Изучаем историю коллекции Рембрандта в Эрмитаже вместе с "Правым полушарием Инт. На самом деле великого художника звали Рембрандт Харменс ван Рейн, но он подписывал свои картины одним лишь именем, а не фамилией или инициалами, как большинство других живописцев. Они полностью отсутствовали в литературе о Рембрандте», — добавил специалист. Рембрандт ХАРМЕНС ВАН РЕЙН Поклонение волхвов.
В Калининграде показали гравюры Рембрандта
Два ранее неизвестных полотна нидерландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна проданы за £11,2 млн (примерно $14,2 млн) на аукционе Christie’s Old Masters Part I. Об этом в пятницу, 7 июля, сообщила CNN. Они полностью отсутствовали в литературе о Рембрандте», — добавил специалист. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — голландский художник, свои первые картины писавший в стилистике барокко — резкие светотени, динамика и напряжённость происходящих на них событий, эмоциональность персонажей, часто переживающих критические чувства.
РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
В частной семейной коллекции обнаружили ранее неизвестные картины голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt; 1606-1669 гг.) — художник с непростой жизнью, один из самых ярких голландских живописцев XVII века, влиявших на художников последующих столетий. Вы найдете в нашей статье подробную информацию, кто такой Рембрандт, где и. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Картина «Пир Валтасара» Рембрандта ван Рейна предположительно была написана по заказу одного из влиятельных знакомых художника.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669)
Какая судьба была уготована этим картинам — не копиям и не репликам? Это никого не заботило, подлинность не имела значения. Главное — писать. Саския Саския ван Эйленбург в аркадском костюме 1635 14 июня Саския умерла вероятно, от туберкулеза. В 30 лет. Пять дней спустя ее похоронили.
Ее прах перенесли 9 июля в Аудекерк, где Рембрандт приобрел надгробный камень. Единственному сыну Титусу едва исполнился год. Ни сестры Саскии, ни матери Рембрандта, которые могли бы о нем позаботиться, уже не было в живых, а заказы прибывали со всех сторон. Краска У того, кто хотел бы заказать свой портрет, сомнений не оставалось: художник не подчиняется желаниям заказчика. Историк Арнольд Хоубракен подчеркивает: «Рассказывают будто однажды он написал портрет, так перегруженный красками, что можно было приподнять картину, взявшись за нос на написанном лице.
Еврейская невеста 1667 , деталь На его полотнах мы видим драгоценные камни и жемчуг ожерелий, нарисованные столь пастозно, что они кажутся рельефными, и именно из-за такой живописной манеры его картины производят сильное впечатление, даже когда их рассматривают издали». Рембрандт отговаривал своих посетителей рассматривать его произведения слишком близко, говоря каждому: «Тебе станет плохо от запаха краски». Мифы Каменный мост ок. Гладкие, залитые светом, они в основном становились фоном для историй. А Рембрандт писал мифы.
Он превращал каждый в краткую фабулу. В этом можно убедиться, глядя на представленную картину: здесь по одну и другую сторону каменного моста находятся два полюса жизни Голландии: слева — таверна, справа — колокольня. Смерть 4 октября 1669 года Рембрандт умирает. В шестьдесят три года. По обычаю холсты повернули лицом к стенам, зеркала занавесили черным крепом.
Рембрандта похоронили 8 октября в церкви Вестеркерк.
Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером.
Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами.
Искусство Ренессанса - это не только красивые картины и величественная скульптура, но и великолепная архитектура, великодушные музыкальные сочинения и прекрасная литература. Великие мастера, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Титиан, сотворили произведения, которые до сих пор восхищают и вдохновляют нас. Однако Ренессанс - это не только искусство.
Об этом пишет газета Financial Times. Они отсутствовали в литературе о Рембрандте", - рассказал представитель аукционного дома Генри Петтифер. К тому, что картины подлинные, пришли как представители аукционного дома, так и художественного музея в Амстердаме, специализирующемся на творчестве Рембрандта. На картинах изображена пара, связанная семейными узами с художником.
В Британии обнаружили две неизвестных картины Рембрандта
Увидев плачущую Марию, Иисус "Сам восскорбел духом и прослезился". Но почему Он, Бог, плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешен! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому!
Бог плачет, потому что Он сострадает нам, людям! И этот момент крайне важен! Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Бог и есть Любовь.
Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". Святые учат: для нас тут пример того, как надо скорбеть об умерших. Нельзя быть несострадательным, ведь это "зверонравно", но нельзя и всецело отдаваться скорби, проливая много слез - это малодушно. Рембрандт Харменс ван Рейн, ок. Но вернемся к строгим строкам Евангелия. Подойдя к гробнице, Иисус говорит: "Уберите камень" - Лазарь был погребен в пещере, вход в которую и закрывал камень.
Уже смердит! Четыре дня прошло, как брат умер! Но Иисус ей в ответ: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? И Иисус говорит: "Развяжите его, пусть идет".
Женщина беременна, её голова украшена венком, в котором явно просматриваются тюльпаны, указывающие на её голландское происхождение. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. Поражает, с каким мастерством выписана ткань её одежды, вызывающая желание притронуться к холсту, чтобы ощутить нежность атласа. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. Образ юной Саскии очень трогателен и сильно отличается от царственной женщины, которой она предстает перед нами в картине, написанной годом позже. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» 1634 год, Музей Прадо, Мадрид стало одной из ранних картин на историческую тему. Женщина на картине очень похожа на Саскию. Сюжет картины повествует о Софонисбе, дочери карфагенского полководца, которая жила во время ожесточенной войны Рима с Карфагеном. Отец выдает её за царя Сифакса, погибающего в битве с Масиниссом, который, в свою очередь, захотел взять царицу себе в жены. Но, римляне запрещают этот брак, и тогда Масинисс присылает чашу с ядом Софонисбе, выпитую царицей без раздумий. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» 1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Одной рукой он нежно придерживает спутницу за талию, другой — поднимает роскошный бокал, как бы предлагая и зрителю выпить за их семейное счастье, разделив праздник его души. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. Религия и мифология На рубеже 16-17-го веков, Рембрандт был увлечен исторической живописью, к которой по традиции того времени относились и мифологические истории античности, а также библейские сюжеты. Не смотря на то, что во многих работах живописца явно прослеживается влияние его учителя Ластмана, его полотна значительно выделялись на общем фоне расцветшей голландской живописи. Дело в том, что Рембрандту великолепно удавалась глубоко индивидуальная трактовка каждого образа. Не смотря на схожесть колорита, композиционных приемов и костюмов его героев с полотнами Ластмана, художнику удалось выработать собственный неповторимый стиль, основанный на стремлении передать истинные чувства самого человека такими, какие они могли бы быть в реальности. Оставаясь в рамках традиционных мифологических и библейских сюжетов, картины Рембандта лишены надуманности и театральности. В полотнах исторической серии, необыкновенно ярко раскрывается талант Рембрандта — рассказчика, его стремление показать противоречивость и двойственность человеческой натуры, в которых, по мнению мастера, лежат мотивы любого поступка. Большое влияние на творчество живописца оказала философия Паскаля, считавшего, что «человек — нечто прекрасное, хранящее в себе истину, с одной стороны, с другой стороны, — является сосудом неопределенности и ошибок, противоречащем самому себе». Картина «Снятие с креста» 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Лица персонажей взволнованы и бледны. Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Непонятно происхождение света - либо он идет, откуда-то сверху, либо исходит от самого Господа. Дева Мария изображена в образе простой женщины. Лицо Богоматери также озарено светом. Ее фигура расположена справа, по обе стороны от нее — люди, которые помогают Марии держаться на ногах, её состояние говорит о глубочайшей скорби. На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Рембрандт намеренно изобразил всех участников этого действа простыми людьми, чтобы подчеркнуть, что смерть Сына Божьего является общечеловеческим горем. Эту картину, одну из пяти заказанных принцем, художник позже повторил, но уже в большем масштабе. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» 1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. Пушкина, Москва. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Христос подошел к нему и предложил выполнить то, что требовал Фома в качестве доказательства - вложить свои пальцы в раны. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Картина написана темными красками, и лишь центральная часть композиции освещена ярким светом, излучаемым фигурой Иисуса. Необыкновенная игра света и тени, присущая полотнам мастера, передает внутреннюю динамику эпизода, его волнующий характер. Следующей работой, посвященной библейскому сюжету, стало полотно «Пир Валтасара» 1635 год, Национальная галерея, Лондон. На картине классическая история, связанная с правлением и смертью Валтасара - последнего вавилонского царя, виновного в падении Вавилона согласно Книге пророка Даниила. Когда Вавилон был осажен, в нём хранилось достаточное количество запасов продуктов, с которыми жители могли бы долго не волноваться о пропитании. Но царь Вавилона, Валтасар неожиданно решает устроить по совершенно незначительному поводу роскошное пиршество, пригласив на него почти тысячу вельмож и придворных. На картине кульминационный момент истории, когда в самый разгар пира за спиной царя появляется рука, пишущая некие слова. Царь, фигура которого расположена в центре композиции и занимает практически все её пространство, оборачивается, чтобы понять, что происходит. Справа от него, как опрокидывает на себя вино из драгоценного сосуда, пригнулась в страхе одна из пиршествующих дам. Согласно Евангелию, придворные мудрецы царя Валтасара не смогли прочитать волшебную надпись. Тогда вавилонский правитель приглашает пророка Даниила, расшифровавшего письмена. Текст на стене дворца гласил: «Бог исчислил царство твое и положил ему конец. Ты взвешен, и вес твой не велик. Разделено царство твое и отдано персам и мидянам». Согласно библейскому повествованию, той же ночью, царь халдейский Валтасар был убит. Картина «Жертвоприношение Авраама» 1635 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург , продолжила серию сюжетов из священной книги. Холст окутан полумраком, лишь три фрагмента выхвачены светом: тело молодого Исаака со связанными за спиной руками, ожидающего согнувшись, смертельный удар; бледное от горя и ужаса лицо Авраама, понимающего, что он вот-вот должен по велению Бога заклать собственного сына; и фигура ангела, словно ворвавшегося в композицию из облаков, чтобы избавить героев от происходящего ужаса. На протяжении всего творчества, в изображении человека, Рембрандта привлекали эффектные в своем выражении чувства страха, боли, состояния радости, горя, негодования, удивления - все, что видно невооруженным взглядом, а не внутренние переживания, сокрытые глубоко внутри. Особенно заметно это в крупных, многофигурных произведениях, таких, как например, картина «Ослепление Самсона» 1636 год, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне. В основе полотна один из драматических эпизодов библейских сказаний. Могучий Самсон попадает в руки врагов, из-за предательства своей возлюбленной — прекрасной и коварной Далилы, предавшей Самсона за вознаграждение. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Динамичная композиция работы насыщена цветовыми контрастами тьмы и яркого света, излучаемого фигурой силача, создающими ощущение тревоги и ужаса. Вокруг все смешалось в жестокой борьбе, а на заднем плане видна стремительно убегающая Далила. Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера - «Даная». Анализ холстов показал абсолютно идентичную структуру, возможно, оба они были отрезаны от одного куска. Работы связаны не только основа и размер, но и композиционное построение, которое придает работам монументальность за счет того, что фигуры на них изображены в полный рост. Существует также версия, что художник подарил обе эти работы Константину Хейтенсу - секретарю принца Фридерика Хендрика, благодаря которому у Рембрандта было множество заказов. Эту догадку подтверждают также письма художника, в которых он извещает Хейтенса, что завершил две картины, которые, в знак благодарности, хотел бы преподнести ему. Их сюжет не указывается, но вероятнее всего, автор имел в виду эти произведения. Такие тщательные исследования полотна «Даная» 1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии. Рембрандт датировал полотно 1636 годом, однако знатоки его творчества относят работу к более позднему периоду. Связано это с тем, что для раннего периода творчества мастера ещё не были характерны те сила и глубина, с которыми написана эта работа. В лабораториях Государственного Эрмитажа были проведены тщательные исследования под рентгеновскими лучами, которые развеяли все сомнения: полотно, действительно, написано в 1630-е годы, однако, в последующие десятилетия оно подвергалось значительной авторской переработке. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Но влюбленный в Данаю верховный бог Зевс все-таки проник к ней, приняв обличие золотого дождя. Со смешанным чувством робости и радости двойственность человеческой натуры Даная стремится навстречу золотому сиянию. Рембрандт не стал изображать на картине идеальное женское тело, как это было принято среди других художников. Его Даная далека от идеалов совершенной красоты, но обратите внимание на её лицо, сколько в нём надежды, вдохновения, оно полно любви и веры. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Продолжая тему активных дискуссий, ведущихся по поводу картины, надо отметить, что в лице Данаи мало сходства с прекрасно известным обликом Саскии. Проведенная рентгеноскопия разрешила и эту загадку. Дело в том, что полотно не предназначалась для продажи, долгое время оно хранилось в личной мастерской художника, вплоть до его полного банкротства, после которого все его вещи были изъяты и распроданы. Рембрандт постоянно возвращался к своей любимой работе, переписывая её в соответствии с новым уровнем профессионального живописного видения или в зависимости от состояния души и настроения. Переписывая черты лица Данаи, он то придавал ему характерные особенности Гертьё Диркс, служанки, которая жила в его доме после смерти жены, то придавал сходство с Хендрикьё Стоффелс. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Судьба картины была не простой, и после смерти Рембрандта. После распродажи имущества художника, она сменила целый ряд частных владельцев, вплоть до 1772 года, когда была куплена Екатериной II. В дальнейшем её поместили в зал Государственного Эрмитажа, где она подверглась нападению маньяка в 1985 году, который нанес полотну два ножевых удара и облил его кислотой.
В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии. Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана. Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам, и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Творчество Рембрандта ван Рейна Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников школа Рембрандта. В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» 1635 г. Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг.
Из них около шестидесяти — автопортреты. Мог бы написать книгу про продуктивность "Портрет польского шляхтича", 1637 Дорого-богато получилось, не правда ли? Именно это и сделало его великим художником, которого уважают и спустя несколько столетий. Если будете в Питере — обязательно сходите посмотреть своими глазами его картины в Эрмитаже, только будьте аккуратны — там как будто по расписанию приводят толпы китайцев и немцев, которые забивают собой все. А так в Эрмитаже находится вторая по величине коллекция картин художника. На этом все, как вам Рембрандт? Пишите в комментариях! Также заметил первых подписчиков, это очень круто!
Работы художника
- Рембрандт ван Рейн. Пир Валтасара.
- Регистрация
- Две неизвестные работы Рембрандта обнаружили в частной коллекции спустя 200 лет
- Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины
Графика Рембранта.
Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны.
Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?
История блудного сына в творчестве Рембрандта Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом.
Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору.
Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан.
Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную.
Явление ангела Агари. Около 1645 Особая гордость коллекционеров — рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Как и Леонардо, Рембрандт придавал большое значение рисованию с натуры как способу совершенствования мастерства.
С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках. Всего в экспозиции представлено 82 произведения, ранее не выставлявшиеся в России. Впрочем, концепции проектов и состав работ каждый раз адаптируются под выставочное пространство и конкретный музей. Детали ГМИИ им. Пушкина, Главное здание, ул. Волхонка, 12.
Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы. Фредерик Ригел на коне 1663 Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии.
С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства. Христос и грешница На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники.
Иаков борется с ангелом 1659 Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете. Когда Иаков остается один, появляется Некто принято считать его ангелом и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся. Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов.
В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее. Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта.
Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту. Ослепление Самсона Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой.
Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но все-таки в конце концов с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы.
Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон! Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его... Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма, и с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!
Так, в миг своей смерти Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь... Пир Валтасара 1635 В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители , имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.
Портрет Хендрикье Стоффельс ок. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени. Портрет Саскии в костюме пастушки 1638 В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.
Он рисовал возраст, от которого его лицо пухло, увядало, покрывалось морщинами, обезображивалось. Ему все равно. Его портреты не служили сходству. Богиня и женщина Портреты Саскии Рембрандт не довольствовался одними портретами жены — Саскии.
Ему хотелось превращать ее в богиню. И переодетая Саския становилась Флорой, итальянским сельским божеством. Зато на другом полотне на голове роскошно одетой Саскии шляпа по французской моде. Свет и тень Эжен Фромантен, художник и искусствовед: «То, что приписывают Рембрандту, действительно ему принадлежит. Светотень, несомненно, естественная и необходимая форма для его впечатлений и замыслов. Светотень использовали и другие, но никто не делал этого так последовательно и изобретательно, как он. Она самая таинственная, неясная, наиболее полная недосказанности, недомолвок и неожиданностей, какая только существует в живописном языке художников.
Философ в размышлении 1632 Любой другой художник голландской школы мог бы иногда заставить позабыть о том, что он повинуется строгим законам светотени; с Рембрандтом забыть об этом невозможно: он составил, разработал, можно сказать, утвердил этот кодекс». Корнелия — имя скорби Девушка в окне 1645 В конце 1639 года Саския забеременела в третий раз. Первая дочь, которую окрестили Корнелией, родилась и умерла в 1638. Вторую дочь постигла та же участь — но в 1640 году. И вот третью девочку, родившуюся в 1640, тоже назвали Корнелией и она прожила всего две недели. А в сентябре в Лейдене умерла мать Рембрандта, Корнелия, оставив ему в наследство 9160 гульденов. Старики в шелках Портрет смеющегося мужчины 1629-1630 Устав от однообразной строгости заказных портретов — моделей в черной одежде с кружевными воротниками или брыжами, — Рембрандт в мастерской украшал стариков тюрбанами, тканями и оружием, не превращая их ни в пророков, ни в обывателей.
Чтобы рисовать, он покупал кривые турецкие сабли, парчу и шелка, так же как приобретал гравюры и картины для копирования. Никогда Рембрандт никогда не переставал писать. Семья жила на нижнем этаже. На верхнем он устроил мастерскую.
Пылающий цвет любви: 9 загадок картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
95 картин Рембрандта Харменса ван Рейна: «Христос, исцеляющий больных», «Христос исцеляет прокажённого», «Христос во время бури на Галилейском озере» и др. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в семье богатого владельца мельницы в Лейдене в 1606 году. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в семье богатого владельца мельницы в Лейдене в 1606 году. Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». 1669) обнаружили спустя 200 лет хранения в частной коллекции РИА Новости, 15.05.2023. Одна из таких работ — полотно, известное под названием «Ночной дозор», написанное голландским живописцем XVII века Рембрандтом Харменсом ван Рейном, которого сейчас знают как Рембрандта.
В Калининграде показали гравюры Рембрандта
Рембрант сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Его работы чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. За всю свою жизнь Рембрант написал примерно 350 картин и сотню рисунков.
Оценочная стоимость двух творений нидерландского художника составит 5-8 миллионов фунтов стерлингов. Культурологи называют его великим мастером искусства света и тени и одним из самых видных представителей золотого века голландской живописи. Самые известные картины Рембрандта — "Иуда, возвращающий тридцать сребреников", "Даная", "Ночной дозор", "Возвращение блудного сына", "Синдики", а также многочисленные портреты.
Она "унесла" за собой и семейное счастье художника. Художник сближается с Гертье Диркс, кормилицей Титуса. Примерно через 6 лет она оставила Рембрандта, возбудив против него тяжбу, обвиняя в нарушении брачного обязательства. На самом деле, уже в 1647 году у художника начинается связь с двадцатилетней Хендрикье Стоффельс, приехавшей в Амстердам в поисках работы.
Пушкина Считается, что в цветущей "Женщине в постели" из Эдинбурга изображена Хендрикье, но скорее речь идет о Гертье картина, видимо, написана в середине 40-х годов, еще до встречи с Хендрикье , кроме того, лицо выдает женщину не первой молодости. А вот моделью для таких произведений, как берлинская "Сусанна и старцы" или парижская "Вирсавия с письмом Давида", вполне могла быть Хендрикье. Художник стремится выразить психологию женщины, и это удается ему не сразу, судя по множеству исправлений, выявленных радиологическим исследованием холста. О Хендрикье напоминают лондонский шедевр "Молодая женщина, купающаяся в ручье" 1654 и "Портрет женщины у окна" 1656-1б57. Нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода, известную под названием "Лист в сто гульденов Христос, исцеляющий больных " 1649. Спаситель спустился в подземелье, где ютится беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой. В таких подвалах, по всей вероятности, скрывались лолларды, преследуемые испанцами за их религию; память об этих гонениях еще была свежа в годы юношества живописца. Хромые, слепые и расслабленные теснятся к Христу, смотря на Него с горячей верой и надеждой на избавление от страданий. От фигуры окруженного сиянием Искупителя, фигуры, вовсе не идеализированной, а поражающей своей правдивой простотой, на окружающих его больных льется яркий свет божественной благости и милосердия.
Только в сердца книжников и фарисеев, пришедших испытать Учителя, не проникают его лучи; они с презрением и насмешкой издали наблюдают эту сцену, сообщая друг другу свои замечания и выводы. Только одному великому гению Рембрандта было дано игрой света и тени полно и цельно передать глубокий смысл этой страницы из Нового завета. К Рембрандту явился продавец картин и предложил ему купить несколько эстампов Марка Антонио за 100 гульденов. Художнику очень понравились эти гравюры; но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего "Исцеления больных". Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. В настоящее время такая цена нам кажется просто смешной. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 000 франков. То, что Рембрандт так мало дорожил своим трудом и не знал настоящей цены своим произведениям, вероятно, и было причиной его денежных затруднений и той нужды, которую он испытал в последние годы жизни. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом.
Ему стоило большого труда уладить это дело. Но с тех пор расстройство его материального положения все росло, несмотря на все его старания восстановить в нем равновесие. К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и не надолго, поколебались. Обнародованный в 1651 году Англией "Акт мореплавания", запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а первая англо-голландская морская война 1652-1654 гг. В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства; коммерческие обороты сократились. Это отразилось и на ценах за художественные произведения. В прежние годы Рембрандту каждый портрет, каждая картина приносила 600 флоринов; теперь ему не хотели платить и шестидесяти. Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии , изменилась; с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Рисунок 1635 Сильные, реалистические картины Рембрандта, полные художественной правды, их оригинальный колорит уже не находили в художественных кругах Амстердама той оценки и безусловного поклонения, как прежде.
Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Около 1645 года в его манере писать заметна коренная перемена. Золотистый тон картин переходит в темно-коричневый; на нем особенно эффектно выделяются яркие блики. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Зато размах его кисти, широкий и смелый в молодости, в этот второй период его творчества отличается мягкостью, резкость контуров исчезает; не теряя рельефности, они гармонически сливаются в одно прекрасное целое. Рембрандт был великих живописцем, олицетворявших собою героический период истории Голландской республики. Живя в своем обособленном, идеальном мире, он и не замечал, что отечество его уже вступило на путь, приведший его к упадку. Друзья указали мастеру на поворот воззрений публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей. Великий художник, несмотря на трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет.
В июле 1656 года он объявляет себя неплатежеспособным и просит о передаче своего состояния кредиторам. В конце 1657 года вся обстановка дома семьи ван Рейн была продана с аукциона. Но вырученного на аукционе оказывается недостаточно, чтобы разрешить ситуацию, так как спрос на произведения искусства упал из-за первой англо-голландской войны. После продажи дома с аукциона в конце 1658 года, Рембрандт переезжает в ремесленный квартал Иордаан, на улицу Розенграхт. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь, исполненная постоянного труда и строгой экономии. Каждый из ее членов вносил посильную лепту для достижения заветной цели - уплаты долгов и снятия пятна с честного имени ее главы. Чтобы по возможности оградить гениального отца от материальных забот, молодой ван Рейн вместе с Хендрикье основывают компанию по продаже произведений искусства. Дом-музей Рембрандта в год 400-летия художника Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. На портрете, оконченном, как говорят, в 1657 году, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты; он лишен крова.
Где же были они, его друзья, поклонники, те, которым он дарил картины, бесплатно писал портреты? Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз; на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения. Художник как будто говорит своим противникам: "Вы разорили, вы оскорбили, вы унизили меня; вы приписывали мне побуждения и поступки, чуждые моей натуре.
В этой работе художник перенес на холст все то ощущение счастья, которое его переполняло тогда. Синдики старейшины цеха суконщиков - 1661-1662 Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые "Синдики", где скупыми средствами, избежав монотонности, художник создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами.
Прощание Давида с Ионафаном 1642 Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль древнееврейское значение - расставание, разлука. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен. Жертвоприношение Авраама 1635 Персонажи картины предстают перед нами в сложных ракурсах. От тела Исаака, распростертого на первом плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу.
Художник проникновенно передал душевное состояние Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение. Самсон загадывает загадку за свадебным столом 1637 Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем.
Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней. На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день. Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое".
Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар пчелы и есть "ядущие" , о меде "ядомое" и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же. Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш. Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ.
Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям. Слепой Товит и Анна 1626 Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела. Святое семейство 1635 Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Вирсавия 1654 Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты.
Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога.
По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану. Юнона Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.
Жена Потифара обвиняет Иосифа 1655 История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Рембрандт ван Рейн — гений портретной живописи
Фрагмент "Портрета учёного" - одно из многих произведений художника. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — голландский художник, свои первые картины писавший в стилистике барокко — резкие светотени, динамика и напряжённость происходящих на них событий, эмоциональность персонажей, часто переживающих критические чувства. 1669) обнаружили спустя 200 лет хранения в частной коллекции РИА Новости, 15.05.2023. В частной семейной коллекции обнаружили ранее неизвестные картины голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна. Рембрандт Харменс ван Рейн – прославленный голландский художник, гравер, величайший из мастеров светотени. Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века».
Что еще почитать
- Лучшие картины Рембрандта с описанием | Точка Арт
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
- Сообщить об опечатке
- «Гений света и высунутый язык»: в Калининграде открывается выставка графики Рембрандта
- Не только Рембрандт: что нужно знать о художниках Лейденской школы