Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави». Определения слова шурави. исторический. советский военнослужащий в. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как «шура», а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский". 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами.
15 февраля. Кто такие Шурави?
Под ноги Белого Царя, русского императора, падают Хива и Бухара. Палата лордов гудит, как растревоженный улей… Но о Great Game в последнее время пишут много и интересно, поэтому подробно на ней останавливаться не будем. Отметим лишь то, что один из красивых ходов с нашей стороны сделан в 1919 году — уже большевиками. В результате англо-афганской войны 1919 года, пусть и сложившейся для жителей Гиндукуша неудачно, им всё же удаётся немного подвинуть британцев и Аманулла-ханом провозглашено независимое королевство. Несмотря на то, что оно было вполне себе феодальным и исламским, новое государство стало первым в мире, признавшим другого новичка на мировой арене — социалистическую и атеистическую Советскую Россию. В Москву официальная делегация, возглавляемая генералом Мухамедом Вали-Ханом, добиралась по охваченной гражданской войной России полгода. Но времени афганцы зря не потеряли: они дважды встречались с В. Лениным и он заверил их в том, что отношения между странами будут развиваться.
И это было действительно так: 28 февраля 1921 года был подписан первый договор советско-афганской дружбы. А тем временем Большая Игра возобновилась. Здесь уместно процитировать не исторический документ, а литературное произведение, тем более, что оно вышло из под пера Герберта Уэллса — человека очень осведомлённого и тесно связанного с британскими спецслужбами своего времени. Это книга «Самовластие мистера Парэма» 1930 год , где речь идёт о том, как обычный преподаватель истории стал британским фюрером. А такое развитие событий в те годы в Великобритании было отнюдь не гипотетическим. Так вот в одном из выступлений главный герой развивает свои геополитические воззрения: «Вот здесь, — сказал Верховный лорд, — в самом сердце Старого Света, безмерно огромная, сильная, потенциально более могущественная, чем почти все страны мира, вместе взятые… — он театрально замолчал на мгновение, — лежит Россия. И не важно, кто правит в ней — царь или большевики.
Россия — вот главная опасность, самый грозный враг… Мы должны опередить Россию. Мы должны взять в кольцо опасность, зреющую на этих бескрайних равнинах, прежде чем она обрушится на нас… Здесь, на западе, мы обойдем ее с флангов при помощи нашей союзницы Франции и ее питомицы Польши; на востоке — при помощи союзной нам Японии. Мы доберемся до нее через Индию. Мы нацеливаем на нее клинок Афганистана». Реальная история, как мы знаем, сложилась по-другому. И после победы СССР в Великой Отечественной войне кстати, в ходе Второй Мировой Афганистан оставался нейтральным , после того, как Союз получил статус сверхдержавы, после спутника и Гагарина на альтернативный капитализму вариант развития стали смотреть не только бывшие колонии и отсталые страны, но и вполне себе передовые западные державы. Какие мощные компартии были в Италии, во Франции!
Что уже говорить об Афганистане, тем более, что рядом с ним динамично развивались советские среднеазиатские республики. И Нур Мухаммад Тараки, и Хафизулла Амин, и их окружение, по крайней мере, в начале своей деятельности, смотрели на ситуацию вроде бы здраво — если у таджиков в СССР всё получается, то почему не может получиться у их братьев в Афганистане? Конечно, конечно, особенно Тараки, который в 50-е годы не вылазил из структур, связанных с США. В 1956 году между СССР и Афганистаном были подписаны долгосрочные соглашения по экономическому и техническому сотрудничеству. По этим договорам были построены гидроэлектростанций в районе Наглу и в городе Пули-Хумри, дорога и тоннель через перевал Саланг, ставший затем одним из трагических символов Афганской войны. Советские специалисты проводили ирригационные каналы и возвели огромный завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Кабульский аэропорт построил также СССР, кстати, он сделан по тому же проекту, что и воздушная гавань Кургана.
Десятки тысяч афганцев учились в Союзе, на наши средства был создан Кабульский политехнический институт. Присутствовали в королевстве и западные инвесторы. Вообще, в годы противостояния двух систем и это повторяется сегодня на фоне конфликта России и Запада , многие лидеры «третьего мира» и даже внутри системы социализма как, например, румынский лидер Николае Чаушеску считали очень остроумным и хитрым балансировать на противоречиях между сверхдержавами в поисках экономических и политических преференций. История учит, что ни для таких людей, ни для их стран это ничем хорошим не кончается. Республика без парламента Итак, с одной стороны мини-юбки, троллейбусы и рок-н-ролл. С другой стороны в Афганистане — тотальная нищета и безграмотность, беспросветный тяжёлый труд и бесправие. Понятно, что задача по развитию Афганистана и сохранению при этом стабильности была фантастически сложной.
Причина даже не в том, что его населяет огромное количество народов, а в том, что они находятся на разных стадиях развития. Кочевники живут родо-племенным строем. Феодализм царит в плодородных долинах, после того, как там поработали американцы, выращиваются не цитрусовые, а сырьё для наркотиков, с чем, впрочем, новые власти страны, взявшие бразды правления после бегства США, судя по сообщениям, намерены бороться. И в долинах и на плоскогорьях есть кланы, и там, и там никто не удивляется рабству. Города, где в 1970-х носили мини-юбки, жители афганской глубинки ненавидели и по экономическим, и по духовным причинам. При этом в стране официально действовал капитализм, частная собственность и всё такое, пусть многие предприятия и строило СССР. Причём капитализм эпохи первоначального накопления — со всеми вытекающими.
В то же время элита училась в западных вузах в Союзе получали образование в основном простые «технари». При этом элита сохранялась всё ещё полуфеодальной и смотрела на «нижние» классы с нескрываемым презрением не приходится их облобызывать на выборах, как в «демократических» странах. Одним словом, в эту пороховую бочку достаточно было бросить спичку — а бросили факел, и не один, а сразу несколько. Вначале местная верхушка попыталась решить проблемы путём «смены вывески». В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в Афганистане произошёл государственный переворот. Власть была захвачена, как и полагается при феодализме, родственником Захир-Шаха, его двоюродным братом Мухаммедом Даудом. Формально была провозглашена республика, но, разумеется, Дауд в должности президента сконцентрировал всю власть в своих руках — например, парламент, существовавший при королевстве, при республике!
Политика президента была типичной для прогрессистских диктатур стран Востока того времени. И везде, кроме двух последних стран, эти модернизационные проекты провалились или испытывают серьёзные проблемы. Потом это бесполезно. Конечно, сложно представить, чтобы человек, проживший в Афганистане всю жизнь, не понимал складывающейся обстановки. Но именно это произошло с Даудом — его реформы не устроили ни исламистов, ни социалистов. Причём консервативные исламские круги были возмущены поскольку, как это не парадоксально, несмотря на то, что коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана была в тот момент запрещена, кадры даудовских органов власти, вплоть до силовых, формировались именно из её членов. Собственно говоря, про исламистов рассказывать особо нечего, эти джентльмены, к сожалению, нам теперь хорошо знакомы.
В 1975 году они временно объединились против Дауда, организовав партию Исламское общество Афганистана, объявили ему джихад и устроили восстание, которое было подавлено. Именно тогда прозвучали имена будущих самых влиятельных полевых командиров душманов — Бурханутдина Раббани, Ахмада Шаха Масуда, Гульбетдина Хекматияра. Он, кстати, был наиболее радикальным и после провала мятежа, создал свою Исламскую партию Афганистана. Социализм с двумя крыльями С левым движением с афганской спецификой вопрос более интересный, тем более, что именно действия Народно-демократической партии Афганистана, которая поставила своей целью построение здесь социализма, в конечном итоге привели к гражданской войне и последующему вводу советских войск. Здесь надо сделать одно важное замечание. Однако это очень и очень далеко не так. В этом отношении, впрочем, как и по своим последствиям, события в Афганистане напоминают ситуацию в ходе гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов.
Конечно, если бы республиканцы при поддержке Союза и других прогрессивных сил, победили франкистов, помогавших им гитлеровцев и итальянских фашистов, избежать начала Второй Мировой войны в любом случае вряд ли бы удалось. Но, возможно, у стран, выступавших против нацизма, появилось бы дополнительное время на подготовку, их действия были бы более скоординированными. К сожалению, если фашисты выступали единым фронтом, то в лагере их противников было настоящее кубло — анархисты, троцкисты, правые социалисты — и так далее, и тому подобное.
Реформы новой власти были типичными для любого коммунистического режима. В рамках борьбы с неравенством государство обрушилось на землевладельцев — не только на крупных, но и на средних, которых среди пострадавших от перераспределения ресурсов было большинство. Специальными декретами упразднили ростовщичество; предоставили женщинам равные права с мужчинами, а это означало совместные школы и отказ от хиджабов; установили минимальный возраст вступления в брак. Коммунисты отменили принудительные замужества и обычай махора выкупа за невесту — традиции, корни которых уходили в века. Консервативное, бережно хранящее свои традиции население реагировало на перемены ожидаемо и весьма радикально: в первые же месяцы новая власть столкнулась с вооруженным сопротивлением, которое становилось все более жестоким, постепенно перерастая в гражданскую войну. Руководство, фанатично верившее в скорое достижение социализма, отвечало репрессиями, подключая к подавлению восстаний армию.
Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Солдаты и офицеры массово переходили на сторону антиправительственных группировок. Те же все увереннее двигались к радикальным исламским позициям, при поддержке из Ирана и Пакистана, деньги на которую выделяли США. Праздник для солдат в афганском Шиндаде, октябрь 1986 Фото: AP Репрессии все больше напоминали сталинский террор: они затронули не только противников власти, но и умеренных социалистов. Бабраку Кармалю, лидеру умеренной фракции, пришлось бежать из страны. Советские деятели поняли, что премьер Хафизулла Амин — опасный и непредсказуемый фанатик, и попытались его устранить руками Тараки, но в результате Амин выжил при покушении, сместил Тараки и организовал его убийство. Гибель афганского коллеги шокировала советское руководство, особенно — Леонида Брежнева. Продолжая просить у них помощи и ввода войск, он одновременно стал налаживать отношения с Пакистаном, надеясь в итоге изменить курс страны и получить поддержку США. С этим лидеры Советского Союза смириться не смогли.
Вскоре после штурма дворца и убийства Амина в Кабул в сопровождении советских танков въехал Бабрак Кармаль , лидер умеренных социалистов и новый глава афганского государства. Одновременно входивший в страну так называемый «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» ОКСВА насчитывал по официальным данным до 108 тысяч солдат. Партизаны Аллаха Местные, измученные гражданской войной, поначалу встретили войска СССР радостно — кое-где их вышли приветствовать с цветами и флагами, — однако такое отношение продержалось совсем недолго. Первый бой афганцы дали уже в начале января — артиллерийский полк в кишлаке Нахрин поднял мятеж и убил советских военных советников. Восстание жестоко подавили — это стало первым, но отнюдь не последним эпизодом из тех, что толкали население на джихад. Племена Афганистана воевали отнюдь не только с иностранными захватчиками — всю историю пуштуны и другие воинственные народности, живущие в этих выжженных солнцем горах, периодически устраивали кровавую резню между собой. Традиции кровной мести и стычек между племенами мешали афганцам как следует объединиться даже тогда, когда против их устоев пошло войной государство с радикальными социалистами у власти. Однако полноценное вторжение Советского Союза — враждебного не только идеологически, но и религиозно — заставило народные массы сплотиться под черным знаменем джихада, священной войны против неверных. В такой войне не было просто погибших — павшие объявлялись шахидами, умершими за веру.
При этом в идеологической концепции Советского Союза партизаны всегда выступали как благородные борцы за свободу, противостоящие империализму. В руководстве понимали, как обстоит дело. Еще до ввода войск Юрий Андропов подчеркивал: «пришлось бы воевать в значительной степени с народом … , бороться против народа, давить народ и стрелять народ». Народ воевал неподалеку от своих домов. Моджахеды знали тайные тропы и удобные для засад ущелья, уходили из окружения, прятались в пещерах и черпали воду из родников — или даже спускались с гор и скрывались среди мирного населения. Нападая из засады или исподтишка, они часто заставали советских солдат врасплох. Те же старались отыгрываться за счет профессионализма, организованности и технического превосходства — в распоряжении 40-й армии, конечно, имелась как артиллерия, так и авиация. Но советские части были укомплектованы слишком большим количеством техники, не адаптированной под борьбу с рассеянными в горах отрядами, — и попросту не имели выработанной тактики контрпартизанской борьбы. Методы работы приходилось вырабатывать прямо на месте, там же — модифицировать оружие и технику.
Коварству противника сопутствовали условия, привычные для афганцев, но крайне тяжелые для неподготовленного человека: разреженный горный воздух, скачущее давление, песчаные бури, перепад температур от палящего полуденного зноя до ночного холода — местами разница доходила до 40 градусов. Солдатам угрожали ядовитые змеи и насекомые, малярия, дизентерия и гепатит отправляли тысячи советских военных на койки госпиталей. Усугублялась жестокость — душманы от слова «враг» на местных языках подвергали пленных интернационалистов страшным пыткам, оставляя их товарищам растерзанные тела для устрашения. Советские солдаты в ответ озлоблялись и тоже позволяли себе отнюдь не дружественное отношение к местному населению. Братья по вере Зато афганцам сопереживали мусульмане из соседних регионов: как вспоминал в интервью 2014 года командир группировки Панджшерского ущелья Джалаладдин Мокаммаль, моджахеды регулярно получали данные о планах советских войск. Предатели находились не среди солдат, а в высших эшелонах командования и власти. Среди них был, к примеру, не кто иной, как Джохар Дудаев — будущий лидер чеченских сепаратистов тогда служил на авиабазе в Баграме.
Люди, принесшие на родную землю материальную и медицинскую помощь, построившие крепкие здания и проложившие хорошие дороги. Люди, которых до сих пор вспоминают добрым словом. Источник Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям. Англия тогда считала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию — бриллиант в короне британской империи. Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности. Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и резидентами. Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидских и арабских слов шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.
Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г. В основе сюжета лежит история тувинского парня, участвовавшего в военных действиях в Афганистане. Спектакль о любви, гражданской ответственности и долге. Смотрите 7 декабря в 18:00 на большой сцене Национального театра.
Происхождение афганского шурави от тотема
О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. Выяснилось, что из тех врагов, с которыми они сражались на протяжении последних нескольких столетий «шурави» были, пожалуй, лучшими. шурави — сущ., кол во синонимов: 2 • амиго (17) • советский (8) Словарь синонимов ASIS.
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
Афганцев очень сильно раздражают методы войны, исповедуемые коалицией. Американцы все в шлемах и бронежилетах, идут всегда цепочкой, оружие наготове, в случае чего палят куда ни попадя. А советский солдат оружие держал на ремне и шел ни от кого не прячась, - передавал Темуриен слова одного из бывших моджахедов. Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно. А вот натовцы, говорил Масуд, воевали грязно, допускали очень много ошибок, особенно во время бомбардировок, при которых гибла масса мирных жителей. Ощущают разницу афганцы между русскими и американцами и в их отношении к Афганистану. Шурави, говорят они, по сути выстроили здесь новое государство, с эффективными органами управления, с сильной и боеспособной армией. Американцы действовали как временщики, которые даже не сумели создать дееспособное правительство в Кабуле. Результатом их присутствия стали коррумпированные и плохо организованные вооруженные силы, куда нищие афганцы шли лишь за деньгами.
Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней — с 1979 по 1989 год. Во-первых, понятно, что туда не надо было входить. Во-вторых — что выходить оттуда так, как мы оттуда ушли, тоже было не нужно. Я говорю не об армии, армию вывели блестяще, и за это нужно сказать «спасибо» всем тем, кто этим командовал — и Варенникову, и Громову. Ну и, конечно, покойному, самому достойному из тогдашних наших врагов Ахмад Шаху Масуду — Льву Паншера, не случайно уничтоженному перед тем, как Афганистан избавился от талибов окончательно. Понятно, что если бы не афганская война, Советский Союз — как страна — скорее всего бы существовал. Я не говорю о режиме коммунистической партии, о государственном бюрократическом аппарате… А вот страна, скорее всего бы осталась, и это было бы хорошо для всех тех, кто в ней жил, и для всех тех, кто живет на постсоветском пространстве — вне зависимости от того, в какой республике. Страна бы эволюционировала, а не обрушилась бы из-за банкротств. Понятно, что то, как мы отнеслись к оставшемуся в Афганистане Наджибулле — это калька. Практически так же мы отнеслись ко всему наследию, которое у нас было по результатам войн и политических действий в XX веке.
Мы все это бросили, и потом это можно было подбирать, кому угодно. Впрочем, надо сказать, и к постсоветскому пространству мы в огромной мере отнеслись точно так же. Да и к людям, которые на нем живут, мы отнеслись точно так же, как к Наджибулле — кто-то удержался, уцелел, интегрировался в Европу, кто-то создал собственные режимы, другие пропали — к огромному сожалению.
И здесь понимают, что это государство, пережившее серьезные потрясения в 90-х годах, сейчас возрождается.
Что к мнению Москвы опять прислушиваются. То, что построили мы В самом Афганистане ситуация непростая. По мнению парламентария, президент Хамид Карзай так и не смог создать надежную "команду" единомышленников, отношение к нему в народе скорее отрицательное. Стране нужен лидер, но кто им сможет стать, сейчас сказать трудно.
Страна нуждается в восстановлении. И, по мнению парламентария, для России недальновидно полностью отдавать работу в этом направлении в руки западных компаний. В свое время Советский Союз очень много в Афганистане построил, при нашем непосредственном участии в стране было создано более 140 объектов. Среди них - шоссейные дороги, и главная из них от порта на Аму-Дарье Хайратон, на границе с Узбекистаном, до Кабула, со строительством крупнейшего туннеля Саланг.
Она связала северные и южные районы страны. В Кабуле широко известен жилой микрорайон, квартиры в котором до сих пор считаются лучшими в городе. Крупнейшая в стране ГЭС "Наглу" долгие годы обеспечивала бесперебойную подачу электроэнергии в афганскую столицу. А на консервный завод и комплекс животноводческих и сельскохозяйственных ферм с разветвленными оросительными системами под Джелалабадом в 80-годы возили группы журналистов.
В различных районах страны строились школы, в Кабуле был создан комплекс крупнейшего в Афганистане Политехнического института, чьи здания украшали мозаичные панно. Большая работа требуется, например, на перевале Саланг, где когда-то советскими строителями был создан важнейший для страны тоннель, связавший северные и южные районы Афганистана. Надо восстанавливать Политехнический институт в Кабуле, эта работа может стать взаимовыгодной и вложения окупятся. В ближайшем будущем начинается возрождение нефтяных и газовых месторождений на севере Афганистана.
Здесь тоже, очевидно, пригодился бы опыт россиян, ведь именно советские специалисты в свое время эти месторождения разрабатывали. Согласно последним исследованиям, запасы в этом регионе составляют 1,5 миллиарда баррелей нефти и 15,6 триллионов кубометров газа. В общей же сложности запасы Афганистана оцениваются в 3,6 миллиарда баррелей нефти и 36,5 триллионов кубометров газа. А пока, без России, в создании крупных объектов на территории Афганистана активно участвуют другие бывшие республики СССР.
Так, в ходе недавнего визита казахстанской делегации в Кабул, активно обсуждался вопрос о возможности строительства железной дороги из узбекского города Термез в приграничный с Пакистаном город Торхам.
И в итоге это ему удается. Шурави и такой сложной ситуации оказался на высоте. Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек. Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек. Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит?
Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать.
Салам шурави перевод с афганского
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави». В культуре.
Это — падение в пропасть животной свирепости. Когда видишь сытые рожи. Выполняющие обряд празднования даты вывода Советских войск из Афганистана.
Прибывающие в парк на элитно дорогих машинах, с затемнёнными стёклами. Потопчутся они по сцене, перед микрофоном — на её середине. Пощебечут, по очереди, бравурно, легковесными фальшивыми словами, об афганском конфликте. Один из ораторов прилюдно прослезится. Посопит нежданными соплями в носу, хилый трусливый сопляк.
Наверное, боязно стало, стыдно, когда разглядел перед собой скопление совести. Как памяти. Обогащённой моральной оценкой происходившего с ними в их жизнях. Мужчин, стоящих тесной толпой. Братство воинов-афганцев.
Внутреннее подтянутых. Постаревших, поседевших. С непокрытыми головами. Многие — в куртках нараспашку. Видны тельняшки — нательное бельё десантников.
Заметны в толпе инвалиды, в инвалидных колясках. Которые подкатили к импровизированной трибуне всегдашние надёжные товарищи по службе. А из радиорубки гремят афганские песни. Самодельные самиздаты. Под гитару.
Их писали ребята-афганцы. Обо всём. Но с главным в текстах: о жизни. Она гудит на боковой аллее парка. Там — солдатские полевые кухни.
С дыщащими жаром-паром алюминиевыми котелками. С рассыпчатой солдатской кашей. Слюни текут, такой аппетитный аромат плывёт над парком. Полевой кулеш, с кусочками распаренного мяса, внутри каши. Обязательные боевые 100 граммов водочки.
Товарищ, на Родине же мы… Не победа… Да жизнь на кровавые куски исполосована. Да помянуть же ребят своих надо… Страшное время пережили… Рожи со сцены, кто заметил? Не оглядываясь. Не пошли брататься в афганский народ. Силища есть он, даже и в старости.
К мальчишкам в военных формах, утрамбовавшим своими юными, два десятка, от силы, жизнями афганские дороги. Наверное, горы той далёкой, мало известной страны, будут всегда помнить привкус горячей крови наших бесстрашных пацанов. Повезло тем, кто выжил. Донецкие — тоже были в Афгане. Многие туда уезжали из Донбасса молодыми и здоровыми хлопцами.
Часть — вернулись Другие возвратились домой грузом 200. Когда, идя по одной из улиц Донецка, услышала афганскую песню. О той далёкой войне. Пошла на голос мужчины. Который песню эту пел.
Замедлила шаг, соображая: что там, впереди происходит? Мужчина, по возрасту более, чем средний, в современной военной форме, пел. Красивым голосом, баритоном. Не надрывался. Пел, как дышал.
Голос усиливался в пространстве аудио колонкой. Стояла она на земле, рядом с футляром от его гитары. В футляре видны были деньги. Кругляши рублёвые. Несколько бумажных купюр.
Я остановилась рядом с мужчиной.
Его называли «афганским Максимом Горьким». Это совершенно типичный случай — по всему миру в развивающихся странах левые партии основывала, как правило, интеллигенция.
Кстати, Тараки родился в семье крестьянина и высшего образования не имел, что не мешало ему поработать пресс-секретарем афганского посольства в США и переводчиком диппредставительства Штатов в Кабуле. Второй видный деятель афганских социалистов Бабрак Кармаль был сыном целого генерала. По заграницам не ездил, выучился в Кабульском университете.
Наконец, третья ключевая персона — Хафизулла Амин. Он, как и Тараки, тоже не из простых — родился в семье начальника тюрьмы, но выучился там же, где Кармаль, получив степень бакалавра по ультрамодным тогда физике и математике. А вот завершил он обучение в Колумбийском университете в США.
Думается всё несколько сложнее и, не отвергая совсем версию с американскими спецслужбами, надо понимать, что дальнейшие действия этих персон, как у того же Салот Сара, он же Пол Пот, были продиктованы царившими в их голове эклектической идеологией, от леворадикальной, до совсем не марксистской. Надо отметить, что Ленина они наверняка все читали, поэтому усвоили тезис из статьи Владимира Ильича «С чего начать? Поэтому и афганские левые начали с этого шага, причём изданий было организовано целых два — «Хальк» «Народ» Тараки и «Парчам» «Знамя» Кармаля.
Именно вокруг них сформировались две фракции НДАП. При этом сторонники обоих крыльев партии делились как по социальному, так и по национальному принципу. В «Парчам» шли горожане, образованные сословия, которые в Афганистане в тот момент были, как правило, таджиками и остальными национальными меньшинствами.
Итак, объективными причинами переворота стал крах экономического и политического курса режима Дауда. Попытка ускоренного внедрения капитализма с западной помощью привела к тому, что, как всегда, богатые стали ещё богаче, бедные — ещё беднее. Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть.
Поэтому из страны двинулись потоки беженцев. С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции.
Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания. После этого сторонники НДПА в армии начали действовать.
Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков. Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам.
Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами. Уже через некоторое время революционеры, как водится, стали расправляться друг с другом. Но перед этим НДПА приступила к реформам и обратилась за помощью к СССР, с просьбой значительно увеличить её масштаб — как экономической, так и силовой составляющих.
События развивались стремительно, поскольку даже достаточно умеренные действия Дауда в отношении сторонников ислама вызвали уже упоминавшееся восстание. А социалисты действовали куда радикальнее, стала набирать обороты репрессивная машина. Кроме того, социалистические реформы не устроили тех, кто уже чувствовал при капитализме как рыба в воде.
Взять того же Бурханутддина Раббани, который до Апрельской революции был одним из крупнейших торговцев-экспортеров ковров и занимался контрабандой. А действия НДАП в сельской местности, вроде освобождения бедных дехкан от долгового рабства, сделали её врагом сельских богачей. Другая реформа восстановила против новой власти уже «середняков», если пользоваться нашей терминологией.
Суть реформы сводилось к тому, что у крупных собственников конфисковывались излишки земли в размере 30 джарибов 6 гектаров и безвозмездно передавались крестьянам. А в итоге «под раздачу» попали именно средние землевладельцы. Издевались представители новой власти, как и положено леворадикалам, и над исламским духовенством.
Самое важное, судя по всему в том, что именно левацкие замашки «хальковцев», которых в партии было большинство, быстро настроили против неё основную массу афганцев, которых НДАП, вроде бы, собиралась освободить от феодального и капиталистического гнёта. На пороге гражданской войны Что касается Союза, то Саурская революция, как говорят осведомлённые очевидцы, стала для его руководства неприятным сюрпризом, несмотря на то, что Дауд больше дружил с Западом, чем с СССР. Но, по крайней мере, при нём события, как виделось из Москвы, развивались предсказуемым путём.
Ничего не оставалось делать, как откликаться на просьбы Кабула о том, чтобы срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Формально новый уровень отношений между двумя странами был зафиксирован 5 декабря 1978 год, когда в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан. А теперь главное — почему всё же советники из СССР так и не остались в ДРА «тихими русскими», почему возникла необходимость для ввода войск?
Начнём с того, что вторая половина семидесятых годов был очень бурным временем и международная обстановка на границах Союза складывалась для него крайне негативно. Вот лишь небольшой перечень событий. В Западной Европе готовится размещение американских ракет средней дальности, знаменитых «Першинг-2».
Их подлётное время до Москвы составляет считанные минуты. В 1979 году в Иране после Исламской революции к власти приходит аятолла Хомейни. Местная «Народная партия Ирана» социалистической ориентации разгромлена, тысячи её членов были убиты, десятки тысяч брошены в тюрьмы.
Идём дальше. Немногим ранее, в 1977 году, там происходит военный переворот и генерал Зия-уль-Хак, в отличие от Хомейни, одновременно внедряет исламские порядки и тесно сотрудничает со Штатами. Опять же в 1979 году отношения СССР с Китаем и так более десяти лет к тому времени балансировавшие на грани крупномасштабной войны за десятилетие до этого произошли события на острове Даманский вновь обострились.
Огромный вал внешнеполитических проблем требовал чёткой и быстрой реакции. Следовало ли её ждать от брежневского Политбюро, большинству ключевых членов которого было далеко за 70? В последствии все вышеупомянутые страны — США, Иран, Пакистан, Китай, кто в большей, кто в меньшей степени, но приложили руку к финансированию моджахедов, к их подготовке, снабжению оружием, боеприпасами, связью, медикаментами.
Во многих из эти стран душманы отдыхали от боёв, лечились, тренировались, спасались от преследования. Тем временем темп событий в Афганистане начинает ещё более ускоряться. Погибли более двух тысяч человек.
На фоне этих событий афганской руководство начинает бомбардировать Москву телеграммами о помощи и введении наших войск. Председателю Совета министров Алексею Косыгину поручили выяснить положение в Афганистане, который переговорил по телефону с Тараки. После анализа обстановки следует отказ.
Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им», — сказал 19 марта на заседании Политбюро Л. Но в это же время к активным действиям приступают американцы.
Впоследствии эта тайная помощь выросла в беспрецедентную по масштабам операцию ЦРУ «Циклон». Ежегодное ее финансирование программы с 20—30 миллионов долларов к 1987 году возросло до 630 миллионов.
Ведь с тех пор связи между Россией и Афганистаном почти оборвались, необходимо их восстанавливать, уверен Шахир Коргар. Когда советские войска вошли в Афганистан, Шахир Коргар был подростком. Он хорошо помнит это событие, которое встретил в родном Фарьябе. И относится к происходившему критически.
Но с тех пор прошло много времени, говорит он, очень многое изменилось, как в России и Афганистане, так и вообще в мире. Как считает Коргар, в Афганистане общественное мнение полностью готово к возрождению сотрудничества с Россией в самых разных областях. Для афганцев Россия остается великой державой, расположенной пусть дальше, чем раньше СССР, но все же не так уж и далеко от границ их страны. И здесь понимают, что это государство, пережившее серьезные потрясения в 90-х годах, сейчас возрождается. Что к мнению Москвы опять прислушиваются. То, что построили мы В самом Афганистане ситуация непростая.
По мнению парламентария, президент Хамид Карзай так и не смог создать надежную "команду" единомышленников, отношение к нему в народе скорее отрицательное. Стране нужен лидер, но кто им сможет стать, сейчас сказать трудно. Страна нуждается в восстановлении. И, по мнению парламентария, для России недальновидно полностью отдавать работу в этом направлении в руки западных компаний. В свое время Советский Союз очень много в Афганистане построил, при нашем непосредственном участии в стране было создано более 140 объектов. Среди них - шоссейные дороги, и главная из них от порта на Аму-Дарье Хайратон, на границе с Узбекистаном, до Кабула, со строительством крупнейшего туннеля Саланг.
Она связала северные и южные районы страны. В Кабуле широко известен жилой микрорайон, квартиры в котором до сих пор считаются лучшими в городе. Крупнейшая в стране ГЭС "Наглу" долгие годы обеспечивала бесперебойную подачу электроэнергии в афганскую столицу. А на консервный завод и комплекс животноводческих и сельскохозяйственных ферм с разветвленными оросительными системами под Джелалабадом в 80-годы возили группы журналистов. В различных районах страны строились школы, в Кабуле был создан комплекс крупнейшего в Афганистане Политехнического института, чьи здания украшали мозаичные панно. Большая работа требуется, например, на перевале Саланг, где когда-то советскими строителями был создан важнейший для страны тоннель, связавший северные и южные районы Афганистана.
Происхождение афганского шурави от тотема
Что такое "шурави"? Происхождение слова | Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза. |
Кто такие шурави и бача? — Обсуждай | истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! |
Шурави что значит с афганского | истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! |
Виват, дорогие мои шурави - Новостной портал | Определения слова шурави. исторический. советский военнослужащий в. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. |
"Шурави – это слово еще не забыто"
Здания пережили и крах «промосковского режима» президента Наджибуллы, и бои между фракциями моджахедов в 1993—1994 гг. Из подъезда, опираясь на костыль, выходит афганец средних лет, здоровается. Он показывает шрам от осколка советской гранаты на голове и говорит: «Грудь прострелили, когда бился с бывшими союзниками Масуда, а мою ногу оторвала мина «Талибана» Организация запрещена на территории РФ. Наливая чай, Ашраф сокрушается: «Зачем я сражался против русских? Они строили тут дороги, мосты, больницы, школы!
Я дурак. Теперь моя страна принадлежит американцам, которые просто грабят её». И это удивляет больше всего — спустя 30 лет после ухода советских войск из Афганистана в Кабуле цветёт ностальгия по временам «шурави». Но я же своими глазами видел, как советские инженеры возводили стадионы, строили шоссе, учебные заведения, предприятия, завозились племенной скот, семена для посева, новейшая сельскохозяйственная техника.
Всё было абсолютно бесплатно — для народа Афганистана. Зачем же вы именно это жгли, взрывали, разрушали, уничтожали? Чем вам мешало, что самые нищие дехкане будут сыты, а ваши дети станут учиться в современных школах? Я никогда не получаю ответа.
Моджахеды молчат, отводят глаза.
Теперь он восстановлен, правда, не полностью. Судя по всему, столь крупного посольского городка в Кабуле, каким он был в 1980-е годы, Москве более не требуется, число дипломатов сократилось. Но новый восстановленный комплекс получился очень красивым, а квартиры стали намного удобнее. У "развалин дружбы" В развалинах - бюро советского Агентства печати "Новости". Когда-то оно распространяло в Афганистане далеко не только пропагандистские материалы "о преимуществах социализма", но активно работало по укреплению дружбы между двумя странами. Пятнадцать лет назад оно, наверное, было самым красивым в Кабуле - после Президентского дворца. И называлось среди афганцев "Домом дружбы". В нем действительно проходили многочисленные мероприятия, этой дружбе посвященные. Устраивались концерты советских артистов, показывались фильмы, работали различного рода кружки.
И так далее. Сейчас ДСНК в руинах. И, по меткой оценке афганцев, его нынешнее состояние очень напоминает развалины былой дружбы между нашими странами. Почти все связи порваны, вместо сновавших повсюду в Кабуле "шурави" в городе сейчас в великом множестве суетятся представители США и других стран, входящих в "антитеррористическую коалицию". А на улицах города - уже не советские бронетранспортеры, а американские, итальянские, германские и так далее. На мой взгляд, "наши" в свое время все-таки не выглядели столь угрожающе. Все-таки из их люков, как теперь, не выглядывали неподвижные фигуры пулеметчиков. Но, как выясняется, все не так уж однозначно. С говорящими по-русски афганцами во время поездки мне довелось встречаться повсюду - в армии, различных министерствах, ведомствах. И несколько раз, как много лет назад, некоторые афганцы приветствовали меня фразой: "Здравствуй, товарищ".
Она заучена давно, прочно запала в память и автоматически вылетает из уст каждый раз при виде "шурави". Выяснилось также, что немало говорящих по-русски афганцев занимают сейчас высокие посты. И они вовсе не забыли время учебы в СССР.
Подлая пропаганда Вспоминая о событиях тех дней, Зия Бумия, в мирное время занимавший пост директора Дома афганской печати, отмечал о тлетворном влиянии на умы афганцев подлой пропаганды со стороны Запада и пакистанских религиозных деятелей. Именно они распространяли информацию о том, что русские солдаты представляют собой бездушные машины, способные только на убийства и разврат. На деле же воины-интернационалисты старались не нарушать местные традиции: они с почтением относились к старикам и с широкой душой к детям, одаривая их конфетами.
Мирные намерения По свидетельству таджикского журналиста Равшана Темуриёна, афганцам, для того чтобы оценить «шурави» потребовалось испытать на себе последствия вторжения американских сил. Те, кто в 80-х годах XX века сражался против советских военных, повторяют, что они были благородными солдатами. Убийства не были их целью, они входили в деревни с мирными намерениями, и, только попав под огонь врага, прибегали к ответным действиям. Совсем по-иному вели себя американские бойцы, которые при встрече с местными жителями всегда были готовы лишить их жизни. Достойный враг Участвовавшие на стороне моджахедов ветераны афганской войны признают, что если ранее прозвище «шурави» звучало оскорбительно, то сейчас оно превратилось в своём роде почётное звание. Говоря ныне о советских солдатах, афганцы восхищаются их достойным поведением.
За успешное выполнение заданий военного командования на территории Афганистана с января 1980 года по февраль 1989 года около 200 тысяч получили государственные награды, в том числе 10 тысяч — посмертно. Всего за время вооружённого конфликта погибло около 15 тыс. Кроме этого Музей Победы располагает не только большой коллекцией военной техники и вооружения периода Великой Отечественной войны, но и войн и локальных конфликтов 50-х — 80-х годов ХХ века. На экспозиции под открытым небом представлена вся номенклатура боевой техники, применявшаяся в ходе боевых действий 1979—1989 годов на территории ДРА.
Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду
Кто такие шурави в афганистане. Кто такие шурави в афганистане. Сегодня, после вывода американских войск из Афганистана, слово «шурави» продолжает оставаться значимым для афганцев. С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави». Легенда была простой и действенной: шурави — тоже люди, им нужны американские сигареты, которые не завозят в магазины Военторга. Определения слова шурави. исторический. советский военнослужащий в. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане.
Чеченские «шурави»
Точно так же два одинаково сильных зверя, столкнувшихся в смертельной схватке, смотрят друг на друга — с уважением. Такое отношение свойственно для колоритной страны, где война есть лишь постоянное упражнение духа и тела, где не только умеют драться до последнего, но также ценят широту души, человечность и доброту. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Сюжет боевика прост и сложен одновременно: москвич Николай оказывается в плену. Ни угрозы физической расправы, ни уговоры, ни посулы не могут заставить героя изменить присяге и забыть свой воинский долг.
Он вынашивает мысль бежать из заточения, чтобы сообщить своему руководству о планируемом нападении на стратегически важный объект. И в итоге это ему удается. Шурави и такой сложной ситуации оказался на высоте. Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек.
Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек. Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит?
Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу.
Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода.
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави».
В культуре.
Шахир Коргар также учился в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена. Получил диплом историка. Сейчас Хосан Бано Газинфор - министр, возглавляет афганское министерство по делам женщин. Она единственная женщина-министр в Афганистане. Шахир Коргар - депутат парламента от провинции Фарьяб.
За последние четыре года успел сменить два важных государственных поста. Был даже вице-президентом, а затем министром энергетики и водных ресурсов. В обоих случаях нам не потребовались услуги переводчика. Русский язык госпожи министра и господина парламентария безукоризненный. Как рассказывает Хосан Бано Газинфор, получить столь высокий пост ей очень помогли депутаты парламента, также в разные годы закончившие советские вузы. В парламенте их немало, и все вместе они за нее проголосовали. Ведь именно полученные от них в свое время знания, по ее мнению, помогли ей добиваться успехов в жизни.
Ведь с тех пор связи между Россией и Афганистаном почти оборвались, необходимо их восстанавливать, уверен Шахир Коргар. Когда советские войска вошли в Афганистан, Шахир Коргар был подростком. Он хорошо помнит это событие, которое встретил в родном Фарьябе. И относится к происходившему критически. Но с тех пор прошло много времени, говорит он, очень многое изменилось, как в России и Афганистане, так и вообще в мире. Как считает Коргар, в Афганистане общественное мнение полностью готово к возрождению сотрудничества с Россией в самых разных областях. Для афганцев Россия остается великой державой, расположенной пусть дальше, чем раньше СССР, но все же не так уж и далеко от границ их страны.
И здесь понимают, что это государство, пережившее серьезные потрясения в 90-х годах, сейчас возрождается. Что к мнению Москвы опять прислушиваются. То, что построили мы В самом Афганистане ситуация непростая.
Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. Даже если в то время они были в числе их противников.
Шурави,что такое Афган
Чтобы помнили У «Правды шурави», без сомнений, будет еще немало подписчиков, новых рассказов и фактов, которые можно услышать от живых солдат той войны. Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. Кто такие шурави. 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. шурави — сущ., кол во синонимов: 2 • амиго (17) • советский (8) Словарь синонимов ASIS.
Значение слова «шурави»
- Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
- Обсуждение (3)
- Исторический контекст появления шурави в Афганистане
- Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
- Разбивка на страницы
- Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду