Новости что такое святки

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака).

Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?

Трогательная история «Еловые лапы» рассказывает об одном дне из жизни тети Муси — немолодого соцработника, который много лет помогает старикам. Страшные подозрения героини, связанные с еловыми ветвями, не подтверждаются, и она становится свидетелем того, как Христос приносит радость в этот мир. Иногда Рождество удивительным образом смягчает человеческое горе. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о том, что отпевание человека начинается со слов, которые очень трудно произнести родственникам «Благословен Бог наш». О том, что происходит в сердце взрослого мужчины, у которого на новогодние и рождественские праздники умирает мать, можно узнать из рассказа «Рождество, мама». Это очень тяжелая история о медленном угасании родного человека, которому Христос на Рождество подарил не исцеление, а утешение и покой.

На сайте «Фомы» можно найти прекрасную сказку «Эльфрин». На первый взгляд события, с которыми познакомится читатель, не имеют никакого отношения к Рождеству. Рыцари и драконы, храбрые воины и немного трусливый король — в декорациях традиционной волшебной сказки разворачивается глубокая история об обретении человеком собственной души, о его способности «положить жизнь за други своя». Во многих классических святочных рассказах XIX века обыгрывается тема ребенка или бедняка, замерзающего насмерть, с несколько необычной точки зрения к этой истории подошел автор рождественского фэнтези «Последнее окно» Читатель узнает о поединке между святителем Николаем и Джеком Фростом английским аналогом Деда Мороза за жизнь одной художницы. Даже из этой небольшой подборки видно, каким разным может быть святочный рассказ.

Надеемся, что каждый из наших читателей сможет найти текст, который наполнит его сердце переживанием Рождества, поможет по-новому взглянуть на свою жизнь и в тоже время подарит ему немного радости и надежды. Источник Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла.

Это был белый рождественский веселый снег.

Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью.

Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».

В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт — современные писатели не только пишут рождественские рассказы , но и проводят конкурсы на лучший из них. Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает - как на Святках, так и когда-либо.

Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — пишет диакон Андрей Кураев.

В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций. Дети и подростки пели песни в честь Христа и Богородицы, переходили от дома к дому с шестом со звездой в руках. За это хозяева домов угощали их сладостями.

Возможно, отсюда и пошло название Святок — все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления Крещения церковь официально причислила к праздничным. В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января — в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды.

В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу! В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово. Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки — всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных. От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться — в медведя, шута и т. Ряженые дети и молодежь заходили поочередно в каждую избу с пением колядок — песен, славящих Рождество Христово.

«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси

Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество.

Святки (Святочная неделя)

Октоих в седмичные дни не поется; Святочные обычаи и традиции С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным: Хождение в гости Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста — не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» Втор. И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла.

С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением [21]. Святки особенно насыщены магическими обрядами , гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий [22]. В Новгороде со второго дня Святок окрутников до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках «святочники» с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем [23]. В Псковской губернии в Торопце девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней.

В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу! В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово. Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки — всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных. От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться — в медведя, шута и т. Ряженые дети и молодежь заходили поочередно в каждую избу с пением колядок — песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I. Однако после его смерти официальной императорской грамотой было запрещено колядование и ряжение. Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов - группки детей и молодежи - символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества.

Но самым опасным и страшным обрядом на суженого был зеркальный коридор. Девушка ставила два зеркала напротив друг друга и ждала в появившемся зеркальном коридоре образ суженого. Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине. Читайте также: Лучшие гадания на Рождество и Святки Дни святок Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги. При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.

Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать

Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции. Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать. В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник.

Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?

Святки изобилуют народными традициями, приметами и запретами, которые передаются из поколения в поколение и призваны привлечь удачу, здоровье и благополучие в новом году. Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки.

Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают

Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Статья Святки, Связь праздника с зимним солнцестоянием, Церковные правила, Святочные гуляния, Святки в русской культура.

Святки: инструкция по проведению

Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения.

Так же почитали пророка Давида. Рождественский мясоед. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей. Канун Нового года по старому стилю.

В этот день нельзя было есть яйца и кур. Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды. В народе 15-е января называли Сильверстов день. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой.

В народе этот день именуется днем пророка Малахии. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.

Когда начинаются и заканчиваются Из года в год зимние святки проходят в одно и то же время. И 2024 не станет годом исключением: праздник начнется 6 января в Сочельник перед Рождеством Христовым в момент появления первой звезды на ночном небосклоне , а закончится 17 января перед великим Крещением после того как в православных храмах закончится освящение воды. Недаром в православном мире называют эти дни «праздник от звезды до воды».

Дни между Рождеством и Крещением называются святочными. Колядовать обычно начинали поздно вечером 6 января. Характер празднования: народные гуляния, которые продолжаются в течение 2-х дней и полностью завершаются 8 числа. Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками период проведения святок: с 6 и до 17 января. Коляда 2024 закончится в субботу 8 января.

Православная церковь не признает гадания. История праздника. Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками. Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями.

По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским.

Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе.

Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением.

Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.

При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.

На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ.

В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у.

Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах.

На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества.

В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».

Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше.

Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей.

Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол.

Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое.

Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья.

Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у.

На утро следующего дня девушки рассказывали о своих снах и все вместе разгадывали их значение. На завтрак подавали разные яства и напиток взвар, по вкусу напоминающий сбитень. Девушки, согласно правилам, могли еду только пригубить во избежание сплетен о их прожорливости. Днём девушки катались с горки, а вечером играли в святочные игры, на которые приглашали братьев. Вечером хозяин на деревянных подносах выносил наливки, а хозяйка — закуски. Преследуя цель увидеть невест, в дом приходили ряженые мужчины, в том числе и те, кого не приглашали. На стол, установленный посредине гостиной, ставили блюдо с водой.

Напротив блюда усаживались сваха и гости. На стол выкладывали хлеб, соль, угольки, пели песни и готовились к гаданию. Святки — время, предназначенное для гаданий Святки считалось самым удобным временем для гадания.

Какого числа начинаются и заканчиваются Святки в 2024 году

Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами. Несмотря на то что святки — праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита, одно из имен верховного бога неба Белбога. По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» — уши предков. У славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины — «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом. Январь — время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное — из ржаной муки.

В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций. Дети и подростки пели песни в честь Христа и Богородицы, переходили от дома к дому с шестом со звездой в руках. За это хозяева домов угощали их сладостями.

Жадность не приветствовалась: скупцам могли нажелать и всяческих бед. Позже этот обычай трансформировался: верующие делали Вифлеемскую звезду из обруча сита и приделанных лучей, внутрь вставляли свечу, водружали ее на шест и шли по селу, славя Христа. Пели духовные песни, за что хозяева одаривали колядующих сладостями. По вечерам девушки гадали. Особенно правдивыми считались гадания в ночь на Рождество и в крещенский Сочельник. Чаще всего, конечно же, гадали на будущего жениха: пытались узнать имя суженого, богат он или беден, молод или стар. Ворожили в полночь в одиночестве или в веселой компании подружек. На время Сочельника люди забывали застарелую вражду, мирились, находили новых друзей.

Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее

У россиян начались Святки В Святки, сидя за праздничным столом, старались как можно меньше разговаривать, вести себя сдержанно – верили, что болтовня может спугнуть удачу.
Что такое Святки? Традиции празднования | Аргументы и Факты Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).

Святки 2024

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи Рождественские святки – это период в жизни православных россиян между Рождеством Христовым, которое отмечают 7 января, и Крещением – его празднуют 19 января.
СВЯТКИ | это... Что такое СВЯТКИ? Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте
Святки: инструкция по проведению Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь.
Святки 2024 С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.

Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника

В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием. Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных.

И застолья, и увеселения не должны быть неумеренными, а развлечения не должны быть вредными и опасными для души. Мы радуемся непостижимому чуду, произошедшему две тысячи лет назад и изменившему ход истории. Всесильный Господь явился в мир беззащитным Младенцем, принял на Себя образ человека, чтобы пройти через земные скорби, страдания и смерть, а затем Своим Воскресением проложить путь в Царствие Небесное, последовать которым может всякий поверивший. А началось дело Спасения человечества в маленькой пещерке, где было суждено появиться на свет Богомладенцу. Христианам важно, чтобы Рождественская радость коснулась сердца каждого. А потому издавна было принято в святочные дни поддерживать тех, кто находится в тяжелой ситуации, кто болен, кто страдает. Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды.

Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи. Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. Усть-Ницынского нарядчики ряженые часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться поиздеваться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу». В Пошехонском у. Ярославской губ. Хождение с «конем» означало в этой местности представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами. Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился импровизацией. В условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами. Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои актерские возможности. В Шуйском у. Владимирская губ. В таком варианте тоже подбирались постоянные персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня», «горничная» и «цыганка». Участницы обхода пели и плясали. Хождение молодежи на Святки по избам ряжеными отмечено также в Калужской Тарусский у. Широко бытовало на Святки представление молодежью «Царя Максимильяна». Местами ставились в деревнях и другие народные драмы, развитие которых шло через творческое усвоение сходных элементов из литературы. Репетиции пьес начинались за несколько недель до рождественских праздников. Участники представления, «прячась от постороннего глаза по овинам, ригам и баням, под руководством опытного товарища, обыкновенно фабричного или отставного солдата, разучивают свои роли. В то же время несколько искусников из разноцветной, золотой и серебряной бумаги приготовляют принадлежности костюма, мечи, ордена и пр. В Царевококшайском у. Казанская губ. Веселились «с вечера до утра». Бытовал постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб», «цепочка», «товар забирать», «выскочка», «в короли», «мост мостить». Игра «в женихи» включала элементы кукольного театра и комедийной импровизации. Делали куклу — жениха. Двое водили «жениха» за руки — подводили сватать к разным девушкам. Девушки отвечали отказом, перечисляя отрицательные качества жениха. Острота игры состояла в том, чтобы сатирически «раскарить» жениха: «не пойду за него: он сопливый, старый, табак нюхает» или «у него матка злая — ведьма» и пр. При этом не боялись называть недостатки и реальных женихов, и их родни. Бойким девушкам игра давала богатые возможности проявить острословие или выразить затаенные обиды и претензии. В игровой импровизации, как и в некоторых других формах фольклора в причетах, например, или масленичных сценах , крестьянская этика допускала открытое выражение критических суждений, которое было бы сочтено оскорбительным при других обстоятельствах. Отдельные игры на святочных посиделках давали возможность ведущему или ведущей блеснуть остроумием и выдумкой, а часто и настоящим комедийным талантом. Эту функцию обычно выполняли определенные лица, имевшие уже соответствующую репутацию. Так, в игре «в пряхи» в центр избы выходила молодая женщина, которая «хоть кого рассмешит» и старалась своей импровизацией добиться смеха или улыбки каждого из присутствующих поочередно, собирая за это от участников игры фанты — шапки, опояски и пр. Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включавших поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг к другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры. Это правило игры созвучно величальным песням, которые исполнялись на святочных посиделках. Житель Калужского у. Однако гораздо чаще встречается указание на подблюдные песни, связанные с гаданьем. Их сменяли другие виды гаданий. Отношение к молодежным святочным гаданиям было более снисходительное, чем к ношению масок и отчасти ряженью. Они воспринимались многими, как невинное развлечение. Однако в более благочестивых семьях гаданья были запрещены как греховное занятие. Строгий пост Крещенского сочельника и само Крещение с его службою и Великим освящением воды помогали всем очиститься от вольных и невольных, осознанных и неосознанных грехов, случившихся на Святках.

В этот же вечер все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали, ходили по домам с колядками. Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в будущем году хороший урожай и процветание, поэтому колядующие могли входить в любой дом без стука. Кому же хочется жить бедно? Еще есть традиция не выметать сор из дома с сочельника и до 14 января, а потом весь мусор необходимо сжечь за один раз. Особое внимание в этот период уделялось снам. Считалось, что рождественские Святки — это время пророческих видений. Немного о праздничных днях Рождество с колядками и нарядами было немного описано выше, но нельзя не сказать, чем ознаменованы другие дни периода. Например, 8 января следовало почитать рожениц и повивальных бабок. Это логично — Христос только что появился на свет, значит, нужно отдать должное всем женщинам, которые рожают детей, и тем, которые тоже причастны к этому действу. Церковь скорбела о 14 000 мучеников, которых убили по приказу царя, желавшего уничтожить Иисуса. Люли были уверены, что именно в этот день злые ведьмы портят домашний скот, а помочь способен только маленький бородатый домовой. Заканчиваются Святки 19 января, в праздник Крещения. На водоемах и по сей день делают прорубь в форме креста, затем ее освящает священник, а после все желающие могут искупаться там. Гадания на суженого на Святки В этот период, как мы уже сказали, многие были не прочь обратиться к темным силам, чтобы узнать ответы на интересующие вопросы. Особенно часто собирались вместе молодые девушки и гадали на суженого, хотя можно было это делать и в одиночку дома. Рассмотрим самые популярные гадания на суженого на Святки. Приобретаем колоду карт Это гадание нужно проводить в ночь перед Рождеством. Девушке следует перед отходом ко сну вытащить из колоды бубнового короля и положить карту под свою подушку. Этой ночью, как и всегда, дама должна выглядеть отлично. Поэтому перед сном надо причесаться, умыться, даже нанести легкий макияж.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

Святки – один из самых веселых и древних праздников, который отмечается в России и других странах. Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать. В Святки, сидя за праздничным столом, старались как можно меньше разговаривать, вести себя сдержанно – верили, что болтовня может спугнуть удачу. Несмотря на то что Святки проникнуты глубоким христианским смыслом, в сознании современных россиян они ассоциируются прежде всего с народными традициями. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий