Состав Содружества Независимых Государств. В декабре 1991 года в состав СНГ вошли государства, лидеры которых подписали Беловежские соглашения, — Россия и Беларусь. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. В декабре исполнилось 30 лет с момента создания Содружества Независимых Государств. участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, 15 октября 2021 г. Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года.
Вы точно человек?
8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано главами РСФСР, Белоруссии и Украины — Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком — 8 декабря 1991 года.
Беловежские соглашения
Статья 8[ править ] Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы. Статья 9[ править ] Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости — на уровне глав Правительств и Государств. Статья 10[ править ] Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.
Статья 11[ править ] С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР. Статья 12[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Статья 13[ править ] Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.
К ним относят органы, управляемые главами государств, главами правительств, министрами стран и ведущими экономистами. Ниже представлен подробный список основных характеристик СНГ: Экономические характеристики включают торговлю и инвестиции, а также сотрудничество в области энергообеспечения и транспорта. Политические связи включают координацию вопросов международной безопасности, а также совместные позиции по международным вопросам. Культурные связи включают обмен традициями, языками и национальными культурами, кооперации в области образования и науки, а также совместные культурные проекты, такие как выставки, конференции и фестивали. Организация является площадкой, где проводятся переговоры не только между представителями стран-участников союза, но и с другими всемирными организациями, такими как ООН, ЕС и ШОС. Эта организация — содружество демократических стран, придерживающихся основ правового государства, защиты граждан от несправедливого суда, а также развития многопартийной системы и свободных выборов. Как ни странно, штаб-квартира содружества расположена в городе Москва, Россия. Направление деятельности Союз был образован в 91 году прошлого века, представители России, Беларуси и Украины подписали соглашение о его образовании в Беловежской пуще. Целью создания такого объединения являлось желание государств развиваться вместе, не исключая роста экономики, уровня жизни людей, сохранения культурного наследия. Свою роль также сыграло и стремление государств к совместному научному и технологическому прогрессу. Страны СНГ на карте на 2023г В наши дни состав объединения немного изменился. Вслед за Грузией союз по ряду причин покинула Укрaинa.
Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл. В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл. В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. Соглашение о поставках газа в 2006 году по цене 95 долл.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Статья 3[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту. Статья 4[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях. Статья 5[ править ] Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6[ править ] Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.
25 лет СНГ: некоторые итоги
Однако, принимая во внимание историческую общность и связь народов, двусторонние договоры, стремление к строительству государства на демократической основе, намерение продолжать развитие взаимоотношений, базируясь на взаимном признании и уважении суверенности государств, стороны согласились с учреждением СНГ. Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад Туркменистан , по его итогу было сделано Заявление. В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей.
В этом документе были изложены цели и принципы организации.
Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.
Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами. Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года.
Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. Организации присоединились 25 января 2006 года. Единое экономическое пространство ЕЭП После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств СНГ Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран.
Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве.
Сверху расположен небольшой круг золотого цвета. Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина см. Как образовалось СНГ: шаг за шагом Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России Б. Ельцин , Украины Л.
Кравчук и Беларуси С. Шушкевич подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал. Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так: В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации. Они выработали декларацию , отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
Подписали: за Азербайджанскую Республику А. Муталибов, за Республику Армения Л.
Тер-Петросян, за Республику Беларусь С. Шушкевич, за Республику Казахстан Н. Назарбаев, за Республику Кыргызстан А.
Акаев, за Республику Молдова М. Ельцин, за Республику Таджикистан Р. Набиев, за Туркменистан С.
Ниязов, за Республику Узбекистан И. Каримов, за Украину Л. Под общей редакцией С.
Изд-во "Кучково поле", 2016 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Подписали: За Азербайджанскую Республику А. Муталибов, За Республику Армения Л.
Шушкевич, За Республику Казахстан Н. Назарбаев, За Республику Кыргызстан А. Акаев, За Республику Молдова М.
Ельцин, За Республику Таджикистан Р. Набиев, За Туркменистан С.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
Президент России Владимир Путин намерен переформатировать Содружество независимых государств под новые задачи. В составе Содружества Независимых Государств различаются государства-учредители и государства-члены. Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой.
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников. Зачем создавали СНГ. СНГ — региональная межгосударственная организация. Содружество независимых государств (или СНГ) – это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР (не всех).
Создание СНГ
- Создание организации
- Почему из СНГ ушла Украина?
- Образование СНГ
- СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
- Образовалось Содружество Независимых Государств
- Политики и общественные деятели — о Беловежских соглашениях 1991 года
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
Её итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой. Содружество независимых государств (СНГ), созданное 8 декабря 1991, утратило все полезные функции: ни механизма мирного разрешения конфликтов, ни прозрачных границ больше нет. Объединились в Содружество Независимых Государств. документ, который подписали представители России, Украины и Белоруссии об образовании СНГ и уничтожении СССР.
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств
Сверху расположен небольшой круг золотого цвета. Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина см. Как образовалось СНГ: шаг за шагом Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России Б. Ельцин , Украины Л.
Кравчук и Беларуси С. Шушкевич подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал. Но как бы то ни было, документ был подписан.
Далее события развивались так: В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации. Они выработали декларацию , отразившую принципы и цели деятельности СНГ. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
Статья автора прошла конкурсный отбор и признана лучшей среди аналитических материалов, представленных в рамках первого этапа программы — Душанбинской недели. Содружество Независимых Государств СНГ возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу.
С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой - способом цивилизованного "развода", призванным смягчить последствия распада великой державы. В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальности прекратил свое существование. Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы. В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова. Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов, на основе которых государства-члены должны строить свои отношения.
Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР.
Руководители 11 независимых государств решили до урегулирования вопроса о реформировании вооруженных сил Содружества поручить командование ими маршалу Евгению Шапошникову. Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и или нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. Государства — участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации. Подписали: за Азербайджанскую Республику А. Муталибов, за Республику Армения Л.
Тер-Петросян, за Республику Беларусь С. Шушкевич, за Республику Казахстан Н. Назарбаев, за Республику Кыргызстан А. Акаев, за Республику Молдова М. Ельцин, за Республику Таджикистан Р. Набиев, за Туркменистан С. Ниязов, за Республику Узбекистан И. Каримов, за Украину Л. Под общей редакцией С.
Изд-во "Кучково поле", 2016 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества. Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
Создание и цели Содружества Независимых Государств
- EREPORT.RU
- Интеграционные объединения с участием стран СНГ
- Создание организации
- 30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств
Новости Исполкома СНГ
Организация является площадкой, где проводятся переговоры не только между представителями стран-участников союза, но и с другими всемирными организациями, такими как ООН, ЕС и ШОС. Эта организация — содружество демократических стран, придерживающихся основ правового государства, защиты граждан от несправедливого суда, а также развития многопартийной системы и свободных выборов. Как ни странно, штаб-квартира содружества расположена в городе Москва, Россия. Направление деятельности Союз был образован в 91 году прошлого века, представители России, Беларуси и Украины подписали соглашение о его образовании в Беловежской пуще. Целью создания такого объединения являлось желание государств развиваться вместе, не исключая роста экономики, уровня жизни людей, сохранения культурного наследия. Свою роль также сыграло и стремление государств к совместному научному и технологическому прогрессу. Страны СНГ на карте на 2023г В наши дни состав объединения немного изменился.
Вслед за Грузией союз по ряду причин покинула Укрaинa. Список стран-участников СНГ Нынешних членов организации можно сгруппировать по годам их вхождения: В 91 году была создана сама организация, и страны, которые до сих пор в ней — РФ и Белоруссия. В 94 году в состав союза вошли Азербайджан, Молдова и Армения. Последними вступили в организацию Туркменистан и Узбекистан, а произошло это в 95 году прошлого столетия. Республика Беларусь Беларусь активно участвует в деятельности СНГ и является политическим и экономическим партнером других стран-участниц.
При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв. Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения. Было покончено с холодной войной и остановлена гонка вооружений, государство открылось миру. Горбачев поблагодарил граждан и своих сторонников, государственных, политических и общественных деятелей.
Напоследок он выразил надежду, что общие усилия дадут плоды, а народы смогут сосуществовать в процветающем и демократическом обществе. Следующий шаг — передача ядерного чемоданчика президенту России Борису Ельцину. Это командное устройство должно было всегда оставаться при высших руководителях ядерных держав. Чемоданчик, он же абонентский комплекс "Чегет", стоял на боевом дежурстве с 1979 года. Разрабатывали его под генсека Леонида Брежнева, однако опытная эксплуатация началась только в 1983 году при Юрии Андропове. Год спустя "Чегет" получил Константин Черненко, став первым генсеком, которому вручили систему управления ядерным оружием, а следом чемоданчик передали Горбачеву. Процедуру условились проводить в кабинете Горбачева, расположенном в Кремле. Там уже находились министр обороны Евгений Шапошников, генералы и офицеры, приставленные к ядерному чемоданчику. Сам чемоданчик на время достался Шапошникову, через несколько минут система контроля над ядерным оружием обрела нового владельца.
Документ состоял из вводной части и 14 статей.
Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР.
Межпарламентская ассамблея. Исполнительный комитет — единственный постоянно действующий орган, функции которого входят администрирования, координация и контроль исполнения принятых решений. Его главный офис находится в Минске, а в Москве работает филиал. До 31 декабря 2022 года председателем Исполнительного комитета является Сергей Лебедев. Органы этих структур работают в министерствах стран Содружества, которые отвечают за развитие конкретных отраслей экономики. Они выступают координаторами в разных областях: сельскохозяйственной, промышленности и производства, строительной.
В их задачи также входят борьба с преступностью, вопросы миграции, урегулирование финансовых и таможенных отношений между странами. Для принятия того или иного решения по определенному вопросу требуется консенсус — большинство голосов. Если решение принято, исполнять его обязаны только участники, подписавшие договора. Начиная с 2008 года действует Положение о председательстве в СНГ. На протяжении года одно из государств выполняет функцию страны-председателя. Смена происходит согласно русскому алфавиту — по первым буквам названия государства-участника. Цели союза Подписанная членами СНГ декларация закрепляет признание суверенитета и нерушимости границ каждой страны. Как было сказано выше, главной целью создания Содружества является обеспечение прав и свобод, безопасности живущих на его территории граждан.
Союз ставит перед собой задачи по развитию сотрудничества в области культуры и экономики, сокращению гонки вооружений. При этом внимание акцентируется на сохранении национального разнообразия с одновременным созданием работающих единообразных органов и институтов. Это помогает реализовать в странах-участниках проекты в областях экономики, энергетики, строительства, инвестиций и других. На 2022-ой Содружество Независимых Государств ставит перед собой следующие цели. Поддерживать демографию в государствах. Бороться с нетерпимостью в религиозной сфере и дискриминацией отдельных групп населения. Развивать ценности и институты семьи. Реализовать масштабные проекты в науке, культуре, образовании.
Сюда относятся программы, связанные с обменом специалистами, разработкой и реализацией инноваций. Улучшать систему миграции, создавая среду для адаптации людей, переезжающих в соседнюю страну Содружества. Создавать нормативно-правовую базу, на основе которой строится экономическое сотрудничество. Предоставлять игрокам рынка СНГ преференций при ведении торговли. Унифицировать основы, на базе которых работают системы налогообложения, финансовые и валютные институты. Развивать товарооборот между членами Содружества. Активно участвовать в отношениях с другими государствами мира. Это касается организации форумов в области экономики, проектов в плане инвестиций и строительства, а также торговли.
Внутренняя политика стран СНГ В каждом государстве Содружества есть свои особенности политического устройства. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Внутриполитическая ситуация может считаться стабильной, с отдельными периодами неустойчивого равновесия. Беларусь является парламентско-президентской полупрезидентской республикой. Серьезных политических потрясений здесь не было: внутренняя политика Беларуси отличается высокой степенью стабильности. Молдова тоже считается парламентской республикой. Неустойчивость ее внутренней политики объясняется затяжным конфликтом между сторонниками сближения с европейскими странами и с Россией.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Для этого США, Евросоюз, крупные транснациональные корпорации используют достаточно широкий арсенал средств, стержневым из которых является санкционное давление на Россию и ее партнеров в сочетании с политико-дипломатическими угрозами. Страны СНГ настойчиво вовлекаются в интеграционные объединения, подконтрольные Западу, например в "Восточное партнерство". США и ЕС стремятся продвигать проекты, направленные на снижение уровня сотрудничества центральноазиатских стран СНГ с Россией, в том числе под предлогом преодоления разноплановых угроз безопасности фокусных республик. Все более активную роль на пространстве Содружества играет Турция.
Анкара пытается реализовать собственные интеграционные идеи, нацеленные на объединение тюркского мира. Важно, чтобы такие действия не шли в ущерб соседям с учетом их исторических особенностей и не ущемляли ничьи интересы. Такой подход особенно актуален при том понимании, что исторический центр тюркского мира находится не в Анкаре или Стамбуле, а на Алтае.
Наша страна, в свою очередь, выступает за единство и сотрудничество славянских, тюркских и других народов в рамках построения Большого евразийского партнерства, стремясь самостоятельно подавать пример такого взаимодействия. Плоды "миротворческой" и "демократической" политики Запада пожинает сейчас Афганистан. После бегства американских войск эта страна стала очагом постоянно нарастающей напряженности у границ Содружества.
Ухудшение обстановки в этом южноазиатском государстве грозит масштабной гуманитарной катастрофой. Очевидные риски связаны с бесконтрольным распространением оружия в приграничных зонах, параличом местной власти, укреплением экстремистских сил, падением уровня жизни людей и разгулом криминала. Совершенно очевидно, что поодиночке страны Центральной Азии такие узлы развязать будут не в силах.
Вызывают опасение и попытки США сформировать на территории государств, граничащих с Афганистаном, сеть своих военных и разведывательных структур якобы для "контроля" над ситуацией. Можно не сомневаться: одним наблюдением дело не ограничится. С подачи американских "наблюдателей" будут всячески подогреваться и провоцироваться внутрирегиональные конфликты в СНГ, которые и без того представляют собой угрозу стабильности Содружества, сильно затрудняют взаимодействие государств на пространстве всей Евразии.
К серьезной проблеме относится и обеспечение биологической безопасности на пространстве СНГ. В настоящее время под предлогом санитарно-эпидемиологической помощи в странах СНГ строятся и модернизируются микробиологические лаборатории. Лаборатории работают в закрытом режиме и не поддаются надлежащему контролю в соответствии с международными стандартами.
В этих условиях особое значение приобретает деятельность Организации Договора о коллективной безопасности. Она имеет серьезный потенциал, чтобы усилить свое влияние. Нужно выстраивать более тесное взаимодействие ОДКБ и ЕАЭС, создать механизмы координации внешней политики государств - участников этих интеграционных объединений, отладить систему оперативного и гибкого реагирования на возможные вызовы, а также развивать иные возможные механизмы взаимодействия в сфере безопасности на евразийском пространстве.
Как ни парадоксально, потенциал и возможности СНГ наглядно проявились в самый тяжелый момент, когда весь мир захлестнула коронавирусная инфекция. Едва только речь пошла буквально о жизни и смерти, очень быстро прекратились многие былые раздоры и споры. В первые, самые сложные месяцы борьбы с вирусом работа в рамках СНГ выгодно отличалась от того, что мы наблюдали в Евросоюзе.
Реагировать в тот момент надо было мгновенно, действовать на упреждение. Содружество доказало, что ему это под силу. Еще до начала пандемии между странами СНГ была создана необходимая договорная база в сфере здравоохранения.
Стало возможно взаимодействие профильных специалистов, действовали межгосударственные консультативные органы, решения принимались оперативно, без бюрократических проволочек. Россия как системообразующий элемент Содружества взяла на себя особую роль и ответственность. Российские врачи помогали своим коллегам бороться с пандемией.
Партнерам по СНГ были оперативно направлены крупные партии тест-систем, средства индивидуальной защиты, мобильные диагностические комплексы и современное лабораторное оборудование. Сегодня российские вакцины поставляются во все страны Содружества, кроме Украины. В Армении, Белоруси, Казахстане и Узбекистане налажено лицензионное производство вакцин, с Азербайджаном этот вопрос в стадии обсуждения.
В целом укрепление интеграционных связей в гораздо большей степени отвечает потребностям наших государств, чем откровенно прозападный, "центробежный" курс на ослабление и разрушение СНГ. Это хорошо доказывает пример Украины, которая в настоящее время практически утратила национальную самостоятельность и стала полностью зависимой от "внешних управляющих". Огромными политическими, экономическими и гуманитарными потерями подобный курс отозвался для Грузии.
Пойти по тому же пагубному пути, судя по всему, готово и нынешнее руководство Молдавии. Это может стать большой ошибкой, так как ничем хорошим опора на зарубежных спонсоров, как правило, не заканчивается.
При этом в специальном заявлении верховного совета Украины отмечается, что обязательными к выполнению считаются соглашения, подписанного президентом Украины, в отношении которых не вносятся оговорки, а также оговорки к соглашению, ратифицированному Верховным Советом Украины. Первоисточники возникновения СНГ СНГ было создано на основе континентальных территориальных принципов и являлось новым региональным сообществом. Отнесение СНГ к разряду международных межправительственных организаций, иногда встречающееся в отечественной и зарубежной литературе, неверно. Главным аргументом против этого является то, что Содружество не обладает международной правосубъектностью.
Существует определенное сходство между СНГ и региональными интеграционными организациями таких стран, как Европейский Союз, общий рынок стран Юга Меркосур , Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество АТЭС , с точки зрения целей, организационных форм, задач и конкретных результатов деятельности. В частности, для развития интеграции СНГ особое значение приобретают новые независимые страны СНГ которые находятся как на территории Европы так и на территории Азии, поскольку их экономическое развитие непосредственно связано с развитием стран региональной организации Европы и Азии. Взаимодействие с национальными объединениями в других регионах осуществляется посредством сложной системы международных отношений. Региональные интеграционные объединения, такие как национальные международные организации, наделены общими международными органами управления: консультативными службами, исполнительной властью, судебной властью, и их деятельность способствует созданию политического союза. Одной из последних тенденций развития современных региональных международных организаций и объединений государств является создание межпарламентских органов, выполняющих консультативные функции и способствующих демократизации международных отношений. Возможности, методы и перспективы решения социально-экономических проблем стран, а также потенциал мировой экономики во многом зависят от развития экономических отношений между странами СНГ и условий их вхождения в мировую экономику.
Поэтому явно необходимо изучать тенденций развития СНГ, явные и скрытые, сдерживающие и стимулирующие факторы, намерения и их реализация, приоритеты и противоречия. За девять лет своего существования в СНГ его члены создали хорошую нормативно-правовую базу. Некоторые акты направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества. Однако большинство документов отчасти не выполняются, либо не выполняются в полном объеме.. Обязательные юридические процедуры не соблюдаются, а документы, подписанные с нарушением данных процедур, не имеют международной юридической силы и не исполняются. Это касается, в частности, ратификации национальными парламентами и одобрение правительствами, заключаемых договоров и соглашений.
Процесс утверждения откладывается на многие месяцы и даже годы. Однако даже после завершения всех необходимых юридических процедур и вступления в силу документов и соглашений страны зачастую не в состоянии эффективно осуществлять их, поскольку они не выполняют своих обязательств. Драматизм нынешней ситуации заключается в том, что СНГ оказалось в значительной степени искусственной формой правления, лишенной собственных концепций, четких функций и плохо проработанных механизмов взаимодействия между странами-участницами. Практически все контракты и соглашения, подписанные за девять лет существования в СНГ, носят декларативный и, в лучшем случае, рекомендательный характер. Сложилось непреодолимое противоречие между суверенитетом республик и насущной необходимостью тесных экономических и гуманитарных связей между ними, противоречие между определенной степенью реинтеграции и отсутствием необходимых механизмов, способных связать интересы государств. Принятые документы в рамках политике отдельных стран, в частности России в рамках СНГ, по реализации плана развития интеграции, свидетельствует об усилиях будущего как отдельной страны во всех аспектах национальной деятельности, используя пример Европейского Союза.
Возможность достижения такого уровня интеграции часто зависит от объективных предусловий. Это объединение государств, основанное на принципе суверенного равенства всех его членов, и равноправие в международном праве. В Уставе статья 4 признаются интересы Содружества в целом с учетом Минских соглашений от 8 декабря 1991 года и определяются направления совместной деятельности государств-членов. К ним относятся: обеспечение прав человека и основных его свобод; координация внешнеполитических действий; сотрудничество в формировании и развитии общих экономических зон, общеевропейских и евразийских рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии транспортных и коммуникационных систем; охрана здоровья и окружающей среды; социальная и миграционная политика; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Перечень может быть дополнен соглашением между государствами-членами. Важно также соблюдать статью 5 Устава, которая гласит, что соглашения, заключаемые в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества и обязательствам государств-членов в рамках Устава.
Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признавая суверенитет государств-членов, что позволяет говорить о том, что оно является международной межгосударственной организацией, в основе которой лежат договоры, определяющие его правосубъектность и дееспособность. Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свои уникальные особенности. Ее учредительные законы и подзаконные акты позволяют части ее членов участвовать в деятельности организации. Так, статья 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 года предусматривает, что каждый участник имеет право не только приостановить действие всего соглашения, но и приостановить действие его отдельных положений. Статья 23 Устава позволяет любому государству-члену Содружества заявить о том, что оно не имеет своей заинтересованности в каком-либо конкретном вопросе. Членство в Содружестве Независимых Государств На основании Устава Содружества Независимых Государств проводится четкое разграничение, касающееся государств-учредителей и стран-членов Содружества.
В соответствии со статьей 7 учредителями Содружества являются лица, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и протокол к данному соглашению от 21 декабря 1991 года на момент принятия настоящего Устава, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан Азербайджан и Молдова подписали, но не ратифицировали Алматинское соглашение. Государства-члены Содружества являются учредительные государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу в течение одного года с момента его принятия Советом глав государств, а именно Украина и Туркменистан главы государств не ратифицировали устав СНГ. Государством-членом Содружества может стать государство, согласное с целями и принципами Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащимся в настоящем Уставе, с согласия всех государств-членов. Статья 8 В соответствии с решениями Совета глав государств, страны, желающие участвовать в определенных видах деятельности Содружества, могут вступить в Содружество в качестве ассоциированных членов на условиях, изложенных в Соглашении об ассоциациях. По решению Совета глав государств представители других стран могут участвовать в заседаниях органов Содружества в качестве наблюдателей. Участие ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества должно осуществляться в соответствии с правилами процедуры этих органов.
Статья 9 Государства-члены могут выйти из состава стран Содружества. Для этого Государства-члены письменно уведомляют депозитария Устава за 12 месяцев до планируемой даты. Обязательства стран, возникающие ввиду участия в Уставе, являются обязательными и связывают соответствующие страны до тех пор, пока они не будут полностью выполнены. Статья 10 Нарушения Устава государствами-членами, систематическое невыполнение ими своих обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, или решений, принятых органами Содружества рассматривает Совет глав государств. К таким государства могут быть применены меры воздействия, разрешенные международным правом. Таким образом к СНГ могут присоединиться все государства, согласные с его целями и принципами и выполняющие свои обязательства по уставу с согласия всех государств-членов.
Устав также предусматривает участие государств в некоторых мероприятиях Содружества в качестве ассоциированных членов. Устав СНГ предусматривает довольно сложную структуру. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, состав которого представлен государствами-членами на самом высоком уровне Статья 21. Совет уполномечен обсуждать и решать основополагающие вопросы деятельности членов СНГ в областях, представляющих общий интерес, рассмотренных в статье 4 Устава. Совет проводит свои заседания два раза в год и может проводить специальные сессии по инициативе государств-членов. Совет глав правительств задает вектор сотрудничества между административными органами государств-участников СНГ в областях, представляющих экономический, социальный и иной общий интерес статья 22.
Он собирается четыре раза в год и может проводить специальные сессии по инициативе правительств государств-членов. Решения двух советов принимается по взаимному согласию. Любое государство может заявить об отсутствии интереса к конкретному вопросу, однако это не препятствует принятию решения. В соответствии с уставом оба совета могут проводить совместные заседания. Каждый совет может учреждать постоянные или временные рабочие и вспомогательные органы. В состав таких органов входят представители государств-членов, наделенные соответствующими полномочиями.
Устав Содружества Независимых Государств также предусматривает созыв соответствующих государственных органов для рассмотрения вопросов сотрудничества в определенных областях и выработки рекомендаций для СГГ и СГП. СМИД координирует внешнеполитическую деятельность государств-членов, в том числе их деятельность в международных организациях, и консультирует по вопросам мировой политики, представляющим взаимовыгодный интерес. Постоянным исполнительным и координационным органом Содружества является Координационно-консультативный комитет Статья 28. В его состав входят постоянные полномочные представители, по два члена от каждого государства-члена СНГ и Координатор Комитета, назначаемый Советом глав государств. Комитет разрабатывает и представляет рекомендации по всем вопросам, связанным с деятельностью Содружества, содействует выполнению соглашений по отдельным направлениям экономических отношений и содействует работе всех органов Содружества.
Надо понимать, что нигде ни на каких рынках нас никто не ждет. Рынки давно уже поделены. Поэтому нужно удержать свои. И здесь нам надо искать свое счастье». Острый момент — урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе. Армения и Азербайджан заявили о готовности при соблюдении ряда условий, рассматривать вопросы делимитации границ и подписании мирного договора. Ильхам Алиев, президент Азербайджана: «Хотел бы еще раз отметить особую роль президента Российской Федерации Владимира Путина в прекращении военных действий в Карабахе, что позволило избежать тысяч жертв с обеих сторон». Владимир Путин, президент России: «Все это еще раз подтверждает наши мудрости российские по поводу того, что плохой мир лучше, чем хорошая война». Никол Пашинян, премьер-министр Армении: «Конечно же, главным вопросом является подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Для этого мы считаем важным восстановить переговорный процесс в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ».
В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск , вертолётной эскадрильи , армейской авиации. В 2002—2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002 года, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии. Делегации Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана обсудили ряд вопросов военного и военно-технического сотрудничества. Они также обменялись мнениями по военно-политической обстановке в мире. Также стороны обсудили вопросы развития сотрудничества в области противовоздушной обороны, военно-профессиональной подготовки военнослужащих и другие [125]. В ходе активной фазы учений силовики освободили «заложников» и нейтрализовали «террористов» на трех объектах — ТЭЦ, транспорте и в исправительной колонии Бишкека. Главы иностранных делегаций отметили, что эти учения стали важным шагом по укреплению антитеррористического потенциала стран СНГ и ШОС[ источник не указан 166 дней ].