один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. Гистограмма просмотров видео «Лезгины, И Кто Они Такие! Часть-1» в сравнении с последними загруженными видео.
Лезгины: история и культура
Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
Будущее лезгинского народа в Российской Федерации
История лезгин | Лола Мусаева на : лезгины сохранили самобытные обычаи и традиции предков. |
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины | Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости. |
Лезгины: история, численность, религия, народный костюм, кухня | Низкий поклон всем,кто похвалил лезгин: значит действительно они заслуживают уважения. |
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! | История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. |
История Лезгин
Но его воины были из Лезгистана вытеснены русской армией. Кто по религии лезгины? Большинство лезгин - еще с древних времен мусульмане-сунниты шафиитского или ханафатиского масхаба. Хотя есть и община лезгинских мусульман-шиитов, живущая в селе Мискинжа Докузпаринского района Дагестана. Интересно, что лезгины приняли ислам одними из первых в Дагестане - мусульманская вера к ним пришла еще вместе с арабскими завоевателями в VIII веке нашей эры. До того предки лезгин были либо язычниками, либо христианами. Как выглядят лезгины? У многих темный цвет волос и глаз. Но можно встретить и немало лезгин со светлыми глазами и волосами. Известные лезгины Лезгинский народ дал миру немало знаменитых людей.
Среди самых известных можно назвать дагестанского предпринимателя Сулеймана Керимова и нового главу Дагестана Сергея Меликова.
Многие лезгины вынуждены за бесценок продавать свои дома и покидать места, где веками проживали их предки. Некоторые приезжают в Россию, другие уезжают в Европу. К сожалению, не только из Азербайджана, но и из Дагестана идет массовый отток лезгинского населения. Целенаправленно разрушается привычный уклад жизни лезгин, у которых семья традиционно имела по 5-6 детей. Сегодня такое количество детей невозможно прокормить, уж не говоря об образовании, достойной свадьбе, обеспечении жильем. Все это требует финансов. А когда этого нет, народ из этих мест уходит. Те же, кто уходит на заработки, редко возвращаются обратно. Места их постоянного проживания оголяются, они тут же занимаются азербайджанцами.
Они приходят, покупают дома лезгин, оседают и становятся хозяевами земель. Таким простым образом меняется демографическая ситуация, уж не говоря о том, что национальную принадлежность лезгин меняют простым росчерком пера - целые районы, где проживают лезгины, записываются как азербайджанские. А среди лезгин есть и христиане, и мусульмане. Археологические исследования показывают, что когда-то лезгины были христианами. Что заставило поменять веру? И в языке, и в обычаях. Как в России, Дагестане, так и в Азербайджане. Они друг друга прекрасно понимают. Но у лезгинского языка есть свои подгруппы. Четыре подгруппы в Азербайджане, четыре подгруппы в Дагестане.
Одна из подгрупп, которая называется удинами, имеет в своем историческом прошлом христианские корни. Они сохранили свою веру, обычаи и до сих пор являются носителями христианства. Некогда все лезгины были христианами. Но в силу исторических обстоятельств приняли ислам, и сегодня они являются мусульманами. Очень часто в азербайджанских средствах массовой информации утверждается, что якобы в Нагорном Карабахе идет война между христианами и мусульманами, но никто никогда не задается вопросом: а почему тогда азербайджанцы со своими братьями-мусульманами лезгинами так жестоко обращаются? И то, что сегодня происходит в Карабахе, я считаю — это торжество справедливости, пример для других народов Азербайджана, живущих в рабстве и нищете. Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе. И Карабах в его самостоятельном решении оказался первопроходцем.
В Российской Федерации 257 тыс. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты. Этимология названия Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа.
Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, — предполагают некоторые исследователи, — произошёл современный этноним «лезги». Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в.
В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами преимущественно аварцев. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы. Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А.
Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Представители кавказских народностей зачастую были казаками — в качестве наёмных военных царской армии, которые славились и славятся до сих пор своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов — ярый или вспылчивый лезга. Арабское наименование лезгин — «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» — давно, а «зам» — времена.
Лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам.
Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии. Самыми почитаемыми считаются старшие члены семьи. Молодёжь должна беспрекословно слушаться родителей, бабушек и дедушек.
Со своими родственниками, даже если те живут достаточно далеко, лезгины стараются поддерживать отношения. У этого народа есть прекрасная черта: если кто-то из родных попал в беду и нуждается в помощи, ему всегда придут на выручку. Особенности внешности Если говорить об одежде лезгин, то она мало отличается от наряда других народов Кавказа. Мужчины носят традиционную черкеску. Женщины — длинную рубаху в виде туники и штаны, низ которых украшается вышивкой.
Издавна представители этого народа считали, что идеал женщины — стройная черноволосая красавица с выразительным взглядом. К слову, девушки в старину носили две косы — заплетать одну не разрешалось. Согласно лезгинским верованиям, одна коса символизировала одиночество. Лезгины и сегодня надевают на маленьких детей различные бусы, талисманы, обереги. Как и их предки, они верят, что такие предметы могут защитить малыша от происков злых сил, болезней и бедствий.
Сегодня сложно найти людей, которые хотя бы раз не слышали о кавказском танце лезгинка.
Лезги из Тагирджала
Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе. Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана. Лезгины были и остаются одним из крупнейших этносов Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. По данным переписи населения 2010 года на территории России проживало 476 228 лезгин. В Азербайджане лезгины — второй по численности народ, по переписи 2009 года зафиксировано 180300 чел. По данным независимых экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. В настоящее время термином "лезгинские народы" один из вариантов употребления - "лезгиноязычные народы" объединяются 10 близкородственных народностей: агульцы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, табасараны, удины, хиналуги, цахуры. Многообразие национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение какого-либо народа или его культуры - потеря для всего человечества в целом.
Лезгины — одна из народностей дагестанцев — начали приезжать в 70-х годах прошлого века в новый город Набережные Челны, чтобы строить автогигант КАМАЗ. В 1997 году они объединились в «Национально-культурную автономию «Лезгияр», через три года стали собираться в своем кабинете в Доме дружбы народов «Родник». Из этого района — старейшина нашей общины подполковник милиции Шаиг Ахмедов.
В целом, жизнь лезгинского народа, его быт и культура, сохраняют свой уникальный характер, который привлекает многих любителей этно-туризма. И, конечно, главной чертой лезгинского народа является его радушность и гостеприимство. Каждый гость в лезгинском доме обязательно будет угощен домашней едой и напитками, и почувствует все тепло и заботу лезгинской семьи. Традиции и обряды лезгинов Лезгины — это народ, который знаменит своей гостеприимностью. Если вы когда-нибудь окажетесь у них в гостях, то обязательно почувствуете это на себе. Принимающая сторона готова угостить гостя самыми вкусными блюдами и напитками, а также предоставить ему свой дом на время пребывания. Одной из важных традиций лезгинов является уважение к старшим.
Все решения, как в семье, так и в обществе, принимаются после консультации со страшим поколением. Это позволяет сохранять культурное наследие народа и продолжать его традиции. Культура лезгинов неразрывно связана с многими видами забав и развлечений. Например, традиционные народные песни и танцы всегда были важной частью лезгинской культуры. Танцы лезги, известные также как «лезгинка», являются национальным символом этого народа и олицетворяют уважение и гордость своей культурой и традициями. Их блюда знамениты не только в России, но и за ее пределами. Традиционно готовятся блюда из овощей, мяса и многих других продуктов, которые можно найти только на этой территории. Таким образом, традиции лезгинов — это не только вкусная национальная кухня, но и гостеприимство, уважение к старшим, сохранение культурных наследий и многие другие аспекты жизни, которые делают народ таким уникальным и притягательным. Лезгины и их кулинарные традиции Лезгинская кухня — это настоящее сокровище народа, который известен своей гостеприимностью и любовью к гастрономическим удовольствиям. Она является уникальным симбиозом вкусов и ароматов.
Одним из популярных блюд лезгинской кухни является чак-чак. Его готовят из муки, меда и яйца.
В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников. Имам Шамиль пытался поддержать бунтовавших лезгинов, ходил в их земли походом.
Но его воины были из Лезгистана вытеснены русской армией. Кто по религии лезгины? Большинство лезгин - еще с древних времен мусульмане-сунниты шафиитского или ханафатиского масхаба. Хотя есть и община лезгинских мусульман-шиитов, живущая в селе Мискинжа Докузпаринского района Дагестана. Интересно, что лезгины приняли ислам одними из первых в Дагестане - мусульманская вера к ним пришла еще вместе с арабскими завоевателями в VIII веке нашей эры.
До того предки лезгин были либо язычниками, либо христианами. Как выглядят лезгины? У многих темный цвет волос и глаз.
Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне - Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве. Это мотивировано тем, что русская культура несет меньшую угрозу их будущему, чем тюркская или азербайджанская экспансия со их махровыми религиозными и националистическими составляющими. В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией.
При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом. Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось видимо, и сейчас опасается возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан.
Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р.
Лезгины: история и культура
Некоторые молодые люди указывали, что русский — это язык, которым они владеют наиболее хорошо. Кроме того, авторы исследования подчеркивают разнообразие социолингвистических ситуаций среди лезгиноговорящих языковых коллективов Азербайджана. В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков азербайджанцев , местного населения и малочисленных народов. Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса».
И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М. Мурадагаев «Зеркало», 12. Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц. Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины.
Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты — сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения ср. Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры — нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков например, о певице Рагимат Гаджиевой — 23. Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование». Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели.
Идет активное выдавливание лезгинского населения с мест традиционного проживания под любым предлогом, с использованием правоохранительной системы, во всю силу задействованы административные, экономические и финансовые механизмы. Многие лезгины вынуждены за бесценок продавать свои дома и покидать места, где веками проживали их предки. Некоторые приезжают в Россию, другие уезжают в Европу. К сожалению, не только из Азербайджана, но и из Дагестана идет массовый отток лезгинского населения. Целенаправленно разрушается привычный уклад жизни лезгин, у которых семья традиционно имела по 5-6 детей.
Сегодня такое количество детей невозможно прокормить, уж не говоря об образовании, достойной свадьбе, обеспечении жильем. Все это требует финансов. А когда этого нет, народ из этих мест уходит. Те же, кто уходит на заработки, редко возвращаются обратно. Места их постоянного проживания оголяются, они тут же занимаются азербайджанцами. Они приходят, покупают дома лезгин, оседают и становятся хозяевами земель. Таким простым образом меняется демографическая ситуация, уж не говоря о том, что национальную принадлежность лезгин меняют простым росчерком пера - целые районы, где проживают лезгины, записываются как азербайджанские. А среди лезгин есть и христиане, и мусульмане. Археологические исследования показывают, что когда-то лезгины были христианами. Что заставило поменять веру?
И в языке, и в обычаях. Как в России, Дагестане, так и в Азербайджане. Они друг друга прекрасно понимают. Но у лезгинского языка есть свои подгруппы. Четыре подгруппы в Азербайджане, четыре подгруппы в Дагестане. Одна из подгрупп, которая называется удинами, имеет в своем историческом прошлом христианские корни. Они сохранили свою веру, обычаи и до сих пор являются носителями христианства. Некогда все лезгины были христианами. Но в силу исторических обстоятельств приняли ислам, и сегодня они являются мусульманами. Очень часто в азербайджанских средствах массовой информации утверждается, что якобы в Нагорном Карабахе идет война между христианами и мусульманами, но никто никогда не задается вопросом: а почему тогда азербайджанцы со своими братьями-мусульманами лезгинами так жестоко обращаются?
И то, что сегодня происходит в Карабахе, я считаю — это торжество справедливости, пример для других народов Азербайджана, живущих в рабстве и нищете. Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе.
В исследовании говорится, что после передачи Россией Азербайджану двух лезгинских сёл Храх-Уба и Урьян-Уба первое получило тюрское название Палыдлы. И есть много других примеров переделки топонимики. А лезгинские активисты также сетуют и на то, что лезгин специально записывают азербайджанцами. И ещё один факт: в 2016 году в Махачкале убили председателя «Садвала» лидера лезгинского движения Назима Гаджиева.
Многие лезгины считают мотивом убийства его общественную работу. После в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста, так как у разводивших овец фермеров стали отбирать пастбища, скот стало негде пасти и нечем кормить. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве. Эвелина Голден.
Вскоре должны зарегистрироваться в Минюсте, что позволит нам вести нашу деятельность еще более активно и интенсивно. Курбан стха, какая обстановка сложилась в ХМАО? В городе и округе созданы все условия для нормальной работы общественной организации. Было бы желание, а оно у нас несомненно есть. Отмечу, что в учредительном собрании нашей организации приняли участие свыше ста человек. Несмотря на будничный день, мы получили значительную поддержку наших земляков. Естественно, активизация лезгин не прошла бесследно. Нам иногда приходится слышать, в особенности от представителей других дагестанских общин о том, что лезгины якобы объединяются против кого-то. В этой связи хочу подчеркнуть, что мы за созидание, мы ориентированы на защиту и развитие лезгинского языка, культуры, за сплоченность и дружбу всех народов. Лезгины являются одним из народов Дагестана и то, что мы дагестанцы — это у нас не кто не отберёт! Если каждый займётся собой, своей семьёй, а далее своим народом, то будет благо для людей и порядок! Сила в единстве! На самом деле мы уже разработали целый список проектов и акций. Часть из них уже реализована, в частности мы организовали ифтар для мусульман Нижневартовска в месяц Рамадан. Также мы планируем организовать преподавание лезгинского языка, благо детишек хватает, впоследствии вполне возможно эти занятия перерастут в местный аналог лезгинской школы.
Лезгинский язык
- Лезгины - актуальные новости и важная информация на русском языке - Вестник Кавказа
- LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?
- Navigation menu
- Лезги из Тагирджала
- Читайте также
- Лезгистан – миф или реальность?
LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?
Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах. Все они — из потомства Абу-Муслима, утверждает хроника. Эти сведения красноречиво показывают, что не только правители областей, но и городов и сел претендовали на обоснование своего происхождения от знатных арабских родов. Несмотря на эту негативную тенденцию, основное население Лезгистана долго противилось исламу, упорно придерживалось языческих обычаев и верований. Об этом свидетельствуют и отголоски язычества, сохранившиеся среди лезгин и поныне. С ними и другими оригинальными материалами можно познакомиться в приложениях, помещенных в конце этой книги. На полную самостоятельность претендовали и разрозненные области Албании. В середине IX века в Шарване правила династия Муайядов. Ее основателем был наместник Шамахи Мухаммед ибн Язид.
Заново укрепленный им город Шамахи в его честь стал называться Язидийей. Поздние правители из этой арабской династии стали называться шарван-шахами. Первоначально Шарван был небольшой административной единицей, но Мухаммед ибн Язид расширил ее территорию за счет соседних областей. Уже к X века шарван-шахи претендовали на Дербент. Основным населением Шарвана были лезгиноязычные народы, а также переселенные сюда в разные времена тэты, персы, арабы. Его на этом посту сменил назначенный халифом Мухаммед бин Хамус, который укрепил город Ганцах Гянджа. В Дербенте правил Хашим ас-Сулами — основатель дербентской арабской династии хашимитов. Он стал правителем Дербента в 869 году, правил самостоятельно и лишь номинально подчинялся халифу.
Династия хашимитов просуществовала около 200 лет. В Дербенте стоял сильный арабский гарнизон. Здесь также, как и во всей равнинной части Албании жили переселенцы — таты, персы, арабы и местные лезгиноязычные племена. Дербент контролировал торговлю бакинской нефтью и солью. Более сильный в военном отношении Мухаммед ибн Язид стремился подчинить Дербент своему влиянию. Поэтому между обоими правителями шла скрытая ожесточенная борьба за сферы влияния. К северу от Шарвана было расположено небольшое княжество Лейран, основное население которого составляли также переселенцы — таты и арабы. Вскоре Мухаммед ибн Язид подчинил это княжество Шарвану.
Еще дальше на север, на берегах реки Самур находилось царство Лакз. Его население составляли вытесненные из равнинных областей лезгины, будут, крызы, хины и другие лезгиноязычные племена. К X веку Лакз сохранял самостоятельность и не принимал ни зороастризма, ни христианства, ни ислама. Впоследствии он номинально подчинялся то Дербенту, то Ширвану. Во время острых стычек между отпрысками арабских династий правители Лакза назначались эмирами Дербента. Так случилось в 953 году, когда царь Лакза Хашрам был приглашен в Дербент в качестве его правителя. Один из сыновей Шарван-шаха Хайсам был назначен правителем Табасарана. Маленькие полузависимые княжества образовались в горах, где проживали лезгиноязычные народы — цахуры, кахи, эры, удины и другие.
Здесь были мощные неприступные крепости, которые не подчинялись алчным рав- нинным правителям. В начале X века правившая в городе Двине курдская династия шеддадидов захватила Ганцах Гянджу и основала здесь самостоятельное государство. Вскоре она подчинила своей власти и город Партав с территорией Шамхора. Среди всех этих полусамостоятельных удельных княжеств выделялся Шарван, где в 1027 году пришла к власти местная династия Кесранидов. Правители этой династии происходили из местного коренного населения, по сама себя считали потомками персидских царей, а именно Хосрова Ануширванай. Между кесранидами и шеддадидами установились родственные связи. Породнились они и с дербентскими хашимитами. И шеддадиды и хашимиты в силу известных причин не могли не считаться с мнением кесранидов в вопросах, внешней и внутренней политики.
Кроме русов Шарвану угрожали нашествием тюркские кочевники, хлынувшие в это время из-за Каспийского моря в Иран. К середине XI века в Малой Азии образовалось сильное государство тюрков-сельджуков. Сельджуки были выходцами из Средней Азии и составляли одну из ветвей тюрков-огузов. В 1054 году они захватили Иран и стали угрожать династии шеддадиов. Вскоре она признала власть тюрков, предводителем которых был жестокий завоеватель Тогрул-бек. Спустя 15 лет в номинальную зависимость от преемника Тогрул-бека Алп-Арслана попал и Шарван. Сын шарван-шаха Манучихр был женат на дочери грузинского царя Давида. Этот брак объединил шарванцев и грузин на совместную борьбу с тюрками, хлынувшими в пределы древней Албании, которая прежде никогда не знала их.
Шарван сохранял свою независимость ценой огромной дани, выпла- чиваемой ненасытным чужеземцам. Ее возглавил Чингиз-хан. В течение семи лет 1213—1221 г. Хорошо обученная монгольская армия быстро продвигалась вперед, подчиняя себе огромные пространства. Полководцы Чингиз-хана Джебе и Субутай в поисках скрывшегося от них хорезмского султана Мухаммеда совершали вместе с войском длинные переходы, облагая местных правителей и население непосильными налогами, грабя и сжигая все на своем пути. Они должны были обогнуть Каспийское море с юга и по истечении трех лет вернуться в ставку Чингиз-хана по северному пути. В 1221 году огромная монгольская армия напала на Грузию, потом на Ганцах и Шарван. Разграбив города и селения, обложив население налогом, она вернулась на зимовку в Иран.
В следующем году они осадили столицу Шарвана Шамахи. Население города оказало захватчикам отчаянное сопротивление. Монголы долго не мог- ли проникнуть в крепость. Но вскоре им удалось разрушить в нескольких местах мощные стены. А когда озверевшие воины хрынули в город, началась безжалостная резня. Разграбив Шамахи, монголы двинулись на Дербент. По пути к этому городу они жгли и разрушали все населенные пункты. Исторические хроники свидетельствуют о том, что монголы не смогли взят стены Дербента штурмом, поэтому прибегли к хитрости.
Они послали к правителю Дербента несколько воинов со словами: пришлите ваших послов для заключения мира. Правитель Дербента поверил им и отослал в ставку Джебе и Субутая нескольких знатных людей. Монголы схватили их и убили, оста вив в живых только одного. Под страхом смерти ему предложили показать обходную дорогу на север. Тот показал. Так монголы прошли мимо Дербента Отдельные монгольские отряды проникали в предгорья Лезгистана, в частности в область Кюре. Лезгины вступили в схватку с ними, но монголы жестоко расправились с местным населением. Особенно жестокой была расправа с жителями селения Рича.
Таким образом монголы прошли через Кавказские горы и вышли на степные просторы, где обитали кыпчаки. Вслед за походом монголов началось нашествие кынчаков, которые прошли через Дербент на территорию Шарвана. Разоряя все на своем пути они дошли до Ганцаха и, захватив богатую добычу, вернулись в свои степи. Не оправившееся после столь жестоких походов иноземцев местное население опять стало жертвой. Теперь уже для войск Джамал-уд-Дина, сына хорезм-шаха, который решил покорить Закавказье и набрав здесь большую ар- мию, вступить в схватку с монголами, покорившими Хорезм. В 1222 году Джамал-уд-Дин захватил Ганцах Гянджу и превратил этот город в свою резиденцию. Отсюда он совершал частые набеги на Армению и Грузию. Он разорил города Тифлис и Двин.
Шарван-шах спас свою страну от разорения лутем выплаты Джамал-уд-Дину 100 тысяч динаров. Однако, так долго продолжаться не могло. В 1231 году в Ганцахе вспыхнуло восстание под предводительством ремесленника Бандара. Из-за того, что силы были неравными Джамал-уд-Дину удалось расправиться с восставшими.
Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, — предполагают некоторые исследователи, — произошёл современный этноним «лезги».
Бесконечные войны с римлянами , византийцами , персами , хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец « Лезгинка » у Грузин именуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в.
Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей. Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз. Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад. Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции.
Оно способствует развитию межнациональных отношений, обмену опытом и сохранению многообразия культурного наследия. Важные исторические события, связанные с лезгинами Лезгины — это древний народ, и их история насчитывает множество важных событий. Вот некоторые из них: Формирование лезгинской этнической группы Лезгины считаются одним из древнейших народов Кавказа. Их история насчитывает несколько тысячелетий. В процессе миграций и смешения с другими народами, лезгины сформировали свою уникальную этническую группу с собственным языком, культурой и традициями. Влияние ислама на лезгинскую культуру В 8-9 веках ислам проник на Кавказ и стал одной из основных религий в регионе. Лезгины приняли ислам и он стал неотъемлемой частью их культуры и образа жизни. Ислам оказал значительное влияние на лезгинскую музыку, танцы, архитектуру и обряды. Войны и конфликты на Кавказе Лезгины были активными участниками различных войн и конфликтов на Кавказе. Они сражались за свою независимость и территориальную целостность. Одним из важных событий была Лезгинская война 1817-1864 годов, в которой лезгины сопротивлялись русскому завоеванию и сохраняли свою независимость. Советская эпоха и коллективизация В период советской эпохи лезгины, как и другие народы Кавказа, столкнулись с коллективизацией и принудительными изменениями в экономике и образе жизни. Это привело к социальным и экономическим изменениям в лезгинском обществе. Современное положение и национальное самоопределение В настоящее время лезгины стремятся сохранить свою культуру, язык и традиции. Они активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение. Лезгины также развивают свою экономику и туризм, чтобы привлечь внимание к своей культуре и привлечь инвестиции в регион. Эти и другие исторические события оказали значительное влияние на формирование и развитие лезгинского народа. Они помогают нам лучше понять и оценить их культуру и идентичность. Современное положение и сохранение идентичности лезгин В современном обществе лезгины сталкиваются с различными вызовами и проблемами, но они активно работают над сохранением своей идентичности и культуры. Язык и образование Одной из важных составляющих идентичности лезгин является их язык. Лезгинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков и имеет свою уникальную грамматику и лексику. Однако, с течением времени, использование лезгинского языка снизилось, особенно среди молодежи. Для сохранения и развития языка проводятся различные мероприятия, такие как создание лезгинских языковых школ и классов, организация курсов и уроков по лезгинскому языку. Также проводятся культурные мероприятия, на которых активно используется лезгинский язык. Традиции и культура Лезгины гордятся своей культурой и традициями, и стараются сохранить их на протяжении поколений. Они активно участвуют в национальных праздниках, танцах, песнях и ритуалах. Традиционные костюмы, музыкальные инструменты и ремесла также играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия лезгин.
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист? Исторически лезгины заселили Кавказские горы между Черным и Каспийским морями. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. От имени РОО НКА "Московские лезгины" выражаем глубокие соболезнования всем, кто пострадал в результате ужасной трагедии, произошедшей в ТЦ "Крокус-Сити" 22 марта.