Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках. Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем.
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?»
А теперь предлагаю читателям узнать, кем же на самом деле были Кощеи Бессмертные и как Светлым воинам всё же удавалось лишать Кощеев бессмертия, или СКАЗка о Кощее Бессмертном от лица участников событий 957600 лет назад – кому как нравится. Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках. После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным.
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Древнеславянское Пекло относится к Священному славянскому огню. Огонь являлся воплощением всего живого. Святой огонь мог очистить любую скверную душу от грехов, но далеко не являлся оружием для вечных мук и пыток, как нам трактует Христианская вера. Кощей являлся прямым владыкой очищающего Пекла. Именно поэтому его именовали Владыкой судеб. Стоит акцентировать внимание на том, что судьбы в этом случае были посмертными. Считается, что Кощей Бессмертный лично управляет очищением каждой человеческой души от жизненных грехов. При этом нет ни одного слова про наказание или мучение душ этих людей. Любой, кто проводит разные аналогии Древнеславянского Бога Кощея с Сатаной из Христианской веры, очень ошибается. У Сатаны и Кощея нет практически ничего общего.
Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство. Кощей только управлял им, а Чернобог как раз и являлся божеством мира Нави.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Кощей — бог холода и зла.
Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены: В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло! Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.
Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности. У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться. Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.
Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам.
Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича.
Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой. А кто такой этот Царевич?
Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества — это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе. И Царь Кощей не мог быть исключением.
Разыскивается Кащей Бессмертный
Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей - лич маг, спрятавший половину своей души вне тела. Его смерть или часть души находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища - в фильме "Кощей Бессмертый" смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке. Правда при этом сам герой превращается в камень.
Книги и прочее В цикле Белянина о тайном сыске Кощей - главный "преступный элемент" Лукошкина. Он всячески пытается захватить город, но ему мешают силы милиции. Там же говориться, что у него есть супруга - Карга-Гордыня. В книге "Гаврюша и Красивые" Кощей - главный сказочный злодей. В русских народных сказках Кощей - главный противник героя. В книге "Вниз по волшебной реке" Успенского Кощей - так же главный злодей, которого освободили из заточения.
Ненавидит Тибидохс, т.
Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше. Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща.
Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца.
После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку. Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение. Он очень силён благодаря магии, а бессмертие делает его неуязвимым перед любым оружием.
Поэтому ни одному богатырю в честном бою с ним не справиться. На что способен властелин мёртвого царства? День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов. Это, на минуточку, восемь тонн. Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки.
Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые.
Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной а может, и не сказочной личности: Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. Кощей Бессмертный фото - это прототип реального человека. Версия первая: народный вымысел фольклор Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать только рисунки как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства...
Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом?
Сказаний про Кащея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.
Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие. Как убить Кащея В одной из сказок Кащей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо». Иными словами покончить с Кащеем можно, уничтожив миропорядок. В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. Это два принципиально разных героя.
Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов. Фильмография и актеры Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного Впрочем, этот лицедей выступил в своем привычном амплуа, потому что в свое время он играл Бабу-Ягу и черта из картины «Вечера на хуторе близ Диканьки». Георгий Францевич поработал на одной съемочной площадке с Сергеем Столяровым, Александром Ширшовым, Сергеем Филипповым и другими звездами кинематографического небосвода. Кроме того, Милляр перевоплотился в злодея в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 , где сыграл вместе с Анатолием Кубацким, Алексеем Смирновым и Михаилом Пуговкиным.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Наиболее вероятный исторический претендент на роль Кощея Бессмертного — готский король Германарих, правивший в VI веке. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога. А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Советский кощей В советской художественной интерпретации слово кощей означает костяк, живой скелет, то есть какой-то дед состоящий из костей. Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. Кощей Бессмертный кто такой?Если вы живёте в России, то прекрасно осведомлены о таком сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный, самом ужасном существе из восточнославянских легенд. Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру». Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию. Дочерью Кощея выступает Василиса от греч. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков от готов до викингов , которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.
Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь.
Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь.
Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
Кот, увидев Кощея, зашипел и распушил шерсть, сразу став вдвое больше. Он вообще не очень любил посторонних, особенно таких жутковатых, как Кощей. Кот, уменьшившись до обычного размера, обиженно ушёл в горницу. Счас чаем гостя поить будем, ишь чего принёс! Когда Кощей, раскланявшись с хозяевами и благодаря щедрую старушку за гостинцы, ушёл, Матвей начал рассматривать книги. Часть книг была на непонятном языке, но одна книга очень заинтересовала мальчика. Книга была толстой, тяжёлой, в твердом кожаном переплёте. На ней не было ни названия, ни автора.
Матвей открыл книгу и заинтересованно начал читать название: — «Кто такой Кощей Бессмертный» — Ого! Это Горыныч. Он про всех пишет. Он так развлекается. Почитай, небось интересно. Я про него и так знаю, — отмахнулась Яга, — Ты читай, тебе надо учиться. Там хоть и про этого… Но все равно. И Матвей читал. Сначала по слогам, медленно и трудно, потому уже быстрее и легче. Чтение его увлекло, да и жизнь Кощея оказалась интересной.
В бытность свою ещё обычным человеком, Кощей был богатым и очень жадным купцом. Жаден он был настолько, что не хотел ни жениться, ни тем более обзаводиться детьми. Ел он только сухари, пил только воду — из экономии, отчего был худым, как ходячее пособие по анатомии. В городе, где жил этот субъект, его, конечно, не любили, так как обсчитать да обмануть всякого он считал своим долгом. Так он и жил — богатство копил, с соседями ссорился да экономил на всем. Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту — Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь. На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: — Благодарствую за ночлег. Чём благодарить тебя?
Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой обычно Иван-Царевич находит Кощея, запертого в подвале.
Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен.
Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например. Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов.
Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии. В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших?
Некоторые исследователи считают, что история этого героя куда интереснее и глубже, чем принято считать. Одно лишь происхождение имени Кощея Бессмертного вызывает множество вопросов. В одних сказках его зовут Кощеем, в других Кащеем.
По одной из версий, слово «кощей» произошло от слова «кость», обозначая худощавого человека. Другая гласит, что «кащей» является производным от «касть», являющегося родственным к пакости. Также слово «кощей» может быть связано с тюркским словом «кош», обозначающим поселение и стан. А «кощеем» герой становится после пленения Кошем. Бог Согласно легенде, Кощей является младшим саном Чернобога, которому поклонялись славянские язычники. Важно отметить, что Кощей Бессмертный в данном случае не столько самостоятельное существо, а одно из воплощений своего отца. Он властвует над миром мертвых, подобно Аиду, но, в отличие от грека, может воскрешать мертвых для ведения войн.
Почему Кощей бессмертный
Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно - за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний. Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало. Вот и распустил Кощей слух о "красной девице, томящейся в плену у злого Кощея". Женихи повалили. Самого Кощея они и в глаза не видели.
Василиса сама с ними разбиралась. Да так ловко, что бежали они из кощеева дворца сломя голову. Однако нашёлся жених Василисе по сердцу. Кощей собрал богатое приданое, выдал "доченьку" замуж и заскучал. От скуки он иногда крал девиц и утаскивал к себе в пещеру, но только незамужних, но сосватаных, дабы жених являлся невесту выручать. Правда, это чуть не закончилось бедой - люди, обозлившись, едва не выжгли лес в котором Кощей жил. Потом Кощей начал делать фальшивые драгоценности и подкладывать любителям разбогатеть. Потом Кощею наскучило и это. Решил он податься в Европу.
Надеялся, что там народ просвещеннее. Еле ноги унёс. Инквизиция свирепствовала, и Кощей, худой, нестареющий и очень богатый, вызывал у людей подозрения. Вернувшись на Родину, Кощей обнаружил неприятный сюрприз - местная нечисть не желала его пускать обратно. Кое - как договорился, дав кучу обещаний, даже скорее клятв. Так и живёт Кощей в своей пещере, скучает по Василисе, ходит в гости к Бабе Яге да с Горынычем в азартные игры играет. Матвей закрыл книгу и на цыпочках прошёл в горницу. Яга уже спала, забыв погасить лампу.
И тут на ум приходит другой мифологический идол славян — Чернобог, властелин загробного мира. Его рабы — это потусторонние существа. Он способен останавливать время и поворачивать его вспять, что ничего хорошего никому из живых существ не приносит. Фольклористы нашли упоминания, что Кощеюшка — сын Чернобога, но доподлинно об этом ничего не известно. Сторонники варяжкого следа в отечественной культуре находят явные признаки бога Одина в этом образе. Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше. Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща. Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку. Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми.
Но Кащей так тщательно спрятал свою Смерть, что его не возможно убить просто так. Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например. Чтобы победить Кащея надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. На кадре из мультфильма « Лягушка-царевна » показано место, где спрятана смерть Кащея. А смерть его — на конце иглы, а игла — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце. Заяц же в сундуке спрятан, что к дуду прикован, а дуб страшный Змей охраняет. В литературе обсуждается два варианта смерти на конце иглы. Первый — иглу надо сломать, второй — иглой надо пронзить Кащея. Можно иглу отправить со стрелой. Мне второй вариант кажется более правильным Кадр из мультфильма « Бабка-Ежка и другие « КАПИЩА в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы. В жертву Чернобогу приносили различных животных, кровь которых пускали непосредственно перед алтарем, так чтобы она стекала на него. По одной из версий — Тьма старше Света. Тьма была до начала начал; Тьма самодостаточна — она может существовать сама по себе, тогда как для существования Света необходим некий Источник. Вечно сражаются Чернобог и Белобог , победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь — олицетворение этих божеств.
И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея. Она не хочет становиться женой немилого и злобного Ивана Годиновича, но тот её похищает. Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович. Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу. В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека. Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу. Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке. Во многих славянских племенах подростков лишали всех благ цивилизации и изгоняли в лес. Там подростки сбивались в общины и учились обеспечивать себе кров, еду, одежду, приспосабливались выживать в суровом мужском обществе, выстраивать иерархию. Сочтя, что достигли взрослости, они могли вернуться к людям, но снова проходили суровое испытание. Если выдерживали, то удостаивались звания мужчины и могли жениться. Девушек часто тоже вывозили в отдалённые лесные избушки. Но их инициация проходила мягче и была связана с ведением хозяйства. Так молодые люди символически умирали в своих детских ипостасях и возрождались во взрослых. В сказках этот переход получил несколько классических сценариев. Смерть любящих родителей и появление злой мачехи, которая устраивает испытания. Негативные обстоятельства — засуха, падеж скота. Они заставляют идти за помощью. Вмешиваются злые люди или колдуны, вынуждают пройти испытания. На пути обязательно появляются непроходимые дремучие леса, огненные реки и другие проблемы. Персонаж сталкивается с охранниками входа в царство мёртвых: Бабой Ягой или перевозчиком на лодке через реку. Или с тем же Кощеем. Герою помогают волшебные помощники — звери и люди.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. Воспоминания о тех временах сохранилось в русском фольклоре в виде преданий о Кощее Бессмертном. Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога.
Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). В этом выпуске: Кощей Бессмертный существовал на самом деле! На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок.