Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. главный художник-оформитель при строительстве курортного комплекса в Пицунде. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии
Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. З. Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. 4 января отмечает 90-летний юбилей художник-монументалист, скульптор и педагог Зураб Церетели. 4 января знаменитому художнику-монументалисту, скульптору Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 85 лет.
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии
Сурикова при Российской академии художеств. Творческая деятельность В 1965 г. В 1967 г. В 1968 г. В 1973 г. Адлера Краснодарский край. С 1980-х гг. Зураб Церетели известен как скульптор-монументалист, в разных странах мира установлено более 100 его произведений. В 1982 г.
В 1983 г. В 1989 г. В 1990 г. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Он является автором расположенного на территории мемориального комплекса Монумента Победы - обелиска высотой 141,8 м самый высокий монумент России; символизирует 1 418 дней Великой Отечественной войны. В 1994-1999 гг. Зураб Церетели был художественным руководителем интерьерных и экстерьерных работ по воссозданию в Москве храма Христа Спасителя.
В 1995 г.
Однако мы идем в ногу со временем и поручаем ему украсить ваши дружеские страны своими работами. Ну кто откажется от культурного обмена с ядерной сверхдержавой? Так, имея за своими плечами могучую поддержку СССР, деятельный Зураб Константинович ваял и отливал по всему миру не на скромные килограммы, а на десятки тонн цветного металла.
Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Признанный гений Поздравляя Церетели с юбилеем, министр культуры Владимир Мединский отметил, что скульптор не просто талантливый художник, «но и, наверное, самый гостеприимный в мире человек». Доктор исторических наук Мединский, как всегда, запутался: Церетели сначала гостеприимный, а потом все остальное. Нигде не бывает так весело и вкусно, как в гостях у Зураба Константиновича. Он признанный гений хлебосольства, иначе как я мог не заметить пять выпитых бутылок вина.
Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Надо отдать должное Зурабу Константиновичу - как человек мира, он поил гостей итальянской классикой, а не чем-то сомнительным под названием грузинское вино. Зато вот тифлисская кухня была изумительной. По правую руку от мастера сидела Наина Ельцина, вынужденная испытывать на себе все тяготы грузинского гостеприимства. Вдова первого Президента России смолотила под венецианское шардоне, наверное, кастрюлю сациви и с кило куриного шашлыка.
К утру вдова была навеселе - Умираю, больше не могу, - кинематографично стонал Сергей Соловьев, чьи руки сами собой тянулись к бутылке водки. Спокойствие сохранял только генерал Георгий Шпак.
Гениальный скульптор. А Михаилу я желаю долгих творческих лет и вдохновения. Не так давно наш Московский музей современного искусства показал его персональную выставку. Это было событием и во многом открытием. У него замечательные программы для молодых художников, много идей, он такой человек — больше отдает людям, чем получает. Иногда, когда есть возможность сравнить, лучше видна индивидуальность каждого. Я думаю, это про нас.
Сравнивать, чтобы понять. В научном плане в искусствознании всегда так. Главное, каждый из нас создает то, что велит сердце. А дальше уже зритель, критик, время — анализирует, судит. С каждым были лично хорошо знакомы? Я счастливый человек, в моей жизни были уникальнейшие встречи, люди, которые не могли не вдохновить. Потому я создал серию «Мои современники». Это нельзя назвать памятниками. Я сделал их образы в скульптуре.
Это сегодня для меня такая память в бронзе. Причем и в горельефе, и в круглой скульптуре. А дальше уже надо смотреть: памятник — это уже выход скульптуры в пространство города, улицы. Там свои законы. Моя главная задача была языком скульптуры передать их уникальнейшие характеры, индивидуальность. Ведь я создавал их образы, когда они были живы. Поэтому я не называю их памятниками. И радостно, и тяжело вспоминать — это были интереснейшие встречи. Так, с Бродским я встречался и здесь, и в Нью-Йорке, в знаменитом «Самоваре».
Помню, просидели почти всю ночь за разговором. У меня бывали в гостях и Ростропович с Вишневской. Помню, отмечали свадьбу Пааты Бурчуладзе у меня дома. Олег Табаков приходил и в академию, и домой, гениальный, добрейший человек. Помню Андрея Миронова, Володю Высоцкого, таких талантливых, гениальных, так рано ушедших... Вот сразу перед глазами будто вся жизнь пролетела. Вот это — мои современники, для меня вечно живые. Кто из них был вам наиболее близок? Близкий друг, один из самых близких, безусловно, Андрюша Вознесенский.
Да и Евгений Евтушенко тоже. У него была дача в Гульрипше на море, рядом со мной, там много времени проводили вместе. И Белла Ахмадулина любила Грузию, Тбилиси. Не забуду, как мы с ней шли по ночному Тбилиси, и она читала стихи. Все эти имена — это были легенды при жизни. Но я имел радость дружить с ними, что мне необыкновенно много дало. Все они приезжали в Грузию, любили Грузию. А Роберт Рождественский и его стихотворение о грузинском тосте. А Белла и ее «Сны о Грузии»...
Это было взаимно, такое вдохновение, друг другу дарили радость, говорили про искусство, удивительное время. В Гульрипш приезжали многие поэты, писатели, композиторы. Там была уникальнейшая атмосфера, знаете, для творчества, вдохновение. Море, солнце, доброта, гениальные люди, которые дышали искусством. Это ощущение счастья, которое у меня связано с этим местом и, главное, с людьми, которые там были со мной, на всю жизнь. Многие также приходили ко мне в мастерскую на Тверской бульвар. Многое мы переживали вместе. Все мои любимые друзья были живы, здоровы, любили жизнь. Множество интересных встреч, друзей, прекрасное время.
Я много работал, постоянно был занят, но это удивительное время постоянного движения. Время оттепели — это момент, когда я фактически встал на ноги. Уже в середине 60-х архитекторы Ашот Мндоянц и Михаил Посохин пригласили меня, молодого художника, поработать в Пицунде.
Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году.
В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная. Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально.
Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини. Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины.
Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание.
С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К.
Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю.
Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году.
Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова. Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002.
Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя.
Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями. Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых.
Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели.
И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них.
И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня.
Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем.
Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе.
Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
В 1967 г. В 1968 г. В 1973 г. Адлера Краснодарский край. С 1980-х гг. Зураб Церетели известен как скульптор-монументалист, в разных странах мира установлено более 100 его произведений. В 1982 г. В 1983 г.
В 1989 г. В 1990 г. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Он является автором расположенного на территории мемориального комплекса Монумента Победы - обелиска высотой 141,8 м самый высокий монумент России; символизирует 1 418 дней Великой Отечественной войны. В 1994-1999 гг. Зураб Церетели был художественным руководителем интерьерных и экстерьерных работ по воссозданию в Москве храма Христа Спасителя.
В 1995 г. Она является первой частью проекта "Как Европа нашла Америку", посвященного плаванию Христофора Колумба. В 1997 г.
Он прошел в Московском музее современного искусства на Петровке, который и основал мастер. Творец лично появился на церемонии и под конец мероприятия начал писать картину перед собравшейся публикой. Художник также пообщался с журналистами и рассказал, что его вдохновляет.
Так было и раньше. И потому гиганты-художники были в России», — сказал мастер.
Больше по теме 114 Сегодня празднует свой 90-летний юбилей Зураб Церетели - человек незаурядного таланта и необычайной трудоспособности. Его скульптуры находятся в разных городах и странах, а о богатстве Зураба Церетели ходят настоящие легенды, ведь он может себе позволить отдавать в дар монументальные композиции своего авторства. Зураба часто называли придворным художником, но он вовсе не отказывался от этого звания, а даже мечтал походить на Тициана, обожаемого всем венецианским сенатом. Нетитулованная ветвь Зураб Церетели. Отец его был инженером-строителем и представителем древнего грузинского рода Церетели, той самой ветви, которая титулована не была.
Зато мать происходила из княжеского рода Нижарадзе. Но сам Зураб Церетели в ответ на восхищение его невероятной трудоспособностью замечал: «Я родился в трудовой семье, а не в княжеской! Другой представитель ветви Церетели был продюсером у самого Фёдора Шаляпина. У Церетели, начиная с прадеда, было принято жениться на княжнах, чтобы «не портить кровь». Нижний ряд — тетя, двоюродные сестра и брат, бабушка, мать Тамара Нижарадзе. А ещё от него художнику достался добрый нрав и жизнелюбие. Константин Георгиевич в 98 лет читал без очков, писал и каждый день ходил по 10 километров до кладбища, на могилу жены, и обратно.
