Некоторые источники утверждают, что Клара Цеткин планировала связать 8 Марта с историей еврейского народа. А реакцию революционерки Клары Цеткин, которая предоставила Женскому дню статус ежегодного и международного вообще трудно представить.
У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта
Божественная женщина В 1889 году Осип Цеткин умер от туберкулёза, а следом в Берлине отменили и Исключительный закон. И она вместе с детьми и Розой Люксембург отправилась домой, в Германию. Вернее, в Штутгарт, где в то время образовалась крупная ячейка социал-демократической партии. С 1891 по 1917 год Клара Цеткин была редактором пролетарского женского журнала Die Gleichheit «Равенство». Интересно, что журнал издавался на средства инженера Роберта Боша — основателя электротехнического концерна Robert Bosch GmbH. Но в те времена Роберт Бош был лишь подающим надежды инженером, который разрабатывал устройства зажигания от магнето для автомобильных двигателей. Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать. Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями — особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу. Сама же Клара в это время была занята новым романом — в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя.
Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга. Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Клару и выставит её на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу. Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши. Неслучайно на вилле Цеткин любили гостить все вожди социалистического движения того времени. Например, в 1907 году на Штутгартском конгрессе Клара познакомилась с Владимиром Лениным, и вскоре он стал её близким приятелем и гостем. Но в 1914 году супруги расстались.
Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг Фридрих наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга, и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году, когда ей был почти 71 год, она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош — дочери Роберта Боша, с которой, как оказалось, он долгие годы состоял в неофициальных отношениях. В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой. Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе.
Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" Сидур. Врата молитвы шаарей тфила на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского.
Иерусалим-Москва, 1993, с. Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" Еврейская Энциклопедия. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" там же, стб. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов.
А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих".
Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с.
Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом.
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга.
Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля.
Дата была. В принципе учитывая плавающий характер Пурима эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие.
Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Но это - миф.
Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г.
Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?
И как можно писать о "веселом празднике Пурим"? А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" Сидур. Врата молитвы шаарей тфила на будни, Субботу и Праздники.
Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" Еврейская Энциклопедия. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" там же, стб. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим? У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные.
Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана?
В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с.
Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России?
Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля.
Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе учитывая плавающий характер Пурима эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие.
А также с видными французскими социалистами. В 1883 году у пары родился сын Максим, а еще через два года — второй сын Константин. Появление детей не сделало Клару Цеткин домохозяйкой: она продолжала политическую деятельность и много сделала для создания второго интернационала. В 1889 году — во много ее стараниями — в Париже прошел первый конгресс Второго интернационала.
Там Клара Цеткин выступила с лекцией о роли женщины в строительстве социализма. А также — о ее праве на труд и финансовую независимость от мужчины. Идеи равенства полов и появление 8 марта В том же 1889 году Осип Цеткин умер от туберкулеза. Клара вместе с детьми в скором времени вернулась в Германию, где закон о запрете социалистов был отменен.
Она активно работала в СДПГ. Среди самых известных идей Клары Цеткин — равная зарплата для обоих полов, избирательное право для женщин наравне с мужчинами. А также — право женщины на аборт и развод. В то время эти идеи были невероятно прогрессивными и вызывали серьезный протест консерваторов, да и значительной части общества.
Но постепенно ее идеи захватывали все большее количество людей. Клара Цеткин более 25 лет возглавляла газету для женщин Die Gleichheit «Равенство» и добилась того, что немецкое женское движение стало самым авторитетным в Европе. Правда, от буржуазных феминисток Клара Цеткин отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества. Новый виток деятельности Клары Цеткин пришелся на конец 1890-х, когда в Германию перебралась польская революционерка Роза Люксембург, которая принимала деятельное участие во Втором Интернационале.
Соратники по борьбе называли их Дикая Клара и Красная Роза. Роза была много моложе Клары Цеткин, но уже стала к тому времени признанным теоретиком марксизма, экономистом, философом и публицистом.
Когда и почему начали отмечать 8 марта и что не так с историей этого праздника
Наконец, в 1975 году, который был провозглашен Годом женщин, дата 8 марта стала общей практически для всех государств ООН. В СССР в 1980-х годах политический подтекст праздника начал постепенно уходить в прошлое. Постепенно 8 Марта стало ассоциироваться не с борьбой за равноправие, а с весной и женственностью. Сейчас это праздник всех женщин от мала до велика. Дети делают подарки для своих мам и бабушек и обмениваются маленькими подарками. Эта традиция переходит и во взрослую жизнь — все девушки и женщины получают поздравления, а также поздравляют друг друга. Многие коллективы готовят для женской части подарки и устраивают торжественные мероприятия, подчеркивая роль дам в общем процессе.
В 1921 году уже по решению II Коммунистической женской конференции было решено праздновать "Женский день" именно 8 марта в память об участии женщин в революционных движениях. Эта трактовка сохранялась вплоть до 70-х годов ХХ века. Клара Цеткин и Роза Люксембург Отдавая должное истории праздника, нельзя не отметить вклад в общее дело феминизма одного из главных идеологов - Клары Цеткин. Уроженка Саксонии, жена русского революционера-эмигранта Осипа Цеткина, долгое время была вынуждена жить во французском изгнании. Вернувшись после смерти мужа в немецкий Штутгарт, Клара Цеткин взялась за издание газеты для женщин "Равенство" под эгидой социал-демократической партии Германии, идеям которой она всегда симпатизировала. Спонсором ее увлечений выступал Роберт Бош - основатель одноименного концерна электротехнического оборудования. Терзаемая уходом на войну второго мужа и размолвками с главной коллегой под идеям Розой Люксембург, Клара Цеткин хранила верность идеям и Рейхстагу. Уже будучи ветераном политики, в 1932 году, за год до смерти, на открытии вновь избранной палаты Клара Цеткин выступила с осуждением идей нацизма и передала председательство Герману Герингу.
В 1917 году работницам Петрограда полиция помешала провести марш и отметить Международный женский день. Тогда женщины вышли на улицы с требованием хлеба и окончания войны. Это событие сыграло немаловажное значение в Февральской революции и падении монархии в России. С 1975 года Организация Объединенных Наций ООН в связи с Международным годом женщин приняла решение проводить Международный женский день каждое 8 марта.
Большинство из нас знает только об официальной версии. Однако существует не одна история создания праздника 8 Марта. Причем у каждой из них есть право на существование. В какую из этих версий верить, каждый решает сам для себя. Официальная версия Согласно официальной версии СССР происхождение праздника 8 Марта связано с маршем протеста, который организовали работницы текстильной фабрики. Женщины вышли протестовать против жестких условий труда и невысоких зарплат. Примечательно, что газеты тех лет не напечатали ни одной статьи о подобных забастовках. Позже историкам удалось выяснить, что в 1857 году 8 марта пришлось на воскресенье. Может показаться странным, что женщины вышли на забастовку в выходной день. Существует еще одна история. Немецкая коммунистка подразумевала, что 8 марта женщины смогут устраивать шествия и митинги, обращая тем самым внимание общественности на собственные проблемы. Дата была подведена под забастовку тех самых текстильщиц, которой в действительности никогда не было. Так в 1921 году в нашей стране Женский день впервые стал официальным праздником. Легенда об иудейской царице Мнения историков о происхождении Клары Цеткин разделились. Точно никто не может сказать, была ли она еврейкой. В одних источниках сказано, что Клара родилась в еврейской семье. Другие утверждают, что ее отец был немцем. Стремление Клары Цеткин связать праздник с датой 8 марта неоднозначно указывает на то, что она все же имела еврейские корни, поскольку 8 марта отмечают древний еврейский праздник - Пурим.
Реальная история «8 марта» — прочтите, кто НЕ ЗНАЕТ!
Клара Цеткин 26–27 августа 1910 года выступила на Второй Международной конференции работающих женщин в Копенгагене, где предложила установить день протеста против бесправия работниц — так она боролась за права женщин. Клара Цеткин возглавляла женское отделение Социал-демократической партии и боролось за равноправие полов. Международный женский день, который во всем мире отмечают 8 марта, имеет совершенно другие исторические корни. История 8 марта – версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин. Клара Цеткин и Роза Люксембург требовали, чтобы СДПГ выступила с резкой критикой империалистической позиции Германии и ее военной деятельности.
8 Марта – Международный женский день. Спасибо Кларе Цеткин и проституткам!
Клара Цеткин — это образ простой, добропорядочной и скромной женщины, у которой всех главных принципов в жизни, как и положено, по одному. основатель праздника 8 марта На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Как известно, праздник 8 марта был основан Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Идея проведения международного дня женщин принадлежит активистке германского и международного рабочего движения Кларе Цеткин. История 8 марта – версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин. Клара Цеткин, которая вообще-то Айсснер, и родилась в Саксонии в городке Видерау в 1857г.
Как родилось 8 марта и почему женский день отмечали 23 февраля?
А позже знаменитые коммунистки Клара Цеткин и Роза Люксембург предложили сделать 8 марта Международным женским днем. Хотя Клару Цеткин часто причисляют к важным фигурам в истории феминизма, феминисткой в прямом смысле слова она не была. Клара Цеткин, Роза Люксембург, Михаил Ширвиндт: Мифы, версии, гипотезы, правда. Решение праздновать 8 Марта как День Международной солидарности женщин в борьбе за политическое и социальное равноправие приняли в 1910 году на второй международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин. Международный женский день набил им мощную оскомину. Клара Цеткин, урожденная Клара Айснер.
У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта
Главными идеями, которые отстаивала Клара Цеткин, были равная зарплата для обоих полов, всеобщее избирательное право и возможность для женщин принимать решение об абортах и разводах. При этом ни Клара, ни Роза никогда не отрицали важности реализации женщины в семейной жизни, хотя и предпочитали свободные отношения. Роза Люксембург Фото: persons-info. Избранником Клары стал художник Георг Фридрих Цундель, который был на 18 лет моложе нее. Вместе они прожили 17 лет и расстались из-за разности взглядов на Первую мировую войну — все-таки она была пацифисткой и была категорически против агрессии, а Георг рвался на фронт. Любовная история ее соратницы Розы Люксембург была намного драматичней. Роза Люксембург и Константин Цеткин Фото: aif. Он увидел ее на очередном съезде Второго интернационала и был впечатлен пламенной речью, произнесенной с трибуны. Их отношения продлились почти 8 лет и были очень страстными и нежными. Их любовная переписка состояла из более чем 600 писем, и они были настолько интимными, что их опубликовали только частично и лишь в наши дни. Хотя Цеткин и сама пропагандировала свободные отношения, она не могла смириться с тем, что избранником подруги стал ее сын.
Из-за этого поначалу между женщинами возник конфликт. Но поскольку Клара и сама знала не понаслышке о страсти к молодому человеку, со временем она смогла смириться с таким выбором близких людей. К тому же с Розой они стали не только соратницами, но и близкими подругами, и этот разлад между ними был единственным за все время их общения. Когда Константин встретил другую женщину и ушел от Розы, именно Клара утешила подругу, и они восстановили былую дружбу. Слева — Клара Цеткин с Надеждой Крупской.
Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене. На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Это официальная версия. Дата 8 марта была подведена под известное политическое событие — массовое выступление работающих женщин в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. Об это писано-переписано в официальных источниках, кому интересно, можете сами найти подробности. Существует вторая, менее известная версия празднования Женского дня именно 8 марта. Согласно этой версии, в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей еврейского народа. Поясним, откуда растут ноги. Широко известна легенда, по которой возлюбленная персидского царя Ксеркса по имени Есфирь, воспользовавшись своими чарами на него, спасла народ иудеев от истребления. По легенде это произошло именно в день 13 Адара по еврейскому календарю, и этот день стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре скользящая, но именно в 1910 году она выпадала на 8 марта.
Но постепенно ее идеи захватывали все большее количество людей. Клара Цеткин более 25 лет возглавляла газету для женщин Die Gleichheit «Равенство» и добилась того, что немецкое женское движение стало самым авторитетным в Европе. Правда, от буржуазных феминисток Клара Цеткин отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества. Новый виток деятельности Клары Цеткин пришелся на конец 1890-х, когда в Германию перебралась польская революционерка Роза Люксембург, которая принимала деятельное участие во Втором Интернационале. Соратники по борьбе называли их Дикая Клара и Красная Роза. Роза была много моложе Клары Цеткин, но уже стала к тому времени признанным теоретиком марксизма, экономистом, философом и публицистом. Статьи Розы Люксембург высоко ценил Владимир Ленин. С ним и его женой Наде ждой Крупской Кла ра Цеткин познакомилась в 1899 году. Они часто гостили у Цеткин, стали ее друзьями и соратниками. А она сама совершала ответные визиты. Существует легенда, что Клара Цеткин и Роза Люксембург, находясь в пути из Германии на встречу с Лениным, однажды попали в затруднительную ситуацию, из которой, впрочем, выбрались, включив юмор и смекалку. В пути двух дам ограбили, и ехать дальше им было не на что. В городе, где они остановились, был трактир, в котором играли в карты на деньги. Клара прекрасно играла в карты, этому научил ее отец. Но садиться за карточный стол с женщиной картежники отказались — посчитали это унизительным и посмеялись над дамами. Тогда те пошли на хитрость: переодели Клару Цеткин в мужчину костюм и шляпу им дал знакомый социалист, принимавший дам в своем доме. Они даже наклеили Кларе усы и бакенбарды. В тот вечер она выиграла 1200 рублей — немалую по тем временам сумму, и встреча подруг с Лениным состоялась.
В декабре 1974 года было принято решение о проведении в рамках международного года Всемирной конференции по проблемам женщин. Она состоялась 19 июня - 2 июля 1975 года в Мехико, ее участники приняли Мексиканскую декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 , Конвенция о политических правах женщин 1952 , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 , Пекинская декларация по положению женщин, 1995 и другие. С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - "ООН-женщины" выполняет функции основного секретариата КПЖ. Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин. Празднование Дня В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин - вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Каждый год ООН объявляет тему дня. В 2018 году темой праздника было "Время настало: сельские и городские активистки меняют жизнь женщин к лучшему".
8 марта- праздник Клары Цеткин и Розы Люксембург
Клара Цеткин, урожденная Клара Айснер. Международный женский день в 1910 году предложила учредить участница немецкого коммунистического движения Клара Цеткин. Кроме того, Клара Цеткин поддерживала Международный женский день, и именно она предложила установить 8 марта в качестве даты для этого праздника.
У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта
Вот такие были у нее детские воспоминания... Фамилия же, с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину, народовольцу из России, бежавшему в Германию от преследований царской охранки. В Берлине в студенческом кружке он познакомился с Кларой. Тогда же вступил в социал-демократическую партию, за что был выслан в Париж. Клара поехала вслед за ним, и в 1882 году они поженились. Брак их был счастливым, но недолгим: в 1889 году Осип умер от туберкулеза спинного мозга. Прошло более двадцати лет. Клара Цеткин стала к этому времени заметной фигурой в германском рабочем движении. В 1910 году ее избрали делегатом на II Международную социалистическую конференцию, в которой принимали участие представительницы 17 стран.
Они утвердили резолюцию, предложенную Кларой Цеткин. В ней говорилось следующее: "В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен". Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие.
Это был один из важных актов Февральской революции. Чего только не требовали женщины в тот день. И возвращения мужей с фронта, и прекращения надоевшей войны, и уравнение в правах с мужчинами и, конечно, хлеба. Главный лозунг этого действительно массового шествия был — «Хлеба и мира! В стране шли забастовки невиданного масштаба, органы власти пребывали в лихорадке — и гражданские, и военные. Всё закончилось, как известно, отречением государя. Временное правительство удовлетворило многие требования борцов за эмансипацию, и память о демонстрации сохранилась надолго. Революция Потом грянула Октябрьская революция. Жизнь в стране перевернулась. Вскоре после Гражданской войны, а 1921 году решением 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта 23 февраля по старому стилю 1917 года. Тут и наметилось главное противоречие праздника: его привязали к реальному факту отечественной истории, но в то же время говорили об интернациональном характере дня… Именно после 1921 года в нашей стране день 8 марта стал общеизвестным. Статус и название праздника несколько раз менялись, но в первые десятилетия существования Советской России его чаще всего называли Днём солидарности трудящихся женщин. Никаких подарков к этому дню женщинам не дарили, только — грамоты в трудовых коллективах. Ведь праздник поначалу воспринимался как политический. Опасная ситуация Праздники в первые годы советской власти учреждались поспешно и часто менялись. Шумные новые знаменательные даты долго не могли перекрыть популярность церковных праздников. А цель новых праздников состояла именно в этом. Самое печальное, что они стали причиной конфликтного разрыва между поколениями. Молодежь, как правило, склонялась к новым веяниям, а к старшему поколению относилась нередко с агрессивным презрением. Опасная ситуация. И прискорбная. Международный женский день в СССР Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет.
Роза Люксембург Фото: persons-info. Избранником Клары стал художник Георг Фридрих Цундель, который был на 18 лет моложе нее. Вместе они прожили 17 лет и расстались из-за разности взглядов на Первую мировую войну — все-таки она была пацифисткой и была категорически против агрессии, а Георг рвался на фронт. Любовная история ее соратницы Розы Люксембург была намного драматичней. Роза Люксембург и Константин Цеткин Фото: aif. Он увидел ее на очередном съезде Второго интернационала и был впечатлен пламенной речью, произнесенной с трибуны. Их отношения продлились почти 8 лет и были очень страстными и нежными. Их любовная переписка состояла из более чем 600 писем, и они были настолько интимными, что их опубликовали только частично и лишь в наши дни. Хотя Цеткин и сама пропагандировала свободные отношения, она не могла смириться с тем, что избранником подруги стал ее сын. Из-за этого поначалу между женщинами возник конфликт. Но поскольку Клара и сама знала не понаслышке о страсти к молодому человеку, со временем она смогла смириться с таким выбором близких людей. К тому же с Розой они стали не только соратницами, но и близкими подругами, и этот разлад между ними был единственным за все время их общения. Когда Константин встретил другую женщину и ушел от Розы, именно Клара утешила подругу, и они восстановили былую дружбу. Слева — Клара Цеткин с Надеждой Крупской. Справа — Клара Цеткин Фото: litread. Желание Розы окончить свою жизнь «на боевом посту» осуществилось в 1919 г.
Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 г.