Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и методический журнал / учредитель: ООО "Школьная Пресса". Минпросвещения России намерено комплексно обновить систему преподавания истории на уровне общего образования.
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории. Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. «Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе.
На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов
История семьи, улицы, города, края — это более понятно детям. Но и здесь нужно разработать методику, а на это требуется время, — заключил Петрушин. Для повышения медиарейтинга? Скептично к инициативе министра просвещения относятся и другие тюменские историки. Кандидат исторических наук и доцент антропошколы ТюмГУ Александр Фокин предполагает, что это просто попытка поддержать патриотические веяния. Если принять, что это, действительно, реальная инициатива, то очень сложно представить, как она будет интегрирована. Либо это какие-то отдельные элементы в образовании, но все равно появляется вопрос: а как это будет? Что из всей истории России выберут для преподавания первоклашкам? И вообще, в начальных классах уровень чтения и уровень восприятия информации довольно низкий. Как преподносить информацию детям? В виде веселых картинок, комиксов на историческую тематику — это сложный вопрос.
Я воспринимаю это как некие «судороги» нашей системы образования, которая пытается отреагировать на внешние раздражители. Это просто попытка влиться в патриотическую струю, — высказался Фокин. О том, что для патриотического воспитания школьников предложенные Кравцовым нововведения необязательны, говорит и другой историк.
Дмитрий Владимирович рекомендует использовать на уроках истории письма, фотографии — это помогает сделать историю «личной». Он также обращает внимание на необходимость учить ребят работать с разными источниками: диаграммами, таблицами, текстами, фото- и кинодокументами. Хорошо использовать «доску расследований», прослеживая причинно-следственные связи между событиями.
Другим его советом стало напоминание, что история — это тайна. И этим следует пользоваться на уроках, предлагая ребятам, например, ребусы и дешифровку. Рассказывая детям об искусстве, необходимо иметь в виду, что оно должно восхищать. Важно показывать, каким удивительным оно бывает. Оно может удивлять как формой, так и сюжетом. В математике последовательность и спираль Фибоначчи, например, удивительна тем, что она применима и в архитектуре, и в искусстве передает также смысловую наполненность произведений , прослеживается в биологии в строении тела человека, в частности , в астрономии, физике, географии.
Главным принципом воспитания Дмитрий Лутовинов назвал воспитание знанием, важно участвовать в жизни ребят, быть с ними, показывать личный пример и не бояться проявлять эмоции. В заключение встречи Дмитрий Владимирович отвечал на вопросы присутствующих. Беседа касалась обучения и воспитания школьников, отличий современной школы от классической, педагогов, которые являются примером для остальных. Ирина Георгиевна Димова, наставник проекта, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» спросила, согласен ли Дмитрий Владимирович с тем, что история — не только обучающая дисциплина, но и в некотором смысле идеологическая, а также с тем, что история должна стать обязательной для ЕГЭ. На первый вопрос спикер ответил утвердительно, вспомнив период Второй мировой войны, когда фашистские захватчики уничтожали исторические материалы и культурные ценности. Отвечая на второй вопрос, он отметил, что на ЕГЭ свет клином не сошелся.
На 11-классниках сегодня и так лежит большая нагрузка, так что пока историю в пул обязательных предметов для ЕГЭ включать не стоит. Но важно преподавать ее так, чтобы детям хотелось учиться всю жизнь: — Если привить любовь к истории, то они будут читать, смотреть исторические фильмы и не забудут историю своей страны.
Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире. Алена Постникова , кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях на примере империи Наполеона и наполеоновских войн или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании.
Но были периоды, когда государство более активно обращалось к тем или иным знаковым событиям истории и пыталось усилить таким образом собственный авторитет — при Шарле де Голле, Жаке Шираке и Николя Саркози. Татьяна Дорохова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Индра», представила интереснейший опыт проектной работы школьников и со школьниками, направленный на изучение истории Второй мировой войны. Самостоятельная работа с источниками, обращение к живой памяти представителей старшего поколения собственной семьи делает историю войны для школьников близкой и интересной, позволяет поспорить, снимает однозначность оценок и ура-патриотический глянец, дает возможность эмоционально прочувствовать то, что пережили люди в военное время. После перерыва работа конференции была продолжена в формате «круглого стола».
