Новости перов художник биография

русский живописец, один из родоначальников жанровой картины.

ПЕРО́В ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Сразу после возвращения художник создает картину «Проводы покойника» (1865): она определяет ведущую роль Перова в формирующемся тогда идейном реализме. русский живописец родился 2 января 1834 года - умер 10 июня 1882 года (48 лет). Такова была судьба и знаменитого художника Василия Перова. Биография Перова. Василий Григорьевич Перов – русский художник XIX век, жанровая, портретная и историческая живопись которого является прекрасным наглядным пособием. русский живописец родился 2 января 1834 года - умер 10 июня 1882 года (48 лет).

Василий Перов: жизнь и творчество художника

Перов, Василий Григорьевич — — живописец; родился 21-го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29-го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске. Васильев Василий Григорьевич) (1834-1882) – русский художник-живописец и преподаватель живописи. Биография известного русского художника Василия Перова. Происхождение, образование, творчество и личная жизнь. Интересные факты из биографии живописца. Перов, Василий Григорьевич, живописец; родился 21-го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29-го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. русский живописец родился 2 января 1834 года - умер 10 июня 1882 года (48 лет). Василий Григорьевич Перов. Автопортрет. Как-то, проходя по улице, художник заметил крестьянку с сыном, который идеально вписывался в образ подневольного мальчика.

Реформатор изобразительного искусства

Рожденный до официального брака родителей, по законам того времени, Василий не мог претендовать ни на титул отца-Тобольского прокурора Григория Криденера, ни на его имя. Вначале он носил фамилию Васильев, а после того, как начал обучаться грамоте, местный дьячок дал ему прозвище Перов за каллиграфический почерк.

И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца. Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте. Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым".

Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем. Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам. Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, и был отдан учиться в художественную школу А. Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками. В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству.

В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении. В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище Василий под руководством С. В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» 1861.

Слайд 3 Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов , А. Венецианов , И.

Василий перов

Вскоре после рождения сына Криденер женился на Акулине и долгое время пытался добиться получения дворянского титула для Василия, но безуспешно — ребёнок был рождён вне брака. Не имея прав на фамилию своего родного отца, Василий с рождения носил фамилию своего крёстного отца — «Васильев». Фамилия «Перов» возникла уже позже из одноимённого прозвища мальчика, данного ему учителем грамоты за отличное владение пером для письма. О матери художника известно крайне мало: только имя и то, что она учила сына читать. Очевидно, что это не единственный её вклад в развитие родного чада, но это единственное, что сохранилось в истории. Гораздо больше информации известно об отце Василия Перова. Спустя несколько лет после рождения сына, барон Криденер потерял свой прокурорский пост. Как утверждается, Григорий Криденер был честным и образованным человеком, но крайне несдержанным на язык.

Однажды написав язвительно-сатирическое стихотворение о членах администрации Тобольской губернии, прокурор потерял свой пост. После этого семейство несколько лет путешествовало по городам России, в итоге остановившись в Арзамасе. Василию Григорьевичу Перову к этому моменту было около 10-11 лет. В Арзамасе он переболел оспой, из-за чего у него сильно испортилось зрение. В то же время у мальчика образовался живейший интерес к живописи, возникший после наблюдения за работой художника, приглашённого отцом. Первое художественное образование Перов получил в Арзамасской школе живописи Александра Васильевича Ступина. Закончить обучение в школе А.

Ступина Перову не удалось, как утверждается - из-за многочисленных конфликтов с другими учениками. Вообще, существует множество заметок о том, что Василий Перов в то время часто ссорился со сверстниками и участвовал в шумных пьянках, чем доводил родителей до белого каления. В первой трети 1850-х годов Василий Григорьевич переехал в Москву и начал учиться в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" , однако денег на жизнь ему катастрофически не хватало, из-за чего он подумывал даже о том, чтобы бросить учёбу. Юноше помог его преподаватель из Московского училища - Е. Васильев, поселивший Перова у себя. В 1856 году Василий Григорьевич Перов представил в Императорскую Академию художеств свою картину «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», за которую получил малую серебряную медаль.

Он впал в тоску и там, на чужбине, пришел к более ясному осознанию того, насколько близка ему Россия, насколько он чувствителен к происходящему на родной земле и насколько бесполезен за ее границами. Он написал в Академию письмо с прошением возвратиться раньше положенного срока и вскоре покинул Францию. Дома художник с большим энтузиазмом принялся за работу.

Еще одной серьезной темой в творчестве мастера стало сострадание: в работах «Тройка» и «Проводы покойника» Перов проявляет себя не только как великий художник, но и как тонкий психолог. Воздействуя на сознание зрителя, встревожив его и задев за живое, картины мастера остаются в памяти человека навсегда. Перов «Тройка», 1866 Источник: Государственная Третьяковская Галерея «Тройка» рассказывает о нищих детях, которые, чтобы заработать свою копейку, вынуждены тяжело работать. На салазках они тащат по гололеду огромную бочку с водой. Художник описывает историю в деталях, позволяя рассмотреть изможденные лица героев, их гнилые зубы, одежду, состоящую из лохмотьев или обносков не по размеру, и почувствовать всю тяжесть детского труда. На улице страшный холод и ветер — бочка обледенела, а на заднем плане виднеется мужчина, не удержавшийся на ногах. Ребята, словно лебедь, рак и щука, изо всех сил стараются сдвинуть груз с места. Еще один герой картины — небезразличный прохожий мужчина, пожалевший ребят и помогающий им подтолкнуть бочку; видно, как непросто это дается даже ему, взрослому человеку. На переднем плане изображена бегущая собака — как преданный друг, она старается хотя бы таким участием поддержать бедных тружеников.

Произведение исполнено в мрачной серой гамме. Детально выписаны только главные герои картины, второстепенные же изображены словно в дымке. Таким образом художник расставляет акценты в произведении. Сохранилась легенда о том, как Перов работал над картиной «Тройка». Считается, что художник, задумав сюжет, занялся поиском моделей. И если девочку и мальчика для левой части работы он нашел быстро, то поиск центрального героя занял время. В конце концов Перов познакомился с крестьянкой, чей сын отвечал критериям художника. Во время работы над полотном женщина поведала историю своей непростой жизни: в результате тяжелого труда и болезней умерли ее муж и все дети, кроме одного сына — ее единственной надежды и отрады. Когда картина была окончена, ее сразу приобрел П.

Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни. На родине художник работает весьма плодотворно. Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов.

Сюжеты картин "Тройка" , "Деревенские похороны", "Утопленница" , "Последний кабак у заставы" обличают, вопиют, призывают. В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль. Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины "Спящие дети" , "Охотники на привале" , "Рыболов", "Голубятник" радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль - Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия. Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог.

Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

Победа картины художника Перова вызвала большой резонанс в обществе, его назвали наследником Федотова - автора "Сватовства майора" и других произведений, обличавших царившие в обществе нравы. Большая победа Следующая работа его получила большую золотую медаль Императорской академии художеств. Картина художника Перова «Проповедь в селе» была неоднозначно принята общественностью, ему удалось "обмануть" жюри, дав академический сюжет, но зрители увидели в ней критику существующего уклада. Он рисует еще несколько картин, показывающих неприглядную сторону церковной жизни.

Как победитель академического конкурса, Перов получает пенсию и право на три года поехать за государственный счет в командировку. После женитьбы в 1862 году на Елене Эдмондовне Шейнс он вместе с молодой женой уезжает за границу. Вместе они осмотрели галереи Берлина и Дрездена, после чего поехали в Париж, где собирались остаться надолго. Он снимает мастерскую и начинает писать многофигурные композиции, однако вскоре понимает, что ему не справиться с такой сложной работой. Эти картины художника Перова так и не были никогда закончены.

Он знакомится с жизнью народа, делает много зарисовок и пишет несколько хороших картин. Московский период В 1864 году закончилась "ссылка" так художник Василий Перов в биографии называл заграничную командировку , он возвращается в Россию и остается в Москве, в столице он и проживет всю дальнейшую жизнь. Первая после возвращения картина художника, «Проводы покойника», демонстрирует его улучшенное мастерство и закрепляет его лидерство в движении идейного реализма. Он много рисует. Меценат Третьяков покупает ряд его картин и заказывает серию портретов выдающихся людей России.

В 1867 году умирает его жена, а затем и два старших сына, сам он заболевает чахоткой. Непримиримость к чванству и несправедливости проходит через всю биографию художника Перова. Его картины, такие, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом», обличают общественные пороки. Наряду с сатирой в картинах теперь находят отражение и простые житейские темы. Примеры работ: «Дилетант», «Учитель рисования».

Последние годы В 1869 году он стал членом общества художников-передвижников, в котором проработал семь лет. Картины художника Перова пользовались неизменным успехом, ему присудили звание академика. Василий Григорьевич вел активную педагогическую деятельность в Московском училище живописи и ваяния. В 1870 году он получил звание профессора Академии художеств. В 1882 году, после тяжелой мучительной болезни, Василий Перов умер в селе Кузьминки под Москвой.

Перов, Василий Григорьевич

В годы обучения в училище он работает очень много. Его труд был вознаграждён малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения — «Сцена на могиле», «Первый чин». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе». Приезд станового на следствие, 1857 г. Сцена на могиле, 1859 г. Проповедь в селе, 1861 г. Получение Большой золотой медали Императорской академией художеств означало получение пансиона для зарубежной стажировки выпускника.

Эта картина — одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно. Позже отказался от этой идеи и пошел по пути поэтизации образов, придав им черты миловидности и выражение страдания. В 1870-е годы художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов — таковы портреты А. Островского 1871 и Ф. Достоевского 1872.

Перов задумал трилогию о пугачёвском восстании, в эскизах остались полотна «Осада Пскова», «Пытка боярыни Морозовой», но закончить эти работы он не смог, умерев в возрасте 48 лет. Ещё при жизни художника П.

Третьяков приобрел 45 его полотен. Перов воспитал плеяду талантливых художников, среди которых были М. Нестеров, А.

Параллельно со специальными занятиями по рисунку и живописи в школе проходили уроки и по общеобразовательным предметам. Преподаватели старались привить любовь к литературе, устраивали театральные представления. Два года в деревне Семья Василия продолжала кочевать по местам службы главы семейства. В Арзамасе они прожили недолго, снимали жилье прямо напротив художественной школы.

Однако когда отец получил место управляющего в одном из имений, родители уехали, оставив сына доучиваться. Через некоторое время к ним пришел и сам Василий, который прошел тридцать пять верст пешком. Он поссорился с товарищем, бросил школу, сказав Ступину, что не намерен терпеть оскорбления. В биографии художника Перова это были спокойные годы, проведенные в занятиях живописью. Васе было почти семнадцать лет, два года он прожил в деревне, подружился с местными ребятами, ходил на охоту, знакомился с сельской жизнью, много времени проводил на природе. Василий не расставался с карандашом и красками, много рисовал и писал портреты деревенских парней, сцены сельской жизни. Тогда же в биографии художника Перова появился первый автопортрет.

Отец был сильно недоволен, что сын бросил свое образование, на что тот говорил, что хочет дальше учиться в Москве. Тогда же Василий нарисовал картину "Распятие", после которой родные поверили в его талант. Продолжение обучения В 1853 году Перов поступает в Московское училище ваяния и живописи, его поселили у Марии Любимовны - надзирательницы приюта для девочек. В первый год они много рисовали отдельные части тела, а потом целые фигуры. Василий добросовестно учился, тщательно срисовывая уши, глаза, носы. Он блестяще окончил первый класс, во втором классе ученики практиковались в разных видах живописи. Они копировали картины, выполненные в исторической, бытовой, пейзажной, портретной манере.

Это было сделано для того, чтобы каждый из учеников смог определить, в каком жанре в дальнейшем он хочет писать картины. Это было счастливейшие годы в биографии художника Перова. Впрочем, беззаботный период продлился недолго, заболел отец, и Перов остался без средств к существованию. Самое главное — ему нечем было платить за учебу. Он уже думал, что придется бросить училище и уехать в провинцию работать учителем рисования. Однако ему повезло, преподаватель Васильев Е. Егору Яковлевичу удалось записать Перова на бесплатное обучение.

Художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882) Взгляд сквозь века

Шишкиным 1832-1898 и выдающимся жанристом И. Прянишниковым 1840-1894 , с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться. Оканчивал училище Василий под руководством С. Зарянко 1818-1870. Как видно из его рассказа «Наши учителя», юноша, будучи в это время уже старшим воспитанником,весьма критически относился к преподаванию Зарянко. Уже во время учебы Перов получил малую серебряную медаль за скромный эскиз. Эту, первую из своих наград , художник всегда вспоминал с особой теплотой. В декабре 1856 года Василий Григорьевич был удостоен второй серебряной медали за работу «Голова мальчика». За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: В 1857 году художник написал картины «Бабушка и внучек» и «Приезд станового на следствие».

Последней ученической работой Перова стала картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику Малую золотую медаль. Для конкурса на Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу, Василий Перов представил Совету Академии эскиз сюжета «Сельский крестный ход на Пасхе». Совет эскиз отверг по причине, как было указано в сопроводительной записке, «непристойность изображения особ духовного сословия». Тогда Перов представил эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе». В пояснительной записке к эскизу художник написал, что священника изобразит не в ризе, а в рясе. Совет, эскиз утвердил и осенью 1861 года картина была закончена. Василию Перову была присуждена Большую золотую медаль, а вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера. Совет Императорской Академии художеств так и не понял, что Перов в картине мастерски показал ироничность восприятия проповеди различными слоями народа. В этом же году Перов представил на суд зрителей ещё одну свою работу «Сельский крестный ход на Пасхе» Эта картина была антицерковной и антикрепостнической по своему содержанию и положила начало новому направлению критического реализма.

Будучи выставленной в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, она имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции и запретили её воспроизведение в печати. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Ранние картины Василия Перова вообще очень часто проникнуты сатирическим, своего рода «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство «Проповедь в селе» 1861 года и более поздняя «Чаепитие в Мытищах». Художник сознательно особенно тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет! После того, как место управляющего барон потерял ну не мог сдержаться Криденер от колкостей , семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась. Юность В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много - медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина "Первый чин", которая принесла молодому художнику малую золотую медаль. По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: "Сельский крестный ход на Пасхе" , "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах" - каждая работа - обличение, каждая - как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие.

Слева на картине — другой врач, Василий Бессонов. Раньше Перов написал его портрет. Справа — Николай Нагорнов, в будущем он входил в Московскую Управу. Все трое реально дружили и охотились вместе. Сейчас полотно в «Третьяковке», его более поздняя авторская копия — в Русском музее. Островский, 1871 г. Государственная Третьяковская галерея Очень лаконичный портрет драматурга Александра Островского возник благодаря пожеланию Третьякова, решившему для своей галереи увековечить тех людей России, чей вклад в культуру неоспорим. Простота картины, фона, отсутствие ярких деталей привлекало внимание больше, чем любой парадный антураж. Одет Островский в домашний халат, отороченный беличьим мехом. Акцент — на лице и глазах. Как ни странно, лучше Островского никто не написал: когда выбирали, каким будет памятник драматургу у Малого театра, остановились именно на варианте «в халате», созданном по картине Перова. Для морозной Москвы немного странно, но, с другой стороны, мало кто из прохожих задумается всерьез об этой детали: вполне себе пальто получилось, с таким-то воротником! Достоевский, 1872 г. Государственная Третьяковская галерея Заказ тоже был получен от Третьякова. Он сперва договорился о согласии с писателем. Ради заказа в Москву из Петербурга приехал Перов. Вера, жена Третьякова, описала художника так: «Умный, желчный, весело иронически разговаривающий.

Один из учеников даже как-то назвал мастера «подлинным певцом скорби». Василий Перов. Младенец родился вне брака: его отцом стал губернский прокурор, барон Криднер. Позднее родители будущего мастера все же обвенчались, но клеймо бастарда сопровождало Перова всю жизнь. Не только титул, но также фамилия отца и все связанные с нею преимущества навсегда остались недосягаемы для художника. В официальных бумагах он фигурирует как Васильев — такую фамилию носил крестный будущего живописца. Перовым же художник стал много позднее. Своим происхождением фамилия обязана дьячку, который обучал мальчика письму и часто отмечал его успехи. Дьячок же и дал ученику прозвище, которое затем стало творческим псевдонимом мастера.

Художник Перов: биография, годы жизни, творчество, названия картин, интересные факты из жизни

Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Создание картин «Тройка» и «Чаепитие в Мытищах», работа над портретами Федора Достоевского и Александра Островского. Причина смерти на 24СМИ. Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Создание картин «Тройка» и «Чаепитие в Мытищах», работа над портретами Федора Достоевского и Александра Островского. Причина смерти на 24СМИ. Василий Григорьевич Перов Perov, Vasily (1833-1882). чтобы на закате жизни придти к евангельским сюжетам. В 1853 году Перов был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где учился у нескольких известных художников.[3] В 1856 году Перов был награжден малой серебряной медалью, врученной Императорской академии художеств, за эскиз головы мальчика. Биография известного русского художника Василия Перова. Происхождение, образование, творчество и личная жизнь. Интересные факты из биографии живописца.

Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника

Он не получал никого удовлетворения от своей работы и просил разрешения раньше времени прекратить стажировку в европейских странах, чтобы скорее вернуться домой. Ещё до истечения предоставленному ему срока в два года Перов направил в Совет при Академии художеств письмо, где признавался: «Живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». Василий Григорьевич Перов «Парижская шарманщица», 1864 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Правда и скорбь Возвратившись наконец на родину, живописец продолжил создавать полотна, которые затрагивали социальную тематику. На творениях 1860-х годов у Перова можно увидеть угнетённых крестьян, несчастных голодных обездоленных людей, нищих, безвольных служащих богатых господ. Как очень точно отмечал Владимир Стасов, именно здесь проявлялась истинная суть искусства реализма: «Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями». В 1865 году живописец создал картину, которую по праву считают одной из лучших его работ — «Проводы покойника» «Деревенские похороны».

Жанровое произведение оставило сильнейшее впечатление у критиков и простых зрителей. Уже в ту пору о Перове начали говорить как о «певце скорби», который способен гениально изобразить самые трагические моменты человеческой жизни. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе». Василий Григорьевич Перов «Проводы покойника», 1865 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Знаменитые «Охотники на привале» Это произведение и ряд других работ Василия Григорьевича были представлены на Всемирной выставке 1867 года.

А в скором времени Перов стал преподавателем в Московской школе живописи. Кроме того, живописец пополнил ряды «передвижников», став одним из тех, чьи работы были представлены на первой передвижной выставке. Особенно полюбились публике «Охотники на привале» Перова. Здесь он отошёл от привычной «скорбной» тематики и, напротив, решил удивить зрителя новым взглядом. Такая, казалось бы, обыденная сцена у Перова приобрела и «вкус», и некий неповторимый колорит.

Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Перов-писатель Далеко не все знают, что Василий Григорьевич интересовался не только живописью. Так, например, в шестидесятые годы XIX столетия его увлечением стала литература. Он даже опубликовал два своих произведения — «Тётушка Марья» и «На натуре. В них он рассказывал о собственном творческом опыте и наблюдениях. Нужно признать, что литературный талант также имелся у живописца, хотя Перов не считал литературу серьёзным занятием.

В одном из своих творений он рассказывает с живостью образов и описаний, присущих истинному художнику: «На другой день, около полудня, явилась Фанни… Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать». В рассказе «На натуре. Однако теперь он увлёкся написанием полотен со сценками из жизни русской провинции, деревенскими зарисовками.

Именно тогда появились творения «Птицелов», «Ботаник», а также портреты знаменитых русских классиков. При этом изображённые литераторы разительно отличались на картинах Перова от «официальных» и строгих картин. Александра Островского Василий Григорьевич изобразил в домашней обстановке, Ивана Тургенева — погружённым в размышления. Известнейшей работой стало полотно с портретом Фёдора Достоевского. На нём мы видим писателя, который, ссутулившись и обхватив себя руками, смотрит в угол комнаты.

Иван Крамской, признанный мастер портретов, признавал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Одной из самых ярких стала его картина «Суд Пугачёва». Изначально живописец планировал создать три полотна, посвящённых восстанию Емельяна Пугачёва, но завершить работу успел лишь над этой картиной. И здесь мы снова видим драму — только теперь уже в историческом контексте.

Перов с лёгкостью уводит нас в мир прошлого, позволяет погрузиться в былое и словно бы перенестись через века. Василий Григорьевич Перов «Суд Пугачёва», 1875 год Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия Личные трагедии На протяжении всей жизни Василий Перов тяготился обстоятельствами своего происхождения. Василий Григорьевич очень болезненно переносил это. Но в его жизни было немало других трагедий и драм, которые Перов стоически переносил, при этом отражая собственные чувства на полотнах.

Оканчивал училище Василий под руководством С. В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» 1861. С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина «Попы» была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Государственный Русский музей После того, как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали - «Проповедь в селе» 1861. На этот раз картина была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины.

Клодты, Шишкин, К. Маковские, Якоби, Корзухин и Лемох и утвержден 2 ноября 1870 года министром внутренних дел. Через год, в декабре 1871-го, открылась в Петербурге первая передвижная выставка картин, которую можно считать началом золотого века нашего искусства. Еще до утверждения устава Товарищества отношения между Перовым и Академией были непростыми. Так, в 1869 году он обратился в правление Академии с письмом, в котором писал следующее: «Прошу покорнейше Правление уведомить меня, когда я получу наконец следующую треть, которую я должен был бы получить в сентябре месяце; вот уж прошел октябрь, ноябрь и декабрь, но я не имею никакого сведения, несмотря на мою убедительную просьбу. Кроме того, я взял на срок для академической выставки портреты Писемского и Борисовского и долгое время не получаю их обратно. Подобная неаккуратность доведет до того, что никто не будет давать вещей для выставки, а потому прошу покорнейше Правление уведомить меня, чтобы я мог дать положительный ответ владельцам портретов, когда они могут получить их, а также, кстати, написать, когда я получу сентябрьскую треть. Если Правление не может выдать мне третные деньги в скором времени, то я прошу извинения в том, что обращусь к министру двора, потому что в настоящее время, по моим занятиям, нахожу это необходимым». Это письмо, конечно, должно было привести к разрыву между Перовым и Академией и способствовало его переходу в Товарищество. Взяв на себя обязанность члена правления, Перов шесть лет исполнял эту должность и вместе с тем был деятельным членом Товарищества. На первой выставке появились две его картины: «Охотники на привале» и «Рыболов». Кому неизвестно довольно распространенное мнение, что нет больших лгунов, чем среди охотников. Страсть преувеличивать свои подвиги у многих из них доходит до карикатурности, до небывалых размеров. Нимврод, этот первый охотник и «большой ловец перед Господом», вероятно, первый и положил начало такому обычаю; Мюнхгаузен продолжал с большим искусством поддерживать эту репутацию, которая в наши дни распространена во всех частях света. Но это лганье бывает по большей части самого невинного свойства; про него обыкновенно говорят добродушно: «Не любо — не слушай, а врать не мешай». Один из таких записных лгунов и представлен на картине Перова. Расположившись на привале вместе с товарищем по охоте, молодым еще и неопытным охотником, он рассказывает этому последнему какое-то ужасное происшествие из своей охотничьей практики, немилосердно приукрашивая и перевирая его. А у меня ружье заряжено бекасинником… Что делать? Подлая Альфа, конечно, — стрекача; кругом ни деревца, ни кустика, гладко, как ладонь. Э, была не была, думаю себе, приложился прямо между глаз… да с Божьей помощью и всадил весь заряд ему в лоб. Представьте, — наповал! Эта картина принадлежит к числу лучших созданий Перова и мало чем уступает в техническом отношении «Птицелову». Лица настолько выразительны, что возникает иллюзия их одушевленности, чему помогает и большая величина как самого полотна, так и изображенных на нем фигур. Колорит картины уступает колориту «Птицелова», она вся написана в довольно смутном, сером тоне. Другая картина, «Рыболов», — подобно «Птицелову», чисто элегического характера; это поэма в красках или, скорее, талантливейший рассказ с верно подмеченной характеристикой действующего лица и волнующих его ощущений. Мы упоминали уже, что Перов со времени успеха картины Брызгалова «Читальщик» принялся за портреты большой величины. Но, начав писать их, он не писал всех, кто только к нему обращался, а задумал оставить потомству запечатленные своей кистью черты наших лучших представителей науки, искусства и литературы. Он написал целую галерею подобных портретов и был у нас первым художником, который понял всю важность подобной деятельности для истории развития русской мысли. За ним уже пошли Крамской, Репин и другие со своими не менее замечательными портретами русских деятелей. Еще на академических выставках Перов помещал три таких портрета: Николая и Антона Рубинштейнов и Писемского. Затем на передвижных выставках он выставлял портреты целой плеяды наших знаменитостей: Погодина, Тургенева, Даля, Аполлона Майкова, — и, наконец, вообще самый лучший из всех написанных им портретов — портрет Ф. Перов В. Портрет Ф. Портрет И. Все эти портреты отличаются кроме необыкновенного сходства еще и верной передачей души и наклонностей изображенных лиц. Вниманием нашей присяжной критики в особенности пользовался портрет Достоевского, который, кроме того, в техническом отношении был избавлен от обыкновенных недостатков Перова, то есть краски на этом портрете были свежее и колоритнее, чем на других. Вообще как портретист Перов занимает одно из самых видных мест не только у нас, в России, но и за границей. Но он был портретист серьезной школы и не увлекался эффектами обстановки в ущерб самому портрету, как это мы видим у большинства современных художников. Если он писал чей-нибудь портрет, то в редких только случаях приписывал на периферии какую-нибудь подробность, ограничиваясь обыкновенно сплошным воздушным фоном. На второй передвижной выставке была представлена его картина «Выгрузка извести на Днепре», в общем слабая и не достигающая эффекта, задуманного Перовым. Распорядители выставки назвали эту картину в каталоге эскизом, чем художник, возлагавший на нее большие надежды, был очень недоволен. Но в данном случае он был не прав, так как кроме небрежности исполнения картина эта страдала еще и отсутствием сюжета. С этого времени начинаются его постоянные размолвки с членами Товарищества. И хотя он еще года два участвовал в передвижных выставках, картины, присылаемые им на эти выставки, уже не напоминали прежнего Перова. Это были большей частью какие-то апатичные, лишенные энергии и жизни вещи, отличающиеся вялым и сухим исполнением. Из картин, написанных в этот период, самой лучшей можно считать «Юродивого». Эта картина напоминала манеру прежнего Перова и произвела сильное впечатление. У стены одной из московских церквей стоит полуголое существо, ветхую, рваную рубашку которого рвет сердитый зимний ветер; юродивый этот весь обвешан веригами, которые глухо стучат друг о друга. Он глупо, бессмысленно смеется и что-то бормочет про себя; вероятно, это «что-то» из тех речей, до смысла которых труднее добраться, чем разобрать клинопись на стенах Ниневии. Кто видел подобные фигуры, теперь уже исчезающие, тот несомненно отдаст дань справедливости необыкновенному реализму и психологической глубине этой картины. Но нельзя похвалить таким же образом другие картины художника: «Отпетый», «Возвращение с купанья», «Странник-семинарист». Словно что-то нашло на Перова в это время, изменило его душевное состояние и унесло постоянную ясность его ума. Все более и более он начинает сердиться на своих товарищей и наконец, по поводу требования от него петербургскими членами отчета по заведованию делами Товарищества, пишет одно за другим очень резкие письма. Что он вам кажется верен, то это очень естественно. Что же касается до того, что вы молчание мое приняли за согласие, то это мне показалось странным, хотя я не утверждаю того, что мой отчет верен. Нужно прежде узнать: позволяли ли мне время и здоровье заниматься пересмотром отчета, и тем более, что я не считаю себя обязанным немедленно и без всяких возражений исполнять чье бы то ни было предписание. Состоя с открытия общества членом правления и кассиром московского отделения, жертвуя временем и трудом во имя только чего-то, я думал, что этим делаю одолжение обществу, а никак не общество мне. В настоящее время я нанял бухгалтера, который приводит в полный порядок отчет мой за все года, который по окончании будет прислан вам. Так как я болен, то покорнейше прошу вас обращаться с делами общества к другому члену правления, т. За четверть года оказалось недочету 155 р. В настоящее время я передал все дела по обществу Вл. Маковскому, которого московские члены избрали кассиром. Надеюсь, что моя пятилетняя посильная служба обществу дает мне право просить Товарищество не избирать меня более в члены правления на будущее время, так как эту обязанность нахожу справедливым разделить на всех поровну. Я, к сожалению, не кончил своих картин, а потому и не могу прислать их на выставку настоящего года». Последним его письмом, касающимся Товарищества, был ответ Крамскому от 13 апреля 1877 года, иронический по тону, где он отказывался от членства. Чрезвычайно жаль, что не сохранилось письмо Крамского, так как это давало бы возможность судить нам о степени правоты Перова по отношению к Крамскому и другим членам Товарищества. Приводим письмо Перова целиком: «Получил я ваше наилюбезнейшее письмо, в котором вы хотя и предоставляете мне право не отвечать вам вероятно, зная мою леность писать письма , но тем не менее я не только с удовольствием отвечаю на ваше письмо, но даже хочу еще раз высказать причины, побуждающие меня оставить общество Товарищества. Вы говорите в письме вашем, что вполне понимаете мотивы серьезные, когда вранье есть подлость. Я иду дальше и хочу считать гадостью всякое вранье и во всякие моменты жизни. Если вы не верили мне, когда я вам высказал мой взгляд на дела нашего Общества, что было прошедшей зимой, то мне остается сожалеть о том, что я ошибся в вашей искренности, ибо вы не только не возражали мне за некоторым исключением, но как будто соглашались со мной во многом. Все, что было уже раз сказано мною, повторяю теперь в письме, и более для того, что писанному принято верить больше, чем сказанному. Выхожу я из Общества, потому что не разделяю идеи, которой руководится в настоящее время большинство членов. Я не согласен с действиями Общества и нахожу многие из них не только неосновательными, но даже и несправедливыми и потому считаю себя не вправе быть членом того общества, которое не могу не порицать.

Островского 1871 и Ф. Достоевского 1872. Были среди работ художника и жанровые сценки. Многим планам художника не суждено было сбыться. Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 10 июня 1882 года в Кузьминках под Москвой от скоротечной чахотки. Персоны дня 28 апреля: 1941 — 1986 Ирина Асмус советская актриса, клоунесса.

К 190-летию Василия Григорьевича Перова

М., 1952; Лясковская О. А. В. Г. Перов: особенности творческого пути художника. Художник Василий Григорьевич Перов родился в 1833 году в Тобольске. Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Создание картин «Тройка» и «Чаепитие в Мытищах», работа над портретами Федора Достоевского и Александра Островского. Причина смерти на 24СМИ. Василий Григорьевич Перов Perov, Vasily (1833-1882). БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА Василий Григорьевич родился в декабре 1833 года. Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Создание картин «Тройка» и «Чаепитие в Мытищах», работа над портретами Федора Достоевского и Александра Островского. Причина смерти на 24СМИ.

К 190-летию Василия Григорьевича Перова

Реформатор изобразительного искусства Василий Григорьевич Перов — знаменитый русский живописец и один из организаторов Товарищества передвижников.
История самой трагичной картины Василия Перова | Пикабу Биография Перова.
Реформатор изобразительного искусства русский живописец родился 2 января 1834 года - умер 10 июня 1882 года (48 лет).
Художник Перов Василий Григорьевич: биография, картины с названиями Во времена Перова и позже молодого Репина художники, отдавая должное искусству Запада, в частности, Франции, не упуская возможности учиться, сознавали, что пути русского искусства иные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий