Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву. Поскольку Иван Менделеев ослеп и потерял возможность работать, надежда была только на этот завод, который не приносил дохода. В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного. По итогам 57-й Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии в 2023 году российская сборная завоевала семь золотых медалей, две серебряные и одну бронзовую и. Повзрослев, Пелагея официально породнилась с Менделеевыми, став женой Павла, брата Ольги и Дмитрия.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой. Познавательный час «Тернистый путь гениального человека», посвящённый 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. Менделеева называют русским Леонардо да Винчи, ведь он внёс вклад в различные области науки: разработал теорию весов, спроектировал управляемый аэростат. Да, действительно, Менделеев был первым, кто «официально» заговорил о горячительном напитке. Прекрасно образованные светские люди вечерами в доме Менделеевых вели философские разговоры, обсуждали политические новости и спорили о самых различных проблемах бытия. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном педагогическом институте в Петербурге.
Ученые люди. Дмитрий Менделеев
Оказалось, что физические, биохимические и физиологические качества этих смесей также весьма различны, что побудило ученого искать идеальное соотношение объема и веса частей спирта и воды в водке. Этот менделеевский состав водки и оказался запатентован Правительством России как русская национальная водка «Московская особая». Дмитрий Менделеев открыл периодический закон 1 марта 1869 года, закончив работу над «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, ученый ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг готово». Открытие Менделеевым периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия. Группа реакционных ученых на выборах в действительные члены Санкт-Петербургской Императорской Академии наук 23 ноября 1880 года забаллотировали кандидатуру Менделеева. Во время голосования Дмитрий Иванович получил по девять голосов «за» и «против». Такое решение вызвало большой общественный резонанс, в газетах начали размещать просты.
Научные круги, также встали на сторону Менделеева. В этом же году 14 научных обществ и учебных заведений России избрали ученого своим почетным членом. Ученый оставил свыше пятисот печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения.
По словам инициаторов проекта, строительство сквера займёт несколько месяцев. Как сообщал «Русский мир», Менделеевская олимпиада стартовала в китайском Шэньчжэне 22 апреля.
Турнир юных химиков организовали в пятьдесят восьмой раз, и впервые — за пределами СНГ. В Шэньчжэне собрались около трёхсот человек — школьников, их педагогов и наблюдателей из порядка тридцати стран.
И даже предсказал существование и свойства некоторых элементов, неизвестных науке на тот момент», — отметил Денис Байгозин.
Другой миф, что Менделеев изобрел бензин. Но нефть научились перегонять еще в Месопотамии. Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны.
При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ.
Физике Менделеев посвятил 22,9 процента трудов, такая же доля работ по промышленности, еще 8,6 процента трудов было посвящено экономике, по пять процентов географии и сельскому хозяйству. Дело в том, что Иван вместе с тремя своими братьями поступили в духовную семинарию, а особенность заключалась в том, что после ее окончания духовные наставники могли дать им другие фамилии. В итоге Соколовым остался только Тимофей.
Старший брат стал Покровским в честь церковного прихода, младший оказался Тихомандрицким в честь села , а Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев».
Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было.
Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел.
Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов.
Спустя год окончил гимназию его старший брат Павел, который был защитником для Дмитрия в учебные годы. Эти события повлияли на поведение и оценки Менделеева-младшего: он перестал задираться, участвовать в конфликтах и начал более ответственно подходить к процессу обучения. Так что в аттестате у него не было неудовлетворительных отметок, что позволило ему стать студентом Петербургского педагогического института, откуда он выпустился с золотой медалью. Спустя четырнадцать лет после окончания института ученый создал периодическую систему химических элементов. Константин Циолковский В детстве Константин Циолковский был активным и задиристым, за что неоднократно получал розги Маленького Костю учили буквам с пяти лет. Обучение проходило мучительно, несмотря на его способности. Но в семь лет он уже сам начал взахлеб читать любимые сказки, а затем все, что попадалась под руку. Циолковский с детства любил мечтать и даже платил своему младшему брату, чтобы он слушал эти «выдумки».
Константин был веселым и подвижным мальчиком: любил играть в городки, жмурки, кататься на коньках, запускать воздушного змея и прочее. Характер у него был довольно задиристый, поэтому бывало, что он получал розги за драки с братом и ослушание взрослых. Когда Косте было лет десять, он сильно простудился. В итоге простуда переросла в скарлатину с осложнениями, думали, что мальчик не выживет. Однако вскоре он пошел на поправку, только практически оглох. Сверстники в школе над ним смеялись, дразнили, да и учителей он сильно раздражал тем, что он их не слышал. Оглохший ученик стеснялся одноклассников, получал физические наказания, был неоднократно заперт в карцере за проступки. После смерти матери Константин стал учиться еще хуже и был оставлен на второй год.
Спустя три года таких мучений Константина выгнали из школы. После этого он уже никогда не учился ни в одном учебном заведении. Он начал обучаться самостоятельно, поставил десятки удачных и важных для науки опытов. А спустя годы сделал открытия, благодаря которым ученые СССР смогли построить ракету и отправить в космос первого человека. Николай Лобачевский Николай Лобачевский учился хорошо, но был лидером по «худому поведению» Русский математик учился достаточно прилежно, но правда при поступлении в вуз сдал вступительный экзамен лишь со второй попытки. А вот с поведением у него были серьезные проблемы. Из-за своих хулиганств он попадал более тридцати раз в журнал проступков: то смастерит ракету, которую запустят на дворе гимназии, то заменит еду в тарелках и соусниках на воду. Как-то раз, проспорив, он перепрыгнул через голову профессора, а вскоре заявился к университету верхом на корове, изображая акробатку из цирка, перед самим ректором.
А однажды, из-за участия в потасовке, полиция забрала Николая в участок.
Семнадцатый сын. 9 малоизвестных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Церемония состоялась в рамках Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии. Представители вуза рассказали, что в парке появятся галерея и мемориальная стена. Также для посетителей парка разместят интерактивную экспериментальную установку на открытом воздухе. Здесь можно будет не просто полюбоваться окружающей природой, подышать свежим воздухом, но и почувствовать очарование науки, расширить знания и кругозор, отметили организаторы.
Двигайтесь вперед несмотря на трудности. Если вы будете верны себе и своим целям, вы непременно придете к самореализации и успеху — социальному, карьерному, финансовому. Делитесь знаниями «Аудитория, где читал Дмитрий Иванович, всегда была полна слушателей. Больше всего народу собиралось на его первую в учебном году лекцию и на лекцию о периодическом законе. В эти дни в аудиторию приходили студенты со всех факультетов. И в памяти десятков русских химиков, инженеров, врачей навсегда запечатлелось величественное и волнующее зрелище — лекции Менделеева», — писал журналист Герман Смирнов.
Как и другие преподаватели, Менделеев готовился к занятиям по учебникам, но ни один из них не устраивал его полностью — и тогда он решил написать свой. Работая над книгой, он понял, что накопившимся знаниям об элементах не хватает системы, некоего фундаментального правила, объясняющего их свойства. Именно тогда и начался многолетний труд по созданию периодического закона. За свой учебник «Основы химии» Менделеев получил Демидовскую премию, высшую научную награду размером 1428 рублей. Для сравнения, в то время рабочий в Московской губернии получал 11 рублей 89 копеек в месяц — то есть на Демидовскую премию можно было год жить на широкую ногу. Министру Сергею Витте Менделеев писал, что преподавание взяло «лучшее время жизни и ее главную силу. В эпоху интернета Менделеев наверняка бы развернул свою просветительскую работу с иным масштабом: выступал с лекциями, записывал курсы и подкасты, писал книги, курировал программы для одаренных школьников и студентов. Ну а в телеграме мы бы читали его посты о химии, философии, экономике, искусстве и многом другом. Почему бы вам не сделать то же самое?
Следуйте за своими интересами Менделеев написал 432 научные работы, и только треть из них — по химии. Ученый интересовался физикой, экономикой, метрологией и метеорологией. А еще — сельским хозяйством, исследованием Крайнего Севера, добычей нефти, угля и металлов. Коллеги говорили Менделееву, что он распыляется, и упрекали в несерьезности — хорошо, что он их не слушал. Менделеев изобрел бездымный порох, разработал проекты арктического ледокола и высотного аэростата, сформулировал теоретические основы таможенной политики и основал комиссию по изучению медиумических явлений. Казалось, что у него в сутках было как минимум 40 часов. Логико-тематическая парадигма творчества Менделеева. Схему составил профессор Роман Добротин, проведя анализ всех работ ученого. По ней можно оценить, как много для науки и промышленности сделал Менделеев.
А в России он академиком так никогда и не станет. На парадных портретах обычно похваляются орденами. Ордена у Менделеева тоже были, но именно эта мантия стала для него видимым доказательством признания его «экстраординарных способностей в химии», и он захотел быть запечатлённым именно в ней.
Я сам склоняюсь именно к этой версии. История открытия Периодического закона запутана. У Менделеева были предшественники, он взялся создавать таблицу элементов не на пустом месте, и мне приятно видеть, что в итоге в США Периодическая таблица ассоциируется с питерским химиком а Лотара Мейера никто не знает.
Когда в 1955 году американские учёные во главе с Сиборгом открыли 101-й элемент, они предложили назвать его менделевием в честь химика, чьими принципами по предсказанию свойств ещё не открытых элементов они неоднократно пользовались. Тогда на пике Холодной войны им пришлось получать специальное разрешение правительства США, чтобы назвать элемент в честь «русского». А во второй половине 19 века в состоянии «большой игры» и раздела зон влияния находились Британская и Российская империи.
На 1885 год пришёлся Афганский кризис, когда две страны оказались на грани войны в Центральной Азии. Но напряжённые дипломатические отношения не мешали британцам награждать Менделеева медалями и почётными званиями, а Менделеев в свою очередь тепло отзывался об английских коллегах: «Англичане понимают науку наиболее глубоко и беспристрастно. Он счел, что исследование истины должно быть поставлено в условиях беспристрастности — и я его понимаю».
А Репина на Западе знают намного хуже. Почти все его важные картины висят в российских музеях и написаны на отечественные исторические и бытовые темы в технике реализма, которой к концу 19 века уже никого нельзя было удивить. Чтобы краски были не обычные акварельные, а своим химическим составом намекали на менделеевские открытия.
Или чтобы яркий цвет мантии подчёркивал достижения английской химической науки и промышленности в создании синтетических органических красителей, сделавших яркие одежды доступными для простых людей. Но на такой символизм рассчитывать не приходится. Я почитал, какие краски использовал Репин, и могу только гадать, что красный на портрете — это краплак органический пигмент из корней марены красильной , а синий — ультрамарин алюмосиликат натрия, содержащий полисульфидные радикал-анионы, которые и ответственны за цвет.
Пишут, что зарисовки Репина этого события не сохранились, но в интернете я нашёл рисунок, подпись на котором очень напоминает репинскую, а стиль — его книжные иллюстрации. Поэтому будем считать, что перед нами ещё одно изображение Менделеева, созданное Репиным: Об этом полёте существует немало героических легенд в жюль-верновском духе. Как из-за повышенной влажности шар намок и не мог поднять двоих.
И тогда Менделеев выпихнул профессионального пилота-аэронавта и полетел один. В ответственный момент сломался главный клапан, и Менделеев свесившись из корзины на большой высоте, сумел его починить: «О нас, профессорах и вообще учёных, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того чтобы делать дело, а иначе у нас всё из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы».
Пролетев за 3 часа около 100 км, Менделеев мягко приземлился между Калязином и Переславлем-Залесским возле имения М. Салтыкова-Щедрина не отсюда ли мысль о «щедринских генералах»? Наблюдать затмение, к сожалению, не получилось, так как даже на максимальной достигнутой высоте в 3,8 км учёному помешали облака.
Имение Боблово рядом с Клином Менделеев приобрёл в 1865 году, обустроил там лабораторию и в старом дубе с большим дуплом оборудовал себе «кабинет» — перенес туда стол и стул. Жена обижалась и говорила, что «сидение в дубе» он придумал специально для того, чтобы её реже видеть речь о первой жене Менделеева. В Боблово учёный проводил летние месяцы до самой своей смерти и говорил: «Брал Боблово за восемь тысяч, а сейчас за восемьдесят не отдам».
Дмитрий Иванович со Львом Николаевичем придерживались противоположных политических взглядов и заочно спорили, но для Сергея, закончившего физико-математический факультет Московского университета и увлекавшегося химией, Менделеев был авторитетом и живой легендой. Я бы не обратил внимание на его воспоминания об этом визите, если бы в них не всплыла та самая мантия: В то время Менделеев увлекался вопросом о прогрессе промышленности в России. Незадолго перед этим Эдинбургский университет поднес ему докторский диплом honoris causa.
Он нам рассказал, что в Эдинбурге, в торжественном заседании университета, он прочел свою лекцию, как полагается новому доктору, в средневековом костюме доктора — в тоге и угольчатой шапочке, но по-русски. Никто, конечно, его не понимал, но все слушали с уважением. Затем был прочитан английский перевод его лекции.
Мы попросили Дмитрия Ивановича показать нам его докторский костюм. Он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые космы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное большой бородой, — все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне голой белой стены напоминало нам средневекового алхимика.
Мы невольно улыбнулись.
Также для посетителей парка разместят интерактивную экспериментальную установку на открытом воздухе. Здесь можно будет не просто полюбоваться окружающей природой, подышать свежим воздухом, но и почувствовать очарование науки, расширить знания и кругозор, отметили организаторы.
По словам инициаторов проекта, строительство сквера займёт несколько месяцев. Как сообщал «Русский мир», Менделеевская олимпиада стартовала в китайском Шэньчжэне 22 апреля.
Исцеление Менделеева: что успел придумать гениальный химик в Крыму
Профессора, преподаватели и студенты технологического факультета отметили День рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. ИЦ Менделеевские новости в Менделеевске, улица Фомина, 20: телефон, режим работы, адрес. Менделеев был новатором в многих областях и придумал многие вещи, которые оказали значительное влияние на нашу жизнь. Никто не верил, что молодой и малоизвестный ученый Менделеев сделал величайшее научное открытие. В День науки у могилы Дмитрия Менделеева для того, чтобы почтить его память, собрались представители научно-образовательного сообщества Санкт-Петербурга.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
В 1862 г. Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска. падчерица писателя-сказочника Ершова. В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию, и мать приняла решение ехать в Москву, чтобы он мог поступить в университет. Юный Менделеев учился в гимназии неважно, особенно плохо ему давались латынь и немецкий. «В 1880 году в Новороссийск прибыл выдающийся ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев. Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой.
Менделеевская олимпиада в Шэньчжэне завершилась
Скончался великий русский ученый Дмитрий Менделеев (02.02.1907) | Юный Менделеев бессовестным образом пользовался светлой памятью отца, который работал директором гимназии до своей смерти (мальчику на момент его кончины еще не было 13 лет). |
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь | Повзрослев, Пелагея официально породнилась с Менделеевыми, став женой Павла, брата Ольги и Дмитрия. |
Гений русской науки | Выписывай газету «Менделеевские новости» и сажай голубику». |
Менделеев Дмитрий
Биография еева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Менделеева называют русским Леонардо да Винчи, ведь он внёс вклад в различные области науки: разработал теорию весов, спроектировал управляемый аэростат. Юный «Менделеев» Иван Ластовка, воспитанник детского сада «Золотая рыбка» рассказал почетным гостям о химии родного города и любви к ней! Выписывай газету «Менделеевские новости» и сажай голубику».
Откройте свой Мир!
Обновил свою экспозицию и действующий на базе ВНИИМ метрологический музей, значительная часть экспонатов которого связана с деятельностью Менделеева, который не только работал, но и жил на территории учреждения. В Мемориальном служебном кабинете ученого была открыта временная экспозиция «Д. Менделеев по воспоминаниям современников», на которой представлены воспоминания его сподвижников. В рамках рабочей поездки в Санкт-Петербург руководитель Росстандарта Антон Шалаев ознакомился с обновленной экспозицией музея Дмитрия Менделеева, а также провел совещание, посвященное ходу организации и проведения юбилейных мероприятий.
Гоголь, гостем случался и Сергей Львович Пушкин, отец поэта; художники П. Федотов, Н. Рамазанов; учёные: Н. Павлов, И.
Снегирёв, П. В 1826 г. Корнильев и его жена, дочь командора Биллингса, принимали у себя на Покровке Александра Пушкина, вернувшегося в Москву из ссылки. Сохранились сведения, говорящие о том, что Д. Менделеев однажды видел в доме Корнильевых Н. При всём том, Дмитрий Иванович оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Сын Дмитрия Ивановича Иван Менделеев вспоминает, что однажды, когда отец был нездоров, он сказал ему: «Ломит всё тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту».
Следует отметить, что среди учителей гимназии выделялся преподававший русскую литературу и словесность сибиряк, известный впоследствии русский поэт Пётр Павлович Ершов, с 1844 года - инспектор Тобольской гимназии, как некогда и его учитель Иван Павлович Менделеев. Позже автору «Конька-горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать в некоторой степени родственниками. По просьбе петербургского врача Н. Здекауэра в середине сентября Дмитрия Менделеева осмотрел Н. Пирогов, констатировавший удовлетворительное состояние пациента: «Вы нас обоих переживёте». Воскресенский и М. Скобликов , с успехом прочёл вступительную лекцию «Строение силикатных соединений»; в конце января отдельным изданием в Петербурге вышла в свет кандидатская диссертация Д.
Менделеева «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу»; 10 октября присвоена учёная степень магистра химии. Получив в январе 1859 года разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках», Д. Менделеев только в апреле, по завершении курса лекций в университете и занятий во 2-м кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии, смог выехать из Санкт-Петербурга. Он имел ясный план исследований - теоретическое рассмотрение тесной взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе изучения сил сцепления частиц, чему должны были служить данные, полученные экспериментально в процессе измерений при различных температурах поверхностного натяжения жидкостей - капиллярности. Через месяц, после ознакомления с возможностями нескольких научных центров - отдано предпочтение Гейдельбергскому университету, где работают незаурядные естествоиспытатели: Р. Бунзен, Г. Кирхгоф, Г.
Гельмгольц, Э. Эрленмейер и др. Есть сведения, которые говорят о том, что впоследствии Д. Менделеев имел в Гейдельберге встречу с Дж. Оборудование лаборатории Р. Бунзена не позволяло проводить такие «деликатные опыты, как капиллярные», и Д. Менделеев формирует самостоятельную исследовательскую базу: провёл в арендуемую квартиру газ, приспособил отдельное помещение для синтеза и очистки веществ, другое - для наблюдений.
В Бонне «знаменитый стеклянных дел маэстро» Г. Гесслер даёт ему уроки, сделав около 20 термометров и «неподражаемо хорошие приборы для определения удельного веса». У известных парижских механиков Перро и Саллерона он заказывает специальные катетометры и микроскопы. Большое значение работы этого периода имеют для понимания методики масштабного теоретического обобщения, чему подчинены хорошо подготовленные и построенные тончайшие частные исследования, и что явится характерной чертой его универсума. Это теоретический опыт «молекулярной механики», исходными величинами которой предполагались масса, объём и сила взаимодействия частиц молекул. Рабочие тетради учёного показывают, что он последовательно искал аналитическое выражение, демонстрирующее связь состава вещества с тремя этими параметрами.
После пожаров, уничтоживших завод и разоривших Тведля, он, по рекомендации, Д. Менделеева, приезжает в Россию и производит поиски нефти на Кубани». Вся найденная информация о посещении города великим химиком была изучена на очередном заседании Новороссийского Молодёжного клуба РГО. В завершение лектория, для ребят провели мини-викторину, где победителей и призеров наградили памятными призами и грамотами Новороссийского Молодёжного клуба РГО.
Вероятно, известному биографу, дабы не нарушить стройности повествования, не было нужды упоминать об одном интересном письме, довольно-таки часто публиковавшемся, но всё больше в связи с освещением отношений Менделеева с известным сказочником Ершовым. Этим самым Протопоповым и было адресовано то самое письмо. Его Дмитрий Иванович отправил из Симферополя 19 октября 1856 года! Мемориальная доска на фасаде гимназии в Симферополе, фото В. И еще… На определенные мысли наводит и то самое «решительно не имел времени ранее уведомить» из письма Янкевича. Эта фраза, где ключевым словом является «ранее», предполагает достаточно длительный период раздумий со стороны адресата и еще более длительный период, затраченный им на борьбу с бумагосоздателями, ошибочно пославшими его, Янкевича, в Одессу. Те, кто хоть раз занимался оформлением официальных документов, исправлением в них ошибок и неточностей и пересылал что-то по почте не важно, какой век на дворе, XIX или XXI , поймет: месяц в данном случае - не срок. Если бы Янкевич уложился в месяц, он сам бы себе воздвиг памятник, а не смиренно извинялся… Путевка в жизнь «Плохо было жить мне в Симферополе, милые родные, до того плохо, что я старался всеми силами выбраться из Крыма - и, благодаря Бога, выбрался. В Симферополе я не имел порядочного обеда, а платил за него 60 коп. А я чувствовал много еще сил нетронутых, да и здоровье не могло укрепляться в нетопленой комнате…» - вспоминал Менделеев в письмах. Возможно, и так. Но именно в Симферополе Дмитрий Иванович получил путевку в жизнь, ведь тут он узнал, что он совершенно здоров и смертный приговор отменяется. Много повидавшему на своем веку Пирогову не нужен был рентгеновский аппарат, чтобы понять, что болезнь молодого человека проистекает не от нездорового петербургского климата или переутомления, а от излишней впечатлительности и богатого воображения, а еще от чрезмерной маменькиной опеки. Дмитрию Ивановичу, по правде говоря, весьма нравилось сетовать на жизнь. Однако, несмотря на все «ох» и «ах», Крым запал ему в сердце, и чувство это он сумел передать своему сыну, для которого полуостров стал прямо-таки навязчивой идеей. Если бы тогдашние чиновники позволили Владимиру Менделееву реализовать его проект, то проблема с логистикой между полуостровом и материковой частью России была бы решена более ста лет назад. В качестве «природой данного, кратчайшего для значительной части России и дешевейшего пути, которому принадлежит видная роль как в настоящем, так в особенности в будущем» он рассматривал доступное для судоходства Азовское море. И недаром об этом проекте Менделеева вспомнили, когда Крым воссоединился с Россией. Несколько лет назад, когда зашла речь о необходимости строительства моста через Керченский пролив, частью инженеров выдвигались предложения построить-таки задуманную Менделеевым запруду «в виде современной дамбы-плотины в бетоне с мостом посередине пролива, где мост выполнен в виде арочной конструкции пролетом 500 м и высотой над проливом около 45 м с опорами краев арки на бетонное тело западной и восточной дамб-плотин». Чем же современные ученые мотивировали необходимость дамбы? А вот чем: «Наличие дамбы-плотины позволит регулировать водосброс из Азовского моря в Черное и предотвратит попадание соленых вод Черного моря в Азовское. Целесообразен монтаж на дамбе-плотине гидроэлектростанции для повышения энергообеспеченности Крыма». Аргументы практически те же, что в проекте Менделеева. Значит, с технической точки зрения его предложение имело место быть. Можно, конечно, оправдывать государственную машину времен Российской империи, не обратившую должного внимания на проект, аргументом вроде: Владимир Менделеев просто опередил свое время. Но с геополитической точки зрения оправданий, увы, не найти.
Семнадцатый сын. 9 малоизвестных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Гений русской науки | Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой. |
Загадка мантии Менделеева | Пикабу | Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. |
ЭЛЕМЕНТарно: жизнь профессора Менделеева
Фото: Репродукция картины И. Репина «Портрет Д. Менделеева» 8 февраля - 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева, человека, чья жизнь окутана мифами и легендами. Доктор исторических наук Вячеслав Софронов, тоболяк, как и Менделеев, написал книгу, сфокусировав внимание в первую очередь на чувствах знаменитого химика и его семье.
В основу легли сведения, почерпнутые автором в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Тобольска, в переписке Менделеева и его близких. Любопытными фактами из жизни гения Вячеслав Софронов поделился с «Комсомолкой». Семнадцатый сын Дмитрий Менделеев был последним, 17-м!
Появился на свет он в Тобольске, куда приехал учительствовать после окончания учебы его отец. Детство маленький Дима провел в тобольском селе Аремзяны, где его мама, Мария Дмитриевна, была управляющей стекольной фабрикой. Позднее ученый признавался: именно там он получил первое представление о науке.
До сих пор точно не установлено, где именно находилась стекольная фабрика. Но и по сей день местные жители находят в своих огородах старинные цветные стеклышки. Немецкий роман У Дмитрия Ивановича были сложные отношения с женщинами.
Он прекрасно понимал важность семьи, мечтал жениться, завести детей. Первая любовь случилась у него перед поездкой на стажировку в Германию. Но в день венчания невеста Соня Каш передумала выходить замуж, отказала жениху и вернула все его подарки.
Приехав в немецкий городок Гейдельберг на стажировку, Дмитрий встретил актрису Агнессу. Она вскружила ему голову, но оказалась весьма ветреной натурой. Ученый несколько раз видел ее с другими мужчинами и, бывало, с ними дрался.
Агнесса родила ему дочь, однако жить с Дмитрием вместе отказалась.
Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика.
Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».
Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки».
И конечно, учитель — «местный светоч науки». Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Менделеев подчеркивал, что «все зависит в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу». При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания». Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, исследователем, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, «узость учителя — высшее зло». Училище наставников Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей. В докладной записке министру народного просвещения Ивану Ивановичу Толстому «Проект Училища наставников» 1906 Дмитрий Менделеев предлагал создание такого училища.
Характеризуя общий упадок научной, литературной, художественной жизни, связывая его с невысоким уровнем образования в стране, выход из положения мыслитель видел в создании училища наставников, которому придавал смысл универсальной Платоновской академии или «Педагогической провинции» Гете. Это училище, по его замыслу, не только должно было располагаться в географическом центре России «лучше бы всего на берегах Волги или Оки» , но и «находиться в центре современной научной и педагогической мысли». Определяя педагогическую деятельность как одну из «общенародных надобностей», Д. Менделеев был убежден, что учитель наряду со знанием своего предмета должен обладать философским мировоззрением. В связи с этим он включал в программу обучения широкий круг дисциплин, охватывающий практически все области знаний. В проекте такого училища Менделеев предусмотрел три факультета: историко-филологический, физико-математический, технический, или камеральный все с пятилетним сроком обучения. Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, библиотек, сельскохозяйственных угодий и ферм.
Признавалось полезным открытие при училище семинарии для учителей, опытной трехклассной начальной школы и гимназии, которые могли бы служить «распространению совершенных способов обучения». Педагогика социального оптимизма Вглядываясь в процесс формирования педагогической системы Д. Менделеева, отметим, что по своей логике он схож с процессом открытия им периодической таблицы. Тот же ход: от анализа отдельных элементов к обобщениям, к созданию четкой общей картины видения современного ему российского образования. И, главное, тот же высокий прогностизм. Большинство из предложенных им подходов получило затем свое осуществление в российском образовании ХХ века, а некоторые еще ждут своей реализации. Но дело заключается не только в весомом научном вкладе ученого в развитие отечественной педагогики.
Известный химик Л.
Вместо форсированного насаждения метрической системы он занялся приведением в порядок именно традиционной русской системы мер. Кстати, дело отца в этом учреждении уже в советское время продолжил сын Менделеева Иван Дмитриевич. А младший сын — Василий — стал преемником отца в сфере оборонной промышленности, создав накануне первой мировой войны модель сверхтяжёлого танка.
Множеством нитей личность Менделеева — казалось бы, типичного представителя точной науки — связана с историей русской культуры. Ершов, автор гениальной, проникнутой русским космическим чувством сказки «Конёк-горбунок» в 1865 г. Менделеев помогал Ершову в переиздании его творения, став доверенным лицом поэта в Петербурге. Старшая сестра Менделеева Ольга, в свою очередь, была замужем за декабристом Н.
Другом Менделеева был А. Бородин — не только композитор, но и выдающийся химик. Работа Дмитрия Ивановича как химика проявилась и в разработке новых красок: в частности, его работами в этой области воспользовался ещё один его друг, художник А. Куинджи, с чем связан и необычайный эффект от его живописных работ.
Менделеева и Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок». Сам Менделеев выступил с интересными и философски значимыми рассуждениями о пейзаже в статье «Перед картиною А. Куинджи»: «Как естествознанию принадлежит в близком будущем ещё высшее развитие, так и пейзажной живописи — между предметами художества.
Человек не потерян, как предмет изучения и художеств, но он является теперь не как владыка и микрокосм, а как единица в числе». В 1893 г. Художницей была вторая жена Дмитрия Ивановича — Анна Ивановна Попова-Менделеева, от брака с которой, в частности, родилась Любовь Дмитриевна — будущая актриса, исследователь истории балета, «Прекрасная Дама», муза и жена Александра Блока. А старший сын Менделеева Владимир, в свою очередь, женился на дочери известного художника К.
Лемоха — Варваре. Учёный проявлял большой интерес к русской народной культуре, в деревне записывал тексты народных песен сетуя на незнание нот, из-за чего он не мог записать мелодию и передать её кому-либо из друзей-музыкантов и пословицы, которые потом часто использовал в разговоре. Народен и язык его научных трудов и публицистики, для которого характерно большое количество эпитетов, сравнений. Публицистическая деятельность Менделеева в начале 1890-х годов привела его к мысли об издании собственной газеты, которую он хотел назвать «Подъём».
Газета должна была носить литературно-политический характер, но этот вариант был забракован цензурой, давшей разрешение лишь на научно-промышленную газету. В итоге издание так и не вышло в свет. Ещё в 1865 г. Менделеев приобрёл усадьбу Боблово в Клинском уезде Московской губернии, где проводил летние месяцы в течение последующих 40 лет.
Боблово, по его словам, даже чем-то напомнило ему Сибирь. Изучив историю западноевропейского и российского земледелия, Менделеев пришёл к выводу, что западный опыт часто неприменим к нашим условиям из-за различия в климате и почвах. В России из-за более слабого развития животноводства ощущалась нехватка навоза в качестве удобрения и слабое содержание в нём минеральных веществ. Дмитрий Иванович в «Мыслях о развитии сельскохозяйственной промышленности» писал о важности преобразования человеком природы культурных растений.
Он занялся этим и на практике — обустроил сельскохозяйственную опытную станцию и в экспериментальном порядке применял минеральные удобрения для достижения максимальной урожайности. После посещения Всемирной выставки 1867 г. Более того, он считал: «Впереди, но ещё не скоро, кажется, должно исчезнуть резкое различие между сельским хозяйством и остальными видами промышленности». Развитие промышленности влечёт за собой применение машин, удобрений, агротехники, что улучшает и саму жизнь деревни, создаёт изобилие продуктов питания и других изделий.
Вступив в Вольное экономическое общество, Менделеев по его поручению в 1869 г. Верещагиным братом художника. Кроме того, он разработал обширную программу сельскохозяйственных опытов, которая из-за нехватки средств и добровольцев не была в полной мере реализована. Лишь в 1930-х гг.
Научный институт по удобрениям произвёл грандиозные «географические опыты» под руководством академика Д. Прянишникова, когда по единому плану 300 научных учреждений в течение 5 лет провели более 3800 полевых опытов. Учеником Менделеева стал основоположник почвоведения как науки В. В 1883 г.
Менделеев решительно поддержал Докучаева при защите его диссертации «Русский чернозём», которая была создана по итогам путешествия по Южной России длиной 10 000 вёрст и стала абсолютно новым словом в науке о почве. В свою очередь, учеником как Менделеева, так и Докучаева, продолжателем их дела стал В. Вернадский — крупнейший русский учёный и мыслитель, основатель теории ноосферы. Баландин, — Вернадский осмыслил химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания».
В 1928 г. Вернадский предлагал организовать Менделеевский институт по изучению естественных производительных сил СССР. Ещё одна линия, связывающая Менделеева с русским космизмом — поддержка им начинаний молодого калужского изобретателя К. Циолковского, которая началась ещё в 1882 году.
В 1890 г. Циолковский отправил мэтру работу о металлическом дирижабле особой конструкции, которую Дмитрий Иванович рекомендовал для рассмотрения в воздухоплавательном отделе Русского технического общества. Позже, в 1898 г. При его поддержке статья преодолела цензуру и появилась в журнале «Научное обозрение».
Деятельность Д. Менделеева охватила также сферу, впоследствии получившую название экологической. В 1899 г. Именно Менделееву принадлежит характеристика Донбасса как будущего важнейшего индустриального района России.
Не менее важна и «нациестроительная» роль этого региона: и до революции, и в советское время здесь на базе как великорусского, так и малорусского, белорусского, казачьего субэтносов и других народов России формировался единый русский евразийский, советский народ. И неслучайно, что именно Донбасс стал сегодня линией разлома, по которой внешний противник пытается разделить неразделимое, оторвать Украину от Большой России. Донбасс — центр бурно развивавшейся в конце XIX в. В докладе на торгово-промышленном съезде в Москве он сделал обзор угольных месторождений России, потенциальных центров развития промышленности.
Учёный стал одним из первых, кто предложил подземную газификацию угля. И это было вызвано не только соображениями экономической эффективности, но и вопросами безопасности: необходимо было сохранить жизнь и здоровье шахтёрам, подвергавшимся колоссальному риску. Символично, что Менделеевский университет в Москве изначально — Московское промышленное училище, основанное по инициативе Д. Менделеева в 1898 г.
Другим важнейшим видом углеводородного сырья является нефть, и в постановке в России нефтяного дела роль Д. Менделеева ещё более значительна. Знаменитыми стали его слова: «Топить нефтью? Что ж, можно топить и ассигнациями».
Прежде остававшиеся от переработки нефти на керосин «отходы» он предложил превращать в масла, стоящие значительно дороже. В 1881 г. Менделеевым был сконструирован нефтеперегонный куб непрерывного действия ёмкостью 100 пудов, испытания которого прошли на заводе В. Рогозина вблизи Ярославля.
Перелом произошёл в конце обучения. В 1855 году за отличный аттестат Менделеев получил золотую медаль, а заодно и направление на должность старшего преподавателя гимназии в южный город — Симферополь. Здесь он познакомился с Николаем Ивановичем Пироговым, русским хирургом, естествоиспытателем и педагогом, профессором, основоположником военно-полевой хирургии.
Однако вскоре из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее. В 1856 году Менделеев возвратился в Петербург и в университете защитил диссертацию на степень магистра химии. Там же он начал работать и читать курс органической химии.
В 1864-м Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института, а годом позже, в 1865-м, защитил докторскую диссертацию. Через два года он уже возглавил кафедру неорганической химии Петербургского университета. Сохранились сведения, что учителем литературы Дмитрия Ивановича в Тобольской гимназии был известный впоследствии поэт Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка».
Весной 1862 года в Петербурге падчерица Ершова, Феозва Лещева, которая была старше Менделеева на шесть лет, стала его первой женой. Но отношения между супругами не складывались, и этот брак в 1881 году завершился разводом. Вторая жена, Анна Ивановна Попова, была моложе своего супруга на 26 лет.
Она училась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования в Санкт-Петербурге. С 1876 по 1880 год Анна училась в Академии художеств. Опуская многие подробности этого романа, упомяну лишь, что Менделеев по крайней мере два раза прерывал свою работу в университете и ездил к ней в Италию.
В 1881 году, давая согласие на развод, церковь тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние; в течение этого срока он не мог венчаться вновь. Однако в апреле 1882 года, вопреки этому решению, священник Адмиралтейской церкви по фамилии Куткевич за десять тысяч рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишён духовного звания.
От двух браков родилось семеро детей. Одна из его дочерей, старшая от второго брака, Любовь Менделеева, стала женой великого поэта Серебряного века Александра Блока. В Петербургском университете Дмитрий Иванович Менделеев работал вплоть до 1890 года, и именно с этим периодом связано самое важное его открытие — создание Периодической таблицы химических элементов.
Готовя лекционный курс под названием «Основы химии», Менделеев заметил определённую периодичность в свойствах химических элементов. Эта закономерность особенно ярко проявилась, когда он расположил элементы в соответствии с их атомными массами, даже несмотря на то что некоторые эти значения нуждались в корректировке. Кроме того, именно на основе этого подхода стало обоснованным предсказание некоторых, тогда ещё неизвестных, химических элементов.
История не даёт однозначного ответа на ряд вопросов, связанных с окончанием работы над первой версией Периодической таблицы. Известно, что в понедельник, 17 февраля 1869 года, Менделеев завершил разработку рукописной версии таблицы «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Необходимая дополнительная информация содержалась в статье, которая была написана в последней декаде февраля и опубликована также в 1869 году в «Журнале Русского химического общества».
С самого начала Менделеев отчётливо сознавал, что для его открытия необходимо международное признание. Поэтому ещё в феврале он разослал свою таблицу западноевропейским коллегам. Кроме того, 6 18 марта 1869 года знаменитый доклад Менделеева с тем же названием, что и статья, был прочитан первым редактором журнала РХО профессором Николаем Александровичем Меншуткиным на заседании Русского химического общества.
Вот как об этом писал Дмитрий Иванович в 1905 году: «В начале 1869 г. В этой фразе не уточняется, почему сам автор не выступил со своим докладом. По некоторым сведениям, ещё 17 февраля он должен был отправиться в поездку для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии.
Отъезд не состоялся потому, что этот день стал днём «открытия Периодического закона», и поездку перенесли на начало марта. Менделеев предполагал попутно заехать в свою усадьбу Боблово, где в это время шла работа по реконструкции его дома. В других записях того времени отмечается, что доклад был прочитан лично Д.
Но все эти детали отступают на второй план по сравнению с самой завершённой работой. Развитием учения о периодичности Менделеев занимался вплоть до конца 1871 года, шаг за шагом разрабатывая «естественную систему химических элементов». В тот год он лично посетил ряд высококлассных химических центров, где выступил с рассказом о своей работе, постоянно улучшая её первую версию.
Возможно, что открытие Периодического закона стало одним из примеров, позволившим нобелевскому лауреату 1963 года, американскому физику венгерского происхождения Юджину Вигнеру в своей нобелевской лекции, посвящённой структуре атомных ядер, сформулировать философию научного поиска. По его словам, «наука начинается тогда, когда среди доступных природных явлений выявляются логика, согласованность и закономерность, позволяющие предложить их объяснение путём создания концепции или дать их интерпретацию естественным образом». Как это часто бывает с важными открытиями, для которых настало время, ряд учёных в разных странах примерно в этот же период также пришли к выводу о периодичности в системе химических элементов.
Наиболее известны среди них Лотар Мейер 1830—1895 , работавший в Германии, и английский химик Джон Ньюлендс 1837—1898. О них я расскажу чуть позже, а сейчас особо следует упомянуть итальянского химика Станислао Канниццаро 1828—1910. Его судьба очень непроста.
Получив образование в университетах Палермо и Пизы, он принял участие в народном восстании на Сицилии, после подавления которого был осуждён на смертную казнь. Некоторое время Канниццаро прожил в эмиграции и только после этого начал работу в ряде итальянских университетов. В 1871 году он был избран в итальянский Сенат, позднее стал его вице-президентом.
Как член совета народного просвещения, курировал научное образование в Италии.
Биография Дмитрия Менделеева
Менделеев вспоминал о матери с благодарностью и теплотой: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной... Вы заставили научиться труду и видеть в нем одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... Полет на воздушном шаре Менделеев занимался вопросами воздухоплавания, спроектировал аэростат и стратостат и даже сам дважды летал на воздушном шаре. Если в первый раз это был полет на привязанном аэростате Анри Жиффара во Франции в 1878 году, то в 1887 году состоялся довольно рискованный полет в одиночку без подготовки. Он и для самого Менделеева был неожиданностью и вызовом. Началось все с приглашения от Русского технического общества произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения. Менделеев тут же согласился, ведь речь шла о парном полете с опытным пилотом-аэронавтом. О предстоящем событии стало широко известно, к месту старта в Клину подтянулась толпа любопытных, среди них был и Гиляровский. Журналист вспоминал: «В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек».
Менделеев залез в корзину с пилотом Александром Кованько, и тут вдруг оказалось, что шар не летит… Из-за утреннего дождя аэростат стал слишком тяжелым, полет мог быть сорван. Менделеев тут же принял решение лететь в одиночку и, посоветовавшись немного с пилотом, выкинул табуретку, на которой должен был сидеть, и отсыревший балласт из песка. Шар был отвязан, и ученый полетел в неизвестном ему направлении… Менделеев спокойно записывал наблюдения и ждал самоопускания аэростата. Приземлился он недалеко от имения Салтыкова-Щедрина между Калязином и Переславлем-Залесским, пролетев около 100 км, поднявшись на высоту до 3,8 км.
Но ученый не ограничился только химией, предложив коммерсанту целый ряд бизнес-новшеств: посоветовал связать завод с источниками нефти трубопроводами, саму работу по перегонке нефти сделать круглосуточной, а для дальнейшей транспортировки продукции использовать не деревянные бочки, а специальные корабли с резервуарами. Сегодня такие предложения кажутся банальностью, но полтора века назад это не было очевидным. Фактически Дмитрий Менделеев в 1863 году создал прообраз современного технологического процесса перегонки и транспортировки нефти. Дмитрий Менделеев после работ на заводе Кокорева уже не выпускал нефть из сферы своих научных интересов.
Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. А в статье «Вода сточная» он подробно рассматривает меры по очистке сточных вод промышленных предприятий. В 1863 году Д. Менделеев предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. В 1870-1880 гг. Менделеев продолжая активно заниматься научной деятельностью, уделял особое внимание нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленностям. В 1899 г. Дмитрий Менделеев возглавил Уральскую экспедицию — масштабное научно-исследовательское и инспекционное мероприятие. Он изучал уральскую металлургическую, горнодобывающую и лесную промышленности, прогнозировал развитие края, разрабатывал рекомендательные меры для преодоления монополизма и отсталости экономики и промышленности Урала. Вообще Д. Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, уделял большое внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, строительству новых железных дорог, освоению Северного морского пути. Кстати, он ездил не только по стране, но и в Западную Европу и США, знакомясь с заводами и промышленными выставками.
Один из самых выдающихся умов в истории. Учёный, автор знаменитой на весь мир таблицы химических элементов. Получил несколько золотых медалей, сделал массу научных открытий. Прожил весьма интересную жизнь! Что ещё вы не знали об этой многогранной личности?