Вдова народного артиста СССР Ирина Пуговкина-Лаврова рассказала «Главному» о том, как она познакомилась с Михаилом Ивановичем, как оказалась в Ростове и почему на съемочной площадке «Короля кинокомедии» называли Чайковским.
Михаил Пуговкин: в конце жизни Народного артиста заставляли «побираться»
Вдова Михаила Пуговкина — о самом счастливом периоде жизни народного артиста. Биографии знаменитостей, звёздные новости, интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на Народный артист СССР Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в бедной деревенской семье. Однако Пуговкин понимал, что без нее он не сможет играть на сцене, поэтому уговорил медиков не проводить никакой операции.
Михаил Пуговкин — биография, фото, личная жизнь актера: людям радость — себе все остальное
Но телеграмма за подписью Сталина, пришедшая перед самой операцией, адресованная врачам госпиталей, с требованием только в самом крайнем случае назначать ампутации у военнослужащих, а также профессионализм медицинского персонала спасли ногу актёра. После излечения в 1943 году Михаила комиссовали, и он вернулся в Московский театр драмы, который не прекращал работы и в военный период. Михаил Пуговкин в годы войны Театр и кино Осенью 1943 года открылась Школа-студия МХАТ и Пуговкин имевший только начальное образование, поступил в неё благодаря ходатайству режиссёра и актёра И. Однако через год, его отчислили из-за несданных зачётов по ряду дисциплин. В 1944 году актёра вновь призвали на службу в танковое училище, расположенное в Нижегородской области, где руководитель училища поручил Михаилу заняться организацией самодеятельности учебного заведения. По окончании театральной школы, Михаил Иванович с 1947 по 1949 годы работал в драматических театрах Мурманска и Вильнюса, после чего вернулся в столицу и поступил на службу в Театр Ленинского комсомола.
Пуговкин работая на театральной сцене, в 50-х годах постоянно получал роли в кино. К 1960 году имея в активе около 50-ти сыгранных ролей, актёр окончательно выбрал кинематограф, и решил сосредоточиться на работе киноактёра. В период с 1960 по 1978 годы Михаил Иванович был задействован киностудией «Мосфильм». Он снялся более чем в 60-ти ролях в основном комедийного жанра. Ему часто предлагали играть бюрократов, взяточников, приспособленцев и прочий антисоциальный люд.
Актёр снимался у лучших советских режиссёров того времени: А. Тутышкина, Л. Гайдая, А. Фильмы с его участием снятые плеядой выдающихся мастеров кинематографа, такие как «Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы и другие приключения Шурика», «12 стульев» и многие другие стали классикой отечественного кино.
Очень много у нас менеджеров, которые двух слов связать не могут. Ну, пусть учатся... Я работала по всему побережью, от Фороса до Феодосии. А это 84 санатория. Работать можно ежемесячно, отдыхающие же меняются. И Михаил Иванович у меня работал. А потом, когда Александра Николаевна умерла, я как-то по ялтинской набережной бежала с афишами, вижу, стоит Пуговкин около гостиницы «Ореанда». Я подошла к нему, выразила соболезнования, говорю: «Давайте поработаем вместе, вы же любите Ялту». А он 40 лет отработал в Ялте, 28 фильмов с его участием здесь было снято. И мы стали работать вместе. Ему понравилось: раньше он работал через общество «Знание», билеты были по 80 копеек, а у меня билеты на артистов были по 4—5 рублей. Гонорар, как вы понимаете, выше. Он удивился: как же так, женщина, маленькая, худенькая, а я была худенькой, и может полный зал собрать, и микрофон у нее работает, и пленка идет. Общество «Знание» не распространяло билетов, у них на встречу с актером могла прийти и половина зала, а мы распространяли билеты и без аншлагов не работали. А Пуговкина любили всегда. А он очень любил Ялту. Еще со времен, когда здесь снимался фильм «Адмирал Ушаков» 1953 , он мечтал жить в Ялте. Это я уже потом узнала, он мне рассказал. Так что я невольно осуществила его мечту. Мы поменяли его московскую квартиру на Ялту. Он не изменял ни одной жене. У него много приемных детей: у Александры Николаевны, когда они поженились, было две дочери, а потом три внука. У меня два сына и четверо внуков. Пять правнуков при Михаиле Ивановиче уже родились, мы их вместе забирали из роддома. Он очень любил детей, называл их ангелочками. Из воспоминаний Михаила Пуговкина. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе — пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью — 13 человек женщин и детей все мужчины были на фронте , мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп — было ведь голодное «карточное» время. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына». Спросите у любого творческого человека... Пуговкин никогда никого не поучал, никогда никому не указывал. Вся съемочная группа крутилась вокруг него, потому что юмор его был искрометным. Он уважительно относился и к молодым артистам, и к старшему поколению. И никогда никуда не лез. Это очень хорошие черты характера. Это единственный случай в нашем кинематографе, чтобы режиссер снимал одного актера шесть раз подряд. Георгий Данелия, мой любимый кинорежиссер, снял Евгения Леонова четыре раза, и то уже все гудели. А здесь шесть раз! А в Америку надо было лететь много часов ради маленького эпизода. Зачем это надо? Картина Александра Абдулова. Он не дружил с ним, он любил его... Шел 98-й год, Пуговкину — 70 лет, юбилей. И вдруг на сцену выходит Абдулов. А мы были с ним не знакомы... И приглашают Михаила Ивановича сниматься в кино. Представляете, прямо на сцене. Вот это был подарок. И мы 2 года жили этой картиной. В Баку снимали, в Москве и Ленинграде. Вы знаете, какие азербайджанцы гостеприимные, ночами ужин накрывали. Потом все спят, а мы с Пуговкиным уже на съемочной площадке. Он там был самый старший по возрасту. Премьеру делали в кинотеатре «Пушкинском». Потом Сашенька ездил с этой картиной. К сожалению, они так много наснимали — на 3 фильма, а когда сократили, сюжет порвался, сюжетная линия ушла.
После работы посещал драматический кружок в клубе им. Каверин , который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года , в первый день войны. А через два дня, Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт. Служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком. В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена , но ногу удалось спасти. После госпиталя Пуговкин был комиссован с военной службы.
Народный артист СССР 1988. Настоящая фамилия — Пугонькин. Родился в бедной семье, из-за чего у него была возможность закончить только три класса сельской школы. После того как в 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву, Михаил устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера. После работы посещал драматический кружок в клубе им. После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил режиссер Федор Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр.
Сказочный Крым Михаила Пуговкина
Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской "Ночи": "Мой голос для тебя и ласковый и томный... Во время учёбы продолжал сниматься в кино. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа. В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись.
В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года. Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино. После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра. Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать».
Его слова оказались пророческими. К 50 годам М. Пуговкин снялся в 57 фильмах. С Леонидом Гайдаем Михаил Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссёра главную роль в картине «Шельменко-денщик». После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах.
В 1991 году после смерти супруги Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В августе 1995 года в гостинице «Ялта» кинорежиссёр и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвящённый Михаилу Пуговкину.
В 1991 году принял решение уйти из профессии и уехать из Москвы. Продал свою московскую квартиру и переехал жить в Ялту. Много выступал, гастролировал. В своей московской квартире организовал музей. С 2003 года почти не выходил из дома, не давал интервью и не снимался. В последние годы серьезно болел.
По несколько раз в год лежал в больнице в связи с осложнениями сахарного диабета. Умер у себя дома после продолжительной болезни.
Но правильная еда лечит стресс Ампутация ноги Когда Сергей воевал на фронте, то получил серьезное ранение в ногу и был госпитализирован.
Конечность находилась в неудовлетворительном состоянии, поэтому доктора хотели ее ампутировать. Однако Пуговкин понимал, что без нее он не сможет играть на сцене, поэтому уговорил медиков не проводить никакой операции. В результате нога не только зажила, но и хорошо работала.
Актер не хромал при ходьбе, хоть и испытывал периодически болевые ощущения.
Роли в театре и путь в кинематограф Вскоре 16-летний юноша записался в самодеятельный драмкружок, где его и нашел театральный режиссер, который подыскивал замену для заболевшего актера. Михаил прошел прослушивание и получил роль в спектакле, а затем вошел в основной состав труппы. В 1940 году его заприметили и кинорежиссеры, благодаря чему актёр снялся в картинах «Яков Свердлов» и «Дело Артамоновых». Михаил Пуговкин в молодости Как только юноша закончил съемки во втором фильме, началась война с немцами. Он ушел воевать на фронт в стрелковый полк, где был разведчиком. Но через год начинающий актер был ранен в ногу. Вскоре началась гангрена, из-за чего врачи хотели отнять ее, но лишь чудо помогло фронтовику не лишиться ноги. После того, как Пуговкина комиссовали, он занялся актерской карьерой, пополнив труппу театра драмы. Не имея за плечами школьного образования, он поступил на учебу в Школу-студию МХАТ, но на втором курсе не смог сдать зачёты по некоторым предметам, из-за чего его отчислили.
Кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин» Но это не мешало артисту получать роли в театре и кино, где со временем к нему пришла востребованность и популярность. Михаил Иванович считал, что режиссеры часто неправильно оценивали его способности и мастерство. Некоторые были уверены, что ему подвластны лишь персонажи без интеллекта, однако, сам актер сумел доказать, что он может создать образ как простых тружеников, так и образованных людей. Пуговкин любил работать с Леонидом Гайдаем, но в последних его фильмах не снимался, так как видел, что современные зрители уже хотят от режиссеров других сюжетов и сценариев. Семейные союзы и отношения с родными Свой первый брак актер заключил в послевоенные годы, а с будущей женой, Надеждой Надеждиной, познакомился в стенах МХАТа. За красивой девушкой ухаживало немало молодых людей, но она выбрала невысокого рост — 170 см , но очень обаятельного Михаила. Супруги не стали доучиваться и уехали в Мурманск. Вскоре у них родилась дочь Елена и нужно было работать, чтобы как-то прокормить семью. На фото Михаил Пуговкин с первой женой Надеждой Надеждиной Актерская работа не приносила много денег, и Михаилу Ивановичу вместе с женой и дочкой приходилось переезжать с места на место. Когда девочка немного подросла, ее увезли в Смоленск, где ее воспитанием занимались бабушка и дедушка.
Лена почти не видела родителей, которые много времени и сил отдавали своей профессии. Из-за постоянных гастролей, киносъемок и отсутствия своего жилья супруги так и не смогли обрести семейное счастье. Между ними часто возникали недопонимание и ссоры, и вскоре жена не выдержала такой жизни и подала на развод. Дочь Пуговкина переживала, что родители больше не вместе, но она никогда не разрывала отношений с отцом. Елена получила образование в московском вузе, а потом работала госслужащей.
