Врубель М. А. Свидание Анны Карениной с сыном. Врубель Биография Шедевры Картины Рисунки Исследования Музеи Фото Хроно Ссылки Дмитриева Коган Скляренко Бенуа Островский Маковский Федоров Рерих Малолетков. Альбом Работы Михаила Врубеля — Серебряный век русской культуры — 80 фотографий. Поддержать Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Эта картина Врубеля известна благодаря иллюстрациям к "Сказке о царе Салтане".
Картины Врубель Михаил
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. И сам Христос не был для него ни последней истиной, ни последней глубиной. Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей.
Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Разгар «демонического периода» Врубеля. Даже нежные цветы затягивают зрителя в воронку, в душный лиловый сумрак. Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста.
И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно. И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных. Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви.
Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось.
Он не написал Христа, но напишет Демона. Галерея демонов Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил, юридический факультет Петербургского университета, говорил на восьми языках. Врубель, по описанию Коровина, был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера.
Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства. Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Речь шла об Эмилии Праховой. Всем чужой Ничего демонического во Врубеле не было, и все же: почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя? Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то.
Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «... В рисунке, в живописи, в глине развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Демон летящий. Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой...
Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна. Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. Демон сидящий.
Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей.
Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного».
А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными».
Потрясающая керамика — собрание музея-заповедника «Абрамцево».
Театральные эскизы и даже костюм Снегурочки Н. Забелы-Врубель, в котором она пела всего один раз на сцене Русской частной оперы Саввы Мамонтова. Но, может быть, самое потрясающее — больничный цикл рисунков Врубеля, занимающий почти два этажа, который никогда раньше целиком не выставлялся и по которому можно проследить течение его болезни. Все эти приступы безумия, скачки и перепады сознания, все муки пациента клиники Усольцева, то пробуждавшегося к жизни и творчеству, то уходившего во тьму бреда и боли, где только посверкивала перламутровая раковина-пепельница. Главный объект его последнего графического цикла.
Она тоже здесь, чудом сохранившаяся реликвия, свидетельница бессонных ночей, соучастница последних сеансов. Врубель потом изобразит ее на своем автопортрете, где попытается, кажется, в последний раз «держать» лицо. Быть респектабельным, рассудительным, спокойным господином. При нафабренных усах, черном галстуке в белой сорочке с воротничком-стойкой. В окружении атрибутов, символизирующих наступающую новую жизнь: раковина вернула ему ощущение собственного всемогущества.
А фарфоровый лебедь, притаившийся у него за спиной на шкафу, — воплощение успеха его жены Надежды Забелы-Врубель, к которому он в немалой степени был причастен и сам. Фото: Wikimedia Commons Вообще у выставки, как ее задумали кураторы Ирина Шуманова и Аркадий Ипполитов, есть свой тайный внутренний ритм. Ты его просто физически ощущаешь с первой минуты, когда встречаешься на входе с мечтательно-задумчивым взглядом «Царевны-Лебедь», самой популярной, самый растиражированной картиной Врубеля, которую современники называли «апокалиптической птицей», предвестницей грядущих бедствий и катастроф. Кажется, что ее белоснежные крылья готовы и сейчас прорвать пространство холста, выпорхнуть из тесной рамы. Крылья — любимый мотив живописи Врубеля и одна из ключевых тем символистов.
Потребность расправить крылья, взлететь, оторваться от земли. Жажда новых высот, исторически совпавшая с первыми успехами авиации, с упорными попытками преодолеть закон земного притяжения, — все это чувствуешь и сегодня, когда перед тобой проходят, пролетают врубелевские ангелы, серафимы, демоны.
В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына. Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок. Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее. Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя.
Вечно больной, страдающий от неразделенной любви и тяжелых мыслей о смысле жизни, но при этом стойкий к критике публики, считающий себя достойным того, чтобы его работы увидели свет. Однако публика не приняла новые работы, выполненные в черных тонах. Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова Новые испытания и «Сказочный цикл» В 1892 году, прямо перед свадьбой с оперной певицей Надеждой Забелой, Врубель заражается сифилисом, но, погруженный в работу, не придает значения первым его симптомам. Видимые окружающим изменения обнаруживаются лишь в 1898 году. Коллеги и родственники стали замечать несвойственную Михаилу Александровичу ранее раздражительность и жалобы на головную боль, которую он глушил огромными дозами обезболивающего. К симптомам прибавилась и бессонница. Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг.
В период с 1898 по 1902 год художник создает «Сказочный цикл» картин, последний перед тем, как болезнь возьмет верх и внесет свои зловещие изменения в его творчество. Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора. Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов. Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты.
Недавний ученик Академии, не имеющий опыта работы в монументальном роде, всего за один год создал ряд монументальных композиций: «Сошествие Святого Духа на апостолов» «Оплакивание» иконостас для Кирилловской церкви а через два года исполнил орнаменты на столбах Князь-Владимирского собора. Творческий путь художника исчисляется всего двадцатью годами, за это время им создано большое количество автопортретов, главным образом графических, множество искуснейших орнаментов, эскизов к театральным постановкам, ну и, конечно, бессмертные живописные «ноктюрны» и сказочные «сюиты» конца 90-х — Сирень, К ночи Царевна-Лебедь. Для нас «популярный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве написан "Демон сидящий" и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к 50-летию со дня смерти поэта. В своих поисках духовного идеала Врубель касался крайностей — шел от образов Христа и Божией Матери, демонстрируя в непринятых комиссией Владимирского собора росписях «нетипичное художественное мышление», а пришел к образу Демона, и то, как он его видел, говорило о слишком пристальном вглядывании в падшую природу, одухотворенных поисках в ней тоски о утраченном… В конце концов художник заплатил за переход некой черты познания дорогую цену: трагической развязкой стало ухудшение его психического здоровья. Врубель так и не узнал, что его произвели в академики; не знал о триумфальном успехе в России и Европе «Мира искусства», в первых выставках которого он участвовал; он не был свидетелем событий первой русской революции… Однако в процессе болезни, после того, как он попал в лечебницу а он сменил их несколько , у него были моменты просветления, когда он мог работать. И вот тогда-то были созданы его последние шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном — Игра в шахматы Кровать Дерево у забора Одним из последних произведений Врубеля является Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть в 1906-м наступила слепота — он работал, создавая произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства.
«Демоны» Михаила Врубеля
Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века... Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Смерть сына. Второй кризис В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию, и художник вернулся в Москву. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В Киеве болезнь обострилась, и через день — 3 мая — ребёнок умер. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля, и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот»; однако он очень боялся клиники при Кирилловском монастыре. Было решено отвезти художника в Ригу, где его сначала определили в больницу «Ротенберг» к доктору Теодору Тилингу, а затем, по рекомендации Тилинга, в загородную лечебницу для душевнобольных «Атгазен» к Максу Шенфельдту. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Работа не привела к улучшению. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Однако больной держался и летом, поэтому по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. Усольцева в Петровском парке. Клиника Усольцева. Реабилитация Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг , остальное — галлюцинации-«голоса» — он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре. Существенно изменилось и мнение о художнике публики и критиков. Сдвоенный номер «Мира искусства» был целиком посвящён Врубелю, там были приведены репродукции его работ, многие его критики публично взяли свои негативные отзывы обратно. К началу XX века изменились также вкусы и предпочтения публики, в моду вошли импрессионисты и символисты, в результате приемлемыми стали символика и образный строй живописи Врубеля, его эмоциональность и культ красоты. Жемчужная раковина, 1904 На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Врубель сделал массу графических эскизов, вновь, как и в лермонтовских иллюстрациях, пытаясь решить задачу «чёрно-белой красочности». В феврале 1905 года симптомы психоза вернулись к Врубелю. Надежда Ивановна вызвала из Москвы Усольцева, который приехал за своим пациентом. Михаил Александрович всё понимал и не противился. Накануне отъезда в Москву, 6 марта, стал прощаться с друзьями и родными, посетил П. Чистякова в Академии художеств и Панаевский театр, в котором впервые увидел свою жену. Последняя творческая активность Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича; проявилась атрофия зрительного нерва. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.
Они дарят нам возможность увидеть новые миры, найти красоту в незнакомом и осознать, что искусство не только отражает мир, но и творит его заново, даруя нам возможность пережить гамму эмоций, почувствовать себя частичкой Вселенной. Искусство Михаила Врубеля с неповторимыми названиями говорит о том, что в каждом произведении есть частичка души художника. Они позволяют нам заглянуть за занавес и увидеть его мир во всей его красе и многогранности. Они нравятся не только своей визуальной привлекательностью, но и способностью пробуждать в нас самые глубокие чувства и переживания. Ведь искусство не нуждается в переводах и словах — оно говорит на языке эмоций и вибраций, и названия картин Михаила Врубеля идеально вписываются в этот контекст, создавая дополнительную гармонию в произведении.
Давайте еще раз вспомним самое главное. Работал в живописи, графике, с керамикой и скульптурой, делал декорации и костюмы, архитектурные проекты. Входил в Абрамцевский кружок. Часто подвергался критике. К концу жизни страдал психическими расстройствами, в последние годы ослеп. Фантастически работал с цветом. Произведения не поддаются однозначным трактовкам. Часто не завершал картины. Участвовал в реставрации Кирилловской церкви в Киеве, многое почерпнул у византийского искусства.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу. Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй. Но если вспомнить слова Юнга о том, что мистика это просто другое название психологии, то и картины Врубеля можно рассматривать именно как глубоко философские и лишённые житейской мелочной конкретики. Михаил Александрович Врубель (17.03.1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 14.04.1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи. Большую посмертную ретроспективу Врубеля готовил его самый близкий друг Валентин Серов, но скоропостижно скончался в 1911-м, не успев завершить мемориального дела.
Врубель Михаил. Биография, названия, описание картин.
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. Михаил Врубель: самые популярные картины (топ 12). Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». Назад Картины васнецова по мотивам русских народных сказок с названиями. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Показ такой творческой кухни разных картин на выставке повторен неоднократно, потому что для Врубеля создание этюдов, многие из которых в итоге лучше финальной версии, было типичным. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург). Картину «Шестикрылый серафим» Михаил Врубель написал в перерыве между приступами тяжелой болезни.
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
«Мы в нем видим эти поразительные глаза, которые часто присутствуют в картинах Врубеля, совершенно недетское выражение лица, как предчувствие какой-то трагедии», — рассказывает помощник куратора выставки Дарья Манучарова. В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями. Что можно назвать лучшим на открывшейся 3 ноября 2021 в Новой Третьяковке выставке Михаила Врубеля: рецензия корреспондента КП Ярославы Таньковой. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости.
Самый печальный художник Серебряного века: выставка Врубеля в Новой Третьяковке
«Мы в нем видим эти поразительные глаза, которые часто присутствуют в картинах Врубеля, совершенно недетское выражение лица, как предчувствие какой-то трагедии», — рассказывает помощник куратора выставки Дарья Манучарова. Репетиции жены вдохновили Врубеля на эту картину, позднее художник также создал декорации к спектаклю. Произведения М.А. Врубеля в Одесском художественном музее. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. Как и в Софийском соборе, масляной живописью Врубель стремится передать мозаичный эффект. Эта картина Врубеля известна благодаря иллюстрациям к "Сказке о царе Салтане".
Демоны Михаила Врубеля
Масштабная ретроспектива Врубеля отражает весь его художественный путь: от периода учебы до создания собственной живописной системы и увлечения декоративно-прикладным искусством. Впервые зритель может увидеть рисунки, созданные художником в психиатрических лечебницах. Большинство представленных полотен привезено из Третьяковской галереи и Русского музея, но то, что их объединили в одном пространстве, позволяет увидеть, как менялся стиль Врубеля. Особое внимание стоит обратить на эскизы к «Демонам», «Царевне-Лебедь» — они не представлены в постоянной экспозиции, а находятся в фондах. Очарование Лермонтовым В детстве Врубель был физически слабым, но интеллектуально одаренным ребенком: он знал несколько иностранных языков, рисовал, увлекался историей и музыкой. Такая разносторонность не предвещала его одержимости живописью во взрослом возрасте.
Будущий художник рано остался без матери, что часто считают одним из поводов, которые позволили ему ассоциировать себя с Лермонтовым. Демон у стен монастыря. Тогда он был еще неизвестным художником, но при поддержке издателя Петра Кончаловского получил этот заказ. Мятежный дух Демона Образ Демона — центральный в творчестве Врубеля. Он создал несколько больших полотен и множество эскизов, в которых менял ракурсы, уточнял цветовые решения.
Художник утверждал, что Демона путают с чертом и дьяволом, но на самом деле «демон» переводится с греческого языка как «душа». Этот образ для Врубеля стал олицетворением мятежного духа, пытающегося справиться с собственными страстями. Демон сидящий. Интересен эскиз к «Поверженному Демону», где художник не воспринимает своего персонажа как проигравшего битву.
Автопортрет, 1905 год.
Источник: pinterest. Его отец был военным, поэтому семья часто переезжала. Рисовать Михаил начал уже в пятилетнем возрасте. Позже поступил в Академию художеств. Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи.
В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую художник был влюблён. Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность.
Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском польском происхождении» и «эстетическом космополитизме». Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти.
На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.
Присоединяйтесь к нам! Картины классиков и современников Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Картины в интерьере.
Вся выставка представлена на фоне бледно-серых стен, контрастирующих с яркими полотнами. Они здесь почти все, кроме огромной «Принцессы Грезы», которую решили не демонтировать из здания в Лаврушинском переулке. Внушительный объем графических работ, причем не только из государственных музеев, но и частных коллекций Петра Авена и Шалвы Бреуса. Потрясающая керамика — собрание музея-заповедника «Абрамцево».
Театральные эскизы и даже костюм Снегурочки Н. Забелы-Врубель, в котором она пела всего один раз на сцене Русской частной оперы Саввы Мамонтова. Но, может быть, самое потрясающее — больничный цикл рисунков Врубеля, занимающий почти два этажа, который никогда раньше целиком не выставлялся и по которому можно проследить течение его болезни. Все эти приступы безумия, скачки и перепады сознания, все муки пациента клиники Усольцева, то пробуждавшегося к жизни и творчеству, то уходившего во тьму бреда и боли, где только посверкивала перламутровая раковина-пепельница. Главный объект его последнего графического цикла. Она тоже здесь, чудом сохранившаяся реликвия, свидетельница бессонных ночей, соучастница последних сеансов. Врубель потом изобразит ее на своем автопортрете, где попытается, кажется, в последний раз «держать» лицо. Быть респектабельным, рассудительным, спокойным господином.
При нафабренных усах, черном галстуке в белой сорочке с воротничком-стойкой. В окружении атрибутов, символизирующих наступающую новую жизнь: раковина вернула ему ощущение собственного всемогущества. А фарфоровый лебедь, притаившийся у него за спиной на шкафу, — воплощение успеха его жены Надежды Забелы-Врубель, к которому он в немалой степени был причастен и сам. Фото: Wikimedia Commons Вообще у выставки, как ее задумали кураторы Ирина Шуманова и Аркадий Ипполитов, есть свой тайный внутренний ритм. Ты его просто физически ощущаешь с первой минуты, когда встречаешься на входе с мечтательно-задумчивым взглядом «Царевны-Лебедь», самой популярной, самый растиражированной картиной Врубеля, которую современники называли «апокалиптической птицей», предвестницей грядущих бедствий и катастроф. Кажется, что ее белоснежные крылья готовы и сейчас прорвать пространство холста, выпорхнуть из тесной рамы.