Новости что значит удельный князь

Количество монет: 31 Удельное княжество Кашинское Удельное княжество Кашинское В 1319 году удел со столицей в Кашине достался сыну тверского князя Михаила Ярославича, с тех пор началась история Кашинского княжества, просуществовавшего до 1426 года. Что означает слово князь в Историческом словаре? КНЯЗЬ, 1) вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. Уде́льные кня́жества (уде́лы) — территории (земли, стороны, страны) на Руси в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей (удельный князь). Что значит удельный князь. В 1444-1445 гг. мы видим удельного можайского князя союзником Василия. Смоленские удельные князья — среди старинных кривицких городов Смоленск, в силу своего выгодного географического положения и торгово промышленного значения, очень рано начал играть роль политического центра.

В Древней Руси Термин Удельный Князь Обозначал

Удельные князья – это правители территорий, образованных при разделе государства на уделы между наследниками одного князя. Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский (Тверской земли), сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г., после смерти отца. Смоленские удельные князья — среди старинных кривицких городов Смоленск, в силу своего выгодного географического положения и торгово промышленного значения, очень рано начал играть роль политического центра. Среди удельных князей Северо-Восточной Руси, напротив, никому не было дела до другого. Удельный князь — князь, стоящий во главе удела. Боярская дума — при князе совет крупнейших бояр. Усобицы — раздоры, кровавые столкновения князей из-за перстола или с целью увеличения своего княжества.

Что значит удельный князь

Некоторые удельные князья даже боролись за великокняжеский престол. Семь удельных княжеств в составе Московского чеканили свою монету. Удельное княжество Серпуховское Образовалось в 1341 году, когда Иван Калита передал эти земли своему сыну Андрею. Столицей был город Серпухов. Княжество называлось также Серпуховско-Боровским по второму важному центру - городу Боровску. Просуществовало до 1473 года, после чего вошло в состав Великого Московского княжества. Сейчас территория располагается на юго-западе Московской области. Удельное княжество Можайское Образовалось в 1275 году, выделившись из Смоленского княжества. Территория занимала приблизительно западную часть современной Московской области.

Столицей был город Можайск. Сначала княжество принадлежало Смоленску, а затем Москве.

Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением.

Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом. Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в. Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца.

Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т. Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством. Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них.

Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела. Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это - явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга судом и данью тянул по земле и по воде, отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров:...

Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли. Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы. Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными собственниками; с другой - крупные собственники, аллодиальные землевладельцы, став посредством коммендации королевскими вассалами и пользуясь той же слабостью, приобретали или присвояли себе правительственную власть в качестве наследственных уполномоченных короля. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом. Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно.

Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний. В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в. В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера. На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий.

Территория удельного княжества являлась феодальным владением под управлением князя.

Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича. Ключевскому понятие «удел» появилось в исторических документах позднее 12 века: Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная, верхневолжская Русь с XIII в. Самый этот термин «удел» становится известен в памятниках только с XIV в. Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права: уделом назывался раздел имущества движимого или. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, все равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества.

Первоначально удел великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство. С 1330-х до 1480 года московские князья, за редкими исключениями, — держатели ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским. С дальнейшим расширением земель Московских князей и централизацией власти к концу XV века стало центром единого Русского государства. А се села: село Талежьское, село Серпоховское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Труфановское, село Ясиновское, село Коломниньское, село Нагатинское», всего около 23 сёл и местечек. Из перечисленных населённых пунктов к настоящему моменту помимо Серпухова упомянут в грамоте как «Серпохов» сохранились Темна ныне Спас-Темня , Ростовец Ростовка , Талежское Талеж , возможно, Лопастна Лопасня, ныне г. При разделении наследства между сыновьями Иван Калита оставляет Москву в совместном владении сыновей «по третям».