И категорически отказывался переезжать к сыну, которым очень гордился. От матери ему передалась страстная любовь к искусству, а брат матери, художник Георгий Нижарадзе, подарил четырёхлетнему племяннику набор карандашей и впервые взял с собой на пленэр. Именно он и научил будущего скульптора видеть красоту вокруг себя, чувствовать свет и тени, понимать природу. Георгий Нижарадзе и открыл для маленького Зураба профессию художника. Работал за границей, но иностранных языков не знал Зураб Церетели. Когда Зураб пошёл в школу, он подружился с этой соседкой, в силу возраста и здоровья прикованной к креслу. Она делилась с ним своими рассказами, читала стихи и учила немецкому языку.
Рельеф становился крупномасштабным и хорошо воспринимался с большого расстояния. Монумент в Абаши явился как бы "пробой пера" в этой новой для художника сфере творческой деятельности. За ним последовала крупная рельефная композиция "Колхида" в селе Хоби. Дальнейшее развитие этой линии творчества шло по пути создания больших многоплановых монументов. Композиция "Человек и солнце" установлена неподалеку от тбилисского аэропорта. Два следующих монумента в Тбилиси, созданных мастером, посвящены одному и тому же событию - двухсотлетию подписания Георгиевского трактата и очень характерны с точки зрения проявления в них интернационального мировоззрения этого чрезвычайно национального по своему творческому почерку художника. В Тбилиси же установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России, - "Узы дружбы". Огромный металлический позолоченный узел связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Художник поставил этот монумент у въезда в Тбилиси со стороны Военно-Грузинской дороги, ведущей в Россию.
Он виден издалека как цель движения. Сверкающий золотом узел и кольца четко воспринимаются на фоне светлой городской застройки и голубого неба, удивляя необычностью формы, заставляя задуматься об исторической судьбе народов, воплотившейся в образном строе монумента. Церетели рассказывает, что форму монумента ему подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Образ возник сам по себе - два золотых кольца. Но монумент должен был быть, конечно, сложнее, шире по тематике. Кольца трансформировались в туго затянутый узел, не теряя своей первоосновы, символизирующей связь народов. Памятник взорван в 1991 году по распоряжению 3. В этом случае художник по праву выступает в коллективе градостроителей, мыслящих категориями города, района, ансамбля. Зураб Церетели в полной мере обладает необходимой для этого смелостью и масштабностью мышления, подтвержденной всеми другими его работами. По протяженности, по высоте, наконец, по общему "пятну" и цвету рельеф художника органично вошел в архитектурную композицию, как бы сросся с ней.
Декоративный фриз культурного центра стал художественной доминантой ансамбля: кажется, что многоэтажные корпуса гостиниц как бы группируются вокруг него. Их геометрические формы, взлетающие на 30 этажей вверх, ряды окон и вертикальных тяг контрастны пластической ленте рельефа, наполненного непрерывным движением. Лозунг Олимпиады "Быстрее, выше и сильнее" получил своеобразное выражение в фигурах спортсменов, объединенных общей композиционной и смысловой взаимосвязью. Объемный рельеф гостиничного комплекса можно охватить взглядом со значительного удаления в несколько сот метров, с открытых пространств из-за крупного водного зеркала Виноградных прудов, в котором он отражается, одним словом, увидеть его в таких условиях восприятия, когда человек не может различить отдельные детали, зато охватывает все вместе: и пространственное окружение, и определяющие архитектурные объемы, и соразмерную с ними работу художника. Одним из значительных произведений отечественной архитектуры 80-х годов явился крупный гостиничный комплекс, созданный в Ялте по проекту архитектора А. Акцентируя внимание на творческих проблемах архитектуры, зодчий в своей работе не только провозгласил, но и эффективно реализовал взаимодействие архитектуры с монументально-декоративным искусством, добивался органичного сотрудничества с художниками. Естественно, что когда Полянский начал строить гостиничный комплекс в Ялте, он с самого начала обратился к сотрудничеству с художниками, привлек Церетели к разработке идей оформления и убранства курорта. Мастер особенно охотно берется за те работы, которые по самой своей природе располагают к динамике масс и объемов, к созданию декоративных композиций, к украшению городского пространства как к цели и смыслу его жизнерадостного художественного самовыражения. В постоянной разработке новых художественных и технических средств Зураб Церетели выработал свой индивидуальный метод, свою последовательность. Новая идея обычно рождается у него в быстром карандашном наброске и затем, как правило, разрабатывается в живописи - в одном или нескольких полотнах, где интуитивно, но упорно исследуются формы, колорит, находятся соответствующие масштабные соотношения.
Потом художник с той же или близкой темой переходит на монументальный материал, воплощая ее в мозаике, объемных мозаичных композициях, в металле, витражах или в своих необычных "монументальных эмалях". Естественно, что в каждом новом материале, в новой технике тема звучит по-иному, и появляется возможность почувствовать ее в разных превращениях, в многообразных обличиях. Часто в этих поисках рождается совершенно новое решение пластической и цветовой композиции, произведение получает новую градостроительную роль, приобретает возможность становиться одним из архитектурных акцентов ансамбля. Нередко одна и та же техника, один и тот же материал претерпевают существенное развитие и начинают применяться художником для решения совершенно новых художественных и пластических задач. Зураб Церетели хорошо известен за границей, и его признание постоянно растет и становится все шире. Крупные политики и выдающиеся деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Однако признания за рубежом художник достиг не благодаря этому, но вследствие все более активной работы, создания монументальных произведений в США и Японии, Англии и Франции, Бразилии и Испании. Первые его произведения за границей делались для представительств нашей страны, затем постепенно Зураб Церетели входит непосредственно в художественную жизнь Запада и сегодня занимает в ней все более укрепляющиеся позиции, возводя там крупные монументальные комплексы. Первый большой заказ, который должен был быть осуществлен за рубежом, поручен ему в то время, когда он завершил свою работу в Адлере. Это было художественное оформление интерьеров здания советского посольства в Бразилии архитекторы М.
Посохин, Д. Бурдин, В. Успех в Бразилии привел к тому, что работа Церетели по оформлению советских посольств продолжалась. Центром этих композиций стали витраж из хрусталя "Салют" и скульптурное панно из металла "Мир". Композиция витража, созданного Церетели для советского представительства в Японии, построена на противопоставлении значительной поверхности красного тона, покрывающего свободно расположенные группы знамен, и многоцветья - желтый, зеленоватый, синий, голубой - массы фона. Этот прием чем-то напоминает мозаичную композицию в парке Победы в Тбилиси, а в определенных чертах - и витраж в Нью-Йорке. Здесь также ощущение праздника передается тем, что небо дано в сложном рисунке и неординарной цветовой гамме. Для посольского зала приемов в Токио художник сделал гравированное на нержавеющей стали огромное панно 30х5 метров "Москва - столица, моя Москва". Близкие московские и русские темы были использованы художником и в Осаке, где им были созданы чеканная панорама Московского Кремля и для интерьера советского консульства - резьба по дереву: "Русская зима", "Русская весна". В то же время, когда художник находился в Японии, он сделал горельеф из металла "Мужчина и женщина", который был подарен труппе Токио-балета и стал ее эмблемой.
Одной из самых примечательных работ Церетели за рубежом стал монумент в Брокпорте. Скульптура, названная автором "Счастье детям всего мира", вызвала широкий отклик в общественном мнении в Соединенных Штатах. Безусловно, прежде всего потому, что это был дар специальным детским Олимпийским играм. Своего рода политической акцией явилась и работа по монтажу монументов Церетели в Брокпорте. Художник отказался от крупного гонорара за все произведения и непрерывно на всех стадиях участвовал в их монтаже на строительной площадке. На торжествах, посвященных открытию монумента, присутствовало более 150 тысяч человек, в том числе видные политические и общественные деятели США: сенатор Эдвард Кеннеди, губернатор штата Нью-Йорк Хью Керри, один из руководителей Игр Сэрджент Шрайвер, спортсмен Мухаммед Али, директор фонда Кеннеди Роберт Монтегю, президент Брокпортского университета Альберт Браун и многие другие. Вторая работа художника в Брокпорте - "Свет и знание - миру", выполненная также из меди, решена как стилизованное "древо познания". Успех работ Церетели в США определил то, что студенты факультета искусств обратились к своей администрации с просьбой пригласить художника на преподавательскую работу, что и было сделано. Несколько месяцев он с большим успехом преподавал живопись и вел со студентами практические занятия, показывая им технику мозаики, витража, работу с металлом. За преподавательскую деятельность ему было присвоено звание почетного профессора Брокпортского университета.
Тогда же в США прошла большая персональная выставка художника. В последующие годы Церетели также немало работал за границей - оформлял экспозиции ряда советских выставок. Кроме того, он стал инициатором одного весьма интересного начинания. Художник предложил создать отдел этнографии Грузии в знаменитом Музее человека в Париже, где представлены экспонаты, относящиеся практически ко всем культурам мира, но где грузинский раздел отсутствовал. Эту задумку начинание ему удалось осуществить. Зная хорошо грузинскую этнографию, особенности жизни, обычаев, характера жилищ, одежд, всевозможной утвари разных регионов Грузии, Церетели потратил много сил, чтобы собрать большую и представительную этнографическую коллекцию. Подаренная Музею человека, эта коллекция и составила основу экспозиции, которая теперь пользуется большим вниманием у посетителей. Несмотря на быстрое расширение зарубежной "сферы влияния", стремительное внедрение в западную художественную жизнь, его общественная и профессиональная деятельность в России оставалась и продолжает быть очень активной. В годы перестройки он был избран народным депутатом СССР. Академия художеств России включила его в число своих действительных членов.
Зураб Церетели избирается вице-президентом академии, академиком-секретарем созданного им в академии отделения дизайна, одновременно оставаясь руководителем Союза дизайнеров Республики Грузия. Он был избран действительным членом, академиком-секретарем отделения искусства и затем вице-президентом Международной академии информатизации при ООН. В последнее время Зураб Церетели все больше работает в Москве. Его московская мастерская стала одной из достопримечательностей сегодняшнего города, которую посещают самые высокие гости страны. Конечно, годы ни для кого не проходят бесследно. Вторая половина жизни часто оказывается более спокойной, зрелой. Поиски и мечтания как будто завершены, шкала ценностей в искусстве и в человеческих отношениях установлена, решено то, что является самым главным в жизни. И теперь можно с уверенностью сказать, что для Зураба Церетели приоритетной областью творчества стала живопись. Это не означает, что он отказался от своей деятельности в сфере монументального искусства или что он не уделяет созданию скульптур и эмалей значительного внимания. Как и прежде, Церетели часто загорается замыслами возведения грандиозных ансамблей и гигантских монументов, увлекается идеями новых по своему содержанию памятников, крупных сооружений, а также более камерных, почти станковых произведений.
К числу последних относится композиция "Человек проходит сквозь стену", установленная на фасаде одного из банковских зданий в самом центре Лондона, в Сити, недалеко от собора святого Павла. Ту же тему продолжает еще одна работа Церетели конца 80-х годов - памятник, поставленный им перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В середине 90-х годов, когда стал проходить шок от разрушения Советского Союза и Москва начала быстро меняться, деятельность художника в столице России приобрела еще больший темп и размах. Он участвует в крупнейших проектах, которые создают новый облик города. Решение о создании главного монумента, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны, было принято давно - вскоре после Победы.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Семь лет работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом , которые высоко оценили работы молодого мастера. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. В 1980 году был главным художником московской Олимпиады. В 1995 году был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе.
С 1989 года Зураб Церетели - действительный член - академик, вице-президент Академии творчества.
К нему приходили в гости известные художники, говорили об искусстве. Я все это впитывал, и потом ко мне многое само собой пришло. Именно в плане того, как стать художником. Конечно, хочу вспомнить моих гениальных педагогов в Тбилисской академии художеств — Василий Шухаев, Уча Джапаридзе...
Они большую роль сыграли в том, чтобы я стал художником. Они меня учили жить по принципу «искусство для искусства». То есть создавать произведение ради самой ценности искусства, а не ради заказа, политики. Главное, чтобы ты сам понимал, зачем ты создаешь, надо слушать себя. А уверенность в себе добавляет мастерство, профессионализм.