Великая война рядового Пугонькина
Воевал Михаил Пуговкин с первых дней войны, привычно приписав себе недостающие для военкомата годы. Пуговкин Михаил Иванович. Михаил Пуговкин рос третьим сыном в бедной крестьянской семье. Вот, что предложил Михаилу Пуговкину генерал-майор Федор Раевский, начальник училища. После тех событий Михаил Пуговкин оказался в разведке, где дослужился до взводного старшего сержанта.
Михаил Пуговкин – актер, переживший бедность, войну и смерть жены
Из роскошной квартиры в Каретном ряду она переехала к Пуговкину, в комнату в коммуналке. Они расписались и счастливо прожили более тридцати лет. В 1991 году Михаил Пуговкин стал вдовцом. Он сыграл царей в фильмах « Огонь, вода и… медные трубы », «На златом крыльце сидели» и « Варвара-краса, длинная коса », Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе». Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырёх. Режиссёр считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным!
Горького, 1967, реж. Роу Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актёров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съёмок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали «Старые песни о главном», которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину ещё раз сыграть одного из своих самых яркин персонажей — режиссёра Якина … В 1991 году актёр переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актёрами.
Там же он женился в третий раз — его супругой стала администратор Союзконцерта Ирина Лаврова. Гайдай Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать. Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель.
Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Кажется, он после этого что-то понял…».
В еще одном из любимых многими фильме, "Девчата", Михаил Пуговкин сыграл коменданта. Несмотря на то что актеру досталась небольшая роль, его герою принадлежат фразы, ставшие в народе крылатыми: "Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами", "Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится", "Посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют! С 1964 по 1982 год Пуговкин сыграл в шести его комедиях: "Операция "Ы" и "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" и "Не может быть! Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Только что вышел детектив "Дело "пестрых", где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он снимется в роли хулигана Верзилы. Но когда директор "Мосфильма" Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актера так: "Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть! Актеру такой подход не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссер сам не скажет, в какой роли его видит. Так Пуговкин и стал отцом Федором... РИА Новости На съемочной площадке его облачили в настоящую церковную рясу. Актер почувствовал себя неуютно и пошел к режиссеру: "Я человек верующий, у меня даже похолодела спина... Поэтому давайте перекрестимся и начнем снимать". Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Когда я сказал ей: — Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть. Боженька простит", — рассказывал Михаил Иванович в интервью журналу "Наше кино" в 2006 году. Самой сложной стала сцена с разрубанием стульев топором: они оказались очень прочными, и "отец Федор" шесть часов рубил их на берегу штормового моря. На съемках этой сцены его продуло так, что Михаил Иванович несколько месяцев потом болел. Когда в 1973 году Леонид Гайдай начал снимать фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и пригласил Михаила Ивановича на роль кинорежиссера Якина, руководство "Мосфильма" было категорически против. Члены худсовета в один голос твердили: "Разве может у режиссера быть такое "неинтеллигентное лицо"? Но за актера вступился руководитель студии Григорий Чухрай: "Я знаю, что вы все о себе думаете хорошо. Но Пуговкин вам покажет". Эти слова предопределили решение худсовета — Пуговкина все-таки утвердили. Его Карп Савельевич Якин стал культовым персонажем этой советской комедии. Он сыграл царей в фильмах "Огонь, вода и... Роу очень сожалел, что они встретились только в 1968 году — он был готов давать Пуговкину роли в каждом фильме, но успел снять только в четырех. Режиссер считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным. Вот почему в свою новую работу — фильм "Огонь, вода и... Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: — Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино". По словам Пуговкина, режиссер Роу был совершенно необыкновенным человеком — необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам. А есть режиссеры, которые относятся с душой", — говорил Михаил Иванович. И добавлял: "Александр Роу был именно таким". Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съемок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали "Старые песни о главном", которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину еще раз сыграть одного из своих самых ярких персонажей — режиссера Якина... Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью.
Тот всегда приходил на площадку с выученным текстом, продуманным ролевым рисунком, а кроме того, был способен отдаться стихии импровизации. У Гайдая штампы не приветствовались. Вдова режиссера Нина Гребешкова вспоминает о том, как он удивился, когда Пуговкин отказался от очередного предложения маэстро: «Я ведь на деле не эпизодник, я — ролевик! Здесь он играл вопреки своей фактуре, в противовес с устоявшимся амплуа. Два импозантных красавца, утонченные мастера Вахтанговской школы, виртуозы гротеска и буффонады Яковлев и Этуш неожиданно оказались в тени «простака» с опытом «школы переживания»! Они играли на своем привычном, высочайшем уровне, материал к ним благоволил, но именно «неказистый» Пуговкин за счет исключительно внутренней возгонки оказался в центре внимания, бесподобно воплотился в импозантного, ловкого, мастеровитого режиссера-эстета наперекор собственной органике: «Аз есмь. Житие мое! Паки паки, иже херувимы... Языками не владею, ваше благородие! Любопытно, что вышедшего на новый художественный уровень актера тогда резко невзлюбили чиновники Госкино и некоторые, похоже, узнавшие себя в гротесковом персонаже советские кинематографисты. Однако, когда на худсовете были брошены упреки в грубом преувеличении и озвучено требование поменять исполнителя, на защиту Якина встал режиссер-фронтовик, руководитель Экспериментального творческого объединения Григорий Чухрай, пригвоздивший недовольных коллег: «Слишком хорошо о себе думаете! Вот Пуговкин и покажет, какие типы среди вас встречаются! Игравшая вместе с ним Вера Васильева отмечает: «В театральной среде такого доброго, такого внимательного и воспитанного человека встречаешь редко. Бывает так, что из-за внешней грубоватой простоты — проглядывает душа. А там чувства нежные, тонкие. И все это богатство при рабоче-крестьянской внешности. У него никогда не прекращалась внутренняя работа, работа души». Все верно, именно таким, ответственным за собственную душу, его воспитала любимая мать. Она прожила долгую жизнь, и до последних дней, едва ли не ежедневно, ее Минька приносил ей продукты. Как мог, опекал Наталью Михайловну, а заодно советовался с ней насчет каждой новой своей работы. Широко известна история о том, как именно мама благословила его исполнить роль отца Федора в «12 стульях» 1971 : «Там поп-стяжатель ищет бриллианты».
И через неделю! Великий актёр и сердцевед Иван Москвин лично ходатайствовал за него, солгав, что аттестат об образовании был утерян на фронте. Вскоре Пуговкин стал его любимым учеником. Всего Михаил Пуговкин исполнил около ста ролей, в основном комедийных. Лучшим временем своего творчества актёр считал работу у Леонида Гайдая, своего близкого друга шесть совместных фильмов , Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» и «Шельменко-денщике», а также в сказках Александра Роу три роли — два царя и один разбойник. В перестроечные годы почти перестал сниматься. Полагаю, из-за мелкотравчатости, пошлости, а то и аморальности предлагавшихся сценариев, которые с годами только деградировали в этом отношении всё больше. В июле 1991 года переехал на постоянное место жительства в Крым, где организовал Центр Михаила Пуговкина. Ездил на выступления и творческие встречи в здравницы полуострова, который, по его словам, полюбил с 1952 года, кода впервые увидел эти места на съёмках. Помнятся кадры, где совершенно счастливый Пуговкин прогуливается по ялтинской набережной, доброжелательно отвечая на многочисленные приветствия. В 1997 году паренёк из далёких Рамешек в Чухломе, а затем всесоюзно обожаемый артист, получил гражданство Украины. Михаил Пуговкин скончался утром в пятницу, 25 июля 2008 года, ровно через 28 лет после В. Высоцкого, на 86-м году жизни у себя дома в Москве, из-за обострения сахарного диабета. После концерта патриарх Алексий II сказал ему: «Вы согрели наши души». За 70 лет артистической жизни Михаил Иванович Пуговкин 13. Лучшие же создания этой бравой сотни принадлежат национальной киноклассике, по большей части это кинокомедии. Точно по кадру из "12 стульев" установлена эта статуя полюбившемуся персонажу, установлена на частные деньги. На набережной Ялты открыли памятник популярному комедийному актеру советского кино Михаилу Пуговкину Памятная композиция в Чухломе по мотивам кинофильма "Свадьба в Малиновке" Памятные доски: Ялта. Театральная площадь.
100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина: Вспоминаем пять лучших ролей артиста
При этом мечта оказалась гораздо дороже денежных средств. После окончания войны артист был принят в Московский театр драмы, где Михаил Пуговкин сыграл одну из основных ролей в собственной карьере — Огонькова Петра из постановки «Москвички». О том, что ему досталась главная роль, актер узнал буквально за одну неделю до премьеры. Его игра так поразила публику, что, несмотря на слабую драматургию, о постановке написали в газетах. В 1960 году артист решил завершить театральную деятельность, так как планировал посвятить себя кино. Фильмы Первой кинокартиной Михаила Пуговкина стала кинокартина «Дело Артамонавых», которая была снята в 1940 году. Режиссер Рошаль Григорий пришел в театр, где на то время еще трудился артист в поисках актера на второстепенную роль Степаши Барского, который по сценарию должен был плясать на свадебном торжестве. Единственным требованием для актера было умение петь и танцевать.
Немного приукрасив собственные таланты, Пуговкину удалось попасть в ленту. В военное время он принял участие в съемочном процессе кинокартины «Кутузов» в небольшой роли солдата Федора, который по сценарию произносит довольно трогательный монолог перед смертью. При этом сам Сталин посчитал, что для столь трудного времени эта сцена будет лишней, поэтому монолог пришлось вырезать их фильма. В результате он на несколько секунд появился в фильме, и его изображение сменилось знаменем. Большая часть лент, где участие принимал Пуговкин Михаил — комедийные ленты, которые были более свойственны его личности. Он совершенно не любил играть главных героев, предпочитая небольшие роли, которые позволяли ему быть свободным в своих действиях. Его первой значимой и боле заметной ролью был образ матроса в комедии «Солдат Иван Бровкин».
В 1965 году режиссер Гайдай Леонид позвал актера в собственный культовый проект «Операция «Ы» и другие приключения Шурика на роль Верзилы. При этом сам артист предпочел сыграть небольшую роль прораба. Больше всего актер запомнился публике по яркой роли в картине «Свадьба в Малиновке». Режиссер проекта сразу же выбрал Михаила Пуговкина для роли Яшки, поэтому ассистенту было поручено разыскать его и пригласить на роль. Впрочем, девушка намеревалась на данную роль утвердить своего приятеля, поэтому около месяца делал вид, что все поиски актера оказались безуспешными. Тогда режиссер сам позвонил актеру и буквально за один день до начала съемочного процесса пригласил Пуговкина Михаила на роль. Роль далась Михаилу довольно трудно, так как по сценарию его персонаж должен был танцевать на свадебном торжестве, а у актера была травмирована нога.
А Пуговкину, в качестве возмещения ущерба дали грамоту. И Михаил еще долго с улыбкой вспоминал про «контакт» с самим Сталиным». Роль была бессловесной и состояла из нескольких эпизодов, в которых герой Михаила должен лихо отплясывать. По словам Пуговкина, он просто отчаянно хотел сниматься и не признался режиссеру, что у него на ноге еще незажившая рана. Оператор в испуге остановил съемку, а режиссер вызвал скорую и запретил Михаилу появляться на съемочной площадке. Вызвали медиков. Рану обработали, вновь перебинтовали и я, сцепив зубы, еще более азартно доиграл сцену.
Такое может только сделать человек в 20 лет», — рассказывал артист. Позже он сменил еще несколько коллективов — работал в Вильнюсе, Вологде, Москве. Но, переходя из одного театра в другой, Пуговкин продолжал активно сниматься в кино. К 1960 году его фильмография насчитывала уже 35 картин, в числе которых были «Верные друзья», «Солдат Иван Бровкин», «Максимка», «Адмирал Нахимов», «Илья Муромец», «Корабли штурмуют бастионы» и другие. И Пуговкин оказался перед выбором — чему отдать предпочтение: театру или кино. Подумав, Михаил выбрал кино. Фильмы Гайдая Пуговкин считал самыми удачными своими работами Всего же Пуговкин снялся более, чем в ста картинах.
Причем большинство из них — комедии. В них Михаилу чаще всего доставались роли бюрократов, подхалимов, взяточников и приспособленцев. При этом самыми удачными своими работами Пуговкин считал все фильмы Леонида Гайдая — «12 стульев», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками», «Спортлото-82». В перерывах между съемками Пуговкин много ездил по стране с творческими встречами и концертами, которые всегда проходили с неизменным аншлагом. В последний раз на экране Михаил Пуговкин появился в 2005 году. В мини-сериале «Бриллианты для Джульетты» он сыграл деда одного из героев. В 1947 году Михаил и Надежда сыграли свадьбу, а через два года у них родилась дочка Елена Алена.
Поэтому уже в полгода Алену отправили в Смоленскую область к родителям Надежды, у которых она жила до самого совершеннолетия. По словам последней жены артиста, Ирины Константиновны, Алена на всю жизнь затаила на родителей обиду. И когда ей говорили, что отец уже пожилой человек и нуждается в заботе, отвечала : «Родители обо мне не думали, почему я должна теперь о них заботиться? А потом начались постоянные упреки. Надежде не нравилось, что муж начал выпивать. А Михаил, в свою очередь, имел все основания ревновать супругу. В итоге они настолько устали от взаимных обид, что решили развестись.
А, выйдя из ЗАГСа, оба вздохнули с облегчением. Уже через несколько месяцев, возвращаясь с выездного концерта, он оказался в одном купе с певицей Александрой Лукьянченко. Всю дорогу они проговорили, а, вернувшись в Москву, начали встречаться.
Каверину понравилась исполнение роли 16-летним Пуговкиным в самодеятельном спектакле, и он пригласил его играть на профессиональной сцене во вспомогательном составе. В 1940 году Михаил сыграл небольшую дебютную роль в фильме «Дело Артамоновых» режиссёра Г.
В молодости Военный период В июле 1941 года Пуговкин ушел в числе добровольцев на фронт. В начале строил оборонительные укрепления столицы, а в августе этого же года в составе войск народного ополчения освобождал город Ельню. В конце 1941 года его дивизия попала в окружение, но Михаил в числе немногих бойцов смог прорваться к своим. После чего воевал в разведывательном подразделении полка дивизии Южного фронта. В боях за украинский город Ворошиловград ныне Луганск в конце лета 1942 года Пуговкина тяжело ранило в ногу.
В госпитале Тбилиси, где молодой боец проходил лечение, его состояние стало ухудшаться из-за начавшейся гангрены и для спасения жизни больного, хирургом было принято решение об ампутации. Но телеграмма за подписью Сталина, пришедшая перед самой операцией, адресованная врачам госпиталей, с требованием только в самом крайнем случае назначать ампутации у военнослужащих, а также профессионализм медицинского персонала спасли ногу актёра. После излечения в 1943 году Михаила комиссовали, и он вернулся в Московский театр драмы, который не прекращал работы и в военный период. Михаил Пуговкин в годы войны Театр и кино Осенью 1943 года открылась Школа-студия МХАТ и Пуговкин имевший только начальное образование, поступил в неё благодаря ходатайству режиссёра и актёра И. Однако через год, его отчислили из-за несданных зачётов по ряду дисциплин.
В 1944 году актёра вновь призвали на службу в танковое училище, расположенное в Нижегородской области, где руководитель училища поручил Михаилу заняться организацией самодеятельности учебного заведения. По окончании театральной школы, Михаил Иванович с 1947 по 1949 годы работал в драматических театрах Мурманска и Вильнюса, после чего вернулся в столицу и поступил на службу в Театр Ленинского комсомола. Пуговкин работая на театральной сцене, в 50-х годах постоянно получал роли в кино.
Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу. После выхода фильма «Адмирал Ушаков» пресса, критики дружно о. Незаурядная внешность Михаила Пуговкина говорила сама за себя. И пошли у актёра одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
К Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате картина собрала миллионы зрителей. На волне этого успеха было снято продолжение — «Иван Бровкин на целине». И вновь аншлаг! Затем он стал сниматься практически в одних комедиях, причем предпочитал играть не главных героев, а персонажей, над которыми можно работать самому так, как нравится. В 1958 году на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Земля и люди», где Михаил Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот Софрон Ложкин из фильма Досталя «Дело пестрых» — закоренелый преступник со стажем. Роль исполнена великолепно, хотя в преступной среде актеру «вращаться», разумеется, не приходилось.
Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины. Одну из лучших своих работ в кино роль Яшки-артиллериста Михаил Пуговкин сыграл в 1967 году в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «в ту степь». Однако прекрасная игра актёра сделала эти сцены центральными. В прокате фильм «Свадьба в Малиновке» занял одно из ведущих мест. На съемках дало знать о себе ранение — никто из съемочной группы не подозревал, что лихо отплясывающий Пуговкин после каждого дубля отходил в сторонку и выливал из сапога кровь. Артист шутил, смеялся и готов был на все, лишь бы доиграть роль до конца.
Пока снималась «Свадьба в Малиновке», почти два года, артисты жили в деревне Лубны — это где-то между Полтавой и Киевом. Приходили со съемок — Пуговкин, Зоя Фёдорова, Николай Сличенко, — садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины, Сличенко брал гитару, и все пели песни. Чудное время! А какие украинские борщи варила артистам хозяйка! А чтобы борщ получился наваристым, хозяйка бросала в кастрюлю целого петуха. В пору творческой зрелости Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Позже Леонид Гайдай, решил снимать Пуговкина в роли режиссёра Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но комиссия «Мосфильма» категорически не хотела утверждать кандидатуру актёра.
Мол, не может быть у «режиссёра» такое «неинтеллигентное лицо». Интеллект-то где? Они же не знали, что интеллект артист «всегда носит с собой. У него даже специальная сумочка для этого есть». Режиссёр-сказочник Александр Роу высоко ценил народно-смеховой комизм и острохарактерность Михаила Пуговкина. Миллионам детей нескольких поколений доставила огромную радость его работа в фильмах-сказках: «Илья Муромец», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-Краса, длинная коса», «Финист — Ясный Сокол», «Новые приключения капитана Врунгеля»… В сказках особенно ярко раскрывалось актёрское дарование Пуговкина. Насколько разные его персонажи: то глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман! Актёрское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук.
Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», — надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль. Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими: после пятидесяти на Михаила Пуговкина роли посыпались, как из рога изобилия. Помимо уже упомянутых ролей в сказках Роу и комедиях Гайдая, следует отметить: жестокого Гаера Кулия из экранизации романа Каверина «Два капитана», старого актёра и любящего отца Михайло Лисичкина из мюзикла «Ах, водевиль, водевиль…», Рэберна из приключенческого фильма «Клуб самоубийц». Когда-то в молодости цыганка нагадала Михаилу Пуговкину три брака. Он, конечно, не поверил, но жизнь показала: цыганка была права.
Они сыграли свадьбу в 1947 году, а спустя год у них родилась дочь Елена. С Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину. Разошлись супруги из-за профессии — Надежда Надеждина уехала в Омск, где сделала успешную карьеру, а Пуговкин остался в Москве. Дочь Елена не простила отцу ухода из семьи и не общалась с ним. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича были добрые отношения. Надеждина перед своим бенефисом в Омском академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и тёплое письмо. После развода, продав свои единственные лайковые перчатки, Пуговкин купил себе билет до Москвы, и уже в вагоне на замёрзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь». Но бурная холостяцкая жизнь продолжалась недолго.
Второй женой актера стала эстрадная певица Александра Лукьянченко, которая на момент знакомства с будущим супругом была известна по всему Союзу, да еще и состояла в браке. Познакомились они в поезде — Пуговкин, будучи «навеселе», вместе с другом зашел в купе певицы, которая ехала с мужем в Москву, выразить ей свое восхищение. В итоге молодой актер настолько покорил «звезду», что она не только развелась с мужем, но и отказалась от карьеры. Для Пуговкина она хотела быть просто женой. И он возродился. У него появился дом, семья. Он понял, что кому-то нужен, что может стать великим актером, что у него есть семья, есть основа для жизни. Он стал заниматься спортом, перешел на диету, завязал намертво с выпивкой.
Михаил Пуговкин попал в «железные руки». Александра Лукьянченко, как сказали бы сейчас, стала его продюсером и твердо решила сделать Пуговкина звездой. Сразу же после свадьбы Лукьянченко составила для мужа целую программу действий. Первое, никакого алкоголя. Второе, никакого лишнего веса. Третье, респектабельный внешний вид. Каждое утро она рассыпала перед мужем коробок спичек. Все спички Михаил Пуговкин должен был поднять с пола по одной.
Сорок пять спичек — сорок пять наклонов. Из домашнего бара исчезли все бутылки с алкоголем.
Биография Михаила Пуговкина
Итак, перед вами краткая биография Михаила Пуговкина. Биография Пуговкина Михаил Пуговкин появился на свет 13 июля 1923 года в селе Рамешки Костромская обл. Он рос и воспитывался в бедной крестьянской семье. Его отец, Иван Михайлович, работал мясником, а мать, Наталья Михайловна, занималась воспитанием детей, работая то в одном, то другом месте.
Кроме Михаила в семье Пуговкиных родилось еще двое сыновей. Детство и юность Поскольку Пуговкины жили в крайней нужде, Михаил имел возможность окончить только 3 класса средней школы. Еще в раннем детстве у него начали проявляться артистические способности.
Когда Пуговкину было 5 лет, у него проявился живой интерес к песням и пляскам. В подростковом возрасте он вместе с семьей переехал к тетке в Москву. Причиной переезда была тяжелая болезнь матери, которой требовалось соответствующее лечение.
В столице 15-летний Михаил устроился на тормозной завод в качестве помощника электромонтера. После работы он посещал драмкружок, где сделал свои первые шаги на сцене. В ходе одной из постановок на юношу обратил внимание режиссер Федор Каверин, руководивший тогда Московским драмтеатром.
В результате, Каверин предложил Пуговкину место в своей труппе, благодаря чему Михаил начал играть на профессиональной сцене. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны, на которую молодой артист отправился добровольцем. Изначально Пуговкин состоял в рядах народного ополчения, занимаясь постройкой оборонительных объектов.
Позднее он участвовал в Ельнинской операции. Когда он с однополчанами попал в окружение, ему удалось выбраться из него и благополучно дойти до своих.
Но галерея образов пополнялась, и нередко даже трудно было ответить на вопрос, почему зритель не меняет своего доброжелательного отношения к актеру, тогда как тот словно испытывает своих поклонников, предлагая им самые скверные, самые необаятельные обличья человеческие. Пестра и разнообразна галерея экранных героев Пуговкина.
Это шоферы, коменданты, милиционеры, браконьеры, экспедиторы, боцманы, трактористы. Перед нами превращения русского народного характера, его грани и противоположности. Перед нами простой и незатейливый народный тип, питаемый русской почвой. Глубже и характернее становятся герои актера от года к году, время подтверждает прогноз, данный режиссером М.
Роммом еще на съемках «Адмирала Ушакова»: «Думаю, если будете много работать, то эдак годам к пятидесяти полностью сформируетесь. Вот тогда вас будет интересно снимать». Однако вернемся в начало 60-х. В 1962 году Пуговкин был принят в труппу Театра-студии киноактера.
А через два года судьба свела его с режиссером Леонидом Гайдаем. Тот как раз приступил к съемкам фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Нашего героя он сначала пригласил на роль Верзилы, однако, когда эти пробы увидел директор «Мосфильма» Иван Пырьев, он сразу же потребовал поменять актера. И в роли Верзилы снялся Алексей Смирнов.
Но и Пуговкина режиссер в конечном счете не обидел — ему досталась роль прораба на стройке. Стоит отметить, что с тех пор Пуговкин стал одним из любимых актеров Гайдая и в течение 17 последующих лет неизменно снимался в его картинах. Всего их на его счету оказалось пять: «Двенадцать стульев» 1971 , «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 , «Не может быть! Однако в 80-е годы, несмотря на настойчивые просьбы режиссера сняться в очередной его картине, Пуговкин неизменно отвечал отказом.
Сам он это объясняет так: «Я ему объяснил: Леонид Иович, наступает период, когда я уже не могу заниматься эксцентрикой. Для меня пример — Аркадий Райкин. Он во второй половине жизни почти без маски выступал. Это был сатирик, но уже в другом ракурсе — гражданин, философ, если хотите.
Комедийный актер должен в зрелости переходить в иное качество». Между тем одну из лучших своих работ в кино Пуговкин сыграл в конце 60-х. И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «втустепь». Однако как прекрасно актер их сыграл!
В прокате 1967 года фильм «Свадьба в Малиновке» занял 2-е место, собрав 74,64 млн. Через год на Всесоюзном кинофестивале он был удостоен почетного приза. В том же 1967 году свет увидели еще две заметные роли Пуговкина: в фантастической комедии режиссера Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» он сыграл персонажа по фамилии Кнопкин, и в сказке Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы» — царя. Отмечу, что до этого нашему герою ни разу не доводилось сниматься в картинах этих жанров.
В начале 70-х годов творческая судьба Пуговкина могла резко измениться — он надумал уехать в Ленинград и поступить в БДТ к Г. Однако в самый последний момент внезапно испугался, не захотел все менять. Уже в 80-е годы судьба свела Пуговкина с Товстоноговым в Доме актеров в Ялте, и наш герой поведал ему об этой истории. И режиссер ему ответил: «Зря испугались, надо было приезжать!
Гайдая лишь несколько: «Шельменко-денщик» 1971 , «Нейлон 100 процентов» 1974 , «Новые приключения капитана Врунгеля» 1979 , «Шестой 1983. В том же году он ушел из Театра-студии киноактера, в котором проработал 15 лет. В 1990 году в семье нашего героя случилось несчастье: умерла его жена — А. Лукьянченко, с которой он прожил 32 года.
Так как все три дочери Пуговкина были уже взрослыми и жили отдельно, наш герой коротал дни в одиночестве. Однако он всегда помнил о том, что еще в 1941 году цыганка ему нагадала — быть ему трижды женатым. И в 1991 году это пророчество сбылось. Михаил Пуговкин рассказывает: «Я человек очень эмоциональный, вздернутый.
Днем еще ничего, а вечерами, чувствую, просто не могу. И в это время меня пригласили на творческие встречи в Ялту. Пригласила одна женщина — Ирина Константиновна, сестра народного артиста Юрия Медведева, недавно скончавшегося. Приехал я в Ялту и задержался… Ирина Константиновна стала моей женой… Вскоре я обменял свою квартиру на Олимпийском проспекте на квартиру в Ялте.
Когда мы переезжали, все жильцы дома смотрели, что мы будем выгружать. А у нас было узлов 5—6. Мы когда менялись, то договорились баш на баш: стол на стол, диван на диван. Правда, как всегда, мы прогадали, отдали лучшее.
Зато оглянитесь, под окнами море!.. В Москве у меня остались три дочери и три внука. Никто из детей по моим стопам не пошел. Одна дочка работает во Внешторге, другая — «в турфирме, а третья занимается в Москве озеленением.
Последней ролью в кино Михаила Пуговкина стала роль дедушки одного из студентов в фильме "Бриллианты для Джульетты". О жизни и творчестве выдающегося актёра создан документальный фильм "Михаил Пуговкин. Житие мое" 2008. Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года от инсульта в своём доме на улице Короленко в Москве. Режиссёр: М. Горчаков — Пётр Огоньков 1943 — «Фронт» А.
Горчаков — Солдат Башлыков. Драматический театр Северного Флота: 1947 — «Молодая гвардия» А. Режиссёр: И. Олышвангер — Старшина Коньков 1948 — «Русский вопрос» К. Режиссёр: Осипов-Трояновский — Главный редактор 1948 — «Подвиг разведчика». Режиссёр: Ю.
Щербаков — околоточный Якорев 1948 — «Московский характер» А. Режиссёр: С. Симонова; режиссёр И. Берсенев — лейтенант 1949 — «Семья» И. Попова; постановка С. Гианцинтовой — рабочий 1949 — «Особняк в переулочке» Братьев Тур; постановка И.
Берсенева — капитан 1949 — «Лена»; режиссёр С. Штейн — председатель колхоза 1951 — «Первая симфония» А. Гладкова; постановка С. Гианцинтовой и А. Рубба — Ершов, композитор 1951 — «Восходит солнце» С. Вургуна; режиссёры И.
Берсенев, С. Рожкова; режиссёры С. Гианцинтова и С. Штейн — старший сын Шорохова 1954 — «Доброе имя» К. Симонова; режиссёры С. Гианцинтова, В.
Война [ править править код ] 7 июля 1941 года Михаил ушёл добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения , в составе которого строил оборонительные рубежи, затем участвовал в Ельнинской операции. Попав в окружение, сумел выбраться к своим. С января 1942 года служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В августе 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом [10]. Лечился в эвакогоспитале в Тбилиси. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена , и ногу собирались ампутировать, несмотря на уговоры актёра не ломать ему карьеру. В последний момент в палату вбежала медсестра с телеграммой за подписью Сталина , в которой врачам предписывалось «прекратить бессмысленную ампутацию у солдат и офицеров» [6]. В результате ногу удалось спасти.
После госпиталя был комиссован с военной службы. Театр [ править править код ] В 1943 году служил в Московском театре драмы — единственном московском театре, работавшим в военные годы, где главным режиссёром был Николай Горчаков. Горького , несмотря на три класса образования. Иван Москвин лично ходатайствовал за него в управлении Высшей школы, солгав, что аттестат об образовании был утерян на фронте [8]. Вскоре Пуговкин стал его любимым учеником, однако, не сумев сдать на втором курсе зачёты по марксизму, истории и французскому языку, попал в списки отчисленных. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во 2-е Горьковское танковое училище в Ветлуге [11]. Начальник училища генерал Фёдор Раевский [12] , любивший искусство, назначил его ответственным за самодеятельность училища. В июле 1945 года Раевский отчислил Пуговкина из училища, чтобы тот смог продолжить выступления в театре, и он вернулся в Школу-студию МХАТ. В 1947 году окончил учёбу и уехал в Мурманск служить в Драматическом театре Северного флота всего на один сезон, где удачно исполнил четыре роли.
Экономика Центробанк начинает управлять ожиданиями
Михаил Пуговкин преставился ко Господу 25 июля 2008 года у себя дома в Москве на 86-м году жизни из-за обострения сахарного диабета. Актер Михаил Пуговкин Актер Михаил Пуговкин. Пуговкин появился на свет теплым летним днем 1923 года в деревне Рамешки. Умер Михаил Пуговкин у себя дома почти через две недели после того, как ему исполнилось 85 лет. Михаил Пуговкин – советский, российский артист театра и кино. Пуговкин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Пуговкин Имя при рождении: Михаил Иванович Пугонькин Дата рождения: 13 июля 1923(1923-07-13) Место рождения: дер. Рамешки, Чухломской уезд, Костромская губерния, РСФСР, СССР Дата смерти: 25 июля 2008(2008-07-25).
Семейный груз Михаила Пуговкина
Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской губернии, в бедной крестьянской семье. В 1960 году Михаил Пуговкин твёрдо решает посвятить своё творчество кинематографу и окончательно оставляет театр ради кино. Режиссер Якин, Яшка артиллерист, прораб из «Приключения Шурика». На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского актера Михаила Пуг. Михаил Пуговкин вспоминает: «Он был из тех самых Раевских, что прославились в войну 1812 года. В 1939-1941 годах Михаил Пуговкин работал артистом вспомогательного состава Московского драматического театра. К 100-летию со дня рождения знаменитого киноактера Михаила Пуговкина работники Костромского государственного архива обнародовали небольшую сенсацию — они по документам выяснили, что Михаил Пуговкин родился не 13 июля 1923 года.