Князья становились главами своих княжеств и имели полный контроль над своими владениями. Социально, удельный строй привел к возникновению княжеской знати. Князья и их родственники составляли верхний слой общества и обладали особыми привилегиями и правами. Они имели владения, в которых жили их подданные — крестьяне. Крестьяне работали на земле князей и обеспечивали их благосостояние. Однако, удельный строй также привел к конфликтам и разделению власти между князьями. Конкуренция за власть и владения часто приводила к войнам и раздорам между княжествами. Это затрудняло установление единой и сильной центральной власти в России. Таким образом, удельный строй влиял на политическую и социальную жизнь России, способствуя укреплению княжеской власти, формированию княжеской знати и разделению власти между князьями. Некоторые из них включали в себя большие территории, а другие были небольшими и ограниченными по размерам. Оно находилось в центре Древней Руси и включало в себя значительную часть современной Украины и Беларуси. Киевское княжество было наследственным и передавалось по мужской линии. Оно располагалось на северо-востоке Древней Руси и включало в себя территории современной Владимирской и Ивановской областей. Владимирское княжество также передавалось по мужской линии. Оно находилось на северо-востоке Древней Руси и включало в себя территории современной Владимирской и Ивановской областей. Суздальское княжество также передавалось по мужской линии. Каждое из них имело свои особенности и влияло на политическую и социальную жизнь Древней Руси.

Удельная Русь

С другой стороны, жизнь при северных княжеских дворах XIV в. Теперь ход дел давал дружине мало случаев искать себе чести, а князю славы. Княжеские усобицы удельного времени были не меньше прежнего тяжелы для мирного населения, но не имели уже прежнего боевого характера: в них было больше варварства, чем воинственности. И внешняя оборона земли не давала прежней пищи боевому духу дружин: из-за литовской границы до второй половины XIV в. Но сила действительных условий перемогала запоздалые понятия и привычки. Мы уже знаем, что в XII в. В XIV в. Изучая устройство Московского княжества в те века, мы увидим, как сложно было это управление и какому значительному числу людей давало оно хлебное занятие. Но и кормления не были достаточно надёжным источником, разделяли тогдашнее общее колебание политических и экономических отношений.

В то время быстро изменялись княжеские состояния, и, за немногими исключениями, изменялись к худшему: одни удельные хозяйства едва заводились, другие уже разрушались, и ни одно не стояло на прочном основании; никакой источник княжеского дохода не казался надёжным. Эта изменчивость общественных положений заставляла служилых людей искать обеспечения в экономическом источнике, который был надёжнее других, хотя вместе с другими испытывал действие неустроенности общественного порядка, в землевладении: оно, по крайней мере, ставило положение боярина в меньшую зависимость от хозяйственных случайностей и капризов князя, нежели денежное жалованье и административное кормление. Так служилый класс на севере усвоял себе интерес, господствовавший в удельной жизни, стремление стать сельскими хозяевами, приобретать земельную собственность, населять и расчищать пустоши, а для успеха в этом деле работить и кабалить людей, заводить на своих землях посёлки земледельческих рабов-страдников, выпрашивать землевладельческие льготы и ими приманивать на землю вольных крестьян. И в Киевской Руси прежнего времени были в дружине люди, владевшие землёй; там сложился и первоначальный юридический тип боярина-землевладельца, основные черты которого долго жили на Руси и оказали сильное действие на развитие и характер позднейшего крепостного права. Но вероятно, боярское землевладение там не достигло значительных размеров или закрывалось другими интересами дружины, так что не производило заметного действия на её политическую роль. Теперь оно получило важное политическое значение в судьбе служилого класса и с течением времени изменило его положение и при дворе князя, и в местном обществе. Слабость капитала И остальное общество Верхневолжской Руси во многом было непохоже на прежнее днепровское. Во-первых, это общество беднее прежнего, южнорусского.

Капитал, который создан был и поддерживался живой и давней заграничной торговлей киевского юга, на суздальском севере в те века является столь незначительным, что перестаёт оказывать заметное действие на хозяйственную и политическую жизнь народа. Соразмерно с этим уменьшилось и то количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало такое промышленное оживление городам Днепра и его притоков. Это сокращение хозяйственных оборотов, как мы видели, обнаруживалось в постепенном вздорожании денег. Земледельческое хозяйство с его отраслями, сельскими промыслами теперь оставалось если не совершенно одинокой, то более прежнего господствующей экономической силой страны; но очень долго это было подвижное, полукочевое хозяйство на нови, переходившее с одного едва насиженного места на другое, нетронутое, и ряд поколений должен был подсекать и жечь лес, работать сохой и возить навоз, чтобы создать на верхневолжском суглинке пригодную почву для прочного, оседлого земледелия. В связи с этой переменой можно, кажется, объяснить уже отмеченное мною при разборе Русской Правды явление, которое представляется неожиданным. Можно думать, что такая дешевизна денежного капитала была следствием сильного падения спроса на него, когда возобладало натуральное хозяйство. Слабость городского класса Вместе с тем из строя общественных сил на севере выбыл класс, преимущественно работавший торговым капиталом, — тот класс, который состоял из промышленных обывателей больших волостных городов прежнего времени. В Суздальской Руси ему не посчастливилось с той самой поры, как сюда стала заметно отливать русская жизнь с днепровского юго-запада.

Старые волостные города здешнего края. Ростов и Суздаль, после политического поражения, какое потерпели они в борьбе с «новыми» и «малыми» людьми, т. Вместе с выходом областного города из строя активных сил общества исчез из оборота общественной жизни и тот ряд интересов, который прежде создавался отношениями обывателей волостного города к другим общественным силам. Итак, с XIII в. Одичание князей Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Несовершенный общественный порядок успешнее направляет нравы и чувства в своём духе, чем совершенствуется сам при их подъёме. Личный интерес и личный договор, основы удельного порядка, могли быть плохими воспитателями в этом отношении. Удельный порядок был причиной упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в князьях, как и в обществе, гасил мысль о единстве и цельности Русской земли, об общем народном благе.

Из пошехонского или ухтомского миросозерцания разве легко было подняться до мысли о Русской земле Владимира Святого и Ярослава Старого! Самое это слово Русская земля довольно редко появляется на страницах летописи удельных веков. Политическое дробление неизбежно вело к измельчанию политического сознания, к охлаждению земского чувства. Сидя по своим удельным гнёздам и вылетая из них только на добычу, с каждым поколением беднея и дичая в одиночестве, эти князья постепенно отвыкали от помыслов, поднимавшихся выше заботы о птенцах. При тяжёлых внешних условиях княжеского владения и при владельческом одиночестве князей каждый из них всё более привыкал действовать по инстинкту самосохранения. Удельные князья северной Руси гораздо менее воинственны сравнительно со своими южнорусскими предками, но по своим общественным понятиям и образу действий они в большинстве более варвары, чем те. Такие свойства делают для нас понятными увещания, с какими обращались к удельным князьям тогдашние летописцы, уговаривая их не пленяться суетной славой сего света, не отнимать чужого, не лукавствовать друг с другом, не обижать младших родичей. Формула Таковы были главные следствия удельного порядка.

Их можно свести в такую краткую формулу: под действием удельного порядка северная Русь политически дробилась всё мельче, теряя и прежние слабые связи политического единства; вследствие этого дробления князья всё более беднели; беднея, замыкались в своих вотчинах, отчуждались друг от друга; отчуждаясь, превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общего блага, а с этой потерей падало в них и земское сознание. Все эти последствия имели важное значение в дальнейшей политической истории северной Руси: они подготовляли благоприятные условия для её политического объединения. Когда из среды обедневших и измельчавших удельных князей поднялся один сильный владелец, он, во-первых, не встретил со стороны удельных соседей дружного отпора своим объединительным стремлениям, боролся с ними один на один, пользуясь их взаимным отчуждением, непривычкой действовать сообща; во-вторых, этот князь-объединитель встретил и в местных удельных обществах полное равнодушие к своим измельчавшим и одичавшим властителям, с которыми они были связаны столь слабыми нитями, и, убирая их одного за другим, не вызывал в этих обществах дружного восстания в пользу удельных князей. Всем этим определяется значение удельного порядка в нашей политической истории: он своими последствиями облегчил собственное разрушение. Старая Киевская Русь не устроила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли; перемешанные колонизацией местные особенности слились в плотное великорусское племя; зато окончательно разрушилось политическое единство. Но удельный порядок, разрушивший это единство, по характеру своему гораздо менее способен был защищать сам себя, чем предшествовавший ему порядок очередной, и его легче было разрушить, чтобы на развалинах его восстановить единство государственное. Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля от единства национального перешла к единству политическому.

История этого перехода есть история одного из удельных княжеств — Московского. К изучению судьбы этого княжества мы теперь и обращаемся. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей.

Переяславский удел также распался на несколько частей: рядом со старшим уделом Переяславским возникли два младших, из него выделившихся, Тверской и Дмитрово-Галицкий. Только княжества Юрьевское и Стародубское остались нераздельны, ибо первые их князья оставили лишь по одному сыну. Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств — остовское.

Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. Как вы можете видеть по названиям этих уделов, большая часть их состояла из небольших округов заволжских речек Сити, Суды, Мологи, Кемы, Ухтомы, Андоги, Бохтюги и т. Обеднение князей С этим следствием тесно связано было и другое — обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси. По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин. К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в. Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа. В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя.

Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт.

Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах.

К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве.

Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, т. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве.

Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй.

По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин.

К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в. Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа. В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше».

История удельных князей В средние века в Восточнославянских государствах наблюдалось разделение княжества на уделы. Это означало, что правительские полномочия передавались не младшим сыновьям, как это было в западноевропейской традиции, а равнозначно делятся наследством между всеми сыновьями правителя. Такое разделение территории и власти между братьями и сыновьями называлось уделами, а правители, управляющие этими уделами, получили название удельных князей. Удельные князья имели свой небольшой придворный аппарат и дружины, что позволяло им самостоятельно вести внутреннюю и внешнюю политику на своей территории. В истории Руси удельные князья играли важную роль в процессе формирования и развития государства. Они участвовали в образовании новых княжеств, воевали друг с другом за влияние и владения, а также принимали участие в внешнеполитических договорах и союзах. Однако, по мере укрепления центральной власти, удельные князья становились все более зависимы от государственной власти и ограничены в своих полномочиях. В конечном счете, процесс уделения прекратился, и Русское государство стало объединяться под единым правлением монархов.

Чем занимались удельные князья?

Среди удельных князей Северо-Восточной Руси, напротив, никому не было дела до другого. Значение удельных князей заключается в том, что они формировали и закрепляли государственную власть России в местных регионах. Удельный князь – это старорусский правитель, который получал определенные участки земли (удельные владения) в жизненное владение. Что значит удельный князь.

Удельный князь

Смоленские удельные князья — среди старинных кривицких городов Смоленск, в силу своего выгодного географического положения и торгово промышленного значения, очень рано начал играть роль политического центра. Что означает понятие «удельные князья». Что значит удельный князь. Когда удельному князю нужно было разделить свою вотчину между наследниками, географическое размещение населения давало ему готовое основание для удельных делений и подразделений.

Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником

Правители, стремясь обеспечить своих сыновей наследственной властью, делили свои владения на уделы. Поэтому удельные князья играли важную роль в процессе передачи власти и имущества между поколениями правителей. Удельное княжество давало правителию возможность управлять своей территорией, собирать налоги, распоряжаться силами и средствами, а также проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Важной ролью удельных князей было также обеспечение обороноспособности княжества.

Они формировали свои войска, принимали активное участие в обороне границ и защите населения. Благодаря удельным князьям создавались новые княжества, укреплялся государственный аппарат и развивались культура и экономика Руси. Однако, удельная система княжества также приводила к некоторым негативным последствиям.

Постепенно растущее раздробление территории, войны между удельными князьями и стремление каждого из них увеличить свою власть могли привести к кризису в государстве. С целью преодоления этой ситуации, позднее, начинался процесс слияния уделов и объединение русских земель.

В XVI в. В их ведении был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну поборы и пошлины. Во внешнеполитической сфере — полное подчинение московскому великому князю. Что касается территории, управляемой служилым князем, то она становилась административно-территориальной единицей в системе общерусского управления — уездом.

Иногда удел сокращался до размеров небольшого имения. Происходило это потому, что русские князья, имея, как правило, большое количество детей, при написании духовной грамоты завещания наделяли землями каждого из них или - большинство — тех, кто не провинился перед отцом. От отца к сыну Таким образом, удел — это часть отцовских земель, отданная в распоряжение одному из наследников. В древнерусских источниках он иногда называется засельем, но, по мнению некоторых специалистов, это звучит не очень изящно. Конечно, в период своего правления князь мог присоединить к себе значительные завоеванные земли, таким образом увеличив часть наследства каждому из сынов, но все равно это был процесс дробления государства. Хозяин, князь, боярин, сеньор, получив свой удел это, как правило, в те времена были дикие земли с небольшим укрепленным городом , вынуждены были иметь свое войско, свою дружину. Оно не могло быть настолько значительным, чтобы в одиночку противостоять крупной армии. Раздробленность и междоусобные войны были основной причиной завоевания Руси Золотой Ордой. Понятие удел как вотчина существовал до 1917 года Однако во всем этом были и положительные моменты — князья укрепляли свои вотчины, отстраивали свои столицы, возводили храмы.

Слайд 26 Описание слайда: Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Слайд 27 Слайд 28 Описание слайда: Галицко-Волынское княжество Юго-запад Руси, относительная удаленность от кочевников. Галич, Владимир-Волынский Слайд 29 Описание слайда: Особенности экономики княжества Давний центр пашенного земледелия.

Удельное княжество

Кто уничтожил Золотую Орду? Эмир Тимур побеждает Золотую Орду и его воинов во главе с Тохтамышем. Сколько лет Золотая Орда держала Русь? Торговала Золотая Орда весьма активно. Например, в Индию вывозились в основном лошади и пушнина. Археологи находили индийские золотые и серебряные монеты в бассейне Волги. В Индии закупались хлопчатобумажные ткани, слоновая кость, раковины каури и кораллы. Что вы знаете о названии Золотая Орда? Золотая Орда - одно из крупных государств, созданное на месте улуса Жошы Джучи.

В период правления сына Жошы - хана Башу Батыя территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай па западе. Что такое дань Хан и Золотая Орда? Дань-это денежный или натуральный побор, который взимался с покорённых народов завоевателями. Хан-это титул правителя у азиатских народов. Золотая Орда-это государство на территории Азии, существовавшее в 13-15 веках, которое было основано Батыем и которое входило в состав Монгольской империи. Когда образовалась большая орда? Олы Урда, Великая Орда — термин, используемый в средневековых источниках и современной историографии для обозначения татарского ханства, являвшегося остатком Золотой Орды улуса Джучи , после отделения от неё, в середине XV века, других ханств: Казанского 1438 год , Крымского 1441 год , Ногайской Орды 1440 год и... В каком году образовалась Ногайская Орда?

В 20-х годах XV в. Что значит слово орда?

Поскольку Василий III долго не имел потомства, то большинство его братьев успело умереть бездетными. Тогда он женился на княжне Ефросинье Хованской. В 1533 году у них родился сын Владимир. Власть перешла в руки матери малолетнего царя Елены Глинской и поддерживавших ее бояр.

Младенчество государя стало благодатной почвой для возрастания аппетитов знати. Андрей Старицкий потребовал у Глинской прибавления земель к своему уделу. Встретив отказ, он удалился в свой удел, затаив обиду. Московский и старицкий дворы пристально следили друг за другом. В 1537 году до Глинской дошли слухи, что князь Андрей готовит заговор. Правительница отправила своего ближайшего помощника и любовника князя Ивана Телепнева-Оболенского арестовать Андрея.

По-видимому, слухи были не беспочвенны, так как Андрей Старицкий был вполне готов к выступлению. Узнав от доброхотов о приказе регентши, он тут же бежал из Старицы и стал рассылать подметные письма к дворянам и детям боярским низший разряд служилых людей с призывом поступать к нему на службу. Очевидно, и в этом отношении почва для заговора была уже достаточно подготовлена, так как многие дети боярские откликнулись на приглашение князя Андрея. Составилось большое войско. У Андрея Старицкого имелся план захватить Великий Новгород и превратить его в оплот действий против Москвы. Однако под Старой Руссой ополчение Андрея было настигнуто ратью Оболенского.

Обе стороны изготовились к битве и в то же время вступили в переговоры.

Самостоятельная внешняя политика Удельные князья вели самостоятельную внешнюю политику, вступали в союзы и договоры с другими княжествами и государствами. Таким образом, удельный князь был не только правителем своего удела, но и важным элементом политической системы Древней Руси.

Он выполнял важные функции, связанные с военным оборонительным делом, управлением территорией и представительством великого князя. Функции удельного князя в обществе Удельный князь в Древней Руси выполнял ряд важных функций, которые помогали ему управлять своим уделом и обеспечивать благосостояние своей родни и подданных. Основные функции удельного князя в обществе включали: Функция Описание Власть и управление Удельный князь был полновластным правителем своего удела.

Он назначал и увольнял своих бояр и слуг, руководил административным аппаратом, принимал решения по важным вопросам удела. Защита и оборона Удельный князь отвечал за безопасность своего удела и защищал его от внешних угроз. Он организовывал вооруженные силы, нанимал войско и руководил военными действиями.

Управление земельным фондом Удельный князь управлял земельным фондом своего удела. Он распределял землю между своими подданными, определял размеры налогов и сборов, контролировал использование земли и наказывал нарушителей. Управление правосудием Удельный князь был главным судьей в своем уделе и разбирал гражданские и уголовные дела.

Он выносил приговоры, решал споры и наказывал преступников. Обеспечение благосостояния Удельный князь заботился о благосостоянии своего удела и своих подданных. Он развивал экономику, привлекал ремесленников и купцов, заботился о снабжении населения и строительстве городов и крепостей.

В целом, удельный князь выполнял роль главы местного управления, самоуправления и обороны своего удела.

Второе значение термина Второе толкование термина «удел» это жребий имеет, как ни одно другое слово, десятки синонимов, в которых встречаются даже словосочетания — перст судьбы, на роду написано, выпало на долю, колесо Фортуны. Есть синонимы, подразумевающие печальную участь — недоля, судьбина, крест, выть. Сюда же относятся Парки и Мойры — эти дамы известны тем, что преследовали свою жертву с целью наказания до полного ее уничтожения. Существуют к этому термину взаимозаменяемые слова, навевающие тоску, уныние и отсутствие всякой приятной перспективы — фатум, рок и участь. Есть синонимы, предопределяющие счастливую судьбу, — будущность, поприще, планида. Хорошие слова - перспектива, чаша, проведение, доля и даже счастье. Об уделе как судьбе существует великое множество великолепных стихов, таких как, например, «…удел любви красив и светел…».

Исследуемый термин встречается и в географических названиях. Так, территория на севере Палестины называется Наффалимова колена удел.

Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником

Главная» Новости» Что значит удельный князь. Смоленские удельные князья — среди старинных кривицких городов Смоленск, в силу своего выгодного географического положения и торгово промышленного значения, очень рано начал играть роль политического центра. Среди удельных князей Северо-Восточной Руси, напротив, никому не было дела до другого. Удельный князь — это термин, который использовался на Древней Руси для описания отдельного княжества, контролируемого определенным князем.

На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества

Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Лю син чуй (молот-костяк). Кого называют удельным князем? Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная, верхневолжская Русь с XIII века, за исключением княжества Владимирского, что значит — были княжества младших князей. То есть «удел» в Древней Руси – это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий