Среди целей БРИКС были обозначены: Первая встреча глав союза состоялась в 2006 году по инициативе российского президента В. В. Путина. Ни одна из главных заявленных перед саммитом БРИКС целей не была на нем достигнута, даже официального устава этой организации не существует. Члены БРИКС считают политику Запада «инструментом поддержания гегемонии США» и потому отвергают ее, отмечает немецкое издание. Ведущие американские СМИ тоже восприняли расширение БРИКС как тревожную новость.
Новости международного объединения BRICS
Если страны БРИКС искали решения по выходу из энергетического и продовольственного кризисов, то саммит ЕС целиком и полностью был посвящен «уничтожению» России. Для новых участников вступление в БРИКС могло бы расширить их дипломатическое влияние и открыть выгодные торговые и инвестиционные возможности. Ни одна из главных заявленных перед саммитом БРИКС целей не была на нем достигнута, даже официального устава этой организации не существует. На этом фоне предстоящая конференция по моделированию БРИКС приобретает первостепенное значение. Китайскую инициативу «БРИКС плюс» поддержали и другие члены объединения. Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок.
Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
Главные новости об организации БРИКС на Будьте в курсе последних новостей: На Международной выставке-форуме «Россия» 20 апреля прошла церемония открытия спортивной программы. Ее организовали дирекция выставки «Россия» и Общероссийское общественное. Экономист Колташов: Единая валюта БРИКС может быть привязана к золоту. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. Основные направления деятельности БРИКС, цели и задачи создания организации. Президент Нового банка развития БРИКС Дилма Русеф заявила, что это учреждение не рассматривает новые проекты в России, поскольку соблюдает введённые против нашей страны международные санкции. Это дало повод противникам России, одной из учредителей этого. Конечно, если страна – участница БРИКС предпочтет выполнять решение суда в далекой Гааге, нежели защищать лидера страны БРИКС, данный международный клуб не исчезнет.
"Кирпич", брюки, а может, барсики. Что такое БРИКС и в чём его феномен
Именно поэтому объединение усилий так важно. В планах союза — стать лидером мировой экономики к 2050 году. Особо ценный партнер Последнее на данный момент вступившее в союз государство — ЮАР — на первый взгляд заметно выделяется среди прочих членов. В рейтинге мировых экономик африканская страна занимает 30 позицию, при том, что все прочие члены БРИКС входят в первую десятку а Китай с Индией и вовсе занимают 2-е и 3-е места. Тем не менее, из всех африканских стран именно ЮАР считается высокоразвитым государством — за счет своих ресурсов, прежде всего. Страна владеет крупнейшими в мире залежами золота и платины, богатыми месторождениями алмазов и еще около 40 видов полезных ископаемых, в том числе угля, железа и меди.
Государства партнеры провели несколько встреч. Главы государств провели переговоры только на будущий год — в Японии, сразу после встречи «Большой восьмёрки».
Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма.
Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости.
Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации?
Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением?
Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц.
А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС.
Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира.
Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов. Однако что касается большого геополитического пространства, БРИКС пока вряд ли готов играть заметную роль в мире и тем более замахиваться на сопротивление коллективному Западу. Во время острого политического конфликта России с западной коалицией страны БРИКС заняли, по сути, нейтральную позицию что, впрочем, уже неплохо.
При этом Пекин резко критикует американские рестрикции, введенные против китайской экономики, называя их незаконными. Таким образом, КНР рискует получить зеркальную ситуацию при возможном резком обострении отношений с США, когда остальные страны БРИКС решат выгодным для себя придерживаться новых антикитайских санкций. Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело.
Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве. Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России.
Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании. На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом.
В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе. И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало.
Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет. Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях.
В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества.
Вроде БРИКС есть, но в то же время, его и нет… Автор канала «Инфляционный шок» финансовый аналитик Егор Колягин обратил внимание на то, что все разговоры о дедолларизации, которую якобы должны были декларировать на этом саммите оказались пустым звуком: «В общем тут будто бы полнейшее фиаско. Хотя сколько ожиданий было в СМИ по всему миру. Организация остается, по сути, неформальной. Это неэкономический и невоенный блок. Нет общих правил, уставов. Да и целей в конце концов. Нет даже правил, по которым можно вступить в организацию, какие бонусы или ограничения от этого получить. За что могут выгнать из организации, нам тоже неизвестно. БРИКС будто бы застыл на месте и так и остается довольно рыхлой организацией, где могут просто договориться о продаже друг другу товаров на выгодных условиях в частном порядке и не более того.
Тем не менее в эту вроде бы не работающую и практически не существующую организацию зачем-то ломятся почти 30 стран. Условия приема, кстати, так и не оглашены. Из интересного здесь следующее: — Если организация будет хоть как-то развиваться в плане уставов, правил, институтов и общей инфраструктуры, то, по сути, начнет контролировать половину мирового рынка нефти. А со стороны потребления будет 2 из 3 крупнейших потребителя. Это Индия и Китай. А вы сами знаете, что следом после контроля рынков производства, потребления и оценки рынка нефти идет вопрос его транспортировки. Вроде есть, действует, растет. Но при этом его как будто бы и нет.
Индия, в свою очередь, регулярно проводит антидемпинговые расследования в отношении китайских компаний. Например, неоднократно инициировались налоговые проверки китайских производителей смартфонов. А инициативу Поднебесной «Один пояс - один путь» Нью-Дели вообще рассматривает как угрозу собственной безопасности в регионе. Кроме того, Китай и Индия явно не собираются довольствоваться статусом региональных держав. На данном этапе они скорее выступают в роли ситуативных союзников, заинтересованных в ослаблении коллективного Запада и пересмотре существующего международного порядка разумеется, в свою пользу. Но как они поведут себя, если эти цели будут достигнуты? Иногда их приходится выстраивать заново. Например, некогда прочные связи между Ираном и Египтом были разорваны в 1980 году, вскоре после Исламской революции в Иране и признания Египтом Израиля. Даже посольства были закрыты. Впервые о возможном потеплении в двусторонних отношениях заговорили только после «арабской весны». Состоялся обмен визитами лидеров государств. Между Ираном и Египтом было восстановлено прямое авиасообщение, а египетский дипломат Набиль Фахми, исполнявший тогда обязанности министра иностранных дел, заявил, что Египет стремится к стабильным и позитивным отношениям с Ираном. Но общего языка страны не нашли, потепление постепенно сошло на нет. В 2015 году президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси даже заявил, что его страна поддерживает отношения с Ираном только на полях различных организаций. Однако в настоящее время Каир вроде бы выражает готовность пересмотреть свою позицию. Но не потому, что с Тегераном удалось договориться, а потому, что внешняя политика всего региона претерпела серьёзные изменения после того, как Иран и КСА, бывшие в течение нескольких десятилетий главными геополитическими соперниками в регионе, предприняли попытку примириться. При посредничестве Китая в марте прошлого года страны договорились восстановить дипотношения. Так что Египту пришлось приспосабливаться к новым обстоятельствам. И как возможно рассчитывать на активное сотрудничество при таких «высоких» отношениях сторон?.. Восток - дело тонкое Саудовская Аравия - вообще союзник довольно сомнительный: королевство давно и плотно находится «под колпаком» у США. В основе их партнёрства лежат две составляющие - нефть и безопасность. Это устраивало обе стороны, пока не разразился украинский кризис. США не удалось вынудить саудитов резко увеличить нефтедобычу, чтобы вытеснить Россию с рынка. Вашингтон, разумеется, начал недовольно брюзжать. Это вызвало возмущение в королевстве, а эксперты заговорили о серьёзных проблемах в американо-саудовских отношениях. Впрочем, недовольство действиями США у Эр-Рияда зрело давно: после американского вторжения в Ирак в 2003 году представители королевства стали всё чаще говорить о том, что политика Вашингтона дестабилизирует ситуацию в регионе. А в Штатах тем временем ширились антисаудовские настроения: демократы вдруг вспомнили, что в КСА нарушаются права женщин, геев и вообще инакомыслящих, а также о том, что среди исполнителей теракта 11 сентября 2001 года присутствовало много саудовцев.
"Кирпич", брюки, а может, барсики. Что такое БРИКС и в чём его феномен
И конечно, в Вашингтоне и Брюсселе это никакой радости не вызывает. Президент России Владимир Путин принимает участие в нем по видеосвязи. В своей недавней статье он заявил , что БРИКС расширяется для построения «более справедливого полицентричного миропорядка».
Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях. В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества. При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы. Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД. Экономика анти-про-Запад Страны БРИКС также не ставят перед собой задачи обособления от мировой экономики и построения собственного независимого экономического контура по примеру советского блока. А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами.
Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле. Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он. Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится. Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита.
Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах». Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения. Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение. В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну.
За прошедшие восемь лет НБР профинансировал 96 проектов в странах-учредителях на общую сумму 33 млрд долларов. При этом лишь один из западных финансовых институтов — Всемирный банк — только в 2022 году выделил на разные проекты более 100 млрд долларов. В июле этого года глава НБР Дилма Руссефф заявила о прекращении финансирования новых проектов в России, поскольку банк полностью соблюдает международные санкции. С точки зрения России, непонятна разница между западной финансовой системой, заморозивший российские средства, и таким «дружеским партнерством». Можно, конечно, в защиту НБР сказать, что он, дескать, кредитует в долларах США и поэтому не мог проигнорировать американские санкции. При этом премьер-министр Индии Нарендра Моди на последнем саммите отметил успехи НБР и сообщил о создании в стране представительства банка для финансирования проектов развития в Индии и Бангладеш. По всей видимости, Индия считает, что застрахована от санкций США. Оставаясь в рамках экономической системы Запада, странам БРИКС можно по примеру Индии довольствоваться малым, но практически невозможно найти драйверы для своего опережающего развития. Западная экономическая логика проста: если вам что-то не нравится, ищите недостатки в себе, а не в сложившейся системе. И если за ваш товар или труд на мировом рынке дают один доллар, значит, он и стоит ровно один доллар, а если вас это не устраивает, значит, вы неадекватно оцениваете реальность.
Помимо саммитов, в рамках БРИКС организуется почти 100 ежегодных мероприятий, в том числе 15 встреч на уровне министерств. Тематика мероприятий включает в себя широкий спектр вопросов в финансовой, научно-технической, культурной и политической сферах. В БРИКС отсутствуют официальные регулирующие ее деятельность нормативные документы, уставы и секретариат. Председателем ассоциации выступает страна-организатор саммита, которая обеспечивает координацию всей текущей деятельности.
Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. С 2010 года ежегодно как правило, в преддверии саммитов проводятся встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Россия и Китай сотрудничают в продвижении многополярного мира, стремясь уменьшить доминирование доллара США в мировой торговле. Они обсудили стратегии продвижения… 6 дней ago Сербия проявляет интерес к вступлению в блок BRICS, который активно расширяется и приветствует новых членов, ориентированных на дедолларизацию.
Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам 3-4 заседания в год , российское участие в которой обеспечивает Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. Документ сформирован с учетом национальных интересов, приоритетов, стратегий экономического развития всех входящих в объединение стран, основных положений итоговых документов саммитов БРИКС, а также Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Стратегия определяет ключевые направления, цели и задачи взаимодействия в рамках «пятерки» на период до 2025 года. Предусматривается дополнение двусторонних экономических связей стран-партнеров их взаимодействием в многостороннем формате, обеспечение координации в международных и региональных организациях, объединениях и форумах, в первую очередь — Всемирной торговой организации. Одной из задач Стратегии является консолидация усилий для преодоления кризисных явлений в экономике, вызванных распространением пандемии, а также выработка эффективных мер для ответа на вызовы глобальной экономики, в том числе противодействия торговым ограничениям.
По факту же работа ведётся по нескольким направлениям. Согласно экономической концепции организации, приоритеты в странах БРИКС отданы сельскому хозяйству , торговле, инвестициям и минеральному сырью. Стратегия экономического партнёрства до 2025 года разработана по инициативе российского Минэкономразвития с учётом национальных интересов стран — членов БРИКС. В ней есть три основных блока: торговля; инвестиции и финансы; цифровая экономика и устойчивое развитие.
Одна из приоритетных задач формата — консолидация усилий по преодолению всевозможных экономических и мировых кризисов, каким стала, например, пандемия коронавируса. Также страны ведут активную работу по противодействию торговым ограничениям и реформе Всемирной торговой организации. Кроме того, БРИКС поставила задачей развитие расчётов в национальных валютах для ускорения экономического роста и ослабления влияния доллара на их экономики. В 2014 году в рамках формата БРИКС появился Новый банк развития, который задуман как механизм финансовой стабильности для стран, пострадавших от кризиса платёжного баланса. По данным Международного валютного фонда, именно торговля и инвестиции стран БРИКС со странами с низким уровнем дохода послужили основной системой поддержки мировой экономики после глобального финансового кризиса. Политические и социальные интересы Одним из важнейших вопросов, поднимаемых на саммитах БРИКС, стала климатическая тематика. Страны пытаются сбалансировать свои экономические и энергетические интересы с противодействием глобальному потеплению. Также руководство стран БРИКС признало необходимость укрепления международных связей и, в частности, обмена талантами и развития сотрудничества в сферах культуры, спорта и образования. В рамках этих соглашений действуют инициативы по обмену студентами и специалистами для развития открытости, инклюзивности и взаимного обучения. В области политики страны-участницы постоянно обмениваются рекомендациями и передовым опытом решения внешних и внутренних проблем.
Индия сказала , что не против, если будут соблюдаться чёткие критерии вхождения, а Китай активно приветствовал скорейшее вступление в "большую семью" БРИКС новых партнёров. Лидер КНР Си Цзиньпин призвал блок "ускорить реализацию плана по расширению своего состава, поскольку Китай возглавляет усилия по предоставлению группе большего влияния на мировой арене". Читайте также: Двустулье Турции, пробитый потолок и БРИКС крупней ЕС: неделя мировой экономики Не было единого мнения и по тому, кто может войти в организацию, если она откроет свои двери. Так, по информации агентства Bloomberg о том, что лидеры Евросоюза просили Аргентину повременить с членством в БРИКС до окончания конфликта Украины и России, с чем она якобы согласилась.
Об этом говорится в Йоханнесбургской декларации по итогам саммита блока, которую обнародовал президент ЮАР Сирил Рамафоса. Страна показала готовность играть независимую роль на международной арене и ослабить связи с США, считает экс-посол Франции в Саудовской Аравии Бертран Безансено похожее мнение есть и среди американских аналитиков. Как будет называться брикс после расширения Названные страны станут полноформатными членами БРИКС с 1 января 2024 года: даже раньше, чем говорили источники иностранных изданий, называвшие сроки в несколько лет и это быстро. Все участники выступают за то, чтобы название БРИКС не менялось после вступления новых стран, это подчеркнёт преемственность группы, заявил возглавляющий российскую делегацию мининстр иностранных дел Сергей Лавров.
По оценкам экспертов, это вдвое превысит долю "Большой семёрки" и станет обратным показателем по сравнению с началом этого столетия. Создание единой валюты назвал одной из важнейших задач альянса президент РФ Владимир Путин.
Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
Новости БРИКС, БРИК, РИК. В странах БРИКС живет 41,5% всего населения Земли (3,21 млрд человек), они занимают больше 26% мировой поверхности суши. Ведь если удастся запустить BRICS PAY, то страны БРИКС и так смогут быстро и удобно конвертировать валюту. Что касается планов БРИКС по расширению, пока речь идет только о приглашении в организацию Аргентины, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии и Египта. Присоединение Египта к БРИКС имеет важное значение для укрепления сотрудничества с развивающимися экономиками и расширения отношений с Новым банком развития. В новостях и аналитических передачах мы часто слышим выражение «страны БРИКС».
Состав БРИКС в 2024 году вырос вдвое: новые члены объединения
Главная роль комитета – исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. В 2024-м к БРИКС присоединяются пять новых стран.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Последние политические реформы Моди настроены на создание твердой индийской нации, построенной на индуизме, а внешняя политика настроена на избегание конфликтов со всеми, с кем возможно. У этих государств могут появиться свои экспансионистские амбиции, и очень скоро, однако сейчас никто не готов вступать в прямое противостояние с Западом и подрывать свое развитие. Тем не менее, это не плохо. Вступление в БРИКС новых членов будет означать рост влияния альянса, взаимный рост экономик и технологий его участников. А количество часто переходит в качество.
Кроме того, следует помнить, что Запад от перспективы противостояния с большей части остального мира мог бы объединиться как никогда, и начать наносить болезненные удары по членам БРИКС, особенно по России. Сейчас же этого, по сути, не происходит, и даже санкции против России достаточно слабы из-за несогласованности западных государств между собой. Выразили, но пока речи о вступлении не идет. Китай активно лоббирует своих главных союзников в арабском мире — Саудовскую Аравию, ОАЭ и Египет, Иран — Россия, Индия пусть и официально остается приверженцем расширения организации, но кулуарно намерена «топить» все инициативы по вступлению новых членов.
Но еще один факт, который остался незамеченным рядом комментаторов и экспертов — впервые на этом саммите БРИКС заговорили о «коллективной безопасности». И эти заявления китайского лидера Си Цзиньпина, который в своих речах, цитируем, говорил о том, что: «Страны БРИКС должны расширять сотрудничество в области политики и безопасности, поддерживать мир и спокойствие», перетекают в новую тенденцию, которая может быть определяющей в новом членстве вышеперечисленных стран — военное сотрудничество. И ШОС, и БРИКС до сегодняшнего дня оставались форматом неких политических и экономических сообществ стран, без привязки к проектам коллективной безопасности, которая прямо предполагает сотрудничество в военной сфере. Китай, озвучивая эти тезисы, явно намекает на расширении ответственности стран-участниц БРИКС, в формате коллективной безопасности.
Эта китайская инициатива безусловно формирует новый этап организации, который вкупе с экономическим партнерством, возможно, получит новые форматы сотрудничества. У России, к сожалению, на этом саммите сложилась позиция наблюдателя, хотя речь Путина уже назвали намеком на вызов глобальным мировым организациям «золотого миллиарда». Китая устраивает такое позиционирование России и альянс с ней, не только экономически, но и политически. Что же до основных решений по существованию организации уже в расширенном составе, то они в большей своей части будут приняты в Казани-2024.
Вроде есть, действует, растет. Но при этом его как будто бы и нет. Общих действий от членов мы видим минимум. Ну вот РФ потоки своей нефти в Индию переправила. Криво с той же Индией перешли на расчеты в рупии. Да и все, пожалуй, что пришло в голову. Ни я, ни вы не понимаем, что там происходит. И уж тем более, что там будет прогнозировать крайне сложно.
Западная методичка убеждает нас, что в БРИКС-11 состоят страны с совершенно разными экономиками, с совершенно разными отношениями с Западом от относительно позитивных, до ужасающих. В общем будто бы не смогут эти ребята договориться и запустить какой-то проект валюту, общую инфраструктуру, общий ЦБ и так далее. Но в таком случае мне непонятно только одно: зачем постоянно встречаться? Зачем туда рвутся новые члены? Почему кого-то из них берут, а кого-то нет? Почему Макрон слезно просит пригласить его на саммит? Вполне вероятно, что внутри организации считают, что пока не время идти в открытую конфронтацию с Западом, запуская валюту и тем самым юридически оформляя экономический союз, который по мощи будет равен западному. Других аргументов зачем расширять организацию, которая ничего не делает и не может ни на что договориться, я не вижу».
Китай — очевидный претендент на лидерство в альянсе, но превращение БРИКС в «китайский блок» автоматически будет значить начало второй Холодной войны с Западом.
На саммите присутствовали также 50 других глав государств и правительств, что подчёркивает, по словам лидеров БРИКС, его привлекательность. Официальные лица США преуменьшают вероятность того, что БРИКС станет геополитическим соперником, описывая блок как весьма разнообразную совокупность стран, включающую как друзей, так и соперников. Несмотря на разногласия, лидеры БРИКС выразили общее убеждение в том, что в международной системе доминируют западные государства и институты и что она не служит интересам развивающихся стран. Саммит подчеркнул и разногласия с Западом по поводу войны на Украине, и поддержку, которую Россия получает от своих партнёров по БРИКС в период её глобальной изоляции. Так Москва ищет возможности ослабить влияние западных санкций. В Newsweek предположили, что Пекин и Москва использовали встречу как возможность нанести удар по США, потенциал серьёзных стратегических последствий для Вашингтона явно присутствует. За расширение БРИКС выступали Россия и Китай, Бразилия и Индия демонстрировали более сдержанную позицию по этому вопросу, так как две эти страны имеют крепкие связи с западными экономическими организациями.
Идея создания новой валюты, основанной на корзине национальных валют, является очень интересным и действенным решением в нынешней ситуации, но в тоже время труднореализуемой. Вместе с тем Годонгвана подтвердил, что страны объединения ищут способы снижения зависимости от доллара. Например, посредством торговли и взаиморасчетов в национальных валютах. Однако в июле 2023 года глава НБР Дилма Русеф заявила, что из-за санкций банк не рассматривает новые проекты в России, поэтому перед Россией сейчас стоит задача поиска новых форм сотрудничества и возможностей по продолжению сотрудничества и финансирования проектов на территории России. В интересах России поиск, продвижение и внедрение в рамках БРИКС новых финансовых инициатив, независимых от западной инфраструктуры. Дискуссии по поводу схем и решений продолжаются, Россия, в свою очередь, и дальше продолжит продвигать идеи дедолларизации и усилия по расширению взаимодействия между налоговыми, таможенными, антимонопольными органами в рамках объединения. Недавно в ходе саммита организации глава МИД ЮАР Наледи Пандор заявила о том, что государства-члены уже пришли к согласию по поводу параметров расширения. Сергей Вадимович, как Вы оцениваете принятое решение? Вместе с тем, главой МИД ЮАР Наледи Пандор были названы критерии отбора новых членов, которые, по моему мнению, звучат достаточно расплывчато: приверженность прогрессивным идеям, признание ООН «ведущим мировым институтом», веру в мир и соблюдение международного права.
В этой связи достаточно странно видеть среди новых членов Эфиопию, разрываемую от гражданской войны, Саудовскую Аравию, не отличающуюся прогрессивными идеями в плане внедрения прав человека и ведущую войну в Йемене. Появление именно такого списка стран среди приглашенных к полноправному членству — ситуационные решения, которые таят в себе как и преимущества, так и недостатки. В первую очередь, ключевой критерий отбора — отсутствие явных противоречий со странами-участницами БРИКС, а также партнерство в сфере экономики. Так, Эфиопия является ключевым экономическим партнером Китая в Африке, равно как и Египет имеет тесные экономические связи сразу с несколькими странами-участницами БРИКС.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Китайскую инициативу «БРИКС плюс» поддержали и другие члены объединения. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. The growing economic might of BRICS countries, their significance as one of the main driving forces of global economic development, their substantial population and abundant natural resources form the foundation of their influence on the international scene. Что означает расширение БРИКС для Запада. Магнит БРИКС обещает втянуть в свою орбиту все крупные государства мира. Акроним БРИКС (BRICS) придумал экономист банка Goldman Sachs Джим О’Нил в аналитической записке Building Better Global Economic BRICs («Строим лучшую мировую экономику БРИКс») в ноябре 2001 года.
БРИКС становится непрочным из-за буквы Р
Президент России Владимир Путин примет в нем участие в формате видеоконференции, в Йоханнесбурге от России будет находиться делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Союз был основан по инициативе президента России Владимира Путина в 2006 году, изначально в него вступили Бразилия, Россия, Индия и Китай. Первый саммит состоялся в Екатеринбурге в 2009-м. Лишь в 2020-м саммит прошел в формате видеосвязи в связи с пандемией коронавируса. По производству зерновых по данным за 2020 год первое место в мире занимает Китай, третье — Россия, четвертое — Индия, пятое — Бразилия, шестое и седьмое — озвучившие желание присоединиться к БРИКС Аргентина и Индонезия.
Прежде всего необходимо определить максимальный приоритет для инвестиций. Среди предложений — нанотехнологии, оборонные проекты, социальные программы. Затем нужно сформировать систему двусторонних приоритетов.
Потребуются стимулы для взаимных инвестиций и обеспечение бесперебойного сотрудничества в выделенных сферах. Следующий шаг — координация действий в обоюдном сотрудничестве в вопросах инвестиций. Потребуется расширить количество двусторонних и многосторонних инвестиционных кампаний. Каждый инвестиционный контракт планируется поддерживать научной, промышленной и технологической кооперацией. Лидеры государств БРИКС готовы рассмотреть формирование «окна возможностей» — так называется международное инвестирование предприятий среднего и малого бизнеса, которые будут в свою очередь вовлечены в процесс реализации серьезных партнерских программ. Приоритетные области сотрудничества В ходе определения приоритетных сфер для инвестиционного партнерства рассматриваются как обычные виды производств, так и новые современные технологии, которые позволяют на разных уровнях модернизировать экономическую систему стран БРИКС. В качестве новых направлений деятельности рассматриваются следующие сферы: выработка углеводородного топлива, а также транспортировка этого топлива и переработка; электроэнергетические проекты, в сочетании с альтернативной и атомной энергетикой; современное производство химической продукции, применимой в сельском хозяйстве; машиностроение — автомобили, суда, железнодорожный транспорт, авиация; развитие фармацевтической промышленности как показал опыт Индии, развитие фармацевтической промышленности и вывод ее на принципиально новый уровень позволяет существенно усилить собственный ВВП ; разработки, связанные с применением и освоением космических пространств; оборонные проекты.
По словам участников БРИКС, в 2024 году перечень приоритетных направлений будет составлен вторично, возможны расширения в результате новых договоров и совместных проектов. Также перечень планируется детализировать и адаптировать для совместных программ реализации. Основным акцентом подобных программ станут конкретные программы для воплощения с гарантированной эффективностью. Национальный комитет по исследованию Национальный комитет по исследованию БРИКС Национальный комитет существует на протяжении пяти лет — он создан для того, чтоб реализовать план договоренностей, утвержденный Медведевым на саммите БРИКС. Главная роль комитета — исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. Комитет должен участвовать в создании общего информационного поля между разными странами и объединять их научные изыскания и исследования. Данный меморандум закрепляет ориентир на сохранение сотрудничества в сфере энергосбережения и обозначает основные принципы равенства.
И распространить в этой пропорции между все странами-участниками альянса, - заявил в эфире радио «Комсомольская правда» Василий Колташов, директор Института нового общества. Тем не менее привязка к золоту выглядит довольной архаичной. Другой вариант — сделать единую валюту некой средней расчетной единицей, которая зависит от курсов валют всех стран, входящих в альянс. А вес каждой национальной валюты в этой единой расчетной единице будет зависеть от размера экономики каждой страны. Единая валюта БРИКС: когда создадут и в каких странах может использоваться Так или иначе создание единой валюты — процесс не быстрый. Хотя аналоги в мире уже были. Это и европейский экю прародитель евро, появившийся в 1979 году , и специальные права заимствования СДР , которые до сих пор выпускает Международный валютный фонд. Последние — это квази-валюта, которая основана на курсах сразу нескольких валют крупных стран — доллара, евро, иены, фунта и юаня. Сейчас этот процесс может интенсифицироваться.
Было основано в 2006 году.
Изначально ЮАР в объединение не входила. Кроме экономических саммитов, проходят встречи на уровне глав министерств стран-участниц.