Виктор Антонович Садовничий — ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, математик, академик РАН. Новости Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал, какие профессии будут востребованы через 10 лет! Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Он и сам выпускник этого учебного заведения, которое окончил с отличием.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Садовничий Виктор Антонович. Ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени сова" с 1992 г. (последний раз. Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху на Татьянин день. 27 лет работы ректором Московского государственного университета принесли академику Виктору Садовничему неплохие дивиденды: журналисты обнаружили у него несколько поместий в элитных местах Подмосковья.
Академик Садовничий Виктор Антонович
Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то... Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты? Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда. И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение. Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов. Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать... Виктор Лошак: Но идет это трудно? Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов? Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно.
Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы. Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах. Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет. Любить свой университет, а не вот... Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное? Выиграть профессора или выиграть абитуриента? Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство?
Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны. Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется. Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают. Это нечасто, но это есть. Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество... Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется. Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае. Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить. Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх.
Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором. А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты? Виктор Садовничий: Были. Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат. Через два года началась война. Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен. Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал.
Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась. Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях. Ну вот. Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал. Учителей не было. И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики. Говорит: «Давай кружок организуем». Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова. Но была история.
Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе. Виктор Лошак: Паспорта не давали? Виктор Садовничий: Не было паспортов, и было ограничение при приеме. Неформально, но оно было. Виктор Лошак: Ну понятно. Виктор Садовничий: И я решил разорвать это кольцо. Мы вчетвером договорились сесть на ночной поезд и ехать до первой шахты. Так мы и сделали, без билета приехали, всю ночь, увидели первую шахту, вышли. Это была Никитовка. Подошли к отделу кадров, там говорят: «Таких мы не берем.
Ну куда вам в шахту? Мы пошли пешком на эту шахту. Пришли, там говорят: «Хорошо, берем». Определили меня в забой, а других — коногонами. Дело в том, что шахта была сверхкатегорна по взрывам метана, и там только лошади возили вагонетки. И я работал два года в забое, 600 метров под землей. Впечатления хорошие. Мы были семьей. Вот если посмотреть на нас после смены, выходило полторы тысячи шахтеров из одной шахты: черные все шли в столовую перекусить. Но я думал все-таки учиться; надо учиться, надо разрывать круг.
Пошел в вечернюю школу при шахте, так называемая учеба там была. Ну и отработав два года, подал документы в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Ну, наверное, потому, что я вырос в деревне и любил комбайн, трактор. А товарищ, начальник участка, тоже в школу вечернюю ходил со мной, говорит: «Ты же математик, куда ты подал? Он говорит: «А если я заберу и перешлю, ты согласен? Ну, поспорили на шахтерскую дозу. Утром он приходит, говорит: «Я твои документы переслал в МГУ на мехмат». И показывает мне квитанцию. Оказывается, его супруга была начальником почты. И так мы с ним вдвоем приехали, он на юрфак, я на мехмат.
Учиться было страшно трудно. После первого курса я решил, что там олимпиадники, я им был не ровня, плохо был подготовлен. Но сын Колмогорова, попечитель группы, сказал, что «ты талантлив, ты упрись и работай». И я, по сути, ночами весь первый курс, до 10 библиотека открыта, с 10 до 12 в аудиторию стулом закрывал дверь и работал. И вы знаете, произошел взрыв, полет. Я окончил МГУ на отлично, стал первым кандидатом, первым доктором и, наверное, единственным академиком и даже ректором. Думаю, что сработало и упорство, и труд, и, наверное, все-таки то, что я говорю: талант или гены заложены. Все-таки это, наверное, так. Когда я уже вырос, стал заметным, конечно, на меня рассчитывал и деканат, я был замдекана по науке, мне было 29 лет. Моими подчиненными были академик Колмогоров, академик Александров, академик Ильюшин, академик Седов.
Я их собирал, они очень уважительно относились. Потом я был зампроректора и фактически уже тогда стал вести университет, потому что ректор Анатолий Алексеевич Логунов, он летал выше, в своем Протвино установки; он физик, там была крупная установка. А университетом руководил я; какая должность — первый заместитель первого проректора. Виктор Лошак: Когда вам было тяжелей всего? Виктор Садовничий: Вот это становление. Я переболел, переболел. Это на самом деле почти болезнь. Потому что я математик, защитил докторскую, я был самым молодым профессором в МГУ, у меня пошли книги. А здесь вот административная работа, общественная работа. Это так тяжело было мне.
Поэтому я ходил ночами, вечерами и в голове доказывал теоремы. Главный результат я доказал в походах. Виктор Лошак: Ну вот ректором ведь вас выбрали? Виктор Садовничий: Были трудные выборы, было четыре кандидата. Причем администрация и президент тогда был против моих выборов. Ну и прислал министра, чтобы меня снять. Но выбирал коллектив. Моя позиция была: надежда на университет. Некоторые конкуренты говорили, что Сорос нам поможет; в то время это было модно. Виктор Лошак: Да, да, это были трудные времена.
Виктор Садовничий: Трудные времена. Причем я избирался еще четыре раза. А потом уже вышел закон о назначении.
Серия «Математика. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование».
Ломоносова МГУ, 1973. Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика. Основные результаты: дано окончательное решение задачи теории следов для обыкновенных дифференциальных операторов, решена задача получения формул регуляризованных следов для некоторых общих классов дискретных операторов, в том числе операторов с частными производными; созданы системы алгоритмического и программного обеспечения подвижных тренажеров, осуществляющих динамическую имитацию управляемого аэрокосмического полета на всех его этапах, включая невесомость, результаты анализа и синтеза этих процессов использованы для практической подготовки космонавтов на действующих тренажерах; разработаны алгоритмы обработки космической информации; построены эффективные методы фрагментации изображения, основанные на выделении особенностей, и алгоритмы восстановления изображения, использующие значения функции только на границах областей фрагментации. Около 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Руководит общемосковским семинаром по спектральной теории, созданный им в 1967 г.
Более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967.
Известный специалист в области математики, механики и информатики. Основные направления научной деятельности: математическое моделирование, математические методы обработки информации. Внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Получил окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. Получил существенные результаты по математическому обоснованию некоторых подходов в релятивистской теории гравитации. Разработал новое направление в анализе сложных процессов — динамическая имитация управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата.
Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость.
Международной академии астронавтики, Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Президент Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны 1994. Член редколлегий многих отечественных и международных научных журналов, в т.
Серия «Математика. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование». Ломоносова МГУ, 1973.
Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика.
Биография и зарплата ректора МГУ Садовничего
Несмотря на то что отец был простым рабочим, он стал для сына главным помощником с задачами по математике — всегда мог буквально на пальцах объяснить решение. Отец вообще сыграл большую роль в увлечении сына математикой. Например, научил его, как безо всяких формул считать нагрузку на балку при строительстве печи, эти знания, по словам ученого, впоследствии очень сильно помогли ему в будущем. А первая настоящая награда, полученная маленьким Виктором, пришла именно из Москвы. Муж одной из учительниц организовал в школе кружок «Сделай сам». Вместе с другом Витя Садовничий смастерил модель линкора, которая впоследствии попала на выставку на ВДНХ и была отмечена медалью. В первые годы все предметы в классе вел один учитель, который не очень-то хорошо разбирался в математике. Бывали случаи, когда преподаватель просто вызывал юного ученика — будущего ректора МГУ — к доске, чтобы тот вел урок вместо него. Однако затем учителем математики к ним приехал работать талантливый выпускник Харьковского пединститута Николай Гаврилович Лилитко. Виктор Антонович до сих пор помнит, как уже в 8;м классе прорешал с учителем все задачи Моденова, которые сейчас предлагают при поступлении в Московский университет. А попасть куда-то учиться или работать без документов было практически невозможно.
Тогда трое мальчишек решили поехать искать свою судьбу в прямом смысле слова куда глаза глядят. Зайцами они сели в первый попавшийся проходящий поезд и ехали на нем, пока не увидели за окном шахты. Удивительно, что на первой же шахте, куда заявились отважные путешественники, их взяли на работу без проблем. Первое время приходилось жить в землянке. Садовничего определили на работу рубильщиком угля, а его товарищей — крепильщиком и коногоном. Через некоторое время будущий ученый поступил в вечернюю школу и каждый день после работы корпел над книгами. Соседями по общежитию ему достались зэки, правда, по его словам, оказались они весьма душевными людьми, всегда с пониманием относились к вечерним занятиям юноши и старались не мешать ему. А впоследствии даже на память о знакомстве подарили Садовничему часы, которые ходили потом много лет, уже в те времена, когда Виктор Антонович стал профессором МГУ. После окончания школы Садовничий отправил свои документы в Белорусскую сельхозакадемию.
С марта 1992 г. Президент Московского общества испытателей природы, президент Франко-русского центра по прикладной математике и информатике имени А. Член комиссий и Советов при Президенте РФ. Президент Союза ректоров России.
Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук. Автор более 330 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников. Член редколлегий многих ведущих отечественных и международных научных журналов по математике и информатике, в т. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование». Обладатель множества российских и зарубежных наград. Публикации Опубликовал около 140 научных работ, из них 25 учебников и монографий, в том числе: Фундаментальный учебник «Теория операторов», учебник «Математический анализ» в 2 томах, изданы в Болгарии , два сборника задач по математическому анализу, монографии «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера» 1988 , «Математические задачи динамической имитации полета» 1986 , монография «Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией» 2005 в соавт. Также см. Antoniou, V. Акаевым и А.
Окончил механико-математический факультет в 1963 году по специальности «математика. Кандидат физико-математических наук. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана механико-математического факультета по научной работе, заведующим кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики. Доктор физико-математических наук. Профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета. Первый заместитель первого проректора. Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов. С 1995 года назначен на должность директора Института математических исследований сложных систем при МГУ. Более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике « Математический анализ », «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории. Также является известным специалистом в области математики, механики и информатики. Основные направления научной деятельности : математическое моделирование, математические методы обработки информации. Внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Получил окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки космических съемок. Получил существенные результаты по математическому обоснованию некоторых подходов в релятивистской теории гравитации. Разработал новое направление в анализе сложных процессов — динамическая имитация управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата. Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов. Исследовал математическую теорию сложных систем - одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Автор более 450 научных работ , в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ - неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ», «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера». Виктор Садовничий избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 года. За годы ректорства Виктора Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого высшего учебного заведения, возобновлена деятельность Татианинской церкви, был принят новый устав МГУ и Федеральный закон , закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса. Биография Виктор Антонович Садовничий - советский и российский математик, деятель российского высшего образования, ректор Московского государственного университета им. Ломоносова с 1992 года. Президент Российского Союза ректоров с 1994 года, председатель Российского совета олимпиад школьников. Академик Российской академии наук 1997; член-корреспондент 1994 , вице-президент РАН 2008-2013. Почётный гражданин Москвы. Член партии « Единая Россия » с 2002 года, входит в состав Высшего совета партии. После окончания сельской школы некоторое время работал на шахте Комсомолец в г. Горловка Донецкая обл. В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Во время учёбы занимался общественной работой , возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета. В 1963 году с отличием окончил мехмат по специальности «Математика». Был направлен в аспирантуру и в 1966 году окончил её досрочно, защитив кандидатскую диссертацию тема - «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференциальных уравнений ». Ученик А. После аспирантуры остался ассистентом. Докторскую диссертацию защитил в 1974 году тема - «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра».
Садовничий биография. Ректор Московского государственного университета им
Ви́ктор Анто́нович Садо́вничий — советский и российский математик, деятель российского высшего образования. Ректор Московского государственного университета имени. Ректор МГУ после переназначения выдал повышенные оклады и стипендию Виктор Садовничий увеличил декабрьскую стипендию в три раза. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал, какие профессии будут востребованы через 10 лет! Новости Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области (Украина).
Виктор Садовничий из шахты под Харьковом в МГУ
В. А. Садовничий был первым ректором МГУ, который был избран на должность в ходе состоявшихся впервые за всю историю университета демократических выборов. 3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 г. На последующих выборах (1996, 2001 и 2005) вновь избирался ректором МГУ. Виктор Садовничий руководит Московским государственным университетом на протяжении последних 20 лет.
Биография Виктора Садовничего
- 85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
- Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
- Форма успешно отправлена!
- Форма успешно отправлена!
- Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
- Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
Виктору Садовничему исполнилось 85 лет: легендарный ректор МГУ опередил время
В интервью программе «Однажды» ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал, как относится к появлению детей-вундеркиндов в современном мире. 3 апреля 2024 г. ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий отмечает 85-летие. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992).
Виктор Садовничий
Ви́ктор Анто́нович Садо́вничий — советский и российский математик, деятель российского высшего образования. Ректор Московского государственного университета имени. Ректор Московского государственного университета им. М. В. ЛомоносоваВиктор Садовничий рассказал, какие профессии будут востребованы через 10 лет! Исполнилось шестьдесят лет со дня рождения ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской Академии наук, профессора Виктора Антоновича Садовничего. Ректор МГУ Садовничий рассказал, что вуз сохранит фундаментальное образование со специалитетом длиной обучения в 5-6 лет, но от бакалавриата не откажется. 20 декабря завершается шестой срок пребывания Виктора Садовничего на посту ректора МГУ, и тут же, согласно указу президента, начинается новый.
Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ
Многие из них даже не знают, что чадолюбивые родители раскошелились. Но вот в чем неординарность ситуации: ни одного уголовного дела о взяточничестве в ВУЗах России за последние годы заведено не было. Иными словами, сегодня у государственных высших учебных заведений есть возможность учить россиян за деньги. Реалии современной вузовской жизни в России, по сути, делают взятку при поступлении в высшее учебное заведение бессмысленной. Тем не менее, взятки дают и берут. Судя по опросам родителей абитуриентов, суммы взяток достигают от 2 тыс. Кстати, стоимость обучения на платном отделении вполне сопоставима с суммами взяток на бесплатных, бюджетных отделениях. В начале 90-х идея реформировать университетскую жизнь и сурово наказать коррумпированные приемные комиссии отстаивалась руководителем советского образования Геннадием Ягодиным.
Однако, попытки выявить коррупцию в советских ВУЗах дали самый жалкий результат. В нем абитуриенты, заплатившие деньги, не сдавали вступительные экзамены: вместо этого им фабриковали личные дела, куда вписывались положительные отметки. Это был первый случай раскрытой коррупции в ВУЗе. Как выяснилось, и последний. Ну, да Баку есть Баку. Там, как говорится, возможно все, что угодно. А что же в России?
В особенности столице? Москва, как известно, всегда славилась изобилием всего, в том числе и изобилием высших учебных заведений. Сегодня, по самым скромным подсчетам, на территории столицы расположено более ста ВУЗов. Из них примерно 30 крупнейших в стране и около 70 средних и мелких. Причем в это число не входят сотни коммерческих учебных заведений, то есть тех, которые обучают исключительно за деньги. Как же строится типичное дело о коррупции в высших учебных заведениях? В Прокуратуре Российской Федерации сообщили, что таких дел в производстве нет.
Тот же ответ дала и пресс-служба РУОПа. Ни одного дела о взяточничестве на экзаменах не проходило за последнее время по сводкам ГУВД. А таких заявлений нет! Из, более чем 600 писем, которые ежегодно поступают в Госинспекцию Министерства образования РФ, только 3 содержат жалобы на несправедливость при зачислении в вузы. И ни одного - на взятки при поступлении. По правилам приема почты регистрируются и направляются на расследование только подписанные жалобы. Так, может быть, граждане жаловались на шантаж приемной комиссии анонимно?
Сотрудники отдела высших учебных заведений министерства «подняли» папку, в которую год от года подшиваются анонимки. Заявлений от обиженных граждан о взятках в вузах в ней тоже не было. Ту же самую операцию провели в отделе высших учебных заведений Министерства здравоохранения РФ. Выяснилось: на медицинские институты и академии, которые в родительском рейтинге числятся среди наиболее коррумпированных, ни один родитель не потрудился написать ни слова жалобы - даже анонимно. Мы очень любим критиковать коррумпированность высших эшелонов власти, а вот к взяточничеству в системе высшего образования относимся, как выясняется, весьма либерально. А ведь именно с него-то эта самая коррупция и начинается. Допустим, студент-юрист все пять лет учебы в МГУ «давал на лапу».
А после, по иронии судьбы, попал на работу как раз в одну из структур высших эшелонов власти. Сложившийся за годы учебы "менталитет", скорее всего, и будет диктовать ему дальнейшие условия игры. Многие по поводу поднятой темы усмехнутся: да ведь это утопия - бороться со взяточничеством в вузах! Прислушаемся к ним? Так что же тогда говорить о процветании страны? Ведь ни для кого не секрет, что в нашей суматошной жизни, в рыночных отношениях действует жесткий принцип: выживает профессионал, образованный. Противоположные же качества являются источниками многих неудач.
Основная часть студентов это понимает, но успокаивает себя мыслью, что у них все впереди. И продолжает лениться и «вынужденно» давать на лапу «преподу». Если, конечно, кошелек позволяет. А что «преподы»? Из них берут те, у кого недостаточный уровень доходов, а одной из основных черт характера является алчность. И что примечательно, в большинстве своем в этих делах грешны именно новые, молодые преподаватели. Вот так и получается, что сегодня образование в вузах все больше приобретает вид распродажи.
Для многих студентов это начинается еще со вступительных экзаменов. Ни для кого не секрет, что во многих московских вузах конкурс знаний заменяется конкурсом родительских кошельков ну, совсем как в известной песенке; «…если кто-то, кое-где у нас порой…». Злые языки утверждают, например, что поступить без взятки на факультет журналистики, экономический, и юридический факультеты МГУ невозможно. Называют и сумму. Например, поступление на факультет журналистики одному юноше, которому в случае провала на конкурсных экзаменах грозила армия, обошлось в 15 тысяч долларов США правда, говорят, это было до обвала курса родного «деревянного» по отношению к «валюте агрессора». Утверждают, что «тарифы» на экономический факультет еще выше, а уж для «лиц кавказской национальности» эти ставки еще выше. Ну, мафиозная «семья», да и только!
Затем, уже во время учебы, вырабатывается стойкая привычка не учиться, а «давать на лапу». Иными словами, не знания приобретать, а навыки дачи взяток. Но это, повторим, из разряда слухов. А чтобы не распространять их дальше, не чернить незаслуженно ни знаменитый ВУЗ, ни его заслуженных руководителей и, как говорят итальянцы, «отделить мух от котлет», два года тому назад аудиторы Счетной палаты при участии компетентных экспертов из нескольких профильных министерств, а также Федеральных служб безопасности и налоговой полиции, провели, по их же словам, плановую она же выборочная, она же историческая проверку. Надо сказать, что эта акция не вызвала большого восторга ни у ректора, ни у педагогического бомонда Университета. Это пренеприятнейшее известие «озвучил» среди своего профессорского корпуса сам ректор МГУ на очередных парламентских слушаниях по образованию, которые состоялись 20 января 1998 года, за несколько дней до очередного дня рождения МГУ, в главном его здании на Воробьевых горах. Заканчивая приветственную речь на высоком парламентском к тому же выездном форуме, ректор сказал: «Надо думать о будущем, конечно.
Важно не навредить, не стоять на месте. Но вот вчера в МГУ приехала Счетная палата, проверять…». Внутренняя логика в этой фразе члена Совета по русскому языку, вероятнее всего, просто отсутствует, но новость эта вызвала среди присутствовавших в зале профессоров, доцентов и просто преподавателей неодобрительный гул и ропот. В самом деле, зачем же проверять, если последняя проверка была всего-то 33 года назад, во времена любимого товарища Леонида Ильича Брежнева? А в те времена, помнится, все ВУЗы находились в полной зависимости от министерских стандартов и инструкций: регламентировалось все, от набора учебных дисциплин до размера студенческих стипендий. Теперь настали другие времена. Нынче тот же самый Московский университет, коли уж о нем зашла речь , получил, наконец, вполне заслуженный статус самоуправляемого высшего учебного заведения, финансируемого из государственной казны, причем, в отличие других учреждений отечественной высшей школы, по отдельной строке в госбюджете.
Причисленный специальным нормативным актом к особо ценным объектам нашего национального наследия, старейший и крупнейший Московский университет де-юре и де-факто имеет такие возможности и полномочия, какие не имеет иное отраслевое министерство. Завистники, правда, опять распускали слухи, что МГУ-де злоупотребляет предоставленными ему благами, но на то и упоминавшаяся аудиторская проверка, чтобы, как говорится, «отмести и пресечь». Аудиторы потрудились на славу и выявили в деятельности Университета много интересного, в том числе и для правоохранительных органов. Выяснилось, в частности, что университетский устав грубо противоречит действующему Гражданскому кодексу РФ и ряду других профильных законов, что имеет место не целевое использование руководством МГУ государственных финансовых средств. Так, на бесплатное обучение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, было истрачено не менее 5 миллионов американских долларов из государственного бюджета. Однако Виктору Антоновичу Садовничему удалось добиться понимания депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, которые, в частности, признали, что университет имеет право обучать «нерезидентов» на средства российского бюджета, поскольку это записано в уставе МГУ! Вот уж воистину, «хвост виляет собакой».
О нарушениях, творимых за фасадом МГУ, многие госчиновники догадываются. Первый серьезный сигнал прозвучал, когда в печати появилось сообщение о том, что ректор юридического колледжа МГУ был объявлен в федеральный розыск. Из публикаций следовало, что упомянутый негосударственный! Гром среди ясного неба: крупный политик и государственный деятель , известный своей давней нелюбовью к «самозванцам», «липовым» коллегам-частникам, с легкостью визирует дипломы колледжа, где со студентов, кроме платы за учение и «добровольных» взносов на развитие учебного процесса, планомерно собирают дань едва ли не за каждый шаг. За пропуск занятий, пересдачу отчетов и курсовых, за неубранную посуду в столовой… Самое пикантное, однако в том, что скандально прославившийся юридический колледж, руководитель которого скрывается от правоохранительных органов, ведет образовательный процесс и поныне, будто ничего и не было, под той же маркой МГУ. В прошлом году на праздновании, посвященном подведению итогов конкурса «Учитель года-99» вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко предложила устроить всероссийский родительский заговор. Все родители страны сговорились, и ни один не дает взятку за поступление.
Ни один. Представляете, как было бы здорово? Мы сами развращаем недобросовестных людей. Сами даем взятки. Ведь бесплатный прием в вузы не сокращается. Государство обеспечивает, финансирует высшее образование". В конце этой пламенной речи Валентина Ивановна призвала Министерство образования усилить контроль за вступительными экзаменами и беспощадно наказывать взяточников - вплоть до уголовной ответственности.
Однако, как упоминалось в самом начале нашего материала наказать взяточника очень сложно, так как нет ни одного заявления о взяточничестве в сфере высшего образования а, следовательно, нет и фактов получения взяток. Как же так нет? Вновь возмутится «бывалый» читатель? А разве та «десятка», что я уплатил в прошлом году жулику из МГУ за поступление моей дочки на юридический факультет, не является фактом? Нет, уважаемый читатель, не является! Так как об этом нет соответствующего заявления в органах внутренних дел. Почему нет?
Потому что вы его не написали! Глава 5. Я всегда с нетерпением ждала, когда, наконец, станет тепло, начнется отпуск, и мы с мужем и с сыном уедем на море отдыхать. В этом году лето началось поистине ужасно. Судя по всему, отдыхать мы никуда не поедем, — сын заканчивает 11 класс. Впереди выпускные экзамены в школе и затем, самое страшное, — вступительные в институт. Сыночек мой, как, впрочем, наверное, и большинство его сверстников учиться никогда особенно не любил.
Да и сейчас я с трудом заставляю его готовиться к выпускным экзаменам. Сомнений в том, что этот злосчастный аттестат зрелости мой Миша получит, у меня нет. Гораздо страшнее то, что грядет после этого. Миллионы матерей волнует сегодня эта проблема — поступление в институт. Родителям девочек, наверное, немного спокойнее. Моему же, сами понимаете. Причем освободить его или дать отсрочку по причине какой-либо болезни абсолютно нереально - бугай у меня вырос здоровый и ни один светила медицинской науки при всем желании не найдет в его организме даже намеков на какое-либо заболевание.
Поэтому, дабы, сильно затянувшаяся «решающая» фаза операции по ликвидации бандформирований на территории Чечни проходила бы без участия моего сына, я решила, во что бы то ни стало, «поступить» его в один из ВУЗов страны. Выбор пал естественно на МГУ, на факультет журналистики. Сама я заканчивала этот факультет, муж мой учился там же, ну и решили на семейном совете, что нашему, с позволения сказать, потомку журфак МГУ будет самым подходящим местом. На следующий же день мы с мужем принялись обзванивать всех наших влиятельных знакомых, которые в той или иной степени по нашему мнению могли бы хоть как-то посодействовать в решении нашей непростой задачи. Или же, по крайней мере, подсказать, к кому можно обратиться за помощью. Понятно, что никаких иллюзий по поводу самостоятельного поступления Миши на один из самых престижных и «блатных» факультетов главного ВУЗа страны мы не питали. Так или иначе, поиски наши особых результатов не дали.
Максимум, что мне пообещали это поискать, поговорить, посоветоваться с некими загадочными знакомыми, которые, вероятно, смогут чем-то помочь. Но на этом все и заканчивалось. В какой-то момент я осознала, что этот путь результатов не даст. Все наши влиятельные знакомые, неоднократно кичившиеся своими связями отступали перед случайно возникшими трудностями. И тогда я решила сама поехать в МГУ и разузнать, что да как. Почему я так решила и на что я надеялась ответить сложно. Я знала только одно — где-то должен быть этот маг и волшебник, который за определенное вознаграждение распределяет места в высших учебных заведениях.
Поиски я решила начать места с главного здания на Воробьевых горах. Выбор места был обусловлен следующим: я подумала, что если где-то и есть такие люди, которые «продают» места на факультетах, то должны они быть где-то в одном месте и так сказать «торговать оптом», то есть предлагать все факультеты сразу. Самое оптимальное место, решила я — сквер перед главным зданием МГУ.
Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать.
Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока.
Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии.
В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».
Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования.
Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества.
Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича. Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий. От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий. Теперь ее члены вправе проверять финансовую деятельность таких, казалось, неприкасаемых структур, как Налоговая полиция, Сбербанк и т. А самое, пожалуй, для нас с вами главное то, что мы получаем уникальную возможность, знакомиться через средства массовой информации с результатами проведенных проверок.
Таким образом, Счетная палата стала «настоящим» государственным органом с мнением и работой которого нельзя не считаться. Вот уж действительно, казалось бы демократия в действии… Но, как говорит небезызвестный ведущий, однако… Однако поговаривают, что в архивах Счетной палаты существует некий список учреждений и предприятий, на которых, при проведения проверок были выявлены существенные финансовые махинации и злоупотребления. Рассказывают также, что когда Степашин прочитал эту записку и проглядел список «неприкасаемых», то пришел в ужас. В списке фигурировали такие «монстры», названия которых даже страшно произносить вслух. В кулуарах руководителей этих «монстров» величали не иначе как «хорошими людьми, которых надо оградить от обсуждения широкой общественностью». То есть от нас с вами. Делалось это просто и незатейливо. Счетная палата проверяла деятельность того или иного предприятия и естественно выявляла существенные нарушения, которые в тех же самых кулуарах называли «недочетами в работе». Естественно, что если руководитель предприятия был « хорошим человеком », то данные проверки не оглашались, а руководителю сообщалось о выявленных «недочетах» и тот их быстренько устранял.
Один из ярких примеров подобного подхода стала проходившая еще в 1998 году проверка финансовой деятельности МГУ, данные о которой до сих пор!!! Кстати, это первая проверка главного ВУЗа страны после аж 34-х летнего перерыва. Последний раз подобная проверка была проведена еще при Брежневе и как водится особых результатов не дала, так как «никаких нарушений выявлено не было». И вот, через столь длительный период МГУ вновь проверяют. На этот раз отчет больше напоминает материалы уголовного дела. В четких и лаконичных фразах аудиторов сформулированы злостные факты коррупции, махинаций, не целевого использования бюджетных средств, банальное расхищение собственности МГУ. Счетная палата зафиксировала грубейшие нарушения, и эти нарушения до сих пор не обнародованы. А это беспрецедентный случай в истории Счетной палаты. По закону палата обязана опубликовать в средствах массовой информации свой отчет в течение месяца.
Но это по закону… А так, сами понимаете, один звонок Председателю и все плавно спускается на тормозах. Так и получилось. На протяжении двух лет от народа скрывались факты коррупции и вседозволенности университетских чиновников. Доподлинно известно, что простые сотрудники МГУ, а это, между прочим, профессора, доктора и кандидаты наук получают жалкие гроши за свой великий труд. Читая лекции нерадивым студентам, среди которых сотни поступили за деньги этот бизнес крайне развит в МГУ , эти люди получают в среднем 1000-1500 рублей в месяц. И это при том, что весь ректорат МГУ разъезжает на шикарных иномарках и живет в элитных коттеджах. Например, ректор МГУ академик Садовничий перевозит свое барственное тело исключительно в «мерседесе», прозванным в народе «шестисотым». Живет он в шикарном элитном поселке, неподалеку от Барвихи, рядышком с первым Президентом России. Поговаривают, что этот «скромный» домик, общей площадью в 500 квадратных метров «выбил» для светила отечественной математики сам Юрий Михайлович Лужков, близкий друг и партийный босс ректора.
Говорят также, что именно Юрий Михайлович оплатил Виктору Антоновичу этот шикарный особняк из так называемого внебюджетного фонда столицы. Ни для кого, кстати, не секрет, что этот фонд финансируется в добровольно-принудительном порядке всеми московскими коммерческими структурами и преступными группировками. Но это так для понимания общей картины. А если уж речь зашла о мэре Москвы, то расскажем вкратце и историю с так называемыми «лужковскими университетами» не путать с «потемкинскими деревнями»! История такова. В рамках программы московского правительства по оказанию помощи российской части Черноморского флота мэр Москвы Юрий Лужков решил посодействовать детям военных моряков и служащих флота получить высшее образование, и по его инициативе были выделены деньги на создание Черноморского филиала Московского государственного университета. Деньги, в соответствии с крепнущей у нас традицией, переведенные московской мэрий на счет МГУ, почему-то не были сразу же перечислены по назначению, что существенно задержало выезд в Крым сотрудников университетской приемной комиссии. Поэтому прием документов проводили в рекордно короткие сроки — 4 дня, а на отделение журналистики и вовсе два дня. К тому же преподаватели МГУ, понимая, что уровень подготовки крымских абитуриентов окажется намного ниже среднероссийского, придумали предельно легкие экзаменационные задания и имели установку не заваливать поступающих.
Но и это не спасло ситуацию. Налицо оказался явный недобор. В конечном результате, цель благого начинания не была достигнута, а затраченные средства были использованы не эффективно. Ну, ладно, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но почему же ректор Виктор Садовничий, заранее зная экономическую несостоятельность этого проекта, так настойчиво «проталкивал» в верхних эшелонах власти идею создания Черноморского филиала МГУ? В продолжение «морской» тематики приведем еще одну историю, отмеченную упоминавшейся комиссией из Счетной палаты. В условиях выявленного комиссией беспорядка в учете основных фондов МГУ отчалили и уплыли в неизвестном направлении три университетских судна: «Московский университет» и «Академик Петровский» порт приписки — Новороссийск , а также «Эксперимент» порт приписки — Красноводск. Руководство МГУ этим событием не опечалилось, а постаралось зафрахтовать для морской практики студентов другие корабли. Посредники для этой операции нашлись быстро, деньги в сумме 50 тысяч «баксов» за свои услуги получили сполна и тоже отбыли в неизвестном направлении.
А студенты так до сих пор и сидят на берегу. В условиях «самоуправляемости» и «никому не подотчетности» руководители МГУ «наклепали» под своей маркой не менее полутора сотен! Одним из учредителей этого негосударственного не то ВУЗа, не то техникума был государственный университет. Московский Государственный Университет. Ректор этого колледжа уже второй год разыскивается правоохранительными органами за крупные финансовые нарушения. Сигналы об этих нарушениях поступали руководству «большого» МГУ давно, но это не мешало Виктору Садовничему ставить свою подпись в «красных» дипломах выпускников рядом с подписью «беглого» ныне ректора. При этом Виктор Антонович слывет непримиримым противником «самозванных» и «липовых» цитируем по самому Садовничему коллег-частников. Выявила комиссия и многочисленные факты незаконной сдачи в аренду многих тысяч! При этом было отмечено, что при ректоре Садовничем в МГУ продолжает накапливаться огромное количество проблем, которые ректор не хочет или не в состоянии решить.
Среди проблем — и слабая оснащенность оборудованием, и недостаток учебно-методической литературы, и давно не проводившийся ремонт учебных и жилых помещений Университета и многое другое. По мнению комиссии не решаются также многие проблемы у преподавательского состава МГУ. Это — и низкая зарплата, и отсутствие условий для профессиональной самореализации, и отсутствие перспективы должностного роста. При этом МГУ имеет 272 двести семьдесят два! А вот к оплате коммунальных услуг Виктор Антонович испытывает патологическую неприязнь. В результате у элитного в государственном финансовом обеспечении университета накопились по «коммуналке» «немереные», как сейчас говорят, долги. Вернемся, однако, к тому, с чего начали. С приходом Степашина появилась надежда на того, что многие «секреты», хранящиеся в анналах Счетной палаты увидят свет. Возможно, увидят.
И речь идет не только об МГУ. МГУ — это лишь малая толика того, что хранится в черных списках главного и, более чем всемогущего, аудиторского органа страны. На самом же деле, и, по большому счету, если опубликовать все информацию, содержащуюся в тех самых списках, то многие горячие головы полетят со своих мест, а многие попросту окажутся за решеткой. Поэтому сегодня перед Степашиным стоит почти гамлетовский вопрос: «Обнародовать или не обнародовать? Быстро пролетят экзамены, отшумят выпускные балы и начнется… Начнется, то что позже родители назовут пыткой и каждый раз, произнося словосочетание «вступительные экзамены в институт» будут вздрагивать и в ужасе хвататься за сердце. Ремневой и преподавателя С. Только в 1996-1997 годах проф.
На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов.
Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ — неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ» в соавторстве , «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера» и др. Садовничий избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 г. На последующих выборах 1996, 2001 и 2005 вновь избирался ректором МГУ. За годы ректорства В.
Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого автономного высшего учебного заведения 1992 , возобновлена деятельность Татианинской церкви 1995 , был принят новый устав МГУ 2008 и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса 2009. Садовничий: — член Совета при Президенте РФ по науке и образованию, — член Научного совета при Совете Безопасности РФ, — Президент Российского Союза ректоров 1994 , — Президент Московского общества испытателей природы 2000 , — Почетный член Российской академии образования и Российской академии художеств.
А попасть куда-то учиться или работать без документов было практически невозможно. Тогда трое мальчишек решили поехать искать свою судьбу в прямом смысле слова куда глаза глядят. Зайцами они сели в первый попавшийся проходящий поезд и ехали на нем, пока не увидели за окном шахты. Удивительно, что на первой же шахте, куда заявились отважные путешественники, их взяли на работу без проблем. Первое время приходилось жить в землянке. Садовничего определили на работу рубильщиком угля, а его товарищей — крепильщиком и коногоном. Через некоторое время будущий ученый поступил в вечернюю школу и каждый день после работы корпел над книгами. Соседями по общежитию ему достались зэки, правда, по его словам, оказались они весьма душевными людьми, всегда с пониманием относились к вечерним занятиям юноши и старались не мешать ему.
А впоследствии даже на память о знакомстве подарили Садовничему часы, которые ходили потом много лет, уже в те времена, когда Виктор Антонович стал профессором МГУ. После окончания школы Садовничий отправил свои документы в Белорусскую сельхозакадемию. Но тут один из товарищей по шахте рассказал, что собирается поступать в МГУ, и предложил попробовать с ним за компанию. Находчивый приятель на спор, на пол-литра, пообещал вернуть документы, уже отправленные в Белоруссию. Выяснилось, что его жена работала начальником местной почты, поэтому ей удалось остановить отправку бумаг. Так что бутылку Садовничий таки проиграл, правда, и выиграл от этой ситуации очень многое. Виктор Антонович не раз вспоминал, что учиться на мехмате ему было отнюдь не легко. Среди его однокурсников были выпускники известных школ, победители и призеры всесоюзных олимпиад — такому уровню юноше из глубинки было очень трудно соответствовать. Приходилось прятаться в институтской библиотеке после закрытия и сидеть за книгами ночи напролет. В результате уже со второго курса Садовничий стал круглым отличником.
С тех пор много воды утекло. Прежде чем стать ректором, Виктор Антонович успел поработать и завкафедрой, и заместителем проректора, и проректором, в неспокойные 90;е годы и вовсе практически тащил весь университет на себе.
Виктор Садовничий
В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Во время учёбы занимался общественной работой, возглавлял студенческий комитет Университета и комсомольскую организацию факультета. В 1963 году Садовничий с отличием окончил мехмат по специальности «Математика». Был направлен в аспирантуру и в 1966 году окончил её досрочно. Ученик А. Докторскую диссертацию защитил в 1974 году. С 1975 года — профессор МГУ. В 1981 — 1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики , с 1982 года и по сей день является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета.
Работал в МГУ на следующих должностях: заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заместитель проректора, проректор 1982—1984 , первый проректор 1984—1992. В 70-е — 80-е годы занимал ответственные посты в приемной комиссии для абитуриентов на вступительных экзаменах в МГУ.
Даже отправил документы в Белорусскую сельхозакадемию, но тут вмешался одноклассник. Нужно на мехмат». Я говорю, что уже отослал. И утром он приносит квитанцию — мои документы ушли на мехмат. В 58-м будущий ректор приезжает в Москву. Главный вуз страны встречает его холодно. Здесь началось знакомство будущего ректора с царицей наук — математикой. Правда, первый день в университете не заладился.
В списках зачисленных абитуриент себя не нашел. Повезло однофамильцу, подумал он. Оказалось, приемная комиссия опечаталась.
Другое дело, что сегодня многие боятся ехать в Москву: как я буду там жить? Ведь еда и жилье очень дорогие… Мне, например, платили стипендию — 29 рублей в месяц, — и этого вполне хватало на еду. Иногда, два-три раза в месяц, я подpaбатывал — разгружал на станции вагоны, получал за это пять рублей за ночь.
Была ли у вас студенческая свадьба? Была самая настоящая студенческая свадьба — колбаса и вино. Довольны ли вы их научными и жизненными успехами? Сын Юрий — доктор наук, профессор, преподаватель на мехмате, дочери также трудятся по профессии: Инна — на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, Анна — в выставочном центре аналитиком. Нынешние, конечно, более знающие, информированные, но менее нацеленные на науку. Гораздо большее значение для них приобретают карьера, успех, деньги… — У вас много ответственных должностей: ректор МГУ, заведующий кафедрой математического анализа, директор Института математических исследований сложных систем, вице-президент РАН, президент Российского союза ректоров, президент Евразийской ассоциации университетов и др.
При этом вы преподаете, читаете лекции и активно занимаетесь наукой — опубликовали более 300 трудов, в том числе 40 монографий. Когда вы всё успеваете? Читайте также: Дарья екамасова биография личная жизнь фото — Конечно, всё я не успеваю, хотя мой день расписан буквально по минутам. Приходится заниматься и руководящей работой, и научной в основном, конечно, по выходным , но иначе нельзя, ведь ректор МГУ — это не только административная должность, но и научная: нужно самому быть ученым, чтобы тебя уважали коллеги, чтобы понимать, оценивать те или иные исследовательские проблемы… — Математику часто считают абстpaктной наукой. Но ваши научные труды помогли создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях, на нем до сих пор тренируются российские и зарубежные космонавты. Когда я был в Германии, то мне показывали, как там готовят космонавтов.
Под Мюнхеном у них есть огромный бассейн, метров сто длинной и двадцать высотой, заполненный водой. В нем в скафандрах плавают будущие космонавты — так отpaбатывают свои действия в невесомости. А у нас имеется свой тренажер, имитирующий похожие условия, но в более удобной форме. Так что нам есть чем гордиться. Ведь, как известно, в учебных заведениях запрещена религиозная деятельность, и, кроме того, в университете учится много студентов других конфессий: мусульмане, иудеи, католики… — В-первых, открыв церковь, мы просто восстановили традицию: храм Святой Татьяны был при МГУ всегда, это духовный центр для студентов и преподавателей. Во-вторых, он не является подразделением МГУ — это Патриаршее подворье.
И, в-третьих, мы не заставляем студентов ходить в него — это дело каждого. Кстати, если вы посмотрите в окно, то увидите, что совсем рядом с Главным зданием МГУ находится мечеть, до нее можно дойти пешком, однако она не вызывает ни у кого протестов. И это правильно: церкви, храмы, синагоги, мечети служат для дела воспитания, альтернатива им — бездуховность, безнравственность, насилие… — Как вы представляете себе будущее МГУ? В МГУ на равных сочетаются и образование, и наука — пятьдесят на пятьдесят, и только так мы сможем готовить специалистов самого высокого уровня и оставаться ведущим вузом страны. Скажем, того, кто произвел на вас наибольшее впечатление? У меня были прекрасные отношения со Светлановым, я часто и с удовольствием встречаюсь с Архиповой, Васильевым и Максимовой, с Гергиевым, Башметом, Спиваковым, тесно общаюсь с Кобзоном, Газмановым и Лещенко.
Это всё люди, которые мне очень дороги. Надеюсь, что наша дружба продолжится и в дальнейшем. МК — Родительский дом 10. Его отец, Антон Григорьевич, был краснодеревщиком, печником и кузнецом. Мать, Анна Матвеевна, работала в колхозе. С 1956 г.
Виктор Садовничий работал грузчиком на свеклопункте в родном селе. Горловка, Донецкая обл. Образование, ученые степени В 1963 г. Во время учебы возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета. Доктор физико-математических наук.
Награды и премии Виктор Садовничий считается обладателем огромного количества наград. В его послужном списке присутствуют ордены Русской православной церкви, премии за вклад в науку и образования, а также медали различных министерств.
Садовничий неоднократно удостаивался государственных наград Российской Федерации. Заслуги Виктора Анатольевича отмечались даже Владимиром Путиным. Математик дважды получал официальную благодарность от президента РФ. Признание Садовничий получил не только в России. Виктор Анатольевич также получал награды во Франции, Приднестровье, Белоруссии, Корее, Узбекистане и нескольких других странах. Виктор Садовничий на традиционной церемонии розлива медовухи в здании Фундаментальной библиотеки МГУ в рамках мероприятий, посвященных Дню российского студенчества. Сколько зарабатывает Виктор Садовничий Виктор Садовничий никогда не скрывал свои доходы.
Известно, что зарабатывать крупные суммы он начал еще в 2013 году. В тот период его доход составил почти пять миллионов рублей. В последующие несколько лет достаток ректора МГУ только увеличивался. Как сообщают СМИ, в 2021 году Садовничий сумел заработать почти 11 миллионов рублей. О нынешнем гонораре ректора МГУ известно крайне мало. Виктор Садовничий, президент факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы профессор Ясен Засурский и декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова на торжественном заседании Ученого совета факультета журналистики. Личная жизнь Личная жизнь Виктора Садовничего сложилась крайне удачно.
В 1963 году он женился на своей однокурснице Аде Петровне Сапрыкиной. Создать семью пара решила прямо в день вручения дипломов. Свадьба получилась скромной. На торжество были приглашены однокурсники, а молодожены отмечали создание семьи вином и колбасой. За долгие годы совместной жизни они сумели построить крепкую семью, а также воспитать троих детей: дочерей Инну и Анну, а также сына Юрия. Все трое пошли по стопам родителей. Инна стала заведующим кафедрой фундаментальной и прикладной математики на факультете космических исследований МГУ.
Похожую судьбу для себя выбрал Юрий. Он руководит кафедрой общей топологии и геометрии мехмата МГУ. Анна, в свою очередь, построила карьеру в банковской сфере. Своим главным богатством Садовничий называет не только троих детей, но и пятерых внуков. Старший из них, Виктор, в полной мере перенял гены знаменитого дедушки.
Садовничий, Виктор Антонович
В 1981—1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики. С 1982 года и по сей день является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета. Работал в МГУ на следующих должностях: заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заместитель проректора, проректор 1982—1984 , первый проректор 1984—1992. В 1970—1980-е годы занимал ответственные посты в приёмной комиссии для абитуриентов на вступительных экзаменах в МГУ. Переизбирался в 1996, 2001, 2005 годах на безальтернативной основе. Входит в редакционные коллегии научных журналов «Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование», «Квантовые компьютеры и квантовые вычисления» главный редактор , «Высшее образование в России», «Фундаментальная и прикладная математика». Под научным руководством Садовничего подготовлено более 65 кандидатских и 15 докторских диссертаций в том числе учёных из других стран. С декабря 2002 года является членом политического совета московского регионального отделения партии « Единая Россия ». Участвовал в выборах депутатов в Государственную думу РФ в 2003 году, но после избрания отказался от мандата депутата.
В 2004 году был назван компанией Rambler «Человеком года» в номинации «Образование и наука» проекта «Люди года». В ноябре 2011 года в ротонде главного здания МГУ установлены барельефные портреты выдающихся ректоров университета: Несмеянова , Петровского , Садовничего. В ходе президентских выборов 2018 года был членом инициативной группы, выдвинувшей кандидатуру президента РФ Владимира Путина. Также вошёл в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ.. Хронология трудовой и учебной деятельности 1956—1957 — грузчик Краснопавловского свеклопункта Лихачёвской «Сахбазы», Харьковская область. Семья Жена с июня 1963 года — Ада Петровна в девичестве Сапрыкина; род.
От имени Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и себя лично сердечно поздравляю Вас с тридцатилетним юбилеем нахождения в должности ректора Московского государственного университета имени М. Сегодня университет — это общепризнанный мировой научно-технологический и инновационный центр. В стенах МГУ имени М. Ломоносова удалось воспитать не одно поколение успешных и талантливых ученых в области точных и гуманитарных наук. Вы являетесь крупным ученым, преданным своему Отечеству, известным деятелем науки и образования не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. При Вашем непосредственном участии между Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники и Московским государственным университетом имени М. Ломоносова активно развивается сотрудничество в области информатизации образовательного процесса и научных исследований. Пользуясь случаем, выражаю слова искренней благодарности за тесное взаимодействие в рамках совместной работы Российского Союза ректоров и Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь. Желаю Вам доброго здоровья и счастья, благополучия и неиссякаемого энтузиазма, новых свершений и поколений талантливых учеников! Председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, профессор В. Богуш Глубокоуважаемый Виктор Антонович! От имени Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа и коллектива Пятигорского государственного университета сердечно поздравляю Вас с 30-летием на посту ректора Московского государственного университета имени М. Вся Ваша жизнь — яркий пример многолетнего служения отечественной науке и образованию. Ваши профессионализм, ответственность, мудрость заслуживают глубокого уважения и высочайшей оценки. Будучи талантливым руководителем, выдающимся ученым и педагогом, Вы щедро делитесь бесценным опытом с коллегами и учениками. Позвольте выразить Вам сердечную благодарность за многолетнее и плодотворное сотрудничество с нашим университетом по многим направлениям в области гуманитарных наук. МГУ им. Ломоносова является для нас флагманом в сфере науки, образования и технологий. А ректорский корпус России во всем равняется на Вас лично как на нашего лидера. Мы очень ценим сложившиеся между нами плодотворные отношения и надеемся на их продолжение. В этот день примите самые добрые пожелания неиссякаемого оптимизма, стабильности и дальнейших успехов в работе! Крепкого здоровья, счастья и благополучия!
Виктор Садовничий: Это все была математика. Серьезнейшая работа. И кроме того, еще надо кровью было заняться, потому что при невесомости кровь уходит из ног, а нам надо было ее там оставить. Это была очень высокая награда. И мы создали тренажер. Около 60 космонавтов, почти все, кто летал, прошли на нем тренировки. Потом мы продолжили эту работу. Заметили, что в невесомости глаз устанавливается на полторы секунды позже. То есть сначала человек может сделать, только потом увидеть в невесомости. Была авария из-за этого эффекта и хотели наказать космонавта, что он поломал, а он не виноват, потому что он не тренирован был. И мы взялись за эту работу и начали с институтом космических исследований изучать вот это запаздывание зрения. Установили тоже этот вестибулярный конфликт зрения — вторая Госпремия. И затем мои ученики, ученицы есть, которые далеко продвинулись дальше. Они предложили гальваническую стимуляцию этих процессов, то есть выстрелом небольшого тока можно сделать то же, что в невесомости — это называется гальванически стимулировать. Сейчас вот эти работы вовсю продолжаются. Это дальше связано с виртуальной реальностью... Виктор Лошак: Самое интересное, что если сказать человеку, обычному человеку, что вот изучается этот вопрос, никто не подумает о математиках. Виктор Садовничий: Да, а это математика. Мы буквально на днях сделали хорошую работу с Аскаром Акаевичем Акаевым. Он прекрасный математик. Так вот эта работа она сейчас находится на столе руководства страны. Мы сделали математическую модель прогноза вируса, ковида: течение, его возможного уже затухания; и способов управления экономикой... Виктор Лошак: Простите, это модель его распространения? Или модель его проживания, что ли? Виктор Садовничий: Это всего. Есть модель его распространения; мы взяли меры, которые принимаются и дали математический прогноз окончания — начало 2023 года наш прогноз. Виктор Лошак: Это вы сейчас сенсацию просто оглашаете? Виктор Садовничий: Нет, это мы направили всюду. Я уверен, что так будет. Потом мы впервые увидели и предсказали пилообразные графики вируса, всплески. Конечно, математическая модель — это не жизнь. Потому что просто есть условия, мы считаем, что они будут такими и есть результат. Это математика, тут все строго, модель. Жизнь сложнее. Понятно, что могут быть повороты в мутациях там в разных и т. Но обычно наши модели с Аскаром Акаевичем всегда были точны. С их помощью мы с ним предсказали и кризисы, и они совпадали. Виктор Лошак: Виктор Антонович, а вот эта книга «Теория операторов», вы, кстати, ее захватили, я как раз хотел вас о ней спросить: что вы такое открыли, что она постоянно переиздается на русском и английском, как учебник? Виктор Садовничий: Дело вот в чем. Это новая ступень познания. Функциональный анализ; теорию операторов по-другому можно назвать функциональный анализ. Мы привыкли жить в трехмерном пространстве. Вот мы с вами находимся: вот одно измерение, вот второе измерение и третье. И обычный анализ, математический анализ, математика — это в основном как бы в этом пространстве. Ну, о чем я говорю? Числа, вот один, два, три — это ось. Функция, синус Х — это плоскость. Ну и дальше интеграл, производная. Таким образом, азы математики — это математический анализ. И этот курс, вот я сейчас заведую этой кафедрой математического анализа, и я его читал десятки лет, это букварь математики. Это трудный двухлетний курс. Но в конце XIX, в начале XX века немецкий математик Гильберт впервые систематически сказал: «а есть же такая абстракция, что не три измерения, а бесконечно много». Трудно представить. Но вот представим сейчас, что не три, а есть четвертый, пятый и так бесконечно. Тогда что в этих пространствах будет? Это пространства называются Гильбертовы по его имени. И вот эти Гильбертовы пространства бесконечномерные — это новая ступень познания. Она связана с космосом, с бесконечностью. И все вот эти понятия, функции, действия в этих пространствах меняются. И вот эти функции, действия уже называются функциональный анализ или теория операторов. Такие курсы были, такие учебники были; Банах написал, Рудин — американский математик, Колмогоров, Фомин написали. Ну, я вот молодой математик взялся его дополнить. Я нашел недоказанные факты, теорему Егорова так называемую, выдающегося математика. Я решил взглянуть на этот предмет по-новому и написал вот такую маленькую брошюрку. Но она была замечена, и вдруг поступает предложение от английско-американского издательства... Это 1991 год. В то время это был успех. Она была издана на английском и на русском она переиздается; это учебник, как бы следующая ступень над классическим математическим анализом. Виктор Лошак: Как вы видите границу научную и моральную разработки искусственного интеллекта? Виктор Садовничий: Ну, сначала сам термин. Искусственный интеллект, я думаю, это иногда где-то понимается иногда, как искусственный мозг. По искусственному мозгу я могу рассказать свою беседу со Стивом Возняком — это руководитель Apple. И я говорю: «Стив, вот когда будет искусственный мозг? Так оценивает создание искусственного мозга. Виктор Лошак: Вы согласны с таким прогнозом? Виктор Садовничий: Ну, я думаю, только человек может создать мозг. Виктор Лошак: Конечно. Виктор Садовничий: Теперь искусственный интеллект — это я больше понимаю, как те алгоритмы, способы, которые приближают оценку действий к тому, что сделал бы и человек. Но никогда до конца они не могут повторить функции мозга. Ну, это роботы, это переводы, то что сейчас везде называется искусственный интеллект. Он вызывает очень большой интерес. Но это, конечно, такой этап развития, это модернизация, это как бы приближение к тому, что человек раньше делал сам вручную. Сейчас вот эти машинки всякие. Это другое понятие. Это как бы этапы автоматизации и приближение действий механизмов или каких-то алгоритмов к тому, что сделал бы человек. Почему я думаю, что мозг бесконечен, так как и космос? Потому что он очень сложно устроен, он живой, он изменяется, он имеет сложную структуру. Там не цифровая между собой передача информации, там другие способы. И это никогда не под силу постичь до конца. Это бесконечность. Может быть со мной кто-то не согласен, но я как математик и хорошо понимающий, что такое бесконечность, считаю, что до конца мозг познать невозможно. Виктор Лошак: Кто-то назвал орхидею «Академик Садовничий». За этим есть какая-то история? Виктор Садовничий: Нет. Это Ботанический сад, и там прекрасная женщина, коллекционер и она выводит растения. Приносит мне цветок и говорит: «Это «Академик Садовничий»». Виктор Лошак: Ознакомьтесь. Виктор Садовничий: Я сам садовод и попросил кустик. Она дала, и он у меня лет десять был. Но он требует ухода и на зиму. Думаю, повторить просьбу. Виктор Лошак: Вы собирались поступать в сельскохозяйственную академию, с одной стороны. Виктор Садовничий: В Белорусскую, да. Виктор Лошак: В Белорусскую. А с другой стороны, вы всегда говорите о своем саде, как о своем большом успехе таком личном. Это что-то в этом связано? У вас есть талант к земле, вы чувствуете какую-то тягу? Виктор Садовничий: Да. Вы знаете, еще раз. Я же рос в голодные послевоенные годы, 1946. И главным у нас было выжить. И что было? Коза у нас была и несколько кур. И козу пас я.
Работал в МГУ, пройдя путь от ассистента, доцента, профессора до первого проректора, директора Института математических исследований сложных систем при МГУ. С марта 1992 г. Президент Московского общества испытателей природы, президент Франко-русского центра по прикладной математике и информатике имени А. Член комиссий и Советов при Президенте РФ.