Новости сретение значение слова

Погоде в Сретение придавали особое ик: РИА "Новости". Слово «сретение» означает «встреча», причем значение праздника в православной и народной трактовке отличается. Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре. Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать.

Народные приметы: 15 февраля. Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать

Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа Авв. Ты воссияла, вожделенная Родительница Света духовного солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце времен рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою» святитель Мефодий Патарский.

Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный» святитель Кирилл Иерусалимский. Праздник в западной традиции Сретение. Средневековая западная книжная миниатюра.

Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами или свечами , вошедшей некогда в богослужебный устав. Слова праведного Симеона — «свет во откровение языком» — нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: Светильник, праздник Божией Матери Громничной праздник Огненной Марии, Громнииы , — которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии [11].

Так, например, уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на девятой песне канона праздничной утрени. Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием.

Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий. Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701. Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре.

Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер.

В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа.

Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае.

Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке.

Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг. Многофигурная сцена Сретения трактуется здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу святому Симеону.

Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни. Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках.

Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения. Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене — Крещение. При этом сцена Сретения была расположена рядом с композицией Введения во храм Богородицы.

Основу для сопоставления схем дала 7-я глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении, и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества: как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон видит в Младенце Спасителя.

И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался Крылов. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2 15 февраля в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом. С-ие морозы. Установлен в честь встречи сретенья с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу.

Отмечается 2 15 февраля. Празднуется 2 15 февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник см. Содержание праздника По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18. В жертву приносили агнца ягненка и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены пяти сиклей.

Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его. История праздника и богослужебное празднование Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя.

Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения как и на Пасху см. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению. Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в.

Его преемник, Юстиниан I см. В Иерусалимской традиции 5-7 вв. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима.

Его душа наполняет светом, чистотой, любовью. Значимость праздника Сретение Господне В православных традициях значимость праздника Сретения Господня велика. От того, произойдет ли встреча грешной души со своим спасителем Иисусом Христом, зависит, останется ли она во тьме или встанет на путь спасения. Что это означает: Церковнослужители утверждают, что у человека в жизни есть только два выбора — принять Господа в сердце или его отвергнуть. После того, как у верующего произошла встреча с Христом, он начинает жить по совести, понимает, чего хочет от него Спаситель и старается служить ему своими деяниями. Когда отмечают в православии День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. Он приходится на 15 февраля и почитается как один из главных праздников церковного календаря.

В честь этого события в православных храмах служат литургию. Центральное место в ней занимают обращения и молитвы к Пресвятой Богородице. Как праздновать, что можно и чего лучше не делать в этот день Существуют некоторые обычаи и традиции, как отмечать Сретение. Согласно церковным канонам, в этот день особым образом святят воду и свечи. Громничные свечи Перед началом праздничной литургии осуществляют освещение восковых свеч, после чего их раздают прихожанам.

Это пророческое имя подчеркивает, что Иисус пришел на землю, чтобы принести свет в темное сердце человечества и пролить свет на путь к спасению.

Свет в библейском контексте часто используется для обозначения присутствия Бога, его благодати, мудрости и истины. Сретение Господне в этом контексте становится символом того, как Бог, сделавшись человеком в лице Иисуса Христа, привнес свет в мир, окутанный тьмой греха и неведения. С другой стороны, образ тьмы в библейской символике олицетворяет отсутствие Божьего присутствия, грех, неверие и смерть. Темнота становится средством демонстрации яркости и силы света, который приносит Иисус. Сретение Господне подчеркивает эту тему, показывая, что с приходом Иисуса «свет истинный, который освещает всякого человека, пришел в мир». Оно напоминает нам о том, что, несмотря на тьму, свет всегда победит, и именно свет Иисуса Христа обещает вечную жизнь всем, кто верует в Него.

Сретение Господне является значительной точкой встречи между Старым и Новым Заветом. Это событие собирает вместе представителей обоих заветов, отражая важную связь и переход от одного к другому. Симеон и Анна, престарелые представители Старого Завета, приносят с собой вековые пророчества и надежды Израиля на пришествие Мессии. Их жизнь полна богобоязненного ожидания, и их терпеливое и упорное служение становится символом всего израильского народа, который ожидает искупления. С другой стороны, младенец Иисус являет собой Новый Завет, обещание новой эры спасения и искупления. Он представляет собой исполнение всех пророчеств и надежд Старого Завета, представляя новый путь любви, прощения и мира с Богом.

В этом контексте Сретение Господне видится как символичный мост между прошлым и будущим, между Старым Заветом и Новым. Это свидетельствует о том, как Бог действует в истории, не отвергая прошлое, но преобразуя его и ведя нас к новому откровению его спасительного плана. Празднование Сретения в христианском мире Сретение Господне сопровождается рядом особенных обрядов и традиций, связанных с литургическими обычаями. В Православной Церкви основным элементом празднования Сретения является богослужение, которое включает в себя Божественную литургию и освящение воды. Священнослужители носят светлые облачения в знак радости и торжества. Также в этот день совершается обряд благословения свечей, что отражает символизм Иисуса как света мира.

В ряде общин происходит процессия вокруг церкви или богослужебного пространства, в которой участвуют все прихожане с зажженными свечами. В Римско-католической Церкви Сретение Господне отмечается свечной процессией в начале мессы, которая символизирует принесение Иисуса в храм. Также этот день известен как «День свечей» или «Свечной день», и в нем принято освящать и зажигать свечи.

Сретение Господне- что означает этот праздник?

Сретение Господне 15 февраля 2024 года: что это за праздник, его суть и традиции | 360° Сретение Господне является одним из важнейших для христиан праздником.
12 фактов о Сретении Господнем Это неудивительно, ведь старославянское слово "сретение" означает "встреча".
Сретение (Громница) СРЕТЕНИЕ найдено 22 значения слова СРЕТЕНИЕ, -я, ср. (С прописное).

Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце. Слово видоизменялось и вот уже "сретенье" превратилось во "встреченье" или "встреча".Но понимать следует, не как просто встреча, а. Что означает слово «сретение»?

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

Слово «сретение» означает «встреча», причем значение праздника в православной и народной трактовке отличается. Сретение Господне: что означает Сретение? История и смысл Сретения, иконы, богослужение и традиции: всё о Сретении Господнем. Однако не всем знакомо значение слова «Сретение» и не все знают об истоках этого праздника. Недавно мы отметили православный праздник Сретенья Господня, после которого началась масленичная неделя. Скажите, пожалуйста, а что вообще означает слово "сретенье"? А с христианской точки зрения Сретение Господне является так называемым праздником смерти.

Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника

Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t.

XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p. В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января! Смотри также кандидатскую работу прот. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века». Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с.

IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв. Его издал акад. Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг. I XI-первая пол.

XIV в. Минь относит это событие к 542 году датировки у самого Георгия Амартола отсутствуют. Historia Miscella. Basileae, 1569, —lib. XVI, pag. Как молились Богу древние византийцы. ЛДА, 1979, с.

Византийская Литургия. М, 1980, с. XVII, cap. Скабалланович ошибается, говоря, что установление Сретения Никифор Каллист «приписывает» здесь имп. Юстину, — см. Маркович, Хеортологиjа, с. Греческий текст совершенно ясен.

Авторы комментариев «Толковой Библии» А. Лопухина т. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви. Киев, 1905 отд. Развитие исторической мысли. IV-первая пол. VII в.

Развитие исторической мысли, с. Цитируется перевод, помещенный в приложении ко II-ой книге «Истории» Прокопия, с. Chronicon Liber IV, cap. Antverpiae, 1574, pag. Annales Ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198, t. Roma, 1598, p. Поэтому istor — «тот, кто сам был при событии, он сам видел что-либо...

Secunda editio. Antverpiae, 1589, p. О царствовании Юстиниана. Перевод, статья и примечания М. Bonnae, 1831. Если бы праздник Сретения вошел в константинопольский церковный обиход при столь чудесных обстоятельствах, как о том живописует минейная легенда, да еще был утвержден эдиктом самого императора Юстиниана, — то их молчание об этом было бы просто необъяснимым и тенденциозным. Arnstelodami, 1889, p.

Обстоятельная в историографическом отношении статья болландистов воспроизводит — в отношении праздника Сретения в Византии — те же имена, что и Бароний, прибавляя Анастасия Библиотекаря. Tomus primus Februarii. Venetiis, 1735, p. Редакция текста от: 03.

В Сретенье запрещалось вспоминать о людях, которые тяжело болели или болеют. Считалось, что можно таким образом накликать беду на себя. Чтобы узнать о состоянии своего здоровья или здоровья членов семьи, следовало поводить вокруг человек церковной свечой. Спокойное пламя сулило здоровье.

Если же пламя неспокойное с синим оттенком, или свеча горит с шипением и гаснет, то с человеком не все в порядке. В этом случае следует помолиться о его здоровье. Это можно сделать дома перед образами или сходить в церковь. Друзья, и здесь снова спрошу. Знаете ли вы старинные приметы и обряды о здоровье. Напишите их в комментариях, пожалуйста. Что нужно сделать для привлечения денег Наличие денег является залогом хорошего благосостояния семьи. Уже точно известно, что они обладают энергией.

Поэтому существуют некие правила обращения с ними и привлечения их в дом. Этим всегда пользовались и пользуются по сей день. Вот некоторые из них: 1. В праздник отдыхают люди и отдыхают деньги. Поэтому их нельзя давать в долг и занимать тоже. Когда занимаешь деньги у кого-то — получаешь нестабильность в делах и финансовые затруднения. А когда даешь в долг — есть риск потерпеть неудачу в собственных делах и начинаниях. Если в этот день вам вернули долг, значит в скором времени деньги придут еще.

Вам повысят зарплату или дадут премию на работе. На Сретенье не кладут деньги на стол, где принимают и готовят пищу. Это плохая примета — денег не будет весь год. Если потеряли в этот день деньги, то это хорошая примета. Деньги непременно вернутся в большем количестве. Вас ждет в этом году обретение богатства. Если увидели на дороге деньги, не подбирайте их. В этот день совершают обряды по снятию порчи и сглаза и перекидывают негатив на монеты.

Если вы возьмете их, то вместе с ними возьмете и снятую плохую энергетику. Нельзя ссорится, особенно если ссора касается денег. В противном случае их не будет в течение всего следующего года. Для получения финансового благополучия следует испечь на Сретенье блины. Съесть их вместе со всеми членами семьи после появления на небе первой звезды и после произнесения благодарственной молитвы Господу Богу. Не забудьте в любое время дня накормить бездомных животных. Это принесет в ваш дом благополучие. Если же эти животные придут и на следующий день, то значит в скором времени ждите и прихода богатства.

В принципе, эти же рекомендации и запреты актуальны не только в каком-то единственном дне в году. Хорошо соблюдать их каждый день и все в денежных вопросах будет как надо. Обряды и ритуалы Сретеньевского дня Обряды и ритуалы являлись во все времена значимым действием. Люди верили и верят, что совершив некий обряд можно обрести здоровье, богатство и благополучие семьи. Поэтому совершали их, как должное. Возможно и в наши дни некоторые из них не потеряли своей актуальности. В Сретение совершалось малое водосвятие. Освященная вода считалась по силе такой же, как крещенская.

Ею лечились, освящали жилище, с ее помощью совершали ритуалы. Так, в воронежской области в 12 часов дня нужно было набрать воду из трех колодцев. Такая вода считалась целебной и наполненной силой. В Вологодской губернии домохозяин брал в руки икону Сретения Господня или икону Спаса. С ней все семейство обходило домашние постройки и другие значимые для хозяйства места. После этого шли обратно в дом. Всей семьей падали ниц и восклицали «Господи, Боже наш, войди к нам и благослови нас». В этот день хозяйки начинали сыпать больше овса для корма племенной птице и курам.

При этом говорили «корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом». В Белгородской области народ выходил на улицу, и с песнями ходили по селу. Известны такие песни, как «Деревня» и «Молодка». Перед наступлением сумерек выходили на высокое место и читали заклинание: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму?

Если солнце хотя бы на мгновение появлялось где-нибудь на горизонте перед закатом, то значит морозов больше не будет. В этот день надо было следить за конями. По многим поверьям считалось, что домовой ночью может заездить коня. Существовал обряд «продажи ребенка» Он носил чисто-символический характер. Ребенка «продавали» какой-нибудь знакомой пожилой женщине, передавая его через окно.

В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их...

Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели.

Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.

Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок.

Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic!

Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [...

Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции.

Конечно же, следует посетить храм и уделить время добрым делам. В старину люди верили, что лиходейка-зима на Сретение встречается с весной-красной и желает ее заморозить, но «от собственного хотенья лишь потом умывается». Считалось, что после праздника морозов уже ждать не следует, а потому от передвижения на санях через реку отказывались.

Садовники после утреннего богослужения возвращались домой и следовали народному обряду — трясли фруктовые деревья руками, чтобы лето не обделило хозяина щедрым урожаем. Что нельзя делать на Сретение? Тяжелый физический труд и дальние поездки лучше отложить. Нельзя ругаться с близкими и отказывать нуждающимся и просящим. Алкогольные напитки в этот день употреблять нельзя. Бракосочетание тоже стоит отложить, потому что Сретение предшествует Великому посту, а все свадьбы следует справлять уже после Пасхи. На Сретение зима с весною встретились С православным праздником связано множество народных примет. Считается, что отправляться в далекое путешествие не следует, потому что обратный путь будет долгим.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

А Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец" Лк 2:34-35. История празднования Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это "Паломничество ко Святым местам", которое написала паломница Этерии Сильвия в конце IV века, рассказывает " Фома. Она пишет: "В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху". Фото: телеканал "Толк" Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре: 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь.

Храм — это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной. По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм.

Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета. Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога — смирение. Смирение — это печать Христа на челе святых. Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим.

Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых — Симеон и Анна.

Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.

Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов: В центральной части иконы "Сретение" помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки. На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери. Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль. Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности. Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву.

Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии. Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица. По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест.

Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма. Церк овные традиции на Сретение Господне - 2023 Самое главное, что нужно сделать на Сретение Господне, впрочем, как и в другие православные праздники, - это пойти на богослужение в церковь. Первые песнопения для церковной службы на Сретение Господне были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель. Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место.

Он сказал, что её сыну предстоит стать искупительной жертвой за первородный грех человечества, а Богоматерь станет свидетельницей его мучений, которые причинят такую боль, словно душу пронзит оружие. Всю свою жизнь Анна ждала пришествия Мессии и в итоге увидела младенца Иисуса. Такой чести, как и пророческого дара, она удостоилась за строгую жизнь в воздержании, пост, а также непрестанную молитву. После встречи в Иерусалимском храме Анна вместе с Симеоном Богоприиемцем славила Господа и рассказывала о нём другим.

В чём смысл Сретения Господня Главная трактовка этого праздника звучит так: Сретение — это праздник встречи с Богом. Человечество в лице старца Симеона встречается с Мессией, которого иудеи ждали несколько веков. Когда начали праздновать Сретение Сретение относится к числу ранних христианских праздников. Но самым первым он не был.

До V века христиане в целом отмечали только три главных праздника: Богоявление или «Епифанию» сюда входили и Рождество , и Крещение , Пасху и Пятидесятницу. Но в те времена его называли просто «сороковым днём от Епифании». В VI веке Сретение стали отмечать уже во всех уголках христианского мира. Император Юстиниан закрепил праздник в ранге общецерковного торжества в 553 году — после Пятого вселенского церковного собора.

Сретение же компромиссный праздник: он относится к обеим группам. Поэтому цвет облачений у священнослужителей может быть и голубым, как в богородичные праздники, и белым, как в господские.

Сретение Господне- что означает этот праздник?

Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре. Карта слова «сретение» → значение. Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме.

15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)

Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия? В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — т.е. сороковым днем от Рождества [6], — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения.
Сретение Господне / Что означает слово «сретение»?
Сретение Господне- что означает этот праздник? (Людмила Коншина) / Проза.ру Сретение Господне является одним из важнейших для христиан праздником.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий