родина Кощея Бессмертного - На днях российские власти официально признали факт рождения Кощея Бессмертного. Фильм режиссера Александра Роу «Кащей Бессмертный» (1944 г.) снимали в эвакуации в Душанбе, где актер подхватил малярию. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок.
Где живёт Кощей Бессмертный?
В объектив квадрокоптера попали и сказочные герои, известные как детям, так и взрослые: Кощей Бессмертный, Баба Яга рядом со своей избушкой, есть даже стульчики трех медведей. Известный алтайский скульптор Сергей Мозговой предложил пометить Алтайский край на сказочной карте РФ как родину Кощея Бессмертного. памятник Кощею в селе Озерки Тальменского района_ Спустя час после начала фестиваля к месту съемок «Кащея Бессмертного» выдвинется первая группа экскурсантов во главе с гидом. Кощей Бессмертный однозначно принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего.
Сенсация! Кощей Бессмертный жив, но стало известно, где его Смерть!
В сказках об этом ничего не говорится. В них герои выступают чаще как функции, в отличие от героев мифов, внутренний и внешний мир которых показан гораздо сложнее и глубже. И на мой взгляд это и отличает нашу историю, которая раскрывает героев именно как мифологических персонажей, переворачивая сказочные стереотипы», - отмечает Роман Артемьев. В анимационном фильме и Тридевятое царство выглядит по-другому, оно и понятно - времена изменились. Три богатыря забросили кровопролитные сражения и теперь основали свою фолк-группу, а простой люд развлекается тем, что ходит на зрелищные поединки рыцарей. На них знатные, всеми известные, благородные и не очень герои, бьются с непобедимой богатыршей Варварой за ее руку и сердце.
А где-то далеко за пределами царства живет в одиночестве Кощей. Он уже перестал похищать девушек и, разуверившись найти свою возлюбленную, стал закоренелым холостяком. Теперь Кощей сублимирует свое одиночество и тоску в творчестве, занимаясь оперным пением и скульптурой.
Если был реальный прототип, то кто он? Вот такие сложные и незаурядные вопросы... Сможем ли мы на них ответить? Во всяком случае, постараемся. Используя современные способы исторических исследований, как-то: сравнительный анализ различных текстов, эмпирико-статистические методы, глобально-хронологические карты и т. Поиграем в детективов.
Примем к сведению версию, согласно которой Кащей является плодом народной фантазии. Если это так, то образ Кащея в народных сказках должен быть расплывчат и не конкретен. Однако, это совсем не так. У Кащея есть и место жительства, и свои злодейские обязанности, и даже яркие черты характера склонность к философии. Выходит, первая версия отпадает. Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. Кто он? А что мы вообще знаем про Кащея? Каково его социальное положение?
Иногда Кащея называют царём, иногда нет. Во всяком случае, Кащей обладает властью: имеет слуг, какие-то связи в обществе, на равных разговаривает с сильными мира сего. Между тем своего царства в политическом смысле у Кащея нет. Это уже хорошо, выходит, Кащей не бомж. Южнее Славянских земель было лишь одно царство — Восточная Римская Империя.
Например, магический жезл — та самая волшебная палочка , о которой говорится едва ли не во всех сказках. И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы ; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти! А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом! Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь. Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти. Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет! Этнограф В. Пропп в « Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога». На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» то есть отнимают чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире , Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки? Русская демонология — М. Изображение Этимология Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага рабыня была бы по ногате, а кощей по резане мелкие денежные единицы. В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан ; впрочем, А. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить". Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым ср. Происхождение Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной а может, и не сказочной личности: 1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. Кощей Бессмертный - это прототип реального человека. Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать только рисунки как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам , выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча!
Умер ли Кощей или остался жив, увы, не знаю. Сказок о Кощее на самом деле мало. Но что за странное место, где лежит смерть Кощея? Нет, не географически, этим пусть кладоискатели занимаются. В разных сказках версии разнятся. В одних сундук висит на дубу, в других он зарыт под дубом. Повесить на дубу на обозрение свою смерть как-то странно, пусть и на заброшенном острове. А вот зарыть - кажется более рациональным, сверху дуб вековой вырастить, тогда точно там никто рыть не подумает, тем более при жизни хозяина, никто ведь в здравом уме не живёт больше дуба. А что такое вообще дуб? Подбирая материал к статье, встретилось мнение, что дуб в смерти Кощея олицетворяет его род. Помним, что в моей версии Кощей, будучи Карачуном, отказался от близких. Да и не рос же сундук на ветвях дуба, что было бы логично, если дуб связан с родом бессмертного. А вот если представить, что дуб - это возвысившийся род, ставший аристократическим, который в основании своего богатства и процветания хранит смерть Кощея, тогда всё становится на свои места. То есть, Кощей хранит царство мёртвых, ходит в мир живых, таскает красивых девок, а его смерть берегут высшие эшелоны власти. Потому как не пробились бы они наверх без помощи Кощея. И глаза закрывают на его бесчинства в похищении людей. А что олицетворяют собой заяц, утка и яйцо? Колаж автора Из сундука выпрыгивает заяц, из зайца утка, из утки появляется яйцо. Если в игле душа Кощея, то может герой сказок, видя зайца - наблюдает промелькнувшее детство Карачуна, утка — это зрелость. А яйцо и игла это охранная система и вместилище души, не от физического разрушения, а для удержания жизни бессмертного на земле. Даже если яйцо - символ жизни и продолжения рода, то яйцо Кощея без обычной начинки. То есть, вся сила жизни рода ушла на бессмертие одного лица.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
Скоро обещали выложить еще. Напомним, в первой серии на новый лад рассказали сказку "Золушка". Об этом ранее сообщили в "Про Городе".
Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства? Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом — так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей! В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены — натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».
Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был — его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит — и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь. Мне только жаль было, что себя не увидела — узнала только подружку Веру Лазареву… В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» - и всем наверняка хотелось верить, что так и будет… Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая.
Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» - в нем очень многое перекликается с «Кощеем»… Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей — из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек — это наши народные коллективы, школы искусств.
И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… - говорит Людмила Смирнова. Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает — этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу ». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла. В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу.
Это работа уроженца Озерок, барнаульского архитектора Александра Деменко. Спустя час после начала фестиваля к месту съемок «Кащея Бессмертного» выдвинется первая группа экскурсантов во главе с гидом. Маршрут по лесным зарослям, где шмыгают белки и поспевает дикая малина, организаторы фестиваля прокладывали вместе с главой сельсовета. Участникам бесплатной часовой прогулки к «Кащейке» так местные стали называть берег озера, где снимали фильм расскажут интересные детали кинопроцесса и угостят на чаепитии печеньем с предсказаниями.
По лесной кинотропе планируют провести три группы человек по 25: в 16, 17 и 18 часов. Когда последняя выйдет на маршрут, у памятника Кощею начнутся конкурсы бородачей и девушек с косой не той, что пара Бессмертному! Позабавят зрителей и забегом «избушек»: наградят самую скоростную и самую нарядную. Потом настанет час молодецких сказочных игр.
Здесь появился "чахнущий над златом в сундуке" Кощей Бессмертный. Скульптура как и появившаяся в августе прошлого года Баба Яга размещена на опоре уличного освещения.
Кощей Бессмертный
Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет. Вы всех обманываете. Сговорились Василиса и Иван-царевич, чтобы погубить меня. Так Василиса спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть? Я ответил: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть!
Догадывались о сговоре? Кадр из фильма "После дождичка в четверг" — Вы уличили ее? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери растерзали". Не пытались ли они на вас напасть?
В местах своей временной дисклокации расставят тематические фотозоны, а в палатках со сказочным антуражем станут проводить мастер-классы. Фестивальные активности развернутся вокруг памятника Кощею Бессмертному , год назад установленному в сквере у Озерского дома культуры. Это работа уроженца Озерок, барнаульского архитектора Александра Деменко.
Спустя час после начала фестиваля к месту съемок «Кащея Бессмертного» выдвинется первая группа экскурсантов во главе с гидом. Маршрут по лесным зарослям, где шмыгают белки и поспевает дикая малина, организаторы фестиваля прокладывали вместе с главой сельсовета. Участникам бесплатной часовой прогулки к «Кащейке» так местные стали называть берег озера, где снимали фильм расскажут интересные детали кинопроцесса и угостят на чаепитии печеньем с предсказаниями.
По лесной кинотропе планируют провести три группы человек по 25: в 16, 17 и 18 часов. Когда последняя выйдет на маршрут, у памятника Кощею начнутся конкурсы бородачей и девушек с косой не той, что пара Бессмертному!
Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л.
Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа , но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.
Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки : Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный.
Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».
Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов , Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой.
Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней , и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.
Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу?
В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов , которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами. Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее.
Например, магический жезл — та самая волшебная палочка , о которой говорится едва ли не во всех сказках. И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа.
Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.
Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы ; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно.
Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие.
Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище.
Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет.
Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога.
Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее.
Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!
А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом! Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное.
Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь. Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти. Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!
Этнограф В.
По мнению историков, автор древнерусской поэмы называл Кощеем половецкого хана Кончака. Он совершал набеги на Киев и Переяславль, а также вмешивался в междоусобные распри русских князей. Прославился как жестокий полководец и работорговец. Но почему Кончака прозвали Кощеем, доподлинно неизвестно. Другие выстраивают тюркскую этимологию.
Достоверно сказать, откуда это имя, совершенно невозможно", — пояснила кандидат филологических наук Варвара Добровольская. Постепенно это слово утратило первоначальный смысл и превратилось в обычное имя. Как правило, это давали слабым, худым и болезненным детям. Двойственность лешего А вот к лешему на Руси было двойственное отношение: с одной стороны, к лесному духу относились с уважением и считали хозяином леса. С другой стороны, опасались его: считалось, что он мог жестоко наказать странников, пришедшихся ему не по духу. Выглядел совершенно по-разному.
Дело в том, что леший являлся людям в том виде, в котором было необходимо: если надо было для устрашения, он являлся чем-то устрашающим", — говорит мифолог Павел Шубин.
Где живут сказки?
Кащей Бессмертный - Загадка славянской мифологии или реальный исторический персонаж? | На участке по улице Молодежной появились скамейки, были установлены деревянные фигуры персонажей сказок, среди которых Баба-Яга и Кощей Бессмертный. |
Кощей — Википедия | Сергей Мозговой, скульптор, народный мастер алтайского края: "Я не смотрю на Кощея бессмертного как на историческую личность. |
В Хабаровске появятся Кощей Бессмертный, избушка на курьих ножках и Змей Горыныч | Змея Горыныча и Кощея Бессмертного - в Тверской области. |
День Кощея. Интервью с главным злодеем русских сказок | Кощей и кощунство, Кощей, совершающий кощунства, плюёт на заветы предков и живёт, как ему вздумается, бережёт только род дубовый, да несёт охрану сам. |
Кощей ищет любовь | После программы ребят и всех желающих посетить премьеру спектакля пригласили в зал, где случилось настоящее чудо – встреча с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, Василисой и Иванушкой. |
Где живет кощей бессмертный в сказках
Еще принято было в этот день выбрасывать всё старое, ненужное. И не только материальное. Помните наши сказки? Где смерть Кощеева была? В яйце, на кончике иглы. Так вот предки считали, что именно при помощи яйца можно в Кощеев день освободиться от всего худого, что скопилось в жизни. Процедура, на первый взгляд, несложная. Дождитесь полуночи, возьмите в руку сырое яйцо, и, думая о том, от чего хотите избавиться, давите яйцо в руке.
Тут и Кощею погибель и черным делам его, и зиме конец. Потому как 1 марта Ярило в свои весенние права вступает. Только, раздавить яйцо рукой непросто. Вроде бы и хрупкое, а сопротивляется, как камень. Не женился — плати штраф Но не все так плохо с этим днем. В високосный год, и уж тем более 29 февраля славяне, конечно, свадьбы не играли. Ничего приятного молодоженам это не сулило.
Так чего нарываться-то? Других дней что ли мало? А вот в некоторых европейских странах всё с точностью до наоборот. Там с этим днем связывали семейное счастье.
Фото из сети Из наших сказок понятно, что Кощей - антипод Ивана дурака царевича. Но кто такой Кощей, даже мифический расклад даёт мало ответов. Есть мнение, что появился сей злодей в русских сказках в IX-X веке. А где он был раньше или кем?
И откуда пришёл? Сейчас любой любитель страшилок и мистики знает о Дракуле - первородном вампире, пьющем кровь, обольщающем женщин, который не отражается в зеркале и умеет обращаться в летучую мышь. Дракула спит в гробу, боится дневного света. А Кощей? Да он круче Дракулы, Кощею не нужна кровь, её заменяет вода. Колаж автора Согласитесь, ему не требуется так мимикрировать, как Дракуле. Выпил 12 вёдер воды и силы восстановлены, не требуется высасывать из кого бы то ни было жизнь, хотя тут спорный вопрос. Вы видели летучую мышь?
Фото из сети Тем более, что мышь - вампир. То ещё зрелище. А Кощей, Кощей может превращаться в ворона. Фото ворона из сети. Дневной свет его не пугает, и он может заняться магией. Дракула же может вызвать лишь иллюзию у жертвы. При всех своих перевесах в силе Кощей сдаёт позиции по популярности Дракуле. Колаж автора Кощей тощ, он - старик, Дракула - мужчина в самом рассвете сил.
Дракула убивает других, чтобы жить. Кощей может просто висеть на цепях кучу лет, а потом, утолив жажду, вернуться в строй.
А окончательно Кощей вошел в нашу жизнь в 1945 году после фильма Александра Роу, где главную роль играл Георгий Милляр. Он в образе Кощея пародировал Гитлера. Долголетие Кощея объясняется просто: отказ от алкоголя и табака, воздержанность в еде, умеренные физические нагрузки.
Существовал ли Кощей в реальном мире — трудно сказать. Сведения об этом бытуют самые разноречивые. По некоторым сведениям он был великим полководцем. Он был убит и ожил. В Старице оказался случайно по пути в Скандинавию.
Климат пещер оказался для него благотворным и он остался в этих местах. На право именоваться родиной Кощея претендует и село Озерки в Алтайском крае.
Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Смерть Кощея спрятана на острове Буяне по некоторым толкованиям, это остров Рюген , на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.
Дочерью Кощея выступает Василиса от греч.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Образ и внешность
- Содержание
- Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка!
- Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка!
По следам русских сказок и легенд. Кощей Бессмертный
«Почти все знают, кто такой Кощей Бессмертный, но мало кто задавался вопросом об истинных мотивах его поступков и причинах, по которым он стал бессмертным. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Ещё в 2006 году была озвучена легенда о том, что в Старицких пещерах проживал Кащей Бессмертный. Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. На этот раз новую интерпретацию получила история “Кощей Бессмертный”.
Историческое происхождение легенды о Кащее Бессмертном
Видеоролик «Из жизни Бабы-яги и Кощея Бессмертного» компания посвятила проблеме «уклонистов» – нарушителей реформы ТКО. Кощей (Кащей) Бессмертный – один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Кащей Бессмертный. Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. пояснил Дмитрий Зеленин, передает РИА "Новости". Где живёт Кощей и Баба Яга Подобные действия имеют своеобразную, примитивную меркантильную подоплеку.
В Йошкар-Оле появилась скульптура Кощея Бессмертного. ФОТО
Где живёт Кощей Бессмертный? | Кощей Бессмертный, оказывается, заранее узнал, что информация о том месте, где он прячет свою смерть, стала известна всему белому свету. |
Нижегородский Минздрав создал новую сказку про бессмертного привитого Кощея | пояснил Дмитрий Зеленин. |
Курсы валюты:
- На родине Кощея Бессмертного | Хранители наследия
- По следам русских сказок и легенд. Кощей Бессмертный
- Как снимали «Кощея Бессмертного» на Алтае?
- Откуда появился Кащей Бессмертный?
- Сенсация! Кощей Бессмертный жив, но стало известно, где его Смерть! — Политика (Аз Буки) — NewsLand
Последние новости
- Смотрите также
- Кощей Бессмертный из городка Старица — Уроки Путешественников
- Где живет Снегурочка
- В Тверской области найдена пещера Кощея Бессмертного - MegaObzor
- HaveFunWithRussian - Где живёт Кащей Бессмертный?
- Откуда взялась Баба-яга и Кощей Бессмертный в русских сказках и почему их сравнивают с пришельцами
Пришел Кощеев день — время давить яйца
Ведь второе имя Чернобога было Кощей. В народе Касьяна - Кощея считали воплощением всяческих бедствий. В народе про угрюмого, «тяжёлого» человека говорили: «Касьяном смотрит». Также «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна. Кощей считался не просто отрицательным божеством, а покровителем мира мертвых.
Он вызывал только страх и ассоциировался со смертью, горестями и болезнями, из которых нет пути возврата к нормальной и полноценной жизни. Конечно, как и любому богу, Кощею требовались жертвы, причем, чем более кровавой будет эта жертва, тем лучше. В основном в этот день жрецы и волхвы для задабривания божества забивали какое-либо животное на специальном ритуале, после чего мертвое и обескровленное животное дарилось Чернобогу. Древние славяне в ночь празднования в руках обязательно держали сырое куриное яйцо и, считалось, что если яйцо разбить ровно в полночь 29 февраля, то Кощей уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды, которые преследовали человека.
Так в древности называли татаро-монгольских воинов, которые забирали славянских детей в рабство. Предположительно, один из таких воинов и стал прообразом мифической Бабы Яги. Сказки рассказывались взрослыми для взрослых. Это была целая система ценностей, комментариев. И это отпечаталось в коллективной памяти и сохранилось в мифах", — рассказала кандидат филологических наук Мария Штейнман. Согласно славянским мифам, колдунья только угрожала похищенным детям отправить их в печь и съесть. В действительности же Баба Яга ни разу не отобедала ни одним ребенком.
Исследователи считают, что лесная ведьма и не планировала убивать детей, она всего-навсего хотела их вылечить. Так же, как это делали древние знахарки. На самом деле существовала такая практика, когда ребенка помещали в шубе в остывающую печь, где слабый или недоношенный ребенок получал гораздо больше сил и здоровья", — отметила культуролог. Имя этого мифического злодея упоминается в "Слове о полку Игореве". То есть в любом случае мы понимаем, что речь идет не о бессмертном существе, злобном и неуязвимом", — подчеркнула филолог.
Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее. Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд.
Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами. Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках. И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать?
Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.
Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие.
А жених увидел, что ее нет, заплакал и пришел ко мне. Говорят, что и сердца у вас нет. Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве.
А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет. Вы всех обманываете. Сговорились Василиса и Иван-царевич, чтобы погубить меня. Так Василиса спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть? Я ответил: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть!