Новости аэростаты в блокадном ленинграде

В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). Наверняка далеко не все знают, что практически любой двигатель внутреннего сгорания, без всяких переделок может работать на водороде, и впервые применили водородное топливо для обычных ДВС в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта.

Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.

Блокада Ленинграда. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Аэростат в блокадном Ленинграде.

В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ

Новости Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Оценить Акция «Небо над Ленинградом» приурочена к 72 годовщине полного снятия блокады и поможет горожанам представить себе город, каким он был в эти тяжелые дни, ведь аэростаты для блокадников стали чем-то вроде громадных птиц, которые ревностно охраняли небо над городом — без них число погибших могло бы значительно вырасти, а многие достопримечательности лежали бы в руинах. В рамках памятного действа, которое начнется в 16:00, петербуржцы колоннами пройдут по улицам Петербурга с макетами дирижаблей противовоздушной обороны, а, добравшись до Дворцовой площади, запустят аэростаты в небо.

Всего же в 1941—1944 гг. Их жертвами стало свыше 17 тысяч человек, главным образом мирных жителей. Во время блокады Ленинграда погибло около 1 млн человек. Репост вот отсюда - [ссылка] Other albums.

Какое из многочисленных осадных орудий немецкого, французского и чехословацкого производства его выпустило — установить не удалось.

Всего же в 1941—1944 гг. Их жертвами стало свыше 17 тысяч человек, главным образом мирных жителей. Во время блокады Ленинграда погибло около 1 млн человек.

В это же время в акватории Невы начался юбилейный Парад Победы. Между Дворцовым и Благовещенским мостами выстроились 10 боевых кораблей Балтийского флота. Десантные, противолодочные, ракетные, пограничный сторожевой корабль «Алмаз» и подводная лодка «Выборг». Американцы называют ее «черной дырой», потому что она ходит абсолютно бесшумно и выдает себя только тогда, когда матросы с палубы кричат троекратное «ура!

Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде

Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941—1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод. Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой: Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба! И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах И уйти не пускает страх.

Страна не могла прорвать окружение в первую блокадную зиму, но военным, морякам, ленинградцам удалось в условиях блокады провести по Дороге жизни, по дну Ладожского озера три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередач. Блокадный город получил связь с Большой землей, получил топливо и электричество. Без этих подводных артерий город ждала верная гибель. И то, и другое — и самопожертвование, и подлость — он видел в дни блокады. Но победило все-таки самопожертвование. Голод расчеловечивает, корежит психику. Но ленинградцам и в этих тисках удалось сохранить человеческий облик. Борьба за умы На полную мощь работала немецкая пропаганда. Нацисты понимали: не выиграв борьбу за умы, невозможно ни одолеть, ни уничтожить врага.

Первые вражеские листовки появились в городе еще в середине июля. Выпускались поддельные выпуски «Правды» и некоторых ленинградских газет. По радио велись антисемитские передачи на русском языке. Собирайтесь силами и занимайте свои фабрики и склады, охраняйте свои дома и сопротивляйтесь преступным поджигателям и взрывателям! Немцы пытались дискредитировать саму идею защиты Ленинграда, рисовали розовые перспективы капитуляции… Но они получили отпор и на этом поле боя. Ответным оружием несломленного Ленинграда стало радио. На улицах города появились сотни новых репродукторов. Хрипло и приглушенно говорит радио. Слышно, как в паузах голодный диктор заглатывает слюну», — это из дневника писателя Леонида Пантелеева.

Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон. В еще большей мере они препятствовали выполнению вражескими летчиками данных им заданий. Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты: истребители расстреливали их зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение «небо в огне» становилось отнюдь не метафорой. За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища.

Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны.

Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей. Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения». К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах.

Газгольдеры для заправки аэростатов воздушного заграждения на Большой Ордынке. По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. Он наконец-то получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР. Как участника обороны Ленинграда Шелища наградили медалью «За оборону Ленинграда», а по окончанию войны — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива».

Бывало, даже вместе с людьми ведь они были не только заградительные, но и наблюдательные, к которым крепилась корзина с человеком — корректировщиком артиллерийского огня. Однако, это немцам не удалось. Сброшенные бомбы лишь оставляли полыньи, а сам ледовый покров сохранялся. Тогда немцы стали пытаться расстреливать колонны машин. Против них немцы часто использовали не тяжелые бомбардировщики, а истребители «Мессершмитт», которые вели огонь по грузовикам с бреющего полета на малой высоте из пушек и пулеметов. Но когда и на «Дороге жизни», была развернута система ПВО, немцы были вынуждены атаковать трассу не вдоль, а поперек. Для борьбы с низколетящими целями применялись и зенитные пулеметы на базе счетверенных пулеметов «Максим», обеспечивавшие скорострельность 40 выстрелов в секунду. Они могли монтироваться в кузовах грузовиков-«полуторок». Кроме того, Дорогу жизни прикрывали скорострельные малокалиберные зенитные установки, которые запросто могли сбить не только истребитель, но и защищенный броней бомбардировщик.

На всем протяжении 30-километровой ледовой трассы поднимались 20 аэростатов заграждения то есть в среднем по одному через каждые полтора километра. Зенитная установка на базе счетверенных пулеметов «Максим» в кузове «полуторки» Бомбовая «солидарность трудящихся» Немецкая бомба-контейнер из коллекции «Ленрезерва». Она начинялась десятками зажигательных бомб. Еще одним звеном в системе прикрытия Ленинграда с воздуха были пожарные команды и бригады МПВО, состоявшие в основном из женщин. Деревянные конструкции чердаков были обработаны специальным огнезащитным составом. На чердаках были размещены ящики с песком. На крышах домов дежурили жители города, включая детей и подростков. Их задачей было во время авианалетов оперативно схватить упавшую «зажигалку» специальными клещами и поместить в ящик с песком, а с крыши достаточно было просто сбросить на тротуар. Бомбы-зажигалки, щипцы, с помощью которых их подбирали на крышах, и шлем бойца МПВО В Ленинграде заблаговременно была создана сеть бомбоубежищ.

Во время войны в них оборудовали даже учебные классы для детей — с партами и досками. Часть немецких авиабомб не взрывались. Пробив несколько этажей, они так и оставались внутри зданий. В Эрмитаже неразорвавшаяся бомба упала на Тронный зал а в Москве — на Георгиевский зал Большого кремлевского дворца. Советская пропаганда объясняла это солидарностью европейских трудящихся, которые, делая бомбы на заводах, якобы, выводили их из строя еще на стадии сборки. Немцы, зная о том, что ленинградцы привыкли к неразорвавшимся боеприпасам, стали прибегать к жестокой хитрости — использовать бомбы замедленного действия.

Как вспоминали современники, уже на следующий день улицы Ленинграда были украшены флагами и даже незнакомцы обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. Блокада города Ленинграда ныне Санкт-Петербург во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек.

Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg

Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Санкт-Петербург (Ленинград) отмечает 66-ю годовщину снятия блокады. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943. В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда.

На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

24 апреля на церемонии открытия XII Российского международного энергетического форума участникам и гостям была представлена выставка «Герои энергетики блокадного Ленинграда». Петербургское издание "Невские новости" в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне подготовило проект "Воздушный купол блокадного Ленинграда". Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества.

Блокада. Аэростат заграждение.

Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде | Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов.
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ. Военные загадки Третьего рейха Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания.

Аэростаты над Петербургом

Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде

Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Исполнилось 80 лет со дня снятия блокады и 80 лет со дня праздничного салюта в Ленинграде. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.

Забытые герои | Водородный лейтенант

Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев. А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны.

После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам. Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся. Об этом свидетельствовала история России. Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу.

Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия. И именно их армия наступала на северном направлении. А у них ещё были свежи воспоминания о финской войне, в которой однажды Советский Союз уже потерпел поражение. Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными.

Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли. Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы. Надо просто подождать пока в городе начнётся голод. И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады.

Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался. Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике. Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию.

Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам. Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение». И ведь такие попытки были.

Спасавшиеся поодиночке люди приходили буквально в немецкие окопы. Их просто выталкивали обратно, чтоб возвращались туда, откуда пришли. Таков был приказ. Позиция Гитлера в этом вопросе была последовательной. Он собирался истребить славян, а сейчас представилась возможность это сделать.

Тут на кону была уже не просто военная победа и раздел территорий. Речь шла о продолжении существования миллионов людей. Ленинградская улица после окончания немецкого артобстрела С ходом времени неизбежно появление вопросов о том, можно ли было избежать тех ужасов, которые принесла блокада Ленинграда 1941-1943 годов. Сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от медленно и мучительно пожирающего организм голода.

Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады. Планы Гитлера не были известны широкой общественности. И ленинградская героическая оборона так и останется по-настоящему героической. Но сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, доподлинно известно, что для жителей Ленинграда не было шансов во время вражеской блокады сохранить жизнь, просто сдав город и вверив себя милости победителя.

Этому победителю не нужны были пленные. У немецких военачальников были недвусмысленные приказы сломить сопротивление, разрушая ударами артиллерии склады, водопроводные станции, силовые установки и источники электроснабжения. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Жизнь блокадного Ленинграда Советское руководство не считало нужным уведомлять граждан о реальной картине происходившего на фронте. Информация о ходе войны кратко сообщалась, но чаще всего сведения были эпизодические и неполные. А неведение порождает тревогу и страх.

Всего за годы войны было запущено 1500 радиозондов и 1600 шаров-пилотов. Также для метеорологических целей использовались аэростаты воздушного заграждения. За заслуги перед армией командование фронта наградило метеорологов в 1943 году медалью «За оборону Ленинграда». Группа в Свердловске занималась составлением метеосводок районов боевых действий, метеорологическим обеспечением поставок по ленд-лизу, встреч антигитлеровской коалиции в Терегане и Ялте.

Налеты, как правило, происходили ночью. В начале фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город.

А сами уходили в темноту. Затем бомбили город фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче в плен. Немецкие летчики очень боялись столкновения с аэростатами. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета, перерезая его. Кроме того, закрепленная на конце троса мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

С первых месяцев войны немецкая авиация и разведка вели на аэростаты и тех, кто их обслуживал, настоящую охоту.

По традиции на десятках городских мемориалов и захоронений пройдут церемонии возложения цветов, но главная из них состоится на Пискаревском кладбище. Недавно напротив него торжественно открыли большой интерактивный экран, который непрерывно транслирует ролик о девятистах блокадных днях. Ленинградские театры, музеи, радио, работавшие под артобстрелами и бомбежками, стали духовными символами жизни.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

В самом начале войны Иосифу Будковскому — в те годы жителю украинского села Чернобыль — было 15 лет. Через два года его призвали в армию. Как известно, во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. Посты аэростатного заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину было около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах.

Шелищ на свой страх и риск подготовил эксперимент.

Отметим, что предложение Шелища напоминало об идее Архимеда, спасшего родные Сиракузы от нашествия вражеской армады с помощью сконцентрированного солнечного света. Начальник тыла корпуса ПВО созвал совещание командиров и инженеров полков аэростатов заграждения, на котором решили опробовать установки в работе. Так, 27 октября 1941 г. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки он же водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал.

Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г.

До занятий добирались окольными путями, пешком. Случалось, что добирались не все.

Смерть настигала детей везде: на пороге школы, у себя дома. Тела многих обнаруживали их же одноклассники. Погибали и педагоги. Ф Футбол. Ленинград - город мертвых». Это текст листовок, которые весной 42-го разбрасывали над блокадным городом с немецких самолетов. Тогда было принято решение: показать, как эти «мертвые» играют в футбол. Знаменитый блокадный матч прошел 31 мая 1942 года. В нем приняли участие команды ленинградского «Динамо» и Ленинградского металлического завода в сводках - команда Н-ского завода. На полноценную игру сил не было.

Шутка ли - футболистов собирали по всему городу. Истощенные, измученные, на поле в рытвинах от мин они творили свою историю, совершали свой подвиг. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо». Но это была не победа одной команды, это была общая победа города. И уже на следующий день у самой линии фронта из срочно установленных громкоговорителей передавали репортаж об этом блокадном матче. Х Хлеб. Уже к 12 сентября в городе оставалось хлебного зерна и муки на 35 суток. Хлебную суточную норму снижали пять раз. Холод и голод наступали. Минимальную норму - те самые 125 граммов - ввели 20 ноября 1941 года.

Маленький брусочек порой было тем единственным, что спасало от смерти. А если его намазать толстым слоем горчицы, да еще и посолить, поперчить, получится «блокадное пирожное». Рецепт, который создали в Центральной лаборатории и по которому пекли на всех заводах Ленинграда, менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная - самая грубая - мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм - весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки - блокада включила все это в состав хлеба. Ц Церкви. К началу войны в Ленинграде уцелела 21 православная церковь. Монастырей и семинарий не осталось. Но когда Ленинград окружили и стали морить голодом и холодом, к религии обратились массово.

Храмы - их всю блокаду проработало 10 - стали заполняться народом уже в конце июня 1941 года. Несмотря ни на что, ленинградцы продолжали ходить в храмы. Фото: Александр ГЛУЗ Когда пришла ранняя необычно суровая зима, температура в храмах упала до нуля, в лампадках стало замерзать масло. Тем не менее на службы приходило все больше ленинградцев. Ч Чтение. В осажденном городе продолжали работать библиотеки. Ленинградцы брали книги на дом, в госпиталях и заводских цехах открывались передвижные отделы. Библиотекари - истощенные, голодные - на равном со всеми положении умудрялись устраивать патриотические выставки, призванные укрепить дух блокадников. Всю блокаду проработала Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Разве что эвакуировали наиболее ценные фонды.

Особым интересом пользовалась у ленинградцев художественная и военная литература. Ш Шпили. В мирное время блестящие доминанты были гордостью Петербурга. В блокадное - идеальными круглосуточными ориентирами для прицельных бомбежек. Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Инженерный замок, купол Исаакиевского собора, маковки Никольской церкви - все это нужно было спрятать. Первая мысль - разобрать. Но нет ни рабочих рук, ни мест для хранения. Строительные леса тоже не подходят: одна искра - и возгорится пламя, которое уничтожит шедевры архитектуры. В итоге выбор пал на альпинистов. Работали и по ночам, и во время бомбежек», - вспоминал «хранитель Ленинграда» Михаил Бобров.

Щ Щей-Безвырезовская Дистрофия Шротовна. Наум Синдаловский в своем «Словаре петербуржца» объясняет, что так называли голодающих в блокадном Ленинграде. Шроты - измельченные и обезжиренные семена масличных растений. Обычно они шли на корм животным, но во время блокады считались одним из деликатесов. Безвырезовская - намек на высший сорт мяса, вырезку. Точнее ее отсутствие. Это выражение - лишь одно из свидетельств неистощимого юмора ленинградцев. Блокадный фольклор - отдельная тема для рассказа. Шутим - значит еще есть силы, значит живые. Хотя большинство шуток было так или иначе связано с темой смерти.

Э Электроэнергия. В истории отечественной энергетики нет событий, сопоставимых по сложности и героизму с прорывом энергетической блокады Ленинграда. Уникальная операция по прокладке «Кабеля жизни», разработанная сотрудниками «Ленэнерго», позволила вернуть электроэнергию в окруженный врагом город 23 сентября 1942 года. Фото "Ленэнерго".

Ар 16689 Пост противовоздушной обороны города. Фотохроника Агентства печати «Новости». РМИ Орудийный расчет зенитной батареи на Университетской набережной. РМИ Транспортировка газгольдера для заправки водородом аэростата на площади Островского. Фотограф Г. Художник В.

Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя

Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город.

За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу. К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом — осуществлять технический контроль аэростатных заграждений.

Наградной лист Бориса Шелища.

Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба. Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда. Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства. И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии.

Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород.

Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу.

Их жертвами стало свыше 17 тысяч человек, главным образом мирных жителей. Во время блокады Ленинграда погибло около 1 млн человек. Репост вот отсюда - [ссылка] Other albums.

Сбор участников мероприятия на стартовых точках согласно маршрутам в 15:30.

Фото: Фонтанка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий