Александр Македонский, известный также как Александр Великий, древнегреческий царь (василевс) Македонии, император, который создал одну из крупнейших империй в древней истории. Александр Македонский. И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна.
Когда жил Александр Македонский?
Александр Македонский Alexander III Magnus. Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. великий полководец. сопровождалось хорошими предзнаменованиями дал команду не трогать дом этого великого поэта войско Александра состояло из 32.000 пехоты гордиев узел на протяжении веков в центре внимания находится. Александр Македонский родился в македонской столице Пелла.
Установлена причина смерти Александра Македонского
Однако вскоре отношения между Филиппом и Александром испортились. Филипп развелся с матерью Александра Олимпиадой и вступил в брак со знатной македонской девушкой Клеопатрой. Честолюбивый Александр, привыкший считать себя единственным законным наследником престола, пришел в ужас: ребенку от второго брака Филипп мог передать царскую власть, минуя старшего сына. Ссора Александра с отцом Отношения между отцом и сыном стали настолько плохими, что Александр вынужден был вместе с матерью уехать из Македонии. Этот отъезд способствовал распространению сплетен о нравах македонского двора. Поэтому Филипп, дорожа хорошим мнением о себе, стал через посредников уговаривать Александра не проявлять столь открыто неприязни к отцу и вернуться домой. Александр вернулся в Македонию, но его отношения с отцом продолжали оставаться враждебными.
В это время Александр вступил в тайные переговоры с персами, готовясь без разрешения отца жениться на дочери персидского сатрапа наместника. Филипп, узнав об этом, выслал из Македонии всех друзей сына, разделявших убеждения Александра и принимавших участие в переговорах с персами. Неизвестно, какие меры были бы приняты против самого Александра, если бы в это время Филипп не был убит. Убийца, знатный македонянин, был заколот царскими телохранителями на месте. Причины преступления остались нераскрытыми. В то время об этом темном деле ходило множество разноречивых слухов.
Одни предполагали, что убийца был подкуплен персидским царем, которому стало известно, что Филипп готовит поход македонян и греков в Азию. Другие думали, что он отомстил Филиппу за какие-то личные обиды. Но многие потихоньку называли организаторами покушения на жизнь царя самого Александра и его мать, которые только таким способом могли вернуть себе былое значение в государстве. Правда, Александр тотчас же расправился с убийцей и всеми, кого подозревали в заговоре против Филиппа. Однако некоторые считали, что он сделал это затем, чтобы обеспечить молчание всех знавших о его собственном участии в этом деле. Во всяком случае сразу же после смерти Филиппа родившийся от его второго брака ребенок был убит, а Клеопатра, подвергнутая заключению, удавилась.
Таким образом, Александр остался единственным законным наследником Филиппа. При вступлении на престол новому царю было всего двадцать лет. Со всех сторон могуществу Македонии грозила опасность. Начались восстания диких фракийских племен, на юге покоренная Филиппом Греция готовилась вернуть себе былую свободу. Александр с македонским войском устремился на север. В нескольких сражениях он усмирил восставших фракийцев и разгромил на берегах Истра Дуная помогавшие им независимые племена.
Александр Македонский в атаке Вслед за тем царь обратился против восставших греков. Двигаясь стремительным маршем, он достиг единственного прохода из Северной в Среднюю Грецию - Фермопил раньше, чем объединенные силы греков успели собраться и занять этот удобный для обороны пункт. Македонская фаланга саррисофоры Ворвавшись в Среднюю Грецию, македоняне осадили город Фивы, который вместе с Афинами стоял во главе греческих государств, возмутившихся против македонского владычества. Несмотря на героическое сопротивление фиванцев, город был взят и разрушен. Все жители, за исключением сторонников македонского царя, были проданы в рабство: этим страшным примером Александр хотел запугать все остальные греческие государства. Рассказывают, что было убито около шести тысяч фиванцев и тридцать тысяч обращено в рабство.
Греки, пораженные ужасом, смирились. Александр, готовясь к походу в Персию, опасался, как бы в его отсутствие греки снова не подняли восстания против македонян. Это побудило царя сменить свирепую жестокость на самую изысканную любезность. Он ласково принимал у себя греческих государственных деятелей и ученых, всячески. Александр совершил путешествие в город Кранию близ Коринфа , чтобы повидать жившего там философа Диогена. Александр Македонский перед Диогеном 1787 Этот философ учил, что люди станут свободными и счастливыми только тогда, когда сумеют сократить свои потребности настолько, чтобы не зависеть от общества и государства.
Диоген личным примером старался доказать правильность своего учения: отказавшись от богатства, не имея своего угла, он жил в большой глиняной бочке на рыночной площади города Крании, одевался в рваный плащ и стоптанные сандалии, питался отбросами, которые подбирал на рынке. Философ счел себя совершенно независимым от городских властей и от общества, благами которого он не желал пользоваться. Слава о его учении и образе жизни распространилась среди бедного люда всей Греции. Некоторые считали его мудрецом, другие возмущались его поведением, называя его "собачьим". Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген, по обыкновению, лежал в пыли посреди площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближавшегося царя и его многочисленную свиту, но продолжал лежать.
Александр приветствовал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-нибудь; все его желания будут немедленно исполнены.
Все жители, за исключением сторонников македонского царя, были проданы в рабство: этим страшным примером Александр хотел запугать все остальные греческие государства. Рассказывают, что было убито около шести тысяч фиванцев и тридцать тысяч обращено в рабство. Греки, пораженные ужасом, смирились. Александр, готовясь к походу в Персию, опасался, как бы в его отсутствие греки снова не подняли восстания против македонян. Это побудило царя сменить свирепую жестокость на самую изысканную любезность.
Он ласково принимал у себя греческих государственных деятелей и ученых, всячески. Александр совершил путешествие в город Кранию близ Коринфа , чтобы повидать жившего там философа Диогена. Александр Македонский перед Диогеном 1787 Этот философ учил, что люди станут свободными и счастливыми только тогда, когда сумеют сократить свои потребности настолько, чтобы не зависеть от общества и государства. Диоген личным примером старался доказать правильность своего учения: отказавшись от богатства, не имея своего угла, он жил в большой глиняной бочке на рыночной площади города Крании, одевался в рваный плащ и стоптанные сандалии, питался отбросами, которые подбирал на рынке. Философ счел себя совершенно независимым от городских властей и от общества, благами которого он не желал пользоваться. Слава о его учении и образе жизни распространилась среди бедного люда всей Греции.
Некоторые считали его мудрецом, другие возмущались его поведением, называя его "собачьим". Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген, по обыкновению, лежал в пыли посреди площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближавшегося царя и его многочисленную свиту, но продолжал лежать. Александр приветствовал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-нибудь; все его желания будут немедленно исполнены. Диоген и Александр Македонский "У меня одно желание, - ответил мудрец, - чтобы ты отошел в сторону и не заслонял мне солнца". С этими словами Диоген повернулся к Александру спиной, подставляя солнцу другой бок.
Положение царя было нелепым. Александр предложил бедному человеку все, чего тот ни пожелает, а мудрец вместо благодарности попросил могущественного властителя убраться подальше и не заслонять ему солнца! Свита Александра громко возмущалась поведением Диогена и осыпала философа насмешками. Однако царь сумел найти выход из глупого положения, в которое он попал. Вместо того чтобы наказать дерзкого мудреца и создать ему славу мученика, Александр улыбнулся и сказал: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном". Александр Македонский Убедившись, что греки примирились с владычеством Македонии, Александр собрал представителей всех греческих государств и предложил им объявить персам войну.
Царь старался представить эту войну как общегреческое дело, как месть за поругание эллинских святынь, разрушенных персами во время их вторжения в Грецию в 480 г. Представители греческих государств вынуждены были принять план царя, и приготовления к походу, начатые еще при жизни Филиппа, близились к завершению. Армия, с которой Александр готовился выступить против персов, состояла из тридцати тысяч пехотинцев и пяти тысяч всадников. Она была превосходно организована и обучена и своими боевыми качествами намного превосходила войска, которые персы могли направить против македонян. Хуже всего у Александра было с деньгами. К началу похода удалось запасти продовольствия только на месяц, а в казне оставалось всего 70 талантов.
Александру необходимо было добиться решающего успеха в самом начале, чтобы заставить жителей захваченных территорий оплатить его дальнейшие походы. Всякая неудача в начале военных действий грозила гибелью македонской армии, лишенной средств к существованию. Александр понимал риск задуманного похода: война должна была привести либо к полному успеху, либо закончиться быстрым провалом и гибелью Македонии. Поэтому накануне выступления Александр роздал оставшееся у него имущество близким и друзьям. Один из них, удивленный такой щедростью, спросил царя: "Что же ты оставляешь себе? Александр рассчитывал, что по сравнению с теми богатствами, которые он сумеет отобрать у врага, его владения в Македонии покажутся ничтожными, а в случае поражения ему не надо будет ничего.
Весной 334 г. Александр переправил свою армию через Геллеспонт и начал беспримерный по своей дерзости поход. Македонский завоеватель был полон решимости и не упускал ни одной мелочи, которая могла бы помочь ему добиться победы. В Малой Азии, на западном и северном побережьях, были расположены города греков, многие жители которых служили в армии персидского царя. Важно было разбудить патриотические чувства греков, чтобы обеспечить себе их поддержку в предстоящих сражениях. Для этого лучше всего представить поход македонян как продолжение вековой борьбы между Европой и Азией.
И Александр призывает на помощь историю и мифологию. Высадившись на малоазийском берегу, царь прежде всего посещает развалины Трои, устраивает пышные празднества в честь героев Троянской войны и, в особенности, в честь Ахилла, считавшегося предком македонских царей. Смысл этих торжеств был ясен всем: потомок Ахилла, продолжая дело своего предка, стал во главе греков, чтобы победоносно закончить войну, некогда начатую эллинами против азиатов.
Объединив всю Элладу, царь организовал поход на Персию, о котором так долго мечтал Филипп. Александр: «Проси у меня что хочешь». Диоген : «Не заслоняй мне солнца! В сражении у реки Граник он одержал победу над врагом, в результате чего ему удалось захватить почти всю Малую Азию. Эта победа принесла ему всемирную известность и признание. Потом он пошел войной против Египта , где его встретили, как национального героя.
Там он основал в свою честь город Александрию. Вообще надо сказать, что биография Александра Македонского почти полностью состоит из военных походов. Александр вступает в Вавилон Возвратившись в Персию, он захватил Сузы, Персеполь и Вавилон, который позже стал столицей объединенного государства. В 329 г. Александр Македонский умело воспользовался данной ситуацией и вновь показал себя в качестве мудрого тактика и стратега. Он заявил, что в распаде Персидской империи виноваты не захватчики, а убийцы Дария. Сразу после этого он объявил, что готов отомстить за Дария. Став правителем Азии, Александр за 2 года захватил Согдеан и Бактрию. Интересен факт, что покоряя новые города, он часто переименовывал их в свою честь.
Завоевания Александра Македонского В 326 г. Александр Македонский организовал военную кампанию на Индию. Изначально он смог захватить некоторые территории, но после перехода через реку Инд его воины отказались продолжать наступление. Одно из наиболее достоверных изображений Александра музей Лувра Солдаты серьезно устали от бесконечных сражений, тропических ливней, змей и непривычной еды. Кроме этого, они боялись многочисленной индийской армии и ее слонов. Таким образом, царю пришлось вернуться домой.
Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра.
А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности.
Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене. Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство.
Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами.
Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного. В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц.
Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям. В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц!
Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма. Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом. Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]?
А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления? Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории. Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств. Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя. Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней.
Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу. Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками. К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином. Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение. В связи с этим Джон Грив приступил к расследованию версии насильственной смерти, о которой, как мы уже упоминали, писали многие античные историки Плутарх, Арриан и др. Одним из аргументов в ее пользу было то, что ни один человек из семьи Александра не умер своей смертью: его отец, дядя, мать, жена и сын были убиты [12]. Поскольку политические убийства были в те времена обычным делом, то такой мощной политической фигуре, какой являлся великий завоеватель, вполне могла быть уготована такая же роковая участь. Однако это предположение могло служить лишь косвенным доказательством. Для того же, чтобы найти прямые доказательства, сыщику необходимо было выяснить мотив предполагаемого убийства, определить, кто был в нем заинтересован, участников и средства для его осуществления.
К поиску ответов на эти вопросы британский сыщик, возглавлявший в свое время подразделение Скотланд-Ярда по борьбе с терроризмом, подошел сугубо профессионально. Рассматривая историческую проблему с современных позиций, он пришел к выводу о том, что Александр был «лидером самой успешной вооруженной преступной группировки в истории и, вероятно, самой богатой из всех когда-либо существовавших грабительских банд». А раз так, то желающих прибрать к рукам созданную им империю и награбленные богатства могло быть предостаточно даже в ближайшем царском окружении. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за время своего правления великий македонец столкнулся с несколькими заговорами, которые успешно преодолел. И все-таки кому-то удалось с ним расправиться. Но кому? Тщательно проанализировав ближайшее окружение Александра, Джон Грив сначала остановился на фигуре престарелого полководца Антипатра, который был оставлен царем в Македонии в качестве греческого наместника. В перспективе именно он должен был стать опекуном будущего наследника Александра и, следовательно, правителем империи. Каждый раз, уходя в поход, царь доверял ему как самому опытному военачальнику и свою родину, и любимую мать, и все воинские резервы. И надо сказать, что Антипатр достаточно успешно справлялся со всеми царскими поручениями, в частности, своевременно посылал Александру подкрепления, подавил выступление восставших спартанцев.
Но вместо благодарности его действия вызывали у тщеславного македонца глухую ненависть: ведь чем больше были успехи наместника, тем меньшими казались Александру его собственные. Царь насмешливо называл борьбу Антипатра со спартанцами «войной лягушек с мышами», а его самого подозревал в желании стать царем. Недаром однажды Александр сказал: «Снаружи Антипатр одет в платье с белой каймой, а изнутри он весь пурпурный». В том, что именно у этого полководца были все основания для того, чтобы стать организатором возможного заговора против Александра, сыщика убеждало сразу несколько фактов. Во-первых, Антипатр резко отрицательно относился к желанию царя провозгласить себя богом а мы уже знаем на примерах Каллисфена и Клита, как тот расправлялся с теми, кто противился его желаниям. Во-вторых, мать Александра, Олимпиада, женщина эксцентричная и взбалмошная, постоянно жаловалась сыну, обвиняя наместника в измене и в своей ссылке. Эти жалобы подогревали и без того не лучшее отношение царя к старому полководцу. И весной 323 года до н. Тому же было велено явиться в Вавилон во главе молодых македонцев. Но, как это часто бывает, прежде царского посланника до наместника дошел слух, что якобы Кратер сначала должен его убить, а затем занять освободившееся место.
Мудрый Антипатр понял, что перед ним встал вопрос: кто кого быстрее успеет устранить — он царя или царь его? И начал мгновенно действовать, отправив ко двору Александра своих сыновей — Кассандра, Филиппа и Иолая. Сам же под благовидными предлогами стал оттягивать свое прибытие в царскую ставку. Согласно некоторым античным источникам, именно Кассандр доставил в копыте своего мула коробочку с ядом [13] , которым вскоре и был отравлен Александр. Затем он передал ее своему брату Иолаю, царскому виночерпию. Именно он является ключевой фигурой в деле об отравлении. Оказывается, это Иолай познакомил царя, пребывавшего в немыслимой печали после кончины Гефестиона, с фессалийцем Медием, который быстро заменил ему умершего любовника. Дальнейшее нам уже известно: на очередном пиршестве у Медия Иолай наполняет кубок Александра и, предварительно налив из него немного на ладонь, пробует вино, а затем подает его царю. Тот выпивает его большими глотками, но вдруг издает стон, прижимает кулаки к животу и опускается на пол. Казалось бы, все признаки отравления налицо.
Но, проанализировав совместно с крупнейшим историком античности Элизабет Карни, историком медицины Робертом Арноттом и токсикологом Лео Шелом все обстоятельства и взвесив улики, сыщик Грив не нашел их убедительными. И вот почему. Оказалось, что убийство царя не решало проблем престарелого наместника. Власть ему все равно не досталась бы, поскольку на его пути к трону стояла еще одна фигура — хилиарх нечто вроде вице-императора Гефестион. Именно ему вместо Антипатра Александр громогласно доверил опекунство своего будущего наследника, а значит, и державу. Следовательно, старому наместнику нужно было убрать еще и молодого соперника. Гефестион действительно внезапно скончался. Причиной его смерти называют тиф, но возможно, что и здесь не обошлось без яда. Предположим, что наместник мог, прежде чем послать в Вавилон своих сыновей, отправить доверенным людям другую коробочку, которая лишила жизни хилиарха. Но надо ли было ему так рисковать ради призрачного шанса на власть, воспользоваться благами которой он был уже не в состоянии?
Ведь к моменту смерти Александра Антипатру было уже 73 года он скончался в 319 году до н. Вряд ли человек столь преклонного возраста стал бы так уж сильно держаться за свое место или стремиться к получению высшей власти в империи. Хотя под угрозой смерти чего только не сделаешь, да и, заботясь о будущем своих сыновей, старый наместник мог замыслить устранение тирана, а сыновья — осуществить этот замысел [14]. Некоторые античные историки высказывали предположение о существовании заговора против Александра в среде военачальников, которые были недовольны его сближением с персидской знатью. Вступив в преступный сговор и отравив своего патрона, они могли освободиться от сурового самодержца и получить во владения обширные земли распавшейся империи. Но Грив даже не стал рассматривать эту версию, поскольку многие недовольные царем военачальники из числа его греко-македонского окружения были уже им казнены, а те, кто остался, готовились к новому походу. А поскольку предстоящая военная экспедиция сулила им огромные прибыли, они, напротив, были готовы беречь своего правителя пуще зеницы ока. Кроме того, возникли большие сомнения относительно возможного использования известных в те времена ядов из фармакопеи древней Македонии. При изучении симптомов скоротечной болезни Александра Роберт Арнотт и Лео Шел один за другим отвергли стрихнин, мышьяк и цианистый калий, которые не вписывались в клиническую картину 12 дней. А ядовитых веществ длительного срока действия македонцы еще не знали.
Казалось бы, расследование Грива зашло в тупик. Но однажды, встретившись с сыщиком в ботаническом саду Бирмингема, токсиколог Шел показал ему вырванное с корнем полутораметровое растение и сказал: «Вот от чего умер Александр».
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356-323 до н.э.
Еще одна проблема появилась при чтении надписей на мозаике, герме и статуэтке. Выяснилось, что повторяются даты 32, 42 и 52. Следовательно, что-то случилось в 22 году, что, с одной стороны, воодушевило 21-летнего Александра на сватовство к Анастасии, а с другой стороны, заставило каждые 10 лет вспоминать об этом событии. Если считается, что Александр родился в 356 году до н. Опять возвращаюсь к статье о нём в Википедии: «В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии под надзором полководца Антипатра, когда Филипп осаждал Византий. Возглавив оставшиеся в Македонии войска, он подавил восстание фракийского племени медов и создал на месте фракийского поселения город Александрополь по аналогии с Филиппополем, который его отец назвал в свою честь. А спустя 2 года в 338 до н. Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии см. Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Свадьбу Филиппа со знатной македонянкой, возможно, организовала часть местной аристократии.
Многие знатные македоняне не желали мириться с тем, что наследником Филиппа станет сын чужеземки, который, к тому же, находился под её сильным влиянием. После этого Олимпиада попыталась свергнуть Филиппа с помощью своего брата Александра Молосского, правителя Эпира. Однако Филипп узнал о планах Олимпиады и предложил эпирскому царю жениться на Клеопатре, сестре своего наследника Александра, и он согласился. К свадьбе Клеопатры будущий завоеватель примирился с отцом и вернулся в Македонию. Во время свадебных торжеств в 336 до н. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием. Обстоятельства убийства не совсем ясны, и часто указывается на возможность участия в заговоре различных заинтересованных лиц, которые стали врагами Филиппа вследствие его агрессивной политики. Самого Павсания схватили и тут же убили люди из свиты Александра, что иногда трактуется как желание будущего царя скрыть истинного заказчика нападения.
Они пришли к выводу, что Александр умер от острого панкреонекроза - заболевания поджелудочной железы, вызванного осложнением острого панкреатита. Такая болезнь может стать следствием обильного питания и употребления вина. Симптомы панкреонекроза исследователи обнаружили в трудах Арриана, Птолемея, Плутарха, Квинта Курция и других историков древности. Источники указывают на то, что болезнь Александра длилась всего 14 дней. В первый же день Александр испытал сильные боли в животе, сопровождавшиеся высокой температурой. Врачи вызвали у него рвоту - это был весьма распространенный в то время метод лечения. Затем последовали холодные ванны, вероятно для того, чтобы у пациента спала температура. На второй день Александр был истощен, его знобило, и по-прежнему болел живот.
Печально сказать, что этот поистине великий человек умер от горячки, причиненной неумеренностью, и что монархия, которую он создал, после его смерти поделена была между его четырьмя полководцами. Флавий рассказывает Древности, XI, 8, 5 , о весьма интересном событии, характеризующем его отношения к иудейскому народу. Хотя ни у языческих, ни у других священных историков не говорится об этом событии, но в общих чертах оно находит себе подтверждение в раввинских и самаританских преданиях. Тетрадрахма Александра Великого. Когда Александр осаждал Тир, рассказывает И. Флавий, он потребовал, чтобы иудеи покорились его власти, но они отказали в этом. После падения Тира и Галы он двинулся на Иерусалим, чтобы взять его. Тогда первосященник Иаддуй Неем. Царь затем пошел в Иерусалим, где принес жертвы и где ему показали пророчества Даниила, предсказавшего о его победах над персами.
Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонцев. Александр пытался править персами так, как их прежние цари. В историографии не существует единого мнения о титулатуре Александра — принятием титула «царь Азии» новый царь либо мог указывать на преемственность своего государства с империей Ахеменидов, либо же, наоборот, мог подчёркивать противоположность новой державы и Персии, поскольку не использовал такие титулы Ахеменидов, как «царь царей» и другие. Первые жалобы на Александра появились к осени 330 до н. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром. Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии знал, но не донёс. Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён солдатами на сходке. Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимых офицеров, на которых тоже падало подозрение, оправдали. Летом 327 до н. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена, историка и философа, который в одиночку осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотических наклонностей Александра. Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного, командира царских телохранителей, которого Александр убил лично в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. Участившиеся сведения о заговорах связывают с обострившейся паранойей Александра. Александр в современной культуре В XX—XXI веках богатый и многогранный образ Александра интерпретировался в зависимости от потребностей общества. Однако новой в это время стала попытка полного пересмотра роли Александра в истории. Между первой и второй мировыми войнами активной критике подверглась сама идея завоеваний, сопровождающихся войнами. Наиболее ярко эта антимилитаристская тенденция проявилась в творчестве Бертольда Брехта. В частности, в 1920-30-е годы им было написано несколько стихотворений, где критиковались чрезмерные усилия полководца для завоевания Земли и указывалось на приписывание заслуг всей греческой армии одному-единственному полководцу. Наконец, в радиопьесе «Допрос Лукулла» 1940-41 Брехт отстаивает мнение, будто на небесах слава Александра ничего не значит. В 1930-е годы советский писатель В. Ян написал повесть «Огни на курганах». В характерном для своего времени духе он сделал из знатного согдийца Спитамена нищего погонщика караванов и нарисовал картину классовой борьбы и борьбы народов Средней Азии за национальное освобождение. Он также указывал на то, что Александра отнюдь не следует считать великим лидером: он совершал как «прогрессивные» действия, так и достойные порицания. Кроме того, Александр — центральный персонаж поэмы «Вода бессмертия» Л. Автор старается беспристрастно относиться к Александру, но указывает на положительные и отрицательные аспекты его завоеваний. Александра нередко трактовали с современных позиций как предвестника глобализации и антиколониализма ср. Фишера-Фабиана «Александр Великий. Мечта о братстве народов» ; он включался в различные списки величайших полководцев на первых позициях. В беллетризованной биографии царя «Александр Македонский, или роман о Боге» Мориса Дрюона присутствуют элементы психоанализа и мистики, благодаря чему она выбивается среди других популярных биографий полководца. Профессиональный историк Арнольд Тойнби предпринял попытку описать гипотетическое будущее Македонской империи, если бы Александр прожил на 36 лет больше. Также Александр является героем множества романов: И. Сын сновидения», «Александр Македонский. Пески Амона», «Александр Македонский. Пределы мира» , Джеймс Роллинс «Кости волхвов» и др. В детской литературе Александр, как правило, традиционно преподносится как величайший полководец всех времён и народов. Несмотря на популярность Александра, в XX веке о нём было снято сравнительно небольшое количество фильмов. Две голливудских экранизации не имели большого успеха 1956 и 1968 годов.
Малоизвестные и спорные факты об Александре Македонском, который покорил полмира
Эака, деда знаменитого Ахилла, одного из главных героев Троянской войны. Александр родился в македонской столице Пелла. Согласно античным документам, смерть Александра Македонского наступила 10 июня 323 г. до н. э. Величайшему полководцу было всего 32 года. завоевал Персидскую империю и часть овал над Елладою 12 лет (1-я Книга Маккавейская). За двенадцать лет правления Александра Македонского площадь его государства выросла в сотни раз.
Александр Македонский – «cын Зевса»
Александр Македонский, он же Александр III Великий — царь Македонии и по совместительству великий полководец, завоевавший чуть ли не половину мира, скоропостижно скончался в Вавилоне 10 июня 323 года до нашей эры. Эака, деда знаменитого Ахилла, одного из главных героев Троянской войны. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Искандер Зулькарнайн, александр македонский, истории на развлекательном портале. Александр Македонский Имя: Александр III Македонский (Alexander Magnus). Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле.
2. Завоевать Грецию было легко
- АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356-323 до н.э.
- Правила комментирования
- Смерть в Вавилоне
- Тайна смерти Александра Македонского разгадана
- АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356-323 до н.э.
Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена
Александр Македонский – «cын Зевса». Македонскому, харизматичному и талантливому полководцу, потребовалось всего лишь одиннадцать лет, чтобы изменить мир. Территория Израиля вошла в зону влияния Александра Македонского в ходе одной из его военных кампаний на Ближнем Востоке. Александр стал македонским царем в 20 лет и в короткий срок создал империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Возвращение от Гифасиса Окончание индийского похода Александра Македонского Александр — сын Зевса Александр Македонский. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ( Александр Македонский)
А лександр Македонский родился в македонской столице Пелла в династии Аргеадов (с 336 года до н. э.). Это произошло в 356г. до н.э., в ночь когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской (одно из Семи чудес света), и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар. А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Когда македонская армия находилась в Дрангиане, был раскрыт заговор, участники которого хотели убить царя.
Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца
В какую Индию ходил Александр Македонский | Александр Македонский родился в македонской столице Пелла. |
Установлена причина смерти Александра Македонского - Российская газета | Александр Македонский Имя: Александр III Македонский (Alexander Magnus). |
Биография Александра Македонского | Пелла, где в 336 году до н.э. родился будущий великий полководец. |
Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
В поисках Александра До сих пор неизвестно, где похоронен Александр. Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию. Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона. Но видимо Александру было не суждено обрести покой. Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию. Там тело повторно забальзамировали, поместили в новый саркофаг и установили в мавзолее на центральной площади.
В следующий раз сон Александра, очевидно, потревожили уже первые христиане, для которых он был «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг выкрали и закопали где-то на окраинах города. Затем в Египет хлынули арабы и на месте мавзолея воздвигли мечеть. На этом следы захоронения полностью утрачиваются, мусульмане много веков не пускали никого в Александрию. Сегодня существует множество версий о гробнице Александра Македонского. Персидская легенда начала века гласит, что Александр так и остался в землях Вавилона; македонская утверждает, что тело доставили в древнюю столицу Эгей, где Александр появился на свет. В XX веке археологи бесчисленное количество раз были «близки» к разгадке тайны последнего пристанища Александра — его искали в подземельях Александрии, в оазисе Сиви, в древнем городе Амфиполе, но пока что все тщетно.
Впрочем, ученые не сдаются. В конце концов, игра стоит свеч — по одной из версий его похоронили в саркофаге из чистого золота вместе с многочисленными трофеями из Азии и рукописями из легендарной Александрийской библиотеки. Я видел в Афганистане Александрийские "столбы". Он ставил их,чтобы вернуться назад из Индии. Очень впечатляет: возле Кабула на горе стоит "столб", основание 10 на 10 м, высотой более 20м.
Квинт Курций писал: «Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства. Нигде больше нет такого жаркого климата, как в Месопотамии; многих животных, застигнутых на голой почве, солнце там убивает. Когда друзья смогли наконец отдаться заботам о бездыханном теле и вошли в зал, не заметили никаких признаков тления, ни даже бледности смерти; с лица его не сошла и та живость, которая поддерживается дыханием. Так что египтяне и халдеи, которым было приказано приготовить тело по обычаю, сначала не решались тронуть его руками, думая, что оно дышит; затем, помолившись, они очистили тело, наполнили благовониями и положили на золотое ложе, украсив его знаками его сана». Тело Александра по распоряжению полководца Птолемея, впоследствии первого эллинистического царя Египта, было доставлено в Мемфис, а оттуда было перевезено в Александрию, столицу Египта времен эллинизма.
Спустя 300 лет первый римский император Август, согласно римским историкам, неловко коснулся мумии великого завоевателя и повредил у нее нос. Последнее упоминание о гробнице Александра в анналах истории относится к 210 —м гг. С тех пор о прахе царя ничего неизвестно.
Это была преимущественно партизанская война, а не сражения армий. Местные племена действовали набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане , на территории современных Афганистана , Таджикистана и Узбекистана. В Согдиане Александр нанёс поражение скифам. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт ныне Сырдарья. Дальше на север македонские войска не углублялись, места там были пустынные и по представлениям греков малообитаемые.
В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян скрывалось в малодоступных горных крепостях, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью см. Войска царя жестоко расправлялись с непокорным местным населением, что привело к опустошению Средней Азии [85]. В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата греч. Худжанд , в настоящее время второй по величине город Таджикистана. В Бактрии на древних развалинах заложил город Александрию в Арахосии совр. Кандагар , в настоящее время второй по величине город Афганистана. Александр женился на Роксане , дочери местного вельможи возможно, сатрапа [86] Оксиарта. Хотя античные авторы, как правило, предполагали, что брак был заключён по любви, этот союз позволил привлечь местную аристократию на сторону царя [85]. После свадьбы, закрепившей македонское господство в Бактрии и Согдиане, царь начал подготовку к походу в Индию [87].
Поход в Индию 326—325 гг. Александр встречает индийского царя Пора , пленённого в битве на реке Гидасп. Весной 326 до н. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход , покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Абхи из Таксила греки называли царя «человеком из Таксилы», то есть Таксилом в районе нынешнего Исламабада Пакистан [88]. Основные боевые действия македонских войск разворачивались в районе Пенджаба , «пятиречья» — плодородной области в бассейне пяти восточных притоков Инда. Таксил присягнул на верность Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Такова была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить покорённых владык в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей.
В конце лета 326 до н. На берегах реки Биас приток Инда македонское войско отказалось далее следовать за царём по причине усталости от длительного похода и бесконечных сражений [90]. Непосредственным же поводом явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру не оставалось ничего другого, как повернуть армию на юг. При отступлении в Персию он планировал захватить и другие земли. Примерно с ноября 326 до н. В одном из сражений за город маллов январь 325 до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь см. Штурм города маллов.
Раздражённый противодействием и мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности. Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг Индийского океана [91]. Летом 325 до н. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль океанского побережья. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее сражений — в дороге от зноя и жажды погибло множество македонцев [92]. Последние годы Александра Александр Македонский на античных монетах чаще всего изображался с головным убором Геракла головой льва или рогами бога Аммона В марте 324 до н. Александр вступил в город Сузы на юге Ирана , где он и его армия предались отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление.
Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру , старшую дочь царя Дария , захваченную в плен после битвы при Иссе , и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III [93]. Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана , до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя. Серьёзная реформа произошла в армии: была подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга численностью в 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца, кроме Александра. В феврале 323 до н. Александр остановился в Вавилоне , где стал планировать новые завоевательные войны.
Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе угадывалась экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства [94]. Смерть Александра За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. С 7 июня Александр больше не мог говорить [95]. После 10 дней жестокой лихорадки 10 [сн 7] или 13 июня [96] 323 до н. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках. В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти царя [97]. При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена [98]. Чаще всего выдвигается версия о смерти от малярии.
По этой версии организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление лёгких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия белокровие [99] [98]. По другой версии, Александр заболел лихорадкой Западного Нила [100] [101]. Также выдвигались предположения о том, что Александр мог умереть от лейшманиоза , рака и даже СПИДа [102]. Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании [102]. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний попойки Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье [102]. Существует и версия о передозировке царём ядовитым морозником , который использовался как слабительное [97]. Наконец, ещё в античности появились версии об отравлении царя Антипатром , которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось [103]. Согласно легенде [сн 8] , Александр перед смертью передал царское кольцо с печатью военачальнику Пердикке , который должен был стать регентом при беременной царице Роксане. Предполагалось, что она вскоре родит законного наследника, интересы которого до совершеннолетия будет защищать Пердикка.
Через месяц после смерти Александра Роксана родила сына, названного в честь отца Александром. Однако верховную власть регента Пердикки вскоре стали оспаривать другие военачальники диадохи , желавшие стать самостоятельными правителями в своих сатрапиях. Империя Александра фактически перестала существовать уже в 321 до н. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов , закончившуюся со смертью последних «наследников» в 281 до н. Все члены семьи Александра и близкие к нему люди стали жертвами борьбы за власть. В 311 до н. Гробница Александра Диадох Птолемей завладел забальзамированным телом Александра Великого и перевёз его в 322 до н. В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон [106]. Впоследствии вероятно, по инициативе Птолемея Филадельфа его труп перевезли в Александрию [107].
Он хотел продвинуться дальше в Индии и направиться на восток к Гангу, где находилась империя Нанда Магадха. Однако его армия была истощена годами боев и отказалась идти дальше. В ответ на мольбы своего генерала Коэна, Александр решил вернуться домой. Прибыв в Вавилон, Александр начал строить планы для серии новых кампаний. Но у него так и не было возможности её начать, так как вскоре после этого он умер. Таким образом, Александр Македонский считается одним из самых успешных военачальников в истории и создателем одной из крупнейших империй древнего мира. Он возглавил греков в завоевании Персии и после нескольких лет войны, наконец, сверг персидского царя Дария III и завоевал империю Ахеменидов. Личная жизнь и наследие Александр влюбился в Роксану, дочь Бактрийского аристократа Оксиарта, и женился на ней.
Помимо жен у него было еще несколько компаньонок. Роксана родила ему сына через несколько месяцев после его смерти. Александр умер во дворце Навуходоносора II в Вавилоне в возрасте 32 лет в июне 323 года до нашей эры. Подробности, связанные с его смертью, неясны. По одним данным у него поднялась температура после ночной попойки и в результате он умер через несколько дней. Видео 4 оценки, среднее 5 из 5 1 Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни
Еще он обязался ввести в Эрец Исраэль летоисчисление по царям из рода Селевкидов. Так еврейское царство получило своеобразную автономность. Однако, некоторая часть Эрец Исраэль — а точнее, Самария и самаритяне — были завоеваны. Во время пребывания Александра Македонского в Египте до него дошло известие о восстании самаритян против него. Царь поспешил в Самарию, навел там порядок и поставил македонский гарнизон. Талмуд добавляет, что Александр воспользовался помощью иудеев против самаритян. Несмотря на довольно благополучный исход встречи Александра с евреями и его лояльное отношение к иудаизму , македонские завоевания, в итоге, привели к эллинизации всего Ближнего Востока, в том числе, и Израиля.
В конце 332 года до н. При покорении Египта македонский царь проявил мудрость великого государственного деятеля: он не касался местных обычаев и религиозных верований в противоположность персам, которые постоянно оскорбляли эти чувства египтян. Он сумел завоевать доверие и любовь местного населения, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления страной. В начале 331 года до н.
Александр Македонский совершил во главе небольшого войска поход через знойную Ливийскую пустыню к храму Зевса Аммона, примерно в 300 километрах западнее города Мемфиса. Жрецы этого особо почитаемого древними египтянами храма посвятили его в ходе торжественной церемонии, по обычаю древних фараонов, в «сына Аммона» «сына Солнца». Весной 331 года до н. Александр Македонский, получив значительные подкрепления от царского наместника в Элладе Антипатра, вновь пошёл войной на Дария, который уже успел собрать большое войско в Ассирии. Македонская армия пересекла реки Тигр и Евфрат, и при Гавгамеле, недалеко от города Арбелы и развалин Ниневии, 1 октября этого же года противники сошлись в битве. У царя Дария теперь было мало надежд на успех в войне. Несмотря на значительный перевес персидского войска в численности и абсолютный — в коннице, полководец Александр, благодаря искусной тактике ведения наступательного боя, вновь одержал блестящую победу. На сей раз он вёл в сражение армию численностью в 47 тысяч человек. Александр, находившийся со своей тяжёлой кавалерией «товарищей» на правом фланге македонской боевой позиции, пробил брешь между левым флангом и центром персов и затем атаковал их центр. После упорного сопротивления, несмотря на то, что левый фланг македонян испытывал сильное давление противника, персы отступили.
В считанные минуты их огромная армия превратилась в толпы неуправляемых вооружённых людей. Дарий III бежал в числе первых, а за ним в полном беспорядке побежало все его войско, неся огромные потери. По некоторым данным, они исчислялись в 50 тысяч человек. Победители недосчитались всего 500 человек. С поля сражения македонская армия двинулась на город Вавилон, который сдался без боя, хотя и имел мощные крепостные стены. Вскоре победители захватили персидскую столицу Персеполис и огромную царскую сокровищницу. Блестяще одержанная победа при Гавгамеле сделала Александра Македонского властелином Азии — теперь Персидская держава лежала у его ног. К концу 330 года до н. Меньше чем за пять лет Александр создал величайшую для того времени империю. На завоёванных территориях правила местная знать.
Только военные и финансовые дела поручались грекам и македонцам. В этих вопросах царь Александр доверял исключительно своим людям из числа эллинов. После этого он окончательно покончил с Персидской державой, царь-беглец которой, Дарий III Кодоман, был убит собственными сатрапами. Великий завоеватель осудил подобный поступок подданных персидского владыки, поскольку желал видеть Дария своим почётным пленником. В двух последних странах завоеватели встретили сильное сопротивление местных жителей и правителей. Бактрийские и согдианские феодалы со своими воинами укрывались в хорошо укреплённых замках, штурм которых был сопряжён с большими потерями. Македонское войско перешло даже реку Яксарт и вторглось в страну кочевников-скифов. Покорив себе окончательно многолюдную и богатую Согдиану, Александр женился на Роксане, дочери бактрийского князя Оксиарта, который особенно доблестно сражался против него, стремясь таким путём укрепить своё господство в Средней Азии. Знакомство с образом жизни персидской знати наложило отпечаток на великого завоевателя. Плутарх писал: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Желая подражать персам в распущенности нравов не менее, чем в одежде, он отобрал среди множества царских наложниц самых красивых и знатных по происхождению и проводил с ними ночи поочерёдно… во всём лагере стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком по сравнению с отцом своим Филиппом, что даже отрёкся от своей родины… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг».
Кроме внешних врагов у Александра теперь появилось немало противников среди македонской аристократии, хотя своими завоеваниями он очень обогатил её. Уже осенью 330 года до н. Он был казнён по решению суда и настоянию других военачальников. Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. В 328 году до н. Александр в припадке гнева и опьянённый вином заколол во время пира военачальника Клита, который спас ему жизнь в сражении при Гранике. В начале 327 года до н. Такой же заговор привёл к гибели философа Каллисфена, родственника Аристотеля. Этот последний карающий поступок великого завоевателя был труднообъясним, поскольку его современникам было хорошо известно, насколько высоко почитал ученик своего мудрого учителя. Окончательно подчинив себе Бактрию, Александр Македонский весной 327 года до н.
Его армия в 120 тысяч человек состояла в основном из войск покорённых земель. Перейдя реку Гидасп, он вступил в сражение с армией царя Пора, включавшей в себя 30 тысяч пеших воинов, 200 боевых слонов и 300 боевых колесниц. Кровавая битва на берегах реки Гидасп закончилась очередной победой великого завоевателя. Немалую роль в ней сыграла лёгкая греческая пехота, которая бесстрашно атаковала боевых слонов, которых так боялись восточные воины. Изрядная часть взбешённых многочисленными ранами животных развернулась и кинулась сквозь свои же собственные боевые порядки, смешав ряды индийской армии. Победители потеряли всего 1 тысячу воинов, побеждённые же гораздо больше — 12 тысяч убитыми и ещё 9 тысяч индусов попали в плен. Индийский царь Пор оказался пленённым, но вскоре был освобождён победителем. Затем войско Александра Великого вступило на территорию современного Пенджаба, выиграв ещё несколько сражений.
То есть, фраза «I love you» я люблю тебя буквально переводится как «я ловлю тебя», то есть, самец ловит самку… И таких славянских слов в английском языке не одна сотня… Впрочем, вернемся к скифам. Археологические находки подтверждают, что скифы населяли и всю восточно-европейскую равнину.
Да и наличие многочисленных курганов на этой территории говорят об этом же. И далее из отчета: «Исследования 1989 года дали первое представление о том, как была устроена крепость. Оказалось, совершенно так же, как… пришедшая ей на смену древнерусская в домонгольском Плёсе! Но, поскольку славян в этом краю в те времена еще не было V-IV в. Именно они построили эту крепость и оставили многочисленные предметы, в том числе, оружие и золотые изделия. Именно славяне и сменили скифов на этой территории, и первые передали вторым свои знания и опыт. Любопытно, что практически такое же поселение и того же времени V-IV в. Раскопки показали, что это было довольно мощное поселение, защищённое дугообразными валам и рвами. Вот что написано на краеведческом сайте «Парк Фили»: «Особый интерес представляет система укреплений городища. Террасы на склонах были выровнены в материке в ранний период истории городища, их края были укреплены каменной кладкой и мощным плетнём из кольев диаметром 7 - 11 см, защищавшим террасу от размыва и оползания.
Такая система противооползневых плетней аналогичной конструкции применяется в Подмосковье до настоящего времени». То есть, речь идет о прямой преемственности на протяжении последних 2,5 тысячи лет. А это может означать только одно — на этом месте в течение 25 веков обитали родственные племена, которые передавали друг другу свои опыт и знания. Кто мог построить такое укрепленное поселение? Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что первоначальными обитателями восточно-европейской равнины были именно скифы, никаких финно-угров в те времена здесь и в помине не было. Скифов сменили славяно-русы, и только потом здесь появились меря, да и тех было немного. О родстве скифов и славян говорит и общая для обеих этнических групп гаплогруппа — R1a1. То есть, у них был один общий, арийский, предок. На каком-то этапе они разделились, стали смешиваться с другими племенами, однако общая гаплогруппа все равно осталась… Напомним, что та же Y-гаплогруппы R1a1 преобладала и у представителей Фатьяновской культуры ок. То есть, они жили там, где через три тысячи лет возникла Московская Русь.
Причем, процесс передачи знаний и культуры шел беспрерывно на протяжении всего этого времени. Кстати, и антропологически фатьяновцы были предками восточных славян, обитавших на восточно-европейской равнине. Но это еще не все. Фатьяновская культура была одним из подразделений «культуры шнуровой керамики», или, как ее еще называют, «культура боевых топоров» 3200 — 2300 до н. Даже ученые-ортодоксы и те вынуждены признать, что данная «культура» была далеким предком славянских народов. И у мужчин здесь доминирующей была гаплогруппа R1a1. Как и у ее предшественницы «ямной культуры 3600 — 2300 до н. Дальше продолжать не станем, и так понятно, что на протяжении почти 6-ти тысячелетий на территории Русской равнины обитают одни и те же родственные племена, имя которым — славяне и русы. И все разговоры о том, что, якобы, славяне появились только в 6-м веке н. Как и славянского языка и его древнейшего предка.
Многие античные авторы упоминают о том, что скифы имели отличные законы, написанные на медных таблицах, значит, у них была своя письменность. Но какая? И где их памятники письменности? Не мог же такой многочисленный и древний народ не иметь письменности, вообще, алфавита. А может, они найдены, эти медные таблицы, только академическая наука скрывает их от общественности, как это она делает на протяжении нескольких сотен лет, дабы сохранить в неприкосновенности устои? Вполне это допускаю. Знаменитый историк Геродот в своей «Истории» рассказывает о скифском царе Анахарсисе, которого эллины включили в совет семи величайших мудрецов. Но ведь мудрец должен был уметь читать и писать, и не только на древнегреческом, но, в первую очередь, на своем родном языке. Кстати, тот же Анахарсис упомянут Диогеном Лаэртским как поэт, сочинивший целую поэму в стихах в 800 строк. Античные авторы свидетельствовали о том, что скифские правители вели переписку с азиатскими правителями, в частности, персидским царем Дарием.
В скифских курганах и на территории городов обнаружено немало разного рода табличек и даже массивных плит с загадочной письменностью, которая пока до сих не расшифрована. Но то, что это была письменность скифская, сомнению не подлежит. Не могли же скифы захоронить в своих курганах чужие таблички с чужими письменами. О языке скифов можно отчасти судить по тому, на каком языке говорили сарматы. Их тоже почему-то тоже причислили к ираноязычным. На боспорских монетах савроматов I в. Причем, надпись на сосуде гласит: «Иван окой окоймил либо оковал , Таруля се это поял поимел ». Попросту говоря, Иван сделал этот золотой сосуд и подарил его некоему Таруле. Что автор и отразил в своей надписи. Кстати, имя «Иван» оказалось на сосуде I в.
Более того, слово «окой» тоже оказалось в русском языке, и в том же значении — окоемка, каемка и т. И как после этого доверять академической науке, которая утверждает, будто сарматы были ираноязычным народом. Странная логика у ученых-ортодоксов — ираноязычный народ говорит на одном из славянских наречий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что мы, русские, тоже являемся ираноязычными… Похоже, со скифами такая же «околесица». Однажды вдруг выяснится, что ираноязычные либо тюркоязычные недавно какой-то «ученый» вдруг вывел, что скифы были тюрками, правда, не учел, что в 5 — 6 тыс. Кстати, некоторые античные авторы, в частности, Геродот, так и пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом». Но если сарматы говорили на славянском языке, значит, и скифский язык был славянским. Другое дело, что азбука была разная, но совсем не обязательно, чтобы родственные племена, говорящие на одном языке, имели и одинаковый алфавит… Скифы были не отсталыми кочевниками, а вполне оседлым, образованным народом, имеющим высокую культуру и глубокие научные знания. Вот что пишет все тот же Арриан: «…и сами скифы, и лошади их были тщательно защищены броней …». Если уж они умели выплавлять золото и делать из него шедевры сосуды, диадемы и т.
При этом, «передовые» римляне, как ни странно, делать этого не умели! И были очень удивлены, когда восточные варвары вандалы, сарматы, скифы, русы оказались закованными в броню, в то время как сами римляне имели только легкие защитные латы. Хотя в науке считается, что у них были пластинчатые и чешуйчатые сверхпрочные доспехи, но почти никто не говорит, что все это римляне позаимствовали именно у скифов и сарматов! Потому так быстро и рухнула Римская Империя, что закованные в броню катафрактарии скифов, сарматов и русов просто смяли римских воинов, защищенных лишь легкими латами, а те, кто был хорошо защищен тяжелыми доспехами, оказались неповоротливы, потому представляли собой легкую мишень для нападавших. Кстати, именно от скифов нам достались две привычки, которые стали нашей неотъемлемой традицией — питие хмельных напитков и обязательная баня. Мы не прямые потомки скифов, дальние родственники, но идентичность скифской и древнерусской культур вполне допустима, поскольку одни из предков русов и славян - скифы - долгие века соприкасались и взаимодействовали между собой на восточно-европейской равнине. А это означает, что история Руси и русского народа начинается задолго до призвания венедского князя-берсерка Рюрика. Если верить современным ученым, восточно-европейская равнина была в те времена дикой тайгой, где обитали первобытные племена незнамо какого происхождения. Однако труды целого ряда античных и средневековых историков подобную точку зрения опровергают. Подтверждением тому служит «Руководство по географии» знаменитого римского географа Птолемея 83 — 163.
Странно, что это его сочинение не включено в школьные и вузовские программы, в том числе, и в качестве пособия по истории России. Но вернемся к Александру Филипповичу. Он воевал со скифами и русами не только в Причерноморье и на средне-русской возвышенности, но и в Сибири. Да, да, именно так. Тот же Арриан, описывая поход великого полководца в Индию, пишет: «Он дошёл до земли индов, живущих по соседству с арахотами. Войско истомилось, проходя по этим землям: лежал глубокий снег и не хватало еды... Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину». Еще конкретнее высказался римский историк Курций Руф первый век н.
Потом его многократно переписывали — самая ранняя из известных ныне версий относится к XI веку и больше напоминает средневековый мистический роман. Вариантов было несколько, каждый имел свою логику и своих сторонников. Можно было захоронить Александра в Вавилоне, который он хотел сделать столицей своей империи, тем самым основать новый культ, под сенью которого будут править страной потомки великого царя. Наследником трона официально был объявлен еще не родившийся сын царя от бактрийской красавицы Роксаны, регентом при котором должен был стать Пердикка — один из военачальников и друзей Александра. Он-то и предлагал построить для почившего государя мавзолей в древнем Вавилоне. Против такого варианта выступили ветераны-македонцы. Они так и не прониклись идеей своего вождя о создании многонациональной империи, а поход воспринимали как месть за осквернение персами эллинских святынь. Они победили, захватили огромные богатства и мечтали вернуться с ними домой. Ветераны не собирались отказываться от своих богов и обычаев, поэтому требовали вернуть тело царя туда, где покоились его предки, — в царский могильник неподалеку от древней столицы Македонии города Эги. В благодарность за освобождение от персов Александр действительно был провозглашен жрецами оазиса Сива сыном Амона, но это сильный аргумент только для тех, кто уверен в могуществе египетских богов. Ратовать за перенос тела царя в долину Нила мог наместник в Египте Птолемей, но вряд ли его голос был достаточно громким на фоне других диадохов — преемников Александра. Тем не менее судьба распорядилась именно так, что первым местом упокоения Александра стала столица Птолемея. Дорога в Египет В итоге мнение воинов взяло верх — Пердикка уступил. Приготовления к походу заняли более года. Плутарх пишет, что тело Александра бальзамировали по египетскому обычаю, Диодор Сицилийский — что его по вавилонской традиции уложили в наполненный медом золотой по другой версии — стеклянный гроб, который водрузили на великолепный катафалк и под охраной сильного отряда отправили в неблизкий путь в Грецию. Диодор Сицилийский. На этот ящик была помещена крышка из золота, соответствующая ему в точности и прилаженная вокруг его верхнего края.