— Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января.
То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год
Кто придумал отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и как появился этот обычай, когда праздник стал общенациональным торжеством, традиции для РИА Новости, 31.01.2023. Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу лжецаря Петра I Новый год стали отмечать по западному, в ночь на 1 января, а не как обычно в. Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю.
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января. Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. Больше 100 лет Новый год праздновали весной.
Новогодние традиции: как это было до указа Петра I и как стало после
К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Поэтому советские повара видоизменили рецепт, «подарив» нам всем известный салат оливье. Впервые этот салат появился в России в канун нового 1919 года, с легкой руки московского купца и трактирщика Анастаса Богомолова. Владелец питейных заведений нес огромные убытки — продукты подорожали, поэтому пришлось поднять цены на закуски, и мужики перестали брать их к выпивке. Поразмыслив, Богомолов приказал одному из своих поваров придумать дешевую, но сытную закуску. За основу взяли селедку — самый бюджетный на тот момент продукт. Ее мелко нарезали и положили на дно миски. Чтобы показать свою преданность революции, повар решил накрыть рыбу не только картофелем и луком, но и «шубой» свеклой ярко бордового цвета, которая символизировала красное знамя. Новый салат сразу понравился посетителям трактира, и дела купца пошли в гору.
К слову, изначально блюдо называлось не «сельдь под шубой», а Ш. Аббревиатура расшифровывалась как «Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема! К счастью, впоследствии название упростилось. За счет содержащихся в костях и мясе животных желеобразующих веществ, застывая, он превращался в вязкую массу. Впервые холодец стали делать люди кочевых народов тысячи лет назад. Они брали его с собой в берестяных торбах, разогревали на костре и ели. Такой ужин отлично согревал в промозглую погоду.
Спустя века французы усовершенствовали оригинальный рецепт холодца. Они отварили вместе птицу, дичь, телятину, свинину и кролика. Затем прокрутили мясо в фарш, смешали его со специями и вареными яйцами, слегка развели полученным бульоном до консистенции густой сметаны и выставили на холод. Называлось это блюдо галантином, что в переводе со старофранцузского означает «желе». Этот галантин и стал «дедушкой» современного русского холодца. В начале XIX в. Россия увлеклась французской культурой.
Дворяне охотно приглашали к себе на работу заморских поваров. Так рецепт галантина попал в нашу страну, где его изменили.
Так что живших в то время практически сразу после отпразднованного осенью Нового года ждал еще один, на подготовку к которому к тому же оставалось всего 11 дней. Содержались в указе и указания, как отметить грядущий праздник правильно. Сначала полагалось возблагодарить Бога, посетив молебен. А при отсутствии такой возможности - обязательно помолиться дома. Уделялось внимание и украшениям городов, и тут не обошлось без елки, которая сейчас стала главным новогодним символом. Петр повелел, чтобы главные улицы Москвы и дома были украшены хвойными деревьями или ветвями. И это касалось не только зажиточных горожан. Причем помимо сосен и елей упоминался и можжевельник.
До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября.
За минувшие годы отношение к Новому году изменилось: теперь это было не столько время утренников и елок для детских коллективов, сколько семейное торжество. Именно тогда начали складываться позднесоветские новогодние традиции, знакомые большинству современных россиян: шампанское, салат "Оливье", песня "В лесу родилась елочка" написанная поэтессой Раисой Кудашевой и композитором Леонидом Бекманом в 1903-1905 годах , фильм "Ирония судьбы" 1975 год , открытки с Дедом Морозом и сказочными зверушками. В отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, Новый год был мало политизирован. Хотя, конечно, какие-то попытки увязать всенародный праздник с государственной идеологией предпринимались. В частности, с 1941 года эпизодически озвучивались радиообращения представителей верховной власти к народу, а в 1971 году Леонидом Брежневым была введена традиция новогодних телеобращений главы государства, которая жива и в наши дни. В целом же власть не пыталась изменить семейный характер праздника.
Советские новогодние фильмы, как правило, были посвящены любви, дружбе, неформальным производственным отношениям и прочим темам, важным для частной жизни, а не для государства. Праздник остался детским в том смысле, что даже взрослым разрешалось в это время побыть детьми, подурачиться, поиграть в снежки, слепить снеговика, обратить взор не на "великие свершения", а на "мещанские" заботы вроде праздничного стола и подарков. С 1947 года и до распада СССР в 1991 году нерабочим днем неизменно являлось только 1 января. Одновременно выходным днем стало 7 января. Несмотря на то, что 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ , закреплявшая светский характер государства, новая российская власть признала Рождество официальным праздником. Таким образом она отдала дань моде на возрождение христианских традиций, а также проявила солидарность с западными странами, где Рождество по-прежнему считалось более важным праздником, чем Новый год. Любопытно, что при этом сохранило свой праздничный статус 7 ноября продолжавшее именоваться Днем Великой Октябрьской социалистической революции.
Возрождая дореволюционные традиции, власти пока не решались отказаться и от традиций коммунистических. Тем же нормативным актом был закреплен перенос праздничных дней: теперь, если праздник выпадал на субботу или воскресенье, следующий понедельник считался нерабочим днем. Благодаря этому россияне больше не расстраивались, если праздник совпадал с выходным: количество нерабочих дней по сравнению с обычной неделей все равно увеличивалось. В 1980-1990-е годы в Россию начали проникать новогодние традиции зарубежных стран. Во-первых, всей стране стал известен американский Санта-Клаус в упряжке с оленями, появляющийся из камина под звуки песни Jingle Bells и кладущий подарки в чулки. Во-вторых, стало модно ассоциировать каждый год с тем или иным животным, как принято в Китае хотя сами китайцы отмечают Новый год позже, в январе-феврале — каждый год устанавливается новая дата. В начале 1990-х годов старенький Дед Мороз из папье-маше или пластика и советские комедии были признаками "неправильного" Нового года, а яркий новенький Санта, голливудские фильмы и чествование животного-символа — атрибутами удачного праздника.
Но со временем, по мере роста антиамериканских настроений, Дед Мороз отвоевал свои позиции. В 2000-е годы Санта-Клаус постепенно начал превращаться едва ли не в отрицательного персонажа. Теперь многие россияне считают его символом "потребительского и бездуховного" праздника, а истинное веселье символизирует Дед Мороз. Китайские животные при этом сохранили свои позиции. Начиная с ноября, россияне начинают интересоваться, кто же будет покровительствовать им в следующем году — лошадь, овца, обезьяна или иное из 12 животных? Сторонники возрождения дореволюционных традиций первое время после крушения СССР надеялись, что празднование Нового года потеряет популярность, и его место снова займет Рождество. Они указывали, что православное Рождество по-прежнему отмечается по юлианскому календарю, а значит, 1 января выпадает на период поста.
Тем не менее, сменить главный зимний праздник так и не удалось. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди.
Предположительно, с этими языческими традициями связано празднование Нового года в марте. Главный праздник зимы был связан с языческими духами. В канун Нового года люди украшали свои дома еловыми ветками, которые должны были "охранять" их жилье от злых существ. Добрых же духов, напротив, задабривали подарками: выставляли на окна блины и кисель. Люди верили, что подарки обрадуют духов, и они не будут терзать плодородные земли сильными морозами. В ожидании весеннего потепления, которое должен был принести мартовский дух, хозяйки варили кашу, на которой потом гадали.
По гаданию люди узнавали, каким будет предстоящий год: счастливым или полным бед. Переход к новой праздничной дате народ принял непросто. Зимний праздник приобрел другое значение.
Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому
Согласно множеству пророчеств, циркулировавших в русском очень суеверном обществе конца 15 века, это был год, когда Антихрист посетит мир — конец света. Большинство россиян, даже самые кроткие и образованные, верили в эти пророчества. Большинство россиян также верили в конец света — источники указывают, что в 1492 году количество торговых сделок было значительно меньше, чем в 1491 или 1493 годах. Однако большинство православных иерархов и гражданских властей в Москве не восприняли пророчества всерьез. Дмитрий Трачаниот, греческий дипломат и религиозный деятель на службе Ивана III, заявил в своих письмах, что ни сам Иисус, ни пророки, ни святые не говорили о конце света после седьмого тысячелетия от сотворения мира, и что это было не более чем чем человеческие домыслы.
Действительно, 1 сентября 1492 года или в 7001 году византийской календарной системы ничего конца времени не произошло. Вместо этого Московский Собор Православной Церкви постановил, что Новый год должен начаться именно в этот день, и это решение было принято по политическим причинам. Почти 40 лет назад, в 1453 году, Константинополь был завоеван Османской империей, а в 1472 году великий князь Иван III женился. С их женитьбой и введением 1 сентября в качестве празднования Нового года 20 лет спустя Иван III послал.
Эта политическая и религиозная концепция, позже известная как «Москва, третий Рим», была принята преемниками Ивана III. Почему Петр Великий поставил Новый год на 1 января? Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября. Это стало прочной традицией.
Как только от действия солнечных лучей начинал таять снег и в природе пробуждалась новая жизнь, начиналось всеобщее возрождение и обновление — у славян справлялось торжественное празднество с принесением в жертву козла, сопровождаемое гимнами в честь солнца, светил небесных и земных стихий, веселыми хороводами и «языческими огнями»; известно также о славянах-язычниках, что когда, по их представлению, солнце возвращалось снова на весну, с зимнего поворота солнца, они начинали совершать празднества в честь Нового года, называемые ныне «колядой» 2. Несмотря на все старания пастырей русских особенно Кирилла Туровского в XII веке, патриарха Иоакима в XVII веке и других искоренить колядованье, обычай этот пережил целые века в народе христианском и доселе сохранился в захолустьях, где простой народ, применивши колядованье к праздникам Рождества Христова и Богоявления, распевает песни в честь этих праздников и вместе песни, противные духу христианства по встречающимся в них словам и оборотам песней языческих. Для торжества в честь Нового же года славяне издревле любили переряживаться и в этом виде петь и плясать по улицам и по домам, чем наглядно выражались перемены, производимые в природе поворотом солнца. Переряживание, составляющее и доныне весьма распространенный вид святочных удовольствий, было предметом пастырских обличений еще новгородского епископа Луки XII век. Существующее почти у всех народов и исстари идущее верование во влияние дней на судьбу и деятельность человека 3 особенно приурочивалось к первому дню нового года. Поэтому язычники-славяне всячески старались первый день нового года провести в необузданном веселии, веруя, что кто встретит и проведет этот день весело и радостно, того и в продолжение целого года ожидает счастье, и наоборот. Поэтому же, особенно под Новый год, наши предки-язычники совершали, как и теперь, гаданья. Гаданья в Новый год, впрочем, были общим обычаем почти у всех языческих народов — особенно у греков и римлян. Ревностные пастыри еще в IV веке — Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие , не довольствуясь словом убеждения и обличения, строго осуждали гадания на соборах 62 правило собора Трулльского, также правила поместных соборов в 562, 585 и 613 годах и в видах искоренения их установляли строгий пост в первый день января, когда они совершались, и перенесли гражданское празднование Нового года на первое сентября.
Не менее строго были преследуемы словом и делом гадания и в нашем отечестве, например, Кириллом Туровским , игуменом Памфилом, митрополитом Фотием и церковными и гражданскими законами. Так начинали новый год и древние христианские Церкви, особенно восточная, ввиду того, что, как сказано в Следованной Псалтири 1 марта , месяц этот ознаменован воплощением Бога Слова, умерщвлением смерти чрез воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще и у евреев Исх. В христианской Церкви счет года с сентября ввиду того, что Спаситель, по мнению отцов Церкви, в этом месяце возвестил наступление лета Господня приятного Лк. Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи. Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начале Нового года. На соборе Московском в 1348 году, при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте, постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь это утвердили и Московские соборы 1492 и 1503 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие.
В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом.
После этого появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками.
Также горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам зажигать огни из дров, хвороста или соломы. Главное действие планировалось проводить на Красной площади. В этот период праздник отошёл от церковных традиций и стал светским.
После петровского правления массовые гулянья постепенно начали исчезать из новогодней традиции. Празднества в основном проходили в дворянских и императорских домах. При Елизавете I в России появилась традиция устраивать новогодние балы-маскарады.
Зажиточные купцы предпочитали встречать Новый год в ресторанах Москвы: «Славянский базар», «Альпийская роза» на Софийке и т. Места бронировали заранее. Сложнее всего было попасть в ресторан при гостинице «Метрополь». Сюда стремились попасть крупные предприниматели, банкиры, коннозаводчики. Для гостей устраивались тематические вечера, Так, в честь состоявшегося в уходящем году знакомства москвичей с достижениями авиации, «Метрополь» назвал новогодний «Авиационным карнавалом» «Carnaval aviatique». В главном зале, в центре под плафоном, парил огромный «Цеппелин» дирижабль , который нес флаг с надписью «С Новым 1911 годом», а по углам были подвешены громадные модели аэроплана «Блерио».
На Воробьевых горах в 1891 году стали устраивать новогодние фейерверки. Основоположником этой традиции, которая существует и по сей день, стал московский ресторатор Степан Васильевич Крынкин. Его заведение называлось «У Крынкина». В 1904 году здание ресторана было реконструировано по проекту архитектора И. Именно здесь они предпочитали встречать Новый год. С открытой террасы ресторана была видна Москва.
Каждый из посетителей по желанию мог полюбоваться на живописные виды города с высокого гребня Воробьевых гор через подзорную трубу. Для простого народа под Новинским бульваром, а затем и на Девичьем поле возводили дощатые балаганы, ярмарки. В ларьках продавали сладости, игрушки для детей, «пищалки», «дуделки», которые в народе иронично называли «тещиным языком». Также устанавливали кукольный театр, катания на тройках, сооружали качели и большие карусели, которые вращали несколько сильных парней.