации Янтарного городского округа. Они говорили о том, что случившуюся трагедию нельзя забывать и подобные преступления не должны больше повториться. Участники возложили цветы к мемориалу, почтили минутой молчания память погибших и зажгли поминальные свечи.
«Марш жизни» прошел в Калининградской области в память о жертвах Холокоста
Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт. Этот последний «Марш смерти» удалось выдержать лишь половине заключенных. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти».
В Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни» (фоторепортаж)
История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный) | 24 августа стало известно, что неизвестными в поселке Янтарный был осквернен памятник Жертвам Марша смерти под Кенигсбергом. |
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти» - Мой Калининград | Для истощенных и измученных узников это был настоящий марш смерти. |