Шухаев — гениальный рисовальщик, в мире таких нет! Из курса он выбрал меня и Чубчика Тенгиза Мирзашвили , давал лишние часы. Видимо, почувствовал в нас что-то, ради чего стоило тратить на нас свое драгоценное время. Он, например, ставил композицию, мы поворачивались к ней спиной и так писали, оглядываясь и схватывая за секунду главное в натуре. То есть не срисовать, а схватить самое главное и обобщить так, чтобы и натура чувствовалась, и твое индивидуальное отношение к предмету.
Много чего было интересного. Для меня основой всегда была и есть академическая школа, как азбука, как таблица умножения... А потом можно уже искать, пробовать, искать свой почерк. Потому в моем искусстве всегда очень важно работать с натурой, важна не только художественная сторона, но и то, как сделано произведение, будь то скульптура, живопись, что угодно. Техники и технологии, мастерство исполнения.
Это важнейший фактор. Очень много я получил в тот период жизни, когда был художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Много было интереснейших экспедиций, я делал зарисовки, обмеры памятников, объехали всю Грузию фактически. Так я увидел Грузию совсем иными глазами, открыл заново фактически, увидел храмы, монастыри. Тогда религия была запрещена и религиозное искусство тоже.
А мне этот опыт на всю жизнь открыл мир особого искусства, духовного, которое соединяет человека и Бога. А позже я попал в Париж, посмотрел современное искусство, невероятную свободу. Увидел Пикассо, Шагала, позже Дали. Все это меня вдохновило на многие эксперименты. Тогда я подумал, как важно создать в России музей современного искусства.
Мечтал я долго, когда говорил о том с друзьями, надо мной посмеивались, но все же смог это осуществить. Московский музей современного искусства работает. И я счастлив, что создал его — одним из первых — в нашей стране. Ну а сегодня уже много площадок, где молодежь показывает себя. Это очень важно для искусства, для его развития.
В 1964 году вы находились на обучении в Париже, общались с ними. Какими они были людьми в жизни? Просто у моей супруги, Инессы, в Париже жили родственники. Они уже были в летах, хотели пригласить племянницу. Очень сложно было получить разрешение, много бумаг.
В итоге в последний момент мне дали разрешение, а Инессе нет. Боялись видно, семья, мол, останемся. Такое время было. И она сказала мне: «Езжай без меня. Тебе, художнику, это важнее».
Я поехал один. Сначала было очень неловко. Меня родственники ее, кажется, за шпиона принимали. Явился какой-то парень. А потом приняли, полюбили.
У дяди Инессы по фамилии Андроников были хорошие связи, он работал у самого де Голля. Мне даже довелось увидеть знаменитого генерала вживую. Тогда для меня неожиданно открылись уникальные возможности. Представьте, Париж, музеи, грузинская и русская эмиграция. Много незабываемых встреч.
И, конечно, посещение мастерской Пикассо.
Это самореклама, нельзя. Надо в жизни много отдавать, чем получать", — сказал он.
И в 90 лет его рабочий день начинается в мастерской. За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал.
Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Гости также увидят витраж, установленный художником в музее к его открытию. Выбор билетов.
Церетели Зураб Константинович
Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19. В галерее представлена частная коллекция художника. Дом-музей мастера в Переделкино открыт в 2016 году, располагается в Подмосковье, по адресу: улица Лермонтова, 1, пос. ДСК «Мичуринец». Музей это фактически сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту — так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели.
Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа — ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповеданияПамятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки.
Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Живопись Зураба Церетели Нельзя не упомянуть и о картинах, созданных Церетели. Они имеют совсем другой стиль и производят в основном другое впечатление. Они яркие и может даже показаться, что жизнерадостные. Художник умело стилизует, а не «изображает как есть». Сам Пикассо заявлял, что его коллега хорошо обобщает формы и чувствует цвет. Кроме того Зураб зачастую работает в направлениях между живописью и скульптурой — в частности его панно и витражи украшают одну из сцен Большого Театра и несколько станций метро в Москве.
Кроме живописи в традиционном её смысле Церетели экспериментирует и открывает новые техники. В частности, он увлекается шелкографией и создал уникальную технику «перегородчатой эмали». Творчество 2. Памятник Петру I Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничавающие высоту памятника 17 метрами. Существует мнение, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента.
Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом Господним была размещена подземная парковка. Другие работы «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить: монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия 1783—1983 присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части известный поэт Андрей Вознесенский ; монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» Париж, Франция ; скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания. Он автор монументально-декоративных произведений панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры в курортном комплексе в Пицунде 1967 , в курортном городке ВЦСПС в Адлере Сочи 1973 , в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте 1978 , в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве 1980 Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве открыт 1995 , а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе оформление Манежной площади.
Это самый высокий монумент в России, его высота превышает 141 метр. Ещё одна известная работа Церетели — 98-метровый памятник Петру Великому в Москве, открытый в 1997 году. Он уникален в инженерно-техническом решении. Работы Церетели можно увидеть на разных континентах.
Так, в американском Брокпорте расположена созданная им композиция «Счастье детям всего мира», в Нью-Йорке — «Добро побеждает зло», в испанской Севилье — «Рождение нового человека». Его именем названа площадь во французском городке Плоэрмель.
Войнович, Ф. Искандер, поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, АДементьев, Е. Евтушенко, режиссеры кино С. Соловьев, М.
Данелия, балетмейстер Ю. Григорович, пианист Н. Луганский, актеры И. Чурикова, В. Все это расширяет и укрепляет связи Академии с различными сферами отечественной художественной культуры, содействует объединению творческих сил, а также дает ориентиры для развития современного искусства. Российская академия художеств, согласно её Уставу, является не просто художественным, а и высшим научно творческим центром нашей страны. Научная работа ведется в ней на кафедрах вузов при РАХ, в которых преподают академики и члены-корреспонденты Академии, и прежде всего, в НИИ теории и истории изобразительных искусств, объединяющем крупнейших ученых искусствоведов в данной области. За десятилетия своего существования Институт подготовил и выпустил целую библиотеку книг, альбомов, учебников и учебных пособий, словарей и энциклопедий, популярной литературы, обогативших нашу культуру и сыгравших немалую роль в просвещении и духовном развитии любителей изобразительного искусства, как и в формировании профессионалов.
С началом президентства З. Церетели расширилась пропагандистская и популяризаторская деятельность Академии. Продолжалось издание «Информационого бюллетеня» о её деятельности. Стал систематически выходить журнал «ДИ» диалог искусств , широко и глубоко освещающий творческую жизнь Академии и актуальные вопросы художественного развития. На протяжении ряда лет издавался журнал «Академия»,в котором публиковались материалы, посвященные истории и современной деятельности Академии художеств. Деятельность Академии освещается также в печати и в электронных средствах массовой информации. О творчестве всех членов Академии создаются документальные, видео фильмы, диски CD. Появился сайт Академии, академические страницы в социальных сетях в Интернете.
Всё это способствует повышению престижа и авторитета Академии в общественной и художественной жизни России. Крупными культурными инициативами З. Церетели стало создание первого в стране Московского музея современного искусства, Галереи искусств на Пречистенке,19 , международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств, что позволило развернуть ее многообразную деятельность. В 2007 году широко отмечалось 250-летие академии художеств. Масштабные выставки работали в Московском Манеже ,Санкт- Петербурге, других российских городах. Юбилейные мероприятия прошли в институте им. Несмотря на сложности, связанные с реформой государственных академий наук в России с 2013 года , уходом из ее структуры ряда учреждений, Академия осталась одним из ведущих учреждений культуры в стране. Усилия президента З.
Церетели направлены на возвращение Академии образовательных функций. Благодаря его деятельности, в состав Академии возвращены творческие мастерские, региональные отделения, ряд других подразделений.
За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал. Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Великому скульптору — 90 лет! #зураб_церетели #москва #новости | Вступай в группу Комсомольская правда в Одноклассниках. 4 января выдающийся грузинский и российский живописец, известный скульптор и педагог Зураб Церетели отмечает 90-летие. Галерея искусств Церетели О его родителях Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного.
Церетели Зураб Константинович
Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. В экспозиции представлены работы художников и скульпторов СКФО – участников конкурса. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Тбилиси) в грузинской семье.