По сравнению с самолетами такого же класса, пассажиры МС-21 почувствуют разницу в комфорте. — При том, что самолёт МС-21 – действительно наша главная надежда, этот самолёт удачно спроектирован для потребностей отечественного парка по загрузке, по дальности и скорости полёта, по комфорту для пассажиров.
Серийное производство авиалайнеров МС-21-310РУС весной 2024 г.
Оно было принято накануне. Это выделение 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на этот проект. Ждем от вас двадцати лайнеров ежегодно. Производства двадцати лайнеров", — сообщил премьер. Казанские авиастроители, надо думать, обрадовались. Благо на заводе остался хороший задел еще с советской эпохи. Взять хотя бы установку электронно-лучевой сварки. В цех еще 5 лет назад были закуплены новые фрезерные станки.
Из Рязани. Но под новые планы придется строить новые корпуса. Как этот, что вырос по соседству. Будущих владельцев интересует, прежде всего, послепродажное обслуживание и подготовка пилотов. Под этот проект надо и персонал новый набирать. Речь о двух тысячах специалистов — выпускников авиационных колледжей и институтов. За ними сейчас начнётся охота.
Надо их заинтересовать.
По завершении этой работы в мае планируем отправить на завод делегацию конструкторов для подготовки машины к предъявлению независимой инспекции и передаче на лётно-испытательную станцию», — рассказал Анатолий Гайданский о планируемом июньском полёте лайнера. Как сообщает «ё-Пром», «Яковлеву» предстоит заменить на МС-21 36 систем западного производства российскими аналогами. Поставки серийных МС-21 российским авиакомпаниям начнутся в 2025-м или даже 2026 году.
Которые в большинстве случаев предпочитают подчиняться международному законодательству и борты, объявленные «вне закона», к себе не пускать. Выкуп же позволит решить проблему и с возможным арестом этих самолетов в связи с требованиями лизинговых компаний, и с пресловутой «двойной регистрацией» - когда самолет числится и в российском реестре, и еще где-нибудь на Бермудах по международным правилам авиабезопасности так нельзя - за самолет должно отвечать одно государство.
Но авиакомпаниям было предложено определиться, какие из этих самолетов им действительно нужны - с учетом их возраста, возможностей по обслуживанию в нынешних условия, сегодняшней маршрутной сети. А также самим провести переговоры с лизингодателями и ударить по рукам. После чего зарубежная сторона должна еще получить разрешение на такую сделку в условиях санкций, - поясняет Роман Гусаров. Это, между прочим, по оценкам, порядка 20 млрд долларов по совокупности. Конечно, они эти деньги хотели бы получить хотя бы частично. Причем именно деньгами, а не самолетами.
И двигатель ПД-14. Импортозамещённое крыло потяжелело на 1,5-2 тонны. Мы не знаем, насколько ПД-14 будет тяжелее американского двигателя для неимпортозамещённой версии самолёта, но он будет тяжелее. Соответственно, весь самолёт будет тяжелее. Значит дальность полёта будет уменьшена, равно как и коммерческая нагрузка на авиалайнер, в силу чего он может и не стать конкурентом «Боингу» и «Эйрбасу». Лётные испытания любой авиационной техники могут длиться месяцами или даже годами, заметил Олег Смирнов. Испытательные и сертификационные полёты требуют выдержки по времени. Например, беспосадочный полёт на протяжении максимально возможного времени или максимальной дальности под расход керосина.
При этом надо понимать, что даже, например, 6 самолётов МС-21 310 к концу 2024 года — это 12 двигателей. А ни одного двигателя ПД-14 в массовом производстве пока нет. К тому же, уже длительное время сроки выхода МС-21 в «серию» сдвигаются и сдвигаются вперёд», — заключил заслуженный пилот РФ. В пресс-службе ОДК Объединённая двигателестроительная корпорация не дали ответа на вопрос журналиста «Московской газеты» о том, когда будут выпущены в серийное производство двигатели ПД-14.
Китай начал использование своего пассажирского самолета. Когда ждать российский МС-21?
— При том, что самолёт МС-21 – действительно наша главная надежда, этот самолёт удачно спроектирован для потребностей отечественного парка по загрузке, по дальности и скорости полёта, по комфорту для пассажиров. самолета МС-21. Изображение российских пассажирских самолетов МС-21 на стенде NAIS-2022. ©Алексей Майшев/РИА Новости. Когда самолет МС-21 планируется ввести в использование. События и новости 24 часа в сутки по тегу: МС21. Самолет МС-21 — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ.
В России может появиться дальнемагистральная версия МС-21
И тут начинается самое интересное. Все остальное — или «договоры о намерениях», или единичные заказы, не играющие никакой роли в судьбе МС-21. Иностранных заказчиков всего три. Совокупно имеющиеся с ними договоренности подразумевают поставки примерно 20 крылатых машин. При этом до сих пор ни с одним зарубежным заказчиком нет твердого контракта. Говоря простым языком, МС-21, похоже провалился на мировом рынке. Возможно, именно поэтому машину даже не стали везти на престижный авиасалон «Ле Бурже-2017» , а единственным российским летающим экспонатом выставки стал Sukhoi Superjet 100.
Хотя ближнемагистральные пассажирские перевозки наравне со среднемагистральными — одно из самых востребованных направлений, за все годы было произведено чуть более 140 Sukhoi Superjet. И если в случае с провалом SSJ-100 можно было сказать, что «первый блин комом» Россия долгие годы не создавала новые пассажирские самолеты , то крах коммерческих иллюзий МС-21 будет очень болезненным ударом по отечественному авиастроению. Вопрос существования МС-21 лежит не столько в плоскости коммерческой выгоды, сколько в плоскости поддержки статуса России в качестве авиастроительной державы. Судьба МС-21 зависит от того, сколько власть готова заплатить за этот статус. При желании новый авиалайнер можно рассматривать и в качестве «инвестиций в будущее». Однако в том будущем, которое нас ожидает, места для отечественного гражданского авиастроения, похоже, не найдется.
МС-21 — это среднемагистральный самолёт вместимостью от 163 до 211 пассажиров. В декабре лайнер был сертифицирован Росавиацией для полётов с российскими композитным крылом и двигателями. По словам аналитиков, МС-21 предназначен для использования в наиболее востребованной нише на рынке авиаперевозок.
Его создание в перспективе позволит отказаться от западных самолётов, уверены эксперты. Мы решили проблему с двигателем, с «чёрным крылом». От Росавиации получено одобрение главных изменений в типовую конструкцию, связанных с установкой ПД-14 и крыла из российских композитов.
В 2023 году планируем начать испытания других систем в составе самолёта, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство. Часть из этих систем уже проходит стендовые испытания», — рассказал Чемезов. По его словам, именно авиастроение является приоритетом среди гражданских проектов «Ростеха» в этом году.
Про МС-21 я уже говорил, ещё один проект — импортозамещение Sukhoi Superjet», — напомнил глава госкорпорации. Аналогично и с другими системами и агрегатами... Задача сложнейшая, наши авиапредприятия работают на пределе.
В такие сроки никто в мире не воплощал в жизнь такие проекты», — подчеркнул Чемезов. Полностью российский самолёт Разработкой среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 вместимостью от 163 до 211 пассажиров занимается корпорация «Иркут» входит в «Ростех». Изначально предполагалось, что их серийное производство должно было начаться ориентировочно в 2019—2020 годах, однако из-за западных санкций сроки реализации проекта пришлось перенести.
В результате производство композитов пришлось налаживать в РФ, что потребовало определённого времени.
Речь идет о реинжениринге. На самом деле это мировой тренд. Не все об этом говорят, но поскольку детали очень дорого стоят, многие страны по этому пути уже ушли раньше. Конечно, есть критика со стороны производителей, но это происходит из-за того, что они понимают, что остаются без прибыли. Плюс есть ещё такое явление, как «авиационный каннибализм». Этим активно пользуются. И страшного в этом ничего нет. В общей сложности 700 единиц.
У нас такой потенциал, мы не отстаем в развитии авиационной техники военного назначения, боевой авиации, значит, у нас есть возможности, у нас есть технологии, так давайте их срочно адаптировать под гражданскую авиацию. Но для этого не хватает жесткого политического решения. Если будем заниматься только «авиационным каннибализмом», то на 7—10 лет хватит. Это всё оптимистичные прогнозы. Времени еще достаточно много. На это, наверняка, рассчитывают и в Минпромторге. И если да, то в какой перспективе временной это возможно? В ближайшие даже 20 лет. На это пока нет политического решения.
И даже когда его принимают, экономические вопросы двигаются минимум через 5—7 лет из-за высокой инерции. Я это слово употребляю не в плохом смысле. Я говорю о том, что нужно организовать производство, подготовить рабочую силы, найти материалы. Это же не на коленке делается. Самолет однозначно пойдет [в серию]. Но я считаю, что нужно параллельно восстанавливать старые проекты. Мы с этим, к сожалению, опоздали. Этим нужно было заниматься еще 2 года назад.
К 13 000 занятых на производстве в течение трех лет прибавится около 2000 инженеров и техников, а до 2028 года — аж 4500 человек. Главной проблемой останется производство комплектующих. Для Ту-214, например, их просто не успевают выпускать: мощности смежников заняты военными заказами. Но если все сложится успешно, уже в конце 2024-го — начале 2025 года российские компании получат первые МС-21 , состоящие исключительно из отечественных деталей.
Что задерживает выход российского самолёта МС-21 в массовое производство
МС-21 — все новости по теме на сайте издания «Гвоздь в крышку гроба»: Реакция пилота из Уфы на посадку самолета в сибирском поле. МС-21-310 – среднемагистральный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. МС-21 — отечественный среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Опытный образец самолета МС-21-310РУС (бортовой № RF-73057, а заводской № МС.0013) с полностью импортозамещенным оборудования должен в первый раз совершить испытательный полет в конце осени нынешнего года.
вести недели
Новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 млрд руб. за штуку. — В СМИ обсуждается, что самолёт МС-21 стал тяжелее из-за импортзамещения. Первый отечественный самолет МС-21 полетит в I полугодии 2024 года. В Ульяновске завершили покраску первого МС-21–300 в ливрею авиакомпании «Россия». Российский самолет МС-21 совершил свой первый полет с отечественными двигателями ПД-14.
Расправляя крылья: как идет импортозамещение в российской авиации
Российский самолет МС-21 после запуска серийного производства вытеснит с рынка Boeing и Airbus, сказал НСН авиационный эксперт Роман Гусаров. По его словам, самолёт МС-21 сразу был спроектирован под безбумажную технологию использования полётных документов. Первый опытный МС-21 (МС21-0001), на котором двигатели PW1400G недавно заменили на ПД-14, примет участие в испытаниях на попадание молнии в IV квартале 2023 года. Сроки импортозамещения иностранных бортовых систем на самолете МС-21 также форсируются, - сообщили в «Ростехе». Первый самолет МС-21, построенный с использованием полностью российских композитных материалов, поднимется в воздух в декабре 2021 года.
Китай начал использование своего пассажирского самолета. Когда ждать российский МС-21?
Подрядчику предстоит сопровождение полного цикла производства — от стендовых образцов до сертификации самолётов и начала серийного выпуска. График развития предполагает выполнение контракта до создания первого МС-21 с российской авионикой, который планируют выпустить до 2023 года. Стоит отметить, что выбранный производитель также сможет обеспечить создание электронных компонентов для 75-местной версии Sukhoi Superjet SSJ-175. Так, электронные планшеты лётчика, многофункциональные дисплеи, и системы дополненного видения поставляли компании Honeywell, Elbit Systems, и Thales, а боковые джойстики управления для МС-21 разрабатывала компания UTC Aerospace.
В состав кооперации по программе МС-21 входят ведущие российские производители авиационных систем. Высокое качество самолета обеспечено внедрением цифровых технологий при проектировании и производстве самолетов.
Российский лидер подчеркнул, что новый среднемагистральный самолет МС-21 не имеет ничего общего с оборонным комплексом, против которого ввели санкции. По мнению Путина поставки прекратили на самом деле по соображениям недобросовестной конкуренции. Это просто хамство. На мировом рынке", - сказал Путин, добавив, что наши западные партнеры знают, что мы все равно сделаем, но просто чтобы России попозже вышла с этим предложением, а они успели занять эти ниши и рынки», - об этом сообщает российское издание «Московский комсомолец». Судя по всему, несмотря на работу, проделанную по созданию собственного композиционного материала, самолёт всё ещё не может быть поставлен на серийное производство, и в этом кроется весьма неблагоприятная для отечественного производителя деталь — от приобретения российских самолётов могут отказаться компании и страны, ранее заключившие с Россией соглашения на этот счёт. Необходимо обратить внимание на тот немаловажный факт, что изначально серийное производство МС-21 было запланировано на 2017 год, затем перенесено на 2018 год, впоследствии стало известно о подготовке серийного производства авиалайнеров в 2021 году, однако, существуют предположения о том, что производство начнётся не ранее 2025 года.
МС-21 — это среднемагистральный самолет, появления которого очень ждут на внутренних авиалиниях. Ведь этот современный лайнер не просто прямой конкурент для импортных самолетов — он по многим параметрам их превосходит: гораздо комфортнее, безопаснее и дешевле в производстве. А главное — он наш.
Ждать осталось недолго. Импортозамещённый лайнер МС-21 скоро поднимется в небо
Бывший вице-премьер Юрий Борисов еще в 2022 году обещал выпускать по десять Ту-214 в год уже полностью сертифицированных и летающих с двигателями ПС-90А в составе президентского авиаотряда , однако в 2023 авиакомпании был передан лишь один расконсервированный Ту-214. Эксперты предполагают, что проект МС-21 лоббируется Минпромторгом и Ростехом в ущерб более реалистичной программе Ту-214 — возможно, это нужно для перенаправления государственного финансирования. Ведь разработка самолета с "нуля", производство опытных образцов, испытания, сертификация, запуск в серию, устранение дефектов — все это постоянные вливания из госбюджета, причем растянутые по времени. Кроме того, до сих пор ничего неизвестно об обещанном возобновлении серийного выпуска российского широкофюзеляжного лайнера Ил-96. В это время российские компании продолжают выкупать иностранные суда из лизинга за баснословные суммы. Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов, подсчитал РБК на основе открытых данных и данных источников. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния в размере 300 млрд руб.
Так, только крупнейшая российская авиагруппа "Аэрофлот" урегулировала споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам.
Одной из самых больших проблем для отрасли стал отток персонала. Старое поколение рабочих, инженеров и конструкторов постепенно уходило на покой, а молодые специалисты не шли работать на предприятия из-за низких зарплат и отсутствия перспектив. В результате наша страна стала зависима от иностранных поставщиков гражданских самолетов.
Санкции против России и, в частности, против ее авиапрома начались еще в 2014 году. Но после начала СВО на нашу страну было оказано такое внешнее давление, которого не знало до этого ни одно государство. Были остановлены поставки новых самолетов, полностью прекращено техническое обслуживание уже поставленных машин, разорваны все кооперационные связи по совместным проектам. Остро встал вопрос импортозамещения иностранных самолетов, которые уже в ближайшие годы встанут «у забора» из-за отсутствия запчастей.
Создание полностью отечественных авиалайнеров — сложнейшая задача, над которой сейчас работают тысячи специалистов на предприятиях по всей стране. Согласно утвержденной правительством программе развития авиатранспортной отрасли, до 2030 года российским авиаперевозчикам должно быть поставлено более 1000 самолетов разных типов. Основная нагрузка лежит на Госкорпорации Ростех. Так, ее предприятия должны за ближайшие 7 лет произвести 142 региональных самолета SJ-100, 385 среднемагистральных МС-21-310 и Ту-214.
Именно эти авиалайнеры станут основой парка отечественных авиакомпаний на годы вперед. SJ-100: наш «Суперджет» Суперджет-100 — ближнемагистральный самолет, который может перевозить до 100 пассажиров на дальность до 4320 км. Машины этого класса обычно используются для полетов в рамках одного региона или между двумя соседними, а также в страны ближнего зарубежья. Авиалайнер создавался в тесной кооперации с иностранными производителями, получил зарубежные бортовые системы и франко-российские двигатели SaM-146.
С момента начала производства было выпущено более 230 самолетов Суперджет 100. Они доказали свою надежность и экономическую эффективность в том числе после начала СВО, когда нагрузка на них значительно выросла. Сегодня интенсивность полетов Суперджетов близка к показателям западных лайнеров. Так, в настоящее время средний налет самолетов этого типа в авиакомпании Red Wings составляет около 400 часов в месяц, а по отдельным судам — 450 часов.
Это означает, что они находятся в воздухе почти по 15 часов в сутки. Решение о сотрудничестве с иностранными компаниями было связано с необходимостью быстро реализовать проект, а также обеспечить послепродажное обслуживание самолетов за границей. Ведь там у западных производителей были свои логистические и ремонтные центры в каждом крупном аэропорту. В 2022 году западные партнеры программы прекратили сотрудничество, нарушив все договоренности.
В свою очередь, договор авиакомпании «Россия» с лизинговой компанией подразумевает поставку 12 воздушных судов MC-21 и 34 самолётов SJ-100. Шесть из них пополнят парк «Аэрофлота», ещё 12 войдут в состав «России». Все находятся в разной стадии производства. Первые пять планеров уже готовы, собраны, началась установка отечественных систем и агрегатов. Параллельно идёт процесс сертификации. Платова готовы к заключению соглашения о поставке автоматизированного портала для выкладки сухой углеродной ленты для изготовления панелей крыла самолёта МС-21. По словам Анатолия Гайданского, была полностью отработана отечественная технология, получены результаты высокого качества, скорости и надёжности системы.
Следующая цель — масштабирование этого решения для серийного производства композитных конструкций крыла МС-21 и увеличение объёмов выпуска самолётов. Отечественная авионика полностью соответствует иностранному оборудованию, которое установлено на сертифицированной версии МС-21-300. Существование таких стендов обусловлено необходимостью безопасной и экономически эффективной отработки и сопровождения бортовых систем перспективных и эксплуатируемых самолётов. Новый стенд станет «Электронной птицей» самолёта МС-21-310. На данном этапе идёт монтаж агрегатов и самолётных систем, а также прокладывается кабельная сеть. После этих работ станет возможной установка бортового оборудования. Комплекс полунатурного моделирования «Электронная птица» предназначен для отработки взаимодействия комплекса бортового оборудования самолёта МС-21-310 и его программного обеспечения.
С помощью имитаторов стенд позволяет испытывать настоящее оборудование лайнера в тех режимах, которые невозможно выполнить при лётных испытаниях. Ранее подобный стенд был создан для отработки систем самолёта с импортными комплектующими. Баумана состоялась приёмка инновационного робота-укладчика сухого углеродного волокна для изготовления силовых композитных элементов конструкции самолёта МС-21. Баумана Михаил Гордин посетили подмосковный филиал ВУЗа где осмотрели и оценили функциональность роботизированного комплекса. Благодаря сотрудничеству с МГТУ им. Баумана, был разработан робот, способный выкладывать длиномерные конструкции консолей крыла лайнера. Сама выкладочная голова была разработана Южно-Российским государственным политехническим университетом им.
Платова, который расположен в Новочеркасске Ростовской области. Серийный образец российского роботизированного комплекса в ближайшее время отправится в Ульяновск, на производственную площадку «АэроКомпозита». Яковлева в Жуковском прошли испытания на аварийное покидание самолёта МС-21. Для тестов был выбран борт 73056, целью испытаний ставилось подтверждение возможности аварийной эвакуации 219 человек: 211 пассажиров и 8 членов экипажа в заданные временные рамки. Декабрь 7 декабря на заседании технического комитета ОАК рассмотрена и единогласно одобрена концепция поточной линии сборки пилонов самолёта МС-21 в рамках реализации проекта Центра специализации «Пилоны» ЦСП ОАК на площадке Воронежского авиационного завода. Основная номенклатура обрабатываемых изделий — крупногабаритные детали, к которым предъявляются особые требования по прочности. В общей конструкции планера самолёта на них ложится основная нагрузка.
Для сравнения, у Airbus А330 — 25 дюймов, Boeing 787 — 24 дюйма. Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов у А330 — 17 , а проход между креслами — до 22,5. Всего вмещается до 211 кресел. Дополнительное пространство между рядами достигается за счет ширины самого авиалайнера. По задумке, в салоне одновременно загружать свои вещи в верхние ящики смогут сразу два человека, стоя спина к спине и не мешая при этом друг другу. Еще один плюс — увеличенный размер иллюминаторов.
Мантуров заявил, что серийное производство самолета МС-21 запустят в 2025 году
- Что будет с МС-21: эксперт рассказал, при каких условиях полетит МС-21 - 9 марта 2024 - НГС.ру
- Серийных самолётов МС-21 в 2024 году не будет
- Китай начал использование своего пассажирского самолета. Когда ждать российский МС-21?
- Дальность и высота полета МС-21 из Иркутска снизилась - Новости
- Сейчас на главной
Содержание
- Что будет с МС-21: эксперт рассказал, при каких условиях полетит МС-21 - 9 марта 2024 - НГС.ру
- Второй авиалайнер МС-21 совершил полет с российскими двигателями
- МС-21 – использование Чемезовым и Мантуровым опыта Виктора Христенко
- Материалы с тегом
- «Маховик раскручивается»: Авиаэксперт рассказал, когда начнет летать МС-21
Поиск по тегу: МС-21
Но авиакомпаниям было предложено определиться, какие из этих самолетов им действительно нужны - с учетом их возраста, возможностей по обслуживанию в нынешних условия, сегодняшней маршрутной сети. А также самим провести переговоры с лизингодателями и ударить по рукам. После чего зарубежная сторона должна еще получить разрешение на такую сделку в условиях санкций, - поясняет Роман Гусаров. Это, между прочим, по оценкам, порядка 20 млрд долларов по совокупности. Конечно, они эти деньги хотели бы получить хотя бы частично. Причем именно деньгами, а не самолетами.
Еще один важный момент, уже российский: выкупленные за счет средств ФНБ самолеты перейдут не непосредственно авиаперевозчику, а будут в лизинге у российской лизинговой компании, утвержденной правительством. То есть деньги из ФНБ авиакомпаниям не дарят, самолеты останутся под контролем государства.
Новые модели были бы экономичнее, но за них надо было платить — а старые при приватизации достались практически бесплатно или были доступны на рынке по низким ценам. При этом рынок был фактически закрыт для импорта.
Пошлина на гражданские самолёты была установлена в размере 20 процентов, также надо было платить 18 процентов НДС, что увеличивало стоимость импортной техники на 41,6 процентов — это фактически запретительный уровень. Только три российских перевозчика в 1990-е смогли позволить себе «иномарки» — но исключительно потому, что договорились об отмене для них таможенных пошлин. Хотя низкая себестоимость эксплуатации и интерес пассажиров к ним окупали затраты. У «Аэрофлота» были полученные перед самым концом СССР Airbus A310, парк которых компания затем увеличила за счёт подержанных, а в 1997 году заключила договор о лизинге 10 новых Boeing 737-400 и двух Boeing 777-200ER.
Добиться льготы удалось и авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В 1994 году она приобрела в лизинг подержанный Boeing 737-200 и в 1996 году получила освобождение от пошлин для него и ещё двух аналогичных самолётов. Другие авиакомпании не обладали лоббистскими возможностями, да и позволить себе покупку новой техники в принципе не могли. В 1993 году была запущена государственная программа развития гражданской авиационной техники России до 2000 года.
Однако она была основана на ошибочных оценках потенциального спроса, включала слишком много проектов при недостатке финансирования. Так что заметных результатов достигнуто не было, хотя её и продлевали на 2001 год. Второе рождение У сменившей её программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» было важное отличие: в неё включили конкурсы проектов, которые должны были получить финансирование из бюджета. И в середине 2002 года Российское авиационно-космическое агентство, в чьё ведение тогда входила авиация, объявило два тендера — на проекты регионального и ближне-среднемагистрального авиалайнеров.
Сборка МС-21 в корпорации «Иркут». Для конкурса его назвали более звучно — магистральный самолёт двадцать первого века, МС-21. Их конкурентом стал Ту-234 конструкторского бюро «Туполев» — дальнемагистральная версия Ту-204, которая позже выпускалась под обозначением Ту-204-300. Авторы проекта МС-21 получили поддержку промышленно-финансовой группы, в которую входили научно-производственная корпорация «Иркут», авиазаводы в Смоленске, Ульяновске и Воронеже и Национальный резервный банк.
А ещё проект впервые поддержала лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко. Дело в том, что в условиях плановой экономики СССР организацию поставок эксплуатантам от производителей брало на себя государство. В рыночных условиях кто-то должен был финансировать приобретение. Представленный на конкурс проект МС-21 включал сразу несколько версий по длине: на 132 пассажира, а также на 156 мест и на 174.
Также предлагался грузовой вариант — на 17 тонн. Дальность в зависимости от модификации должна была составлять от 4500 до 5500 километров. Монтаж кабины МС-21. Это обычная практика: многие авиакомпании имеют свои предпочтения по производителям моторов — и самолёты делают под покупателей.
Итоги конкурса были подведены 21 июня 2003 года и объявлены в августе на авиасалоне МАКС в Жуковском. Лучшим ближне-среднемагистральным назвали МС-21. Причём за него единогласно проголосовали все 16 членов комиссии. Победители получили финансирование на подготовку производства и сертификацию из бюджета, примерно по 150 миллионов долларов.
Правда, по оценкам того времени, на запуск серийного производства нужно было в четыре раза больше. И деньги разработчикам предстояло искать самостоятельно. Общая стоимость проекта МС-21 оценивалась в 7—8 миллиардов долларов, а первый полёт был запланирован на 2015 год. Сроки сдвинулись вправо В 2008 году изменился главный исполнитель: КБ Ильюшина решило сосредоточиться на военно-транспортных самолётах, и головным разработчиком стала корпорация «Иркут».
По состоянию на 1 сентября 2018 года, по оценкам Счётной палаты РФ, общий бюджет проекта МС-21 составил 438 млрд, которые планировали израсходовать с 2008 по 2025 годы. На момент оценки было потрачено 158,3 млрд. Стоимость постепенно увеличивалась из-за необходимости создавать новые производства для замещения импорта комплектующих, попавших под санкции. Предполагается, что общие затраты на проект составят примерно 500 млрд рублей.
То есть примерно 8 млрд долларов. Это вполне обычная стоимость для подобных проектов в мире. Первый опытный МС-21 выкатили выкатка — общепринятый термин для такого события 8 июня 2016 года, а первый полёт он совершил 28 мая 2017 года. Выкатка МС-21 8 июня 2016 года.
Фото: корпорация «Иркут» Сегодня испытания и сертификация длятся довольно долго. В 1970-е — 1990-е производители укладывались в год и даже меньше. Из новейших типов рекордсмен по скорости ввода в эксплуатацию — Airbus A350. Он вышел на регулярные рейсы 15 января 2015 года, через полтора года после первого полёта 14 июня 2013 года.
Первый полёт МС-21 28 мая 2017 года. Но нельзя отрицать, что сроки сдвигались и неоднократно. Предполагалось, что поставки авиакомпаниям начнутся в 2019 году, потом — в 2020-м, потом говорили про 2022 год.
Какой самолет лучше? Если МС-21 останется таким, каким задумывался, то он сможет конкурировать с «Боингом» на этих весах. Европейская сертификация покажет, какие цифры там будут фигурировать.
Но уже сам факт, что МС-21 активно продвигается в сертификационном направлении, а также факт того, что национальный двигатель почти готов и проходит заключительные испытания, все это говорит о хороших перспективах. Первоначально для МС-21 были предусмотрены американские двигатели, но теперь создан и доводится уже наш двигатель, который через некоторое время также пройдет сертификацию, и тогда у авиакомпаний будет выбор: покупать МС-21 с американским или с российским двигателем. Так мы преодолеем еще одну подножку в конкуренции с «Боингом». Третья подножка — отказ в поставке нам западной электроники на МС-21, которую внесли в санкционный список. И мы вынуждены делать ее сами. Для нас, для отечественного авиапрома это замечательно, тем более не забыт окончательно опыт самостоятельных разработок.
Я думаю, выйдем из положения, уже заявлено, что наши электронщики будут готовы сделать сами электронное оборудование для МС-21. Вот в этой войне и посмотрим, насколько наши ребята справятся с тем, чтобы оставить МС-21 в качестве конкурента «Боингу» и «Эрбасу» и другим самолетам этого класса. Одна из самых ценных подлодок США очень скоро станет ломом черных металлов «СП»: — И если справятся, то МС-21 можно будет считать реально российским самолетом? Мы вынуждены это делать. Вот, двигатель — это серьезный компонент и составляющая. Электроника тоже серьезная составляющая.
Поэтому, да, в этом преимущество МС-21, что он уже самолет национальный. Рассчитывать сегодня на такое было бы наивно. Ни одна страна мира не производит полностью самостоятельно самолеты.
Предлагаемая читателю таблица очень наглядно показывает «успехи» российского авиапрома.
Если успехом считать полное его отсутствие, то, конечно, можно говорить о достижениях — самолётов нет, но зато тот же Сергей Чемезов, постоянно «потрошит» российский бюджет ради «спасения» национального авиапрома. Куда уходят эти деньги? На сайте Минпромторга можно отыскать любопытную информацию о развитии авиационной промышленности России. Эта бухгалтерская информация полностью состоит исключительно из цифр бюджетных расходов, но при этом не видно, скажем, количества пассажирских мест, приходящихся на каждый бюджетный рубль, потраченный на построенные в рамках госпрограммы гражданские воздушные суда.
Количество же поставленных в 2019 году самолётов гражданской авиации составило всего 10 штук! Однако, по опубликованным официальным данным «Airbus» , только эта компания поставила в 2019 году 863 воздушных судна. О каком нашем одном проценте на мировом рынке можно вести речь? Что-то с устным счётом у российских чиновников слабовато… По теме 2346 Visa и Mastercard приостановили все операции в России: карты российских банков продолжат работать на территории страны Международные платежные системы Visa и Mastercard приостановили все операции с российскими картами.
Они не будут работать за пределами страны, но внутри России продолжат функционировать так же, как и раньше, до истечения срока их действия. Сегодня, по нашему мнению, уже можно чётко утверждать, что госпрограмма провалилась — чиновникам было удобнее контролировать один финансовый поток, поэтому все основные средства направлялись на SSJ-100, говорить об успехе которого едва ли возможно. Получается, что наши чиновники разработали совершенно бесполезный документ? Ответит ли кто-то за подобное?
И почему, с завидным постоянством, все прогнозы российской власти оказываются несостоятельными? Ответ на этот вопрос можно найти в монографии 1933 года с очень актуальным названием «Почему у нас не было авиационной промышленности, почему она у нас теперь есть». Рассуждая о царской России, автор монографии делает вывод: «Фактически же похоже на то, что она царская Россия — прим. По крайней мере, те руководители царской авиации, которым надлежало ведать этим делом, делали всё от них зависящее для того, чтобы своей авиации не построить.
Они больше интересовались доходами капиталистов, вовлекаемых в авиационную промышленность, чем производственными результатами. Бескорыстно или небескорыстно, но делалось всё, чтобы выбить из-под ног русской авиации почву для самостоятельного существования» — звучит достаточно актуально и в наше время. Только если сегодня задаваться аналогичным вопросом, то подобную монографию надо озаглавить так: «Почему у нас была авиационная промышленность и почему у нас сейчас её нет». Удастся ли вторая попытка реабилитации российского авиапрома, покажет время.
Но думается, что только одной программы МС-21 для этого недостаточно, ибо системная деградация «эффективных менеджеров», управляющих российским авиапромом, достигла критического уровня. Взгляд со стороны, если так можно назвать слова представителя компании «Embraer», опубликованные на портале деловой авиации aviav.
На финишной прямой: как реализуется программа по созданию российского лайнера МС-21
Эфир от 25.06.2023. Английские, испанские и французские субтитры. Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Известиям» коснулся вопроса сертификации самолёта МС-21. Учебный центр РАТА подготовил первую группу специалистов по техобслуживанию МС-21. МС-21 — самолет среднемагистрального класса вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Первый самолет МС-21, построенный с использованием полностью российских композитных материалов, поднимется в воздух в декабре 2021 года. Новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 млрд руб. за штуку.