Новости пустой стул техника в психологии

Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности

метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. методу, объединившему в себе искусство и науку. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто.

Психодрама

Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего. Второй ресурс: активность физического движения. В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела" то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры в область внешнюю, контактную. То есть в область, за которую ответственны скелетные мышцы, область пространственного движения.

Этот неспецифический ресурс дает основание для активации всего организма за счет того, что к решению задач психического типа, задач "внутреннего психического мира", добавляется энергия и мышечный опыт пространственного поведения. В плане сомато-психической регуляции мы напомним, что в дело включается двигательная кора, и весь опыт человека в плане получения им обратных связей от внешней предметной среды. Опыт контакта с собственным процессом и опыт контакта с границей физического мира. Примером начала такого эксперимента будет предложение терапевта: "Вы чувствуете тревогу?

Выразите вибрацию, которая вами понимается как тревога, более сильно. Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри!

Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение! Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи языка. Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли.

Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял! Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание! Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке сравнительно с романскими языками дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания.

Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу. Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях. Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы.

Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер. Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств.

Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации следуя предложению терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут".

Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент.

В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии.

В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут". Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки.

Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их.

Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания.

То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт.

Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию.

Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком.

Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента.

Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос.

Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать.

И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было?

Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других. Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки» Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок».

Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией. Как только , так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь.

Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность. Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать. Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно.

Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это. Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче.

Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности. Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола.

Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма. То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути.

И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче. Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление.

На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод.

Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия.

Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного. Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики.

Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя.

То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент. Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство.

В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир.

Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе. Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего.

Второй ресурс: активность физического движения. В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела" то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры в область внешнюю, контактную. То есть в область, за которую ответственны скелетные мышцы, область пространственного движения. Этот неспецифический ресурс дает основание для активации всего организма за счет того, что к решению задач психического типа, задач "внутреннего психического мира", добавляется энергия и мышечный опыт пространственного поведения. В плане сомато-психической регуляции мы напомним, что в дело включается двигательная кора, и весь опыт человека в плане получения им обратных связей от внешней предметной среды. Опыт контакта с собственным процессом и опыт контакта с границей физического мира. Примером начала такого эксперимента будет предложение терапевта: "Вы чувствуете тревогу? Выразите вибрацию, которая вами понимается как тревога, более сильно.

Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри! Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение! Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи языка. Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли. Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял! Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание!

Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке сравнительно с романскими языками дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания. Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу. Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях. Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер.

Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств. Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна.

Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс».

Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит.

Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития.

Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает.

Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой.

Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут.

Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу.

Техника пустого стула

В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель.

Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте. Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте. Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога. Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом. Помощь в прощении и принятии Прощение — это сложный и важный психологический процесс. В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку.

Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой.

Представляем на пустом стуле человека, с которым хотите поговорить. Выскажите все что вы хотите сказать данному человеку. Когда закончите говорить, сядьте на пустой стул и представьте что вы и есть ваш собеседник и скажите, что бы он ответил вам. Второй способ Этот способ распространен в основном в гештальт направление. В отличии от классического способа он не требует ответной реакции Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Третий способ Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Представляем на пустом стуле себя. Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное.

Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике

одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества.

Техники психодрамы

Психологическая интервенция Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли.

5 гештальт-техник для личностного роста

В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Озвучивая мысли, чувства или даже воображаемых людей, клиенты могут обрести ясность, установить завершение и двигаться к исцелению. Вот пример того, как терапевт может структурировать сеанс, используя пустой стул. Они спросят клиента, удобно ли ему пробовать эту технику, и определят любые потенциальные триггеры или проблемы, которые могут возникнуть у клиента. Подготовка сцены Терапевт поможет клиенту визуализировать пустой стул и установить цель упражнения.

Они могут попросить клиента представить кого-то или что-то на стуле или предложить ему сесть на стул самому. Содействие в разговоре Терапевт будет вести беседу, задавая вопросы и побуждая клиента выражать свои чувства. Они могут помочь клиенту установить границы или бросить вызов негативным стереотипам мышления. Завершение и подведение итогов Терапевт поможет клиенту обработать свои эмоции и установить завершение.

Они могут обсудить любые идеи, полученные в результате выполнения упражнения, и способы их применения в повседневной жизни. Используя технику пустого стула, терапевты и консультанты могут предоставить клиентов с мощным инструментом для исцеления и роста. Пустой стул в горе и печали Горе и скорбь могут быть невероятно сложными переживаниями, часто наполненными спектр эмоций, в которых бывает трудно ориентироваться. Одним из символов, который в последние годы становится все более распространенным, является пустой стул.

Эта простая визуальная подсказка может обозначать различные вещи в зависимости от контекста, в котором она используется. В некоторых случаях пустой стул символизирует потерю. Когда кого-то важного больше нет с нами, мы часто остро чувствуем его отсутствие. Например, пустой стул на семейном собрании может служить сильным напоминанием о человеке, которого больше нет.

Для других пустой стул может означать надежду. Например, когда кто-то находится за границей, пустой стул за семейным обеденным столом может символизировать надежду на то, что он благополучно вернется домой. В других контекстах пустой стул может быть символом протеста. Во время политических мероприятий, митингов или демонстраций пустой стул может использоваться для представления лица или группы лиц, которые не присутствуют, либо потому, что они не были приглашены, либо потому, что они решили не присутствовать.

Однако, пожалуй, наиболее часто слово «пустой стул» используется в контексте горя и траура. Он часто используется как визуальное представление умершего человека, как способ признать его отсутствие и почтить его память. Идея пустого стула как символа горя и скорби была широко распространена. С тех пор он стал обычным явлением на похоронах, поминальных службах и других мероприятиях, посвященных жизни усопших.

Страна Символизм Китай Пустой стул часто используется на традиционных китайских похоронах как способ почтить память умершего и как напоминание о том, что он всегда занимают особое место в сердцах тех, кто их любил. Швеция В Швеции пустой стул часто используется во время празднования Рождества в качестве способ символизировать любимых, которых больше нет с нами, но которых мы все еще помним и лелеем.

Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии. Как это работает? Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей. Цель любого вмешательства — принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение. Теперь давайте рассмотрим наиболее интересные и популярные методы интервенции в психиатрии. Метод песочницы Эта интервенция помогает человеку обрести внутренний мир, а также содержит потенциал для развития личности в целом, включая ее интеллектуальные и духовные аспекты. Роль терапевта в том, чтобы помочь клиенту как правило, ребенку выразить внутренние силы.

Метод песочницы состоит из создания клиентом трехмерной картины с миниатюрными фигурами на подносе с песком. Миниатюрные фигуры, представляющие все аспекты жизни и фантазии, расположены на полках возле песочного лотка. Также доступно большое количество строительных материалов, из которых клиент может изготовить необходимые предметы. Терапевт позволяет человеку проявить свою фантазию и больше не дает никаких инструкций. Особенность песочницы заключается в том, что, когда клиент моделирует и перемещает фигуры в лотках, его психика одновременно переходит в новые и более здоровые формы. Пустой стул Перед человеком ставится пустой стул. Терапевт дает клиенту указание представить кого-то сидящим на нем в том числе и самого себя , а затем начать разговаривать со своим «собеседником» при помощи речи или жестов.

Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул.

Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня. Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник. После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог. Если хотите - кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация.

Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым.

Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд". Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать.

Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает. Терапевт затем продолжает: "Теперь мне бы хотелось, чтобы вы обратились к человеку, которого вы только что представили себе сидящим на стуле, и сказали все, что у вас есть ему сказать".

Психологическая интервенция

Техника «пустого стула»: как простить близких Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным.
Гештальттерапия Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни".

Техника «Пустой стул»

Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую.

Пустое кресло: методика гештальт-терапии

Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос.

Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента.

Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было?

В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным?

Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта.

Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну.

Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов.

Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца.

В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент.

Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению.

Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом. Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов.

Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме. Пример работы: ситуация в сессии.

Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку. Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки".

Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение... Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины.

Например, стыд. И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме.

Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место? Но нас будет интересовать только ЭГО функция.

Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент. Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки? Если вдуматься, то это "оксюморон".

Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду. Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственным своим тайнам, чему-то, что находится вне зоны контакта.

Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время не доступно. Функция эксперимента во время начала консультации Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации. Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию.

Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую демонстрационную функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия.

В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть.

Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом.

Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности. По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента. Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура.

Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал. Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства.

Это может показаться парадоксом, но избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала. Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт.

Этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, — это внесение новой фигуры в ситуацию контакта. Эксперимент развивает энергию, поддерживает процесс дифференциации и фокусировки, дате место для целостности объединение тела, эмоций, ума. Эти позитивные моменты не мешают пониманию обратной стороны эксперимента, как дополнительной формы организации контакта, по сравнению с встречей клиента и терапевта.

После того, как все слова сказаны, эмоции пережиты, поменяйтесь с представляемым вами человеком ролями, пересядьте на пустой стул, посмотрите на себя со стороны и представьте, что бы он мог вам сказать в ответ, либо как отреагировал на сказанное вами. Если будет желание ответить, смело отвечайте. Проблема: Вы не можете принять часть своей личности, разобраться со своими чувствами по отношению к какой-либо ситуации, у вас есть какая-то цель, которую вы не можете достигнуть из-за конфликта с самим собой вы хотите ее достичь, но начиная идти к цели, бросаете все и перестаете верить в себя. Это также может быть неприятие со стороны общества, какие-то конфликты с окружающими или с самим собой. Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми.

Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность.

Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.

Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой.

Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными. Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая при этом поток мыслей человека. Хотя это не применяется в некоторых вариантах техники, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на проекционное кресло, поставив себя на место другого таким образом, чтобы облегчить эмоциональное выражение.

Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, до тех пор, пока этот переход будет необходим и соответствует решаемой проблеме. К последнему, пациенту указывают и помогают осмыслить ощущения, которые он показывает, чтобы субъект мог идентифицировать и осознавать свои эмоциональные реакции, то, как событие повлияло на них и как оно влияет на их жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт говорит пациенту закрыть глаза и представить, как проекция снова входит в него, чтобы позже устранить все созданные образы, обращая внимание только на реальный контекст во время консультации. Трудности использования пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоционального разблокирования, принятия себя и разрешения процессов горя, его применение может быть затруднено из-за ряда сопротивлений.

Прежде всего, этот тип техники требует способности представить и спроецировать образ человека, вне зависимости от того, присутствует ли существо или является его частью. То есть тот, кто не способен точно представить себе человека или аспект личности, о котором идет речь, не сможет получить желаемый уровень пользы от техники. Пациента можно направить в технике с помощью вопросов для облегчения проецирования. Вторая трудность состоит в том, что сам пациент отказывается использовать его, потому что считает это смешным, или из-за страха или трудности с выражением своих мыслей вслух.

5 гештальт-техник для личностного роста

Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам.

Какова техника пустого стула??

  • Она ко мне цепляется
  • Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
  • Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул» – Telegraph
  • Техники в гештальт подходе. Эксперимент
  • Техники психодрамы
  • Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды

Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта

Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций. Изменение восприятия и понимания ситуации, позволяющие увидеть ее с разных углов и найти новые решения.

Вы можете поддакивать своей подруге, сопереживать ей и поддерживать ее. Но знайте: ее домыслы о счастливой жизни с бывшим возлюбленным — всего лишь домыслы. Да, этого никак не доказать, потому что она не может заново прожить свою жизнь по другому сценарию. Однако психологии известен эффект Зейгарник, и сегодня я объясню вам, откуда берется эта ностальгия, почему мы никак не можем расстаться с прошлым и есть ли хоть какой-то шанс начать жить полноценной жизнью, отказавшись от иллюзий. Классический эксперимент Зейгарник Когда-то давным-давно жила одна замечательная девушка — студентка немецкого психолога Курта Левина, который всегда любил неформальное общение с учениками. Мы не знаем подробности истории, которая легла в основу открытия эффекта Зейгарник, однако одна из версий гласит, что в 1927 году в Берлине группа студентов во главе с их преподавателем зашли перекусить в один из ресторанов.

Официант, обслуживающий их группу, не пользовался блокнотом и с легкостью запомнил заказ, как и заказы посетителей за другими столиками. Официант в заведении общественного питания может запросто запомнить ваш заказ, но отнюдь не по причине хорошего к вам отношения Казалось бы, ничего сложного и необычного, ведь он, по сути, прекрасно знал меню и наверняка не раз сталкивался с заказами, имеющими одинаковые позиции. Любопытным оказалось другое. Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан. Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова.

А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов. Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали. Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает. Это также не получило подтверждения. В дальнейшем ученые еще не раз пытались объяснить эффект Зейгарник защитной реакцией мозга, стрессом , усталостью, различными мотивационными, социальными и прочими факторами.

Однако все они приводили к противоречивым выводам. Индивидуальные различия между участниками экспериментов показали лишь то, что чем выше мотивация у участника эксперимента довести действие до логической развязки, тем выше вероятность того, что сработает эффект Зейгарник.

По мнению Б. Брински, 1 , горе — универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе — сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере о том человеке, который умер и т. Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул».

Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле. Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд". Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать. Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает. Терапевт затем продолжает: "Теперь мне бы хотелось, чтобы вы обратились к человеку, которого вы только что представили себе сидящим на стуле, и сказали все, что у вас есть ему сказать".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий