Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории.
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны. Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали.
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Было много странных и опасных для психики и здоровья ребёнка традиций. Например, знаете ли вы, что молодых родителей в СССР обучали кормить ребёнка по расписанию, игнорируя голодный плач или просьбы поесть. Считалось, что такая жёсткая дисциплина с самого раннего возраста поможет воспитать здоровых и сильных граждан не только физически, но и духовно. А как вам знаменитая поговорка "Не можешь — научим, не хочешь — заставим", которой так любит тыкать поколение постарше? Тоже как-то жёстко звучит. А какие ещё советские установки и привычки в воспитании сегодня уже неактуальны?
Многие, наверное, вспомнят истории знакомых или лично свою о том, как первое время в садике было сложно, страшно и одиноко. Вообще, это достаточно сильный удар для детской психики, если заранее дитя не подготовить. Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались.
Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет. А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение.
Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете.
Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности». Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских. Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной. Рабочих мест для школьников было создано мало.
Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много. Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове. Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть? Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого. Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным. Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси. С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это? Тем более в цари он не метил. Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной. И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки. Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов. Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами.
Чувство меры
- Как воспитывали детей в СССР
- Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
- Миф о советской школе
- Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости
- В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР - Новости образования
Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей
- Подписаться
- Труд необходимо чередовать с отдыхом
- Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
- Воспитание Ребенка в СССР и Почему Советское Воспитание Уже Неактуально?
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Такое было отношение», — вспомнил Цыганов. В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке. Тогда Цыганов серьезно разбил коленку во время катания, и его донес на руках до дома незнакомый мужчина.
Нужно учиться на одни 5-ки Многие, кто жил в Советское время, хорошо помнят, что родители ругали их не только за 2-ки в дневнике, но и за оценки, которые чуть повыше 3-ки.
А что самое интересное — родители испытывали стыд, если их Машенька или Пашенька плохо учились. И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования. Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете. Сейчас все по-другому.
Приучали к труду и прививали строгий режим — чтобы дети умели его соблюдать с малых лет. После в жизни ребенка появлялась школа, а вместе с ней — коллективные обязанности. Ученики становились октябрятами, а затем пионерами и комсомольцами.
Культ совместной деятельности остался. Дети учились в школе, пели в хоре при доме культуры, занимались в научных кружках и спортивных секциях. Летом ездили в пионерский лагерь, а в свободное время играли во дворе — в «казаки-разбойники», «войнушку», «резиночку».
Родители поняли, что золотая медаль не дает гарантий, и перестали требовать от детей выдающихся успехов в учебе. Государство в 90-е меньше финансировало образование, зарплата учителя упала, а новые школы почти не открывались. Детский сад перестает быть единственным вариантом дошкольного образования.
Крепнут альтернативы в виде развивающих центров, куда родители ходят вместе с ребенком. Похожая ситуация и со школами — многие остались консервативными, но при этом появился выбор. Если у родителей есть время, они развивают ребенка сами, из дома, в том числе и с помощью онлайн-образования.
А в 2020-м онлайн-уроки из дополнительной возможности превратились в необходимость. Школы вынужденно переходят на удаленку из-за коронавируса. Преподавателям — даже тем, кто раньше не работал с компьютером, — приходится осваивать премудрости дистанционного обучения.
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы
На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Госдума подкорректировала трудовое воспитание. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
Подобная неорганизованная практика приносила мало пользы, через несколько лет от нее отказались. Казалось, бы пятидесятые годы были тем самым моментом времени, когда советская педагогика могла опереться на опыт Макаренко для организации трудового воспитания школьников. Но этого не произошло. Макаренковед Фролов указывает, что в начале 50-х начался спад интереса к трудам Макаренко, поскольку у учителей возникло непонимание, как применять его систему. Еще одна причина — политическая. В эпоху Хрущева возникло недоверие к педагогике Макаренко, как атрибуту сталинского времени. Более того, в 1958 году была закрыта Лаборатория по изучению наследства А. Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным.
В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании. Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта. По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А. Явлинский и С. Многие школы попытались обзавестись мастерскими или сельскохозяйственными участками школы-хозяйства.
Целое направление в отечественной педагогике открыл последователь Макаренко И. Он стал создателем «коммунарского движения» и разработчиком «методики коллективных творческих дел КТД ». Проблема в том, что эти успехи оставались лишь успехами отдельных людей и коллективов, не обеспечивая влияние на отечественную педагогику в целом. В середине 60-х годов в СССР отменяется закон 1958 года. Практика обучения на производстве отменена. В школьном воспитании меняются приоритеты. Со временем всё большее значение придается успешной учебе, все меньшее — трудовым навыкам.
Нужно было воспитывать работников и честных людей, а времени на задушевные разговоры не было. Физическое наказание и общественное порицание давало быстрый результат, ребенок от страха быстро начинал вести себя так, как от него требовалось. Еще по теме Госдума обязала школьников трудиться без согласия родителей Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод. И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания. Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет».
Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами. Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить.
Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать. Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм.
Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался.
Практически все положительные герои этих листов, обозначающие основные ориентиры правильного поведения, носят пионерские галстуки. Красный галстук становится отличитыльным признаком правильной линии поведения.
Пионер имеет активную гражданскую позицию, следит за порядком и останавливает хулиганов. Софья Низовая. Софья Низовая "Не обижай малыша! Девочка на плакате Софьи Низовой "У меня друзья повсюду" 1958 предстает космополиткой, активно общающейся на иностранных языках. На конвертах с пометкой "Международное" прочитываются адреса в Китае, Венгрии, Чехословакии, Албании. От помощи маме можно перейти к самостоятельному домашнему труду, и снова пример в этом подает пионер. Софья Низовая "Не жди, чтоб добрый дядя...
Софья Низовая "Это не мое дело! Мария Маризе-Краснокутская "Любим потрудиться - есть чем погордиться! Настоящий мужчина должен владеть навыками самообслуживания - об этом напоминает плакат Сергея Дацкевича "Учись все делать сам! На этом листе тоже присутствует символ "правильноти" героя - пионерский галстук, хотя он и не сразу заметен зрителю.
Просто надо посмотреть то, что есть. Военно-патриотическое воспитание мы даем здорово, оно у нас очень хорошо поставлено. Нам нужно добавить сюда воспитание буквально во всем, на каждом предмете. Через историю, через литературу, через музыку, через труд воспитывать человека». Васильева считает, что каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором родителям нужно принимать активное участие. Ольга Васильева: «Часто упрекают молодежь в равнодушии.
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку.
Навигация по записям
- В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
- В России предложили вернуть школьную систему из СССР
- Другие материалы
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama
- Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР - Я Покупаю
- Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы // Новости НТВ