Текст: Ирина Шаманаева.
Сегодня мы много говорим об истории, об ее переписывании, дописывании, трансформации — где-то в политических, где-то в социокультурных целях. Я думаю, что, данная конференция внесет свой вклад в попытки понять на самом деле, как лучше преподавать сегодня в школе тему Второй мировой войны. Можно преподавать так, как «правильно», так, как «нужно», а можно — так, чтобы детям было интересно и чтобы они нашли в этой тематике предмет для обсуждения. Мы с вами знаем, что социальное знание дискуссионно по своей природе и не может быть другим. Поэтому когда мы даем школьникам готовые истины, мы оставляем их без социального знания, а только с социальной информацией. Поэтому нужна, конечно, выверенная методика, чтобы преподавать такие сложные темы. С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории , доктор исторических наук Владимир Земцов : — Приближается 75 лет Победы 1945 года, окончания Второй мировой войны.
После того вакуума, который образовался в нашей стране и в нашем сознании после 1991 года, возникает искушение активно воспользоваться в качестве национальной идеи памятью о Великой Отечественной, о Второй мировой войне, потому что память эта живая, она еще не стала историей в собственном смысле слова.
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
А в минувший вторник на совещании двух образовательных ведомств, где присутствовали ректоры вузов и помощники Президента, глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил о необходимости возвращать интерес школьников к физике. Помимо этого, В. Путин поручил правительству «принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления». В свою очередь, Минобрнауки и Минпросвещения РФ на очередном совещании обсудили необходимость вернуть интерес детей к физике. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по этому предмету выбрали 139,5 тысяч выпускников, в 2021 году — 128 тысяч, а в 2022 — всего 100 тысяч. По сравнению с прошлым годом упал и средний балл ЕГЭ по физике — с 55,9 до 53,8. Кроме того, за последние четыре года сократилось более чем вдвое число физматклассов — с 7 тысяч до 3 тысяч.
Также ректор МФТИ, ссылаясь на экспертные оценки, заявил о том, что две трети российских школ уделяют недостаточно внимания преподаванию физики, поэтому «ни один школьник» там не выбирает этот предмет для ЕГЭ.
По предварительным подсчетам организаторов, количество участников может превысить два миллиона человек. Федеральные победители диктанта - те, кто ответил на вопросы быстрее всех, будут награждены памятными дипломами и ценными призами, а также приглашены в качестве почетных гостей на Парад Победы 9 мая на Красной площади в Москве. Кроме того, участники диктанта, набравшие максимальный балл, получат преференции при поступлении в вуз. Традиционно она пройдет на региональных площадках по всей России, за рубежом, а также онлайн на сайте диктантпобеды.
Иностранные граждане смогут пройти «Диктант Победы» в онлайн-формате на сайте акции. Мероприятие проводится с целью пробудить интерес у школьников, молодежи, российских и иностранных граждан к событиям героического прошлого страны, проверить свои знания по истории, узнать новую информацию.
Конечно, таких преподавателей было немного, но именно они оставили след в моем историческом мировоззрении, именно их мысли и фразы я то и дело вспоминаю. Таким был, например, преподаватель истории Античности Владислав Николаевич Андреев.
Помню, как он задал нам на семинаре вопрос: «Какая правовая система вам ближе — талион «око за око, зуб за зуб», вендетта и т. И только один Андрюша Плахин — он уже давно живёт в Израиле и недавно подарил мне свою замечательную книгу по истории замков, построенных крестоносцами на Святой Земле, — высказался за «талион». И тут, ко всеобщему изумлению, Владислав Николаевич, улыбаясь в усы и хитро поглядывая сквозь свои огромные очки, сказал: «Вот и я, как Андрей! Где здесь был марксизм-ленинизм и прочая, по выражению самого же Брежнева, идеологическая «тряхомудия»?
Да нигде! И слава богу. Потому что история — это наука экзистенциальная, это погружение в людей прошлого, которые в чём-то были совсем другими, а в чём-то ровным счётом ничем от нас не отличались, и сталкивались с теми же проблемами жизненного выбора, что и мы. Любовь Константиновна Ермолаева сегодня она — автор очень хорошего учебника по истории Петербурга для средних школ читала нам Краеведение, и давала возможность писать курсовые работы по темам, которые мы сами выбирали, я взял историю творчества архитектора С.
Чевакинского создателя Новой Голландии и Никольского собора , и до сих пор помню, как мне было интересно самостоятельно собирать по крупицам интернета тогда ведь не было материал для этой студенческой работы. Когда в 1985 году я вернулся из армии а многих из нас «забрили» в 1983-м, сразу после первого курса, по «андроповскому призыву» — шла война в Афганистане, и государству требовались новобранцы в повышенном количестве, правда, я попал служить в ГДР , то такими же абсолютно внутренне свободными и дающими студентам свои авторские версии тех или иных «обязательных курсов» были мои новые преподаватели. Читавший курс Средних веков Юрий Павлович Малинин это был уже 1986 год открыто называл себя либералом. Этот человек сыграл в моём развитии особо важную роль.
По сути, он сформировал моё понимание европейской, а по контрасту с ней — и русской истории. Профессор Виталий Иванович Старцев — крупнейший специалист по истории русской революции начала XX века и политического масонства — также был совершенно свободен от какого бы то ни было догматизма, именно под его руководством я защитил кандидатскую диссертацию по истории русского национализма начала XX века. Можно вспомнить и других замечательных учителей и, что очень важно, хороших и добрых людей — Владимира Васильевича Барабанова, Ирину Петровну Насонову и многих других. Все они были подчёркнуто вне рамок «идейного официоза», стремились быть искренними и честными, когда читали нам свои курсы.
А те преподаватели, кто «шпарил по учебнику, как надо», практически стерлись из памяти, точнее, стёрлось то, что они нам пытались «вставить в головы». Всё это испарилось сразу же после сданных зачетов и экзаменов. Но я хочу специально обратить внимание на то, что это был — именно исторический факультет. И даже диамат в этой связи, особенно в аспирантуре, был не так уж и ужасен.
Андрей Николаевич Муравьев постоянно рассказывал нам про своего любимого Гегеля, которого то и дело цитировал, повторяя: «Это ведь, наик, диалектика! Борис Андреевич Ерунов тоже делал акцент не на марксистских прописях, а на истории философии. Я с огромным уважением вспоминаю всех этих моих учителей. Может у них это получиться?
Но хочу сказать вот ещё что. По моему глубокому убеждению, сам по себе институт чиновничьего контроля за профессионалами неважно, в какой области , это нонсенс. Чиновник, оторванный от практической научной и преподавательской работы, всегда хуже будет разбираться в том, что и как надо «давать» студентам.
Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях. При этом высвобожденные учебные часы перераспределят на изучение истории. У обучающихся 5-8-х классов будет по 3 часа истории в неделю, у 9-классников — по 2 часа. В свою очередь, общее количество часов, отведенных на изучение истории, увеличится с 340 до 476.
Что важнее. В Минпросвещения разъяснили, зачем часы общаги отдадут истории
Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение» Александр Данилов подробно разобрал основные изменения в новой Концепции и поделился представлениями о тенденциях преподавания истории в школе. Издательство / Распространитель АНО "Редакция журнала "Преподавание истории в школе".
С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта
Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. Президент России поручил правительству заняться комплексным обновлением системы преподавания истории в рамках общего образования. В школах изменится преподавание истории: В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века. + читать дальше на Поступи онлайн. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить.
О внимании российских властей к преподаванию истории
- Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
- Описание документа
- Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
- Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
- О проблемах преподавания истории в школе
- Новости и события Российского исторического общества
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
Это как навигатор: он не дает приговора или вердикта. Он показывает те обязательные темы, которые должны быть в каждой школе. Многие трактовки зависят от учителя, и в этом смысле учитель становится главной фигурой. Учителя это поддержали. Мы с этим стандартом живем уже 6 лет. Фактически во всех школах история преподается с учетом этого историко-культурного стандарта.
Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории.
Такие шаги требуются для завершения формирования единого образовательного пространства. Сами региональные пособия должны соответствовать Концепции и Историко-культурному стандарту. Конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из данного курса в 4-м классе курс «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа. Это поможет обеспечить преемственность между историческими сведениями, получаемыми учащимися в начальной школе в курсе «Окружающий мир» , и курсом «История России» в основной и средней школе. Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия Историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества. Разработка плана по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников основной и средней школы.
В качестве пилотного проекта целесообразно введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА. Совершенствование системы повышения квалификации учителей.
Есть даже свои находки вроде портретов гласных и лидеров партий царской Думы и коротких справок о них, цитат напротив портрета — так лучше всего запоминается. Для каждого итогового утверждения у них есть 2-3 аргумента «за» и «против», много справок, контекстов приведено в учебнике...
Видно, что над ним серьезные авторы работали, много аналитики, факты представлены не однобоко, изложено доходчиво. Но при этом резко контрастирует со всем остальным содержанием последний раздел, по XXI веку. Вот, словно этой другой человек писал. Посмотрел — и правда другой.
Вот там присутствуют и ангажированность, и однобокость изложения информации. И передергивания, и какие-то штампы в советском стиле. Читаешь и удивляешься… - Все верно, работа над новым учебником ведется на базе уже существующего материала, — в порядке анонимности, сообщил «МК» историк из Петербурга. Что касается самого подхода к изложению событий новейшей истории, после 2000-2010 года, то многие коллеги их не разделяют.
Потому что трактовка событий в угоду патриотизму или чему-то еще это уже идеология, а не наука.
Продолжим реализацию программы "Регион для молодых". Ее задача - формировать пространство для молодежных инициатив в субъектах Федерации", - добавил Путин. Мы обязательно их будем обсуждать", - заверил глава государства. Он уточнил, что эти вопросы касаются социального статуса педагогов и наставников, улучшения условий их труда, преподавания общественно значимых дисциплин, наставничества, технического состояния учреждений образования, их развития, а также привлечения к наставничеству участвующих в выполнении боевых задач в зоне специальной военной операции.
Мнение учителей о новом едином учебнике истории
Практическое значение исторических знаний очень ценится. История играла, играет и будет играть значимую роль в обществе и в патриотическом воспитании подрастающего поколения», — считает Иван Кротт. У уроков истории огромный воспитательный потенциал. На своих уроках она опирается на учебник истории и при этом использует дополнительные материалы: фрагменты из кинофильмов, картины и исторические источники. Всё это помогает ученикам лучше усваивать учебный материал.
Думаю, что стоит уделять активное внимание вопросам культуры и искусства России. Понимание и чуткое отношение к культурным достижениям и ценностям необходимо для становления нравственных идеалов», — убеждена Анастасия Голикова. Константин Диянов — учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России». Говорит, что в последнее время видит изменение отношения к истории и со стороны общества, и со стороны государства.
Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он. Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс.
Российский историк, учитель, автор учебников и пособий Леонид Кацва также отметил, что очень сложно предсказать, как именно будет подаваться информация в учебниках и будет ли меняться ранее написанная история. Но оказалось, что авторы все равно не угодили, к примеру, крымским властям, которые протестовали. Там неосторожно события на Майдане были названы революцией», — привел пример ученый. По словам Чубарьяна, расширение материала, к примеру, по той же Азии не будет слишком большим: все-таки в учебном плане школ на историю выделено немного часов. Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала.
Он убежден, что если в учебниках не сократят часть про Европу, то, скорее всего, Азию, Африку и Латинскую Америку просто никто не будет проходить. В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам. Люди рассуждают об этом по принципу, лишь бы сказать, продемонстрировать, что они озабочены проблемой», — сожалеет Кацва. RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два. Это время школьники будут учиться по старым материалам. Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян. Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось.
Не надо нам никаких знаний, дело не в навыках, а в компетентности. Как можно оказаться компетентным, если не располагаешь знаниями? Это бред. Это ведет к тому полузнанию-четвертьзнанию, которое стало в значительной степени торжествовать. С другой стороны, еще одно надо учитывать. Когда я учился, для того, чтобы получить некое знание, надо было пойти в библиотеку, заказать книгу, с этой книгой энное время провести в обнимку. Сегодня, чтобы получить это же знание, достаточно сделать три-четыре клика мышкой.
Но, как это ни грустно, здесь есть обратно пропорциональная зависимость. Чем легче знание добывается, тем менее прочным оно оказывается. Единый учебник — это хорошо или плохо? И дело не в том, что мои учебники не вошли в этот перечень. Я понимал, что это невозможно. На мой взгляд, это очевидная попытка формирования единой идеологии. Попытка, обреченная на неуспех.
Вот уж где были единые учебники, так в Советском Союзе. И мне все время хочется спросить авторов идеи: «И чему это помогло? В нашей немаленькой стране — мы живем не в Люксембурге — есть школы очень разных типов и разные учащиеся контингенты. Пусть меня никто не обвинит в снобизме, но академическая гимназия в Петербурге и школа в рабочем поселке — это разные школы, в которых практически невозможно обучать детей по одним и тем же учебникам. Не говоря уже о том, что существуют разные учителя, у которых разные методики работы. И соответственно, нужны разные типы учебников. Много лет назад генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Михайлович Кондаков правильно сказал, что выбор учебника должен быть доверен школе.
На мой взгляд, та унификация, которая уже проведена, когда есть три вертикали, но и вроде бы четвертая под редакцией Владимира Мединского, а все чаще идут разговоры про одну, мне кажется, что это хуже, чем преступление. Это ошибка. У него со мной были явные идеологические расхождения. Он был скорее прокоммунистически настроен. Как в такой ситуации быть? Этот папа не дожил до эпохи единых учебников, погиб трагически. Но если бы дожил, наверное, был бы сторонником единого государственного учебника.
Я ему сказал, что есть три выхода. Выход первый простой: смириться и терпеть. Выход второй: поискать школу и учителя, которые будут больше устраивать. Выход третий: собрать родительское собрание и выяснить, что хочет большинство. И поменять учителя, если большинство на это согласно. Но добиться, чтобы все учителя дудели в одну дуду, даже при едином учебнике — это труднореализуемая задача. Все-таки учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь.
С кем-то может, с кем-то не может. Вопрос, в какой форме будет эта полемика. Например, систематически перебивать учителя с места, наверное, не может. Это вызовет крайнее раздражение. И ничего, кроме конфликта, не последует за этим. Если это вежливая, корректная форма полемики через поднятую руку — то опять же зависит от разума учителя. У меня был ученик, который просто не давал мне слова сказать.
Я на него в конце концов стал рявкать. Потому что знаний нет, а желание быть в каждой бочке затычкой есть. Это тоже невозможно. Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу. Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них. Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока.
Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть. Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое. Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная. В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная. Литература и история — стоит ли проводить параллели?
Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов. На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й. У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс. История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы.
Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно. И, конечно, возникают проблемы. Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация. Правда, не на предмете, а на спецкурсе. Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну.
Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу. Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример. Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу. Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио. И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии?
Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие? Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание. Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний. Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного.
Но кто виноват? Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов. И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ. Школа здесь может относительно немного. Понимаете, когда человека сажают напротив себя и начинают: «Вася, я расскажу тебе, какая наша страна прекрасная».
Знаете, что подросток думает? Еще один пример помню. Очередная программа патриотического воспитания была принята, немалые средства отпущены. Я помню только одну строчку. Отводилась энная сумма в миллионах на издание дисков с записями маршей и патриотических песен. Записи маршей никакого отношения к патриотическому воспитанию не имеют, и рассказы о Суворове — тоже. Не так патриотическое воспитание должно осуществляться.
Патриотом человек становится тогда, когда он понимает, что, во-первых, в нем его страна заинтересована. Во-вторых, когда он знает, что от него в его стране кое-что зависит. Тогда он становится патриотом. Школа должна заниматься гражданским воспитанием. Если человек станет гражданином в высоком смысле этого слова, патриотизм приложится. Патриотизм я понимаю так. Принцип — «это моя страна, и все, что она делает, это правильно» — не патриотический принцип.
Патриотический принцип: «я люблю свою страну и хочу, чтобы в ней жить стало лучше». Но это я так понимаю патриотизм. А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное. Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников.
Они сейчас скучные, но систематичные. Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть. Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции.
Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков. Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами.
Правда ли, что отменят уроки обществознания в 6-8 классах?
- Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории // Новости НТВ
- Преподавание истории в школе
- Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
- Путин поручил организовать комплексное обновление системы преподавания истории в школах
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Исторические знания также проверят в более чем 100 музеях-участниках Международного проекта «Территория Победа» и Ассоциации исторических и военно-исторических музеев из 54 регионов России. Порядка 250 площадок открылись за рубежом. По предварительным подсчетам организаторов, количество участников может превысить два миллиона человек.
Федеральные победители диктанта - те, кто ответил на вопросы быстрее всех, будут награждены памятными дипломами и ценными призами, а также приглашены в качестве почетных гостей на Парад Победы 9 мая на Красной площади в Москве. Кроме того, участники диктанта, набравшие максимальный балл, получат преференции при поступлении в вуз. Традиционно она пройдет на региональных площадках по всей России, за рубежом, а также онлайн на сайте диктантпобеды.
Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он.
В ходе мероприятия учителям истории вручили ведомственные награды. Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс. Издание для 10—11-х классов состоит из четырех книг: «История России» и «Всеобщая история» для 10-х классов, а также «История России» и «Всеобщая история» для 11-х классов.
Обществознание — не новый предмет, однако в 5-11 с 2018 — с 6 по 11 классах он преподается сравнительно недавно — с 2004 года. Изучение предмета, как многократно отмечали эксперты, основано на 2-х составляющих: то, что изучается в 6-9 классах, повторяется углубленно в 10-11 классах. В экспертной среде часто звучали претензии, что действующий курс излишне теоретизирован, сложен, и иногда оторван от жизни к примеру, в 7 классе школьники изучали брачный контакт или требование не привлекать ученика к «непредусмотренному образовательным процессом труду» в 6-м. Еще одна популярная претензия к программам по Обществознанию — откройте интернет, попробуйте найти интересные лекции по Обществознанию. По истории — сколько угодно. По любым другим предметам — тоже.
Издание обратилось к учителям и экспертам чтобы узнать, что они думают по этому поводу, как поменяется от этого школьная программа, как отразится на качестве знаний учащихся, что получат ученики и что изменится в жизни педагогов. Оренбурга: — Что с обществознанием? Внимательно слежу за полемикой в сети и мысленно отвечаю на популярные вопросы: «Хороший курс, зачем убирать? На мой взгляд, курс обществознания так и не сложился в четкую систему. Изначально введённый после принятия Советской Конституции 1936 г. Только к началу 21 века содержательным компонентом курса стали основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, семейных отношений, культуры и морали.
Подпишитесь на рассылку
- Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году
- Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
- О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда"
- В России с 2024 года будут массово использовать учебник истории с материалом про СВО
- Домен припаркован в Timeweb